Гендерная психология женщины

Самое интересное и полезное на тему: "Гендерная психология женщины" простым и понятным языком. Мы собрали полную информацию по теме и постарались раскрыть тему во всех деталях. Если появились вопросы - задавайте их в комментариях.

Психология гендерных различий

Гендер — определение

Гендер – социальный пол, который обуславливает особенности личностного и группового поведения.

Гендерные стереотипы

Гендерный стереотип – это эмоционально окрашенный и упрощенный образ женщины и мужчины.

Выделяют три группы стереотипов. Первая связана с закреплением профессиональных и семейных ролей. Вторая – с фемининостью и маскулинностью. А третья стереотипная группа связана с различиями (половыми) в трудовом содержании.

Мужчинам и женщинам всегда приписывают конкретный стиль поведения. «Женское» считается греховным, телесным, негативным, детородным, чувственным, вторичным. «Мужское» сопоставляется с чем-то позитивным, культурным, доминирующим, главенствующим.

Что касается трудовой деятельности, то и в ней стереотипы навели свои порядки. Мужчине ближе руководящий и творческий труд. Женщине – обслуживающий труд (деятельность, носящая экспрессивный характер).

Коснемся мужских и женских семейных ролей. Есть мнение, что мужчина не должен (как бы там ни было) полностью включаться в дела семейные, так как это является женской обязанностью.

Гендерные различия мужчин и женщин

Уже давно не секрет, что благодаря мозговым различиям мозга мужчины и женщины заметно разные.

Женщины частенько «играют» с намеками и нередко не понимают, почему мужчины просят обо всем говорить подробно и ясно. Дело в том, что у мужской половины человечества лучше развито правое полушарие. Данное доминирование говорит о том, что они привыкли воспринимать все слова буквально и не искать в них скрытый смысл.

Зато мужской мозг на триста двадцать граммов тяжелее женского. Мужчины гордятся данным фактом.

Степень умственной женской одаренности на три с половиной процента выше мужской (несмотря на то, что средний бал интеллекта (120) одинаков и мужчин, и у женщин).

Различия в общении видны уже с малых лет. Девочки всегда разговорчивее своих сверстников – мальчиков. В общем, женщины в два раза общительнее мужчин.

Проведите эксперимент, и вы поймете, что это действительно так.

Женщины проговаривают даже собственные мысли. Им всегда хочется высказаться. Мужчины размышляют молча.

Лица мужского пола, в основном, беседуют с приятелями исключительно по делу или ради того, чтобы составить «пивную» компанию.

Женщины никогда не устают от общения. Они всегда находят повод для него. А если дамы долго молчат, то у них что – то стряслось.

Мужчины плачут, но только тогда, когда напьются в те моменты, когда уверены в том, что их состояния никто не видит.

Женщины часто высказываются по поводу своих переживаний, планов и идей. Мужчин приходится «тянуть за язык», чтобы узнать у них хотя бы некоторые подробности того или иного дела (случая, плана и так далее).

Разрешение конфликтов

Установлено, что женщины с эмоциональными проблемами справляются легче, чем с семейными конфликтами.

Во время разгара конфликта мужчины сосредоточены на самом предмете, по вине которого разгорелась ссора. Женщины вспоминают все свои прошлые ошибки, грехи. Они больше ориентируются на чужое мнение. Чем объясняется данное поведение? Высокой степенью конформности.

Пересмотрите старый мультфильм про Карлсона. У него есть такая фраза: «Я – самый больной в мире человек!». Сказана она не напрасно, так как очень здорово (точно) характеризует основную массу мужчин.

У женщин – своя история. Они стараются не ныть, не говорить о болезнях и о плохом самочувствии. Они делают все, чтобы казаться сильнее, чем они есть, в мужских глазах.

Женщины частенько доверяются самолечению, народным средствам и методикам. Мужчины выбирают поликлинику и больничные коридоры, так как уверены в том, что выбрали наиболее безопасный путь.

Мужчины болеют чаще, чем женщины. Потому они и привыкли, что их опекают. Если им не уделяют должного внимания, то они начинают возмущаться, скандалить, кричать и нервничать. Подобные элементы поведения обостряют болезни, имеющиеся у мужчин.

Женщины могут отказаться от всех привычек, если потребуется. Мужчинам гораздо сложнее расставаться с тем, к чему они привыкли. Иногда они ссылаются на отговорки типа: «Я так привык, извини!». Женщины ждут перемен от мужчин, но чаще не дожидаются их.

Привычка покушать – мужская привычка. Мужчины редко понимают тех женщин, которые «включают» силу воли и придерживаются всяческих диетических предписаний.

Хобби, увлечения

Спорт, азартные игры, автомобили, мотоциклы считаются сугубо мужскими увлечениями. Вышивание, танцы, кулинария относят к женским хобби. Современный мир сделал так, что грани увлечений «стерлись». Ведь есть такие мужчины, которые очень любят готовить. Между прочим, доказано, что мужчины – самые лучшие повара!

