Содержание
- 1 Техника в психологии: круги близости
- 2 Психология круги отношений
- 3 Круги отношений
- 4 Психология отношений
- 5 Круги важности. Почему дети для родителей значат больше, чем родители для детей.
- 6 Упражнение «Круги взаимоотношений»
- 7 Психология круги отношений
- 8 КРУГИ ИНТИМНОСТИ
- 9 Круги близости: Диагностика происходящего в жизни
Техника в психологии: круги близости
«Круги близости» — это психотерапевтическая техника, которая была придумана Мэрилин Мюррей. Это удивительная и неординарная женщина, чьи бабушка и дедушка родились в Саратове, но в результате сталинских репрессий были вынуждены переехать в США. Долгое время она помогали людям, не будучи терапевтов. Она часто обращается в своих техниках к Богу, рассматривая его как принимающую родительскую фигуру. «Круги близости» помогают решить проблемы в общении с людьми, проблемы на работе, с деньгами и т.д.
- Возьмите 2 листа бумаги, на каждом из них нарисуйте по 5 кругов. Второй круг разделите на 2 части с помощью пунктирной линии.
- Представьте свою жизнь и расположите на нарисованных кругах близких для вас людей, работу, увлечения, домашних животных и т.д. На этом этапе важно быть максимально честным самим с собой.
- Сравните с тем, как на самом деле должны располагаться ваши близкие.
В первом круге должны находиться вы и Бог. Вы – это главный персонаж собственной жизни, созданный Богом. Понятие Бог не стоит воспринимать как что-то сугубо религиозное. Это то, что руководит вами.
Во втором круге должен находиться муж, жена или тот, с кем вы делите постель. Если в этот круг попадают дети и родители, то это говорит о психологическом инцесте. Если у вас нет любимого человека, это место нужно оставить пустым. Только в этом случае сюда может прийти партнер. Во второй части этого круга должны находиться маленькие дети, которые живут с вами.
В третьем круге должны находиться родители и взрослые дети. Если этот момент совпадает, то проблема сепарации решена.
4, 5, 6 круг – это место для домашних животных, хобби, работы, друзей и прочих вещей, которые заполняют вашу жизнь.
После этого необходимо проанализировать отношения с людьми, которые находятся во втором и третьем круге. Вызывают ли эти отношения у вас положительные эмоции? Делитесь ли вы переживаниями, приятно ли вам их видеть, общаться с ними?
Технику «Круги близости» удобно использовать как на начальном, так и на завершающем этапе психотерапии, чтобы оценить эффективность работы.
Уже доказано, что успеваемость влияет на самооценку школьника. С возрастом.
Что влияет на денежный поток и зависит ли его появление от человека? Деньги приходят в руки.
Выбор профессии для многих молодых людей (и не только молодых, но даже и зрелых) – вопрос.
Образ сильной женщины, которая «в горящую избу войдёт и коня на скаку остановит», уже давно перестал.
Первое свидание во многом определяет, как будут развиваться отношения между парнем и.
Согласно статистике, 2/3 людей выбирают профессию, ориентируясь на заработную плату. При этом половина.
Через общение с родителями ребенок познает мир.
Не все дети общительны и легко идут на контакт. Есть малыши, которые даже с собственными.
На терапию часто приходят мужчины, обессиленные отношениями с истеричными.
Для современного человека желание быть богатым закономерно. Популярность темы.
Порой отношения между людьми портятся из-за того, что они выражают свои эмоции в неподобающих.
На молодежных форумах част задают вопросы: «Как ласково называть девушку?», «Как называть.
Если интуиция подсказывает, что ваш партнер вам изменяет, а реальных доказательств.
Существует метод воспитания, который несет в себе и доброту, и строгость одновременно. При.
Подарки любят не только женщины. Мужчины тоже не против получить от своей половинки приятный сюрприз. Вот.
В психологических сообществах обычно негативно относятся к советам. Некоторые даже считают.
Психология круги отношений
Для построения здоровых взаимоотношений с людьми бывает полезно осознать, насколько близки вам эти люди, велики ли их влияние на вас и ваша степень ответственности за них. Впрочем, все это – близость, влияние и ответственность – обычно бывает взаимным, двусторонним. Когда мы на кого-то влияем, этот кто-то может в равной степени влиять на нас. Мы берем за кого-то ответственность, и кто-то в какой-то мере за нас тоже несет ответственность.
Ниже я привожу концепцию и упражнение из курса Мэ-рилин Мюррей «Круги близости, ответственности и влияния». В упражнении требуется расположить людей, с которыми у вас есть отношения, по кругам в зависимости от близости (интимности), ответственности и влияния. Очень важно при этом осознавать, в каком круге находитесь вы у себя сами.
На семинарах я обычно вначале предлагаю заполнить крути так, как люди чувствуют эмоциональную дистанцию с другими. Сколько бывает вариантов! В первый круг часто помещают кого угодно, и даже не людей, а работу, но не себя. Мамы «тащат» детей в первый круг, бабушки – внуков. И даже после того, как я объяснила правила заполнения кругов, одна моя слушательница сказала: «Я у себя все равно в 28-м круге». В этом случае она не сможет быть счастливой в любви. На ее лице можно было прочесть: «Я – жертва».
