Фрейд психология женщины

Самое интересное и полезное на тему: "Фрейд психология женщины" простым и понятным языком. Мы собрали полную информацию по теме и постарались раскрыть тему во всех деталях. Если появились вопросы - задавайте их в комментариях.

Зигмунд Фрейд о любви

Любовь и работа — вот краеугольные камни нашей человечности.

Любящий многих знает женщин, любящий одну — познает любовь.

Человек выздоравливает, давая волю своей сексуальности.

Никогда мы не оказываемся столь беззащитными перед лицом страдания, чем когда любим.

Муж почти всегда лишь заменитель любимого мужчины, а не сам этот мужчина.

[2]

Почему мы не влюбляемся каждый месяц в кого-то нового? Потому что при расставании нам пришлось бы лишаться частицы сердца.

Люди более моральны, чем думают, и гораздо более аморальны, чем могут себе вообразить

Любовь в основе своей и теперь настолько же животна, какой она была испокон веков.

Бессознательное не знает слова «нет». Оно не может ничего другого, кроме как желать.

Если один не мог бы найти в другом, что следовало бы исправить, то вдвоем им было бы ужасно скучно.

Прикосновение обозначает начало всякого обладания, всякой попытки подчинить себе человека или предмет.

Идеальная, вечная, очищенная от ненависти любовь существует только между зависимым и наркотиком.

Когда старая дама заводит собачку, а старый холостяк коллекционирует статуэтки, то таким образом первая компенсирует отсутствие супружеской жизни, а второй создает иллюзию многочисленных любовных побед. Все коллекционеры — своего рода Дон Жуаны.

Настоящий мазохист всегда подставит щеку там, где есть возможность получить удар

Мы выбираем друг друга не случайно — мы встречаем лишь тех, кто уже существует в нашем подсознании.

В ходе развития культуры из сексуального было извлечено столько божественного и святого, что оскудевший остаток стал презираться.

Человек любит то, чего не хватает его «Я» для достижения идеала.

Чтобы не заболеть, нам необходимо начать любить.

Ужасно, когда два любящих сердца не могут найти ни достойной формы, ни времени для нежных слов. Они как бы берегут нежность на случай неожиданной беды, когда сама ситуация вынудит их к этому. Не надо скупиться на нежность. Чем более тратишь ее, тем более она обоюдно восполняется. Если о нежности забывают, то постепенно утрачивается душевная связь и отношения супругов в таком случае бывают подобны ржавому замку. Вроде бы и есть замок, да как его откроешь, если весь заржавел?

Химия на две трети состоит из ожидания. Жизнь, видимо, тоже.

Сексуальным отклонением можно считать только полное отсутствие секса

Женщина должна смягчать, а не ослаблять мужчину.

Жестокость и половое влечение связаны между собой самым тесным образом.

Бессознательное одного человека может реагировать на бессознательное другого без какого-либо участия сознания… Каждый в своем бессознательном обладает инструментом, позволяющим интерпретировать послания бессознательного других людей.

Великий вопрос, на который я все еще не могу ответить, несмотря на мое тридцатилетнее исследование женской души: «Чего хочет женщина?»

Люди в целом неискренни в сексуальных вопросах. Они не демонстрируют открыто свою сексуальность, а прячут ее, надевая на себя плотное пальто, сшитое из материи под названием «ложь», как будто в мире сексуальных отношений стоит плохая погода.

7 малоизвестных фактов

Фрейда боготворят или демонизируют. Мало кто из ученых удостоился столь пристального внимания и жарких споров. Несколько фактов, которые помогут разглядеть живого человека в «великом и ужасном» первооткрывателе бессознательного.

Почему современные женщины хотят замуж?

За последние годы женщины стали более независимыми и самодостаточными, но вопрос брака все еще стоит достаточно остро. Желание завести семью и давление близких заставляют торопиться с замужеством. Чего женщины ждут от штампа в паспорте?

Фрейд психология женщины

Фрейд и его Женщины

Несмотря на странность теорий знаменитого профессора Зигмунда Фрейда относительно женской сексуальности, более смелых и обширных выводов не решился сделать никто, и многие современные сексологи до сих пор придерживаются его мнения.

Наблюдения Фрейда о природе женской сексуальности были опубликованы между 1923 и 1933гг, в конце его карьеры. Фрейд сформулировал многие термины, например, «Эдипов комплекс», «комплекс кастрации» и многое другое.

Зависть к пенису

Согласно Фрейду, по мере развития девочки в женщину, она наблюдает массу анатомических и психических различий между полами, а сравнение фаллоса с собственным маленьким и неприметным органом со временем формирует зависть к половому члену и комплекс кастрации.

В связи с этим, возникают целая гамма психосексуальных последствий, например, женская бисексуальность, которая более распространена, чем бисексуальность мужчин.

Недавнее психоаналитическое исследование обратило особое внимание на заявления этого рода, но интерпретировало «зависть к пенису» по-своему. Дело в том, что мужчины каждый раз могут лицезреть свои половые органы, например, при акте мочеиспускания, как бы находя подтверждение своего истинно мужского достоинства. В то время как женщины не могут свободно лицезреть свои наружные половые органы.