Мужчина реже признается в любви, вкладывая в слова глубочайшую искренность. Он устроен не так, как женщина. У представителей мужского пола бывают романтические порывы, однако постоянно в романтической атмосфере пребывать мужчины не способны.

Женщины отказываются это понимать, поскольку обожают цветы, сладости, красивую музыку, сюрпризы, неожиданные подарки.

Многие мужчины не торопятся связывать себя брачными узами, так как бояться, что их «половинки» быстро утратят всю свою сексуальность.

Женщины торопятся выйти замуж, потому что их охватывает страх одиночества и «ненужности». Ради того, чтобы стать женой любимого человека, они исполняют все мужские сексуальные прихоти и капризы, часто имитируют оргазм.

Возможно, вы сейчас удивитесь, но факт остается фактом: сексуальные акты (отношения) мужчина воспринимает, как возможность самоутверждения и самоактуализации.

Для женщин секс является подтверждением глубоких чувств. Для мужчин – удовлетворение потребностей и получение «естественного» удовольствия.

ГЕ́НДЕРНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ

  • В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 533-534

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ГЕ́НДЕРНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, об­ласть психо­ло­гии, изу­чаю­щая за­ко­но­мер­но­сти фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия ха­рак­те­ри­стик лич­но­сти как пред­ста­ви­те­ля оп­ре­де­лён­но­го по­ла, обу­слов­лен­ные яв­ле­ния­ми по­ло­вой диф­фе­рен­циа­ции, т. е. про­ти­во­пос­тав­ле­ни­ем муж­чин и жен­щин по лич­но­ст­ным ка­че­ст­вам, ро­лям со­ци­аль­ным и ста­ту­су. Г. п. вклю­ча­ет та­кие на­прав­ле­ния ис­сле­до­ва­ний, как пси­хо­ло­гия ген­дер­ных раз­ли­чий, пси­хо­ло­гия жен­щин (или фе­ми­ни­ст­ская пси­хо­ло­гия), пси­хо­ло­гия муж­чин, ген­дер­ная со­циа­ли­за­ция, пси­хо­ло­гия ген­дер­ных от­но­ше­ний.

    Читайте так же:  Ревную мужа к его матери

    Гендерная психология

    Гендерная психология — раздел социальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением.

    ÷Отличия мужского и женского видны с детства: мальчики любят играть в машинки и дерутся, девочки играют в куклы и ябедничают.

    В гендерных исследованиях социальной психологии изучаются такие феномены, как: социализация, предрассудки, дискриминация, социальное восприятие и самовосприятие, самоуважение, возникновение социальных норм и ролей.

    Мужское и женское

    Мужское и женское — есть. Это не пол, это гендер. Есть мужской и женский стиль решения вопросов, есть мужской и женский стиль воспитания, есть мужские и женские развлечения. Мы — разные. Женщины имеют право быть Женщинами, а не мужчинами, и отличаться от мужчин. Женское начало не лучше и не хуже Мужского, это просто совершенно другой подход к жизни и взгляд на жизнь. См.→

    Гендерные особенности в восприятии — есть!

    Фил Зимбардо в рамках исследований гендерных различий провел показательный эксперимент. В нем принимали участие студенты, изучающие психологию, отличающиеся достаточно высоким интеллектом и уравновешенностью в суждениях. Эксперимент состоял в следующем.

    «Испытуемых попросили представить себя родителями ребенка, которого они «держат» на руках. Половине студентов было предложено выбрать ребенку имя из списка, содержащего три женских имени, а другой половине — выбрать имя из трех мужских. (Студенты в каждой группе находились в неведении относительно того, какой выбор был предложен их товарищам из другой группы.) Неожиданно в аудитории, где находились испытуемые, появился бородатый незнакомец с очень яркой и красивой музыкальной коробочкой, содержащей внутри забавного клоуна, который внезапно оттуда выпрыгивал. Ребенок на руках у студентов внимательно «наблюдал», как дядя заводит игрушку, и «слушал» ее успокаивающую мелодию. Но вот наступил момент, когда музыка резко прекратилась и клоун выпрыгнул из коробки.

    После случившегося каждому «родителю» был задан следующий вопрос: «Какова была реакция вашего ребенка на происходящее?»

    Из предложенного им списка вариантов ответов большинство выбрали «потрясен(а)», независимо от пола их ребенка. Но самое интересное произошло, когда эти «студенты-родители» указали последующую реакцию своего малыша. На порядок большее число девушек по сравнению с юношами отметили реакцию своего ребенка как «страх», тогда как больше юношей, чем девушек, увидели в глазах своего малыша «любопытство (Шон Бурн. Гендерная психология. Прайм-Еврознак, 2008. С.3.)»!» См.→

    Павел Зыгмантович

    Психолог. Делаю сложное понятным

    «Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения», Шон Берн

    Книга оставила странное впечатление. Почти весь текст – отличный учебник, хорошая проработка материала, очевидная научная добросовестность, стремление дать информацию, отличный редактор (сам Зимбардо!)…

    А вот первая глава совершенно другая. Настолько другая, что я даже собирался прекратить чтение. Настолько странный шёл текст.

