Содержание
- 1 Словарь гендерных терминов
- 2 Тезаурус терминологии гендерных исследований Психология гендерных отношений
- 3 Психология гендерных отношений
- 4 Психология гендерных отношений
- 5 Психология гендерных отношений
- 6 Мужественность и женственность: разрушаем гендерные стереотипы
- 7 Психология гендерных отношений
- 8 Психология гендерных отношений
Словарь гендерных терминов
Психология гендерных отношений — это прикладная отрасль социальной психологии, изучающая закономерности дифференциации и иерархичности отношений в сфере межполового взаимодействия. Она находится в стадии становления и все очевиднее проявляет себя как самостоятельная область знания.
Появлению и развитию этой проблемной области знания предшествовала традиция изучения проблемы отношений вообще и межполовых отношений в рамках психологии, социальной психологии и социологии. Психология гендерных отношений как интегративная область знания в рамках психологической науки использует знания в сфере психологии пола, в социологии опирается на социологию пола, а в социальной психологии — на такие ее разделы, как психология больших социальных групп, психология межгрупповых отношений и психология межличностных отношений.
Современная социальная психология оказалась наиболее подготовленной дисциплиной для восприятия и развития гендерной проблематики, так как она изучает не только отношения типа «личность-личность» и «личность-группа», но и отношения типа «группа-группа», «личность-общество (государство)» и «личность-культура». Психология гендерных отношений — это новое исследовательское поле, где смыкаются в процессе изучения все основные элементы социально-психологической реальности.
Структура и система основных понятий психологии гендерных отношений задана несколькими уровнями анализа гендерных отношений.
Так, на макросоциальном уровне анализируются отношения в системе: «личность — общество, культура», «группа — общество, культура». Социально-психологическими детерминантами отношений этого уровня являются социальные представления, а детерминантами гендерных отношений — гендерные представления , как отражение полового символизма и доминирующей идеологии государства в сфере межполовых отношений.
На уровне межгрупповового взаимодействия отношения анализируются в системе «группа — группа». Детерминирующими (социально-психологическими) факторами отношений этого уровня выступают социальные стереотипы, а детерминантами межполовых отношений являются гендерные стереотипы.
На уровне межличностных отношений объектом анализа является система «личность — личность», «личность — группа». Социально-психологическими детерминантами отношений являются социальные установки, а гендерные отношения детерминированы гендерными установками .
На интраиндивидном (внутриличностном) уровне объектом анализа становится Я-концепция личности и соотношение личностной и социальной идентичности в ее структуре. Гендерный аспект внутриличностных проблем будет раскрываться через анализ гендерной идентичности, как составляющей социальной идентичности личности.
Таким образом, выделяется проблемное исследовательское поле психологии гендерных отношений, где объединяются основные элементы социо-психологической реальности: общественные структуры (культура, идеология), межгрупповое и межличностное взаимодействие и внутренний мир индивида. Гендерные отношения анализируются как реальные практики и модели межполового взаимодействия, детерминированные гендерными представлениями, стереотипами, установками и отраженные в сознании субъектов.
Основная исследовательская методология психологии гендерных отношений — гендерный подход, который ориентирован на анализ систем доминирования и провозглашает идею равенства независимо от половой принадлежности. В рамках гендерного подхода межполовые отношения анализируются с позиций власти и доминирования не только на уровне общественных отношений (в таких сферах жизнедеятельности, как политическая, экономическая), но и на уровне психологических отношений (в сфере межличностного и межгруппового взаимодействия).
Гендерный подход как научная теория при анализе психологических аспектов гендерных отношений предлагает новый способ познания действительности, настаивая на том, что противопоставление и «очевидная» неравноценность мужских и женских черт личности, образа мыслей, особенностей поведения закрепляют связь между биологическим полом и достижениями в социальной жизни. Индикаторами гендерных характеристик поведения служат социальные ожидания, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения. Принятие позиции, что биологический пол не является первопричиной психологических характеристик поведения и социальных ролей, позволяет по-новому реконструировать Я-образ и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений, дает возможность мужчинам и женщинам по-новому оценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оптимизации межличностных отношений.
Psychology of gender relations (англ.)
Тезаурус терминологии гендерных исследований
Психология гендерных отношений
Психология гендерных отношений
Психология гендерных отношений — это прикладная отрасль социальной психологии, изучающая закономерности дифференциации и иерархичности отношений в сфере межполового взаимодействия. Она находится в стадии становления и все очевиднее проявляет себя как самостоятельная область знания.