Психоаналитик Зигмунд Фрейд также излагает в деталях свою интерпретацию мифологического образа Медузы Горгоны как укоренившейся женской сексуальной проблемы. Якобы змеи на голове Горгоны означают фаллические символы, что одновременно вызывают страх и превосходство.

В своих трудах Фрейд ещё не раз упоминает женский страх перед мужскими гениталиями.

В анализе метафорического представления женщины о мужских гениталиях Фрейд проливает свет на парадокс женского восприятия фаллоса, который является для неё одновременно ужасающим и бесспорно привлекательным.

Словно Фрейд имел ввиду современных феминисток, где змеи — пенисы являются символом и желания, и страха, и даже ненависти. Согласно Фрейду, вид головы Медузы Горгоны компенсирует женскую неполноценность, повышает самооценку и, возможно, является символом эмансипации.

Но убедительную аргументацию Фрейд в конечном счёте был не в состоянии привести, взамен объяснил ситуацию обезглавливания Медузы Горгоны, где основная идея такова: «змеи в её волосах — подтверждение правила, согласно которому умножение символов члена показывает кастрацию.”

Фрейд и женские сексуальные фантазии

Несмотря на такое невежество Фрейда к женскому телу и его потребностям, можно сказать, что вся его жизнь была посвящена женщинам. «У меня много вопросов, на которые я еще не в состоянии ответить, несмотря на мои тридцать лет исследований относительно женской души, а главный из них — Что хочет женщина. » — писал неутомимый Зигмунд.

Безусловно, Фрейд был человеком своих времён. Он был настроен против женского движения и эмансипации, полагая что смысл женщины — в её репродуктивной функции. Теории страхов по поводу кастрации были раскритикованы обществом, но многие посчитали их «революционными» в истории психотерапии.

Первоначально, Фрейд предполагал, что причины женской истерии — в сексуальном насилии в детстве. Но позже он оставил эту теорию и вместо этого подчеркнул роль сексуальных фантазий в развитии множества женских неврозов и болезней. Его понимание женщин было неадекватно, но он действительно делал большие шаги в отличие от того, что было понято о женщинах до него, впервые, с научной точки зрения заговорил о сексуальных фантазиях женщин и их огромном потенциале.

Читайте так же:  Психология разведенного мужчины в 40

Фрейд и его женщины

Женщины играли важную роль в личной жизни Зигмунда. Фрейд был самым старшим ребенком своей матери (у его отца было два старших сына от предыдущего брака), и часто описывался как фаворит своей матери, которую он тоже очень любил, хотя возможно, что и скрывал глубину этой самой любви.

Фрейд сделал вывод, что люди, которые одобрены и обласканы своими матерями, становятся более уверены в своих силах во взрослой жизни, имеют непоколебимый оптимизм, который и приносят им фактический успех. Нежное отношение к матери укрепляет мужество в характере мальчика, но мать является самым важным лицом, та, что дала жизнь.

А вот отношения Фрейда с его женой Мартой были очень традиционными: «Она была очень хорошей домашней хозяйкой».

Как позже объяснила его внучка, Софи Фрейд: «Она была очень бережливой. И мой отец сказал бы, что его мать скорее отравит всех домочадцев, чем выбросит пищу».

Фрейд был воспитан также несколькими сёстрами и позже стал отцом трех сыновей и трех дочерей, включая Анну Фрейд, которая играла главную роль в продолжении работы отца, главным образом посвятив себя детскому психоанализу.

Психоаналитик Карэн Хорни стала одним из первых критиков взглядов Фрейда относительно женской психологии. Карэн Хорни нанесла ответную «пощёчину» в ответ на «зависть к мужскому пенису», предположив, что мужское самолюбие сильно страдает от неспособности иметь детей. Она назвала это «завистью к матке».

На что вредный Фрейд ответил: «Мы не будем очень удивлены, что женщина — аналитик не достаточно убеждена в интенсивности её собственного желания члена так же, как и не в состоянии придать надлежащее значение этому факту в её пациентках» (Фрейд, 1949). Согласно Фрейду, понятие Хорни о зависти к матки появилось в результате её собственного воображения.

Признания Фрейда

Однако многие опубликованные мысли Фрейда — это признание, что его понимание женщин было ограничено.

“Это — всё, что я должен сказать Вам о женственности, — написал он — Это конечно неполно и фрагментарно и не всегда кажется дружественным. Если Вы хотите знать больше о женственности, полагайтесь на ваш личный жизненный опыт или обратитесь к поэтам, или ждите, пока наука даст вам более последовательную информацию”.

[1]

Сегодня, многие психоаналитики предлагают не отклонять теории Фрейда напрямую, а сосредоточиться на том, чтобы развивать новые представления относительно его оригинальных идей.

Фрейд действительно пересмотрел свои теории много раз, и каждый раз по-новому добирался до сути.

Ненавидел ли Фрейд женщин?

В конце жизни он признавал, что женское начало осталось для него загадкой. Между тем, отмечает психоаналитик Светлана Федорова, всю жизнь Фрейда окружали женщины: его мать Амалия, которая умерла в 95 лет, всего за девять лет до его смерти, пять младших сестер, его дочери, и среди них Анна, которая стала психоаналитиком, как отец, и которую он прозвал «моя Антигона» в честь дочери царя Эдипа. Верная жена Марта и ее младшая сестра Минна, доверенный друг Фрейда: их отношения были настолько близкими, что некоторые биографы заподозрили между ними любовную связь.

