Гендерная психология мужчина и женщина

Самое интересное и полезное на тему: "Гендерная психология мужчина и женщина" простым и понятным языком. Мы собрали полную информацию по теме и постарались раскрыть тему во всех деталях. Если появились вопросы - задавайте их в комментариях.

ГЕ́НДЕРНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ

  • В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 533-534

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ГЕ́НДЕРНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, об­ласть психо­ло­гии, изу­чаю­щая за­ко­но­мер­но­сти фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия ха­рак­те­ри­стик лич­но­сти как пред­ста­ви­те­ля оп­ре­де­лён­но­го по­ла, обу­слов­лен­ные яв­ле­ния­ми по­ло­вой диф­фе­рен­циа­ции, т. е. про­ти­во­пос­тав­ле­ни­ем муж­чин и жен­щин по лич­но­ст­ным ка­че­ст­вам, ро­лям со­ци­аль­ным и ста­ту­су. Г. п. вклю­ча­ет та­кие на­прав­ле­ния ис­сле­до­ва­ний, как пси­хо­ло­гия ген­дер­ных раз­ли­чий, пси­хо­ло­гия жен­щин (или фе­ми­ни­ст­ская пси­хо­ло­гия), пси­хо­ло­гия муж­чин, ген­дер­ная со­циа­ли­за­ция, пси­хо­ло­гия ген­дер­ных от­но­ше­ний.

    Гендерные различия мужчин и женщин

    Бывали ли Вы когда-нибудь в ситуации, когда Ваш физиологический пол становился препятствием для достижения какой-то цели, когда Ваш «пол» становился для Вас «потолком». Насколько влияет биологический пол человека на его положение в обществе?

    То, что женщины и мужчины отличаются друг от друга неоспоримо. Женщины могут рожать детей, а мужчины нет, у мужчин и женщин разный набор хромосом и разные половые органы, головной мозг женщины по размеру меньше (но не хуже) головного мозга мужчины.

    Видимые различия могут создавать ощущение, что женщины и мужчины очень сильно отличаются друг от друга, но согласно проводимым исследованиям различия между женщинами и мужчинами, живущими в одной культуре, составляют всего 10 %, а остальные 90 % — сходство.

    Поскольку большинство своих характеристик человек приобретает в процессе жизни, то различия мужчин и женщин связаны не с биологическими особенностями, а с усвоенными стереотипами поведения. Эти стереотипы вырабатываются в результате разного подхода к воспитанию девочек и мальчиков. Установленные обществом гендерные различия мужчин и женщин приводят к тому, что предписанные женщинам функции, виды деятельности, роли, интересы и пр. имеют меньшую ценность, чем те, которые предписываются мужчинам.

    Это можно проследить в профессиональной деятельности. Профессии, преимущественно занимаемые женщинами, воспринимаются как менее значимые, чем те профессии, которые преимущественно заняты мужчинами. Тоже самое можно сказать и о качествах личности. Независимость, активность, рационально мышление считаются мужскими характеристиками и ценятся больше, чем эмоциональность, зависимость и пр., приписываемые женщинам.

    Что же способствует формированию мнения о сильных различиях между мужчинами и женщинами?

    Как только становится известен биологический пол ребенка, родители начинают воспитывать его в соответствии с требованиями и правилами поведения, установленными обществом для людей подобного пола.

    Навязанные обществом поло-ролевые различия не всегда положительно влияют на воспитание мальчиков и девочек. Так, например, стереотип о том, что мужчина не должен плакать и проявлять нежности, приводит к тому, что многие мужчины теряют способность к сочувствию и проявлению внимания по отношению к окружающим его близким людям.

    Мальчикам и девочкам покупают разные игрушки, готовя их к принятию своей гендерной роли. Навязанные обществом гендерные стереотипы влияют на стратегии поведения, отклонение от которых может восприниматься, как уродство.

    Женщины всегда были заняты в домашнем хозяйстве и трудились наравне с мужчинами, но под их контролем. Они зависели от мужчин, т.к. не имели возможности самостоятельно обеспечивать финансовую поддержку семьи. С началом индустриализации женщины получили возможность самостоятельно работать на производстве не под контролем мужей и отцов. В результате они составили конкуренцию мужчинам на рынке труда, меньше времени стали уделять домашнему хозяйству и освободились от зависимости от мужчин.

    Но, несмотря на то, что женщина получила возможность работать, в обществе все равно сохраняется представление о женских и мужских профессиях, и женщине редко удается занять мужскую должность, например ведущего топ-менеджера крупной организации.

    Гендерные ограничения устанавливают как работодатели, так и сами люди, которые ограничивают свой выбор вакансиями, соответствующими «гендерному образу рабочего места»

    Таким образом, шансы мужчин и женщин заработать денег и сделать карьеру имеют существенные различия. Ограничения, связанные с возможностью заработать приводят к тому, что у женщин появляется желание выгодно выйти замуж. Преследование выгоды в замужестве порождает корыстное отношение к партнеру и приносит страдание обоим полам.

