Освоение женщиной материнской роли психология

Самое интересное и полезное на тему: "Освоение женщиной материнской роли психология" простым и понятным языком. Мы собрали полную информацию по теме и постарались раскрыть тему во всех деталях. Если появились вопросы - задавайте их в комментариях.

Адаптация к материнской роли при рождении больного ребенка

В настоящее время в нашей стране активно исследуются психологическое содержание материнской позиции, факторы, влияющие на ее формирование. Существенное место в этих исследованиях занимают проблемы, связанные с психологическими изменениями, происходящими с женщинами в период ожидания ребенка, родов, а также новорожденности и младенчества, т.е. в те периоды, когда мать и ребенок связаны между собой максимально тесно. Эта связь настолько сильна, что в литературе и среди психологов-практиков можно встретить мнение о бесперспективности обращения исключительно к переживаниям матери, не связанным с ее взаимоотношениями с грудным ребенком, поскольку психологическое состояние матери в этот момент зависит исключительно от ее взаимодействия с ним.

В нашем исследовании, проведенном на группах бездетных женщин (26), мамах здоровых младенцев (28) и мамах больных младенцев (10), мы исходили из того, что в этот период женщина существует не только как субъект в диаде «мать-ребенок», но и как субъект собственной жизни. Последнее означает, что изменения, происходящие с женщиной в этот период, носят не только социально-психологический (связанный с появлением в ее жизни нового значимого человека — ребенка), но и личностный характер. Женщина вынуждена адаптироваться к новой роли — роли матери, к новому образу жизни, параметры которого во многом заданы существующими в обществе представлениями о должном материнском поведении. Меняется ее взгляд на занятия, которые прежде казались важными, на отношения с людьми, на жизнь в целом.

Как показало наше исследование, основной «личностной» задачей «начинающей мамы» является адаптация к изменившемуся образу жизни, которая продолжается на протяжении всего первого года жизни ребенка и является необходимым условием ее психологического комфорта. Однако в некоторых случаях течение этого и без того непростого процесса затрудняется сопровождающими его обстоятельствами. В нашем исследовании в качестве такого обстоятельства выступила соматическая патология новорожденного ребенка, вследствие которой он вместе с матерью сразу из родильного дома направлялся на стационарное лечение, а после выписки находился под особым медицинским контролем.

Результаты нашего исследования показывают, что рождение больного ребенка оказывает существенное влияние на освоение женщиной материнской роли. Характерные для «начинающих матерей» процессы адаптации к новому образу жизни в ситуации рождения больного ребенка замедляются. Перед женщиной стоит «личностная» задача, отличающаяся от той, которую решают матери соматически здоровых детей: адаптироваться к тому, что родившийся ребенок не в полной мере соответствует ее ожиданиям и ожиданиям семьи в целом (то есть к расхождению образов «реального» и «идеального» ребенка).

Эти переживания настолько интенсивны, что матери больных детей обычно «закрыты» по отношению к ним. Сами переживания в меньшей степени вербализуются и/или рефлексируются (по сравнению с матерями, не столкнувшимися с серьезными проблемами, связанными со здоровьем ребенка), а ответственность за вызвавшие их обстоятельства зачастую атрибутируется вовне, в результате чего собственная жизнь воспринимается более враждебной и тревожной.

Однако нельзя сказать, что в данной ситуации наиболее уязвимыми оказываются рефлексивные «начинающие мамы», хотя, они, безусловно, в большей степени осознают собственные переживания. Этим матерям, по крайней мере, удается поддержать свою самоценность и относительную удовлетворенность своей нынешней жизнью; это происходит за счет снижения субъективной оценки ребенка и психологического отдаления от него. Напротив, менее рефлексивные «начинающие мамы» значительно ниже ценят себя (вероятно, в связи с чувством вины за случившееся), их жизнь субъективно менее комфортна, в силу чего они буквально «растворяются» в своем ребенке, психологически сливаются с ним. В целом, решение проблемы расхождения образов «реального» и «идеального» ребенка в действительности происходит за счет построения определенным образом дистанцированных отношений с ребенком. Аналогичной закономерности подчиняются и взаимоотношения с мужем, которые в этой ситуации приобретают для женщины существенную значимость, но становятся менее стабильными.

Данное исследование носит предварительный характер, однако позволяет сформулировать основные направления психологической помощи женщинам в ситуации рождения больного ребенка:

* поддержка самоценности женщины, работа с чувством вины за случившееся;

* создание условий для построения женщиной конструктивных отношений с ребенком и другими членами семьи (прежде всего, мужем), на основе идентификации с ролью «Я — мать».

Освоение женщиной материнской роли психология

йети 11 Виыпи Ввеки своему характеру. Люди стали жить дольше. Изменился и состав семьи, после выхода на пенсию родителей и др. йетвка-рамтмьекие ативаеиии Семейная система, отличающаяся излишней жесткосшью или недостаточно структуированная,не способна удовлетворить развивающиеся потребности ребенка.

Ситуация. Особыми переживаниями окрашены отношения детей к своим родителям. Мать и отец кажутся им самыми лучшими людьми. Показывая только что выполненный рисунок, Люся говорит: «Мой папа, я люблю его». А в другой раз: «Дедушка, давай собирать ежевику для мамы» и т. д.

