Отношение взаимодействие социальной психологии

Самое интересное и полезное на тему: "Отношение взаимодействие социальной психологии" простым и понятным языком. Мы собрали полную информацию по теме и постарались раскрыть тему во всех деталях. Если появились вопросы - задавайте их в комментариях.

Отношение как категория в социальной психологии

Понятие об «отношении»

«Отношение» и «установка» являются фундаментальными понятиями в социальной психологии.

Начало исследования понятия «отношение» в зарубежной психологии началось в психоаналитических работах А. Адлера.

Проанализировав отечественную литературу, можно сказать, что категория отношения относится к основным категориям в психологии, наряду с «установкой», «отражением», «деятельностью», «общением».

А. Ф. Лазурский, в рамках ленинградской психологической школы, впервые рассматривал категорию «отношения человека» как структурные компоненты личности. Он считал, что одной из важных сторон личности должно быть отношение к среде (в широком смысле слова). Это можно увидеть в его учении об экзопсизике как отношении человека со средой (Лазурский А. Ф.,1995). По его мнению, отношения к разным категориям действительности отличаются по форме отношений, форме достижений, форме удовлетворения ими, по направленности (по знаку) (положительное — отрицательное). Основой личности выступают 2 вида отношений: отношения между личностью и окружающей средой и отношения между эндо- (совокупность всех взаимосвязанных и взаимозависимых психических элементов и функций) и экзопсихическими ее проявлениями. Существуют разные уровни отношений, и на разных уровнях организуются разные их соотношения. Различаются чистые и смешанные, переходные типы низшего, среднего и высшего уровней. Направление развития — повышение значения экзопсихических особенностей

С. Л. Рубенштейн говорил о том, что категории «отношения» делится на объективные и субъективные отношения. Он раскрывает данную категорию через отношение одного человека к другому.

Объективные отношения — это отношения, в которые люди вынуждены вступать в процессе своей жизнедеятельности.

Субъективные отношения — это субъективное отражение данных отношений в виде мыслей и чувств. Они чаще всего обозначаются как «личные отношения» (Рубинштейн С. Л.,1959).

Я. Л. Коломинский выражает категорию «отношения» через понятие «связь», но при этом не давая строгого определения данному понятию. Он дает эмпирическую классификацию связей. Первый вид связей — это связи взаимодействия. Они опосредуются целями, которые преследует каждая из сторон взаимодействия (Коломинский Я. Л., 1976).

В. Н. Мясищев развил идею «психологии отношений» в виде «теории отношений», где он рассматривает отношения как систему связи человека со всей действительностью или с её отдельными сторонами (Мясищев В. Н., 1970). Эта система является продуктом исторического развития человечества. Она отражает личный опыт человека и внутренне определяет его действия и его переживания. Учёный выделил несколько видов отношений:

[2]

  • 1) психические;
  • 2) психологические;
  • 3) социальные;
  • 4) социально-психологические;
  • 5) межличностные;
  • 6) личностные.

Психологические отношения составляют целостную структуру, которая состоит из трех подструктурных компонентов:

  • 1) основные отношения;
  • 2) отношения в познавательной деятельности;
  • 3) эмоциональные отношения.

Обязательным компонентом в структуре отношений является именно эмоциональный компонент, потому что без эмоции отношение является «безразличием», «равнодушием» и «индифферентностью» (Мясищев В. Н., 1970). В. Н. Мясищев также указывает, что следует различать понятие «психологические отношения» от понятий «установка» и «стереотип». Он продвигает эту проблему к понимаю субъективных отношений как «содержательной связи» человека с внешним миром.

В. С. Ивашкин и В. В. Онуфриева предлагают свой взгляд на понятие «психологическое отношение», отмечая некоторые логические несоответствия в теории отношений В. Н. Мясищева. Они определяют отношение как «переживание объектом своей готовности к действию», относя психологические отношения к одному из видов «переживаний» (наряду с эмоциями и психическими напряжениями).

Типы отношений: классификация

Существуют различные классификации форм, видов и типов отношений.

  • 1) физические;
  • 2) психические;
  • 3) психологические (личные);
  • 4) социально-психологические взаимоотношения;
  • 5) межличностные;
  • 6) общественные (социальные);
  • 7) межгрупповые;
  • 8) межнациональные;
  • 9) межэтнические.

Б. Бернстайн в своих работах упоминает о том, что форма социальных отношений или же по-другому — социальная структура — обуславливает поведение (Бернстайн Б., 1977).

Виды отношений (по И. М. Марковской и Е. О. Смирновой) (табл. 3):

  • 1) Познавательные отношения. В таком контексте человек выступает в роли предмета восприятия, понимания, познания.
  • 2) Эмоциональные отношения. Суть данного направления — изучение детерминации эмоциональных отношений.
  • 3) Практические отношения. Данное направление является основой для изучения на практике человеческих отношений (психотерапия, социально-психологические тренинги) (Марковская И. М., 1995).