    Главная странность была в том, что автор серьёзно себе подыгрывала. Главным образом в избегании полноценного обсуждения темы.

    А именно – почти полностью игнорировался биологический аспект (в первой, подчёркиваю, главе).

    [2]

    Например, говоря о математике и успеваемости, автор обозначает факт — мальчики в подростковом возрасте резко начинают преуспевать в математике. Даётся объяснение: «…для девочек-подростков очень важно нравиться мальчикам и быть привлекательными, а успехи в математике, как им кажется, значительно уменьшают их привлекательность для окружающих».

    Это объяснение совсем странное. Получается, что мальчикам или не хочется нравиться девочкам, или в США занятия математикой делают юношу привлекательным для девушек. Но автор не рассматривает эти объяснения.

    Между тем, вполне осмысленным выглядит и такой вариант. Мол, юноши, которых не берут в спорт в колледжах, становятся непопулярными у девочек и вынуждены заниматься математикой, чтобы хоть как-то занять время и почувствовать себя успешными хоть где-то. Но такой вариант автор не то что не опровергает, она его даже не рассматривает.

    Или другой пример. Автор сообщает, что в детстве около половины девочек являются сорванцами, а с подросткового возраста резко «спокойнеют». На это даётся четыре причины:
    1. Социально давление сверстников.
    2. Социальное давление со стороны взрослых.
    3. Желание быть привлекательной для мальчиков.
    4. Физическая активность.

    И вывод: «Возможно, появление менструаций и телесное развитие делают «женственность» девочки-сорванцы более заметной, что побуждает её саму и окружающих всё больше применять женские гендерные нормы к её поведению».

    Но позвольте – есть более простое объяснение. Начинается половое созревание, в крови возрастает уровень эстрогена, который снижает интерес к озорным забавам. Может, дело в этом?

    Вместо того, чтобы рассмотреть это объяснение (и, допустим, опровергнуть его), автор сразу переходит в разделу «Андрогиния», а про гормоны упоминает отдельно и уже по поводу другого тезиса. То есть на лицо некоторое «подыгрывание» себе (это я сейчас очень мягко выражаюсь). Причём, что удивительно, дальше такого нет, в остальной книге автор добросовестно рассматривает все возможные объяснения и толкования.

    Наконец, совершенно полностью проигнорированы «естественные эксперименты», когда детей одного пола от природы воспитывали как детей другого пола (т.е. меняли гендер). В таких случаях ничего хорошего не получалось — биология отвешивала могучего пинка социальному научению. Вот и было бы интересно посмотреть, как и почему это происходило, действительно ли дело было в биологии или же, всё-таки, социальное научение было, просто его не заметили? Но об этом автор не пишет, что очень странно.

    К счастью, в следующих главах книги такого нет, и мы читаем уже не агитку, а нормальную научную литературу.

    Например, когда разговор зашёл о доходах и дискриминации на работе, автор исправляется и проявляет научную добросовестность, рассматривая все возможные объяснения и приводя хорошую чёткую аргументацию в пользу своих тезисов. Этот раздел написан замечательно и очень справедливо — недопустимо, чтобы за одно и то же качество работы кто-то получал меньше только на основании половой принадлежности.

    Есть интересная глава об ограничениях гендерных ролей – и для женщин, и для мужчин. Здесь вообще всё отлично – чётко, аргументировано, нейтрально. Досталось всем – и поддержали, и указали на проблемы. Отличная работа. Моё почтение.

    Читайте так же:  Совместимость девушки тельца и парня девы

    В целом, если не считать первой главы, книга получилась очень достойная.

    Подведём итог — не столько по книге, сколько по теме.

    1. Мужчины действительно отличаются от женщин, а женщины действительно отличаются от мужчин.

    2. Все эти отличия проявляются только на больших выборках (то есть, это отличия «в среднем»), индивидуальные отличия людей значительно сильнее. В целом, у мужчин и женщин сходств больше, чем различий. Это значит, что мужчины и женщины могут быть одинаково хороши в любой работе (разве что женщина не сможет стать донором спермы, а мужчине не удастся поработать суррогатной матерью; в остальном нем ни одной профессии только для одного пола).

    3. Отличия почти всегда незначительные. Это статистически значимые, но всё же небольшие величины. Сходств, повторю, больше.

    4. На отличия полов друг от друга влияют био- и социо-факторы.

    5. Био-факторы неизменны, социо-факторы вполне поддаются изменениям.

    6. На сегодняшний день невозможно установить точное соотношение этого влияния и точно определить зоны этого влияния. Однако очевидно, что социо-факторы вносят в различия больший вклад. Говоря образно, мужчины и женщины с одной планеты, но из разных культур.