А еще женщины-психоаналитики, столь же очаровательные, сколь умные: принцесса Мари Бонапарт, Лу Андреас-Саломе (в которую был страстно влюблен Ницше) и Сабина Шпильрейн (приехавшая из Ростова-на-Дону лечиться у Юнга и затем защитившая диссертацию по психологии) — все они внесли свой вклад в развитие теории психоанализа. Наконец, его пациент­ки с их фантазиями и снами. Можно сказать, что Фрейд обязан женщинам всем или почти всем.

Инфантильная сексуальность

Вместе с тем его суждения о женщинах могут шокировать того, кто мало знаком с психоанализом. Загадка женственности, по Фрейду, основана на анатомической реальности: у женщин нет видимых половых органов, и эта особенность строения тела делает их непроницаемыми для познания. Чтобы доказать эту гипотезу, он опирается на инфантильную сексуальность, на момент, когда маленькие дети обнаруживают различие полов. На месте пениса у девочек… ничего нет.

Теория Фрейда связывает женственность с пассивностью, зависимостью и мазохизмом

Фрейд утверждает, что на основе этого открытия у мальчиков и девочек складывается убеждение, которое сохранится всю жизнь: женщина — это нечто незначительное, кастрированный мужчина, самец, потерявший свои органы. Нет ничего, что бы рассказало нам что-либо о женственности. Почему, когда люди вырастают и обнаруживают существование вагины, они остаются на этих инфантильных фаллоцентричных позициях? Почему они не эволюцио­нируют?

Фрейд этого не объясняет. А его обесценивающие слова о стареющих дамах, которые не интересуют больше мужчин и становятся сварливыми, вздорными, мелочными и скупыми, часто служили поводом для обличений психоанализа со стороны феминисток в 60-е и 70-е годы. Тем более что теория Фрейда связывает женственность с пассивностью, зависимостью и мазохизмом.

[3]

Универсальный комплекс

Все эти характеристики выглядят уничижительно по отношению к женщинам — если не знать более широкого контекста, подчеркивает Светлана Федорова. «На самом деле Фрейд придерживался очень демократичных взглядов, в том числе и в гендерных вопросах. Он вообще считал человека существом бисексуальным, утверждая, что в каждом из нас есть и мужское, и женское, хотя у разных полов это по-разному проявляется.

Наблюдая за маленькими девочками, Фрейд пришел к выводу, что их агрессивность не уступает мальчишеской

Так, изначально он говорил о комплексе кастрации у мужчины — то есть о страхе мальчика, что за свое желание обладать матерью он будет наказан отцом (кастрирован). Однако он пришел к выводу, что в эдипальной фазе тот же страх присущ и девочкам (так называемая «зависть к пенису»). Таким образом, комплекс кастрации универсален».

Точно так же, продолжает психоаналитик, наблюдая за маленькими девочками, Фрейд пришел к выводу, что их агрессивность не уступает мальчишеской. Речь не об агрессии в обыденном значении как грубом нарушении чужих границ, а, наоборот, о силе отстаивать свои границы, проявлять собственные влечения.

Дитя своего времени

Видео (кликните для воспроизведения).

А как насчет мнения Фрейда, что женщина страдает от незавершенности, завидует мужчине и мечтает его поглотить, — поэтому необходимо направить эту потенциальную «прожорливость» в должное русло, требуя от женщины послушания и уважения? «Женщины созданы для домашней работы», — пишет он своему ученику Карлу Абрахаму в 1925 году и сурово критикует тех женщин, которых считает слишком «легкомысленными» (в молодости он запрещал своей невесте Марте с такими общаться).

Эта патриархальность как будто не вяжется с образом ученого, посмевшего нарушить столько табу обывательской морали. Но даже гении не вполне свободны от ограничений, которые накладывают на них время, культура, семейная история. «Все-таки Фрейд происходил из традиционной еврейской семьи, где женщине было отведено определенное место, — размышляет Светлана Федорова. — И хотя ум и любопытство позволили ему открыть много секретов человеческой психики, он в какой-то степени остерегался вопросов, связанных с женственностью, которую называл «темным континентом».

Фрейд был любимым сыном, мать верила, что Зигмунд станет великим, и это воодушевляло его

С одной стороны, Фрейда пугала женская плодовитость, ведь жена родила ему одного за другим шестеро детей. С другой — мешало его уважение к матери: глубже проникнув в тайны женщины, он мог бы узнать нечто запретное и о матери. Несколько раз он подступался к анализу своих сновидений и фантазий о ней и останавливался на полпути, боясь узнать что-то, с чем ему будет сложно жить.

Читайте так же:  Совместимость мужчин и женщин характером

К тому же их отношения были непростыми. Он был у нее любимым сыном, она верила, что Зигмунд станет великим, и это воодушевляло его. Но в этом была и экспансия с ее стороны, она слишком много в него инвестировала, и неудивительно, что сын испытывал страх поглощения».