Таблица 3 Виды отношений

Другой как предмет познания

Другой как предмет симпатии

Другой как предмет воздействия

В. Н. Куницына и В. Н. Панферов выделяют следующие типы отношений:

А. Е. Шерозия выделял единую структуру отношений личности, которую образует система ее фундаментальных отношений. Эта система в свою очередь состоит из неотделимых друг от друга элементов:

Отношение личности к себе;

Отношение личности к «другому» как субъекту;

Отношение личности к «другому» как к объекту одновременно с предыдущим пунктом (Шерозия А. Е., 1978).

Отношение и установка: соотношение понятий

В основе координации познавательной деятельности человека, повышения активности всех психических процессов лежат установки и отношения. Они являются устойчивыми компонентами сознания человека, которые становятся побудительной силой, направляющей и организующей многие виды социальной активности и деятельности человека, наряду с интересами, потребностями и мотивами (Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М., 2001).

Понятия установка, социальная установка и отношение имеют общие корни. Данные понятие утвердились в отечественной психологии в основном благодаря работам В. А. Ядова, для которого теория отношений стала основой его диспозиционной концепции личности.

Но тем не менее, эти понятия следует различать и не путать. Установки формируются в процессе накопления человеком индивидуального опыта жизненного опыта. Также в их возникновении процессы мотивации играют гораздо меньшую роль, чем при формировании психологических отношений. Социальные установки, в отличие от психологических отношений, формируются только к социально значимым объектам.

В психологических отношениях значимым являются эмоционально-чувствительный и волевой компоненты, а также значение эмоциональных переживаний при анализе содержательной стороны отношения. В структуре установки большее значение имеет когнитивный и поведенческий компоненты. Никто не отрицает роль эмоционального компонента и самой установки. Но здесь имеется в виду, что он не всегда реализуется в конкретной социальной деятельности. Знание об объекте, программа и план проведения всегда присутствуют в структуре установки вне зависимости от ситуации (Надирашвили Ш. А., 1970).

Социальные установки часто заимствуются и некритически усваиваются под влиянием других людей, средств массовой информации и т.д. В то же время, психологическое отношение формируется как нечто лично, пережитое на своем опыте, глубоко эмоциональное явление, которое возникает под действием индивидуальных состояний человека.

Но при выяснении взаимоотношения между понятиями установки и отношения следует не забывать о том, что мы говорим о различных сторонах одного цельного психического образования.

С точки зрения В. Н. Мясищева, существенным в отношениях человека является сознательность. С другой стороны, важным обстоятельством, которое делает установку одним из средств и методов изучения бессознательного является ее бессознательность (Мясищев В. Н., 1970).

Читайте так же:  Как правильно принимать подарки от мужчин психология

А. Е. Шерозия говорит о том, что эффективнее систему отношений определять на основе фиксированной установки личности (Шерозия А. Е., 1979).

Проблема связи отношения и установки нашла свое отражение в экспериментальных исследованиях представителей грузинской школы установки: Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Надирашвили (Надирашвили Ш. А., 1970), Д.А.Чарквиани (Чарквиани Д. А.,1981), Т.Б.Чхеидзе (Чхеидзе Т. Б.,1979), Д.К.Дзидзигури (Дзидзигури Д. К., 1979), Г.А.Маградзе (Маградзе Г. А.,1979), Г.Г. Мшвидобадзе (Мшвидобадзе Г. Г., 1979) и др. (рис. 4).

Рис. 4. Взаимосвязь категорий отношения и установка

Ш. А. Надирашвили указывал на то, что через фиксированную установку выражалось положительное, нейтральное или отрицательное отношение к различным социальным объектам.

Г. А. Маградзе говорит о важности категорий принадлежности «свое» — «не свое» на отношение в процессе восприятия. Положительное отношение сопровождает процесс восприятия в том случае, если процесс восприятия протекает в рамках принадлежности «свое», и в этом случае, в большинстве случаев, переоценивается показатель фактора «свой» (Маградзе Г. А. 1979).

По мнению Т. Б. Чхеидзе, любой оценочный процесс может сопровождаться как положительным, так и отрицательным отношением. При этом могут существовать стандарты, с которыми происходит сравнение оцениваемого объекта (Чхеидзе Т. Б.,1979).

Экспериментальные исследования Д. Н. Дзидзигури показали, что определенные социальные ценности оцениваются по-разному, в зависимости от того, принадлежностью к какой социальной или этнической сфере они воспринимаются и какова установка к этой сфере (Дзидзигури Д. К., 1979).

Г. А. Маграмадзе в своем эксперименте делал акцент на конформном и антиконформном поведении. Он считал, что установки личности к группе определяют именно эти виды поведения. Если к группе имеются положительно фиксированные установки, но в основном должно осуществляться конформное поведение (Маградзе Г. А., 1979).

