Содержание
Психология межнациональных отношений
Внимание! Неавторизованным пользователям страница не доступна!
По поводу подписки библиотек и др. организаций на онлайн-доступ к данной книге просьба обращаться с заявкой по электронному адресу [email protected]. В теме письма указывать «купить доступ на книгу». В письме необходимо указывать организацию, которая хочет приобрести доступ к книге.
Физическим лицам книгу можно купить через интернет магазин
Страница не доступна!
По поводу подписки библиотек и др. организаций на онлайн-доступ к данной книге просьба обращаться с заявкой по электронному адресу [email protected]. В теме письма указывать «купить доступ на книгу». В письме необходимо указывать организацию, которая хочет приобрести доступ к книге.
Физическим лицам книгу можно купить через интернет магазин
Межэтнические отношения
это вид межгрупповых отношений, касающийся взаимодействия этнических групп.
Межэтнические отношения – это не только отношения между группами (соперничество либо сотрудничество). В эту область нужно включить и отношения к группам, которые проявляются в представлениях о них – от позитивных образов до предрассудков. Отношения между группами могут возникать и без непосредственного взаимодействия между ними (этнический стереотип, распространение информации посредством СМИ). Степень влияния межгрупповых отношений на отношения межличностные зависит от того, насколько включенные в них люди воспринимают себя и других (и/или воспринимаются другими) прежде всего как членов какой-либо группы.
Этническая идентичность
это составная часть социальной идентичности, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической группе.
Компоненты этнической идентичности
В когнитивный компонент этнической идентичности группы входят самоназвание, этнодифференцирующие признаки (внешность, происхождение, язык, территория), знания о культуре группы.
Аффективный компонент – это отношение к собственной общности, оценка качества собственной группы, своего места, значимость членства в группе. Он состоит из этнических аттитюдов – эмоционально – оценочных установок (нравиться/не нравится).
Этноцентризм – это тенденция оценивать мир с помощью собственных культурных фильтров. Формами этноцентризма является противопоставление и сопоставление.
Этнические стереотипы – упрощенные этнические образы (категории), отличающиеся высокой согласованностью в группе.
Уровни и характер межэтнических отношений
Выделяются два уровня межэтнических отношений — личностный и групповой.
Характер межэтнических отношений (дружественный, нейтральный, конфликтный) складывается в зависимости от исторического прошлого, социально-политической обстановки в той или иной стране, от экономических и культурно-бытовых условий жизни, непосредственной конкретной ситуации или заинтересованности в общении. На личностном уровне он в решающей степени зависит от индивидуально-психологических качеств людей.
Межэтнические отношения проявляются в установках и ориентациях на межэтнические контакты в разных сферах взаимодействия, в национальных стереотипах, в настроении и поведении, поступках людей и конкретных этнических общностей. Межэтнические установки и ориентации формируются в процессе социализации личности в семье, учебных заведениях, коллективах, в ходе соседского и дружеского общения.
Чрезвычайно важную роль в развитии межэтнических отношений играют национальные интересы, осознаваемые народом и личностью потребности в национальном, этническом развитии.
Феноменологически различаются феномены межэтнической напряженности (крайняя форма – конфликт) терпимости и толерантности.
Межэтническая напряженность рассматривается как характеристика нарушения гомеостаза (равновесия) социальных систем. В соответствии с теорией социальных изменений Т.Парсонса, межгрупповая напряженность возникает в случаях изменения установившегося равновесия в балансе обмена между группами как элементами социальной системы. Это происходит сразу же, как только одна из сторон организуется по какому-либо новому социальному признаку, например, этническому. Происходят внутрисистемные изменения и начинаются новые отношения, которым с самого начала не суждено обойтись без противоречий. В соответствии с этим положением межэтническая напряженность – это итоговое нарушение баланса взаимоотношений на всех уровнях поликультурного общества, в результате которого происходит раскол массового сознания на множество этнических идентичностей, и межэтнические отношения переструктурируются согласно новым социальным условиям. От того, насколько тесно связаны между собой подсистемы общества, зависит скорость иррадиации напряженности внутри него.
Межэтнический конфликт
Эскалация межэтнической напряженности ведет к Межэтническому конфликту.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Межэтнический конфликт – любая форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по принципу этнических различий.