    7. Имеет смысл избегать стереотипного восприятия представителей противоположного пола, больше смотреть на индивидуальные различия, чем на обобщённые представления об этом поле.

    8. Уменьшение влияния социо-факторов на разницу между полами увеличивает возможность индивидуального счастья.

    9. Отказываться от половой и гендерной идентичности не стоит, это вредит здоровью. Стоит делать эту идентичность более индивидуальной, уходить от обобщений.

    Это, конечно, не все мысли и выводы по теме половых, поло-ролевых и поло-культурных различий. Остальное – в книге. За исключением первой главы, труд получился очень толковый. Брать – рекомендую.

    Шон Берн «Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения»
    Бумажная версия есть на Озоне .
    Легальной электронной версии не нашёл, но загляните на Литрес, может быть, найдёте что-нибудь интересное для себя .

    Другие рекомендации хорошей литературы — здесь .

    ГЕ́НДЕРНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ

  • В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 533-534

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ГЕ́НДЕРНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, об­ласть психо­ло­гии, изу­чаю­щая за­ко­но­мер­но­сти фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия ха­рак­те­ри­стик лич­но­сти как пред­ста­ви­те­ля оп­ре­де­лён­но­го по­ла, обу­слов­лен­ные яв­ле­ния­ми по­ло­вой диф­фе­рен­циа­ции, т. е. про­ти­во­пос­тав­ле­ни­ем муж­чин и жен­щин по лич­но­ст­ным ка­че­ст­вам, ро­лям со­ци­аль­ным и ста­ту­су. Г. п. вклю­ча­ет та­кие на­прав­ле­ния ис­сле­до­ва­ний, как пси­хо­ло­гия ген­дер­ных раз­ли­чий, пси­хо­ло­гия жен­щин (или фе­ми­ни­ст­ская пси­хо­ло­гия), пси­хо­ло­гия муж­чин, ген­дер­ная со­циа­ли­за­ция, пси­хо­ло­гия ген­дер­ных от­но­ше­ний.

    Гендерная психология (стр. 60 из 125)

    3. Проведите эксперимент по памяти с помощью пиктограмм (используя практикум по общей психологии) с девочкой и мальчиком. Совпали ли их результаты? Какие гендерно-типичные особенности проявились в этих результатах? Дайте испытуемым рекомендации по развитию их памяти, учитывая данные о половых различиях и их индивидуальные особенности.

    4. Напишите сочинение на тему «Мужчины и женщины в роли свидетелей: как их показания могут повлиять на судьбу преступника и жертвы обоего пола». Составьте рекомендации юристам, работающим со свидетелями. Обсудите проделанную работу в группе.

    5. Спросите у 3 женщин и 3 мужчин — непсихологов, кто, по их мнению, умнее: женщины или мужчины? Обсудите в группе вопрос о распространении житейских представлений о половых различиях по интеллекту. Какие следствия порождают такие житейские представления?

    6. Опросите 3 девочек и 3 мальчиков на предмет того, любят ли они математику и испытывают ли страх перед ней. Обсудите результаты в группе, включив в обсуждение вопрос о том, по каким показателям можно судить о математических способностях.

    7. Разделившись на две подгруппы, проведите в группе дискуссию о том, какой пол является более эмоциональным. Одна подгруппа должна предъявлять доказательства большей эмоциональности женщин, а другая — мужчин. Затем совместно обсудите результаты.

    8. Проведите в группе дискуссию о том, как изменились ваши взгляды на половые различия по интеллектуальным и эмоциональным характеристикам с момента поступления на психологический факультет, а также обсудите проблему влияния гендерных стереотипов на эффективность работы психолога.

    В этой главе мы рассмотрим только те личностные характеристики, по которым обнаружены различия между полами в детском возрасте и во взрослости: мотивацию достижений, власти и аффилиации, доминантность, агрессивность, тревожность, заботливость, локус контроля. Здесь же мы обратимся к такому важному показателю, как гендерная идентичность и связанная с ней самооценка.

    В плане гендерной психологии нас интересует прежде всего гендерная идентичность. Это словосочетание означает и отождествление себя с определенным полом, и отношение к себе как к представителю определенного пола, и освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик. В связи с гендерной идентичностью у человека возникает и целостное представление о себе. В литературе имеются данные о половых различиях: в гендерной идентичности, в социальной я-концепции, самооценке своих возможностей, устойчивости самооценки и ее искажении (нарциссизм).

    С раннего возраста человек отождествляет себя с определенным полом. У него возникает субъективное «чувство пола» и развиваются определенные характеристики личности — маскулинные или фемининные. При этом они могут не совпадать с полом — мужчина может обладать фемининными чертами, а женщина — маскулинными, а также встречаются своеобразные сочетания тех и других черт. Одним из факторов, влияющих на формирование таких характеристик, является гендерная идеология — бытующее в обществе представление о качествах, желательных для мужчины и женщины. Одной из составляющих гендерной идентичности является формирование сексуальной ориентации и выбора желаемого сексуального партнера. Этот аспект будет изложен в главе 9.

