Характеристика детско родительских отношений психология дистанция

Самое интересное и полезное на тему: "Характеристика детско родительских отношений психология дистанция" простым и понятным языком. Мы собрали полную информацию по теме и постарались раскрыть тему во всех деталях. Если появились вопросы - задавайте их в комментариях.

Детско-родительские отношения

курсовая работа.doc

Отношения с детьми все более теряют иерархический характер, становятся взаимодействием между взрослыми равными людьми. Этот процесс может пройти с меньшими осложнениями, если родители настроены на принятие изменений, своевременно поощряют претензии подростка на самостоятельность и реальное продвижение в этом направлении. Иногда переход к отношениям взаимного равенства совершается в длительной борьбе родителей и детей, перемежается периодами отдаления, даже разрыва, пока обе стороны не смогут принять реалистически свои позиции.

1.2. Классификация типов родительского отношения к детям

Одним из основных психолого-педагогических понятий для выделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. Различают общий, характерный и конкретный стили общения. В качестве детерминант стиля общения выступают направленность личности как обобщенная, относительно устойчивая мотивационная тенденция; позиция, занятая по отношению к партнеру общения, и параметры ситуации общения. Родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

Чаще всего в психолого- педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая – с большим количеством ограничений, запрещений; низкая – с минимальными запретительными тенденциями).

Более точно охарактеризовать родительское отношение и соответствующее поведение позволяет учет сочетания крайних вариантов проявления этих факторов (критериев). Выделяются четыре типа воспитания (Г.Крайг).

  1. Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля).
  2. Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля).
  3. Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля).
  4. Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля).

Определить тип воспитательного процесса помогают характерные особенности каждого из них [8, 84]:

  • уровень протекции – мера занятости родителей воспитанием, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют родители ребенку;
  • полнота удовлетворения потребностей (материально-бытовых и духовных);
  • степень предъявления требований – количество и качество обязанностей ребенка;
  • степень запретов – мера самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения;
  • строгость санкций – приверженность родителей к наказаниям как приему воспитания;
  • устойчивость стиля воспитания – выраженность колебаний, резкости смены приемов воспитания.

В психологии описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения.

Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») (А. Я. Варга).

Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение (В. Н.Дружинин).

Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа (А.С.Макаренко).

Позитивная модель поведения – гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий (В. Сатир).

Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А. С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.

Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» – это объект для проявления взаимного недовольства супругов-родителей. «Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «беби» с очень ограниченными правами. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.

Выделяются и другие роли: «ребенок-обуза»; «ребенок-раб», «ребенок-любовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «отношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах своей любви); «ребенок как оружие» в борьбе с супругом; ребенок – «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью) (В.Н.Дружинин).

Нарушения семейной среды, семейной атмосферы можно классифицировать с точки зрения удовлетворения важнейших, по мнению 3. Матейчека, человеческих потребностей – в активном контакте со средой и в активном контроле внешней действительности. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируют от обособленности до зависимости.

1. Ультраустойчивая, эмоционально безучастная среда формирует социальную гипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку речевого и психического развития.

2. Изменчивая эмоционально безучастная среда провоцирует гиперактивность: беспокойство, несосредоточенность, неравномерность, запаздывание психического развития.

3. Ультраустойчивая среда в сочетании с эмоциональной зависимостью влечет за собой избирательную гиперактивность, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.

4. Изменчивая среда, эмоциональная зависимость развивают общую социальную гиперактивность, поверхностность контактов и чувств ребенка.

Подобная модель социальной среды используется для интерпретации нарушений воспитания в детских домах и в семьях.

Выделяют также три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия–антипатия, уважение–пренебрежение, близость–дальность (А. С. Спиваковская). Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви.

  1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».
  2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».
  3. Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). «Мой ребенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю».
  4. Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».
  5. Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».
  6. Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). «Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим людям».
  7. Преследование (антипатия, неуважение, близость). «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!»
  8. Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция). «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».
Читайте так же:  Совместимость мужчина кабан женщина рыба

Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности [22, 90].

Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития.

Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.

Прогностичностъ позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

«В реальной жизни, – замечает В.С.Мухина, – все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль, и т.д. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи».

Таким образом, современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания.

