Отношения в педагогике в психологии

Самое интересное и полезное на тему: "Отношения в педагогике в психологии" простым и понятным языком. Мы собрали полную информацию по теме и постарались раскрыть тему во всех деталях. Если появились вопросы - задавайте их в комментариях.

—> Сайт педагога-исследователя —>

—> —>Читать в блоге

  • Как автору определить российский индекс научного цитирования (РИНЦ)
  • В защиту Ганнибала
  • Три плюса Карты российской наукиСкачать файлы
  • Первая российская революция. Реформы политической системы — Тест
  • Психология как наука о психике человека
  • Технология Б.С. Дыхановой
    —> —>

    Робот извещает Вас о том, что у этой страницы на сайте нашлись похожие материалы. Посмотреть

    Педагогика связана со всеми науками в мире, например с медициной, математикой, статистикой, информатикой, этикой, биологией и другими, на первый взгляд, не имеющими отношения к педагогическому процессу. Но всё же считается, что наиболее прочные связи образовались с психологией. Эта наука и сегодня является необходимой для развития педагогики.

    Тесная взаимосвязь психологии и педагогики сформировалась очень давно. Практически все великие педагоги осознавали, что обучение не построить без понимания человеческой природы, сущности человека, его потребностей и возможностей. Я.А. Коменский, основатель педагогики, писал об этом ещё три столетия тому назад.

    Психологические знания о ребенке служат основой для педагогического процесса. Прежде чем начать воспитывать человека, педагог должен узнать его психологические особенности. Без знания о психических процессах, об основных этапах становления личности невозможно эффективно управлять деятельностью ученика, его гармоничным развитием.

    Эти две науки тесно переплетаются друг с другом. О наличии взаимосвязи педагогики и психологии говорят их общие базовые понятия, например, такие, как личность, развитие, взаимодействие, активно используемые обеими науками (конечно, эти термины в педагогике и психологии наполнены несколько разным смыслом).

    Пока у педагогики было недостаточно собственного научного опыта, она использовала в качестве теории психологию. И сегодня в педагогической деятельности находят применение психологические методики, тесты, анкеты.

    На основе взаимосвязи психологии и педагогики возникла такая наука как педагогическая психология или психология образования. Педагогика и психология объединены в учебной дисциплине «Педагогика и психология», по которой выпущен ряд учебников. (Обложка одного из них изображена в начале статьи.)

    Статья подготовлена на основе материала Ксении Петровой, студентки 2 курса факультета Истории и права.

    Психология и педагогика

    Существенную помощь педагогике в нахождении путей выхода из сложнейшей ситуации оказывает психология. Она обеспечивает педаго­гике понимание того, как происходит процесс психологического станов­ления человека, как формируется рисунок его поведения, как выстраи­ваются его отношения с другими людьми и с самим собой, как устроены его память, мышление, интеллект, воля, воображение, как развиваются задатки, способности и таланты, как идет становление характера, лич­ности и т.д. Педагогика, используя этот необходимый ей материал, сна­чала теоретически осмысливает ответы на свои кардинальные вопросы: кого учить, чему учить, кто должен учить и как он должен учить, а затем на практике выстраивает соответствующий педагогический процесс.

    В свою очередь, психология нуждается в педагогике. Без педагоги­ческих исследований психология никогда бы не смогла получить экс­периментально подтвержденные данные о специфике развития челове­ка. Дело в том, что нет на Земле ни одного человеческого сообщества, в котором бы не осуществлялась передача накопленного социального опыта, знаний, традиций жизнеустройства, т.е. в широком смысле нет на Земле ни одного человеческого сообщества, в котором бы не осущест­влялся педагогический процесс. Все, что мы знаем о развитии человека, мы знаем в том числе благодаря изучению особенностей систем трансля­ции знаний, опыта, традиций, присущих любому обществу.

    В сфере образования проведено множество психологических экспе­риментов, позволивших получить представление о различных психоло­гических аспектах педагогической деятельности, педагогических функ­циях и умениях, стилях педагогической деятельности, взаимодействии субъектов образовательного процесса, педагогическом общении, учеб­ной мотивации, самостоятельной работе обучающегося. Полученные в этих экспериментах данные составили основу научной дисциплины, именуемой педагогической психологией.