Появлению и развитию этой проблемной области знания предшествовала традиция изучения проблемы отношений вообще и межполовых отношений в рамках психологии, социальной психологии и социологии. Психология гендерных отношений как интегративная область знания в рамках психологической науки использует знания в сфере психологии пола, в социологии опирается на социологию пола, а в социальной психологии — на такие ее разделы, как психология больших социальных групп, психология межгрупповых отношений и психология межличностных отношений.
Современная социальная психология оказалась наиболее подготовленной дисциплиной для восприятия и развития гендерной проблематики, так как она изучает не только отношения типа «личность-личность» и «личность-группа», но и отношения типа «группа-группа», «личность-общество (государство)» и «личность-культура». Психология гендерных отношений — это новое исследовательское поле, где смыкаются в процессе изучения все основные элементы социально-психологической реальности.
Структура и система основных понятий психологии гендерных отношений задана несколькими уровнями анализа гендерных отношений.
Так, на макросоциальном уровне анализируются отношения в системе: «личность — общество, культура», «группа — общество, культура». Социально-психологическими детерминантами отношений этого уровня являются социальные представления, а детерминантами гендерных отношений — гендерные представления, как отражение полового символизма и доминирующей идеологии государства в сфере межполовых отношений.
На уровне межгрупповового взаимодействия отношения анализируются в системе «группа — группа». Детерминирующими (социально-психологическими) факторами отношений этого уровня выступают социальные стереотипы, а детерминантами межполовых отношений являются гендерные стереотипы.
На уровне межличностных отношений объектом анализа является система «личность — личность», «личность — группа». Социально-психологическими детерминантами отношений являются социальные установки, а гендерные отношения детерминированы гендерными установками.
На интраиндивидном (внутриличностном) уровне объектом анализа становится Я-концепция личности и соотношение личностной и социальной идентичности в ее структуре. Гендерный аспект внутриличностных проблем будет раскрываться через анализ гендерной идентичности, как составляющей социальной идентичности личности.
Таким образом, выделяется проблемное исследовательское поле психологии гендерных отношений, где объединяются основные элементы социо-психологической реальности: общественные структуры (культура, идеология), межгрупповое и межличностное взаимодействие и внутренний мир индивида. Гендерные отношения анализируются как реальные практики и модели межполового взаимодействия, детерминированные гендерными представлениями, стереотипами, установками и отраженные в сознании субъектов.
Основная исследовательская методология психологии гендерных отношений — гендерный подход, который ориентирован на анализ систем доминирования и провозглашает идею равенства независимо от половой принадлежности. В рамках гендерного подхода межполовые отношения анализируются с позиций власти и доминирования не только на уровне общественных отношений (в таких сферах жизнедеятельности, как политическая, экономическая), но и на уровне психологических отношений (в сфере межличностного и межгруппового взаимодействия).
Гендерный подход как научная теория при анализе психологических аспектов гендерных отношений предлагает новый способ познания действительности, настаивая на том, что противопоставление и «очевидная» неравноценность мужских и женских черт личности, образа мыслей, особенностей поведения закрепляют связь между биологическим полом и достижениями в социальной жизни. Индикаторами гендерных характеристик поведения служат социальные ожидания, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения. Принятие позиции, что биологический пол не является первопричиной психологических характеристик поведения и социальных ролей, позволяет по-новому реконструировать Я-образ и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений, дает возможность мужчинам и женщинам по-новому оценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оптимизации межличностных отношений.
Psychology of gender relations (англ.)
Джерджен К. Дж. Движение социального конструкционизма в современной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М., 1995.
Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. 1998. N 3-4.
Они же. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. N 6.
Попова Л. Психологические исследования и гендерный подход // Женщина. Гендер. Культура. М.,1999.
Турецкая Г. В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. Т. 19. 1998. N 1.
Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований // Пол, гендер, культура. М., 1999.
Шихирев П. Современная социальная психология. М., 1999.
Deaux K. Sex and Gender // Annual Review of Psychology. 1985. N 36. Р. 49-81.
Hare-Mustin R. J., Marecek J. On making a Difference // Making a Difference: Psychology a the construction of Gender. New Haven, 1990. P. 1-21.
Hare-Mustin R. J., Marecek J. Gender and the meaning of difference: postmodernism and psychology // Making a Difference: Psychology a. the construction of Gender. New Haven, 1990. P. 22-64.