1.3. Особенности отношений в приемной семье

Характер детско-родительских отношений при воспитании приемных детей определяется 3-мя ключевыми факторами:

— наличием или отсутствием тайны усыновления и отношением приемных родителей к родным родителям ребенка;

— степенью гибкости-ригидности семейной системы [27].

Рассмотрим дисфункциональные мотивы усыновления детей, могущие привести к определенным сложностям при воспитании приемных детей, а иногда и трагедиям.

Отношения родителей с приемными детьми в зависимости от дисфункциональных мотивов усыновления выглядят следующим образом:

Мотив первый. В истории семьи была смерть родного ребенка, и родители хотят найти ему замену. В этом случае детско-родительские отношения характеризуются симбиотическим взаимодействием, ребенок «нагружается» определенными ожиданиями со стороны родителей, не учитывающих его индивидуальные психологические особенности. Для ребенка характерно негативное самоотношение, низкая самооценка, он страдает от недостатка эмоциональных контактов с родителями. Такая семья имеет жесткие внешние границы и размытые внутренние. Для членов семьи характерна ригидность в выборе ролей, негибкость, то же касается и семейных правил. В семье присутствует множество правил, регулирующих коммуникацию, вероятны скрытые конфликты между супругами.

Мотив второй. Семья не может иметь детей по медицинским причинам, поэтому решает усыновить ребёнка. Здесь детско-родительские отношения характеризуются гиперопекой, большим количеством ожиданий у родителей по поводу ребёнка, для семей характерны проблемы в супружеских отношениях. Сплоченность семьи высокая, причем мать с ребенком объединены, а отец находится на периферии. Как частный вариант можно рассматривать те случаи, когда нет детей определенного пола, и приемный ребенок выбирается по половому признаку. Особенностью этого частного случая является еще большее количество ожиданий от ребенка и фантазий о нем на момент усыновления и в ходе воспитания приемных детей.

Мотив третий. Семья хочет «сделать доброе дело», взять в семью ребёнка, заботясь о детях вообще и желая делом помочь им. При этом детско-родительские отношения характеризуются симбиотической привязанностью, необходимостью для родителей постоянного выражения благодарности за их поступок. Для приемных родителей характерна особая необходимость в любви, ее нехватка, что связано с недостатком любви в супружеской подсистеме.

Мотив четвертый. Семья берёт приёмного ребёнка для реализации педагогических способностей, желая с помощью успешного воспитания сделать из «трудного» ребёнка достойного и успешного. Для приёмных родителей этого типа характерно постоянно тревожное ожидание «проявления неблагоприятного генофонда», недоверие к себе как к родителю, идеализация семейной ситуации. При этом наблюдается два варианта поведения родителей, при воспитании приемных детей. В первом случае родители часто обращаются за помощью к врачам и психологам, нередко их дети находятся в больницах на лечении. Во втором случае родители ставят воспитание на центральное место, они активно изучают литературу, посещают и организуют различные сообщества, в которых обсуждаются темы, связанные с воспитанием приемных детей. Здесь имеет место недоверие к себе как к родителю, страх оказаться плохим родителем, стремление постоянно показывать и доказывать свою любовь и заботу к ребенку.

Читайте так же:  Если мужчина идет впереди женщины психология

Образ детско-родительских отношений у современных российских подростков

Версия для печати

Целью настоящего исследования стало изучение психологических особенностей восприятия современными российскими подростками детско-родительских отношений. Актуальность исследования связана с кардинальными социальными изменениями, происходящими в нашем обществе и затронувшими практически все сферы, включая семью. Семья как культурно-исторический феномен в своей истории и развитии отражает принципиальные сдвиги и изменения, происходящие в обществе. В последнее десятилетие наметились определенные тенденции в развитии и функционировании семьи, вызывающие безусловную и тревогу и озабоченность как у специалистов, работающих в сфере семьи, так и широкой общественности: увеличение количества разводов; возрастание числа неполных семей, в которых воспитание ребенка осуществляется одной матерью без отца, причем часто с момента рождения ребенка; сокращение времени и ухудшение качества общения родителей с детьми в силу загруженности матери на работе; снижение социального контроля и уровня протекции и заботы о ребенке в семье, находящее отражение в увеличении числа беспризорных и безнадзорных детей; рост насилия и жестокого обращения родителей с детьми.