Разрешение на желание

Но хотя Фрейд вовсе не был сторонником равенства полов, он все же догадывался о том, что якобы существующая умственная неполноценность женщин связана с подавлением, которому женщины подвергаются, и с тем, что они редко получают систематическое образование. «Нет, Фрейд не был женоненавистником», — подытоживает Светлана Федорова. Она напоминает, что психоанализ зародился благодаря тому, что Фрейд работал с пациентками, страдавшими истерией.

Он увидел, что их болезнь — следствие подавления сексуального влечения, которое было под запретом в буржуазных семьях. И результаты этого открытия оказались намного шире, чем способ излечения этого душевного недуга. В конечном счете именно Фрейд позволил женщинам испытывать желания, быть сексуальными и говорить об этом.

Марта и Фрейд: непростая история

Четыре с половиной года между обручением и свадьбой, тысячи писем друг другу (иногда очень игривых)… Марта была горячо желанной невестой, а затем — измотанной супругой. Между январем 1887-го и декабрем 1895-го она родила шестерых детей. Очень рано Фрейд прибег к воздержанию, чтобы избавить ее от новой беременности, а семью — тогда довольно бедную — от еще одного голодного рта. Если учесть, что женился он в 30 лет девственником, то, скорее всего, половая жизнь специалиста по фантазмам продлилась всего девять лет. Потом он несколько раз пытался возобновить интимные отношения с Мартой, но, чувствуя себя слишком старым, не стал упорствовать.

Зигмунд Фрейд, великий и ужасный

В советские времена им пугали студентов и маститых ученых. Когда я в конце 70-х учился на факультете психологии МГУ, наш читальный зал был единственным местом в стране, где студенты штудировали ксерокопии его книг.

5 случаев, когда нужно довериться интуиции

Многим наверняка знакомо это ощущение, когда нутром чувствуешь, что поступаешь верно, или понимаешь, что человек обманывает, хотя все вокруг твердят о его честности. Когда можно и нужно довериться интуиции?

Истерическая женщина по Фрейду

Как известно, психоанализ начал свою историю с попытки понять истерию, это можно наглядно увидеть на примере случаев Анны О., и Доры, анализируемые Фрейдом, гордость истерической структуры характера прекрасно описана Достоевским в его героинях: Настасье Филипповне («Идиот»), Лизавете Николаевне («Бесы») и Катерине Ивановне («Братья Карамазовы»). В каждом случае мы встречаемся с красивой и гордой женщиной, которая страдает, испытывая чувство глубокого оскорбления, нанесенного ей мужчиной. В каждом случае гордость предшествует падению. Эти героини — очень ценные и яркие примеры истерической структуры характера. Прежде всего женщин истерического типа выдает скрытое, или даже неприкрытое кокетство, походка, речь, чрезмерная сексуальность.

Проблемы становления личности, половой самоидентичности, формирования характера Фрейд связывает с судьбами детской сексуальности, комплексами и его преодолением в процессе взросления и включения индивида в общественную жизнь.

Представление о роли детской сексуальности возникает у Фрейда в результате анализа и лечения неврозов. Невроз — продукт подавления и искажения влечений. Но какие влечения были подавлены и когда происходит первая репрессия, прокладывающая путь всем последующим? Фрейд приходит к выводу, что невроз обусловлен подавлением сексуального желания.

Конечно, одухотворенная любовь доступна лишь развитой личности и она разительно отличается от физического влечения. Однако Фрейд был убежден, что все формы любви энергетически питаются из одного источника.

В трансформациях сексуальности уже в самом детском ядре личности следует искать причины неврозов. С другой сторона, исходя из анализа неврозов, можно выстроить теорию сексуальности, связав ее с развитием характера. В основе истерического характера у женщин лежит соперничество с обесцененной матерью, при этом женщины воспринимаются как слабые и незначительные существа, а мужчины- как сильные и восхитительные. В последствии у таких женщин бессознательно формируется страх и ненависть к мужчинам, и чувство агрессивного соперничества к другим женщинам.

Парадоксально, но внешнее проявление сексуальности используется как защита от истинной сексуальности. Истерическая женщина боится удовлетворения своего желания. Если такой типаж женщин и преподносит себя как очень сексуальный объект, это вовсе не является настоящей сексуальной готовностью, данной категории людей свойственны сильные, неудовлетворенные генитальные импульсы, заторможенные генитальной тревожностью, а как следствие — постоянное ощущение опасности. Они стремятся к переменам и свободе, жаждут всего нового и рискованного, боятся ограничений, традиций, закономерностей и порядка, не любят привязанностей, обязанностей и какого-либо планирования. Живут от мгновения к мгновению, без четких планов и целей, в ожидании нового.

Главное ощущение женщин при истерии — чувство маленького, пугливого и дефективного ребенка в мире, где доминируют сильные и чужие другие. Несмотря на то, что люди с истерическим складом личности часто выступают как контролирующие и манипулирующие, их субъективное психологическое состояние совершенно противоположно; для людей истерического типа важно быть любимыми, они ищут в любви прежде всего подтверждения своего Я, воспринимают любовные отношения как кульминацию всей своей жизни. Поскольку самооценка истерических личностей зависит от доказательств любви к ним партнера, они ненасытны в средствах и способах получения этих доказательств. Нередко попадают в «любовные треугольники», где подсознательно повторяется их положение между двумя родителями. В такой ситуации истерические личности как бы возобновляют свое соперничество с матерью или отцом.