    Сегодня педагогическая психология — развитая область психологи­ческого знания, которая имеет свой предмет, методы исследования, способы интерпретации полученных результатов. Вряд ли кто отважится в настоящее время заняться модернизацией образования, не обратившись к наработкам педагогической психологии. Насколько интересными являются феномены, изучаемые педагогической психологией, демонстрирующие следующий пример.

    В сущности, при определении умственного возраста ребенка с по­мощью тестов мы почти всегда и имеем дело с уровнем актуального развития. Однако простой опыт показывает, что уровень актуального развития не определяет с достаточной полнотой состояние детского раз­вития на сегодняшний день. Представьте себе, что мы обследовали двух детей и определили умственный возраст обоих — семь лет. Это значит, что оба ребенка решают задачи, доступные семилеткам. Однако когда мы пытаемся продвинуть этих детей в решении тестов дальше, то между ними оказывается существенное различие. Один из них с помощью на­водящих вопросов, примеров, показа легко решает тесты, отстоящие от уровня его развития на два года. Другой решает только те тесты, кото­рые простираются вперед на полгода.

    Прежде считалось незыблемым, что для уровня умственного разви­тия ребенка показательна только его самостоятельная деятельность, но никак не подражание. Это нашло выражение во всех современных систе­мах тестовых исследований. При оценке умственного развития только те решения принимаются во внимание, которые ребенок совершил само­стоятельно, без помощи других, без показа, без наводящих вопросов.

    Однако это положение, как показывает исследование, несостоятель­но. Уже опыты над животными убедили, что действия, которым живот­ное способно подражать, лежат в зоне его собственных возможностей.

    Иными словами, животное может подражать только таким действиям, которые в той или иной форме доступны ему самому, причем, как уста­новил Келер, возможность подражания у животных почти не выходит за пределы возможностей их собственного действия. Это значит, что если животное способно подражать какому-либо интеллектуальному действию, то оно и в самостоятельной деятельности обнаружит при из­вестных условиях способность к совершению аналогичного действия. Таким образом, подражание тесно связано с пониманием, оно воз­можно только в области тех действий, которые доступны пониманию животного.

    Читайте так же:  Совместимость девушки козерога и парня льва

    Существенное отличие подражания ребенка заключается в том, что он может подражать действиям, которые выводят его далеко за пределы собственных возможностей, но они, однако, не безгранично велики. Ре­бенок в состоянии с помощью подражания в коллективной деятельности под руководством взрослых сделать гораздо больше, и притом сделать с пониманием, самостоятельно. Расхождения между уровнями решения задач, доступных под руководством, при помощи взрослых и в самостоя­тельной деятельности, определяют зону ближайшего развития ребенка.

    Вспомним приведенный пример. Перед нами два ребенка с одина­ковым умственным возрастом семь лет, но один из них при малейшей помощи решает задачи, рассчитанные на девять лет, другой — на семь с половиной лет. Одинаково ли умственное развитие обоих детей? С точки зрения их самостоятельной деятельности одинаково, но с точки зре­ния ближайших возможностей развития оно резко различается. То, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указы­вает на зону его ближайшего развития. Следовательно, с помощью этого метода мы можем учесть не только законченный на сегодняшний день процесс развития, уже завершенные его циклы, пройденные процессы созерцания, но и находящиеся сейчас в состоянии становления, созрева­ния, развития.

    То, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, завтра он су­меет сделать самостоятельно. Зона ближайшего развития поможет нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития, учитывающее не только уже достигнутое, но и находящееся в процессе созревания. Двое детей в нашем примере показывают оди­наковый умственный возраст с точки зрения уже завершенных циклов развития, но динамика развития у них совершенно разная. Состояние умственного развития ребенка может быть определено по меньшей мере с помощью выяснения двух его уровней — актуального развития и зоны ближайшего развития».