Вопрос. Что является главным поводом для комплиментарного отношения детей к своим родителям?

Решение. Главный повод для радости ребенказто общение с родителями и совместная с ними деятельность. Детей радует общие походы в лес за грибами, за ягодами, катание на лыжах и т. д.

Дети охотно рисуют зги события, делают родителям комплименты и хотят во всем на них походить.

Роль матери начинается с развития чувства материнства, которое лучше развивается у девочек в многодетных семьях. Это происходитпугем подражания матери, выполнения игровых действий и включенности в заботы о сестрах, братьях.

В браке освоение женской роли матери начинается с осознания смысла жизни в воспитании своих детей.

Некоторые женщины считают, что главное пред-

назначение женщины — родить ребенка, дать ему 1 ЯЯ жизнь. Но позвольте, кошка тоже рожает, дает жизнь

своим котятам. Главным предназначением женщины все-таки является воспшпание ребенка, его социализация, подготовка к самостоятельной жизни в обществе, продолжению рода.

А начинается освоение материнской роли с актуализации сил для нового осознания смысла жизни, чтобы воплотить его в отношениях с маленьким человеком.

Освоение роли отца, несмотря на кажущуюся очевидность, происходит с большими трудностями.

° Освоение родительской роли, также как и супружеской, требует от человека принятие на себя обязательств.

° Начинается освоение семейных ролей с их представления на основе подражания опыту родителей:

— усваиваются ценности и смысл семейных отношений;

— усваиваются конкретные экономические знания

и навыки планирования семейного бюджета, а также коммуникативные навыки владения межличностных отношений и разрешения конфликтов.

° С рождением ребенка появляется обостренное чувство — лчувство отцовствав. И чем раньше руки отца коснутся беззащитного, родного существа, тем ярче проявиться это чувство. За этим переживанием сознание собственной силы и возможности защитить жизнь — конкретную жизнь ребенка, жены.

° Рекомендуется отцу подвергнуть содержательному анализу особенности своего поведения. Проанализировать свою:

а) активность — пассивность;

Читайте так же:  Как научиться психологии мужчин

б) сдержанность — несдержанность;

в) деловитость — лень и др.

Обнаружив недостатки, наметить пути их исправления.

° Помимо простой заботы о ребенке: кормления,

одевания — надо еще его воспитывать. А это уже очень большой труд. Необходимо:

— уделять внимание личностному общению, а не откупаться подарками;

Освоение женщиной материнской роли психология

Принятие роли матери

Сам факт рождения ребенка не делает женщину матерью в психологическом смысле. Вернее, это не автоматический процесс. Биологически и в глазах людей и закона да, она мать, а вот психологически ей нужно стать матерью через определенный процесс духовного изменения, роста. У некоторых это процесс протекает очень легко и гладко, они принимают на себя роль матери еще во время беременности и хорошо приспосабливаются к ней сразу после рождения ребенка. У других же процесс может быть осложнен противоречивым или даже негативным отношением к своему материнству.

В предельном варианте женщина отторгает роль матери и оставляет ребенка на попечении других людей. Но и, оставаясь с ребенком, она может внутренне не принимать роль матери, противиться ей. Такая женщина может ухаживать за ребенком и даже заниматься его развитием благодаря ответственности, чувству долга или боясь осуждения людей. Однако она часто испытывает негатив и к себе в роли матери, и к материнским обязанностям, и к ребенку.

Рождение ребенка в психологии считается кризисом семьи: все участники должны поменять свои прежние роли, приспособиться к новому положению вещей, а изменения всегда связаны со стрессом. Так, несмотря на то, что большинство людей связывает появление ребенка с радостью, после рождения малыша увеличивается вероятность:

— неудовлетворенности обоих супругов личными отношениями.

Это, кстати, желательно иметь в виду всем, кто планирует скрепить трещащий по всем швам брак рождением ребенка. Как правило, после рождения малыша отношения в семье осложняются (по крайней мере, временно)! И плохие отношения ребенком не поправить.

От чего зависит примет ли женщина новую роль

Ученые выяснили, что на принятие женщиной роли матери влияют три фактора:

— уровень личностной гибкости женщины, ее способность вообще адаптироваться к новому

— реалистичность представлений женщины о материнстве

— внутреннее отношение к роли матери.

Эти три фактора в наибольшей степени влияют на то, как женщина воспримет новый этап своей жизни.

Интересно, что на принятие материнской роли совсем незначительно влияет такой фактор, как помощь близких или ее отсутствие. Женщина, лишенная этой помощи совсем не обязательно будет сложно принимать новую для себя роль, а женщина, окруженная помощниками, вовсе не гарантированно будет гармонично чувствовать себя в роли матери.

Гибкость и восприимчивость к переменам

[3]

Рождение ребенка необратимо меняет жизнь женщины и, как правило, ее личность.

Согласно опросам матерей им обычно труднее всего принять потерю личной свободы и независимости. Теперь женщина не принадлежит себе, вынуждена подчинять свою жизнь, потребностям младенца. В последнее время увеличилось количество женщин, которые тяжело переживают отказ от карьеры или социальной активности в связи с ребенком.