Зигмунд Фрейд в своих теориях основывается на двух предпосылках. Первая предпосылка делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма. Сексуальное развитие и общее формирование психики, проходят, по Фрейду, несколько критических фаз, содержание которых обусловлено как генетически, так и формами воспитания. Каждая фаза оставляет «следы» в виде черт характера. На каждой возможны задержки, отклонения, предопределяющие невроз.

Читайте так же:  Когда нужно расставаться с мужчиной психология

Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной. Для того, чтобы лучше понять сущность проблемы истерических женщин, необходимо рассмотреть каждую из вышеперечисленных стадий.

Начиная с оральной фазы, можно отметить, что протекает она с рождения и вплоть до 12 месяцев, характеризуется быстрым ростом, основным источником удовольствия и потенциальной фрустрации является кормление. Ведущая эрогенная область этой стадии — рот как орудие питания, сосания и первичного обследования предметов.

На оральной стадии фиксации либидо у человека, по Фрейду, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов. «Застревание» на оральной стадии, по Фрейду, сказывается на взрослой личности в виде зависимости от оральных стимулов. Оральные фиксации на сосании формируют пассивный, выжидающий тип личности, установку на зависимость от других. В любви этот тип ищет протекции. Сублимирование оральных влечений в интеллектуальную сферу порождает рассеянный интерес к знаниям, новой информации, как бы заменяющей материнское молоко. Грубое подавление оральных влечений в детстве оставляет след в виде отвращения к поцелуям, снижает восприимчивость к внешним впечатлениям, угнетает любознательность. Оральный тип, по преимуществу, общителен, доброжелателен, доверчив. Способен легко увлекаться, мечтать, но пассивен и безынициативен. В фантазиях орального типа встречается желание укусить, съесть, выпить кровь другого человека.

За оральным периодом следует анальный (с 12-18 месяцев до 3 лет), во время которого ребенок впервые может контролировать свои телесные функции. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности, чистоплотности. Ребенок получает удовольствие от анального и уретрального функционирования. Он наслаждается удерживанием и испусканием, а также прикосновениями, разглядыванием и обнюхиванием фекалий. В процессе постепенного физического созревания появляется все больший контроль над экскреторными процессами и движениями, и, тем самым, обеспечивается появление источников нарциссического удовлетворения. Далее детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. И здесь ребенок впервые встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, а развитие приобретает конфликтный характер. Таким образом начинает формироваться Super-Ego ребенка как часть его Ego, где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и других взрослых, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей, социализаторов ребенка.

Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии, по мнению психоаналитиков, — аккуратность, опрятность, пунктуальность. Анальный тип характера продуктивен для строителя, предпринимателя, банкира, рантье. Люди этих профессий склонны находить удовлетворение в коллекционировании, систематизации, управлении людьми, регулярных усилиях воли. Черты этого типа — упрямство, жадность, педантизм, аккуратность. Зрелая форма анальной любви содержит сильные собственнические мотивы. Любовь осознается как обладание, господство, сочетаясь нередко с чувством долга. Фрейд подчеркивает культурную значимость анального характера: стремлений к порядку, бережливости и упорства, которые являются фундаментальными мотивами европейцев. Анальная стадия сильней других акцентировалась в воспитании. В результате получил распространение тип деятельного, скупого, педантичного собственника, недоверчивого и эгоистичного. Стремление к богатству и власти служит характерным признаком европейского буржуазного характера. Обратную ситуацию можно представить себе на примере Африканских стран.

Между тремя и шестью годами интересы ребенка, обусловленные либидо, сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. На этой стадии дети впервые осознают сексуальные различия. В научной литературе данную фазу можно встретить под названием «фаллическая».

На данной стадии дети уделяют особое внимание стимуляции области гениталий, они стремительно борются за внимание родителей. Эта стадия характеризуется желанием ребенка лечь в постель вместе с родителями и ревностью к вниманию, которое родители уделяют друг другу, а не ему.

Именно на этом этапе формирования человеческой психики следует рассказать о Эдиповом комплексе, и комплексе Электры. Последний, в свою очередь, тесно связан с понятием женской истерии.

Мифологическая Электра уговаривает своего брата Ореста убить их мать и ее любовника и таким образом отомстить за смерть отца. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, что у нее нет пениса, как у отца или брата (что может символизировать недостаток силы). Как только девочка делает это аналитическое открытие, она начинает хотеть, чтобы у нее был пенис. По Фрейду, у девочки развивается зависть к пенису, что в определенном смысле является психологическим аналогом страха кастрации у мальчика. Вследствие этого девочка начинает проявлять открытую враждебность по отношению к своей матери, упрекая ее в том, что та родила ее без пениса, или возлагая на мать ответственность за то, что та отняла у нее пенис в наказание за какой-то проступок. Фрейд полагал, что в некоторых случаях девочка может низко оценивать собственную женственность, считая свой внешний вид «дефективным».