От одного весьма успешного человека я услышала фразу, которая мне очень понравилась: «Я у себя первый». Только при том условии будут ладиться и взаимоотношения и дела, если человек у себя первый. Это означает, что он сам несет за себя ответственность, он сам влияет на себя и находится в близких, гармоничных взаимоотношениях с собой.
Попробуйте с карандашом в руках поразмышлять, кто вам ближе, кто дальше. Воспользуйтесь ниже приводимой инструкцией и рисунком.
Круги интимности, ответственности и влияния
Если ты в этом круге помещаешь лишь себя, то ты будешь себялюбивым и эгоцентричным. Если ты в этот круг помещаешь только Бога, то ты станешь мучеником и бу-
дешь страдать от своей религиозности, это причинит вред твоему физическому и эмоциональному здоровью. Только ты сам можешь заботиться о своем здоровье. Если ты в этот круг поместишь кого-то кроме Бога и себя, то это нанесет тебе вред – эмоциональный, физический, духовный – и повредит твоим отношениям с другими людьми. Ты можешь сблизиться с любым другим человеком или даже с Богом только до той степени, до которой ты близок самому себе, до которой ты знаешь самого себя.
2. Родители и родные братья и сестры, если ты – ребенок.
2а. Супруг(а) или любимый человек, если ты взрослый.
26. Дети несовершеннолетние, если они живут с тобой.
Может быть больно, когда кто-то покидает круг 2. Или когда ты кого-то включаешь в круг 2, а он тебя в свой круг 2 не включает. Или когда в твоем круге 2 более одного взрослого, например, супруг и родитель, или возлюбленный, или взрослый ребенок и т.п.
3. Совершеннолетние дети, лети несовершеннолетние,
если они не живут с тобой, внуки, другие близкие род
ственники, а также очень близкие друзья, которым
Многие люди имеют множество друзей и знакомых, но не решаются рассказать им о своей жизни и чувствах. Зачастую у мужчин нет ни одного друга в круге 3, у них есть только приятели для рыбалки или других развлечений, коллеги по работе. Но нет никого, перед кем этот мужчина мог бы раскрыть душу. Такие мужчины ожидают, что их супруги будут находиться как в круге 2, так и в круге 3.
4. 5 и так далее. Родственники, друзья, коллеги по работе
В зависимости от частоты, с которой вы контактируете с этими людьми, вы помещаете их в соответствующий круг. Состав людей, входящих в эти круги, часто меняется, особенно когда вы путешествуете или переезжаете с места на место.
В эти круги также можно включить работу, животных и т.п.
Вы сами отвечаете за то, чтобы строить ваши отношения с людьми соответственно тому, в каком круге они находятся.
Способность человека повлиять на вас, вызвав при этом либо радость, либо боль, определяется тем, к какому кругу он принадлежит. Чем ближе к вам круг, тем сильнее влияние.
Как разобраться с теми, кто входит в круги 2 и 3
1. Отношения с этим человеком безопасны?
2. Готов (а) ли я рядом с ним оставаться ранимым и уязвимым человеком?
3. Доверяю ли я этому человеку?
4. Честен ли со мною этот человек?
5. Носят ли отношения с этим человеком односторонний характер?
6. Рассказываем ли мы друг другу о своих чувствах?
7. Уважаем ли мы друг друга?
8. Заботимся ли друг о друге?
9. Идут ли эти отношения на пользу обоим?
10. Приятно ли мне находиться рядом с этим человеком?
11. Радуется ли этот человек возможности побыть со мной?
12. Показывает ли этот человек, что ему приятно меня видеть?
13. Могу ли я рядом с ним оставаться «Естественным ребенком»?
14. Этот человек меня подбадривает и побуждает меня к тому, чтобы при нем я был(а) «Естественным ребенком»?
15. Рядом с этим человеком я доволен (а)/расслаблен (а) или ощущаю напряжение/тревогу?
16. Интересны ли мы друг для друга?
17. Какова история наших отношений? Делили ли мы друг с другом в течение продолжительного времени радость/ грусть/интересы?
Круги отношений
Круги интимности , ответственности и влияния.
Если вы хотите, чтобы ваша жизнь отличалась здоровым равновесием,
вам следует устанавливать личные границы и определять свои жизненные приоритеты.
Мэрилин Мюррэй
В продолжение темы взаимоотношений , мне хочется поделиться с Вами методом
известной американской основательницы лечения травм — Мерилин Мюррей, которая в своей терапии обозначила концепцию «Круги интимности, ответственности и влияния».
Итак, концепция М. Мюррей предполагает, что для создания здоровых отношений следует учитывать 7 кругов близости по отношению к самому себе.
Психология отношений
Мир вертится вокруг, какие-то образы, надоевшие, банальные. Стереотипы. Пустые слова.
«Отношения с противоположным полом – это работа».
Ты и так понимаешь уже, что необходимо приложить усилие. Но куда его прикладывать? Что с ним делать? Как так жить вообще? На какую кнопку нажать, чтобы все завертелось само собой, и произнесенная с глубокомысленным видом фраза о психологии отношений не вселяла ужас на грани паники.