    Если посмотреть с позиции отсутствия биологического предназначения женщин и мужчин, то тогда можно сказать, что нет ничего противоестественного, если женщина будет строить карьеру, а мужчина заниматься домашним хозяйством.

    Конечно, очень важным вопросом является рождение детей, мужчина этого сделать никак не сможет, но он способен заниматься их воспитанием. Воспитание детей является делом не только матери, но и отца. А если у папы еще это и лучше получается, то мама со спокойным сердцем может передать ему заботу о малыше, после того, как закончит кормить ребенка грудью.

    Такое распределение ролей в семье, когда каждый из супругов делает то, что у него лучше получается, позволяет избегать ненужных споров и недоразумений.

    Павел Зыгмантович

    Психолог. Делаю сложное понятным

    «Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения», Шон Берн

    Книга оставила странное впечатление. Почти весь текст – отличный учебник, хорошая проработка материала, очевидная научная добросовестность, стремление дать информацию, отличный редактор (сам Зимбардо!)…

    А вот первая глава совершенно другая. Настолько другая, что я даже собирался прекратить чтение. Настолько странный шёл текст.

    Главная странность была в том, что автор серьёзно себе подыгрывала. Главным образом в избегании полноценного обсуждения темы.

    А именно – почти полностью игнорировался биологический аспект (в первой, подчёркиваю, главе).

    Например, говоря о математике и успеваемости, автор обозначает факт — мальчики в подростковом возрасте резко начинают преуспевать в математике. Даётся объяснение: «…для девочек-подростков очень важно нравиться мальчикам и быть привлекательными, а успехи в математике, как им кажется, значительно уменьшают их привлекательность для окружающих».

    Это объяснение совсем странное. Получается, что мальчикам или не хочется нравиться девочкам, или в США занятия математикой делают юношу привлекательным для девушек. Но автор не рассматривает эти объяснения.

    Между тем, вполне осмысленным выглядит и такой вариант. Мол, юноши, которых не берут в спорт в колледжах, становятся непопулярными у девочек и вынуждены заниматься математикой, чтобы хоть как-то занять время и почувствовать себя успешными хоть где-то. Но такой вариант автор не то что не опровергает, она его даже не рассматривает.

    Или другой пример. Автор сообщает, что в детстве около половины девочек являются сорванцами, а с подросткового возраста резко «спокойнеют». На это даётся четыре причины:
    1. Социально давление сверстников.
    2. Социальное давление со стороны взрослых.
    3. Желание быть привлекательной для мальчиков.
    4. Физическая активность.

    Читайте так же:  Скорпион мужчина женщина рыба совместимость любовный

    И вывод: «Возможно, появление менструаций и телесное развитие делают «женственность» девочки-сорванцы более заметной, что побуждает её саму и окружающих всё больше применять женские гендерные нормы к её поведению».

    Но позвольте – есть более простое объяснение. Начинается половое созревание, в крови возрастает уровень эстрогена, который снижает интерес к озорным забавам. Может, дело в этом?

    Вместо того, чтобы рассмотреть это объяснение (и, допустим, опровергнуть его), автор сразу переходит в разделу «Андрогиния», а про гормоны упоминает отдельно и уже по поводу другого тезиса. То есть на лицо некоторое «подыгрывание» себе (это я сейчас очень мягко выражаюсь). Причём, что удивительно, дальше такого нет, в остальной книге автор добросовестно рассматривает все возможные объяснения и толкования.

    Наконец, совершенно полностью проигнорированы «естественные эксперименты», когда детей одного пола от природы воспитывали как детей другого пола (т.е. меняли гендер). В таких случаях ничего хорошего не получалось — биология отвешивала могучего пинка социальному научению. Вот и было бы интересно посмотреть, как и почему это происходило, действительно ли дело было в биологии или же, всё-таки, социальное научение было, просто его не заметили? Но об этом автор не пишет, что очень странно.

    К счастью, в следующих главах книги такого нет, и мы читаем уже не агитку, а нормальную научную литературу.

    Например, когда разговор зашёл о доходах и дискриминации на работе, автор исправляется и проявляет научную добросовестность, рассматривая все возможные объяснения и приводя хорошую чёткую аргументацию в пользу своих тезисов. Этот раздел написан замечательно и очень справедливо — недопустимо, чтобы за одно и то же качество работы кто-то получал меньше только на основании половой принадлежности.

    Есть интересная глава об ограничениях гендерных ролей – и для женщин, и для мужчин. Здесь вообще всё отлично – чётко, аргументировано, нейтрально. Досталось всем – и поддержали, и указали на проблемы. Отличная работа. Моё почтение.

    В целом, если не считать первой главы, книга получилась очень достойная.

    Подведём итог — не столько по книге, сколько по теме.

    [1]

    1. Мужчины действительно отличаются от женщин, а женщины действительно отличаются от мужчин.