В то же самое время девочка стремится обладать своим отцом, потому что у него есть такой завидный орган. Зная, что она неспособна заполучить пенис, девочка ищет другие источники сексуального удовлетворения в качестве заменителей пениса. Сексуальное удовлетворение фокусируется на клиторе, и у девочек в возрасте пяти-семи лет клиторная мастурбация иногда сопровождается маскулинными фантазиями, в которых клитор становится пенисом.

По прошествии определенного времени девочки смиряются со сложившимся положением дел, и через схожесть с матерью получают символический доступ к отцу, причем чем больше схожесть с матерью, тем больше вероятность, что будущий спутник жизни выросшей девочки будет аналогом ее отца.

Предвестьем последнего периода сексуальности служит концентрация сексуального интереса и возбуждения на гениталиях. Оральные и анальные интересы и составляющие инстинкты — например, разглядывание (скопофилия), демонстрация и обнюхивание — теперь включаются в контекст генитальной мастурбации, которая приобретает доминирующее значение. Фрейд отмечал, что после генитального интереса и любопытства в анальной фазе, сфера внимания в данной фазе «смещается к гениталиям, к их действию, и приобретает доминирующее значение, которое к зрелости уже не имеет такой актуальности». Генитальный тип личности выражает зрелую сексуальность. Сублимированное генитальное либидо служит источником альтруистической любви, установки на духовное общение. Однако генитальная зрелость, как считает Фрейд, вообще редко достигается.

У сегодняшних взрослых либидо состоит большей частью из оральных и анальных компонентов. История индивидуального либидо есть история привязанностей и утрат, оставляющая в душе следы — зарубки в виде психических фиксаций. Эти фиксации определяют тип характера, прихотливость и избирательность полового чувства. В романе В. Набокова «Лолита» герой, испытавший первую любовь к двенадцатилетней девочке, навсегда сохраняет фиксированную установку именно к этому возрасту. И таких примеров можно найти много.

Фрейд предположил, что в основе сексуального поведения лежит особый вид силы или психической энергии и предложил назвать эту энергию «либидо». «Либидо», по его мнению, являлось важнейшим фактором для развития личности. Именно благодаря «либидо» сексуальные стремления начинаются в гораздо более раннем возрасте, чем предполагалось до этого. Более того, Фрейд убедился, что многие отклонения в функционировании взрослых являются последствиями превратностей развития ранней детской сексуальности.

Читайте так же:  Психология отношения родителей и подростков

Данное Фрейдом объяснение стадий психосексуального развития основано на предпосылке о том, что сексуальность дается от рождения и развивается дальше, охватывая ряд биологически определенных эрогенных зон, вплоть до достижения зрелости. В представлении Фрейда развитие личности проходит через четыре следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Фрейд предполагал, что в процессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов характера.

Psy в лицах

Годы жизни: 6 мая 1856 г. — 23 сентября 1939 г.

В одной из лекций, которые легли в основу «Введения в психоанализ», Зигмунд Фрейд рассказывает историю о мальчике, который боялся темноты. Лежа ночью в кровати, мальчик кричал в соседнюю комнату: «Тетя, поговори со мной, мне страшно!» Но тетя спросила: «Какой в этом смысл, ты же все равно меня не видишь?» На что мальчик ответил: «Когда кто-то говорит со мной, становится светлее». Эта лекция Фрейда посвящена природе страха, но слова мальчика могут быть прекрасной метафорой для психоанализа и терапии в целом. Разбираясь в себе и в мотивах своих поступков, проговаривая проблемы и страхи со специалистом, мы разгоняем тьму внутри нас и начинаем видеть, что, как и почему происходит в нашей душе.

Проницательность Фрейда и его неоднозначное видение мира и сегодня сильно влияют на наше осмысление жизни. И хотя основатель психоанализа открыл свою практику более ста лет назад, он до сих пор остается самой известной, влиятельной и противоречивой фигурой в сфере психологии. Вряд ли многие задумываются о психоанализе, произнося фразы вроде «Подсознательно я хотел именно этого» или используя шутливое выражение «оговорочка по Фрейду». Но именно Зигмунд Фрейд исследовал бессознательное, именно он сообщил миру, что наши неосознаваемые порывы определяют тот выбор, который мы каждый день совершаем на сознательном уровне.

С идеями и теориями Фрейда многие спорят и сейчас. Но в то время, когда он только начинал практиковать, его идеи часто вызывали отторжение и даже отвращение. Фрейда считали зацикленным на сексуальности человеком, чьи методы работы могут представлять серьезную опасность для пациентов. То, как Фрейд схематизировал сознание человека, стало вызовом общественным условностям. Но его работа смогла кардинальным образом изменить наше представление о себе. Как Фрейд пришел к своему методу, что его мотивировало и вдохновляло? Ответ на этот вопрос, пользуясь методом самого Фрейда, стоит искать в его детстве и юности.

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в небольшом моравском городе Фрайберг в Австро-Венгрии (сейчас — Пршибор, Чехия). В 1859 году его семья переехала в Лейпциг, затем — в Вену, где молодой Фрейд с отличием окончил гимназию. Зигмунд был старшим из восьми детей и, по некоторым свидетельствам, был любимцем матери. Он любил учиться новому и много читал. Родители поощряли и поддерживали его интерес к учебе: младшим детям запрещалось шуметь и заниматься музыкой, когда Зигмунд занимался в своей комнате.