Unger R. K. Imperfect reflections of reality: Psychology constructs gender // Making a difference: Psychology a. the construction of gender. New Haven; L.: Yale Univ. Press, 1990. P. 102-149.
Психология гендерных отношений
|
Aннотация:
Объем учебного курса «Психология гендерных отношений» — 42 часа.
Данная учебная программа является обязательным курсом, авторской разработкой, а также победителем конкурса учебных программ по гендерному образованию.
Основная цель курса «Психология гендерных отношений» заключается в проведении психологического анализа межполовых отношений в контексте гендерного измерения. Гендерные проблемы связаны с социальным аспектом в понятиях «мужское» и «женское». Центральная идея, которая положена в основу программы курса «Психология гендерных отношений», заключается в том, чтобы обозначить и проанализировать специфические социально-психологические детерминанты половой дифференциации и иерархичности в разных сферах жизнедеятельности и в разные возрастные периоды.
Основной методический подход конструирования содержания курса заключается в рассмотрении влияния на психосоциальное развитие личности, на возможности ее самореализации особой социальной подсистемы гендерных отношений, функционирующей на нескольких уровнях.
-
К содержанию программы спецкурса прилагаются:
.
Раздел 2. Гендерные отношения — многоуровневый анализ
Психология гендерных отношений
Специальности: | 19.00.07 Педагогическая психология |
Подтип: | Докторские |
Тематические разделы: | Социология, Гендерная социология |
Номер совета: | Д. 212.199.25 |
Aннотация:
Цель работы состояла в обосновании возможности и целесообразности выделения нового научного направления «психология гендерных отношений», имеющего свой предмет изучения, собственные границы и облас-ти исследования, специфические понятия, методологические основы и методические приемы. Указанное направление должно не только опираться на систему социально-психологического знания, но и быть «встроено», в предметную область современной отечественной социальной психологии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и обобщить разрозненную литературу по психологическим аспектам гендерных отношений и определить границы распространения гендерной проблематики в психологии.
2. Конкретизировать и систематизировать научные предпосылки возникновения области знания «психология гендерных отношений».
3. Разработать теоретические основания выделения психологии гендерных отношений, как нового направления в системе социально-психологического знания.
4. Предложить концептуальную модель исследования гендерных отношений.
5. Выделить основные параметры анализа гендерных отношений.
6. Обосновать и апробировать технологию конкретных социально-психологических исследований гендерных отношений.
7. Выявить специфику гендерных отношений (типов гендерных характеристик и моделей взаимодействия), проявляющихся на разных уровнях со-циальной реальности и на уровне отдельной личности.
8. Конкретизировать и описать основные феномены проявления гендерных отношений на разных уровнях социальной реальности и на уровне отдельной личности.
Объект исследования: мужчины и женщины как субъекты гендерных отношений.
Предмет исследования: соотношение гендерных характеристик личности и групп (гендерных представлений, гендерных стереотипов, гендерных установок, гендерной идентичности) и моделей гендерных отношений, реализуемых на различных уровнях социальной реальности субъектами гендерных отношений.
Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений.
Психология гендерных отношений
Тезаурус терминологии гендерных исследований. — М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты . А. А. Денисова . 2003 .
Смотреть что такое «Гендерная психология» в других словарях:
Гендерная психология — раздел дифференциальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением. В гендерных исследованиях социальной психологии изучаются… … Википедия
Психология родительства — область психологии, направленная на изучение родительства как психологического явления. С психологической точки зрения родительство рассматривается как часть личности отца и матери. Изучаются особенности его развития в течение жизни (как ценности … Википедия
Психология мира — (англ. peace psychology) область исследований в психологии, связанная с изучением психических процессов и поведения, порождающих насилие, предотвращающих насилие и способствующих использованию ненасильственных методов, а также создание … Википедия
Психология труда — Психология труда раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком… … Википедия
Психология спорта — – это область психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления самых различных психологических механизмов в спортивной деятельности. Содержание 1 История возникновения 2 Задачи сп … Википедия
Психология восприятия — Психология восприятия раздел психологии, изучающий процесс формирования субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе… … Википедия
Гендерная компетенция — Гендерная компетенция это готовность личности к разрешению различных жизненных (профессиональных и бытовых)ситуаций, в которых возможно проявление гендерных стереотипов. Подобная готовность формируется на основе элементарных знаний из… … Википедия
Психология — Сюда перенаправляется запрос «Психолог». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия
Психология восприятия цвета — У этого термина существуют и другие значения, см. Психология восприятия. Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтвер … Википедия
Психология личности — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Психология личности раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент д … Википедия
Мужественность и женственность: разрушаем гендерные стереотипы
Гендерная психология. Разница мужчин и женщин
Отношения между мужчиной и женщиной – вечная тема и неиссякаемый источник загадок. Над разгадкой тайны: «Различия между мужчиной и женщиной» много веков бьются ученые и поэты, медики и психологи. Роль мужчины и женщины в обществе и в семье не обсуждает только ленивый. И все же гендерная психология содержит больше вопросов, чем ответов. Каковы признаки мужчины и лучшие качества женщины? Какой мужчина нужен женщине? Какие женщины нравятся мужчинам?