    2. Все эти отличия проявляются только на больших выборках (то есть, это отличия «в среднем»), индивидуальные отличия людей значительно сильнее. В целом, у мужчин и женщин сходств больше, чем различий. Это значит, что мужчины и женщины могут быть одинаково хороши в любой работе (разве что женщина не сможет стать донором спермы, а мужчине не удастся поработать суррогатной матерью; в остальном нем ни одной профессии только для одного пола).

    3. Отличия почти всегда незначительные. Это статистически значимые, но всё же небольшие величины. Сходств, повторю, больше.

    4. На отличия полов друг от друга влияют био- и социо-факторы.

    5. Био-факторы неизменны, социо-факторы вполне поддаются изменениям.

    6. На сегодняшний день невозможно установить точное соотношение этого влияния и точно определить зоны этого влияния. Однако очевидно, что социо-факторы вносят в различия больший вклад. Говоря образно, мужчины и женщины с одной планеты, но из разных культур.

    7. Имеет смысл избегать стереотипного восприятия представителей противоположного пола, больше смотреть на индивидуальные различия, чем на обобщённые представления об этом поле.

    8. Уменьшение влияния социо-факторов на разницу между полами увеличивает возможность индивидуального счастья.

    9. Отказываться от половой и гендерной идентичности не стоит, это вредит здоровью. Стоит делать эту идентичность более индивидуальной, уходить от обобщений.

    Это, конечно, не все мысли и выводы по теме половых, поло-ролевых и поло-культурных различий. Остальное – в книге. За исключением первой главы, труд получился очень толковый. Брать – рекомендую.

    [2]

    Шон Берн «Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения»
    Бумажная версия есть на Озоне .
    Легальной электронной версии не нашёл, но загляните на Литрес, может быть, найдёте что-нибудь интересное для себя .

    Другие рекомендации хорошей литературы — здесь .

    психология / 14 гендерные разл

    Гендерная психология — раздел дифференциальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением. В гендерных исследованиях социальной психологии изучаются такие феномены, как: социализация, предрассудки, дискриминация, социальное восприятие и самовосприятие, самоуважение, возникновение социальных норм и ролей.

    В гендерной психологии можно выделить несколько основных направлений:

    Психология сравнения мужчин и женщин. Данное направление заключается в изучении специфических особенностей мужчин и женщин, в установлении своеобразия полов.

    Психология женщины — изучение особенностей психического состояния женщины, связанных с женской физиологией.

    Психология мужчины — рассмотрение особенностей психики, которых нет у женщин.

    Гендерная социализация — изучение формирования гендерной идентичности и освоении гендерных ролей.

    Психология гендерных отношений — рассмотрение взаимоотношений как между полами, так и внутри одного пола.

    Гендерная психология лидерства — изучение различий между мужчинами-лидерами и женщинами-лидерами, а также отношений доминации-подчинения.

    Гендерные исследования в спорте [править]

    Автором активно разрабатывающим вопросы гендерной психологии в спорте является Федак, Григорий Богданович. Федак Г. Б. ативно рассматривает вопросы гендера и пола, как с точки зрения влияния половой и гендерной принадлежности на спортивный результат, так и на субъективное ощущение состояния одиночества в зависимости от пола и гендерной принадлежности человека.

    Гендерные различия и социализация

    Исследования гендерных различий

    Ограничения накладываемые традиционной женской ролью

    Ограничения накладываемые традиционной мужской ролью

    Гендер в различных культурах

    Изучение психологии мужчины и женщины их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как ктаковому, но так же ко всему обществу в целом.

    Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.

    Насколько значимы, закономерны и оправданы различия мнений, суждений, действий «мужских» и «женских» групп на социально психологическом уровне? Являются ли эти различия в большинстве своем следствием фундаментальной биологической разницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в большей степени культурой, господствующей в обществе, определяющей взгляды и диктующей соответственно свои законы и правила?

    Социальная психология гендера является огромным полем для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.

    Читайте так же:  Мужчина 57 лет психология

    2.Гендерные различия и социализация

    В психологии гендер – это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».

    Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям, — это нормативное и информационное давление. Термин «нормативное давление» описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, что бы общество не отвергло его.

    Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким. Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг. отменил все законы дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казнив общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение.

    Информационное давление вызвано тем что, расширяя наши знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах, мы в большей степени опираемся не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. Что бы определить, что именно является правильным, мы стараемся разузнать, что правильным считают другие, а свое поведение считаем таковым пока наблюдаем его у окружающих. То же относится и гендерным ролям. Когда мы смотрим вокруг и видим, как мужчины и женщины делают разные вещи, и слышим как окружающие нас люди и средства массовой информации подчеркивают насколько велика разница между мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу что так и есть на самом деле и соответствуем этим ожиданиям. Однако иногда мы заменяем свое социальное поведение, что бы привести его в соответствие с социальными нормами, даже если на самом деле их не приемлем. Такой тип подчинения называется уступчивость; тип поведения когда человек полностью согласен с нормами – одобрение, интернализация. Третьим типом является – идентификация, в этом случае мы повторяем действия ролевых моделей просто, потому что хотим быть похожими на них.

    Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что – женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Специалисты, занимающиеся психологией развития, обозначают термином дифференциальная социализация процесс, в ходе которого мы учим, что есть вещи, которые свойственны одним и несвойственны другим, в зависимости от пола обучаемого.

    Зачатки дифференциальной социализации можно увидеть еще до рождения ребенка. Примером служит желание родителей и окружающих знать, кто же родится мальчик или девочка, ведь от этого уже многое зависит: как они его назовут, какую одежду, игрушки будут покупать, как будут воспитывать. Гендер является очень важной социальной переменной и родителям вряд ли бы понравилось, если окружающие допускали бы ошибки в отношении пола ребенка.

    Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу, о называется гендерной идентификацией). В это время дети начинают замечать что мужчины и женщины стараются по разному выглядеть, заниматься разной деятельностью и интересоваться разными вещами. Как только ребенок начинает замечать различия между мужчинами и женщинами у него обычно появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом что и он сам, обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком или девочкой. Дифференциальным подражанием объясняется, почему женщинам, как правило, нравится ходить по магазинам и заниматься подготовкой к праздникам, а мужчины часто этого избегают. Пока ребенок растет, он видит, что именно женщина занимается такими делами и если ребенок – девочка, то это будет интересовать ее гораздо больше, чем, если бы на ее месте был мальчик. Нельзя забывать, что гендерно-ролевая социализация – это процесс, продолжающийся в течении всей человеческой жизни, он отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт.

    На протяжении жизненного пути материалом для построения гендера служит вся система того, что в данной культуре связывается с мужественностью и женственностью.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Учителя, другие дети, родители других детей, родственники игрушки и телевидение – из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующее тому или иному гендеру.

    Эксперименты показывают, что чтение книг, в содержании которых прослеживается половая стереотипизация, приводит к увеличению доли поло-типичного поведения в детских играх. Хотя недавние исследования показали, что описания гендера в книгах изданных после 1980г. в достаточной степени изменились, но библиотеки все еще полны книгами, изданными до этого периода. А в них обычно преобладают персонажи мужского пола и женщины изображаются исключительно в роли хранительниц домашнего очага, тогда как мужчинам предоставлены все возможности.

    Немаловажную роль в гендерно ролевой социализации играют средства массовой информации, ведь они постоянно демонстрируют нам стереотипные женские и мужские образы.

    Таким образом, существует огромное количество факторов, которые влияют на гендерно ролевую социализацию человека начиная уже с самого рождения и на протяжении всей жизни.

    3.Исследования гендерных различий.

    Мы привыкли считать мужчин и женщин совершенно разными существами. Малейшим различиям в строении головного мозга у представителей разных полов ученые склонны приписывать гораздо большее значение, чем на то дают право объективные данные. Обычно авторы трудов по психологии, ссылаются на четыре психологических отличия между полами: способностью ориентироваться в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность. Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце 19 века, но вплоть до 1970-х гг. они по большей части занимались демонстрированием различий полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и женщинам. Необходимо помнить, что обнаруженные отличия относительно невелики, обычно не более 10%, а в большинстве случаев распределение мужской и женской выборок на 90% совпадают.

    Рассмотрим для примера одно из основных отличий — эмоциональность.

    Различия в эмоциональности между мужчинами и женщинами можно рассматривать на нескольких уровнях. На одном уровне мы имеем дело со способностью понимать эмоциональные состояния других (эмпатия) и умением выразить это понимание (эмпатическая экспрессия). На другом нас интересует переживание самим человеком своих эмоций (эмоциональные переживания) и его способы эти эмоции выражать (эмоциональная экспрессия).

    Как показывают исследования мужчины не хуже женщин способны определять чувства других и внутренне сопереживать им, но они заинтересованы в том, что бы окружающие никак не заметили этого по их поведению. Мужчины не желают, что бы окружающие видели их эмпатичными, так как это не соответствует их гендерной роли. Мужчины часто оказываются в ситуациях требующих от них проявления силы, независимости, властности, стремления к соревнованию – качеств которые едва ли сочетаются с эмпатийной отзывчивостью. Что касается переживания и выражения собственных эмоций, то по данным исследований мужчины и женщины обладают равной эмоциональностью, но выражают свои эмоции с разной степенью интенсивности. Эмоциональна жесткость, считается одной из важнейших описательных характеристик «настоящего мужчины».

    Читайте так же:  Мужчина берет в долг у женщины психология

    Взрослые женщины больше выражают чувства направленные на окружающих (проявление интереса к чувствам других, их потребностям, желаниям). Мужчины же наоборот проявляют больше эгоцентрических чувств (потребностей, желаний, собственных интересов). Женщинам более удобно выражать чувства страха и грусти и вместе с тем люди не видят меж половых различий в способности испытывать эти чувства.