Задачами нашей работы выступили

5) установление типов соотношения образов детско-родительских отношений у младших подростков и их родителей.

В исследовании были использованы методики ADOR-Подростки о родителях (Д.Шеффер, 1965), адаптированная для российской выборки (Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая и Е.Е. Ромицына, 1994), вопросник взаимодействия «Родитель-ребенок» (И.М.Марковская, 1999). В исследовании приняли участие 436 испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет, в том числе 45 диад, мать — подросток в возрасте 12-13 лет.

Полученные результаты обнаруживают сложную и неоднозначную картину восприятия подростками детско-родительских отношений и образ родительской позиции. Неблагоприятными тенденциями развития детско-родительских отношений в подростковом возрасте в современном российском обществе являются, во-первых, снижение уровня позитивного интереса со стороны матери на фоне высокой враждебности (амбивалентности эмоционального принятия подростка со стороны матери) и возрастание показателей враждебности со стороны отца. Во-вторых, недостаточное участие отца в воспитательном процессе (снижение директивности и возрастание автономности), с одной стороны, и замещение реальной помощи, заботы и поддержки со стороны матери формально-директивным стилем воспитания, с другой. В-третьих, высокая степень непоследовательности и противоречивости поведения как матери, так и отца, непрогнозируемость их поведения, размытость воспитательных приоритетов, норм и принципов, приводящее к росту тревожности и неуверенности подростков в отношении к ним родителей.

Наши результаты выявили определенные возрастные особенности восприятия подростками родительской позиции. В старшем подростковом возрасте обнаружено снижение показателей позитивного интереса к подростку, как со стороны матери, так и со стороны отца, свидетельствующее о том, что родители начинают восприниматься подростком как менее любящие, внимательные и заинтересованные, что приводит к переживанию старшими подростками чувства дефицита тепла, любви, внимания и заботы. Одновременно наблюдается возрастание показателя автономности отцов, которые оцениваются подростками как все менее и менее включенные в процесс воспитания, отстраненные и дистантные. Эта тенденция сочетается со снижением уровня директивности отца, изначально выходящего за пределы нормативных значений. Обнаружено, что возрастание негативных показателей образа детско-родительских отношений у подростка падает на период 14—15 лет, что позволяет рассматривать его как кризисный в развитии детско-родительских отношений в подростковом возрасте.

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующее заключение о тендерных различиях в отношениях подростков с отцом и матерью. Отношения девушек с родителями, как с матерью, так и с отцом, складываются как более благополучные. Отношения девушек с матерями значимо чаще, чем у юношей, формируются как эмоционально-позитивные. Отношения юношей с отцами складываются достаточно сложно по сравнению с матерями. Отцы воспринимаются юношами как излишне директивные и склонные к авторитарно-командному стилю общения, враждебные, подозрительно-придирчивые, непоследовательные, не оказывающие реальной помощи и поддержки, отстраненные и не включенные в процесс воспитания. Пик обострения отношений юношей с отцами падает на кризис 15 лет (средний подростковый возраст), отражая генезис самосознания подростков в форме чувства взрослости (Д.Б. Эльконин), требование уважения и равноправия в отношениях с отцом.

Выявлены тендерные различия в восприятии родительской позиции матери и отца. Показано, что отношения мальчиков и отцов наиболее сенситивны к воздействию дисгармонического типа воспитания, в то время как отношения девочек с родителями развиваются по сценарию относительного благополучия. Восприятие юношами родительской позиции отца характеризуется более высокими показателями директивности, враждебности и непоследовательности, чем восприятие девушками родительской позиции отца. Девушки воспринимают родительскую позицию матери как принимающую, полную любви, заинтересованности и внимания чаще, чем юноши.

В результате изучения соотношения образов детско-родительского взаимодействия у родителей и младших подростков были выявлены факты их расхождения. Существенными оказались расхождения в восприятии родителями и подростками эмоциональной близости в отношениях между ними и последовательности системы родительского воспитания. Наиболее близкими и совпадающими в подавляющем большинстве случаев оказались оценки удовлетворенностью детско-родительскими отношениями и авторитетности родителей.