После окончания гимназии он задумался о выборе профессии, но с учетом антисемитских настроений в обществе выбор был не так уж и велик. Путь в политику был, по сути, закрыт. Та же ситуация была и с военным делом. Выбирая между коммерцией, промышленностью, юриспруденцией и медициной, образованный и интеллектуально развитый Зигмунд сделал выбор в пользу последнего варианта. При этом в течение жизни он не раз говорил, что никогда не чувствовал медицинского призвания и даже не считал себя настоящим врачом.

В Венском университете Фрейд познакомился с известным физиологом и психологом Эрнстом фон Брюкке, чьи лекции и идеи оказали большое влияние на будущего психоаналитика. Помимо этого Фрейд очень интересовался зоологией, которую преподавал Карл Клаус. Во время работы с Клаусом Фрейд получил возможность проводить исследования, и его первую статью опубликовала академия наук. Однако, получив должность стипендиата-исследователя в институте физиологии, Фрейд полностью посвятил себя работе с фон Брюкке. Именно фон Брюкке посоветовал ему после окончания университета не заниматься научной работой в надежде на получение должности, а начать практиковать медицину. Фон Брюкке знал, насколько тяжелы финансовые условия Фрейда, — отчасти этим был обусловлен его совет.

Для открытия частной практики ему не хватало опыта. Поэтому Фрейд отправился работать в городскую больницу, где успел поработать и хирургом, и неврологом, пока не перешел в психиатрическое отделение. Он целиком посвятил себя работе, выпустил несколько научных трудов («Случай кровоизлияния в мозг с комплексом основных косвенных симптомов, связанных с цингой» (1884), «К вопросу о промежуточном расположении оливовидного тела», «Случай атрофии мускулов с обширной потерей чувствительности (нарушение болевой и температурной чувствительности)» (1885), «Сложный острый неврит нервов спинного и головного мозга», «Происхождение слухового нерва», «Наблюдение сильной односторонней потери чувствительности у больного истерией» (1886).

В 1884 году Фрейд начал исследовать воздействие кокаина. Он пытался понять, можно ли его использовать в качестве анальгетика, или при лечении сердечных заболеваний, или для облегчения состояния больного, находящегося в зависимости от морфия. Поначалу Фрейд был в восторге от действия вещества: он писал, что кокаин позволяет проводить сложнейшие хирургические операции, употреблял его сам и советовал друзьям при различных болезнях. Даже когда стали появляться свидетельства об опасности, которую представлял собой кокаин, Фрейд продолжал использовать его в качестве анестезии при операциях. В результате сам Фрейд столкнулся с зависимостью от кокаина и вплоть до 1890 года страдал от последствий его употребления в виде страшных головных болей, носовых кровотечений и сердечных приступов.

В 1885 году Фрейд отправился в Париж на стажировку к известному психиатру Жану Шарко, который в то время занимался исследованием и лечением истерии. Сам Фрейд рассматривал это как уникальную возможность, о чем и писал своей невесте Марте, обещая вернуться в Вену великим ученым, немедленно жениться на ней и вылечить «всех неизлечимых нервнобольных». В 1986 году Фрейд вернулся в Вену и женился на Марте Берней. У них родились шестеро детей: Матильда (1887—1978), Мартин (1889—1969), Оливер (1891—1969), Эрнст (1892—1966), Софи (1893—1920) и Анна (1895—1982).

Фрейд открыл частную практику, занимался лечением невротиков, используя методы гипноза. Но через некоторое время он понял, что гипноз помогает далеко не всегда, а в некоторых случаях даже усугубляет состояние больного. Именно тогда Фрейд задумался о необходимости нового метода, который позволит помочь таким пациентам. Метод свободных ассоциаций, который он начал использовать, впоследствии лег в основу психоанализа. Суть метода заключалась в том, что пациент проговаривает все мысли, которые приходят ему в голову касательно предложенной врачом темы. Фрейд был убежден, что ни одна мысль не возникает случайно. И что если дать мыслям течь свободно, то сознание так или иначе направит их поток к тому, что по-настоящему важно, что действительно глубоко тревожит пациента.

Читайте так же:  Фраза про отношения мужчины и женщины

В 1895 году была опубликована книга «Исследования истерии». Многие до сих пор называют это днем рождения психоанализа как такового. В этой книге Фрейд рассуждает о концепции переноса и подробно рассматривает историю пациентки Анны О. Ее случай послужил основой для представлений об инфантильной сексуальности и эдиповом комплексе.

Идеи Фрейда о том, что в основе многих психологических проблем лежат подавленные воспоминания сексуального характера, настроили против него многих специалистов. Эта мысль казалась им возмутительной и неприличной. Отвергнутый интеллектуальной элитой, Фрейд чувствовал себя крайне одиноким. Это чувство усугубилось, когда в октябре 1896 года умер его отец, Якоб Фрейд. Зигмунд очень тяжело переживал утрату отца.

Чувствуя, что его душевное состояние ухудшается, он решил применить метод психоанализа на самом себе. Используя свободные ассоциации, Фрейд занялся анализом собственного детства. Но одного этого оказалось недостаточно, и он прибег к изучению своих сновидений. Совокупность этих методов в результате позволила Фрейду сформулировать те научные теории, на которые мы во многом опираемся сегодня.