В чистом виде, по мнению Тишкова, этнополитических конфликтов не бывает. Случаев, когда один народ вступает в противоборство с другим исключительно по этническим соображениям, практически не известны. Наукой не доказано, что такие антагонизмы вообще существуют в человеческой природе. Источником межэтнических конфликтов в большинстве случаев служат не этнические, а социально-экономические и политические противоречия. Однако в нарастание межэтнического конфликта неизбежно включаются негативные этнические стереотипы, возрастающий этноцентризм, актуализируется националистическая идеология. При этом резко затрудняется урегулирование межэтнических конфликтов. Это урегулирование возможно лишь при экстренном удовлетворении базовых интересов конфликтующих сторон, миротворческой позиции национальных лидеров, снижении значимости объекта межэтнического конфликта.
Причины межэтнических конфликтов
По мнению проф. Л.М. Дробижевой в основе межэтнической напряженности лежат процессы, связанные с модернизацией и интеллектуализацией народов России. Вследствие этого в престижных профессиях нарастала конкуренция между титульными национальностями и русскими. Также у многих народов сформировались свои ценности и представления, не совпадавшие с ценностями и представлениями русских в этих республиках (русские ехали в республики помогать , поэтому чувствовали себя выше, чем титульные народы).
По мнению С. Хантингтон в основе межэтнической напряженности лежит столкновение цивилизаций — урбанизация, образование и широкая доступность информации порождают новые потребности и способы их удовлетворения. Но реальные возможности таких обществ растут медленнее, чем потребности людей. Несовершенство политической системы, неспособность её решать противоречия, ведут к конфликтам.
Теория депривации (Депривация – процесс сокращения и/или лишения возможности удовлетворять основные жизненные потребности индивидов или групп). К поиску «образа врага» приводит не только плохое материальное положение. Исследователи переносят акцент именно на ожидания и ориентации, реализовать которые оказывается невозможно. Теория депривации связана с предыдущими теориями. В частности, здесь используется общая схема возникновения конфликта:
новые потребности -> удовлетворить невозможно -> конфликт
Но у Хантингтона «виноваты» правительства, а в теории депривации – сами люди.
Этническая терпимость и толерантность
Терпимость в таком контексте должна рассматриваться как наличие нейтрального (не позитивного) отношения к чужой этнической группе.
Этническая толерантность понимается не просто как отсутствие негативного, а скорее как наличие позитивного или участного отношения к иной этнической группе, т.е. как готовность контактировать с представителями этой группы такими, какие они есть, при сохранении, однако, позитивного отношения к своей группе. Толерантность «это не просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, но одновременно и отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон».
Психология межэтнических отношений
Обращаясь к анализу психологической линии детерминации необходимо остановиться на рассмотрение, лежащих в ее основе когнитивных процессов. По мнению российского историка Б.Ф.Поршнева, психологические детерминанты межгрупповых отношений проистекают из материалов человеческой истории, из процессов, связанных с идентификацией индивида с группой, начиная с самых истоков становления человечества как социальной общности. Согласно его гипотезе, субъективное «мы» появляется, когда люди повстречались и обособились от каких-либо «они». В концепции Б.Ф.Поршнева речь идет о процессах категоризации (на «мы» и «они»), социальной терминологию британских исследователей А.Тэшфела и Дж.Тернера. Употребляя разные термины, они выдвигают общий психологический принцип, согласно которому дифференциация (оценочное сравнение) категоризуемых групп неразрывно связана с другим когнитивным процессом – групповой идентификацией (осознанием принадлежности к группе). Или, по выражению Б.Ф. Поршнева: «всякое противопоставление объединяет, всякое объединение противопоставляет, мера противопоставления есть мера объединения».
Позиции советского и британских исследователей не полностью совпадают. Б.Ф. Поршнев настаивает на первичности «они» по отношению к «мы», т.е. на первичности межгрупповой дифференциации. Мнение А Тэшфела прямо противоположное: идентификация предшествует дифференциации.
Единый процесс дифференциации/идентификации приводит к формированию социальной и этнической идентичности. Этническая идентичность – это результат процесса самоотождествления субъекта с одной или несколькими этническими группами на фоне дифференциации от других этнических групп, выражающийся в чувстве общности с членами той группы, с которой происходит отождествление, и восприятии как ценности ее основных характеристик. Т.Г. Стефаненко пишет, что «этническая идентичность – это составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности; этническая идентичность – это не только осознание, но и восприятие, оценивание, переживание своей принадлежности к этнической общности». Г.Г. Шпет и Л.С. Выготский термин этническая идентичность связывали с термином «переживание». Этническую идентичность индивида следует рассматривать как переживания отношений Я и этнической среды – своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других.