Разумеется, для всех этих лишений предусмотрена замечательная компенсация – удовольствие от ребенка, от новой роли, реализация себя в материнстве. Однако, чтобы эти бонусы получить, нужно много чего пересмотреть, передумать и переделать. Раньше женщина получала удовольствие от тусовок, карьерных достижений или просто безделья, а теперь эти способы ей недоступны или крайне ограниченны.

Женщины с гибким характером, высокой способностью адаптироваться к новому легче проходят этот этап, быстро вливаются в «материнскую» жизнь, начинают получать от нее удовольствия. И, наоборот, женщины с трудом меняющие привычки, болезненно реагирующие на необходимость перемен, могут всерьез застрять, не принимая свою новую роль, не имея возможности перестроить внутренний мир в соответствии с новыми требованиями реальности. Такие матери могут годами тосковать по прошлым успехам в обществе или успехам на работе, так и не находя радости в том, чем им теперь приходится заниматься.

Фантазии и реальность

У нас всех есть представления о том, как должно происходить некое событие. Как, например, к нам должен отнестись тот или иной человек. Как должно пройти совещание или встреча друзей. Как правило, от таких представлений одни неприятности, так как реальность часто не спешит соответствовать этим нашим представлениям, и мы возмущены или разочарованы.

Готовясь стать матерью, женщина строит картины будущего, рисует себе некий прогноз. Вот она сидит с розовощеким младенцем, кормит его, предположим, грудью, он ей улыбается, доволен. Дом у нее чистый и красивый, вечером она кормит мужа ужином, а он помогает ей с ребенком, играет и купает его. А потом тихо сидит с ней на диване и слушает, что произошло за день. Часто навещает их дом бабушка, которая забавляет внука и помогает дочке: облегчает ей быт, отпускает погулять. И восхищается ее педагогическим талантом. Все красота!

Это прогноз, который столкнется с реальностью. Какой будет эта реальность?

Отлично, если прогноз окажется точным, действительно, почему бы и нет?

Но, нередко будущая мама под влиянием своих иллюзий и образов из глянцевых журналов капитально ошибается с прогнозом.

Например, она не может кормить грудью, как изначально хотела. И ребенок ее не доволен, а беспрерывно плачет и норовит укусить за грудь (это вместо счастливой и благодарной улыбки). Или вообще отказывается эту грудь принимать. Муж приходит усталый и ворчит, что в доме беспорядок. Потом он усаживается за компьютер под тем предлогом, что после работы он очень устал. И не хочет не то, что заниматься с младенцем, но и подержать его несколько минут (младенец на его руках плачет, и он не в курсе, что с этим делать). Также этот муж не хочет слушать подробности ее насыщенного дня с ребенком, а хочет секса (не получив его, обижается и уходит в себе или в телефон). Бабушка да, приходит, но от нее больше проблем, чем помощи. Она беспрерывно критикует дочку и учит ее воспитывать детей, при этом сидеть одна с ребенком отказывается.

Иллюзия рухнула, жизнь показала себя во всей красе.

Соответствие или несоответствие представлений женщины о своем материнстве и реальности кардинально влияет на ее способность принять материнскую роль. Если соответствие значительное, то есть женщина получает примерно то, чего и ждала, то роль матери она принимает легко. Если же соответствия этого нет, то роль матери женщине принять трудно! Ей кажется, что ее кто-то обманул, подсунул ерунду вместо обещанного приза.

Как добиться соответствия?

Чтобы предотвратить иллюзии, самое простое – поговорить. Узнать, например, больше о намерениях мужа и его представлении об участии в воспитании ребенка. Большинство мужчин не скрывают свои намерения, но прямых разговоров в семье вести не принято.

Подробнее о желании, чтобы близкие понимали вас без слов вы можете прочитать ЗДЕСЬ.

Читайте так же:  Мужчина тигр женщина дракон совместимость в любви

Или узнать, действительно ли бабушка намерена сидеть с ребенком или это только ваше желание, а бабушка видит свою роль иначе. И если намерена, то какие у нее взгляды на воспитание и готовы ли вы принять эти взгляды.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Бесплодные прогнозы питаются иллюзиями, для которых часто нет никаких оснований. Например, если отношения с мужем и так далеки от идеала, то было бы наивностью считать, что они улучшатся с появлением ребенка. Или если ваша свекровь часто критикует вас, но незачем надеяться, что она примет ваш авторитет в воспитании ребенка.

Что такое «МАТЬ»?

К каждой социальной роли у человека есть внутреннее эмоциональное отношение, даже если сам он в этой роли еще не был. Мы как — то относимся к роли «ученика», «начальника», «чиновника», «родственника», «друга», «мужа», «отца» и проч.

Каждое из этих понятий, каждая роль наполнена для нас определенным внутренним содержанием, состоит из понятных элементов: действий, отношений с другими и прочее. И от того, как мы к этим внутренним элементам роли относимся, зависит наше отношение к роли в целом.