Над какой-то из этих дилемм, скорее всего, задумывались и вы. Популярность поисковых запросов на тему «Психология мужчин и женщин» еще раз подтверждает тот факт, что мы разные. Откуда берется разница мужчин и женщин? В науке по сей день нет полной ясности в этом вопросе. Существует множество интересных гипотез и предположений. А на уровне достоверных фактов, кроме всем известной Y хромосомы, направляющей развитие тела будущего ребенка в сторону маскулинности, учеными не найдена какая-либо существенная разница между мужчиной и женщиной.
Мужчины и женщины имеют практически идентичный мозг. Просто он по-разному работает. С точки зрения теории разделения функций, психология мужчин и женщин на протяжении столетий формировалась под влиянием разницы выполняемых обязанностей. Разный функционал требует разной подготовки, определяет развитие специфических способностей, особенностей поведения, качеств личности.
Перед нашими древними предками стояла одна основная задача – выжить. Роль мужчины и женщины – внести посильный вклад в решение этой общей задачи. Мужчины охотились и защищали. Женщины вели хозяйство и воспитывали детей. Для выполнения «мужских» обязанностей ценились такие качества мужчины как: смелость, решительность, настойчивость, выносливость. Чтобы выжить и накормить свою семью первобытному мужчине были остро необходимы хорошие физические данные, умение ориентироваться в пространстве, скорость реакции и определенный уровень агрессивности. Мужчина выстраивал стратегию.
Женские обязанности никогда не считались особо тяжелыми или опасными. Зато их всегда было много.
Женщине одновременно нужно следить за протеканием большого количества мелких процессов. Именно поэтому развивались качества женщин, связанные с эмоциональностью. Эмоции подают сигнал, если где-то что-то идет не так. Заплакал ребенок – тревога. Мужчина вовремя не вернулся с охоты – беспокойство. Женская психология развивалась в направлении чувствительности к многочисленным второстепенным факторам. Женщине нужна была интуиция.
Нашим предкам некогда было выяснять отношения между мужчиной и женщиной. Роль мужчины и женщины была четко определена. Каждый мужчина и каждая женщина знали свою функцию. Проблема: «Какой мужчина нужен женщине?» имела однозначное решение – тот, который выжил и принес больше еды. С другой стороны, привлекательность женщины глазами мужчины была единственным определяющим фактором для продолжения рода. Союз мужчины и женщины был заточен под выживание. Мужчина и женщина вместе боролись за жизнь, но каждый на своем фронте.
Представители эволюционной теории пола рассматривают взаимоотношения мужчины и женщины как противоборство изменчивости и стабильности. Настоящий мужчина обеспечивает прогресс. Характеристика мужчины – склонность экспериментировать, находить новые пути, обеспечивать приспособление к новым условиям. Правильный мужчина постоянно пробует, ищет, изобретает. Иногда эксперименты приводят к открытию, но нередко прорабатываются и тупиковые варианты. Именно поэтому среди мужчин самые яркие гении и наибольшее количество алкоголиков.
Роль женщины в обществе генетики связывают со способностью сохранить уже существующее и максимально точно передать потомкам модели поведения, доказавшие свою эффективность. Настоящая женщина не стремиться к заоблачным высотам, но и не пускается во все тяжкие. Она гарантированно выживает на среднем уровне способностей. Мужчина рискует, завоевывает, поражает воображение. Женщина – манит, притягивает, завлекает. Если рассматривать отношения между мужчиной и женщиной с этого ракурса, то разница мужчин и женщин становится очевидной. Становится понятным поведение женщины и объяснимым поведение мужчины.
Почему мужчины становятся женственными, а женщины — мужественными?