    Приведенная выдержка из статьи Л.С. Выготского дает возможность, что называется, «почувствовать» проблематику педагогической психо­логии. Следует отметить, что идея Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, взросшая на ниве отечественной педагогической психологии, стала одной из доминантных идей и для отечественной педагогики, оте­чественного образования. Ее воплощению посвящены многие научные труды, накоплен значительный опыт практической реализации.

    [3]

    Завершая тему взаимосвязи психологии и педагогики, целесообразно отметить, что в условиях динамично изменяющейся действительности количество проблем и вопросов, подлежащих совместному психологи­ческому и педагогическому решению, не только не уменьшается, а стре­мительно нарастает. В этом отношении следует вспомнить о проблемах и вопросах, связанных с движением к постиндустриальной экономике, информационному обществу, обществу, основанному на знаниях, кото­рые предполагают радикальное обновление сферы образования. Дости­жение этих целей станет возможным только в том случае, если педаго­гика в содружестве с психологией сможет найти адекватные ответы на запросы времени.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Тема 12 Педагогика межличностных отношений

    Общение между учителем и учеником – одна из основных форм, в которой дошла до нас тысячелетняя мудрость, накопленная человечеством. В Новом Завете христианская доктрина изложена по большей части в виде общения Христа с учениками. А дзен-буддизм, религиозная философия, почти не знавшая трактатов, как мозаика, складывается из историй о монахах-учителях и их учениках.

    Педагогическое общение

  • – специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная – в организации взаимодействия между ними (например, нужно распределить функции, согласовать действия); перцептивная сторона – это процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

    Общение, будучи сложным социально-психологическим процессам взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от лат. verbum – слово) и неречевойили невербальный. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. К вербальным средствам общения относят: 1) язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения; 2) интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе; 3) речевые звуковые явления (темп речи, модуляция и тональность голоса, тембр, дикция, смех, шепот, плач, кашель, паузы и пр.). Невербальные средства общения это мимика, поза, жесты, расстояние – дистанция при контакте (проксемика), прикосновения в процессе общения (такесика).

    При демократическом стиле педагог проявляет интерес и доброжелательно отношение к личности учащихся, учитывает их интересы, потребности, особенности. Группа активно участвует в обсуждении и организации учебного процесса. В результате у участников развивается уверенность в себе и стимулируется самоуправление. При этом стиле в группе возросла общительность и доверительность взаимоотношений.

    Главная особенность попустительского стиля руководства заключалась в том, что педагог по сути дела самоустраняется от ответственности за происходящее.

    Наиболее эффективным в педагогическом общении является демократический стиль. Следствием его применения является повышение интереса к работе, позитивная внутренняя мотивация деятельности, повышение групповой сплоченности, появление чувства гордости общими успехами, взаимопомощи и дружелюбия во взаимоотношениях.

    В настоящее время проблема познания педагогом личности учащегося приобрела особую значимость, ибо она непосредственно связана с гуманистическими тенденциями, переходом от системы «субъект – объект» к системе «субъект-субъект», от закрытого общения к открытому, предполагающему равенство позиций участников педагогического процесса. Открытое общение – желание и умение выразить свою точку зрения и готовность учесть позиции другого. Особая роль в процессе познания людьми друг друга и общения принадлежит эмпатии – способности к сопереживанию. Важнейшую роль в этом играют механизмы децентрации и идентификации. Адекватность, полнота и глубина познания личности учащегося зависит именно от способности педагога побороть эгоцентризм, взглянуть на ситуацию не со своей позиции, а глазами ученика, встать на его место и рассуждать с его позиции. Все это возможно не только благодаря изначальным педагогическим способностям, но и специальным умениям, которые необходимо формировать в процессе профессиональной психолого-педагогической подготовки. Это соответствует целям гуманистического подхода, положенного в основу образовательного процесса, который ставит задачу формирования нравственных и волевых качеств, творческой работы личности.

    Читайте так же:  Мужчина обезьяна и женщина свинья совместимость

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9529 — | 7540 — или читать все.

