Гендерная психология мужчины

Самое интересное и полезное на тему: "Гендерная психология мужчины" простым и понятным языком. Мы собрали полную информацию по теме и постарались раскрыть тему во всех деталях. Если появились вопросы - задавайте их в комментариях.

ГЕ́НДЕРНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ

  • В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 533-534

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ГЕ́НДЕРНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, об­ласть психо­ло­гии, изу­чаю­щая за­ко­но­мер­но­сти фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия ха­рак­те­ри­стик лич­но­сти как пред­ста­ви­те­ля оп­ре­де­лён­но­го по­ла, обу­слов­лен­ные яв­ле­ния­ми по­ло­вой диф­фе­рен­циа­ции, т. е. про­ти­во­пос­тав­ле­ни­ем муж­чин и жен­щин по лич­но­ст­ным ка­че­ст­вам, ро­лям со­ци­аль­ным и ста­ту­су. Г. п. вклю­ча­ет та­кие на­прав­ле­ния ис­сле­до­ва­ний, как пси­хо­ло­гия ген­дер­ных раз­ли­чий, пси­хо­ло­гия жен­щин (или фе­ми­ни­ст­ская пси­хо­ло­гия), пси­хо­ло­гия муж­чин, ген­дер­ная со­циа­ли­за­ция, пси­хо­ло­гия ген­дер­ных от­но­ше­ний.

    Гендерная психология

    Гендерная психология — раздел социальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением.

    [3]

    ÷Отличия мужского и женского видны с детства: мальчики любят играть в машинки и дерутся, девочки играют в куклы и ябедничают.

    В гендерных исследованиях социальной психологии изучаются такие феномены, как: социализация, предрассудки, дискриминация, социальное восприятие и самовосприятие, самоуважение, возникновение социальных норм и ролей.

    Мужское и женское

    Мужское и женское — есть. Это не пол, это гендер. Есть мужской и женский стиль решения вопросов, есть мужской и женский стиль воспитания, есть мужские и женские развлечения. Мы — разные. Женщины имеют право быть Женщинами, а не мужчинами, и отличаться от мужчин. Женское начало не лучше и не хуже Мужского, это просто совершенно другой подход к жизни и взгляд на жизнь. См.→

    Гендерные особенности в восприятии — есть!

    Фил Зимбардо в рамках исследований гендерных различий провел показательный эксперимент. В нем принимали участие студенты, изучающие психологию, отличающиеся достаточно высоким интеллектом и уравновешенностью в суждениях. Эксперимент состоял в следующем.

    «Испытуемых попросили представить себя родителями ребенка, которого они «держат» на руках. Половине студентов было предложено выбрать ребенку имя из списка, содержащего три женских имени, а другой половине — выбрать имя из трех мужских. (Студенты в каждой группе находились в неведении относительно того, какой выбор был предложен их товарищам из другой группы.) Неожиданно в аудитории, где находились испытуемые, появился бородатый незнакомец с очень яркой и красивой музыкальной коробочкой, содержащей внутри забавного клоуна, который внезапно оттуда выпрыгивал. Ребенок на руках у студентов внимательно «наблюдал», как дядя заводит игрушку, и «слушал» ее успокаивающую мелодию. Но вот наступил момент, когда музыка резко прекратилась и клоун выпрыгнул из коробки.

    После случившегося каждому «родителю» был задан следующий вопрос: «Какова была реакция вашего ребенка на происходящее?»

    Из предложенного им списка вариантов ответов большинство выбрали «потрясен(а)», независимо от пола их ребенка. Но самое интересное произошло, когда эти «студенты-родители» указали последующую реакцию своего малыша. На порядок большее число девушек по сравнению с юношами отметили реакцию своего ребенка как «страх», тогда как больше юношей, чем девушек, увидели в глазах своего малыша «любопытство (Шон Бурн. Гендерная психология. Прайм-Еврознак, 2008. С.3.)»!» См.→

    ГЕ́НДЕРНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ

  • В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 533-534

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ГЕ́НДЕРНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, об­ласть психо­ло­гии, изу­чаю­щая за­ко­но­мер­но­сти фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия ха­рак­те­ри­стик лич­но­сти как пред­ста­ви­те­ля оп­ре­де­лён­но­го по­ла, обу­слов­лен­ные яв­ле­ния­ми по­ло­вой диф­фе­рен­циа­ции, т. е. про­ти­во­пос­тав­ле­ни­ем муж­чин и жен­щин по лич­но­ст­ным ка­че­ст­вам, ро­лям со­ци­аль­ным и ста­ту­су. Г. п. вклю­ча­ет та­кие на­прав­ле­ния ис­сле­до­ва­ний, как пси­хо­ло­гия ген­дер­ных раз­ли­чий, пси­хо­ло­гия жен­щин (или фе­ми­ни­ст­ская пси­хо­ло­гия), пси­хо­ло­гия муж­чин, ген­дер­ная со­циа­ли­за­ция, пси­хо­ло­гия ген­дер­ных от­но­ше­ний.