К роли матери у женщины также есть особое отношение. Оно формируется в течении всей жизни, и главное влияние на нее оказывает образ собственной матери. От того, какой вы видите собственную мать, значительно зависит то, чем для вас наполнен образ матери в широком смысле. Что такое быть мамой, что такое забота о детях, чем заполнена материнская роль — все это мы узнаем в собственной семье, наблюдая за собственной матерью. Это не единственный, но очень важный источник внутреннего психологического отношение к материнской роли.

Если образ матери теплый, в целом позитивный, то проблем не возникает. Вы гармонично подсоединяетесь к этому образу и наследуете его, воплощая в своей жизни, материнстве.

Если образ неоднозначный, например, мама была в целом хорошая, но чем — то вас смущала или пугала (может, была немолодой, слегка чудной, непредсказуемой, казалась некрасивой или вы видели, как ее унижал отец), то к образу матери возникает неоднозначное отношение. В таком случае весьма вероятно, что, став мамой, вы также будет иметь противоречивое отношение к этой роли.

И самый драматический вариант – мама, которую вы осуждаете. Иногда за серьезные поступки, типа систематического насилия. А иногда и просто за ее систему воспитания, воздействия на вас, за слова, действия и взгляды, которые оставили раны в вашей душе. Ту возможны два варианта.

В первом вы все делаете иначе -все, чтобы не как у вашей мамы. И тогда вы можете очень даже тянуться к роли матери, чтобы отыграть этот сценарий хорошо. Вы можете хотеть завести детей, но уж сделать все, как положено.

Во втором случае роль матери сразу вызывает у вас отторжение, вы не хотите детей, или хотите их по той причине, что так положено, но считаете это наказанием за ограничения пола.

И в том и в другом случае могут быть трудности с принятием роли матери. Даже если вы страстно хотели ребенка, чтобы воспитать его не так, как воспитывали вас, с принятием материнской идентичности, роли могут быть значительные сложности.

Негативное или противоречивое отношение к собственной матери затрудняет принятие женщиной собственного материнства.

Даже если у вас не лучшие отношения со своей мамой, ее лучше не демонизировать, а, наоборот, стараться по — человечески понять, не злиться на нее, принять такой, какая она есть. И первый для этого резон – ваше собственное самочувствие и благополучное собственное материнство.

Родители не нуждаются в вашем суде, вы можете отдавать им только благодарность. Если ее нет, то ничего не давать. Но осуждение своих родителей бумерангом вернется к вам. Внутреннее разрешение конфликта с собственными родителями, принятие их в позитивном образе способствует повышению уверенности в себе, стабильной самооценке, отсутствию внутренних конфликтов, связанных с материнством. И, наоборот, постоянное обвинение или осуждение родителей приводит к тяжелым переживаниям, зацикливанию на прошлом, трудностям с принятием материнства.

Конечно, не только отношения со своей матерью формируют восприятие материнской роли. Любые примеры матерей перед глазами или ваши теоретические о них представления идут в копилку образа. Так, если «мамки» всегда казались вам недалекими и зацикленными на памперсах существами, то эта установка в значительной степени скажется на вашем принятии материнской роли.

Если все три фактора:

— низкая восприимчивость к новому

— нереалистичные ожидания

— негативное отношение к роли матери

сочетаются, то с большой вероятностью женщина не примет свою новую роль. Она будет недовольна собой в роли матери, ребенком, окружающими. Часто непринятие материнской роли воплощается в постоянном недовольстве ребенком. Он кажется неадекватным, неправильным, никак не соответствующим норме (разумеется, речь идет о здоровом ребенке). Такая мама часто не может поверить, что с ребенком все в порядке, даже если ей скажут об этом все окружающие и специалисты по детскому развитию.

Психологическое непринятие материнства – серьезная проблема, которую лучше решать у психотерапевта. А если и не у психотерапевта, то своими силами, но именно решать, не ждать, что само рассосется. Такого рода проблемы не имеют свойства проходить сами (как, например, проходит напряжение, связанное со стрессовой ситуацией вместе с уходом из этой сой ситуации). Они, напротив, имеют свойство углубляться и маскироваться, осложняя отношения с ребенком и с самим собой.

О ВЛИЯНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЖЕНЩИНЫ НА СТАНОВЛЕНИЕ МАТЕРИНСКИХ КАЧЕСТВ

Образ женщины в современном мире претерпевает значительные изменения. Пересматривается ее функция и роль в социуме. Причиной этому послужил процесс глобализации, «размывающий» границы национальных культур и гендерной самоидентификации, смена ценностных ориентаций, тенденция к упрощению человеческих отношений [4].

Материнство — важная составляющая жизни женщины. В недалеком прошлом материнство считалось для нее самой значимой ценностью. Исторически сложилось, что женщина, становясь матерью, совершает ценностный выбор, определяя на годы вперед свои жизненные приоритеты и ограничивая круг возможностей самореализации в пределах семьи. Сейчас же материнство перестало быть определяющим. Оно становится равнозначным, равноценным другим сферам жизни [3]. Все чаще самоуважение современной женщины, помимо материнства, подкрепляется стремлением получить хорошее образование, успехами на профессиональном поприще, личными увлечениями, социальной независимостью, положением в обществе и т.д. [8]

В условиях сложной демографической ситуации, сложившейся в России на сегодняшний день, а также увеличением отказов от детей в родильном доме, большим количеством распадающихся семей, увеличением числа социальных сирот, ростом случаев жестокого обращения с детьми, изучение феномена материнства становится одной из самых актуальных проблем, как психологии, так и смежных отраслей научного знания. Все эти и многие другие проблемы в наше время неразрывно связаны с ценностью материнства и родительства в целом.