    Различия в агрессивном поведении находятся в ряду наиболее достоверных гендерных различий, но они не настолько велики и не настолько связаны с биологическими отличиями как можно было бы предположить. Существует несколько факторов, от которых зависит, кто более агрессивен мужчина или женщина: гендер участников конфликта, тип агрессии и конкретная ситуация.

    Различия в агрессии может объясняться гендерными ролями, которые поощряют проявление мужчинами агрессии в некоторых формах, в то время как агрессивность у женщин не приветствуется. Мужчин нередко принуждают к агрессии окружающие, ставя под сомнение их общественное положение или самоуважение. Женщины наоборот испытывают смущение, если приходится проявлять агрессию на людях. Мужчины предпочитают роли, в которых требуется проявление агрессии (в военной или спортивной областях) в то время как для большинства женщин агрессивность абсолютно неуместна (например, мать, секретарша, учительница).

    Из вышеуказанного можно сделать вывод, что эмоции и чувства у мужчин и женщин одинаковы, но в связи с их гендерными ролями они выражают их по-разному.

    Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения

    Данная книга посвящена исследованиям психологии пола (гендера). Психолог, социолог, педагог, специалист по общественным наукам найдут в этой книге уникальный исследовательский материал об источниках гендерной социализации, о формировании тендерных норм, социальных и гендерных ролей, познакомится с такими понятиями, как нормативное и информационное давление, агрессия, конформность, тендерные стереотипы, норма успешности, норма антиженственности и др.

    Читатель, интересующийся современной научной психологией, получит ответы на такие вопросы: «Почему должно измениться распределение семейных обязанностей?», «Кто и в чем способней: женщины или мужчины?», «Каковы ограничения, накладываемые традиционными ролями женщины и мужчины?», «Почему женщине платят, как правило, меньше?» и т.д.

    Эта книга не имеет аналогов в отечественной литературе по психологии, открывая читателю актуальную для всего человечества сферу исследований человека и общества.

    Оглавление

    • Об авторе.
    • Предисловие к русскому изданию.
    • Предисловие редактора.
    • Предисловие.
    • Введение.
      • Социальная психология гендера.
      • Проблемы однообразия.
      • Критические размышления о гендере.
      • Пол versus гендер.
      • Как устроена эта книга.
    • Глава 1. Гендерные различия и социализация.
      • Социальные нормы и гендерные различия.
      • Дифференциальная социализация.
      • Андрогиния.
      • Заключительные замечания.
      • Резюме.
    • Глава 2. Исследования гендерных различий.
      • Два не таких уж противоположных пола.
      • Метаанализ.
      • Гендерные различия в математических способностях.
      • Эмпатия и экспрессивность.
      • Исследования некоторых других гендерных различий.
      • Заключительные замечания.
      • Резюме.
    • Глава 3. Ограничения, накладываемые традиционной женской ролью.
      • Хранительница домашнего очага.
      • Работающая женщина.
      • Низкий статус женщин в организациях и отсутствие у них власти.
      • Заключительные замечания.
      • Резюме.
    • Глава 4. Ограничения, накладываемые традиционной мужской ролью.
      • Почему необходимо изучать мужскую роль.
      • Мужская гендерная роль и входящие в нее нормы.
      • Напряжение, стресс и конфликт мужской гендерной роли.
      • Заключительные замечания.
      • Резюме.
    • Глава 5. Гендер как социальная категория.
      • Гендерные различия и ошибки мышления.
      • Социальное познание.
      • Социальное познание гендера.
      • Гендерная категоризация: пристрастное отношение к своей и чужим группам.
      • Парадокс социальной идентичности.
      • Заключительные замечания.
      • Резюме.
    • Глава 6. Гендер в разных культурах.
      • Панкультурные гендерные сходства.
      • Кросс-культурные гендерно-ролевые идеологии.
      • Заключительные замечания.
      • Резюме.
    • Глава 7. Изменение гендерных ролей.
      • Изменение установок.
      • Изменения на производстве.
      • Перемены в доме.
      • Изменение поведения родителей и педагогов.
      • Изменение ложных представлений о гендере.
      • Заключительные замечания.
      • Резюме.
    • Библиография.

    Читайте еще:

    Глава 14. Пустота и форма.Явление волн фигурирует во многих разделах физики, но всегда может быть описано с помощью одних и тех же формул. Световая волна, звуковая волна, колебания струны гитары, волны на поверхности воды могут быть описаны при помощи одних и тех же формул. Квантовая теория для .описания волн, связанных.

    Владелец трезубцаВ меньших масштабах (поскольку и вред, причиненный личности, намного меньше — как правило, человек не является ни расщепленной личностью, ни хорошо сбалансированным индивидуумом) нечто подобное нужно осуществить любому человеку, встающему на путь самопознания. Обычно необходимость в этом.

    Часть 3. Сновидение с заигрываниями:Если сновидец все понял, это конец истории. Если же нет, то попытайтесь украсить послание Сновидения, позволив себе сновидеть дальше. Продолжайте рассказывать историю до тех пор, пока и сновидец, и герой истории не будут удовлетворены.