    МУЖСКАЯ ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ

    социальные нормы, содержащие предписания и запреты относительно того, что мужчинам надо чувствовать и делать (Томпсон и Плек, 1986). Поведение мужчин основывается на представлении о мужественности, к-рое они впитали из культуры. Верования относительно того, каким мужчина должен быть и что он должен делать, составляют то, что Плек и его коллеги (1993) назвали идеологией мужественности. Эта идеология — не что иное, как набор социальных норм, известных также под именем М.г.р. Исследуя в 1936 г. мужчин, обучавшихся в колледже, Томпсон и Плек открыли, что структура этих ролевых норм складывается из трех факторов. Первый связан с ожиданиями, что мужчины завоевывают статус и уважение других (норма статуса). Второй фактор — норма твердости, отражает ожидания от мужчин умственной, эмоциональной и физической твердости. Третий фактор — ожидания того, что мужчина должен избегать стереотипно женских занятий и видов деятельности (норма антиженственности).

    Совсем недавно исследователи мужественности высказали идею о том, что более корректно было бы говорить о многочисленных мужественностях. Другими словами, они признали важность влияния расы, национальности, принадлежности к определенному социальному классу и субкультуре, сексуальной ориентации на то, что именно вкладывается в понятие мужественности. Однако рассмотрим вкратце три фактора мужественности в определении Ш. Берн (1996).

    Норма успешности (статуса)

    Общепринятые стереотипы относительно мужчин говорят, что они с огромным трудом признают, что чего — то не знают, и предпочитают не спрашивать совета. В основе этого может лежать норма умственной твердости, к-рая содержит ожидания того, что мужчина будет выглядеть компетентным знающим. Человек, стремящийся соответствовать этой модели сверхкомпетентности, начинает тревожиться, как только понимает, что чего-то не знает (тревога будет особенно интенсивной, если ему кажется, что окружающие могут догадаться о его невежестве). Эта норма порождает большие проблемы в межличностных отношениях, т.к. мужчина, старающийся соответствовать ей, часто унижает других тем, что отказывается признать перед ними свою неправоту или допустить, что кто-то знает больше, чем он.

    Норма эмоциональной твердости — это стереотип мужественности, согласно к-рому мужчина должен испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешать свои эмоциональные проблемы без помощи окружающих. Эта норма порождает наиболее серьезные проблемы для мужчин и их любимых. Кимель (1992) по поводу этого сокрушался: «Отцовство, дружба и отношения партнеров — эмоциональные ресурсы требуются везде… но мужчины привыкли их избегать… То, что должно было сделать нас настоящими мужчинами, на самом деле обедняет наши отношения с детьми и др. людьми». Следует сказать, что от природы мужчины не менее эмоциональны, чем женщины, но из-за своей традиционной роли могут быть менее экспрессивны, им доступно выражение лишь одной социально приемлемой эмоции — злости.

    Читайте так же:  Дева парень и дева девушка совместимость

    Норма антиженственности — это стереотип, согласно к-рому мужчинам следует избегать специфически женских занятий, видов деятельности и моделей поведения. У нек-рых мужчин проявляется в виде фемифобии — страха показаться женственным, что, возможно, связано со стереотипом теории сексуальной инверсии, согласно к — рому женственность у мужчин — это признак гомосексуализма. Данная норма, как и норма статуса, мешает полноценному отцовству, и многие люди подрастают, оставаясь в неведении, любили ли их отцы по-настоящему или нет.

    Гендерная психология (стр. 13 из 125)

    Предмет, задачи и методы гендерной психологии

    По моему мнению, наиболее точно к пониманию предмета гендерной психологии и ее разделов подошла И. С. Клецина. Хотя наши взгляды не во всем совпадают,

    Предмет, задачи и методы гендерной психологии 39

    мне приятно отметить их общность по многим аспектам. Этот автор занимает особое место в отечественной гендерной психологии — прежде всего как ее внимательный историк.

    Предметом гендерной психологии в самом широком смысле являются особенности психики, которые связаны с полом. Конкретизация этого положения содержится в разных разделах этой области психологии. Можно выделить 6 больших разделов: 1) психология сравнения мужчин и женщин; 2) психология женщины; 3) психология мужчины; 4) гендерная социализация; 5) психология гендерных отношений; 6) гендерная психология лидерства.

    1. Психология сравнения мужчин и женщин. По ходу истории гендерной психологии этот раздел носил различные названия: половой диморфизм, половой дипсихизм, половые различия, гендерные различия. Нам кажется, что предложенное нами название наиболее точно отражает суть этого раздела. Мужчины и женщины, мальчики и девочки сравниваются по различным параметрам — от психофизиологических и нейропсихологических до социально-психологических особенностей психики. При этом не обязательно устанавливаются различия. Необходимо устанавливать и сходство (отсутствие различий не всегда означает сходство). Цель этого сравнения — установить своеобразие полов, специфические особенности мужчин и женщин. Этот раздел гендерной психологии наиболее развит, и не случайно ему посвящена большая часть данной книги. Однако пока исследованы далеко не все параметры психики. Кроме того, должна быть сменена парадигма — от установления различий до установления специфики и своеобразия (включая и сходство полов). Исследовательский потенциал новой отрасли психологии очень велик: можно повторить практически все исследования в нашей науке — от психофизики до социальной психологии, но на равных выборках мужчин и женщин.