В качестве структуры этнической идентичности британский ученый Мартин Баррет выделяет 2 блока: когнитивный и аффективный. В.Н. Павленко и С.А. Таглин выделяют 3 блок этнической идентичности – поведенческий компонент – приверженность традиционному образу жизни, специфическим формам жизнедеятельности, соблюдение этнических традиций, обрядов.
Общепризнанным считается положение о том, что этническая идентичность формируется к подростковому возрасту.
В книге «Современная этнопсихология» коллективом автором были выделены 3 фазы этнической идентификации:
1. Фаза этнодифференциации. Осознание особенностей своей общности, отличие «мы» от «они».
2. На второй фазе складываются представления о национальном характере, психическом складе, темпераменте типичного представителя общности.
3. Фаза формирования национального идеала.
Вовлеченность в социальную жизнь и культурную практику этнической группы является важным компонентом становления и функционирования этнической идентичности. Позитивная этническая идентичность способствует ощущению психологической безопасности и стабильности.
Межгрупповые отношения состоят из неразрывной связи конфликтов и сотрудничества, но главные проблемы для любого общества вносятся многочисленными конфликтами. Исследователи предлагают разные классификации этнических конфликтов. При классификации по целям, которые ставят перед, собой вовлеченные в конфликт стороны в борьбе за ограниченные ресурсы, их можно подразделить на:
1. социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского равноправия (от прав гражданства до равноправного экономического положения);
2. культурно-языковые, при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка и культуры этнической общности;
3. политические, если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав (от автономии местных органов власти до полномасштабного конфедерализма);
4. территориальные – на основе требований изменения границ, присоединения к другому – «родственному» с культурно-исторической точки зрения – государству или создания нового независимого государства (см. Ямское, 1997).
В.А.Тишков дает определение «. этнического конфликта как любой формы гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий» (Тишков, 1997, с.476). При таком понимании конфликта он оказывается стадией крайнего обострения противоречий, проявляющейся в конфликтном поведении, и имеет точную дату начала – как начала противоборства.
1. 1.Объективная конфликтная ситуация.Противоречие между группами, имеющими несовместимые цели в борьбе за ограниченные ресурсы (территорию, власть, престиж), оказывается лишь одной из стадий конфликта – той стадией, которую обычно называют объективной конфликтной ситуацией, которая характеризуется межэтнической напряженностью.
2. Если объективная конфликтная ситуация осознана, даже случайные события из-за присущей межэтническим отношениям эмоциональности, а порой и иррациональности, могут привести к конфликтному взаимодействию как наиболее острой стадии конфликта.
3. Психологи выделяют и еще одну стадию конфликта – его разрешение или урегулирование.
Итак, под этническим конфликтом в широком смысле слова понимается любая конкуренция между группами – от реального противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции – во всех тех случаях, когда в восприятии хотя бы одной из сторон противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов.
В психологии межэтнических отношений исследуются три основные проблемы: как конфликты возникают, как протекают и как их можно урегулировать.
Во многих странах мира уже многие десятилетия существуют службы, нацеленные на разрешение этнических конфликтов. Например, в США начиная с 50-х гг. анализ этническихконфликтов организован в рамках Службы общинных отношений. В нашей стране конфликтологические аналитические центры и исследовательские группы возникли только на рубеже 90-х гг., и предметом практических исследований стали прежде всего этнические конфликты, с целью выявления эффективности тех или иных стратегий при урегулировании конфликтов разной степени интенсивности и масштабности. Обычно выделяется три основные стратегии разрешения этнических конфликтов на макроуровне:
1) применение правовых механизмов. Изменение всего в полиэтнических государствах. В обществах, где привилегии между группами распределяются неравномерно (между латышами и русскими в Латвии), должны быть предприняты усилия для внесения способствующих гармонизации межэтнических отношений изменений в социальную структуру. С психологической точки зрения очень важно разрушить социальные барьеры между группами, что обычно способствует изменению законов, общественных институтов и т.п.