Так хочется закрыть глаза и просто отрешиться. Снова неудача. Снова одиночество. Очередные отношения полетели к чертям.
Тебя пугает одиночество? Или же непонятно, почему то, что изначально показалось таким перспективным, рухнуло в одночасье?
Психология отношений. Бесцельные отношения — замкнутый круг
Все люди разные. Ты отправляешься на работу, ешь, пытаешься не уснуть по дороге и почти висишь на поручне. А если повезет – сидишь, зябко кутаясь в широкий шарф. И только мысли, мысли, мысли в голове.
Люди похожи на муравьев. Связанных между собой сложной паутиной отношений, в чьем характере и в чьих особенностях разобраться не получается. Маршрутка, автобус, вагон скоростного поезда в метро – это отдельно взятый концентрированный мир. Неприязни, динамики, ожидания. Только очень хотелось, чтобы в твоей ладони лежали родные, теплые пальцы. И тогда суета и шум ушли бы на десятый план.
Ты лежишь на кровати, закрыв глаза и закинув руки за голову. Отношения. Любовь. Верность. Ищешь точку опоры, чтобы перевернуть собственный мир. Люди одинаковые. Две руки. Две ноги. Голова, туловище. В большинстве своем. Но почему за искристым непостоянством глаз прячется что-то совсем разное? Что-то, сводящее с ума, непонятное, интересное. Ты уже понимаешь, что оно там есть – и просто не знаешь, что с этим делать.
Почему тебя тянет к определенному типажу?
Почему каждый раз отношения между мужчиной и женщиной рушатся, не успев начаться, и впереди только одиночество и безнадега?
Почему каждый раз так больно?
Мы не понимаем глубинных причин нашего поведения. Мы не понимаем психологии отношений между людьми. Все еще не понимаем, что связывает нас, таких одинаковых снаружи и вроде бы таких разных внутри. Делая шаг вперед, все больше запутываемся. Книги не помогают. Вопросы не находят ответа.
И после очередной неудачи начинаешь задумываться «а зачем оно мне»?
Ответ есть всегда. Просто мы не знаем, где его искать. Но если ты читаешь эти строки, знай, что ты близко. Как никогда. Ты ведь хочешь научиться определять характер возможных отношений с человеком с первого взгляда на этого человека? Тебе же важно не ошибиться снова? Ты же не хочешь чувствовать ненужную боль и скатываться в то, что ты называешь депрессией, а на самом деле это лишь плохие состояния, разрушающие тебя изнутри?
Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет безошибочно определять собственный курс в штормовом море отношений между мужчиной и женщиной. Она раскрывает глубинные причины поведения людей, раскрывая то, что спрятано настолько глубоко, что человек просто не осознает сам себя.
Психология отношений. Что у них на уме?
Невозможно спорить с утверждением, что отношения – это процесс или состояние, в котором задействованы как минимум две стороны. Может, больше. Но никак не меньше. Отношения с собственным «Я» — это отдельный разговор.
Но наш «мир двоих» — это то, что мы отстраиваем, опираясь на опыт, советы, книги, фильмы, соображения, мировоззрение, психологию… Взгляд человека на отношенияопределяется его набором векторов – характеристик, определяющих поведение, желания, потребности, стиль жизни… Определяющих все.
Согласно векторальному набору выбирается и партнер для отношений и сам ритм и стиль этих отношений. Будет ли это секс на одну ночь, или пару ждет долгое узнавание и счастливая совместная жизнь.
Психология отношений. Отношения сроком … одну ночь
Скорость жизни меняется. И то, что было нонсенсом еще в прошлом веке, сейчас становится нормой. Ранее секс вне брака считался аморальным, что уж говорить о таких коротких отношениях? Сейчас, в кожной фазе развития общества, мы почти принимаем это, хотя, конечно, не все.
Для людей с кожным вектором, стремящихся к изменениям, смене ощущений и впечатлений, в том числе и в любви, долгосрочные отношения никогда не станут ценностью. Для них важна экономия, время и скачки по саванне с целью выбиться в лидеры. Во всем. Они — изобретатели анонимных встреч, отношений без обязательств и пикапа. Для них главное — новые ощущения в постели и смена партнера (если не удается удовлетворить жажду к новому в рамках постоянных отношений). Как правило, противоположности притягиваются, и люди с кожным вектором сходятся со своими антагонистами — с анальниками, для которых семья и отношения представляют собой высшую ценность.
Отсюда «все бабы стервы», «все мужики козлы» и «да все они изменяют». Люди просто не понимают друг друга, не понимают потребностей друг друга, и, если нет глубокой работы в отношениях, разбегаются.
Психология отношений. С первого взгляда и на всю жизнь
Возможны ли в настоящее время отношения сроком «на всю жизнь»? Да. Семейные ценности еще важны (для людей с анальным вектором), хотя и видоизменяются под действием эпохи. Примерно для 20% населения семья остается главным условием душевного благополучия, и вариант «переспать и забыть» не для них. С одной стороны, они четко знают, что хотят («хочу замуж и детишек»), с другой — они тяжелее всего переживают измену («она меня предала») и чаще всего мстят за обиду.