    В представлениях о гендерной идентичности можно выделить 4 этапа (хотя этот термин появился только в 1970-х гг., ранее существовали его аналоги: половая, или поло-ролевая идентификация, отождествление себя с определенным полом и т. п.). Рассмотрим их более подробно.

    Первый, дофрейдовский, этап относится к началу XX в. В ранних исследованиях, посвященных психологии женщины (Г. Гейманс, П. Е. Астафьев и др.), отражалось наивное житейское представление о том, что женщина должна соответствовать некоему идеалу (сформированному в высшем обществе): быть эмоциональной, загадочной, томной, слабой, заботливой, хорошей матерью — т. е. женственной (и в поведении, и в одежде, и в прическе, и в занятиях). Те, кто отклонялся от этого идеала, подвергались осуждению и остракизму.

    Читайте так же:  Психология деловых отношений тесты с ответами

    Второй этап связан с деятельностью 3. Фрейда и, позднее, его последователей и охватывает период с 1920-х по 1970-е гг. В своей работе «Женственность» (это название можно считать символичным) Фрейд изобразил женщин завидующими

    Личностные характеристики 201

    мужской анатомии (так называемый комплекс кастрации) и заключил, что «фемининными» чертами являются пассивность, зависимость и склонность к подчинению. Мужчин же он считал активными и стремящимися к власти. Любое отклонение от этих эталонов считалось проявлением нездоровой гендерной идентичности. В частности, стремление женщин к власти (характеристика, которая должна быть у мужчины) было названо фаллическим (Фрейд, 1991. 1991а).

    Третий этап — 70-80-е гг. XX в. Этот этап связан с именем двух женщин — Сандры Бэм и Джудит Спенс. Для объяснения различных вариаций гендерной идентичности они привлекли идею андрогинии.

    В 1974 г. Сандра Бэм сформулировала свою гипотезу о существовании 3 типов людей с различной гендерной идентичностью: с преобладанием фемининных характеристик, с преобладанием маскулинных характеристик и «андрогинных», т. е тех, у кого наблюдается баланс маскулинных и фемининных характеристик. При этом наиболее привлекательным ей казался третий тип: по ее мнению, андрогин-ные личности обладают адаптивностью и гибкостью поведения, отличаются творческими наклонностями и наиболее психологически благополучны. Первые же два типа изображались негибкими, ограниченными, демонстрирующими в своем поведении бытующие в обществе гендерные стереотипы.

    В 1975 г. Джудит Спенс подвергла критике операциональное определение андрогинии, сделанное Бэм, и предложила другой показатель: андрогинность — это сочетание высокой маскулинности и высокой фемининности. Это совершенно иное понимание андрогинии. Представим, например, такое сочетание противоположных характеристик как доминантность и подчиненность, ассертивность и уступчивость — в принципе, это сочетание возможно, но свидетельствует скорее не о сбалансированности и гармоничности личности, а о ее противоречивости и амбивалентности. Сочетаться могут не противоположные качества, а качества, характеризующие разные особенности личности, например властность и нежность, преданность и дух соревнования. Но и эти сочетания свидетельствуют о некоторой амбивалентности. Понятно, что в таком понимании андрогинные субъекты производили впечатление людей с нездоровой гендерной идентичностью. Правда, сама Спенс так не считала — напротив, андрогинность ассоциировалась для нее с высокой самооценкой и психическим благополучием человека. В общей сложности ею было выделено 4 типа людей: типичные мужчины, типичные женщины, андрогинные личности и недифференцированные личности с низкими показателями маскулинности и фемининности.

    Обе исследовательницы разработали методики по измерению андрогинии: Бэм — BRSI, Спенс — PAQ. У нас в стране больше известен вопросник Бэм (см., например, Практикум по гендерной психологии, 2003). Заметим, что маскулинность и фемининность можно измерять и с помощью классической методики MMPI. Я с успехом использовала в своих исследованиях 4 шкалы из этой методики: фемининности, чистой фемининности-маскулинности, предпочтения женских профессий и отвержения мужских профессий (при исследовании женщин может быть полезной также шкала женского успеха).

    Идея андрогинии на несколько лет вызвала воодушевление у зарубежных исследователей (в России этот период продолжается до сих пор). Она стала использоваться в различных прикладных областях психологии. Так, теория андрогинно-го менеджмента А. Сарджента, например, утверждала, что эффективный лидер

    202 Глава 7. Личностные характеристики

    должен перенимать лучшее, что есть в качествах другого пола, и интегрировать мужские и женские характеристики.

    Четвертый этап охватывает последние несколько лет. После воодушевления наступило разочарование. Сама Сандра Бэм отказалась от идеи андрогинии, так как в обществе, в котором очень популярно четкое разделение на «мужское-женское», воспитывать детей в духе неопределенной и не очень понятной андрогин-ности — значит ставить их в сложные условия.