2) переговоры. Организация посредничества в ведении переговоров с субъектами конфликтов. Миротворческие миссии с участием психологов проводились в разных регионах бывшего СССР: в Приднестровье, Латвии, на Кавказе. Во многих из них наряду с отечественными специалистами участвовали зарубежные конфликтологи, имеющие большой опыт работы в «горячих точках». Так, весьма действенной формой института посредничества оказалась российско-британская миротворческая акция, проведенная в 1991 г. на Северном Кавказе, так как в этом случае удачно совместилась «непредвзятость зарубежных специалистов, высокая степень доверия к ним со стороны непосредственных участников конфликта и основательное знание ситуации отечественными исследователями» (Гостев, Соснин, Степанов, 1996, с. 113).
3) информационный путь. Подразумевает взаимный обмен информацией между группами с соблюдением условий, способствующих изменению ситуации. Психологи должны участвовать в выборе способов подачи информации в средствах массовой коммуникации при освещении острых конфликтов, так как даже нейтральные с точки зрения стороннего наблюдателя сообщения могут привести к вспышке эмоций и напряженности.
При урегулировании этнических конфликтов необходимо учитывать следующие психологические моменты:
1. отказаться от подхода, согласно которому конфликты достойны внимания лишь тогда, когда они разразились и стали материалом сенсационных репортажей. Подход в освещении конфликта должен быть ориентирован на информационное содержание, а не на сенсационность, «. на создание ясной и сбалансированной (по крайней мере многогранной) картины конфликта, его истоков, природы и возможных путей разрешения» (Браун, Файерстоун, Мицкевич, 1994, с.43).
2. Участие психологов в проектах по повышению психологической компетентности членов конфликтующих групп. Социально-психологическая информация дает представление о процессах, влияющих на межэтнические отношения, о психологическом понимании конфликта. Предоставление такой информации основано на предположении, что знакомство людей с тем, как психологические явления влияют на их восприятие и поведение по отношению к «чужакам», содействует гармонизации межэтнических отношений.
3. Предоставлении информации о сходстве и различиях между культурами и их представителями способствует улучшению отношений между ними. В качестве примера успешной программы можно привести проект «Как прекрасно, что мы разные», осуществленный с целью смягчения напряженности между иммигрантами и местными жителями в Нидерландах. Проект включал знакомство двух общин с культурой и особенностями ментальности друг друга: в течение года в газетах и электронных средствах массовой коммуникации было помещено большое количество материалов на эти темы.
4. Представители разных психологических теорий предлагают разнообразные методы урегулирования межгрупповых конфликтов, в том числе и этнических.
5. По мнению З.Фрейда, надо пытаться так изменить направление человеческой агрессии, чтобы она не обязательно находила свое выражение в виде войны. В этом может помочь установление эмоциональных связей между людьми через идентификацию, понимаемую Фрейдом как достижение общности чувств (см. Фрейд, 1992).
6. Подход КЛоренца. Он вводит понятие «переориентированная агрессия», которая, с его точки зрения, способна предотвратить социально вредные проявлений агрессии. Например, может быть использована культурно-ритуализированная форма борьбы – спорт. Но самыми мощными силами, противостоящими агрессии, австрийский исследователь считает: личное знакомство людей разных наций, так как именно анонимность облегчает прорывы агрессивности; воодушевление людей одним идеалом.
7. Концепция Т.Адорно, который считает, что личность авторитарного типа формируется в процессе семейной социализации, а общество способно повлиять на тип отношений между родителями и детьми. В послевоенные годы в Европе произошли значительные изменения в характере семейных отношений. На смену строгости и эмоциональной сухости пришли отношения более непосредственные и свободные.
8. М.Шериф предложил «простое лекарство для лечения» межгрупповых конфликтов – введение надгрупповых целей, имеющих равную привлекательность для обеих групп, но достичь которых они могут, только объединив усилия. Например, решение экологических задач, ликвидация последствий стихийных бедствий, борьба со смертельными болезнями.
9. Психологи школы Тэшфела основную стратегию урегулирования конфликтов видят в уменьшении и в устранении различий между своей и чужой группами. Сверхцель подобного подхода – общество, лишенное культурных, расовых и других межгрупповых различий, целое общество, пораженное «цветовой слепотой».