Кроме грузинской школы, изучением взаимосвязи понятий «установка» и «отношение» также занимались и В.Н. Мясищев, А.А.Бодалева, И.С. Кон и другие.

По И. С. Кону, установка определяет отношение группы или индивида к какому-либо объекту и оказывает руководящее влияние на отношение индивида ко всем связанным с нею объектам (Кон И. С., 1967).

ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ

Лекция 4. Общая характеристика взаимодействия

Сущность взаимодействия.Общество не состоит из отдельных индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Основу этих связей и отношений составляет взаимодействие людей.

Взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития явлений и процессов.

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе — это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

Под взаимодействием в отечественной социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности-пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласо-

вывать образы «Я — Он», «Мы — Они», координировать усилия между собой. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе.

Особенности взаимодействия.Обычно различают межличностное и межгрупповое взаимодействие.

Межличностное взаимодействие — это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.

Основными признаками такого взаимодействия выступают:

• наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия;

• эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;

• ситуативность — достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом;

• рефлексивная многозначность — зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников.

Межгрупповое взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.

Основу межгруппового взаимодействия составляет функционирование феноменов «мы» и «они». Всякая общность людей, любые отношения между ними возникают, укрепляются и функционируют лишь до тех пор, пока сохраняется осознание чувства «мы», т.е. пока все люди (или их большинство) считают себя принадлежащими к данной группе, идентифицируют себя с ней. «Мы» есть не что иное, как отражение в сознании конкретной социальной общности факта объективных Условий сосуществования ее представителей.

Но для устойчивости феномена «мы» неизбежно должен существовать феномен «они», т.е. другая группа, не похожая, отличающаяся от нас. Именно осознание того, что есть «они», в свою очередь порождает стремление самоопределиться по отношению к «ним», обособиться от «них» в качестве «мы». Анализируя идею Л. Фейербаха о замене категории «я» как субъекта познания на категорию «я и ты», один из известнейших ученых нашей страны Б.Ф. Поршнев пришел к выводу: социальная психология становится наукой лишь тогда, когда на место исходного психологического явления ставится не «я и ты», а «мы и они», а на место отношений двух личностей — отношение двух общностей (Поршнев Б.Ф., 1967).

Феномен «они», точно так же как и феномен «мы», имеет свою реальную основу: если объективные условия жизни и деятельности людей, психологическим отражением которых являются феномены «мы» и «они», совпадут, окажутся одинаковыми, то противопоставление одной общности другой рано или поздно угаснет.

Тем не менее «мы» всегда наделяли себя большим количеством достоинств, чем «они». Люди склонны переоценивать достоинства «своей» нации и, наоборот, преуменьшать сильные стороны других. Что же касается недостатков, то здесь все наоборот. Известная пословица о том, что «в чужом глазу видна и соринка, а в своем и бревна не заметишь», как раз наглядно характеризует эту закономерность.

«Наши» идеи, взгляды, чувства, поведение более правильны, более справедливы, чем «их». При этом речь идет не о реальном сравнении, т.е. не о том, что лучше, если исходить из здравого смысла и житейской логики. Такого сопоставления простой человек обычно не делает. «Чужое» кажется «плохим» не потому, что оно по каким-то причинам хуже «своего», а потому, что оно «чужое».

Читайте так же:  Женщина без детей психология

Лекция 5. Содержание и динамика взаимодействия людей

В настоящее время в западной науке существует множество точек зрения, объясняющих причины взаимодействия людей (табл. 1). В нашей стране его изучению психологами уделяется

очень мало внимания. Для лучшего понимания его сущности необходимо представлять прежде всего гносеологию возникновения и развития взаимодействия, понимая ее как сложный многоэтапный процесс превращения (преобразования) одних соииально-психологических явлений в другие.

Можно разделить процесс взаимодействия людей на три этапа (уровня): начальный, средний и заключительный (схема 1).

Начало взаимодействия.На первом этапе (начальном уровне) взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития 1 .

Главное в успехе первичных контактов заключается в приятии или неприятии партнерами по взаимодействию друг друга. При этом они не составляют простой суммы индивидов, а являются некоторым совершенно новым и специфическим образованием связей и отношений, которое регулируется реальным или воображаемым (представляемым) различием — сходством, подобием-контрастом людей, включенных в совместную деятельность (практическую или умственную). Различия между индивидами — одно из основных условий развития их взаимодействий (общения, отношений, совместимости, срабатываемости), а также их самих как личностей.

Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов. Отношения приятия-неприятия проявляются в мимике,

Понятие «контакт» употребляется в нескольких значениях. «Контакт» может означать прикосновение (от лат. contactus, contingo — трогать, прикасаться, захватывать, доставать, достигать, иметь отношение с кем-либо). В психологии контактом называют сближение субъектов во времени и пространстве, а также некую меру близости в отношениях. В связи с этим в одних случаях говорят о «хорошем» и «тесном», «непосредственном» или, наоборот, о «слабом», «неустойчивом», неустоявшемся, «опосредованном» контакте; в других случаях—о контакте как о необходимом условии правильного взаимодействия. Наличие контакта, т.е. известной стадии близости, всегда рассматривается как желательная основа эффективного взаимодействия.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

Методы психология социального взаимодействия

Объект. Предмет и задачи психологии социального взаимодействия

Психология социального взаимодействия —изучает закономерности возникновения функционирования и проявления соц.-псих. явлений на макро- микроуровне, в различных сферах, в нормальных, осложнённых и экстремальных условиях.

Объект: конкретные соц. общности(группы) или отдельные их представители(люди).

Психология социального взаимодействиявозникла на стыке двух наук- психологии и социологии. Каждая из этих дисциплин включает её в себя в качестве составной части.

По мнению учёных, психология социального взаимодействияизучает:

1. соц. психологию личности

2. соц. психологию общения

3. соц. отношения

4. формы духовной деятельности

Соц.-псих. явлениявозникают в результате взаимодействия субъектов в определённых условиях, выражающее отношение к ним, побуждающее и регулирующее поведение людей. К числу основных соц.-псих. явлений относятся: общение, образ жизни, конфликт, стереотип. По содержанию они делятся на нормальные и деформированные.

Критериями нормальных соц.-псих. явлений выступают их позитивные, стабилизирующие состояния на влияние экономики, политики, жизни общества.

Критериями деформированных соц.-псих. явлений выступают негативные слухи о состоянии политики, экономики. Эти обстоятельства создают предпосылки для создания экстремальной соц. психологии.

В зависимости от возникновения субъекта различаются следующие соц.-псих. явления:

В качестве основного механизма возникновения соц.-псих. явлений выступает общение. В результате этого формируется личность, образуются малые группы, происходит изменение различной степени сложности психики людей.

Универсальный механизм соц.-псих. явлений:

1. Подражание- следование примеру.

2. Внушение- процесс воздействия, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации передаваемого содержания.

3. Заражение- процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому.

4. Убеждение- метод воздействия на сознание личности.

Соц. психология выполняет теоретическую и практическую функции.

Методы психология социального взаимодействия

Приёмы и средства, при помощи которых учёные получают достоверные сведения, которые используются для построения научных теорий и разработки практических материалов, называется методами научных исследований. Методы психология социального взаимодействия являются междисциплинарными и применяются в других науках(социологии, психологии). Благодаря методам научных исследований соц. психология выделилась в самостоятельную науку, и это привело к её активному развитию.

Методы психология социального взаимодействия

2. Метод анализа документа. Данный метод исследования изучает не только письменные документы, но видео-, аудиозаписи, фотографии и различные компьютерные данные. Все методы «анализа документа» делятся на первичные, на базе непосредственной регистрации событий, и вторичные. Особый метод обработки документов контент-анализ(анализ содержания). Этот метод реализуется путём выделения в тексте определённых единиц содержания и последующего подсчёта частоты их употребления. Контент-анализ применяется в массовых коммуникациях. В соц. психологии его используют в работе с различными текстами.

4. Тестирование. Тест- краткое, стандартизированное испытание, в ходе которого испытуемый или выполняет специальное задание, или отвечает на вопросы. Любое испытание становится тестом после многочисленных проверок на большом числе людей. Личностные тесты используют в виде опросников. Опросники интересов выявляют склонности людей к различным профессиональным привязанностям. Положительная сторона тестов заключается в том, что они могут быть предложены людям разных профессий, возрастов, соц. положения. Недостаток— испытуемые могут сознательно повлиять на результаты тесты. В случаях изучения психических свойств и особенностей данной личности часто обращаются к проективным тестам. В их основе лежит механизм проекции, согласно которому человек приписывает другим людям негативные качества, свойственные ему самому. При помощи проективного теста психолог вводит испытуемого в воображаемую ситуацию и предлагает ему описать предложенную картину. Чаще такой метод применяется к детям.

5. Социометрия- совокупность одинаково построенных методик, применяемых для выявления системы личностных взаимоотношений. Данный метод исследования состоит в оценке межличностных и внутригрупповых отношений, симпатий, антипатий, предпочтений- являются объектом. Суть социометрии заключается в том, что каждый член группы выбирает тех, с кем он хотел бы сотрудничать. Наиболее существенными недостатками социометрии является скрытость мотивов выбора, что целесообразно лишь при исследовании малых групп.