Современная гендерная психология претерпевает значительные изменения. Мужчина и женщина все чаще отказываются выполнять свои гендерные роли, ломаются тысячелетние гендерные стереотипы. Отношения между мужчиной и женщиной осложняются взаимными претензиями. Женщины сетуют, что настоящий мужчина стал исчезающим видом. Его все чаще заменяют «домашний мужчина», «ведомый мужчина» и «слабый мужчина».
Мужчины не перестают удивляться трансформациям понятия «женственность». Эмансипированная женщина ведет себя как мужчина. Мужественность постепенно поднимается все выше в рейтинге: «Лучшие качества женщины». Куда исчезла женщина, понимающая мужчин? «Женщины сильнее мужчин!» — гордо заявляют представительницы прекрасной половины человечества. Гендерные различия стираются, словосочетания «настоящий мужчина» и «настоящая женщина» все чаще произносятся с пренебрежительной интонацией.
Почему же современные мужчины становятся женственными, а женщины — мужественными? Причин несколько:
1. Генетические мутации и гормональные сбои определяют отношения между мужчиной и женщиной. На гормональный фон оказывают влияние наследственность, особенности работы щитовидной железы и надпочечников, воспалительные процессы, инфекционные заболевания. Не секрет, что гормональная терапия применяется при лечении многих заболеваний. Гормональные расстройства могут быть вызваны хроническим стрессом, курением и употреблением алкоголя, постоянным перееданием. Негативное воздействие оказывают излучение и вредное производство.
2. Неправильное воспитание искажает гендерные стереотипы. Современным мальчишкам негде перенять поведение мужчины. Малыши больше времени проводят с мамой. Воспитатели детского сада и школьные учителя – преимущественно женщины. И даже в вузе процент женщин преподавателей неизменно выше. Если же ребенок растет без отца, то и в семье он может взять за образец только качества женщины. Неуравновешенное, гиперопекающее женское воспитание подчиняет качества мужчины. Неадекватное поведение женщины может сформироваться, если девочка растет в неблагоприятных условиях, когда ей буквально приходится сражаться с бытовыми трудностями, принимать волевые решения, нести ответственность за младших братьев.
3. Вооруженные конфликты, напряженная политическая обстановка вносят коррективы во взаимоотношения мужчины и женщины. Когда воины заняты своими важными и опасными делами, роль мужчины берет на себя сильная женщина. А ведь мужчин и так по статистике меньше, они раньше умирают. Получается, с одной стороны, агрессивность – характеристика мужчины. А с другой – именно из-за этого своего качества мужчины чаще погибают. Тогда как качества женщины больше способствуют приспособлению.
4. Изменения сферы производства и рынка труда усугубляют гендерные различия. Инновационная техника и новые технологии не нуждаются в применении грубой мужской силы. А вот такие традиционные качества женщины как хитрость, внимание к деталям, интуиция, умение реагировать на мельчайшие изменения окружающей среды, часто приводят поведение мужчины к успеху. Женская психология хорошо проявляет себя в управлении персоналом и в деле экономии ресурсов. Становясь управленцем, почувствовав вкус к победе, женщина часто безвозвратно теряет свою женственность. Приходя домой, сильная женщина никак не может скинуть с себя роль мужчины и продолжает командовать, распоряжаться, давать указания.
5. Переизбыток свободного времени расшатывает роль мужчины и женщины. В современном мире перед людьми не стоит задача физического выживания. Женщине не нужно идти на речку, чтобы выстирать белье. Многие бытовые проблемы решает умная техника. Мужчине нет необходимости часами выслеживать мамонта. Продвинутый холодильник сам закажет продукты. Мужчина и женщина перестали понимать, зачем они нужны друг другу. Мужчина может выполнять роль женщины, а женщина – роль мужчины.
Как вернуть гармонию в отношения между мужчиной и женщиной?
Изменения, которые в настоящий момент претерпевает психология мужчин и женщин, не являются катастрофой. Не стоит поддаваться панике, наблюдая как смещаются гендерные роли. Все, что происходит, рано или поздно должно было произойти. Любое нововведение всегда имеет какую либо объективную причину. Роль мужчины и женщины меняется в ответ на вызов современной действительности. А значит, нужно учиться находить себя в новых обстоятельствах.
Рекомендации для женщин:
— Учитесь меньше обращать внимание на несовершенство мира. Стремление к идеалу, несомненно бывает полезным. Но иногда небольшое несовершенство вовсе не портит общей картины, а вносит в нее неповторимую прелесть. Разница между мужчиной и женщиной не повод для скандала, а прекрасная возможность взглянуть на ситуацию с другой точки зрения.