    Глава 3. Особенности детского творчества и факторы, влияющие на его проявлениеМузыкальный язык – это часть многогранной способности детей к общению. Детская музыкальность, проявляемая в движении и пении, позволяет ребенку передать миру ту информацию, которую он пока не готов транслировать через словесный язык. Она помогает войти в мир сверстников, завести друзей, подать.

    Глава 3. Как начать разговор.Воспитание не позволяет нам сказать открыто «Я талантливый», или «Я способный», или «Я хороший», или еще каким-то образом явно самоутвердиться. Однако, хотя большинство людей боится утвердить себя, даже прибегая к мнению гипотетических третьих сторон («они», «каждый» или «общественное.

    Глава IX. НОВАЯ РУССКАЯ КАСТАЛИЯИ это еще не все. Давая подобную установку, родители обрекают ребенка на ответную ненависть, ибо традиционно негативное отношение к богатым будет многократно усилено. Мало того, что ты «новый русский», так ты еще и нос воротишь?! Т.е., ребенок будет жить в ощущении постоянной угрозы, исходящей.

    Гендерная психология – психология пола

    В настоящий момент как в рамках отдельных наук, использующих гендерный подход в изучении и анализе явлений, так и в самих гендерных исследованиях как отдельной области научного знания отсутствует единство в понимании и определении понятия гендерная идентичность. Однако возможно все-таки вывести некоторые общие идеи и принципы в понимании гендера, механизмов его формирования и гендерной идентичности:

    · Гендер является одной из базовых характеристик личности, обусловливающих психологическое и социальное развитие человека. Многокомпонентная структура гендера определяется четырьмя группами характеристик: биологический пол; гендерные нормы и
    поведение, гендерные стереотипы; гендерная идентичность.

    Читайте так же:  Дзен отношения между мужчиной и женщиной

    · Гендерная идентичность понимается как аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола. Гендерная идентичность — это особый вид социальной идентичности личности.

    · Гендерная роль – поведение, нормативно ожидаемое от индивидов мужского и женского пола; другими словами, это поведение, рассматриваемое как подобающее мужчинам и женщинам.

    В психологической науке, мы наблюдает достаточно активное использование понятий и концепций гендерной теории. Гендерные исследования в российской психологии в настоящий момент все больше оформляются в самостоятельный раздел психологического знания. Сформулировано и институционализировано (изданы учебники, пособия, читаются учебные дисциплины в вузах и колледжах) определение гендерной психологии как отрасли психологической науки, изучающей «закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией». Определены и ведутся конкретные прикладные исследования в области психологической поддержки личности в различных направлениях: гендерные различия и характеристики личности, гендерная социализации, гендерные отношения и др.

    Можно выделить три направления в изучении и применении результатов психологического гендерного исследования [9].

    В первом направлении предметом исследования являются половые различия между психологическими свойствами или состояниями мужчин и женщин (особенностями внимания, памяти, эмоций или поведения, различия личностных и профессиональных выборов и т.д.).

    Во втором направлении предметом исследования оказывается гендерная социализация (факторы, этапы, проблемы).

    В третьем направлении предметом исследования выступают конструкты маскулинности (совокупность признаков, отличающих мужчину от женщины), андрогинности (сохранение отчетливой половой идентичности, при обладании высоких потенциалов и маскулинности и феминности), феминности (совокупность признаков, отличающих женщину от мужчины), а также их связь с другими психологическими свойствами и состояниями. Маскулинность и феминность – генетически заданные свойства психики, формирующиеся под влиянием социальных факторов.

    [3]

    Третье направление отличается от первого тем, что рассматривает гендерную идентичность преимущественно в наибольшей удаленности от биологической составляющей пола, а от второго тем, что стремится не к оценке и коррекции личности, а к пониманию и фасилитации ее индивидуальной гендерной идентичности. Третье направление рассматривается нами как наиболее перспективное в плане изучения многообразия (инвариантности) тендера и переживаний личностью своей гендерной идентичности в пространстве современного постоянно меняющегося мира. Именно это направление уж если не решит теоретикометодологические задачи, стоящие перед гендерной психологией и гендерными исследованиями, то будет содействовать выполнению высокого психотерапевтического запроса со стороны личности, находящейся в сложных кризисных условиях современного общества.

    Значение половой идентичности для систематизации представлений о себе до сих пор активно обсуждается в научной литературе. Так, Р. Бернс считает, что осознание себя как представителя определенного пола не имеет большого веса в Я-концепции взрослеющего человека. С другой стороны, Ф. и Р. Тайсоны, например, уделяли этому фактору серьезное внимание, указывая на то, что в разные возрастные периоды наблюдается то усиление, то ослабление позиции этого аспекта образа Я в Я-концепции личности.
    Половая идентичность обусловлена биологически. «Следует сказать, что роль биологических процессов состоит в согласовании между собой хромосомного, гормонального, морфологического и социального факторов, в совокупности определяющих нормальное развитие чувства половой идентичности» (Баттерворт Дж. Харрис М.).