    40 Глава 1. Введение в гендерную психологию

    3. Психология мужчины делает первые шаги. Здесь предметом являются те особенности психики, которых нет у женщин. В частности, изучается влияние мужских гормонов на способность мужчин решать пространственные задачи (см. далее). Часто сравнение с женщинами также нерелевантно — ибо самая маскулинная женщина отличается от самого фемининного мужчины. Также существуют специфические мужские заболевания (например, связанные с половой сферой), которые влияют на психику мужчин и которых нет у женщин Важно изучить психологические факторы мужской смертности. Можно исследовать мужские профессии, где нет ни одной женщины (или их чрезвычайнс мало), а также мужские группы — деловые, профессиональные, клубы, компании, куда женщин не допускают. Маргарет Мид (1988) описывает такие клубы в различных культурах. Словом, есть область, которая требует своего развития При этом данную дисциплину не следует воспринимать как протест против «психологии женщин» — это нормальная стадия развития науки. И психология женщины, и психология мужчины имеют свою широкую проблематику — от психофизиологии до социальной психологии.

    4. Гендерная социализация. Предметом этой области гендерных исследований является социализация, заключающаяся в формировании гендерной идентичности и освоении гендерных ролей, в том числе и то, как на этот процесс влияют гендерные стереотипы.

    5. Психология гендерных отношений. Предмет этой области достаточно широк, так как гендерные отношения — это не только взаимоотношения между полами, но и внутри каждого пола. Ниже будет показано, что люди иначе ведут себя в однополых и смешанных по полу группах. Интерес представляет и общение в интимных группировках — дружеских, сексуальных, супружеских. Наконец, активно изучаются девиантиые отношения между полами, в частности связанные с насилием. Некоторые аспекты этих исследований мы разберем в отдель-

    6. Гендерная психология лидерства. Эта область могла бы считаться разделом
    психологии гендерных отношений, однако это не вполне корректно. Выделить
    ее в отдельный раздел позволяют следующие обстоятельства: во-первых, его
    проблематика выходит за рамки только гендерных отношений, охватывая и
    различия между мужчинами и женщинами — лидерами, и гендерную социа
    лизацию лидерства, и психологию женского менеджмента. Во-вторых, между
    мужчинами и женщинами часто возникают отношения доминирования-под
    чинения, лидера и последователя, и эти процессы требуют самостоятельного
    исследования.

    Что касается задач гендерной психологии, то к ее теоретическим аспектам относится разработка теорий и концепций, методов и методик, проведение широких исследований, к прикладным — внедрение результатов и достижений в практику. Гендерный подход должен стать неотъемлемой частью работы психолога: и исследователя, и консультанта, и руководителя тренинговых групп. Этот подход предоставляет широкие возможности для помощи практикам, работающим с людьми: менеджерам, юристам, учителям и воспитателям, медицинским работникам. ‘ В начале XX в. в гендерной психологии были приняты следующие 5 методов исследования:

    Предмет, задачи и методы гендерной психологии 41

    1. Грубая индукция. В рамках данного метода анализировались расхожие житейские высказывания о мужчинах и женщинах, полученные, как правило, от знакомых исследователя. Но надежность результатов, основанных на мнениях испытуемых, как правило, невелика: дело в том, что у большинства из них существует имплицитная гендерная теория о половых различиях, характеристиках личности женщин и мужчин и т. п.

    2. Эксперимент. Как правило, широко не использовался.

    3. Дедукция. Достижения общей психологии и установленные в ней закономерности применялись к испытуемым с учетом их пола. При этом существовала опасность, что не будут учтены те или иные специфические особенности (в частности, женщин), так как заранее предполагалось, что все испытуемые похожи друг на друга, т. е. подчиняются общим закономерностям. Особенно часто этот метод использовали французские исследователи. И в современной гендерной психологии результаты могут искажаться из-за того, что, к примеру, изучая женщин-испытуемых, ученые применяют методики, которые оправдали себя на испытуемых-мужчинах. Далее будет показано, как одни и те же задачи подходят для одного пола и не подходят для другого.

    Читайте так же:  Идеальный мужчина психология

    4. Биографический метод. Использовался для анализа выдающихся исторических деятелей, однако возможности его применения к женщинам ограниченны, так как, во-первых, среди женщин мало широко известных исторических личностей, во-вторых, исторические роли мужчин и женщин освещены неравномерно и, в-третьих, различия между знаменитыми и незнаменитыми женщинами и знаменитыми и незнаменитыми мужчинами неодинаковы в силу того, что женщине труднее добиться известности, чем мужчине. Последнее замечание, высказанное Геймансом, впоследствии было подтверждено исследованиями психологии лидерства.