10. Введение дополнительных идентичностей для членов противоборствующих групп. Французские психологи использовали этот способ после окончания второй мировой войны, создавая франко-германские клубы для школьников и формируя спортивные команды из представителей двух народов. Идентификация с командой оказывалась очень значимой для детей, а влияние этнической идентичности уменьшалось.
Данные психологические подходы способствуют переориентации человеческой агрессии, установлению более естественных отношений между родителями и детьми, объединению людей вокруг общих целей, уменьшению влияния на человеческие взаимоотношения грубых механизмов межгруппового восприятия и перемещению центра тяжести на отношения межличностные. И для достижения этих целей необходимо использовать возможности всех рассмотренных моделей, вне зависимости от того,
Лекция 6. Национально-психологические особенности представителей различных этносов
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Национально-психологические особенности представителей народов России
СПЕЦИФИКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ
( Особенности межэтнической напряженности как социально-психологического феномена)
1. Психология межэтнических отношений
2. Результаты контактов с другими этногруппами
3. Последствия контактов с другими культурными группами
4. Психология социальной и межэтнической напряженности
5. Толерантность — интолерантность
Нации на Земле живут не обособленно, а по соседству одна с другой, часто даже вперемежку. Они вступают в контакты, направленные на сотрудничество и взаимный обмен достижениями науки, культуры, производственного опыта.
Межнациональные контакты могут превращаться из конструктивных, всем выгодных, в деструктивные, способствующие возникновению недоверия во взаимоотношениях.
На межгосударственном уровне эти контакты регламентируются международными соглашениями. Внутри одной страны они определяются законодательством, моральными и нравственными нормами, традиционными формами взаимодействия с представителями других этнических общностей.
Контакты между нациями являются результатом определенной конкуренции, т.е. отношений соревнования за обладание материальными и духовными ресурсами, необходимыми для их жизнедеятельности.
Конкуренция обусловлена политическими факторами и ограниченностью средств для жизни людей.
Признавая друг друга конкурентами, нации прибегают к таким видампротивостояния как конфликт, соперничество, соревнование.
Среди них идет постоянное соперничество за развитие торговли, экономики, производства и сбыта продукции, обладание и использование природных богатств. Каждая нация стремится защитить свои интересы.
Соревнование является неизбежной формой взаимоотношений наций в силу того, что в обществе существует ограниченное количество материальных и других ресурсов. В ходе межнациональной конкуренции могут возникать противоречия, т.е. разногласия между общностями.
Межнациональные противоречия могут иметь различное содержание.
Наиболее сложными и неразрешимыми являются материальные противоречия. Те из них, которые носят политический характер, напр., стремление нации к политическим изменениям, включая самые радикальные — создание независимого государства, являются деструктивными и дестабилизирующими социальными факторами.
Успешность межнациональных отношений зависит от территории, которая может быть общей или своей лишь для одной из наций. Напр., в Дагестане проживают 40 народов, которые считают территорию своей республики общей. С другой стороны, есть нации, считающие, что их территория должна принадлежать только им самим.
Наконец, эффективность межнациональных отношений зависитот
частоты и глубины контактов; относительного равенства прав; численного
отношения наций и этнических групп; явных различительных характеристик, к которым относятся язык, психология, религия.
Межнациональные контакты могут осложняться в силу различий культурного характера. Разница как в вербальных, так и в невербальных формах общения людей, принадлежащих к разной культуре, ведет к неверному истолкованию чувств, намерений, мотивов партнеров по общению.
Различают четыре возможных результата контактов с представителями других этнических общностей.
1.Человек не принимает по каким-то соображениям свою культуру и
ориентируется на иные этнические ценности и стереотипы поведения. Этот тип поведения
можно назвать конформным,а его носителя в психологии именуют «перебежчиком».
Он встречается обычно тогда, когда человек с детства воспитывается в другой этнической общности, а потом отказывается возвращаться к своему народу.
2. Человек не воспринимает или отбрасывает чужую культуру, преувеличивая
значимость собственной. Этот тип людей называют «националистами».И хотя в
последнем отражается определенный негативный смысл, такое поведение является
распространенным и закономерным, поскольку совершенно очевидно, что интересы
своей нации и ее культура всегда более предпочтительны.
3. Человек колеблется между двумя культурами. Его принято называть
«маргиналом».Такой тип поведения и личности довольно часто встречается в местах
совместного компактного проживания разных национальных общностей. Иногда к таким
людям относятся как к несколько ненормальным, «ущербным». На самом деле это
просто результат длительного влияния нескольких культур.