— Прекращайте перевоспитывать мужчин. Даже если ваши титанические усилия увенчаются успехом, результатами вашего труда может воспользоваться другая женщина. Чем пилить и бесконечно направлять мужчину, берите с него пример: получайте удовольствие от каждого момента жизни.
— Отвлекитесь от домашних хлопот и займитесь собой. Идеальную чистоту сантехники и выглаженное постельное белье в лучшем случае оценит дотошная свекровь. А каждый настоящий мужчина знает, что замученное выражение лица и дергающийся глаз – не самые лучшие качества женщины.
Рекомендации для мужчин:
— Следите за качеством отношений. Времена, когда женщину было достаточно завоевать один раз, давно прошли. Представьте, что вы открыли счет в банке. За своим вкладом нужно тщательно следить. Каждое ласковое слово и внимательный взгляд – инвестиция в счастливое будущее, крепкие и доверительные взаимоотношения мужчины и женщины.
— Не делайте вид, что ничего не происходит. Каждая спущенная «на тормозах» обида – огромная брешь, которая легко может потопить даже очень крепкий союз мужчины и женщины. Помните: женщины никогда и ничего не забывают. Отношения между мужчиной и женщиной – тонкая паутинка. Относиться к ней нужно бережно и внимательно.
— Смотрите глубже. Учитесь видеть ситуацию со стороны. Милые дамы большие мастерицы в деле всевозможных провокаций. А вот правильно просчитать последствия женщинам удается редко. В процессе выяснения отношений скандалистка может увлечься и тогда катастрофы не избежать. Мужчине не стоит реагировать на слова. Пытайтесь уловить настроение женщины, понять чего она хочет. Если вопрос не особо принципиальный, можно и подыграть. Где-то полезно обратить все в шутку, где-то переключить внимание. В любом случае старайтесь всеми силами удержаться на поверхности.
И в заключении хотелось бы еще раз обратить внимание на одну психологическую закономерность: отношения между мужчиной и женщиной не складываются тогда, когда один из партнеров теряет гармонию с самим собой. Недовольство отношениями – это, прежде всего, недовольство собой. Так что, сначала добейтесь внутренней гармонии, а уже затем беритесь за другого. Общая рекомендация для всех: не обращайте внимания на сложившиеся в обществе гендерные стереотипы. Не пытайтесь подогнать своего избранника под существующие стандарты. Определите свою собственную максимально комфортную для вас роль и позвольте партнеру дополнить ваши отношения по своему усмотрению.
Психология гендерных отношений
Содержание:
Психология гендерных отношений
Появлению и развитию этой проблемной области знания предшествовала традиция изучения проблемы отношений вообще и межполовых отношений в рамках психологии, социальной психологии и социологии. Психология гендерных отношений как интегративная область знания в рамках психологической науки использует знания в сфере психологии пола, в социологии опирается на социологию пола, а в социальной психологии — на такие ее разделы, как психология больших социальных групп, психология межгрупповых отношений и психология межличностных отношений.
Структура и система основных понятий психологии гендерных отношений задана несколькими уровнями анализа гендерных отношений.
Так, на макросоциальном уровне анализируются отношения в системе: «личность — общество, культура», «группа — общество, культура». Социально-психологическими детерминантами отношений этого уровня являются социальные представления, а детерминантами гендерных отношений — гендерные представления, как отражение полового символизма и доминирующей идеологии государства в сфере межполовых отношений.
На уровне межгрупповового взаимодействия отношения анализируются в системе «группа — группа». Детерминирующими (социально-психологическими) факторами отношений этого уровня выступают социальные стереотипы, а детерминантами межполовых отношений являются гендерные стереотипы.
На уровне межличностных отношений объектом анализа является система «личность — личность», «личность — группа». Социально-психологическими детерминантами отношений являются социальные установки, а гендерные отношения детерминированы гендерными установками.
На интраиндивидном (внутриличностном) уровне объектом анализа становится Я-концепция личности и соотношение личностной и социальной идентичности в ее структуре. Гендерный аспект внутриличностных проблем будет раскрываться через анализ гендерной идентичности, как составляющей социальной идентичности личности.
Таким образом, выделяется проблемное исследовательское поле психологии гендерных отношений, где объединяются основные элементы социо-психологической реальности: общественные структуры (культура, идеология), межгрупповое и межличностное взаимодействие и внутренний мир индивида. Гендерные отношения анализируются как реальные практики и модели межполового взаимодействия, детерминированные гендерными представлениями, стереотипами, установками и отраженные в сознании субъектов.