    5. Анкетирование Гейманс считал ценным методом, но необходимо было учитывать некоторые особенности испытуемых — в частности, их эмоциональность. Две анкеты Гейманса вы можете найти в Приложении.

    В настоящее время в гендерной психологии используется весь арсенал психологических методов: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, тесты, моделирование и т. п. Однако не все методики пригодны для изучения гендерной проблематики. При сравнении эффективности решения задач мужчинами и женщинами необходимо применять такие задачи, которые были бы сформулированы на языке, понятном и удобном для обоих полов, были бы интересны и мужчинам и женщинам. Если эти особенности не учитываются, то это приводит к искажению результатов. Ниже будет показано, как особенности методик влияли на получение эмпирических данных. Важным оказался и пол экспериментатора.

    Все эти случаи свидетельствуют о том, что нужна гендерная экспертиза психологических методик для оценки их пригодности при изучении обоих иолов. Некоторые методики нужно создавать заново или адаптировать уже известные специально для изучения определенных проблем (к примеру, состояние женщин во время беременности и после родов, во время менструального цикла и т. п.).

    Бендас Т. В.. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер. — 431 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).. 2006

    В учебном пособии представлена новая отрасль психологической науки — гендерная психология. По разным проявлениям психики и поведения сравниваются девочки и мальчики, женщины и мужчины. Используются материалы многочисленных отечественных и зарубежных исследований (в том числе — не переведенных на русский язык). Учебные задания разнообразны: подготовка доклада и реферата, проведение пилотажных исследований, тренинговые упражнения, темы групповых дискуссий, творческие задания. В Приложении помещены методики, используемые для сравнения мужчин и женщин по различным позициям. Некоторые из них представлены как учебные задания. Их применение позволит студентам и аспирантам приобрести навыки работы с данными методиками. Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Психология». Оно может быть также полезно преподавателям, которые читают курс гендерной психологии, и специалистам, чьи профессиональные интересы связаны с проблемами дифференциации мужчин и женщин.

    Гендерная психология мужчины

    Гендерные стереотипы часто действуют как социальные нормы. Нормативное и информационное давление вынуждает нас подчиняться гендерным нормам. Действие нормативного давления заключается в том, что мы стараемся соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение и избежать социального неодобрения. Об информационном давлении можно говорить, когда мы начинаем считать гендерные нормы правильными, потому что находимся под давлением социальной информации. Мы живем в культуре, где мужчины обычно занимаются одними вещами, а женщины — другими, где гендерные отличия считаются природными; поэтому мы принимаем гендерные норма и следуем им. Гендерная психология: Шон Берн: СПб.: 2001.- 320с. — С.80

    Когда речь заходит о гендерных стереотипах, создается впечатление, что единственное, в чем совпадают взгляды мужчин и женщин, так это в отношении к распределению ролей. Финансовое давление особенно обременяет тех мужчин, чьи жены сидят дома и не работают. Если же уровень материального благополучия не позволяет мужчине быть добытчиком, а следовательно — соответствовать эталону мужественности, то он вынужден каким-то образом компенсировать это. Тогда гендерная принадлежность доказывается при помощи так называемой «компульсивной», то есть компенсаторной мужественности, которая включает в себя эмоциональную и физическую жесткость, подчинение женщин и поведение, связанное с риском. То есть, компенсаторная мужественность — ничто иное, как компенсация чувства несостоятельности в профессиональной и экономических сферах. «Компенсаторная мужественность часто принимает форму желания быть «крутым». «Крутость» укрепляет в человеке сознание собственной мужественности, даёт ему ощущение гордости, силы и контроля». Гендерная психология: Шон Берн: СПб.: 2001.- 320с. — С.168

    Норма твердости — еще один показатель мужественности. У мужчин норма твердости, прежде всего, проявляется в трех формах — физической, эмоциональной и умственной. Норма физической твердости есть не что иное, как ожидание от мужчины физической силы. Следствием этого стереотипа является стремление мужчин нарастить мышечную массу, что порой заставляет мужчин прибегать к вредным для здоровья средствам.

    Следующий, весьма важный стереотип — норма умственной твердости. Этот стереотип не позволяет задавать вопросов и просить помощи, обязывая мужчину быть знающим и компетентным.

    Еще одним показателем мужественности является норма эмоциональной твердости. Эта норма подразумевает, что мужчина должен испытывать мало чувств и боль в состоянии разрешить свои эмоциональные трудности без помощи со стороны. Этот стереотип тесно переплетен с другим — нормой антиженственности. В результате следования этому стереотипу мужчина окончательно отказывается от проявления эмоций.