    Повышение оригинальности

    Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

    Результат поиска

    курсовая работа Взаимосвязь психологии и педагогики Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.06.2012. Год: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru:

    РЕФЕРАТ
    Учебная дисциплина:
    Педагогическая психология
    Тема:
    Взаимосвязь психологии и педагогики

    Введение
    Глава 1 Предмет и структура педагогической психологии
    1.1 Предмет педагогической психологии
    1.2 Структура педагогической психологии
    1.3 Проблемы и основные задачи педагогической психологии
    1.3.1 Проблемы педагогической психологии
    1.3.2 Задачи педагогической психологии
    Глава 2. Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками
    2.1 Взаимосвязь педагогической психологии и педагогики
    2.2 Взаимосвязь педагогической психологии с отраслями психологии
    Заключение
    Литература

    Глава 1. Предмет и структура педагогической психологии

    1.1 Предмет педагогической психологии

    1.2 Структура педагогической психологии

    Глава 2. Взаимосвязь психологии с другими науками

    2.1 Взаимосвязь педагогической психологии и педагогики

    2.2 Взаимосвязь педагогической психологии с отраслями психологии

    Связь педагогической психологии со смежными науками, в том числе возрастной психологией, является двухсторонней. Она руководствуется методологией исследования, представляющей собой «проекцию» общепсихологической науки; использует данные, поставляемые возрастной психологией и другими науками. Одновременно педагогическая психология сама поставляет данные не только для педагогической науки, но и для общей и возрастной психологии, психологии труда, нейропсихологии, патопсихологии и др.
    В последнее время возрастная психология приобретает все большее значение как фундамент для педагогической психологии. Возрастная психология — это теория развития психики в онтогенезе. Она изучает закономерности перехода от одного периода к другому на основе смены типов ведущей деятельности, изменения социальной ситуации развития, характера взаимодействия человека с другими людьми
    Возраст характеризуется не соотношением отдельных психических функций, а теми специфическими задачами освоения сторон действительности, которые приняты и решаются человеком, а также возрастными новообразованиями.
    Исходя из этого, В.В. Давыдовым был сформулирован ряд принципов возрастной психологии:
    и т.д.

    Перейти к полному тексту работы

    Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

    Смотреть полный текст работы бесплатно

    Смотреть похожие работы

    * Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

    Взаимосвязь педагогической психологии и педагогики

    Уточнение предмета педагогической психологии требует также определения ее места среди других наук, прежде всего установления ее отношений к педагогическим дисциплинам, к общей и возрастной психологии.

    По мнению Б.Г. Ананьева, педагогическая психология — пограничная, комплексная отрасль знания, которая «заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений» (Ананьев Б.Г., 2001; аннотация).
    В связи с такой «пограничностью» педагогики и психологии считаем необходимым, прежде всего, уточнить взаимосвязи между этими двумя науками.
    Психология органично связана с педагогикой (см. рис. 5).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8203 — | 7880 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Взаимосвязь психологии и педагогики

    ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Взаимосвязь психологии и педагогики

    Студентки 4 сокр. курса

    Глава 1 Предмет и структура педагогической психологии

    1.1 Предмет педагогической психологии

    1.2 Структура педагогической психологии

    1.3 Проблемы и основные задачи педагогической психологии

    1.3.1 Проблемы педагогической психологии

    1.3.2 Задачи педагогической психологии

    Глава 2. Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками

    2.1 Взаимосвязь педагогической психологии и педагогики

    2.2 Взаимосвязь педагогической психологии с отраслями психологии

    Роль психологии в практике обучения и воспитания была осознана задолго до оформления педагогической психологии в самостоятельную научную отрасль. Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег и др. подчеркивали необходимость построения педагогического процесса на основе психологических знаний о ребенке.

    Анализируя вклад Г. Песталоцци, П.Ф. Каптерев отмечает, что «Песталоцци понимал все обучение как дело творчества самого учащегося, все знания как развитие деятельности изнутри, как акты самодеятельности, саморазвития» (Каптерев П.Ф., 1982. С. 293). Указывая на различия в становлении умственных, физических и нравственных способностей ребенка, Песталоцци подчеркивал важность их связи и тесного взаимодействия в обучении, которое движется от простого к более сложному, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека.