6. Метод психокоррекции применяется с целью воздействия на клиента с целью изменения показателей его активности. Формы психокоррекционной работы: а) психологические игры позволяют человеку нормализовать своё состояние при осуществлении психологического состояния. б)психологический тренинг, помогающий в обучении обучению. Позволяет моделировать различные ситуации. Социально-психологический тренинг подразумевает 2 плана общения: коммуникативный и перцептивный. Перцептивная сторона общения в ходе тренинга предполагает взаимопонимание. Во время тренингов каждый его участник получает возможность составить своё мнение о других участниках. Применяется интенсифицирующие методы- стимуляция, активация.

1. Что является методом научного исследования

2. Назовите основные проблемы исследования

Читайте так же:  О чуткости в отношениях близких психология

3. Основные методы соц.-псих. исследования

4. Каковы основные достоинства и недостатки метода наблюдения

5. Расскажите о методе сбора информации- опрос, анкетирование

6. Рассказать о социометрическом исследовании

7. Расскажите о схеме работы психолога, занимающегося психокоррекцией

8. Что такое эксперимент и какие разновидности его вы знаете

Понятие о взаимодействии в социальной психологии. Типы взаимодействий.

В истории СП существовало несколько попыток описать структуру взаимодействия. Основная идея — фиксирование некоторых компонентов взаимодействия: люди, их связь, взаимодействия друг на друга и, как следствие, их изменения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Теория Парсонса. Попытка наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия. В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она — результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий. Каждый акт берется сам по себе, изолированно, с точки зрения абстрактной схемы: 1. Деятель. 2. «Другой». 3. Нормы (по которым организуется взаимодействие). 4. Ценности (которые принимает каждый участник). 5. Ситуация.

Критика. Методологически некорректным здесь явился сам принцип — выделение некоторых абстрактных элементов структуры индивидуального действия. При таком подходе вообще невозможно схватить содержательную сторону действий, так как она задается содержанием социальной деятельности в целом.

Щепаньский – попытка описания ступеней развития взаимодействия.Центральное понятие — понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление:

1. пространственного контакта.

2. психического контакта (взаимная заинтересованность).

3. социального контакта (совместная деятельность).

4. взаимодействия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера»).

5. социального отношения (взаимно сопряженных систем действий).

Транзактный анализ — направление, предлагающего регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуации и стиля взаимодействия. Каждый участник взаимодействия может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Позиция Ребенок может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», позиция Взрослого — объединение «Хочу» и «Надо». Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, то есть совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться.

Типы взаимодействия.Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Кооперация,или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация — необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. АН. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.

Конкуренция. Виды: — соревнование (все остаются), — соперничество (1 остаётся), конфронтация — может привести к конфликту.

Под конфликтом понимается противоречие в намерениях, целях, ценностях сторон. Конфликт связан с понятием «противоречие».

1. стороны конфликта;

2. конфликтная ситуация (объективная ситуация противоречия);

3. осознание конфликтной ситуации участниками (образ конфликтной ситуации);

4. конфликтное взаимодействие (поведение);

5. исход (результат) этого конфликтного взаимодействия.

Функцииконфликта: конструктивная; деструктивная.

1. внутриличностный; 2. межличностный; 3. внутригрупповой; 4. межгрупповой.

Доценко. Континуум типов отношений. На одном полюсе – Я-Ты (как к партнеру), на втором – Я-Они (как к объекту воздействия).

Содружество: другой – как самоценность, основной инструмент – согласие. Партнерство: учет целей, интересов, желаний другого человека, его личностных особенностей, основной инструмент – договор, который предполагает подспудно силовой способ контроля за отношениями. Мы договорились и договор – внешнее средство.

Соперничество: возникает в ситуациях, когда партнер настолько силен, что им манипулировать невозможно. Инструмент – борьба, соревнование. Манипуляция: предполагает воздействие на партнера, цели которого (воздействие) от партнера скрыты, попытка выдать достижение собственных целей манипуляторов.

Доминирование: открытые, насильственные способы воздействия, направленные на подавление.

Вывод по типам: При исследовании как кооперативных, так и конкурентных форм взаимодействия недопустимо рассматривать их обе вне общего контекста деятельности.

Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий (Бейлс). Разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды взаимодействия в группе. Бейлс фиксировал при помощи метода наблюдения те реальные проявления взаимодействий, которые можно было увидеть в группе детей, выполняющих некоторую совместную деятельность. Считал, что в принципе каждая групповая деятельность может быть описана при помощи 4-х категорий, в которых зафиксированы ее проявления: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем и область постановки этих проблем. Тогда все зафиксированные виды взаимодействий были разнесены по четырем рубрикам.

Получившиеся 12 видов взаимодействия были оставлены Бейлсом, с одной стороны, как тот минимум, который необходим для учета всех возможных видов взаимодействия; с другой стороны, как тот максимум, который допустим в эксперименте.

Хоманс. Основа — взаимный обмен издержками и вознаграждениями, кот имеют место в диадическом контакте. Правило — «распределенная справедливость».

Подход к взаимодействию в концепции «символического интеракционизма».