Читайте так же:  Гражданский брак психология мужчины

Существующие проблемы материнства и низкой рождаемости в современной России обозначены канд. социол. наук И.В. Забаевым, как имеющие государственную важность [2]. Спад рождаемости, по словам ведущего отечественного психолога B.C. Мухиной, связан с боязнью будущего, ростом мотивации личностного развития, желанием утвердить свое место в жизни, свою индивидуальность, иметь устойчивое социальное положение раньше, чем посвятить себя заботе о детях [5].

С другой стороны, либерализация общественной морали, пропаганда свободного образа жизни, инверсия половых ролей и сексуального поведения особенно ярко проявившаяся на рубеже третьего тысячелетия, способствовали увеличению числа разводов и детей, рожденных вне брака, пишет проф. психологии, д-р биол. наук А.М. Уразаев [7]. Безусловно, это отрицательно сказалось как на положении матерей, вынужденных самостоятельно воспитывать своих детей, так и на формировании семейных установок их дочерей, не имеющих мужского примера в родительской семье. На этом фоне произошло значительное увеличение числа юридически нерегистрируемых браков, неполных и бездетных семей, а также стал все более очевиден рост количественных показателей социального сиротства и распространенности девиантных форм материнского поведения, отмечает канд. пед. наук Л.А. Грицай [1]. Эти обстоятельства вполне объяснимо привели к падению престижа родительства в целом и материнства в частности.

По мнению В.В. Пациорковского и В.В. Пациорковской снижение ценности материнства связано с «гиперсоциализацией» современной молодежи. СМИ, сверстники, семья и школа ориентируют подрастающее поколение на наиболее престижную реализацию себя в обществе любой ценой. А поскольку для достижения той или иной цели всегда приходится чем-то жертвовать, то молодые люди чаще всего подавляют в себе родовое человеческое начало [6].

Итак, приоритеты женщины определяются системой ее ценностных ориентаций, являющихся важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности. Несмотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, все исследователи сходятся на том, что особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обуславливают ее направленность и определяют мировоззрение человека, его взгляд на себя, а также придают смысл личностным мотивам, поведению, поступкам. То есть во многом от мировоззрения женщины будет зависеть станет ли она успешной бизнес-леди или посвятит себя материнству.

Для успешной реализации себя в роли матери женщине требуется определенный набор ценностей, предполагающих их смещение в сторону гуманности, экзистенции, семьи. В период вынашивания ребенка у женщины происходит пересмотр имеющихся ценностей, смысложизненных приоритетов. Осознание и принятие факта беременности является отправной точкой для дальнейшей самореализации женщины в новом качестве. Именно поэтому важно понять каким является внутреннее содержание переживания беременности, определить смысл и цель рождения ребенка для современной женщины, а также выяснить каковы те социально- психологические факторы, что определяют самочувствие беременной, готовность женщины к материнству, психическое и физическое здоровье ребенка.

Стиль жизни с ориентацией на профессиональные и социальные достижения плохо соотносится с материнством. Женщина, в процессе ее становления как специалиста и одновременно будучи «хранительницей очага», пытается совместить эти две роли. У нее происходит пересмотр уже имеющихся и вновь приобретенных ценностей. Так, у женщины постепенно выстраиваются две взаимосвязанные иерархии: иерархия ролей и иерархия ценностей. Когда происходит рассогласование между ними — у женщины наблюдается ролевой конфликт, который негативно влияет на как на эффективность ее профессиональной деятельности, так и на взаимодействии с членами семьи и отношении к себе.

При конфликте «ценностных» интересов с наступлением беременности и даже на этапе ее планирования могут возникнуть серьезные проблемы. Это может быть мнимое бесплодие при физиологическом здоровье женщины, когда решение завести ребенка принимается без учета мнения самой женщины. Возможно тяжелое протекание беременности, сопровождающееся длительным токсикозом, угрозой выкидыша и даже преждевременными родами. Также характерно неадекватное поведение женщины в родах и в послеродовый период. Зачастую такие «конфликтные матери» эмоционально холодны по отношению к новорожденному, прерывают естественное вскармливание в пользу сохранения формы грудных желез, перекладывают воспитание ребенка на бабушку или на няню и т.п.

Определяющее влияние на проявления материнского отношения оказывают общественные ценности и нормы. Чувство материнства не является врожденным. Ученые установили, что оно развивается у женщины наряду с развитием мышления, воли, воображения. Его можно формировать, а можно и подавлять, задавая в качестве наиболее значимых другие ориентиры.