    Читайте так же:  Ошибки женщин в отношениях с мужчинами список

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Дистервег подчеркивал, что, только зная психологию и физиологию, педагог может обеспечить гармоническое развитие детей. В психологии он видел «основу науки о воспитании», и полагал, что человек обладает врожденными задатками, которым свойственно стремление к развитию. Задача воспитания — обеспечить такое самостоятельное развитие. Самодеятельность ученый понимал как активность, инициативу и считал ее важнейшей чертой личности. В развитии детской самодеятельности он видел и конечную цель, и непременное условие всякого образования.

    Особое значение для становления педагогической психологии имело творчество К.Д.Ушинского. Его работы, прежде всего книга «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-1869), создали предпосылки для возникновения педагогической психологии в России. Воспитание ученый рассматривал как «создание истории». Предметом воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях. Это означало изучение физических и психических особенностей человека, влияний «непреднамеренного воспитания» — общественной среды, «духа времени», его культуры и общественных отношений.

    Как самостоятельная область знания педагогическая психология начала складываться в середине XIX в., а интенсивно развиваться — с 80-х гг. XIX в.

    Руководствуясь потребностями воспитания и обучения, задачей формирования всесторонней личности, ученые того периода подняли вопрос о широком комплексном изучении ребенка и научных основах руководства его развитием. Идея целостного разностороннего исследования ребенка прозвучала с большой убедительностью. Сознательно не желая ограничивать теоретическое обоснование педагогики одной психологией, они стимулировали развитие исследований на стыке разных наук. Рассмотрение в единстве и взаимосвязи трех основных источников педагогики — психологии, физиологии, логики — послужило основой контактов между психологией, физиологией и медициной, между психологией и дидактикой.

    Связь психологии с педагогикой дала мощный толчок изучению возрастных особенностей детей, выявлению условий и факторов, обусловливающих детское развитие. Стремление сделать педагогику психологической, внедрить психологию в педагогический процесс стало тем базисом, на котором была построена система педагогической психологии (хотя сам термин «педагогическая психология» в тот период еще не употреблялся), обусловило участие ученых разных специальностей в разработке ее проблем.

    В нашей работе мы хотим детально изучить, что же такое «психологическая педагогика», в чём её отличие от психологии, педагогики, почему данную науку выделили в отдельную отрасль психологии.

    Актуальность данной тематики обусловлена тем, что взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта, личности и индивидуальности.

    Глава 1. Предмет и структура педагогической психологии

    Взаимосвязь психологии и педагогики (стр. 1 из 5)

    ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Взаимосвязь психологии и педагогики

    Студентки 4 сокр. курса

    Глава 1 Предмет и структура педагогической психологии

    1.1 Предмет педагогической психологии

    1.2 Структура педагогической психологии

    1.3 Проблемы и основные задачи педагогической психологии

    1.3.1 Проблемы педагогической психологии

    1.3.2 Задачи педагогической психологии

    Глава 2. Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками

    2.1 Взаимосвязь педагогической психологии и педагогики

    2.2 Взаимосвязь педагогической психологии с отраслями психологии

    Роль психологии в практике обучения и воспитания была осознана задолго до оформления педагогической психологии в самостоятельную научную отрасль. Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег и др. подчеркивали необходимость построения педагогического процесса на основе психологических знаний о ребенке.

    Анализируя вклад Г. Песталоцци, П.Ф. Каптерев отмечает, что «Песталоцци понимал все обучение как дело творчества самого учащегося, все знания как развитие деятельности изнутри, как акты самодеятельности, саморазвития» (Каптерев П.Ф., 1982. С. 293). Указывая на различия в становлении умственных, физических и нравственных способностей ребенка, Песталоцци подчеркивал важность их связи и тесного взаимодействия в обучении, которое движется от простого к более сложному, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека.