    Итак, биологический пол индивида включает в себя несколько компонентов, последовательно формирующихся в процессе развития организма:

    o хромосомный (генетический пол), который определяется в момент зачатия;

    o гонадный пол — формирование мужских или женских половых желез;

    o гормональный пол зародыша, от которого зависит дифференциация гениталий — половых органов;

    o морфологический пол — строение внутрирепродуктивных органов и наружных гениталий;

    o пубертатный пол — связанный с половым созреванием гормональный пол, ответственный за появление вторичных половых признаков.

    Хромосомный фактор

    — это тот кариотип (набор хромосом), который характеризует биологического мужчину и женщину. В мужском кариотипе — 46 ХУ хромосом, в женском — 46 ХХ хромосом. Давно установлено, что факторы пола локализованы в специальных половых хромосомах. Факторы, определяющие мужской пол, локализованы в У-хромосоме, а факторы, определяющие женский пол, — в Х-хромосоме. Отклонения от нормального числа половых хромосом в клетках человека, приводят к аномалиям полового развития,

    Гормональный фактор

    обусловлен образованием в половых железах (гонадах) стероидных гормонов. Гормоны регулируют половую дифференциацию и процесс полового размножения. Мужским половым гормоном, синтезируемым в семенниках, является тестостерон, а женским половым гормоном, синтезируемым в яичниках — эстроген.

    Морфологический фактор

    определяется строением тела мужчины и женщины. Он выражается в более мощном развитии у мужчин скелета и мускулатуры, волосяного покрова на лице и проч., у женщин — в развитии грудных желез, более низком (по сравнению с мужчинами) росте, наличии округлых форм тела и жировой ткани.

    Социальный фактор

    определяется теми стереотипами поведения, которые в обществе ассоциируются с мужским и женским, и определенным стилем поведения родителей, который выбирается ими в соответствии с биологическим полом ребенка. Так, например, родители могут негативно реагировать на плаксивость мальчика, на резкость и агрессивность девочки, но поощрять у мальчика активно-наступательные формы поведения, а у девочки — нежность, ранимость и незащищенность.

    Половая идентичность — это «психологическая система, которая соединяет и интегрирует личностную идентичность с биологическим полом и на которую оказывает значительное влияние объектные отношения, идеалы Суперэго и факторы культуры» (Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. С. 335).
    С самых первых дней рождения ребенка родители начинают относиться к нему не просто как к новорожденному, а как к мальчику или девочке. Считается, что фантазии и ожидания женщины во время беременности влияют на ее первоначальные реакции по отношению к ребенку. Двух-трехлетний малыш, имея достаточно диффузное представление о половых различиях, может тем не менее назвать себя мальчиком или девочкой. Подражание, предпочтения в выборе игрушек и игр способствуют в этом возрасте процессу осознания себя как представителя того или иного пола. Самым интенсивным в этом смысле возрастом является период с 4 до 6 лет (фаллическая стадия по З. Фрейду). В этот период ребенок (ранее участвующий в диадных отношениях с матерью) включается в триадные отношения (Я, мать, отец). Это позволяет ему обнаружить различия между мужчинами и женщинами и идентифицировать себя с определенным полом.

    Под культурой личности имеется в виду ее ценностные ориентации, уровень воспитанности и образованности, нравственного и эстетического развития, приобщенности к культурному наследию человечества.

    Читайте так же:  Мужчина обижается на женщину психология

    Инкультурация – это процесс усвоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты деятельности человека в различных эпохах.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Психология гендерных различий

    Гендер — определение

    Гендер – социальный пол, который обуславливает особенности личностного и группового поведения.

    Гендерные стереотипы

    Гендерный стереотип – это эмоционально окрашенный и упрощенный образ женщины и мужчины.

    Выделяют три группы стереотипов. Первая связана с закреплением профессиональных и семейных ролей. Вторая – с фемининостью и маскулинностью. А третья стереотипная группа связана с различиями (половыми) в трудовом содержании.

    Мужчинам и женщинам всегда приписывают конкретный стиль поведения. «Женское» считается греховным, телесным, негативным, детородным, чувственным, вторичным. «Мужское» сопоставляется с чем-то позитивным, культурным, доминирующим, главенствующим.

    Что касается трудовой деятельности, то и в ней стереотипы навели свои порядки. Мужчине ближе руководящий и творческий труд. Женщине – обслуживающий труд (деятельность, носящая экспрессивный характер).

    Коснемся мужских и женских семейных ролей. Есть мнение, что мужчина не должен (как бы там ни было) полностью включаться в дела семейные, так как это является женской обязанностью.

    Гендерные различия мужчин и женщин

    Уже давно не секрет, что благодаря мозговым различиям мозга мужчины и женщины заметно разные.