    Таким образом, стереотипы, накладываемые традиционной мужской ролью, заставляют мужчин отказываться от проявления таких эмоций, как нежность, эмпатия, Эмпатия — способность понять аттитюды и поведение другого человека с помощью соотнесения их с собственным опытом. сострадание и в то же время быть агрессивным и настойчивым. К тому же, мужчина постоянно находится под давлением стереотипа успешности статуса. Он должен зарабатывать деньги и желательно занимать руководящий пост, так как карьерные достижения — один из показателей мужественности. Рекламный образ. Мужчина и женщина: Дунаева А.: М.: РИП-холдинг,2004. — 222с. — С. 52

    Читайте так же:  Отношения женщина штирлиц мужчина дон кихот

    Шон Берн утверждает, что говоря о различиях между мужчинами и женщинами, мы часто считаем, что женщины лучше выражают эмоции и более восприимчивы к чувствам окружающих (эмпатичны), чем мужчины. Действительно, вера в то, что женщины более эмоциональны, чем мужчины, является одной из наиболее тривиальных находок в ходе изучения гендерных стереотипов. Айкс и Барнс (Ickes&Barnes, 1978) объяснили, что мужественность обычно связывают с достижениями, автономностью и стремлением к контролю — причем такому, в котором на первом месте стоит способность влиять на осознанное выражение или сокрытие таких чувств. О женственности они писали, что она, наоборот, ассоциируется с межличностной коммуникацией, стремлением к объединению и активным выражением своих чувств.

    Различия в эмоциональности между мужчинами и женщинами можно рассматривать на нескольких уровнях. На одном уровне мы имеем дело со способностью понимать эмоциональные состояния других (эмпатия) и умением выразить это понимание (эмпатическая экспрессия). На другом уровне нас интересует переживание самим человеком своих эмоций (эмоциональные переживания) и его способы эти эмоции выражать (эмоциональная экспрессия). Оба уровня имеют большое значение для душевного здоровья и межличностных отношений.

    Еще одна причина состоит в том, что мужчины постоянно оказываются в ситуациях, требующих от них проявления силы, независимости, властности, стремления к соревнованию — качеств, которые едва ли сочетаются с эмпатийной отзывчивостью. Давление со стороны, принуждающее быть независимым и стремиться к соревнованию, часто начинается уже в детстве. Гендерная психология: Шон Берн: СПб.: 2001.- 320с. — С.101

    Особенности мужского и женского восприятия рассматривала в своих работах Бендас Т.В. Результаты исследований можно представить в форме тезисов:

    · Девочки задерживают больше внимания на больших фигурах (квадрат), мужчины на маленьких.

    · У мальчиков выделяется более яркая реакция на новый стимул (мужчины в любом возрасте смело осваивают что-то новое, а девочки привычное).

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    · Мальчики лучше различают зеленый и желтый цвета, а девочки фиолетовый и красный.

    · Мальчики обращают внимание на обобщенные характеристики объекта (предмет в целом, пространственные отношения в целом и т.д.).

    · Мужчины обращают большее внимание на все, что связано с техникой (марка автомобиля, который присутствовал на месте происшествия, ее цвет и детали).

    · Мальчики демонстрируют исследовательскую, а девочки коммуникативную (эмоциональную) — реакцию.

    · Принято считать, что мужчины лучше читают карты, а женщины — лица.

    · Мужчины лучше женщин запоминают исторические даты и события.

    [2]

    · Мужчины оценивают свои физические возможности, власть и богатство выше, чем женщины.

    · Если мужчине постоянно предписывается добиваться успеха, быть уникальным, неповторимым, конкурентным, то это действует как постоянное подкрепление, повышает самооценку.

    · Каждая фраза для мужчины имеет практический смысл.

    · Мужчины чаще обсуждают вещи, относящиеся к объективным делам, а ни к внутренним переживаниям.

    · Мозг мужчины призван оценивать и понимать объекты, их связь с другими объектами, пространственное взаимное отношение объектов, принципы их работы и призван решать проблемы. Его мозг запрограммирован на реакцию «Как я сделаю это?»

    · У мужчин логический (рациональный) склад ума, поэтому они не приемлют советы, им необходимы решения.

    · В стрессовых состояниях мужчины замыкаются в себе и предпочитают молчать.

    · Мужчины больше склонны к лидерству, а женщины к сотрудничеству.

    Также существуют тематические предпочтения мужчин и женщин. Если говорить о темах, которые интересуют мужчин и женщин, то кратко это можно выразить так:

    · Мужские: работа, спорт, женщины и секс, война, охота, оружие.

    · Женские: семья, дети, кулинария, мода, здоровье, внешность. Рекламный образ. Мужчина и женщина: Дунаева А.: М.: РИП-холдинг,2004. — 222с. — С. 79

    Мы считаем мужчин и женщин совершенно разными существами. Согласно Уильямс и Бест (Williams & Best, 1986), мужчины, в отличие от женщин, обычно считаются амбициозными, рациональными, независимыми и неэмоциональными, тогда как женщин представляют нежными, чувственными, эмоциональными и общительными. Мужчины менее эмпотичны (эмоциональны), чем женщины. Часто мужчины оказываются в ситуациях, которые требуют проявления силы, независимости, властности, стремления к соревнованию — все эти качества не сочетаются с эмоциональностью, которая присуща женщинам. Гендерная психология: Шон Меган Берн. СПб.: 2001.-320с. — С.100

    Еще с раннего детства родители больше обеспокоены, если их сыновья ведут себя кик «маменькины сынки», чем когда их дочери ведут себя сорванцами. В то время как родители склонны осуждать несамостоятельность мальчиков, они позволяют девочкам быть зависимыми от других и даже одобряют это. В результате мальчики усваивают принцип, что следует рассчитывать на свои собственные достижения, чтобы обрести самоуважение, в то время как самоуважение девочек зависит от того, как к ним относятся другие (Смелзер Н., 1994). В поведении родителей проявляется постоянное стремление держать дочку как можно ближе к себе: на вербальном и невербальном уровнях девочке внушается неуверенность в своих возможностях, необходимость в опоре и поддержке другого человека.