4. Человек как бы синтезирует в себе две культуры. Психологи называют этот
тип людей «посредниками»,каковыми они и являются на самом деле, поскольку в силу
длительного проживания человека в среде двух народов каждый из них стал для него
одинаково родным и знакомым.
Межнациональные отношениямогут осуществляться на межгрупповом уровне, т.е. между этническими общностями в целом, что может приводить к четырем видам последствий. С. Бокнервыделил четыре максимально общие категории последствий межкультурного контакта для группы:
— геноцид,т.е. уничтожение конкретной нации;
— ассимиляция,когда одна национальная общность постепенно перенимает (
или принуждается к их принятию) обычаи, традиции и т.д. другой доминирующей
группы, вплоть до полного растворения в ней;
— сегрегация,когда группа и ее члены, сохраняя свою культуру, отказываются
от контактов с другой; когда группы существуют раздельно;
— интеграции,когда группы сохраняют свою этническую идентичность, но
объединяются в единое целое на другом значимом для них основании, т.е. одновременно
устанавливают тесные контакты между собой.
В значительной степени противоречия могу т быть также связаны с потерей независимости, территориальной целостности, отсутствием взаимопонимания и доверия между людьми.
На микроуровне эти трудности чаще всего объясняются подозрительностью, языковыми барьерами, искусственно созданными препятствиями на пути контактов и связей, обмена информацией, достижениями науки, культуры, игнорированием национальных традиций, обрядов, обычаев.
Внутренние барьеры на пути межнационального общения и взаимодействия -это препятствия психологического характера, проявляющиеся в форме неуверенности, страха, враждебности, подозрительности и т.д., которые часто возникают в ходе делового, семейно-бытового и межличностного взаимодействия.
Межэтническая напряженность,т.е. состояние неприязни, недоверия, взаимных претензий и неудовлетворенности, возникает или может появляться периодически между любыми нациями, постоянно или временно контактирующими между собой.
Она зависит от ряда факторов:
— истории развития межнациональных отношений, исторической памяти о
характере взаимоотношений народов на разных ее этапах ( часто эти отношения
принимают вид постоянной межэтнической напряженности );
— уровня экономического развития сторон, занимаемого представителями
разных народов положения в системе производства и собственности ( производственной
специализации, преобладания представителей определенной национальности в професси
ональных и социальных группах, доминирования различных форм собственности, уровня
жизни и т.д.);
— структуры культурного развития нации — преобладания сельского или
городского населения, уровня образования и профессиональной квалификации;
Психология межэтнических отношений
Одним из ключевых моментов нынешней ситуации является появление национального насилия или угрозы его применения. Однажды примененное насилие становится фактором общественного сознания, повергает народы в состояние взаимной подозрительности
и вражды. Насилие или даже его угроза немедленно стимулирует массовость, делает ситуацию трудноуправляемой и непредсказуемой.
Особенно остро стоит проблема межнациональных отношений в республиках Северного Кавказа. Северный Кавказ — это один из немногих регионов Российской Федерации. И, как всякий регион, он имеет свои отличительные черты, которые, в свою очередь, и формируют специфические проблемы. Первоочередные, насущные вопросы некоторых регионов России могут совпадать, однако на Северном Кавказе они имеют ярко выраженную индивидуальность. Причиной этого является довольно пестрая мозаика народов, культур и конфессий. Поэтому на передний план выходит проблема взаимоотношений народов, живущих на данной территории. Доказательством тому служит тот факт, что подавляющее количество межнациональных конфликтов имело место именно здесь.
С незапамятных времен на Северном Кавказе сталкивались интересы различных государств, идеологий и религий. Поле для маневра было более чем обширным. Внести раскол в противоборствующий лагерь не составляло особого труда. Кавказ не представлял и не представляет собой какого-либо монолитного образования. Пожалуй, единственной чертой всех кавказцев являются социальные нормы поведения. Однако и этот фактор не может служить цементирующим началом, так как основным его элементом является ярко выраженный индивидуализм горцев.
Вооруженные столкновения, войны происходили здесь с удивительной периодичностью. В основном это были конфликты из-за плодородных земель и пастбищ, но практически никогда они не проходили под знаменем национализма.