Психология гендерных отношений
Материалы по курсу «Психология гендерных отношений»
Краткое описание. Материалы содержат перечень вопросов для зачёта, темы эссе, требования к эссе, темы рефератов и требования к реферату, основная и дополнительная литература по курсу, список интернет-ресурсов. Разработаны в рамках дисциплины «Психология гендерных отношений», преподаваемой автором на кафедре психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена.
Перечень вопросов для зачета по курсу «Психология гендерных отношений»
Психология пола и ее значение в возникновении психологии гендерных отношений
Социология пола и ее значение в возникновении психологии гендерных отношений
Феминистская теория и ее значение в возникновении психологии гендерных отношений
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Роль женских исследований в возникновении психологии гендерных отношений
Роль гендерных исследований в возникновении психологии гендерных отношений
Теоретические основы психологии гендерных отношений
Теория социального конструирования гендера
Группы мужчин и женщин как субъекты гендерных отношений
Гендерные отношения в системе «группы — общество (государство)»
Гендерные отношения в межгрупповом взаимодействии
Гендерные отношения в межличностном взаимодействии
Внутриличностный уровень анализа гендерных отношений
Темы для эссе по курсу «Психология гендерных отношений»
Мой рабочий день в будущем (через 15 лет)
Мой идеал женщины — политического лидера
Возможно ли равенство полов в России?
Преимущества и недостатки следования стереотипу «Мужчина добытчик и профессионал; женщина — хранительница семейного очага и воспитательница детей»
Брак в начале XXI века: кризис или эволюция?
Является ли семья (семейные и домохозяйственные отношения) источником дискриминации женщин?
Социально-психологические последствия развода: различия для мужчин и женщин
В чем состоит основное значение мифов о мужчинах и женщинах?
«Кризис мужественности» — истоки, психологические состояния и средства преодоления
«Кризис женственности» — истоки, психологические состояния и средства преодоления
Требования к тексту эссе
Письменная работа в жанре эссе позволяет автору продемонстрировать его/ее способность использовать известные теории, концепции, подходы для анализа различных феноменов, а также реальных ситуаций поведения или взаимодействия людей.
Темы эссе, обычно, сформулированы в форме вопроса, либо в формулировке темы отражено некоторое противоречие. Поэтому при выборе вопроса по какой-либо тематике, прежде чем составлять план текста, следует убедиться в том, что вы правильно поняли суть проблемы, отраженной в названии. Далее необходимо будет выбрать вариант интерпретации или подхода, которому вы будете следовать. Автор должен продемонстрировать не только теоретические знания, но и умение их применить для анализа конкретной ситуации, сложившейся на практике.
Эссе должно иметь четкую структуру и включать следующие разделы:
основную часть (главы, разделы),
приложения (если они необходимы),
Введение
Цель введения заключается в обосновании актуальности темы и определении цели и задач эссе. Введениедолжно включать краткое изложение подхода к ответу на вопрос или проблему, обозначенные в названии. Полезно также дать краткие определения ключевых терминов, используемых в работе.
Основная часть
Обычно вопросы и задания, ставящиеся перед вами в процессе написания эссе, требуют аналитических ответов, т.е. поиска объяснения: почему что-то происходит (по какой причине) и как это происходит (процессы, механизмы), причем ответ требует не простого описания фактов или обобщения того, что сказано другими. Естественно, факты наряду с имеющимися точками зрения по данной проблеме представляют чрезвычайно важное значение. Тем не менее все это — лишь часть исходного материла, который используется вами при ответе, но не является ответом на сам поставленный вопрос.
Основная часть предполагает развитие вашей аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание вашего эссе, включающего четкую последовательность аргументации. Аргументы должны подкрепляться ссылками на основные положения выбранных теоретических подходов и концепций, на работы известных авторов, на конкретные данные эмпирических исследований. Полезно использовать собственный практический опыт, но при этом следует быть увереннным, что он соответствует рассматриваемой ситуации.
Заключение
Заключение представляет собой выводы, сделанные на основании материала, изложенного в работе. Заключительная часть эссе может включать краткое изложение ваших основных аргументов.
Главная задача при написании эссе заключается в том, чтобы выработать аргументацию, отшлифовать основные мысли и расположить их в строгой последовательности, сопровождая их иллюстративными материалами или вспомогательными данными и т.д.