Французский писатель, историк и профессор философии Э. Бадинтер, проследив историю материнских установок на протяжении четырех столетий (с XVII до XX века), пришла к выводу, что «материнский инстинкт — это миф». Она не обнаружила никакого всеобщего и необходимого поведения матери, а напротив — отметила чрезвычайную изменчивость ее чувств в зависимости от ее культуры, амбиций или фрустраций. Материнская любовь — это понятие, которое не просто эволюционирует, но наполняется в различные периоды истории различным содержанием. Э. Бадинтер указала на связь между общественными потребностями и мерой материнской ответственности за рождение ребенка: «Женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится или же обесценивается в обществе материнство». Но, так или иначе, на протяжении веков женщина — мать является основной составляющей единицей социума любого государства, выполняя свое главное предназначение, заложенное природой [8].

[2]

Таким образом, остается возможность предположить изменение ценностных ориентаций женщины в пользу семьи при условии, что оно является для нее ведущей ценностью и призванием. Этого можно добиться организацией психологического сопровождения беременных женщин с целью гармонизации структуры ценностных ориентаций, установкой общества на семейные ценности, а также воспитанием и привитием женщине материнских качеств с момента становления ее как личности и формирования у нее ценностных ориентаций.

1. Грицай Л.А. Кризис традиционного материнства в современной России: социально-психологический аспект // Журнал практической психологии и психоанализа. М.: Институт практической психологии и психоанализа. 2010. № 3. 122 с.

2. Забаев И.В. Проблема мотивации деторождения и преемственность репродуктивного поведения (Обоснование гипотезы на материалах биографических интервью с россиянами репродуктивного возраста)// Демо-скоп Weekly. 13-20 декабря 2010. С.447-448

3. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Академия. 2003. 336 с.

4. Миркушина Л. Р. Образ женщины в русской религиозной философии и культурной традиции конца XIX — начала XX вв. дисс… канд. филос. наук. Астрахань. 2001. 192 с.

5. Мухина В.С. Предисловие // Механизмы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М.: MГ ПИ. 1985. С.4-7.

6. Пациорковский В.В. Большая семья в демографической ситуации России / В.В. Пациорковский, В.В. Пациорковская // Социологические исследования. 2009. № 3. Март 2009, C. 121-128.

7. Уразаев А.М. Формирование социального и психологического портрета современных молодых женщин в период репродуктивной активности / А.М. Уразаев [и др.] // Вестник ТГПУ Серия Психология. 2002. № 3(31). С. 34-36.

8. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. 240 с.

Освоение новой роли — Матери или Отца

Роль матери

Период взросления — это и начало освоения экзистенциальных социальных ролей — роли Матери и роли Отца. В культуре существует противоречие, обладающее огромным потенциалом для проявления творческих возможностей Я каждого человека — противоречие между юридическими (правильными для всех) нормами осуществления семейных ролей и нравственными, даже шире — нравственно-этическими. Если юридические нормы основаны на долженствовании как ограничении, как обязательном и необходимом ограничении спонтанных проявлений человека, то нравственно-этические требования поражают своей безусловностью и неограниченностью, думаю, что достаточно одного из примеров таких норм, чтобы почувствовать это: «Мать никогда не пожелает ребенку плохого», «Родители всегда хотят для своих детей только хорошего» и так далее.

Читайте так же:  Психология мужчина исчезает

В то же время существует и поддерживается (в каждой культуре) образ Настоящей Матери и образ Настоящего Отца. Это уже не роли, о которых можно достаточно конкретно сказать, как они осуществляются, это идеи, идеалы, которым можно следовать, но они труднодостижимы, так как не обладают выраженностью в конкретных действиях. Как быть Матерью, как ею стать? Об этом можно говорить будничным языком режима дня, диеты, игры и др. Как стать Настоящей Матерью? Об этом можно говорить, но при говорении будет возникать чувство невозможности выражения в слове всего содержания, которое доступно чувству и мысли. Это прикосновение к экзистенциальности, это то томление духа, которое говорит о его существовании.

Необходимость юридических норм осуществления социальной роли Отца и Матери состоит в том, что «инстинкт» материнства и отцовства неравен у человека половому влечению. Его и пришлось написать в кавычках, так как уж очень сложно то, что происходит с человеком в процессе обретения этой роли. Достаточно только перечислить те чисто физиологические изменения, которые происходят в теле женщины с момента зарождения в нем новой жизни, чтобы увидеть потенциальную сложность и неоднозначность переживаний, которые они могут вызывать; это изменение в выделительной системе, в обонятельном и осязательном анализаторе, это изменение размеров тела, в том числе скелета и так далее и тому подобное.

Люди давно уже знают и о возможной послеродовой депрессии, и о молочнице, и о гормональных изменениях в организме женщины и так далее.

Давно известно и то, что вынашивание и рождение ребенка не делает женщину матерью. Наверное, в этом заключена величайшая мудрость природы, именно в этот период — в период появления нового человека создать условия выбора для проявления в других людях их изначальных, экзистенциальных качеств.

Выбор этот далеко не однозначен, не по принципу или — или, в каждый момент его осуществления будет напоминать о себе противоречивая природа человека.