Однако сейчас надо признать, что мы сталкиваемся именно с проявлениями национальной вражды, которая является вдохновителем, движущей силой межнациональных столкновений. Экономический аспект отодвигается аспектом политическим. Идея превосходства одной нации над другой, идеи собственной исключительности, создание образа «чужого», стремление решить свои проблемы за счет других — вот основные мотивы межэтнических конфронтации дня нынешнего.
Люди обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и, если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из них определенно ошибается. Однако такое утверждение неверно. Любому акту познания, общения предшествует установка, означающая определенное направление личности, состояние готовности к определенной деятельности. Установки такого рода существуют и в сфере человеческих взаимоотношений. Сталкиваясь с человеком, принадлежащим к определенной нации, мы
заранее ожидаем от него определенного поведения. Предвзятое, т. е. не основанное на свежей, непосредственной оценке каждого явления, а выведенное из стандартизованных суждений и ожиданий, мнение о свойствах людей и явлений называется стереотипом. Стереотип — неотъемлемый элемент обыденного сознания. Стереотип может быть истинным и ложным. Его суть в том, что он выражает отношения данной социальной группы к определенному явлению. Так, образы попа, купца или работника из связок всех народов четко выражают отношение трудящихся к этим социальным типам.
И в национальной психологии существуют такого рода стереотипы. Любая нация интуитивно ассоциируется с тем или иным образом. Хотят того люди или нет, они неизбежно воспринимают и оценивают чужие обычаи, традиции, формы поведения, прежде всего, сквозь призму своих собственных обычаев. Такая склонность рассматривать явления и факты чужой культуры, чужого народа называется этноцентризмом. То, что каждому человеку ближе свои обычаи, а чужие кажутся не только странными, но и неприемлемыми, является вполне естественным. Проблема возникает лишь тогда, когда эти различия выводятся в главное качество и превращаются во враждебную психологическую установку по отношению к какой-то этнической группе. Это и есть этническое предубеждение. М. Горький в книге «Жизнь Клима Самгина» писал: «Когда русский украдет, говорят: «Украл вор», а когда украдет еврей, говорят : «Украл еврей». Почему? Потому что в соответствии со стереотипом (еврей — жулик) внимание фиксируется не столько на факте воровства, сколько на национальности вора». Такими же классическими стереотипами пользуются во многих сферах: «лицо кавказской национальности», «чеченский след» и др.
Таким образом, наше восприятие действительности построено на определенных стереотипах, которые передаются нам из поколения в поколение. Поэтому и других людей, другие народы мы оцениваем при помощи все тех же стереотипов. В прошлом эти установки были весьма живучи. Это объяснялось отсутствием необходимой объективной информации о других народах. Наши знания были весьма скудны, поэтому мы пользовались теми шаблонами, которые составлялись людьми, имевшими непосредственный контакт с представителями других наций. Зачастую их оценки были весьма далеки от действительности. Сегодня, в век информации, мы могли бы разрушить сложившиеся стереотипы, естественно, при наличии целенаправленной миролюбивой политики. Но такая постановка вопроса абсолютно невыгодна большинству политиков. Наоборот, средства массовой информации в их руках часто служат укреплению старых и созданию новых стереотипов. Цели очевидны. Все наши предубеждения и сте-
реотипы практически не способны вызвать к жизни межнациональные столкновения. Но они являются своеобразным топливом для их разжигания, именно той последней соломинкой, которая переламывает спину быка. Стереотипы формируют образ чужого, врага, оправдывают действия своей стороны, нас охватывает праведный гнев. Мы идем защищать справедливость от злых и коварных недругов. Однако большинство войн и конфликтов было порождено не ложными представлениями и отнюдь не негативными национальными стереотипами, а реальными экономическими, политическими, социальными причинами.
Согласно теории Геллиера, национализм — это, прежде всего, политический принцип, требующий, чтобы политические и национальные единицы совпадали. Нарушение этого принципа, недостаточность политических и государственных институтов, гарантирующих развитие нации и ее культуры, вызывают обострение националистического чувства и мощные движения протеста. Всюду, где есть такие нарушения, конфликт потенциально неизбежен.
Национализм — это особое историческое состояние, соответствующее периоду индустриализации, переходному этапу. Национализм вовсе не признак отсталости общества: он расцветает в условиях достаточно высокой грамотности, появления национально-интеллектуальной элиты и потребности в квалифицированных кадрах. Национализм приходит и уходит, когда для него складываются определенные исторические обстоятельства. Происходит национальное «пробуждение», массы крайне болезненно ощущают несоответствие между возможностями и состоянием своей национальной культуры, обеспеченностью ее средствами политической власти. В такой период национализм крайне чувствителен, агрессивен.