    [2]

    Дистервег подчеркивал, что, только зная психологию и физиологию, педагог может обеспечить гармоническое развитие детей. В психологии он видел «основу науки о воспитании», и полагал, что человек обладает врожденными задатками, которым свойственно стремление к развитию. Задача воспитания — обеспечить такое самостоятельное развитие. Самодеятельность ученый понимал как активность, инициативу и считал ее важнейшей чертой личности. В развитии детской самодеятельности он видел и конечную цель, и непременное условие всякого образования.

    Особое значение для становления педагогической психологии имело творчество К.Д.Ушинского. Его работы, прежде всего книга «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-1869), создали предпосылки для возникновения педагогической психологии в России. Воспитание ученый рассматривал как «создание истории». Предметом воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях. Это означало изучение физических и психических особенностей человека, влияний «непреднамеренного воспитания» — общественной среды, «духа времени», его культуры и общественных отношений.

    Как самостоятельная область знания педагогическая психология начала складываться в середине XIX в., а интенсивно развиваться — с 80-х гг. XIX в.

    Руководствуясь потребностями воспитания и обучения, задачей формирования всесторонней личности, ученые того периода подняли вопрос о широком комплексном изучении ребенка и научных основах руководства его развитием. Идея целостного разностороннего исследования ребенка прозвучала с большой убедительностью. Сознательно не желая ограничивать теоретическое обоснование педагогики одной психологией, они стимулировали развитие исследований на стыке разных наук. Рассмотрение в единстве и взаимосвязи трех основных источников педагогики — психологии, физиологии, логики — послужило основой контактов между психологией, физиологией и медициной, между психологией и дидактикой.

    Читайте так же:  Совместимость между мужчиной и женщиной по имени

    Связь психологии с педагогикой дала мощный толчок изучению возрастных особенностей детей, выявлению условий и факторов, обусловливающих детское развитие. Стремление сделать педагогику психологической, внедрить психологию в педагогический процесс стало тем базисом, на котором была построена система педагогической психологии (хотя сам термин «педагогическая психология» в тот период еще не употреблялся), обусловило участие ученых разных специальностей в разработке ее проблем.

    В нашей работе мы хотим детально изучить, что же такое «психологическая педагогика», в чём её отличие от психологии, педагогики, почему данную науку выделили в отдельную отрасль психологии.

    Актуальность данной тематики обусловлена тем, что взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта, личности и индивидуальности.

    Глава 1. Предмет и структура педагогической психологии

    [1]

    1.1 Предмет педагогической психологии

    Термином «педагогическая психология» обозначаются две разные науки. Одна из них — это базовая наука , которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания.

    Под таким же термином — «педагогическая психология» развивается и прикладная наука, цель которой — использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики. За рубежом эту прикладную часть психологии часто называют школьной психологией .

    Термин «педагогическая психология» был предложен П.Ф. Каптеревым в 1874 г. (Каптерев П.Ф., 1999;). Первоначально он существовал наряду с другими терминами, принятыми для обозначения дисциплин, занимающих пограничное положение между педагогикой и психологией: «педология» (О. Хрисман, 1892), «экспериментальная педагогика» (Э. Мейман, 1907). Экспериментальная педагогика и педагогическая психология сначала трактовались как разные названия одной и той же области знания (Л.С. Выготский, П.П. Блонский). На протяжении первой трети XX в. их значения были дифференцированы. Экспериментальная педагогика стала пониматься как область исследований, направленных на приложение данных экспериментальной психологии к педагогической реальности; педагогическая психология — как область знания и психологическая основа теоретической и практической педагогики.

    Педагогическая психология — это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания . Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией.

    При рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли науки, необходимо, прежде всего, разграничить понятия ее объекта и предмета.

    В общенаучной трактовке под объектом науки понимается та область действительности, на изучение которой направлена данная наука. Часто объект изучения фиксируется в самом названии науки.

    Предмет науки — это та сторона или стороны объекта науки, которыми он в ней представлен. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе. Предмет не фиксирует всех сторон объекта, хотя может при этом включать то, что в объекте отсутствует. В определенном смысле развитие науки есть развитие ее предмета.