Критерии, используемые при оценке эссе:
степень решения поставленных в эссе целей и задач;
степень аргументированности позиции;
логичность и последовательность изложения;
оригинальность и самостоятельность в изложении материала;
формулировка четких и конкретных выводов;
характер привлекаемой литературы;
корректность в оформлении ссылок на литературу.
Минимальный объем эссе (без учета титульной страницы, содержания и списка литературы) — не менее 15 страниц (ориентировочно 20000 — 25000 знаков). Минимальное количество привлекаемых источников должно составлять не менее 10 текстов, желательно использование иностранных источников.
Темы рефератов по курсу «Психология гендерных отношений»
Понятие «гендер» в современных гуманитарных науках
Психология пола и современная теория гендера
Гендерная психология и психология половых различий: сходство и отличия
Женские, мужские и гендерные исследования: общее и особенное
Женщины как большая социальная группа: основные характеристики
Трансформация социальных ролей мужчины в современном обществе
Трансформация социальных ролей женщины в современном обществе
Особенности социализации мужчин и проблема личностной и профессиональной самореализации
В чем «загадка женственности»? (по книге Б.Фридан)
А. Коллонтай как теоретик и практик феминизма
«Женский вопрос» в политической истории России
Современный американский феминизм — «равенство с различиями»
Мужчина и женщина, как трудящиеся на социалистическом производстве (сходство и различие)
Семейная политика в СССР
«Мужские» и «женские» профессии и сегрегация по полу
Деловая карьера женщин и феномен «стеклянного потолка»
Семья и карьера
Распределение гендерных ролей в современной семье
Женщина-политик — трудности и преимущества
Теория полоролевой социализации Э.Эриксона
Социокультурная репрезентация гендерных отношений
Социальный статус женщин: основные составляющие
Гендерные аспекты занятости и безработицы
Гендерная асимметрия политического участия
Кризис гендерной идентичности: причины и последствия
«Женский вопрос» в современной России
Дискриминация по признаку пола как социальная и социально-психологическая проблема
Категории «мужественность и женственность» в работах З. Фрейда
Требования к реферату
Реферат — это научная работа студента, поэтому тема реферата должна заключать в себе проблему. Под реферированием понимается анализ опубликованной литературы по проблеме, то есть систематизированное изложение чужих обнародованных мыслей с указанием на первоисточник и в обязательном порядке с собственной оценкой изложенного материала.
Тема реферата должна быть достаточно конкретной, она выбирается из списка, рекомендованного преподавателем; также возможен вариант самостоятельного выбора студентом темы, но ему следует эту тему согласовать с преподавателем.
Реферат должен содержать обобщение различных точек зрения по определенной теме. От обычного конспектирования научной литературы реферат отличается тем, что в нем излагаются (сопоставляются, оцениваются) различные точки зрения на анализируемую проблему и при этом составитель реферата определяет свое отношение к рассматриваемым научным позициям, взглядам или определениям, принадлежащим различным авторам. Исследовательский характер реферата представляет его основную научную ценность.
Реферат состоит из следующих основных частей:
списка использованной литературы (не менее 10 источников).
Во введении раскрывается значение и актуальность выбранной темы, определяется место проблемы в системе психологических знаний.
В основной части на основе анализа литературных источников излагаются и обобщаются различные точки зрения на исследуемую проблему, высказывается и обосновывается собственная точка зрения выполняющего работу.
В заключении формулируются краткие выводы по изложенному материалу и приводится собственная точка зрения на представленные в работе проблемы.
Объем реферата 12-15 страниц машинописного текста.
Список литературы по курсу «Психология гендерных отношений»
Основная литература
Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика. СПб., Изд-во «Алетейя». 2004.
Дополнительная литература
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
СПИСОК ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПО ГЕНДЕРНОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ
Источники
Людмилина, Юлия Как выйти замуж через Интернет / Юлия Людмилина. — М.: Попурри, 2005. — 946 c.
Артем, Толоконин Секреты успешных семей. Взгляд семейного психолога / Толоконин Артем. — М.: Вектор, 2014. — 886 c.
Вагин Психология выживания в современной России / Вагин, Игорь. — М.: АСТ, 2016. — 352 c.- Общая психология. Тексты. Введение. Том 1. Книга 2. — М.: Когито-Центр, 2013. — 728 c.
Доброго времени суток. Меня зовут Юлия и в настоящее время уже более 8 лет работаю психологом. Являюсь экспертом и хочу помочь всем посетителям сайта решать их задачи и проблемы.
Все данные для портала собраны с целью донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако, чтобы применить все — необходима обязательная консультация с профессионалами.