Читайте так же:  Психология мужчина смотрит в глаза

Центральное место в детско-родительских отношениях в семьях с младшими подростками занимает сфера эмоциональных отношений — принятие и эмоциональная близость. Именно процессы эмоционального взаимодействия определяют авторитетность родителя в семье и удовлетворенность детско-родительскими отношениями, а также особенности делового сотрудничества. Характер эмоционального принятия подростка родителем выступает как исходный пункт и основа развития сотрудничества и кооперации. Так, низкий уровень принятия обуславливает строгость родителя, жесткость санкций и дисциплины, выступая основой для снижения авторитетности родителя и общей удовлетворенности детско-родительскими отношениями. Высокий уровень принятия, напротив, способствует установлению согласия между родителем и подростком, делает родителя более гибким и, соответственно, мягким в воспитании, приводя к росту авторитетности родителя и удовлетворенности внутрисемейными отношениями.

Итак, полученные результаты позволяют рассматривать эмоциональный компонент детско-родительских отношений как ведущий в определении их конструктивности. Рост неудовлетворенности подростков характером эмоциональных отношений с родителями выступает как фактор риска развития и трансформации отношений в направлении обеспечения необходимого баланса автономии и эмоциональной безопасности подростков.

Особенности личностного развития детей и детско-родительских отношений

1. Каждый ребенок с отклонениями в развитии демонстрирует высокую потребность в эмоционально-положительных контактах с родителями, их тепле и близости.
2. Недостаточность и неадекватность родительско-детского общения проявляется в замещении родителей другими субъектами.
3. Взаимодействие детей с социальной средой приобретает неадекватные формы, возникают коммуникативные проблемы и барьеры. Отношения с людьми окрашиваются в сознании ребенка в неблагоприятные тона, для них характерны отгороженность, тревожность, агрессия.

Изучение личностных особенностей детей с помощью экспериментальных методик («Фильм-тест» Р. Жиля, CAT, СТО) позволяет выявить в качестве доминирующих следующие характеристики: агрессивность, конфликтность, тревожность, отгороженность.
Ценную информацию об особенностях сферы общения детей со значимыми близкими дают рисуночные тесты и методики «Два дома», «Лесенка». В рисунках четко проявляется отсутствие контакта и отгороженность детей от близких взрослых. Одной из характеристик, отражающей в рисунках детей особенности межличностной и коммуникативной сфер, является изолированность, проявившаяся довольно разнообразно:

отсутствие себя на рисунке или дорисовывание себя после дополнительного вопроса психолога («А где ты? Разве ты не член семьи? Почему ты забыл нарисовать себя?»);
изоляция себя от родителей и других членов семьи (изображение себя в отдельной комнате, на другом этаже дома или в стороне от близких); дети также располагали себя отдельно от родителей в «красный» домик, а их оставляли в «черном» домике;
расположение себя в отдельной группе с кем-либо из сверстников (братом, сестрой, друзьями) или домашним животным, игрушкой;
изображение членов семьи как бы уходящими от ребенка (члены семьи уезжают в легковой машине, ребенок остается один);
изображение себя уходящим от всех, в никуда (ребенок уходит куда-то во тьму, в глубь пещеры) или умершим;
изображение себя повесившимся на перекладине (вариант проектируемого суицида).

Признаки отгороженности проявляются в содержании рисунков детей при изображении:

себя спиной к зрителю;
отсутствия дверей у дома, за окном которого нарисован человек;
картин потустороннего мира («Когда я умру. »);
своеобразной прорисовки глаз (когда либо отсутствует зрачок, важнейший элемент, осуществляющий зрительный контакт, либо глаз может быть полностью закрашен темной краской, т. е. вместо живого зрачка пустая темная дыра);
плотно сомкнутых губ (отсутствия потребности в вербальном контакте).

Результаты психолого-педагогического наблюдения показывают, что тревожность детей проявляется уже при первом контакте. Об этом свидетельствуют:

взгляд ребенка (выражение глаз говорит о незащищенности, сензитивности, наличии страхов) или отказ от глазного контакта;
манера поведения (робость, осторожность и неуверенность в осуществлении поведенческих актов, стремление спрятаться за спиной взрослого);
поза тела (неуверенность осанки, сгорбленность, сутулость, стремление казаться меньшим по росту);
застенчивость улыбки.