    Как показывает анализ точек зрения различных авторов, многие ученые по-разному определяют статус педагогической психологии, что может свидетельствовать о неоднозначности решения вопроса о предмете педагогической психологии.

    Например, В.А. Крутецкий считает, что педагогическая психология «изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах… закономерности формирования у школьников творческого активного мышления… изменения в психике, т.е. формирование психических новообразований» (Крутецкий В.А., 1972. С. 7).

    Совершенно другой точки зрения придерживается В.В. Давыдов. Он предлагает считать педагогическую психологию частью возрастной психологии. Ученый аргументирует это тем, что специфика каждого возраста определяет характер проявления законов усвоения знаний учащимися, поэтому и преподавание той или иной дисциплины должно строиться по-разному. Более того, некоторые дисциплины в определенных возрастах вообще являются недоступными учащимся. Такая позиция В.В. Давыдова обусловлена акцентированием им роли развития, его влияния на ход обучения. Обучение рассматривается им как форма, а развитие — как содержание, которое в ней реализуется.

    Существует ряд и других точек зрения. Мы в дальнейшем будем придерживаться общепринятой трактовки, согласно которой предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса (Зимняя И.А., 1997;).

    1.2 Структура педагогической психологии

    Структуру педагогической психологии составляют три раздела:

    1. Предмет психологии обучения — развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения . Таким образом, раскрывается психологическая сущность учебного процесса. Исследования в этой области направлены на выявление:

    · взаимосвязей внешних и внутренних факторов, обусловливающих различия познавательной деятельности в условиях различных дидактических систем;

    Межличностные отношения в педагогическом процессе, их диагностика и проектирование

    12. Межличностные отношения в педагогическом процессе, их диагностика и проектирование.

    Образовательный процесс представляет собой многоплановую сферу взаимодействия. Это и собственно учебное взаимодействие ученика и учителя, и взаимодействие учеников между собой, и межличностное взаимодействие, которое по-разному может возбуждать учебно-педагогическое взаимодействие.

    В настоящее время учебно-педагогическое взаимодействие обретает организационные формы сотрудничества. Ученые доказали, что это эффективная, дающая высокие результаты тактика построения педагогического процесса. Идеи сотруднического взаимодействия отвечают запросам общества в связи с процессами демократизации в стране, возрастанием значимости человеческого фактора. Это способствует появлению целого педагогического направления, которое ориентирует педагогов на формирование сотруднических отношений в коллективе, на новую позицию педагога и школьника в педагогическом процессе.

    Читайте так же:  Веда практическая психология для женщин

    Традиционно педагогическое взаимодействие в учебной деятельности рассматривалось и ограничивалось простой схемой, устанавливаемой взрослым: учитель спрашивает — ребенок отвечает, учитель дает задание — ребенок выполняет и т.д.; сотрудническое взаимодействие понимается как процесс воздействия субъектов друг на друга, конечным результатом которого является достижение совместной цели. Учитель, добиваясь оптимизации педагогического процесса, должен научиться строить урок как совместную деятельность, уметь самому и учить детей осознавать смысл этой деятельности. Учебное взаимодействие, ранее описываемое схемой S __ > O, где S — активный субъект, инициирующий обучение, передающий знания, умения, контролирующий и оценивающий их, О — ученик как объект обучения и воспитания, в последние годы трактуется как двухстороннее субъектно-субъектное взаимодействие S1 __ > S2, где S1 — учитель, S2 — ученик.

    Сотрудничество как совместная деятельность взаимодействующих субъектов характеризуется:

    1. Пространственным и временным соприсутствием;

    2. Единством цели;

    3. Организацией и управлением деятельностью;

    4. Разделением функций, действий, операций;

    5. Наличием межличностных отношений.

    Подавляющее большинство исследований сравнительной эффективности разных форм организации педагогического процесса свидетельствует о положительном влиянии специально организованного сотрудничества на деятельность его участников. Это выражается в том, что в условиях сотрудничества успешнее решаются сложные мыслительные задачи, лучше усваивается материал. Доказано также, что по сравнению с индивидуальной работой по схеме «учитель — ученик» внутригрупповое сотрудничество в решении тех же задач повышает его эффективность не менее, чем на 10%.