Это направление связано с именем Г. Мида. Мид использовал идею о так называемом «зеркальном Я», где личность понимается как сумма психических реакций человека на мнения окружающих. В ситуациях взаимодействия формируется личность, в них она осознает себя, не просто смотрясь в других, но действуя совмест­но с ними.

Таким образом, центральная мысль интеракционистской кон­цепции состоит в том, что личность формируется во взаимодей­ствии с другими личностями, и механизмом этого процесса явля­ется установление контроля действий личности теми представле­ниями о ней, которые складываются у окружающих.

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ТЕМА 1 . Социальная психология как наука

Предмет и структура социальной психологии

История отечественной социальной психологии

История зарубежной социальной психологии

Методы социально-психологического исследования

История зарубежной социальной психологии

ТЕМА 2.

Социальная психология личности

1.Социальные установки, стереотипы и предрассудки личности. Структура социальной установки. Свойства социальных установок. Функции социальных установок. Автостереотип и гетеростереотип.
2.«Я-концепция» как социально-психологический феномен. Вклад У. Джемса в разработку идеи «Я-концепции». Теория «Я-концепции», разработанная в рамках феноменологического подхода. «Я-концепция» как структура установок. Развитие идеи «Я-концепции» в рамках символического интеракционизма.

Психология межличностного взаимодействия

Читайте так же:  Мужчина любит женщин постарше психология

1.Межличностное восприятие и понимание. Основные задачи межличностного взаимодействия. Субъект и объект межличностного познания. Процесс познания человека.
2. Межличностные отношения. Динамика межличностных отношений. Механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.
3. Психология общения. Общение и деятельность. Структура общения. Функции общения.
4. Психология межличностного воздействия. Сущность психологического воздействия. Стратегия, тактика, средства, методы, формы и критерии эффективности воздействия.

Межличностные отношения

Психология общения

  • Общение — реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.
  • Идентификация – мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли.

Рефлексия – осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению.
Аттракция – процесс формирования привлекательности человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.

ТЕМА 4.

Лидерство в малых группах

  • Лидерство — феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.

Развитие малой группы

  • «Идиосинкразический кредит» — предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.

Предмет, структура и взаимосвязи социальной психологии

Шевандрин Н.И.

Социальная психология в образовании

Учеб. пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. — М.: ВЛАДОС, 1995.

Раздел 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

«Человек в группе не является самим собой:

он — одна из клеточек организма,

столь же отличающаяся от него,

как клеточка вашего тела отличается от вас».

1.1. Социально-психологические феномены

Обычно термин феномен» (от греч. рна n отепоп — являющееся) обозначает исключительное явление, данное человеку в его непосредственном опыте и постигаемое им при помощи чувств. Феномен — это то, что мы в своем восприятии выделяем как целое на фоне потока разнообразной информации, воздействующей на наши органы чувств. Короче говоря, феномен, непосредственно воспринимаемый индивидом как целое, — фрагмент реального мира. Примерами феноменов могут быть: воспринимаемая книга, которая лежит на столе; сходство целей, к которым стремятся участники группы; и т.п.

Любое познание начинается с чувственно воспринимаемых форм (ощущений и восприятии), поэтому, приступая к изучению чего-либо, мы, как правило, ориентируемся на уже знакомое нам. Такой узнаваемой опорой являются известные каждому феномены обыденной жизни. Любая наука (или ее раздел) имеет свой круг феноменов, который она изучает. Не составляет исключения и социальная психология. Она также опирается на свой специфический круг феноменов, который является фундаментом при изучении объектов данного раздела психологии.

Изучение социальной психологии следует начинать с рассмотрения ее феноменов, которые могут быть структурированы (упорядочены) по различным основаниям.

1. Мы часто замечаем, что:

— испытываем на себе влияние других людей, изменяем свое поведение, подражая им;

— находимся под воздействием средств массовой информации;

— изменяем свои вкусы и желания под влиянием моды;

— учитываем мнение окружающих, принимая решения. Обобщая, можно сказать, что человек существует и развивается в обществе, в конкретной группе в соответствии с принятыми требованиями: изменяет свои мысли и поведение, переживает какие-либо эмоции, чувства под влиянием взаимодействия с другими участниками группы. Иначе говоря, социальная среда влияет на нас как на отдельную личность.

2. Мы нередко обращает внимание на то, что:

— часто с интересом воспринимаем различные слухи;

— обмениваемся переживаниями со своими знакомыми и случайно встреченными людьми;

— относим вновь увиденных людей к определенному типу. Обмениваясь информацией и переживаниями с другими людьми, лучше узнавая их, каждый из нас- так или иначе участвует в общении.

3. Взаимодействуя с другими людьми, мы отмечаем, что:

— воспринимаем и оцениваем их;

— к одним испытываем постоянную симпатию, к другим — неприязнь:

— играем определенные социальные роли: студента, сына или дочери, влюбленного и т.п.