В рисунках детей тревожность проявляется также в различных вариантах:

в печальной позе (руки опущены, волосы изображены ниспадающими линиями, идущими вниз), в печальном выражении лица и глаз;
в изображении фигуры человека, охватывающей весь лист;
в изображении фигуры человека, непропорционально вытянутой вверх, с приподнятыми плечами.

Агрессивность детей чаще выражается в виде импульсивности реакций, стремлении подчинить себе детский коллектив, вербальных угрозах, неадекватных поведенческих действиях. Агрессивные тенденции в рисунках проявляются:

в характерном изображении позы ребенка (сжатые кулаки, широко расставленные ноги);
в выражении лица, глаз (наглое, агрессивное, насмешливое);
в обильной прорисовке острых линий (зубов, когтей, торчащих волос, чешуи, панциря).
4. Неадекватное отношение родителей (других лиц) к детям отражается в их продуктивной деятельности.

Агрессивность и авторитарность родителей в отношениях с детьми находит свое отражение в рисунках детей (см. Приложение 3). Родители изображаются детьми с использованием агрессивной символики: руки подняты вверх, размер ладоней увеличен, на пальцах когти или острые ногти, большой рот открыт, видны зубы.
Результаты, полученные с помощью методик «Лесенка для детей» и «Два дома» и рисуночных тестов, показывают, что значимость родителей в сознании ребенка уменьшается, если их отношение к нему приобретает неадекватные формы. Дети избирают в качестве объектов общения любых лиц, кроме родителей. Неосознанно ранжируя качество отношения к себе разных людей, в том числе и родителей, дети могут оставлять их в иерархии межличностных контактов на последнем месте (от 23% до 65%).
Оценивая личностные и межличностные особенности детей с отклонениями в развитии, следует отметить, что формирование характерологических черт их личности обусловлено двумя факторами:

  • особенностями, унаследованными от родителей;
  • негативным воздействием значимого социального окружения, т. е. использованием родителями ребенка неадекватных форм взаимодействия с ним.
  • биологическая составляющая (конституциональные особенности ребенка, преломляясь через дефект, усиливаются, заостряются);
  • социальная составляющая (воспитание детей осуществляется травмированными родителями, которые часто имеют низкий уровень психолого-педагогических знаний).
Читайте так же:  Серьезные отношения мужчины и женщины

Родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, недостаточность в эмоционально-теплых отношениях провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным миром и формируют дезадаптивные характерологические черты личности.
Недостаточность детско-родительских отношений приобретает эмоционально-неблагоприятные оттенки: отвержение, изолированность, агрессия, страх. Лишь у части детей формируются гармоничные и адекватные отношения с близкими лицами.
У всех детей с отклонениями в развитии наблюдаются девиации в личностном развитии, обусловленные не только конституциональными особенностями и воздействием дефекта, но и нарушениями межличностного взаимодействия и контактов. Доминирующими негативными личностными тенденциями являются: агрессивность, конфликтность, тревожность, отгороженность, коммуникативные нарушения.
Все это в совокупности обусловливает острую необходимость оказания детям психологической помощи, включающей не только коррекцию личностных нарушений, но и оптимизацию внутрисемейных отношений.

Личностные характеристики родителей детей с отклонениями в развитии.
Типология психологических портретов родителей

Основные характеристики детско-родительских отношений

Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и представляют собой непрерывные, длительные, опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.

1. Характер эмоциональной связи определяется со стороны родителей – эмоциональным принятием ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка – привязанностью и эмоциональным отношением к родителю.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В науке выделяется несколько вариантов эмоционального отношения родителя к ребенку: от безусловно положительного до открыто негативного.

1. Безусловно эмоциональное принятие (любовь и привязанность «несмотря ни на что»). Такой тип отношения предполагает дифференциацию родителем личности ребенка и его поведения. Отрицательная оценка конкретных поступков не влечет за собой снижения самоценности его личности для родителя.

[3]

2.Условное эмоциональное принятие ребенка (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка). Ребенок должен заслужить любовь родителей своими успехами, примерным поведением, выполнением требований. Любовь родителей – награда, которая не дается сама собой, а требует труда и страдания. Лишение любви – наказание. У ребенка может развиваться тревожность и неуверенность.