    Одной из форм взаимодействия, сотрудничества является общение. Общение – особый вид взаимодействия, при котором люди отражаются в сознании друг друга, т.е. воспринимают друг друга как личности. Именно общение обогащает личность, формирует необходимые в жизни качества коммуникабельности, коллективности, демократичности, толерантности, взаимопомощи, эмпатии, требовательности, ответственности. Развитие, совершенствование общения как формы взаимодействия приводит к личностно-ориентированному общению.

    Оптимизация педагогического процесса через совершенствование межличностных отношений предполагает:

    · создание модели субъект — субъектных отношений (оптимальный вариант тип отношения «взрослый — взрослый»);

    · переход на личностно — ориентированное общение, развитие личности через педагогическое общение, уважение личности;

    · создание возможности свободного общения детей и учителей во всех сферах деятельности;

    · приоритет педагогики сотрудничества;

    · организацию разносторонней совместной деятельности;

    · творческую атмосферу и благоприятный психологический климат.

    Совершенствование межличностных отношений, поиск оптимального варианта взаимодействия участников педагогического процесса предполагает и новые подходы к управлению коллективом. Необходимо перестроить психологию учителей, сформировать новое педагогическое мышление, развить творческий потенциал. Невозможно изменить технологию обучения, не меняя характера отношений между учителем и учеником, администрацией и педагогическим коллективом. Только взаимодействие всех уровней, интеграция усилий всех участников педагогического процесса может привести к желаемым результатам.

    Учителя школы стремятся сделать процесс обучения личностно-ориентированным. Зная особенности каждого ребенка в классе, учитель обеспечивает развитие и саморазвитие личности, представляет каждому ученику, опираясь на его особенности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении. Учителя умело подбирают учебный материал, определяют средства и методы так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предмету, объему изучаемого материала.

    Личностно-ориентированный подход позволяет педагогам не просто давать знания, но и развивать индивидуальные способности, вырабатывать духовные и интеллектуальные качества, через организацию на уроке познавательной, коммуникативной, творческой, исследовательской, игровой деятельности. Суть данного подхода понимается учителями как признание ученика главной действующей фигурой всего педагогического процесса. Несомненно, это ведет к гуманизации отношений. Учитель доброжелательно относится к ученику независимо от его успехов и достижений, поощряет индивидуальный рост, оценивает деятельность ученика не только по конечному результату (правильно — неправильно), но и по процессу его достижения. В школе считается недопустимым формирование отрицательной оценки личности за отдельные недостатки, поведение. Гуманизация понимается педагогами как оптимистическая вера в ребенка, в его творческие силы и способности, выявление и стимулирование лучших черт личности. Именно поэтому девизом работы учителей стало высказывание С. Смайлса: «Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера».

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Для диагностирования межличностных отношений используются различные тесты и анкеты. Например, для исследования взаимоотношений между учащимися используется метод социометрии, целью которого является выявление межличностных отношений в классе. Чтобы определить характер взаимоотношений между учителями и учениками, необходимо определить стиль управления педагога, для этого имеются различные тесты также.

    Источники


    1. Пол, Джордан Как вылечить отношения. Главная книга любовников и супругов / Джордан Пол , Маргарет Пол. — М.: Прайм-Еврознак, 2016. — 320 c.

    2. Кризис есть кризис: Лидеры российской и мировой экономики о путях выхода из кризиса. — М.: Эксмо, 2011. — 272 c.

    3. Козлова, А. М. Освобождение от иллюзий. Арт-коучинг на практике. Ваш персональный коучинг успеха (комплект из 3 книг) / А.М. Козлова, Наталья Гуляева Инна , Матвеева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 690 c.
    4. Шеламова, Галина Михайловна Деловая культура и психология общения. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Шеламова Галина Михайловна. — М.: Академия (Academia), 2017. — 345 c.
    5. Кузина, С.В. Большая книга вранья / С.В. Кузина. — М.: Астрель, 2012. — 146 c.
    Отношения в педагогике в психологии
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here