Безумный рост числа брошенных детей в нашей стране — это не только социальная беда, но и экзистенциальная трагедия, уничтожаемая сущность, которая склонна превращаться в свою противоположность: люди — в нелюдей. Эту опасность видели и описывали еще в начале века, когда развитие медицины сделало возможным и относительно безопасным легальное прерывание беременности — аборты.

Думаю, что мы еще не в состоянии оценить последствия этого для современной культуры, возможно, найдется исследователь, который сумеет проанализировать это явление — супружество без родительства как феномен (один из многих), рожденный в XX веке.

Освоение родительской роли — жизненная задача развития человека в период взросления. Какие там есть предпосылки для этого? Думаю, что самая главная в том, что родительская роль открывает по-новому конечность и бесконечность жизни, то есть она еще раз обостряет переживание смерти как реальности. Противостоять ей может только ответственность — друг за друга и за себя, ответственность и любовь к жизни. Оказывается, что это очень важно — выяснить для себя и для партнера по браку содержание родительской роли для себя самого и для него, как своей собственной роли и роли другого человека, чтобы не попасть в плен к фантомам своего и чужого сознания.

Именно это прояснение позволит родиться собственной мысли, именно родиться, как новой, никогда не существовавшей, не чьей-то, а собственной. Мысль появляется тогда, когда есть ее предмет — есть содержание мышления, не чувства (не только чувства), а и мысли. Именно этаким предметом мысли в начале освоения родительской роли будет ее содержание.

Роль матери. Начинается она с освоения идеала Женщины и Мужчины, с освоения самой идеи о смысле жизни, с переживания возможности понять другого человека, с переживания своей собственной силы воздействия на другого человека, и его на тебя. Это школа духовного сближения, как пишет Л.А.Никитина, которая подготавливает человека к любви, определяя не только продолжительность и глубину чувств, но и сам выбор любимого или любимой.

Л.А.Никитина считает, что главным жизненным багажом, подготовившим ее к осуществлению материнской роли, были: «Мое стремление быть независимой научило меня ответственности, а без нее мать — не мать. Мое отношение к труду определило мою готовность браться за любую работу и доводить ее до конца, а без работоспособности и терпения матери обойтись никак нельзя.

И именно мое убеждение, что семья нерасторжима, а любовь непреходяща, послужило стимулом моего великого старания выходить из семейных конфликтов без потерь. А дети.

. когда он родился, ничто не встало между нами — ни знания, ни предрассудки. Мы учились понимать друг друга без посредников — с этого и началась моя материнская школа. «.

По сути дела начало освоения материнской роли требует, призывает к актуализации сил для нового осознания смысла жизни, чтобы воплотить его в отношении с маленьким человеком.

Природа устроила женский организм так, что после родов в нем прибывают силы и энергия. Это нормальная реакция нормального организма. Но силы эти могут быть потрачены впустую, если они не создадут основы для новых переживаний ценности своей жизни для женщины. В этот момент практически решается по-новому вопрос о ее любви к самой себе, в частности, это проявляется в самооценке, которая, как известно, зависит от оценки других людей. Если женщина будет чувствовать себя любимой и значимой, она перенесет эту любовь и на ребенка. Он не будет восприниматься как «помеха» в отношении супругов. Об этом приходится писать, так как одна из трудностей освоения женщиной роли матери состоит в том, что ей приходится переживать «борьбу» за ее же любовь и внимание со стороны мужа.

Вспомните, как круто падает на графике кривая спокойствия, отметка кризис становится угрожающе близкой. Это одна из причин, почему роль матери оказывается такой сложной. Противоречивость этой роли приводит даже к тому, что женщина начинает себя вести в отношении и ребенка (детей), и мужа по-матерински, то есть происходит смещение ролей жены и матери, что сразу же вызывает санкции — возникают конфликтные отношения. Санкции вызваны тем, что смещение ролей приводит мужчину к переживаниям потери индивидуального места в структуре семейных отношений. Чувство потери собственного места обычно связано с тем, что нет другого человека (в данном случае жены), который бы фиксировал, обозначал это (именно это, а не какое-то другое) место как психологическое пространство Я.

Читайте так же:  Женская и мужская психология в отношениях

Так проявляется одно из важнейших свойств роли — она не только предполагает реальное и ожидаемое поведение, чувства, цели адекватные (или якобы адекватные) ей, но и санкции, то есть наказания за несоответствие индивидуального поведения роли. Юридические нормы, фиксирующие правильное выполнение роли, не предполагают большого разнообразия индивидуальных вариантов ее выполнения. Они определяют, и достаточно жестко, место, социальное пространство, необходимое для осуществления роли наряду, а не вместо других ролей.

Ролевой конфликт неизбежен, так как нельзя (при всем желании) жестко разграничить в пространстве и во времени разные формы активности человека, они пересекаются в его психологическом пространстве и создают конфликт, который называют ролевым внутриличностным конфликтом. Очень много было написано о трудностях, которые связаны для женщины с освоением и осуществлением одновременно роли матери и роли труженицы. Показано неоднократно, что возникающие при этом перегрузки нарушают не только жизнедеятельность семьи, но и отрицательно сказываются на психическом здоровье женщины.