Отношения для анального человека — это работа, счастье и самоцель одновременно. Они долго дозревают до всего: взять за ручку, поцеловать, впервые остаться наедине. Им нужно привыкнуть к партнеру, узнать его. Иначе, единственная реакция на изменения — ступор.
Для человека с анальным вектором важно постоянство. Они способны на глубокую привязанность и даже пылкость или страсть. Это образцы верности. Но если их обидеть, месть может быть неожиданно жестокой.
Психология отношений. Отношения с принадлежащим всем
А есть люди, которые в принципе выбиваются из всех принятых стереотипов. Мы можем их называть бабниками, помня о кожной тяге к смене партнеров, или со зрительным снобизмом говорить об их «аморальности». Это люди с уретральным вектором, единственные, от природы полигамные. Их суть и смысл существования — жизнь на отдачу. Они уникальны тем, что получают наслаждение, отдавая. Природная роль — роль вождя. Человек, вокруг которого формируется группа. Мужчина, которого все хотят, независимо от векторов и состояний.
Природные отношения для такого человека складываются с развитой кожно-зрительной женщиной, его музой. Со всеми остальными он может спать, может увлекаться, сходить с ума от «любви», но через некоторое время сходить с ума заново, увидев новые глазки. Вспомните Пушкина!
Психология отношений. Тон отношениям задает женщина
Кто бы что ни говорил, но ведет отношения между мужчиной и женщиной именно женщина. Анекдот о том, что женщина — шея, а мужчина — голова — небезоснователен. Мужчина существует ради продолжения себя во времени… с помощью женщины. Он готов быть рядом с ней и действовать ради нее. Женщина же (не зря называют «хранительница очага») своим поведением и видением отношений направляет их в нужное русло. Отношения — это всегда работа. Базирующиеся на влечении, они нуждаются в глубоком духовном понимании друг друга. Только забота друг о друге, глубокое понимание друг друга, помощь в наполнении нехваток, только приоритет — в близком человеке способны обеспечить долгосрочные, счастливые, гармоничные отношения. Базового влечения может хватить на три года. Далее без понимания и ощущения друг друга дело не сдвинется.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет определить, что именно нужно вам, вашему близкому человеку. Что нужно делать, чтобы сохранить ваш собственный мир двоих.
Послушайте, что рассказывает Ирина о том, как изменились её отношения и её понимание отношений после прохождеия тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана:
Путь к гармоничным счастливым отношениям начинается через себя
Круги важности. Почему дети для родителей значат больше, чем родители для детей.
Любопытное наблюдение сделали психологи.
Выяснилось, что психологически здоровый человек имеет чёткую внутреннюю иерархию важности окружающих его людей. Это так называемые круги важности.
Посмотрите на схему. Чем ближе круг к центру, тем он важнее для человека.
На первом месте для здорового человека всегда стоит он сам со своими мыслями, ценностями, желаниями.
На втором месте, как это ни странно звучит, находятся его деловые партнёры и сотрудники. Одним словом, это люди, благодаря которым человек зарабатывает средства к существованию.
Третье место занимает любимый человек (супруг, любовник). Это человек, с которым есть близкий духовный и телесный контакт.
На четвёртом месте по важности находятся дети. Многим это кажется неверным и странным, но, похоже, это действительно так.
На пятом месте — родители.
Что следует из этих кругов важности?
Если ваша внутренняя иерархия выглядит иначе (вы не согласны с этой схемой), это может означать, что у вас есть трудности в отношениях с собой и другими людьми.
Время от времени важность некоторых из кругов может меняться в зависимости от текущей жизненной ситуации. Однако, в целом такая структура кругов сохраняется.
Многие родители укоряют детей в том, что они отдаляются, когда подрастают. Но это вполне соответствует нормальной здоровой психологии человека. Ведь с определённого возраста для родителей дети являются более важными, чем родители для детей. Дети для родителей стоят на четвёртом месте, а родители для детей на пятом.
Жить для себя — это лучшее, что можно сделать для других.
Воспитывать детей следует так, чтобы они как можно скорее стали независимыми, сильными и самостоятельными, чтобы вы могли быстрее вновь заняться своими делами.
Родители, уверенные в том, что живут для детей, совершают большую ошибку. Нет ничего лучше для ребёнка, чем счастливый и реализовавшийся в жизни родитель. Что может дать ребёнку человек, у которого нет возможности быть собой? Чему он может научить своего ребёнка?
Занимайтесь своим ростом и развитием постоянно. Это крайне важно для ваших детей, вашего супруга, ваших деловых отношений и ваших родителей.
Упражнение «Круги взаимоотношений»
Целью данного упражнения является помощь подростку в осознании взаимоотношений (позитивных и негативных) с окружающими их людьми. Оно позволяет научить подростков обсуждать свои сложные переживания. Это упражнение особенно полезно при работе с подростками, подвергшимися насилию: оно может помочь разобраться в своих неоднозначных чувствах по отношению к насильнику.
Задание 1. Психолог и подросток пишут каждый на своём листе как можно больше слов, обозначающих чувства, переживания и их оттенки. Когда их фантазия истощается, каждый по очереди зачитывает то, что написал. Следует обратить внимание на то, какие чувства совпали, а какие – нет. Далее необходимо сконцентрировать внимание подростков на чувствах, в которых смешаны позитивные и негативные переживания.