    Американские исследовательницы Мелири Тейлор и Джудит Холл провели метаанализ работ, посвященных андрогинии. Использовались традиционная (фрейдовская) модель психологического благополучия (представление, что мужчины должны быть маскулинными, а женщины — фемининными), андрогинная модель (скорее, в понимании Бэм — как сочетание умеренно выраженных маскулинности и фемининности), фемининная модель (обладание фемининными чертами обеспечивает индивиду благополучие в обществе) и маскулинная модель (психологическое благополучие связано с преобладанием маскулинных черт).

    Что же показал метаанализ? Психологическое благополучие обеспечивалось только четвертой моделью — маскулинной. Было предложено следующее объяснение этих результатов:

    1) методическая неравноценность: в ряде работ было установлено, что шкалы маскулинности и фемининности в методике Бэм не являются равноценными — характеристика маскулинных черт выглядит более привлекательной, чем фемининных;

    2) социальная желательность — учитывая сказанное в первом пункте, очевидно, что испытуемые чаще выбирали характеристики из маскулинного набора как более социально приемлемые;

    3) вариабельность — маскулинная шкала была более вариативной, чем фемининная (в самом деле, разве, например, такое определение, как «умение сочувствовать, забота о людях, понимание других, сострадание, способность утешить, теплота и сердечность», не является описанием одной и той же характеристики, только выраженной разными словами? А ведь здесь перечислены 6 из 20 возможных характеристик фемининной шкалы!);

    Гендерная психология (стр. 13 из 125)

    Предмет, задачи и методы гендерной психологии

    По моему мнению, наиболее точно к пониманию предмета гендерной психологии и ее разделов подошла И. С. Клецина. Хотя наши взгляды не во всем совпадают,

    Предмет, задачи и методы гендерной психологии 39

    Видео (кликните для воспроизведения).

    мне приятно отметить их общность по многим аспектам. Этот автор занимает особое место в отечественной гендерной психологии — прежде всего как ее внимательный историк.

    Предметом гендерной психологии в самом широком смысле являются особенности психики, которые связаны с полом. Конкретизация этого положения содержится в разных разделах этой области психологии. Можно выделить 6 больших разделов: 1) психология сравнения мужчин и женщин; 2) психология женщины; 3) психология мужчины; 4) гендерная социализация; 5) психология гендерных отношений; 6) гендерная психология лидерства.

    Читайте так же:  Психология отношений личности в отечественной психологии

    1. Психология сравнения мужчин и женщин. По ходу истории гендерной психологии этот раздел носил различные названия: половой диморфизм, половой дипсихизм, половые различия, гендерные различия. Нам кажется, что предложенное нами название наиболее точно отражает суть этого раздела. Мужчины и женщины, мальчики и девочки сравниваются по различным параметрам — от психофизиологических и нейропсихологических до социально-психологических особенностей психики. При этом не обязательно устанавливаются различия. Необходимо устанавливать и сходство (отсутствие различий не всегда означает сходство). Цель этого сравнения — установить своеобразие полов, специфические особенности мужчин и женщин. Этот раздел гендерной психологии наиболее развит, и не случайно ему посвящена большая часть данной книги. Однако пока исследованы далеко не все параметры психики. Кроме того, должна быть сменена парадигма — от установления различий до установления специфики и своеобразия (включая и сходство полов). Исследовательский потенциал новой отрасли психологии очень велик: можно повторить практически все исследования в нашей науке — от психофизики до социальной психологии, но на равных выборках мужчин и женщин.

    40 Глава 1. Введение в гендерную психологию

    3. Психология мужчины делает первые шаги. Здесь предметом являются те особенности психики, которых нет у женщин. В частности, изучается влияние мужских гормонов на способность мужчин решать пространственные задачи (см. далее). Часто сравнение с женщинами также нерелевантно — ибо самая маскулинная женщина отличается от самого фемининного мужчины. Также существуют специфические мужские заболевания (например, связанные с половой сферой), которые влияют на психику мужчин и которых нет у женщин Важно изучить психологические факторы мужской смертности. Можно исследовать мужские профессии, где нет ни одной женщины (или их чрезвычайнс мало), а также мужские группы — деловые, профессиональные, клубы, компании, куда женщин не допускают. Маргарет Мид (1988) описывает такие клубы в различных культурах. Словом, есть область, которая требует своего развития При этом данную дисциплину не следует воспринимать как протест против «психологии женщин» — это нормальная стадия развития науки. И психология женщины, и психология мужчины имеют свою широкую проблематику — от психофизиологии до социальной психологии.

    4. Гендерная социализация. Предметом этой области гендерных исследований является социализация, заключающаяся в формировании гендерной идентичности и освоении гендерных ролей, в том числе и то, как на этот процесс влияют гендерные стереотипы.