    Приведенные данные показывают, как с раннего детства у детей в зависимости от пола формируются и закрепляются качества личности, соответствующие нормативным представлениям о маскулинности-фемининности. У мальчиков — это активность, настойчивость. Сообразительность, уверенность в себе, у девочек — уступчивость, пассивность, зависимость. Это же касается и полоролевого поведения детей. Девочкам обычно не дают играть солдатиками, пистолетами, мальчикам — куклами, детской посудой. Игрушки для девочек чаще связаны с миром дома, с выполнением стереотипных действий; мальчикам чаще покупают игры, стимулирующие фантазию, сообразительность, поисковую активность. Гендерная социализация: Клецина И.С.- СПб, 1998.- 92с.- С.70

    С раннего детства мужчинам нужно прививать желание обеспечивать других, и это поведение, будучи результатом научения, а не врожденным, остается весьма хрупким и может довольно легко исчезнуть при социальных условиях, которые не способствуют его сохранению. Мужское и женское. Исследование полового вопроса в меняющемся мире: Маргарет Мид.- М.: РОССПЭН, 2004. — 416с. — С. 181

    Также, с рождения мужчине присущи качества соперника. Мальчик не то чтобы стремится наносить поражения другим, но он искренне надеется, что ему удастся превзойти других, чтобы его считали успешным. Другие люди — это всего лишь обстоятельства, это не соперники, это не противники, которым надо нанести поражение, это участники состязаний, которых надо обставить. Мужское и женское. Исследование полового вопроса в меняющемся мире: Маргарет Мид.- М.: РОССПЭН, 2004. — 416с. — С. 283

    Читайте так же:  Если мужчина идет впереди женщины психология

    Таким образом, общепринятые стереотипы говорят о существовании сильных половых различий в эмпатии и эмоциональности, но результаты исследований не дают этому весомого подтверждения. Данные, полученные путем самооценки, указывают на более сильные половые различия, чем замеры физиологических показателей. Это наводит на мысль, что мужчины не хотят, чтобы их видели эмпатичными, потому что это качество не соотносится с мужественной гендерной ролью. Путем исследования доказано, что сам факт выражения эмоции человеком и способ, которым он это делает, сильно зависит от гендерных норм.

    Теория социальных ролей говорит, что многие различия между мужчинами и женщинами появляются из-за различий в требованиях мужской и женской ролей. Например, женские социальные роли (такие, как обеспечение ухода за ребенком) скорее нуждаются в эмпатийной отзывчивости, тогда как мужские роли часто предписывают мужчинам быть сильными, стремиться к власти и соревнованию — качества, несовместимые с эмпатийной отзывчивостью. Подобным образом, гендерные роли стимулируют проявление мужчинами некоторых форм агрессии, в то время как у женщин проявления агрессии не поощряются. Гендерная психология: Шон Берн: СПб.: 2001.- 320с. — С.121

    Павел Зыгмантович

    Психолог. Делаю сложное понятным

    «Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения», Шон Берн

    Книга оставила странное впечатление. Почти весь текст – отличный учебник, хорошая проработка материала, очевидная научная добросовестность, стремление дать информацию, отличный редактор (сам Зимбардо!)…

    А вот первая глава совершенно другая. Настолько другая, что я даже собирался прекратить чтение. Настолько странный шёл текст.

    Главная странность была в том, что автор серьёзно себе подыгрывала. Главным образом в избегании полноценного обсуждения темы.

    А именно – почти полностью игнорировался биологический аспект (в первой, подчёркиваю, главе).

    Например, говоря о математике и успеваемости, автор обозначает факт — мальчики в подростковом возрасте резко начинают преуспевать в математике. Даётся объяснение: «…для девочек-подростков очень важно нравиться мальчикам и быть привлекательными, а успехи в математике, как им кажется, значительно уменьшают их привлекательность для окружающих».

    Это объяснение совсем странное. Получается, что мальчикам или не хочется нравиться девочкам, или в США занятия математикой делают юношу привлекательным для девушек. Но автор не рассматривает эти объяснения.

    Между тем, вполне осмысленным выглядит и такой вариант. Мол, юноши, которых не берут в спорт в колледжах, становятся непопулярными у девочек и вынуждены заниматься математикой, чтобы хоть как-то занять время и почувствовать себя успешными хоть где-то. Но такой вариант автор не то что не опровергает, она его даже не рассматривает.