Задание 2. На отдельном листе бумаги подросток рисует концентрические круги, в центре которых пишет «Я». Подростку необходимо вспомнить всех тех, кто играл или играет в его жизни значимую роль (как позитивную, так и негативную). После этого подросток должен распределить имена по кругам в зависимости от «близости», которую он ощущает к данному человеку. Психолог может обсудить с подростком как каждого человека, так и получившуюся диаграмму в целом.
Задание 3. На другой стороне листа бланка с «кругами взаимоотношений» подросток записывает те чувства, которые он испытывает к наиболее близким людям. Далее требуется обсудить проделанную работу.
Упражнение «Дача»
Данное упражнение помогает подросткам определить взаимоотношения с окружающими людьми.
Согласно заданию подросток представляет себе, что у него есть дача. На ней собрались и отдыхают, развлекаются самые разные люди. Следует попросить, чтобы испытуемый перечислил всех людей, которых он хотел бы там увидеть. На даче есть два домика, в которых могут расположиться гости. Подросток должен распределить, кто в каком домике будет жить, написать их имена. Можно предложить написать имена карандашами разного цвета. В заключение требуется определить (обсудить), кого из людей подросток считает, что должен взять, а кого действительно хочет видеть на этой даче.
Рекомендации к оформлению. Выводы по полученным результатам необходимо представить в соответствующих графах «Карты личностного развития подростка».
Рис. 5 Стимульный материал к упражнению «Дача»
Задание 4. Постановка психологического диагноза и Заполнение заключения
Цель: на основе полученных результатов исследования заполнить «Карту личностного развития подростка» с описанием возможного прогноза дальнейшего развития и рекомендациями родителям и педагогу по сопровождению ребёнка.
Вводные замечания. Данный этап логично завершить упражнениями, направленными на помощь подростку в анализе выделенной (определённой) проблемы. Например, упражнение «Метафора» позволяет не только проанализировать ситуацию, но и обдумать линию своего поведения и решиться на его изменение.
Упражнение «Метафора»
Задание. Следует привести примеры возможных метафор:
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
1. «Корзина с мусором» ─ иллюстрация того, как прошлое воздействует на настоящее. Объяснение сводится к тому, что в наших головах находится «корзина», в которую мы складываем «мусор» (воспоминания, мысли и чувства, причинявшие нам в прошлом боль и страдания). Если мы не вычистим эту корзину, то мусор будет постепенно накапливаться до тех пор, пока не начнёт вываливаться через край, создавая тем самым проблемы в настоящем. Это всегда происходит в самый неподходящий момент – когда мы меньше всего этого ожидаем. Чтобы этого избежать, необходимо время от времени «вытряхивать» эту корзину.
2. «Замок» ─ это иллюстрация того, как многие молодые люди замыкаются в себе. Они любят строить вокруг себя замки, вырывать перед ними глубокие рвы и «поднимать мосты», никого и ничего не допуская внутрь. Необходимо подумать, почему так получается, когда подросток начинает это строительство, и есть ли пути, по которым всё же можно проникнуть за стены замка. Другими словами, при каких условиях подросток снова сможет доверять людям. Можно предложить начать с того, что хотя бы открыть все окна в замке и опустить мост через ров.
3. «Кирпичная стена» ─это препятствия во взаимоотношениях людей. Что символизирует стена? С чем можно соотнести каждый кирпичик этой стены? Как можно разрушить эту стену?
4. «Цветы» ─ необходимость в проявлении заботы и нежной любви. Эта метафора позволяет поговорить о том, как много необходимо цветку, чтобы быть здоровым и хорошо расти (например, ему нужна вода, солнечный свет, постоянная забота о почве и т.п.) Соотнесите заботу о цветке с заботой о ребёнке. Что происходит, если цветок не получает всего, что ему необходимо? Что может произойти с ребёнком?
Используя различные варианты метафор, психолог получает возможность опосредованно, минуя психологические защиты подростка, обсуждать волнующие его темы.
Задание 5. разработка реабилитационной (коррекционной) программы
Цель: с учётом теоретических данных и результатов эмпирического исследования определить основные этапы и ведущие методы реабилитационной программы.
Рекомендации к оформлению сводятся к заполнению «Карты индивидуальной коррекционной работы с подростком» (см. прил. 19).
Задание 6. Составление каталога возможных упражнений для индивидуальной работы с трудными подростками
Цель – ознакомление с современным инструментарием проведения коррекционно-развивающей работы.
Рекомендации к оформлению. Каталог необходимо представить в виде таблицы.
Табл. 16. Каталог упражнений для проведения
реабилитационной работы с трудными подростками
Психология круги отношений
1. Этот круг предназначен для Вас и Бога. Если в этом круге только Вы – это может привести к эгоизму, нарциссизму и себялюбию. Если в этот круге только Бог, то вы можете стать мучеником, жертвой и будете страдать от своей религиозности. Только вы несёте ответственность за свое здоровье.