    5. Психология гендерных отношений. Предмет этой области достаточно широк, так как гендерные отношения — это не только взаимоотношения между полами, но и внутри каждого пола. Ниже будет показано, что люди иначе ведут себя в однополых и смешанных по полу группах. Интерес представляет и общение в интимных группировках — дружеских, сексуальных, супружеских. Наконец, активно изучаются девиантиые отношения между полами, в частности связанные с насилием. Некоторые аспекты этих исследований мы разберем в отдель-

    6. Гендерная психология лидерства. Эта область могла бы считаться разделом
    психологии гендерных отношений, однако это не вполне корректно. Выделить
    ее в отдельный раздел позволяют следующие обстоятельства: во-первых, его
    проблематика выходит за рамки только гендерных отношений, охватывая и
    различия между мужчинами и женщинами — лидерами, и гендерную социа
    лизацию лидерства, и психологию женского менеджмента. Во-вторых, между
    мужчинами и женщинами часто возникают отношения доминирования-под
    чинения, лидера и последователя, и эти процессы требуют самостоятельного
    исследования.

    Что касается задач гендерной психологии, то к ее теоретическим аспектам относится разработка теорий и концепций, методов и методик, проведение широких исследований, к прикладным — внедрение результатов и достижений в практику. Гендерный подход должен стать неотъемлемой частью работы психолога: и исследователя, и консультанта, и руководителя тренинговых групп. Этот подход предоставляет широкие возможности для помощи практикам, работающим с людьми: менеджерам, юристам, учителям и воспитателям, медицинским работникам. ‘ В начале XX в. в гендерной психологии были приняты следующие 5 методов исследования:

    Предмет, задачи и методы гендерной психологии 41

    1. Грубая индукция. В рамках данного метода анализировались расхожие житейские высказывания о мужчинах и женщинах, полученные, как правило, от знакомых исследователя. Но надежность результатов, основанных на мнениях испытуемых, как правило, невелика: дело в том, что у большинства из них существует имплицитная гендерная теория о половых различиях, характеристиках личности женщин и мужчин и т. п.

    2. Эксперимент. Как правило, широко не использовался.

    3. Дедукция. Достижения общей психологии и установленные в ней закономерности применялись к испытуемым с учетом их пола. При этом существовала опасность, что не будут учтены те или иные специфические особенности (в частности, женщин), так как заранее предполагалось, что все испытуемые похожи друг на друга, т. е. подчиняются общим закономерностям. Особенно часто этот метод использовали французские исследователи. И в современной гендерной психологии результаты могут искажаться из-за того, что, к примеру, изучая женщин-испытуемых, ученые применяют методики, которые оправдали себя на испытуемых-мужчинах. Далее будет показано, как одни и те же задачи подходят для одного пола и не подходят для другого.

    4. Биографический метод. Использовался для анализа выдающихся исторических деятелей, однако возможности его применения к женщинам ограниченны, так как, во-первых, среди женщин мало широко известных исторических личностей, во-вторых, исторические роли мужчин и женщин освещены неравномерно и, в-третьих, различия между знаменитыми и незнаменитыми женщинами и знаменитыми и незнаменитыми мужчинами неодинаковы в силу того, что женщине труднее добиться известности, чем мужчине. Последнее замечание, высказанное Геймансом, впоследствии было подтверждено исследованиями психологии лидерства.

    5. Анкетирование Гейманс считал ценным методом, но необходимо было учитывать некоторые особенности испытуемых — в частности, их эмоциональность. Две анкеты Гейманса вы можете найти в Приложении.

    В настоящее время в гендерной психологии используется весь арсенал психологических методов: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, тесты, моделирование и т. п. Однако не все методики пригодны для изучения гендерной проблематики. При сравнении эффективности решения задач мужчинами и женщинами необходимо применять такие задачи, которые были бы сформулированы на языке, понятном и удобном для обоих полов, были бы интересны и мужчинам и женщинам. Если эти особенности не учитываются, то это приводит к искажению результатов. Ниже будет показано, как особенности методик влияли на получение эмпирических данных. Важным оказался и пол экспериментатора.

    Читайте так же:  Психология мужчина скрывает свои чувства

    Все эти случаи свидетельствуют о том, что нужна гендерная экспертиза психологических методик для оценки их пригодности при изучении обоих иолов. Некоторые методики нужно создавать заново или адаптировать уже известные специально для изучения определенных проблем (к примеру, состояние женщин во время беременности и после родов, во время менструального цикла и т. п.).

    Гендерная психология (стр. 1 из 125)

    300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга

    осуществляется при поддержке Министерства образования РФ

    Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж

    Ростов-на-Дону • Екатеринбург ■ Самара Новосибирск

    Киев • Харьков • Минск

    ББК 88 373я7 УДК 159 922.1(075) Б46

    В . А . Аверин , профессор, доктор психологических наук, зав. кафедрой общей и клинической психологии факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии;

    [3]

    Л. Н. Ожигова , кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета (зав. кафедрой — 3. И. Рябикина, профессор, доктор психологических наук).