    Или другой пример. Автор сообщает, что в детстве около половины девочек являются сорванцами, а с подросткового возраста резко «спокойнеют». На это даётся четыре причины:
    1. Социально давление сверстников.
    2. Социальное давление со стороны взрослых.
    3. Желание быть привлекательной для мальчиков.
    4. Физическая активность.

    И вывод: «Возможно, появление менструаций и телесное развитие делают «женственность» девочки-сорванцы более заметной, что побуждает её саму и окружающих всё больше применять женские гендерные нормы к её поведению».

    Но позвольте – есть более простое объяснение. Начинается половое созревание, в крови возрастает уровень эстрогена, который снижает интерес к озорным забавам. Может, дело в этом?

    Вместо того, чтобы рассмотреть это объяснение (и, допустим, опровергнуть его), автор сразу переходит в разделу «Андрогиния», а про гормоны упоминает отдельно и уже по поводу другого тезиса. То есть на лицо некоторое «подыгрывание» себе (это я сейчас очень мягко выражаюсь). Причём, что удивительно, дальше такого нет, в остальной книге автор добросовестно рассматривает все возможные объяснения и толкования.

    Наконец, совершенно полностью проигнорированы «естественные эксперименты», когда детей одного пола от природы воспитывали как детей другого пола (т.е. меняли гендер). В таких случаях ничего хорошего не получалось — биология отвешивала могучего пинка социальному научению. Вот и было бы интересно посмотреть, как и почему это происходило, действительно ли дело было в биологии или же, всё-таки, социальное научение было, просто его не заметили? Но об этом автор не пишет, что очень странно.

    К счастью, в следующих главах книги такого нет, и мы читаем уже не агитку, а нормальную научную литературу.

    Например, когда разговор зашёл о доходах и дискриминации на работе, автор исправляется и проявляет научную добросовестность, рассматривая все возможные объяснения и приводя хорошую чёткую аргументацию в пользу своих тезисов. Этот раздел написан замечательно и очень справедливо — недопустимо, чтобы за одно и то же качество работы кто-то получал меньше только на основании половой принадлежности.

    Есть интересная глава об ограничениях гендерных ролей – и для женщин, и для мужчин. Здесь вообще всё отлично – чётко, аргументировано, нейтрально. Досталось всем – и поддержали, и указали на проблемы. Отличная работа. Моё почтение.

    В целом, если не считать первой главы, книга получилась очень достойная.

    Подведём итог — не столько по книге, сколько по теме.

    1. Мужчины действительно отличаются от женщин, а женщины действительно отличаются от мужчин.

    2. Все эти отличия проявляются только на больших выборках (то есть, это отличия «в среднем»), индивидуальные отличия людей значительно сильнее. В целом, у мужчин и женщин сходств больше, чем различий. Это значит, что мужчины и женщины могут быть одинаково хороши в любой работе (разве что женщина не сможет стать донором спермы, а мужчине не удастся поработать суррогатной матерью; в остальном нем ни одной профессии только для одного пола).

    3. Отличия почти всегда незначительные. Это статистически значимые, но всё же небольшие величины. Сходств, повторю, больше.

    4. На отличия полов друг от друга влияют био- и социо-факторы.

    Читайте так же:  Почему мужчины носят бороду психология

    5. Био-факторы неизменны, социо-факторы вполне поддаются изменениям.

    6. На сегодняшний день невозможно установить точное соотношение этого влияния и точно определить зоны этого влияния. Однако очевидно, что социо-факторы вносят в различия больший вклад. Говоря образно, мужчины и женщины с одной планеты, но из разных культур.

    7. Имеет смысл избегать стереотипного восприятия представителей противоположного пола, больше смотреть на индивидуальные различия, чем на обобщённые представления об этом поле.

    8. Уменьшение влияния социо-факторов на разницу между полами увеличивает возможность индивидуального счастья.

    9. Отказываться от половой и гендерной идентичности не стоит, это вредит здоровью. Стоит делать эту идентичность более индивидуальной, уходить от обобщений.

    Это, конечно, не все мысли и выводы по теме половых, поло-ролевых и поло-культурных различий. Остальное – в книге. За исключением первой главы, труд получился очень толковый. Брать – рекомендую.

    Шон Берн «Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения»
    Бумажная версия есть на Озоне .
    Легальной электронной версии не нашёл, но загляните на Литрес, может быть, найдёте что-нибудь интересное для себя .

    Другие рекомендации хорошей литературы — здесь .

    Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения

    Данная книга посвящена исследованиям психологии пола (гендера). Психолог, социолог, педагог, специалист по общественным наукам найдут в этой книге уникальный исследовательский материал об источниках гендерной социализации, о формировании тендерных норм, социальных и гендерных ролей, познакомится с такими понятиями, как нормативное и информационное давление, агрессия, конформность, тендерные стереотипы, норма успешности, норма антиженственности и др.

    Читатель, интересующийся современной научной психологией, получит ответы на такие вопросы: «Почему должно измениться распределение семейных обязанностей?», «Кто и в чем способней: женщины или мужчины?», «Каковы ограничения, накладываемые традиционными ролями женщины и мужчины?», «Почему женщине платят, как правило, меньше?» и т.д.