Вы сможете сблизиться с любым человеком только до той степени, до которой Вы близки самому себе, до которой Вы знаете самого себя. Если Вы в этот круг поместите кого-то кроме себя, то это нанесет Вам вред – эмоциональный, физический, психологический или духовный – и повредит Вашим отношениям с другими людьми, поскольку именно тот, кто находится в этом круге, несет всю ответственность за свою жизнь. В противном случае, Вашей жизнью управляет кто-то, но не Вы.
Если в этом круге находится еще кто-то кроме Вас, это означает, что, скорее всего Вы находитесь в слиянии с этим кем-то. Это может привести к созданию созависимых отношений. Так же велика вероятность того, что Вы не будите управлять своей собственной жизнью.
От том, как гармонично построить отношения между собой и Богом, очень четко и ясно изложено в молитве о душевном покое:
Боже, даруй мне разум и душевный покой
принять то, что я не в силах изменить,
мужество изменить, то, что могу,
и мудрость отличить одно от другого.
Жить заботами дня сегодняшнего,
радоваться мигу, в котором живу,
в невзгодах видеть путь, ведущий к покою,
принимать, этот грешный мир таким, какой он есть,
а не каким бы я его хотел видеть.
2а. Родители (если ты – ребенок) ИЛИ
Супруг(а) или любимый человек (партнер) (если ты – взрослый)
По близости ответственности и влиянию, если вы взрослый человек, здесь может находиться только Один любимый человек. Это круг интимности, здесь в здоровых отношениях, есть сексуальные взаимоотношения, а по природе это самые близкие отношения между двумя людьми, как на физическом, так и на эмоциональном и духовном уровне.
Если в этом круге находятся дети, родители, друзья, такие отношения нестабильны и дисфункциональны. Это не значит, что там есть секс. Это значит, что эти люди в эмоциональном плане становятся не на свое место и тогда возникает непонимание, скандалы, ссоры, хаос, измены, ревность…
Если у вас сейчас нет отношений, значит этот круг на данный момент пуст.
2б. Родные братья/сестры (если ты – ребенок) ИЛИ
Дети несовершеннолетние (если они живут с Вами)
Может быть больно: когда кто-то покидает круг №2; когда вы кого-то включаешь в свой круг №2, а этот человек вас в свой круг №2 не включает (или наоборот); когда в твоем круге №2 более одного взрослого, например супруг и родитель, или возлюбленный, или взрослый ребенок и т.п.
3. Совершеннолетние дети, дети несовершеннолетние (если они не живут с Вами), внуки, другие близкие родственники, а также очень близкие друзья. Это сфера для очень близких людей, которых вы готовы выслушать, посочувствовать, которым не страшно открыть свою душу. В этом кругу человек может быть самим собой, живет с ощущением полной безопасности, как душевной, эмоциональной, так и физической.
Однако у многих людей есть масса друзей и родственников, но нет желания раскрыться перед ними эмоционально. К примеру, у мужчины может быть много приятелей для рыбалки, бани, футбола, есть коллеги по работе и единомышленники в каких-то хобби и увлечениях, но среди них нет ни одного, перед кем мужчина мог бы раскрыть свою душу. Такой мужчина будет ожидать, что его жена будет находиться для него одновременно во 2-ом и в 3-ем круге.
4, 5 и так далее. Сюда можно отнести родственников, друзей, коллег по работе, единомышленников и так далее. Чем чаще общение, контактирование с этими людьми, тем в более ближний круг они помещаются. Состав, входящий в эти сферы, постоянно меняется, если человек много путешествует или меняет место жительства. В эти круги могут быть включены также и животные, работа и т.п.
За построение отношений с людьми, находящимися в разных сферах близости и влияния, человек отвечает сам.
В зависимости от того, в каком круге близости находится человек, изменяется его возможность и степень влияния на другого человека: чем ближе круг, тем масштабнее и сильнее влияние.
Так как же понять, какие люди могут принадлежать ко 2-му и 3-ему кругу влияния?
1. Отношения с этим человеком безопасны?
2. Можно ли позволить себе оставаться уязвимым и ранимым рядом с этим человеком?
3. Доверяю ли я этому человеку?
4. Честен ли со мною этот человек?
5. Носят ли отношения с этим человеком односторонний характер?
6. Рассказываем ли мы друг другу о своих чувствах?
7. Уважаем ли мы друг друга?
8. Заботимся ли друг о друге?
9. Идут ли эти отношения на пользу обоим?
10. Приятно ли мне находиться рядом с этим человеком?
11. Радуется ли этот человек возможности побыть со мной?
12. Показывает ли этот человек, что ему приятно меня видеть?
13. Могу ли я рядом с ним оставаться естественным, самим собой?
14. Этот человек меня подбадривает и побуждает меня к тому, чтобы при нём я был (а) “Естественным Ребёнком”?
15. Присутствует ли ощущение расслабленности рядом с этим человеком, или, напротив, ощущения тревожные и напряженные?
16.Интересно ли Вам друг с другом?
17. Какова история наших отношений? Делили ли мы друг с другом в течение продолжительного времени радость/грусть/интересы?
КРУГИ ИНТИМНОСТИ
Для построения здоровых взаимоотношений с людьми бывает полезно осознать, насколько близки вам эти люди, велики ли их влияние на вас и ваша степень ответственности за них. Впрочем, все это — близость, влияние и ответственность — обычно бывает взаимным, двусторонним.