    Б46 Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

    В учебном пособии представлена новая отрасль психологической науки — гендерная психология. По разным проявлениям психики и поведения сравниваются девочки и мальчики, женщины и мужчины. Используются материалы многочисленных отечественных и зарубежных исследований (в том числе — не переведенных на русский язык). Учебные задания разнообразны: подготовка доклада и реферата, проведение пилотажных исследований, тренинговые упражнения, темы групповых дискуссий, творческие задания. В Приложении помещены методики, используемые для сравнения мужчин и женщин по различным позициям. Некоторые из них представлены как учебные задания. Их применение позволит студентам и аспирантам приобрести навыки работы с данными методиками. Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Психология». Оно может быть также полезно преподавателям, которые читают курс гендерной психологии, и специалистам, чьи профессиональные интересы связаны с проблемами дифференциации мужчин и женщин.

    ББК 88.373я7 УДК 159.922.1(075)

    Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

    ISBN 5-94723-369-Х © ЗАО Издательский дом «Питер», 2006

    Глава 1. Введение в гендерную психологию. 9

    Краткая история формирования гендерной психологии. 9

    Стратификация полов в разных культурах . 33

    Предмет, задачи и методы гендерной психологии. . 38

    Теории и концепции . . 42

    Вопросы для самопроверки. 58

    Учебные задания. 58

    Глава 2. Индивидные характеристики . 60

    Обмен веществ и ориентация на сбережение-трату энергии . 66

    Питание и отношение к еде. 69

    Некоторые физиологические показатели . 80

    Вопросы для самопроверки . 83

    Учебные задания. 84

    Глава 3. Гендерная демография. 85

    Здоровье и болезни . 85

    Пропорция полов в обществе. 89

    Продолжительность жизни и смертность. 97

    Вопросы для самопроверки . 102

    Учебные задания . 103

    Глава 4. Психомоторика . 104

    Моторика в детском возрасте. 104

    Моторика у взрослых: тремор, сила, дпфференцированность мышечного

    напряжения, волевое усилие. 107

    Скорость, точность и тренировка психомоторики. 114

    Сложные движения и моторика в нестандартных ситуациях. 17

    Лифтинг и причины половых различий в моторике. 122

    Вопросы для самопроверки . 125

    Учебные задания . 126

    Глава 5. Ощущения и восприятие. 127

    Зрительная модальность. 127

    Зрительно-пространственные способности. 139

    Слуховая модальность. 152

    Тактильная модальность. 156

    Другие модальности . 159

    Социальная перцепция. 165

    Вопросы для самопроверки . 172

    Учебные задания . 173

    Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики 174

    Внимание и память. 174


    Общий интеллект, речь и математические способности. 182

    Эмоциональные состояния. 192

    Вопросы для самопроверки . 198

    Учебные задания . 199

    Глава 7. Личностные характеристики. 200

    Мотивация достижения и аффилиации . 213

    Мотивация власти и доминантность. 221

    Другие характеристики личности . 229

    Вопросы для самопроверки . . 240

    Учебные задания. 241

    Глава 8. Социальное поведение . 243

    Стиль поведения . 243

    Успешность деятельности. 252

    Взаимодействие с партнерами своего и противоположного пола . 263

    Вопросы для самопроверки. 274

    Учебные задания. 274

    Глава 9. Гендерные отношения . 276

    Гендерная сегрегация в детских группах . 279

    Мужчины и женщины в деловом мире. 293

    Дружеские и сексуальные гендерные отношения . 299

    Супружеские отношения. 309

    Взаимоотношения родителей и детей в семье . 318

    Девиантные отношения. 325

    Вопросы для самопроверки . 335

    Учебные задания . 336

    Приложение к главе 1 . 371

    Экспериментальные задачи по изучению интеллекта мужчин и женщин 371 Исследования гендерных стереотипов в анкетах Г. Гейманса (1911) . 372

    Приложение к главе 2 . ‘. . 393

    [1]

    Методика Люшера. 393

    Приложение к главе 3 . 394

    Методика самооценки С. Я. Рубинштейн. 394

    Методика Э. Лахельмы и коллег (модификация Т. В. Бендас) . 394

    Приложение к главе 4. 395

    Методика миокинетической диагностики Миры-и-Лопеца . 395

    Методика изучения точности движения рук в условиях меняющегося

    положения тела К. X. Кекчеева и Г. П. Поздновой . 396

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Методика измерения точности броска мяча по воротам К. А. Кеберлин-

    Источники


    1. Немов, Р. С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния / Р.С. Немов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 892 c.

    2. Ледлофф, Ж. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности / Ж. Ледлофф. — М.: Генезис, 2014. — 208 c.

    3. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 2016. — 631 c.
    Гендерная психология женщины
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here