3. Амбивалентное эмоциональное отношение – сочетание позитивных и негативных чувств.

4. Индифферентное отношение: равнодушие, эмоциональная холодность. В основе такого отношения — несформированность материнской позиции, инфантильность и личностная незрелость самого родителя.

5. Скрытое эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально негативное отношение к ребенку).

6. Открытое эмоциональное отвержение.

Эмоциональное отношение ребенка к родителю наиболее полно рассмотрено в теории привязанности Дж. Боулби.

Тезис о роли детско-родительских отношений в удовлетворении потребности ребенка в чувстве безопасности – центральный в этой теории. В ней дано обоснование теоретическое обоснование механизмов формирование эмоционально-позитивного отношения ребенка ко взрослому.

Боулби рассматривал привязанность как модель поведения, обеспечивающую достижение и сохранение контактов с близким взрослым, удовлетворяющим потребность ребенка в безопасности, а поведение привязанности – как проявление активности в поиске близости со значимы взрослым. Установление близости и удовлетворение потребности в безопасности – необходимое условие познавательной активности и исследования ситуации. Сензитивный период формирования привязанности первый год жизни ребенка.

Этапы формирования привязанности:

0-6 мес – начало реализации потребности контакте и близости со взрослым, необходимых для выживания ребенка;

6-12 – на основе «сохранения объекта» сохранение образа матери как объекта поведнческой привязанности. Начало отделении своих от чужих;

[1]

до 2(3) лет начало развития реакции на сепарацию и разлуку с матерью.

Выделяются типы эмоциональной привязанности.

1. Надежная привязанность.

2. Тревожно-амбивалентная привязанность.

3. Тревожно-избегающий тип.

4. Тревожно-дезорганизованный тип.

Варианты эмоциональной связи в детско-родительских отношениях могут быть определены в параметрах эмоциональный знак и симметричность отношений:

1. Взаимные симметричные отношения:

· Эмоциональное взаимное принятие: для ребенка характерно базовое переживание того, что он любим, родители также чувствуют его любовь.

· Симметричная негативная установка: родители и ребенок взаимно отвергают др. др.

2. Невзаимные асимметричные отношения:

· Односторонняя родительская любовь (результат воспитания по типу по типу потворствующей гиперпротекции или «кумир семьи»);

· Односторонняя привязанность ребенка.

Мотивы воспитания и родительства:

  1. первую группу составляют мотивы деятельности, определяющие ценностное отношение: мотив, реализующий потребность в привязанности, эмоциональном контакте и поддержке; мотив, реализующий потребность в смысле жизни;
  2. к социальным относятся такие мотивы воспитания, как мотив долга и мотив социального самоутверждения (престижный);
  3. третья группа – инструментальные мотивы – объединяет мотивы деятельности воспитания, в которой ребенок является средством реализации и других потребностей родителей.

Э.Г. Эйдемиллер считает целесообразным при характеристике стилей воспитания различать собственно уровень протекции и степень удовлетворения потребностей ребенка. Уровень протекции характеризует протекцию «на полюсе родителя», т.е. то, сколько сил, времени и внимания уделяют родители процессу воспитания ребенка, какое место занимают мотивы воспитания в ценностно-смысловой и мотивационно-потребностной сфере родителей. Уровень протекции может быть адекватным (соответствующим возрастным и индивидуальным особенностям ребенка), чрезмерным (гиперпротекция) и недостаточным (гипопротекция).

Степень удовлетворения потребностей ребенка характеризует уровень протекции «на полюсе ребенка», т.е. его субъективное переживание внима­ния и заботы, проявляемое к нему родителем. Адекватное удовлетворение потребностей ребенка предполагает гармоничность баланса удовлетворения как витальных, так и высших (духовных, социальных, познавательных) потребностей ребенка, обеспечивающую возможности для его оптимального личностного и умственного развития. Вариантами отклонений здесь являются потворствование, игнорирование потребностей ребенка и дисгармоничность в их удовлетворении.

Читайте так же:  Мужчины романтики психология

Система понятий, характеризующих стиль общения и лидерства в детско-родительских отношениях, включает дихотомию доминирование — подчинение, власть, ответственность, директивность, авторитетность.