Резюмируя, можно сказать, что, находясь в социальной среде и общаясь с другими людьми, мы принимаем участие в межличностных отношениях.

4. Часто, оказываясь в той или иной общности людей (учебной группе, компании друзей), мы замечаем, что в одних группах нормальные взаимоотношения. Как говорят психологи, — «хороший психологический климат». Такими группами легко управлять. «Неблагополучные» же требуют огромных усилий для организации их совместной деятельности.

Поскольку любой из нас принадлежит к определенной социальной общности, нам часто приходится участвовать в групповом взаимодействии (а людям, чья профессия связана с таким взаимодействием, необходимы еще и навыки его организации).

5. Мы замечаем, что:

— наша внутренняя и внешняя активность часто изменяется в присутствии других людей:

— с одними нам легко и продуктивно работается, с другими возникают трения;

[3]

— в одиночку нам часто скучно работать, а в хорошей группе мы трудимся более эффективно.

Приведенные примеры показывают, что характер взаимодействия людей влияет на эффективность их деятельности.

Группа может способствовать развитию личности. Перефразируя Известное выражение, можно утверждать: «Скажи, кто твоя малая контактная группа, и я скажу, кто ты».

Рассмотренные нами явления относятся к социально-психологическим явлениям или феноменам, а науку, изучающую такие явления, причины, условия, закономерности и механизмы их проявления, называют социальной психологией.

Социальная психология исследует такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга; подражание, внушение, убеждение; сплоченность и конфликтность; совместная деятельность и межличностные отношения. При этом такое исследование может проводиться на разных уровнях. Например, в случае сплоченности такими уровнями могут быть: эмоциональный, ценностный или предметный.

В центре внимания социальной психологии находятся: цели, организационные структуры и динамика групп (групповое давление, исключение участников, формирование ролей), особенности оценочных суждений участников группы, процессы лидерства и руководства и т.д. Существенное место занимают проблемы, связанные с личностью: ее социальные установки, межличностные связи (отношения), ценностные ориентации, роли. Особое значение придается изучению массовидных явлений: классовых и национальных психологических особенностей; нравов, обычаев, привычек; психологических особенностей массы, толпы [12].

При всем разнообразии социально-психологических феноменов и явлений основным источником их возникновения выступает сфера общения между людьми. Указанные феномены проявляются как отражение (познание, переживание и освоение) различных форм общения, зависящих от многих факторов. В тоже время каждый из нас приобретает основные социально-Психологические черты через свой личный опыт общения, через непосредственные контакты в микросреде (в семье, в школе, на

[1]

улице, на производстве). Через микросреду, через непосредственное общение и контакты каждый из нас познает социальный мир и общается со всем миром, т.е. испытывает воздействие макросреды. Макросреда — это общество со своей наукой, культурой, идеологией, общественными нормами и т.д. Грань, на которой взаимодействуют микро- и макросреда, и есть малые группы, где протекает жизнь каждого из нас.

Через микросреду и ее особенности каждый из нас осваивает своеобразно и специфически проявления макросреды: опыт и знания предшествующих и современных поколений. Личность взаимодействует с обществом не напрямую, а опосредованно, через свой круг общения.

Читайте так же:  Ревную бывшую девушку что делать

Психика и поведение человека существенно зависят от социальной среды, которая представляет собой сложно организованное общество. Люди в нем объединены друг с другом в более или менее устойчивые общности — группы, которые бывают большими и малыми. Большие группы составляют макросреду. Она представлена государствами, нациями, партиями, классами, социальными общ-ностями, выделяемыми по различным основаниям (экономическим, профессиональным, культурным и т.д.). Эта среда воздействует на поведение и психику человека посредством политики, идеологии, культуры на уровне малых групп.

Многие из перечисленных феноменов социальной психологии принадлежат к различным уровням феноменологии, которые, в свою очередь, образуют некоторую иерархию по сложности или степени опосредованное™. Так, например, феномен привлекательности более непосредствен (мы «здесь и теперь» можем непосредственно чувствовать симпатию к конкретному человеку), чем сходство ролевых ожиданий или ценностных ориентации. Выявление последних (из указанных феноменов) может потребовать достаточно сложного теоретического анализа и экспериментирования.

Предмет, структура и взаимосвязи социальной психологии

«. так называемые социальные науки

изучают тот или иной вид

Социальная психология, как область исследования, появилась в конце прошлого века, но начала оформляться как самостоятельная наука, определяющая свой понятийный аппарат и методы, заявившая о себе, как серьезной научной дисциплине, лишь в середине XX в.