Ниже я привожу концепцию и упражнение из курса Мэ-рилин Мюррей «Круги близости, ответственности и влияния». В упражнении требуется расположить людей, с которыми у вас есть отношения, по кругам в зависимости от близости (интимности), ответственности и влияния. Очень важно при этом осознавать, в каком круге находитесь вы у себя сами.
На семинарах я обычно вначале предлагаю заполнить крути так, как люди чувствуют эмоциональную дистанцию с другими. Сколько бывает вариантов! В первый круг часто помещают кого угодно, и даже не людей, а работу, но не себя. Мамы «тащат» детей в первый круг, бабушки — внуков. И даже после того, как я объяснила правила заполнения кругов, одна моя слушательница сказала: «Я у себя все равно в 28-м круге». В этом случае она не сможет быть счастливой в любви. На ее лице можно было прочесть: «Я — жертва».
От одного весьма успешного человека я услышала фразу, которая мне очень понравилась: «Я у себя первый». Только при том условии будут ладиться и взаимоотношения и дела, если человек у себя первый. Это означает, что он сам несет за себя ответственность, он сам влияет на себя и находится в близких, гармоничных взаимоотношениях с собой.
Попробуйте с карандашом в руках поразмышлять, кто вам ближе, кто дальше. Воспользуйтесь ниже приводимой инструкцией и рисунком.
Круги интимности, ответственности и влияния
Если ты в этом круге помещаешь лишь себя, то ты будешь себялюбивым и эгоцентричным. Если ты в этот круг помещаешь только Бога, то ты станешь мучеником и бу-
дешь страдать от своей религиозности, это причинит вред твоему физическому и эмоциональному здоровью. Только ты сам можешь заботиться о своем здоровье. Если ты в этот круг поместишь кого-то кроме Бога и себя, то это нанесет тебе вред — эмоциональный, физический, духовный — и повредит твоим отношениям с другими людьми. Ты можешь сблизиться с любым другим человеком или даже с Богом только до той степени, до которой ты близок самому себе, до которой ты знаешь самого себя.
2. Родители и родные братья и сестры, если ты — ребенок. 2а. Супруг(а) или любимый человек, если ты взрослый. 26. Дети несовершеннолетние, если они живут с тобой.
Может быть больно, когда кто-то покидает круг 2. Или когда ты кого-то включаешь в круг 2, а он тебя в свой круг 2 не включает. Или когда в твоем круге 2 более одного взрослого, например, супруг и родитель, или возлюбленный, или взрослый ребенок и т.п.
3. Совершеннолетние дети, лети несовершеннолетние, если они не живут с тобой, внуки, другие близкие род ственники, а также очень близкие друзья, которым можно раскрыть душу.
Многие люди имеют множество друзей и знакомых, но не решаются рассказать им о своей жизни и чувствах. Зачастую у мужчин нет ни одного друга в круге 3, у них есть только приятели для рыбалки или других развлечений, коллеги по работе. Но нет никого, перед кем этот мужчина мог бы раскрыть душу. Такие мужчины ожидают, что их супруги будут находиться как в круге 2, так и в круге 3.
4. 5 и так далее. Родственники, друзья, коллеги по работе и т.п.
В зависимости от частоты, с которой вы контактируете с этими людьми, вы помещаете их в соответствующий круг. Состав людей, входящих в эти круги, часто меняется, особенно когда вы путешествуете или переезжаете с места на место.
В эти круги также можно включить работу, животных и т.п.
Вы сами отвечаете за то, чтобы строить ваши отношения с людьми соответственно тому, в каком круге они находятся.
Способность человека повлиять на вас, вызвав при этом либо радость, либо боль, определяется тем, к какому кругу он принадлежит. Чем ближе к вам круг, тем сильнее влияние.
Как разобраться с теми, кто входит в круги 2 и 3
1. Отношения с этим человеком безопасны?
2. Готов (а) ли я рядом с ним оставаться ранимым и уязвимым человеком?
3. Доверяю ли я этому человеку?
4. Честен ли со мною этот человек?
5. Носят ли отношения с этим человеком односторонний характер?
6. Рассказываем ли мы друг другу о своих чувствах?
7. Уважаем ли мы друг друга?
8. Заботимся ли друг о друге ?
9. Идут ли эти отношения на пользу обоим?
10. Приятно ли мне находиться рядом с этим человеком?
11. Радуется ли этот человек возможности побыть со мной?
12. Показывает ли этот человек, что ему приятно меня видеть?
13. Могу ли я рядом с ним оставаться «Естественным ребенком»?
14. Этот человек меня подбадривает и побуждает меня к тому, чтобы при нем я был(а) «Естественным ребенком» ?
15. Рядом с этим человеком я доволен (а)/расслаблен (а) или ощущаю напряжение/тревогу?
16. Интересны ли мы друг для друга?
17. Какова история наших отношений? Делили ли мы друг с другом в течение продолжительного времени радость/ грусть/интересы ?