    Женщины частенько «играют» с намеками и нередко не понимают, почему мужчины просят обо всем говорить подробно и ясно. Дело в том, что у мужской половины человечества лучше развито правое полушарие. Данное доминирование говорит о том, что они привыкли воспринимать все слова буквально и не искать в них скрытый смысл.

    Зато мужской мозг на триста двадцать граммов тяжелее женского. Мужчины гордятся данным фактом.

    Степень умственной женской одаренности на три с половиной процента выше мужской (несмотря на то, что средний бал интеллекта (120) одинаков и мужчин, и у женщин).

    Различия в общении видны уже с малых лет. Девочки всегда разговорчивее своих сверстников – мальчиков. В общем, женщины в два раза общительнее мужчин.

    Проведите эксперимент, и вы поймете, что это действительно так.

    Женщины проговаривают даже собственные мысли. Им всегда хочется высказаться. Мужчины размышляют молча.

    Лица мужского пола, в основном, беседуют с приятелями исключительно по делу или ради того, чтобы составить «пивную» компанию.

    Женщины никогда не устают от общения. Они всегда находят повод для него. А если дамы долго молчат, то у них что – то стряслось.

    Мужчины плачут, но только тогда, когда напьются в те моменты, когда уверены в том, что их состояния никто не видит.

    Женщины часто высказываются по поводу своих переживаний, планов и идей. Мужчин приходится «тянуть за язык», чтобы узнать у них хотя бы некоторые подробности того или иного дела (случая, плана и так далее).

    Разрешение конфликтов

    Установлено, что женщины с эмоциональными проблемами справляются легче, чем с семейными конфликтами.

    Во время разгара конфликта мужчины сосредоточены на самом предмете, по вине которого разгорелась ссора. Женщины вспоминают все свои прошлые ошибки, грехи. Они больше ориентируются на чужое мнение. Чем объясняется данное поведение? Высокой степенью конформности.

    Пересмотрите старый мультфильм про Карлсона. У него есть такая фраза: «Я – самый больной в мире человек!». Сказана она не напрасно, так как очень здорово (точно) характеризует основную массу мужчин.

    У женщин – своя история. Они стараются не ныть, не говорить о болезнях и о плохом самочувствии. Они делают все, чтобы казаться сильнее, чем они есть, в мужских глазах.

    Женщины частенько доверяются самолечению, народным средствам и методикам. Мужчины выбирают поликлинику и больничные коридоры, так как уверены в том, что выбрали наиболее безопасный путь.

    Мужчины болеют чаще, чем женщины. Потому они и привыкли, что их опекают. Если им не уделяют должного внимания, то они начинают возмущаться, скандалить, кричать и нервничать. Подобные элементы поведения обостряют болезни, имеющиеся у мужчин.

    Женщины могут отказаться от всех привычек, если потребуется. Мужчинам гораздо сложнее расставаться с тем, к чему они привыкли. Иногда они ссылаются на отговорки типа: «Я так привык, извини!». Женщины ждут перемен от мужчин, но чаще не дожидаются их.

    Привычка покушать – мужская привычка. Мужчины редко понимают тех женщин, которые «включают» силу воли и придерживаются всяческих диетических предписаний.

    Хобби, увлечения

    Спорт, азартные игры, автомобили, мотоциклы считаются сугубо мужскими увлечениями. Вышивание, танцы, кулинария относят к женским хобби. Современный мир сделал так, что грани увлечений «стерлись». Ведь есть такие мужчины, которые очень любят готовить. Между прочим, доказано, что мужчины – самые лучшие повара!

    Мужчина реже признается в любви, вкладывая в слова глубочайшую искренность. Он устроен не так, как женщина. У представителей мужского пола бывают романтические порывы, однако постоянно в романтической атмосфере пребывать мужчины не способны.

    Женщины отказываются это понимать, поскольку обожают цветы, сладости, красивую музыку, сюрпризы, неожиданные подарки.

    Многие мужчины не торопятся связывать себя брачными узами, так как бояться, что их «половинки» быстро утратят всю свою сексуальность.

    Женщины торопятся выйти замуж, потому что их охватывает страх одиночества и «ненужности». Ради того, чтобы стать женой любимого человека, они исполняют все мужские сексуальные прихоти и капризы, часто имитируют оргазм.

    Возможно, вы сейчас удивитесь, но факт остается фактом: сексуальные акты (отношения) мужчина воспринимает, как возможность самоутверждения и самоактуализации.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Для женщин секс является подтверждением глубоких чувств. Для мужчин – удовлетворение потребностей и получение «естественного» удовольствия.

    Источники


    1. Тасуева, Татьяна Королева мужских сердец, или Из мышек в кошки! (комплект из 2 книг) / Татьяна Тасуева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 480 c.

    2. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум. Учебник и практикум / Д.М. Рамендик. — М.: Юрайт, 2016. — 304 c.

    3. Аминов, И. И. Психология делового общения / И.И. Аминов. — М.: Омега-Л, 2016. — 304 c.
    Гендерная психология мужчина и женщина
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here