В 1900 году Фрейд выпустил книгу, которую сам до конца жизни считал важнейшим трудом своей жизни: «Толкование сновидений». Научное сообщество восприняло ее без особого энтузиазма, однако Фрейд сумел найти сторонников своих взглядов. Он организовал клуб «Психологическое сообщество по средам». Встречи проводились каждую неделю в течение нескольких лет. Психоанализ начал становиться все более популярным направлением. В это время Фрейд опубликовал несколько книг, в том числе «Психопатология обыденной жизни» (1901) и «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905).

Его идеями стали интересоваться за рубежом. В частности, именно тогда он начал переписываться с Карлом Густавом Юнгом, который высоко ценил идеи Фрейда. Юнг прислал ему свою работу. Фрейд был очень доволен мыслями зарубежного коллеги, и они переписывались в течение многих лет. Но самым важным толчком к развитию психоанализа стало приглашение Фрейда прочесть курс лекций в США в Университете Кларка (Массачусетс) в 1909 году. Лекции произвели настоящий фурор, Фрейда наградили почетной степенью доктора. К нему начали обращаться пациенты со всего мира.

Фрейд вернулся в Вену, где продолжал практиковать и публиковать научные статьи и книги. Но со временем его последователи и ученики начали ссориться между собой и оспаривать идеи самого Фрейда. Существует мнение, что некоторые из них — например, Альфред Адлер и Карл Юнг — боролись за положение «любимчика» учителя. И дело было не только в принципе, но и в материальной стороне вопроса. Ведь их финансовое благополучие во многом зависело от пациентов, которых к ним направлял учитель.

Адлер первым покинул круг приближенных Фрейда. Юнг, который был не согласен со многими идеями учителя, окончательно разошелся с ним в 1912 году. Для Фрейда это был тяжелый удар, поскольку именно в Юнге он видел своего преемника, именно ему хотел передать дело своей жизни — развитие психоанализа.

С началом Первой мировой войны положение Фрейда сильно осложнилось. Пациентов было крайне мало, и он снова сконцентрировался на науке, выпустив несколько работ, которые впоследствии стали одними из самых важных его трудов. После войны положение не улучшилось. Одна из дочерей Фрейда умерла от гриппа. Все деньги, отложенные «на старость», пришлось потратить.

В 1923 году у Фрейда диагностировали злокачественную опухоль верхней челюсти, и операция едва не стоила ему жизни. После этого он жил с постоянными болями и перенес еще 32 операции. Из-за болезни и неудобного протеза Фрейд больше не мог читать лекции — слушатели просто не понимали его речь. Все это время о нем заботилась его дочь Анна. Она сопровождала отца на конференциях и конгрессах и зачитывала материалы, которые он писал.

Летом 1930 года Фрейд получил премию Гёте за вклад в науку и литературу. Благодаря этому он получил широкое признание, а психоанализ начал набирать популярность в Германии. Однако в это же время Фрейд потерял свою мать Амалию, которая умерла от гангрены. Мысли о собственной скорой смерти стали посещать его все чаще.

В 1933 году Адольф Гитлер стал канцлером Германии. Работы Фрейда попали в список запрещенной литературы, ассоциация психоаналитиков была распущена, а многие из ее участников преследовались новым правительством. Несмотря на предложения неравнодушных друзей, Фрейд наотрез отказывался покидать страну. Но после того как арестовали его дочь Анну, он решил уехать в Англию. Сделать это было крайне сложно: власти потребовали от него крупную сумму денег за возможность покинуть страну. Таких денег у Фрейда просто не было. Он обратился за помощью к влиятельным друзьям, которые помогли добиться разрешения на выезд. Долг перед правительством в итоге погасила принцесса Мари Бонапарт.

Видео (кликните для воспроизведения).

Летом 1939 года болезнь стала одолевать Фрейда. Он постоянно мучился от страшных болей. За его состоянием следил доктор Макс Шур, и Фрейд, будучи не в состоянии больше переносить эти мучения, напомнил ему о данном когда-то обещании: помочь прервать жизнь. Дочь Фрейда Анна, которая заботилась об отце до самого конца, была категорически против этой идеи. Но видя, как страдает отец, она уступила его просьбам. 23 сентября Макс Шур ввел ему смертельную дозу морфия. В три часа ночи Фрейд умер. Его тело было кремировано. Прах Зигмунда Фрейда поместили в вазу, которую ему подарила когда-то Мари Бонапарт — его давняя подруга, пациентка и ученица. Она впоследствии и начала распространять учение психоанализа во Франции.

Источники


  1. Гавэйн, Шакти Доверять себе. Путь к свободе и самовыражению. Пробуждение чувств. Доверься — и следуй! В поисках любви. От ложного доверия к доверию истинному (комплект из 3 книг) / Шакти Гавэйн и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 864 c.

  2. Мастюкова, Е.М. Профилактика и коррекция нарушения психического развития детей при семейном алкоголизме: пособие для психологов / Е.М. Мастюкова. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 120 c.

  3. Марина, Нефедова 12 семейных историй. Счастье быть вместе / Нефедова Марина. — М.: Никея, 2015. — 276 c.
Фрейд психология женщины
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here