Социальный контроль

является важнейшим компонентом процесса воспитания в семье и, как система родительской дисциплины включает:

· систему требований и запретов;

· способ контроля исполнения требований и запретов;

· систему санкций (наказаний и поощрений);

Родительская позиция

включает три компонента: эмоциональный: в терминах принятия/ отвержения; когнитивный: особенности родительского образа ребенка; поведенческий: стиль общения ребенка, включающий структурирование позиций как равноправных или как позиций доминирования-подчинения; дисциплину как систему родительских требований, степень устойчивости и последовательности родительского отношения. Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность: предполагает умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящее в его внутреннем мире. Гибкость: способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Прогностичность: позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка, опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития. поведение родителей должно опережать появление новых психических и личностных качеств ребенка.

Термины «родительская позиция» и «родительская установка» используются для характеристики родительского отношения и нередко употребляются как синонимы, однако они отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно выработанными, принятыми взглядами, установка менее однозначна и осознаваема.

Дата добавления: 2017-02-04 ; просмотров: 3113 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Особенности психологической дистанции в детко-родительских отношениях

Автор: alina8koks • Октябрь 25, 2018 • Дипломная работа • 23,423 Слов (94 Страниц) • 38 Просмотры

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахский национальный университет имени аль-Фараби

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСТАНЦИИ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

специальность 5В050300 – «Психология»

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахский Национальный Университет им. аль-Фараби

«Допущен к защите»

________________ Заведующая кафедрой __________ З.Б. Мадалиева

НА ТЕМУ: ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСТАНЦИИ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

по специальности 5В050300– «Психология»

Студент 4 курса

Дипломная работа на тему « Особенности психологической дистанции в детско-родительских отношения».

Объем работы: 77

Ключевые слова психологическое пространство личности, психологическая дистанция, детско-родительские отношения в семье, основные компоненты психологической дистанции.

Цель: изучение психологической дистанции в отношениях между детьми и родителями.

Объект : исследования являются – дети из полных и не полных семей.

Предмет: исследования – психологическая дистанция в детско-родительских отношениях.

Интерес психологов к проблемам взаимоотношения родителей и детей, в последние десятилетия в психологической науке и практике, усилился. Прежде всего, такое внимание объясняется большим количеством девиаций в поведении детей и подростков: от нежелания учиться в школе до ухода из дома и асоциальных действий. Указанные проблемы, по нашему мнению, являются следствием несформированности либо нарушения психологической дистанции между детьми и родителями. В работе мы предоставили анализ теоретико-эмпирических исследований, который позволяет констатировать, что большинство авторов признают значимость семейного окружения (пространства семьи) в развитии личности ребёнка. На сегодняшний день существует мало работ, посвящённых изучению психологической дистанции в детско-родительских отношениях.

В результате теоретического анализа научной литературы нами было глубоко изучено понятия психологической дистанции, психологическое пространство. В данной работе мы рассмотрели основные критерии, положенные в основу понимания понятий социально-психологической дистанции. Также был изучен вопрос особенностей влияния типа родительского отношения на эмоциональное состояние ребенка в семейных отношениях.

[2]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В процессе нашего экспериментального исследования мы определили, что такие виды психологической дистанции как: психологическая и физическая являются отражением благополучной или неблагополучной ситуации в семье. Чем более благополучная семья, тем меньше дистанция между ребенком и родителем. Мы установили, что существуют значимые различия в психологической дистанции между детьми и родителями в полных и не полных семьях. Оценка психологической дистанции детьми зависит от того, кто выступает в роли значимого родителя в семье (мать, отец, Бабушка, дедушка и т.д.). В зависимости от структуры семьи дети по-разному оценивают свою близость с членами семьи. В целом в результате проведенного исследования поставленная цель достигнута, гипотезы нашли свое подтверждение.

Источники


  1. Панфилова, М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. — М.: Гном, 2016. — 160 c.

  2. Дж. Кинг Мужчина и женщина. Путь к гармонии. — М.: Гриф, 1997. — 432 c.

  3. Егоров, Т. Г. Психология. Учебное пособие для военных учебных заведений / Т.Г. Егоров. — М.: Военное издательство Военного министерства Союза ССР, 2009. — 206 c.
Характеристика детско родительских отношений психология дистанция
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here