    Эта книга не имеет аналогов в отечественной литературе по психологии, открывая читателю актуальную для всего человечества сферу исследований человека и общества.

    Оглавление

    • Об авторе.
    • Предисловие к русскому изданию.
    • Предисловие редактора.
    • Предисловие.
    • Введение.
      • Социальная психология гендера.
      • Проблемы однообразия.
      • Критические размышления о гендере.
      • Пол versus гендер.
      • Как устроена эта книга.
    • Глава 1. Гендерные различия и социализация.
      • Социальные нормы и гендерные различия.
      • Дифференциальная социализация.
      • Андрогиния.
      • Заключительные замечания.
      • Резюме.
    • Глава 2. Исследования гендерных различий.
      • Два не таких уж противоположных пола.
      • Метаанализ.
      • Гендерные различия в математических способностях.
      • Эмпатия и экспрессивность.
      • Исследования некоторых других гендерных различий.
      • Заключительные замечания.
      • Резюме.
    • Глава 3. Ограничения, накладываемые традиционной женской ролью.
      • Хранительница домашнего очага.
      • Работающая женщина.
      • Низкий статус женщин в организациях и отсутствие у них власти.
      • Заключительные замечания.
      • Резюме.
    • Глава 4. Ограничения, накладываемые традиционной мужской ролью.
      • Почему необходимо изучать мужскую роль.
      • Мужская гендерная роль и входящие в нее нормы.
      • Напряжение, стресс и конфликт мужской гендерной роли.
      • Заключительные замечания.
      • Резюме.
    • Глава 5. Гендер как социальная категория.
      • Гендерные различия и ошибки мышления.
      • Социальное познание.
      • Социальное познание гендера.
      • Гендерная категоризация: пристрастное отношение к своей и чужим группам.
      • Парадокс социальной идентичности.
      • Заключительные замечания.
      • Резюме.
    • Глава 6. Гендер в разных культурах.
      • Панкультурные гендерные сходства.
      • Кросс-культурные гендерно-ролевые идеологии.
      • Заключительные замечания.
      • Резюме.
    • Глава 7. Изменение гендерных ролей.
      • Изменение установок.
      • Изменения на производстве.
      • Перемены в доме.
      • Изменение поведения родителей и педагогов.
      • Изменение ложных представлений о гендере.
      • Заключительные замечания.
      • Резюме.
    • Библиография.

    Читайте еще:

    Глава 14. Пустота и форма.Явление волн фигурирует во многих разделах физики, но всегда может быть описано с помощью одних и тех же формул. Световая волна, звуковая волна, колебания струны гитары, волны на поверхности воды могут быть описаны при помощи одних и тех же формул. Квантовая теория для .описания волн, связанных.

    Владелец трезубцаВ меньших масштабах (поскольку и вред, причиненный личности, намного меньше — как правило, человек не является ни расщепленной личностью, ни хорошо сбалансированным индивидуумом) нечто подобное нужно осуществить любому человеку, встающему на путь самопознания. Обычно необходимость в этом.

    [1]

    Часть 3. Сновидение с заигрываниями:Если сновидец все понял, это конец истории. Если же нет, то попытайтесь украсить послание Сновидения, позволив себе сновидеть дальше. Продолжайте рассказывать историю до тех пор, пока и сновидец, и герой истории не будут удовлетворены.

    Глава 3. Особенности детского творчества и факторы, влияющие на его проявлениеМузыкальный язык – это часть многогранной способности детей к общению. Детская музыкальность, проявляемая в движении и пении, позволяет ребенку передать миру ту информацию, которую он пока не готов транслировать через словесный язык. Она помогает войти в мир сверстников, завести друзей, подать.

    Глава 3. Как начать разговор.Воспитание не позволяет нам сказать открыто «Я талантливый», или «Я способный», или «Я хороший», или еще каким-то образом явно самоутвердиться. Однако, хотя большинство людей боится утвердить себя, даже прибегая к мнению гипотетических третьих сторон («они», «каждый» или «общественное.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Глава IX. НОВАЯ РУССКАЯ КАСТАЛИЯИ это еще не все. Давая подобную установку, родители обрекают ребенка на ответную ненависть, ибо традиционно негативное отношение к богатым будет многократно усилено. Мало того, что ты «новый русский», так ты еще и нос воротишь?! Т.е., ребенок будет жить в ощущении постоянной угрозы, исходящей.

    Источники


    1. Морозова Елена Диалоги о семье и браке / Морозова Елена. — М.: Сибирская Благозвонница, 2014. — 159 c.

    2. Бельше, В. Любовь в природе. Популярная история возникновения и развития любви в животом мире / В. Бельше. — М.: Типография Г. Лисснер и А. Гешель, 2009. — 580 c.

    3. Желдак, И. М. Искусство быть семьей. Практическое руководство / И.М. Желдак. — М.: МП `Лерокс`, 1998. — 160 c.
    Гендерная психология мужчины
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here