Круги близости: Диагностика происходящего в жизни
Когда чувствуешь дисбаланс в том, что происходит в твоей жизни, можно сделать этот тест и посмотреть на наглядную картину твоего бытия
После знакомства с Мериллин Мюррей по ее книге «Узник иной войны» я попала на тренинг, который проводила ученица Мэриллин у нас в городе. Тренинг был о близости, о том, что мы живем со своими родными и близкими, на самом деле, очень на расстоянии. И что не дает нам сближаться, и как, все-таки, стать ближе к себе, к супругам, к детям, к родителям. И как удерживать при этом свои границы.
На этом тренинге я узнала о таком замечательном инструменте как: «Круги близости, ответственности и влияния», о котором сейчас расскажу.
Итак, возьмите вот такой шаблон:
и расположите в нем все, что Вам близко. Это могут быть люди, животные, дела, работа, хобби. Делайте это спонтанно, так, как приходит в голову.
А теперь вот то, что на самом деле должно происходить в Вашей жизни. Вот, как это выглядит:
1-ый круг, центральный- в нем только Ты и Бог. Ты — потому, что вся эта жизнь — твоя, ты — самый главный актер в пьесе твоей жизни, которая написана совместно с Богом. В данном контексте прошу не напрягаться атеистов. Поместите вместо «Бог» в первый круг «Совесть», «Реальность», то, что как Вы считаете руководит всем в этом мире. Бог должен присутствовать как опора и безоценочно любящий и принимающий — Родительская фигура.
2-ой а круг — для мужа/жены, для того, с кем делите постель. Поэтому родители и дети, попадающие в этот круг говорят о проблемах, связанных с психологическим инцестом. Если супруга нет — это место должно быть пустым и не занятым. Тогда рано или поздно в него может придти партнер.
2-ой б круг — здесь должны быть несовершеннолетние дети, которые живут с вами.
3-й круг — для взрослых детей и родителей. Проблемы сепарации решены.
4, 5, 6 круги — это круги для друзей, работы, хобби, домашних питомцев еще множества всяких вещей, которыми заполнена ваша жизнь.
Дальше приведу один опросник, который поможет в работе с моделью «Круги близости».
Как разобраться с теми, кто входит в круги 2 и 3.
1. Отношения с этим человеком безопасны?
2. Готов(а) ли я рядом с ним оставаться ранимым и уязвимым человеком?
3. Доверяю ли я этому человеку?
4. Честен ли со мною этот человек?
5. Носят ли отношения с этим человеком односторонний характер?
6. Рассказываем ли мы друг другу о своих чувствах?
7. Уважаем ли мы друг друга?
8. Заботимся ли друг о друге?
9. Идут ли эти отношения на пользу обоим?
10. Приятно ли мне находиться рядом с этим человеком?
11. Радуется ли этот человек возможности побыть со мной?
12. Показывает ли этот человек, что ему приятно меня видеть?
13. Могу ли я рядом с ним оставаться «Естественным ребенком»?
14. Этот человек меня подбадривает и побуждает меня к тому, чтобы при нем я был(а) «Естественным ребенком»?
15. Рядом с этим человеком я доволен(а)/расслаблен(а) или ощущаю напряжение/тревогу?
16. Интересны ли мы друг для друга?
17. Какова история наших отношений? Делили ли мы друг с другом в течение продолжительного времени радость/грусть/интересы?
18. Какие у нас есть общие интересы?
19. Есть ли у нас общие ценности?
20. Как часто мы общаемся?
А вот как это иногда бывает:
Что можно сказать об этой модели?
- Самое первое — это созависимые отношения в семье, где жена не присутствует в своей собственной жизни. Зато ее много в жизни мужа.
- Если дочь совершеннолетняя, то она занимает не свое место, а место мужа. Здесь возможен «психологический инцест», такие дочки могут навсегда остаться в родительской семье или сбежать из нее в замуж.
- Работа находится на не предназначенном для нее месте, занимая позицию несовершеннолетнего ребенка. Иногда в такой ситуации детей нет вообще, ибо есть замена им — работа. Убиться и умереть на работе в таком случае очень просто. И ощущение несправедливости, что не признают и не продвигают может быть тоже очень сильным.
- Мать занимает правильное место в жизни женщины.
Есть у этого инструмента особая функция — меры близости. Когда чувствуешь дисбаланс в том, что происходит в твоей жизни, можно сделать этот тест и посмотреть на наглядную картину твоего бытия. Сделать выводы и заняться переустройством жизни. Будучи психологом самому себе. Н у и конечно, я всем желаю, чтобы в вашей жизни все было на своих местах, особенно вы! опубликовано econet.ru
Автор: Людмила Колобовская
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источники
Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 304 c.
Гангор, Марк Смех — лучший помошник в браке. Секреты жизни, любви и брака / Марк Гангор. — М.: София, 2014. — 288 c.
Жикаренцев, Владимир Движение Любви. Мужчина и Женщина / Владимир Жикаренцев. — М.: Эксмо, Валери СПД, 2016. — 192 c.- Гребнева, В. В. Теория и технология решения психологических проблем. Учебное пособие / В.В. Гребнева. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 192 c.
Доброго времени суток. Меня зовут Юлия и в настоящее время уже более 8 лет работаю психологом. Являюсь экспертом и хочу помочь всем посетителям сайта решать их задачи и проблемы.
Все данные для портала собраны с целью донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако, чтобы применить все — необходима обязательная консультация с профессионалами.