Освоение женщиной ее роли матери в период взросления осложняется еще и тем, что именно в этом возрасте решается задача развития деловой карьеры. Это задача поиска и осуществления своего Я в системе социальных отношений, не в пространстве семьи, а в пространстве общества. За этим стоит еще одно экзистенциальное, важное для женщины переживание, связанное с определением ею своего назначения. Принятие ею решения о карьере (или отказ от карьеры) — это сложная работа по построению отношений к своим собственным силам, это построение образа своей жизни в целом как жизни своего собственного Я.

О сложности этой работы говорит множество фактов, я остановлюсь только на одном из них, используя книгу Л.А.Никитиной: «. так хочется, чтобы все дорогое для тебя было так же интересно, значительно, захватывающе и для твоего любимого. А у нас теперь у всех есть свои — отдельные — интересы, связанные с профессиональной и общественной деятельностью. И мы, женщины, все больше жаждем, чтобы нас поняли, а сами теряем способность понимать даже любимых, даже мужей и детей своих. Нарушили мы тут какие-то отлаженные веками связи и закономерности».

Для тебя — для него — это только одна сторона, но есть и сотни других граней жизни, о которые может удариться Я, если оно не обладает собственной цельностью. Грани эти бесконечно многообразны — от пригорающей (как назло — все время) каши до мировых проблем выживания человечества. семейный кризис мать отец

Итак, период взросления для женщины — это встреча лицом к лицу с историческим временем, к которому она принадлежит, через систему санкций и поощрений, через требования, ожидания и прочее.

Женщина оказывается перед необходимостью выбора между жизнью и смертью. Очень часто именно от глубины ее экзистенциальных чувств зависит конкретное осуществление этого выбора, последствия которого для нее самой не менее важны, чем для всего общества. Остается еще раз напомнить, что вырождение человечества начинается с разрушения ценности жизни во всех ее проявлениях — обесценить можно все, даже боль. В этом искушение человека силой его собственного Я, особенно сильно оно в слабом поле, в женщинах, находящих бесконечное множество аргументов в пользу осуществленного (осуществляемого) выбора.

Большинство из семейных трагедий начинается именно в тот момент, когда в женщине угасает ее любовь к ее же жизни, — иррадиация от этого на все семейные отношения имеет самые печальные последствия.

Надо выбирать. Иногда женщины нарочно (специально) отказываются от собственной сложности, от своего Я, чтобы уйти от ответственности, от того конфликта, существование которого они предвидят, — его еще называют муками совести. Это происходит в виде оправдания бездеятельности собственного Я, его безмерной зависимости от других. Такую игру в отношениях между людьми метко описывал Э.Берн и назвал ее «Если бы не ты» (ЕНТ). По его мнению, она вкратце сводится к тому, что женщина принимает ограничения своей активности в том случае, если они идут от конкретного человека (это может быть муж или кто-то из близких, или даже не очень близких, но знакомых людей). Принимая эти ограничения, она тем самым перекладывает заботу о себе на другого человека. Она в этой «игре» постоянно пользуется этой ситуацией, чтобы пожаловаться на эти ограничения и получить «выигрыш» в виде, как его называет Э.Берн, социального «вознаграждения». Это вознаграждение выглядит как поддержание внешними средствами психологического и социального пространства, якобы доступного и необходимого для жизни ее Я. (В такую игру могут играть и мужчины).

Для женщины опасность этих социальных вознаграждений состоит в том, что она начинает жить в фантомном мире несостоявшихся возможностей, хотя сама отказалась от интеграционных возможностей своего Я.

Удивительное в своей закономерности явление — ограничение своей активности, своей жизни, выбранное в период становления семейных отношений, в период освоения роли матери, оказалось роковым. Скукой стала окрашена жизнь, в ней исчезло стремление к новому знанию, чувство юмора, умение критически оценивать свои поступки, умение быть искренним. Перечисленное — это проявление жизни Я в самом человеке, которое, конечно, не сводится ни к одной, ни к десятку ролей, если, конечно, это не экзистенциальная роль.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Взрослеющая женщина — это человек, который в известном смысле воплощает в своем конкретном физическом и психологическом облике историческое время; она настоящее и будущее своей культуры в тот момент, когда выбирает между жизнью и смертью, между сотворением человека и. Дай Бог ей силы и разума выбрать жизнь.

Источники


  1. Толстая, Наталья Я хочу быть с тобой! Учебник счастливой жены / Наталья Толстая. — Москва: Мир, 2013. — 320 c.

  2. Диана, Ричардсон Сердце тантрического секса. Уникальный путеводитель к любви и сексуальной радости / Ричардсон Диана. — М.: София, 2011. — 554 c.

  3. Матвеева, Наталья Освобождение от иллюзий. Легкие шаги к жизни-мечте. Счастье быть женщиной (комплект из 3 книг) / Наталья Матвеева , Римма Хоум , Маруся Светлова. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 816 c.
  4. Аминов, И. И. Психология делового общения / И.И. Аминов. — М.: Омега-Л, 2016. — 304 c.
  5. Солодников, В. Социология социально-дезадаптированной семьи (+ CD-ROM) / В. Солодников. — М.: Питер, 2019. — 463 c.
Освоение женщиной материнской роли психология
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here