Интерес к феноменам, связанным с общением, взаимодействием людей, появился задолго до возникновения науки, при-«шанной их изучать. С тех пор, когда у человека зарождается самосознание, «Я» и способность воспринимать другого как подобного себе, возникают и вопросы: как я выгляжу в глазах другого человека? Что он обо мне думает? Как оценивает? Далее, в ходе попыток научно или средствами искусства исследовать или описать социальные феномены, порожденные встречей двух или более людей, возникают и вопросы о том, что же приносит каждому собеседнику общение, как они изменяются (развиваются или деградируют) под влиянием друг друга? Возникает интерес к тому, как и по какой причине проявляется стеснительность или, наоборот, «вдохновение» у человека под влиянием внимания к нему других людей, почему один человек «теряется» в большой аудитории, не способен выполнить то, что обычно легко ему удавалось (спеть, прочитать лекцию), другой, напротив, способен показать все, на что способен, лишь в боль-шбй компании, когда стоит в кругу незнакомых людей.

Эти вопросы настолько древни, насколько древен и сам человек, ведь он развивается, формируется (как человек, в отличие от Маугли, который лишь своей природной стороной является человеком) в социальных взаимодействиях, общении.

Очертив поле и отметив иерархию социально-психологических феноменов, попытаемся выделить системное ядро этого многообразия, которое, собственно, и Должно составлять предмет социальной психологии (т.е. то, на исследование чего направлен этот раздел психологии). Определить предмет исследования — значит ответить на вопрос: что исследуется? Указать объект изучения — значит ответить на вопрос: на ком (или на чем) изучается?

Предмет научного исследования — это сторона, аспект либо объект. Для характеристики науки недостаточно указания на объект исследования (т.е. некоторую часть реальности), поскольку один и тот же объект (допустим, человек) изучается многими науками (например, философией, физиологией, психологией). Специфику науки, возможность ее отделения от других наук определяет ее предмет и методы взаимодействия с этим предметом.

Нет общепринятого представления о предмете социальной психологии. Это обусловлено высокой сложностью, системной и интегральной (в смысле — стремящейся к предельным проявлениям) природой социально-психологических феноменов, фактов и закономерностей. Поэтому каждое психологическое направление производит сечение (или проекцию) указанной феноменологии «под углом» доминирующих для данного направления проблем и, соответственно, решает вопрос о содержании предмета социальной психологии. Так, например, одни исследователи в качестве такого предмета видят изменение поведения людей, другие,— взаимодействие, третьи — содержание сознания и т.п.

Приведем наиболее типичные определения социальной психологии и попытаемся выделить то общее, что угадывается за ними (составляет их содержание). Эта общая, пересекающаяся часть определений и может, на наш взгляд, представлять основной предмет социальной психологии.

изучает «механизмы сознания и поведения социальных общ-ностей, групп, индивидов, их межличностных отношений, а также социальную детерминированность и роль этих механизмов в раз-наличных сферах общества и разных ситуациях» [14. С. 26];

— «эта область психологии призвана изучать те психологические явления и законы, которые возникают как результат обще-|ния людей друг с другом» [12. С. 65];

— «это научное исследование поведения человека под влия-|нием присутствия, поведения и продуктов деятельности других рюдей, одного или группы, в прошлом, настоящем и будущем» |196. С. 9].

«Социальные психологи интересуются не всем, что делают люди: их внимание сосредоточивается лишь на тех закономерностях человеческого поведения, которые обусловлены фактором участия людей в социальных группах» [15. С. 23]. 1 Обобщая данные определения, можно сказать следующее. Социальная психология — это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей,

Опираясь на это определение,.можно утверждать, что предметом социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в социальные общности.

В концептуальном плане центральной составляющей социальной психологии является ее понятийный аппарат (система основных понятий), определяющий структуру личности, малых групп и психологические состояния массовидных явлений (12. С. 48].

Основными разделами социальной психологии являются следующие:

1. Психология совместной деятельности и общения. Она изучает психологические факты, закономерности и механизмы общения и взаимодействия людей при совместной деятельности. В данном случае совместная деятельность понимается как организованная система совместной активности индивидов, направленная на производство материальных и духовных объектов.

2. Социальная психология личности. Изучает проявление и

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 89 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источники


  1. Костин, Э. Д. Совместимость, межличностные отношения / Э.Д. Костин. — М.: АВТОР, 2012. — 266 c.

  2. Ковалев, А. Г. Психология семейного воспитания / А.Г. Ковалев. — М.: Народная асвета, 2015. — 256 c.

  3. Марти, Лэйни Преимущества интровертов / Лэйни Марти. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 368 c.
  4. Кругляк, Лев Второй шанс счастья. О чем надо помнить, прежде чем еще раз создать семью (комплект из 2 книг) / Лев Кругляк , Юрий Кукурекин. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 576 c.
  5. Элдер, А. Как играть и выигрывать на бирже. Психология. Технический анализ. Контроль над капиталом / А. Элдер. — М.: Альпина бизнес букс; Издание 4-е, 2016. — 471 c.
Отношение взаимодействие социальной психологии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here