По словам Геллиера, национализм — дитя новой формы общественных отношений, ориентированной на создание новых национальных культур, каждая из которых стремится быть защищенной собственным государством. Но таких культур слишком много, а места под солнцем слишком мало. И в этом заключается основной конфликт эпохи национализма.
Традиционные механизмы и институты решения межнациональных вопросов
Ярко выраженных межнациональных проблем на территории нынешней КЧР в прошлом практически не существовало. Основные противоречия, возникавшие между народами данной территории, были сконцентрированы на главном богатстве того времени — земле. В условиях малоземелья этот вопрос являлся первостепенным для каж-
дой этнической общины. Установление контроля над плодородными землями и пастбищами одними народами фактически ставило в зависимость остальные народы. Поэтому расценивать столкновения, например, кабардинцев могли балкарцы другого общества и наоборот.
Однако механизмы разрешения конфликтов само собой существовали. Одним из таких институтов являлось аталычество. Аталычес-тво подразумевало под собой передачу детей на воспитание в другие семьи. Широко практиковалась отдача детей на воспитание в семьи других народов. Например, осетины и карачаевцы отдавали своих детей кабардинцам и наоборот. Ребенка отдавали с малых лет. Срок его пребывания в доме аталыка (т. е. лица, принявшего ребенка на воспитание) определялся для мальчика — 8-13 годами, а для девочки — до 12-13 лет. При завершении срока воспитания аталык дарил воспитаннику парадную одежду, коня, оружие и возвращал его в родной дом. Семья воспитанника устраивала по этому поводу большие торжества, преподносила аталыку и его семье дорогие подарки. Аталычество, таким образом, являлось одной из форм искусственного родства и способствовало укреплению связей не только между семьями, но и между народами.
В связи с расширением межэтнических контактов значительное развитие получило куначество. Кунаки постоянно находились в дружеских отношениях. Куначество могло завязываться при первых же встречах. Для этого давались клятвы быть верными, как родные братья, обменивались подарками и т. д. Кунаков отныне связывала взаимопомощь и участие в важнейших делах друг друга. В ряде случаев кунак заменял детям умерших родителей.
Сложившаяся в XIX в. на Северном Кавказе обстановка значительно усилила распространение куначества как между горцами, так и между горцами и русскими.
Куначество играло в жизни народов Северного Кавказа важную роль. Благодаря этому институту развивались экономические, культурные и брачные связи, взаимно обогащались культура и быт как горцев, так и народов всего Кавказа. Существовали и другие формы, способствовавшие налаживанию межэтническихконтактовиустране-нию противоречий, например, карачаево-балкарский тере. Слово тере означает почетное место в доме. Формирование тере способствовало процессу феодальной раздробленности и междоусобицы. Предметом постоянных забот тере были также вопросы суверенитета и территориальной неприкосновенности, войны и мира, укрепления дружественных отношений с соседними народами. Однако перестройка общественной жизни горцев на основе государственного управления и внедрения царского административного права подорвала все тере.
Однако не феодальные междоусобицы определяли взаимоотношения народов Северного Кавказа. В основном между трудовыми слоями народов поддерживались мирные и добрососедские отношения. Этому во многом содействовало установление родственных отношений. Известно, что феодальные владетели заключали между собой династические браки. В таком родстве друг с другом находился целый ряд кабардинских, западно-адыгских, абазинских, дагестанских, карачаевских, балкарских и ногайских владетелей. Браки совершались и между простыми людьми. Важное место в укреплении дружественных отношений между различными народами имело куначество и аталычество.
Владетели разных народов приглашались в качестве посредников для разрешения различных внутренних споров, связанных с внешнеполитической обстановкой. Установление мирных взаимоотношений между феодальными правителями объективно сказывалось на отношении между народами.
На основе укреплявшихся торгово-экономических, политических, добрососедских и иных связей между народами усиливалось и развивалось их культурное сотрудничество и взаимообогащение. В
результате всего этого сложилось много общих черт в материальной и духовной культуре, развитию которой способствовали сравнительно одинаковые экономические и социально-политические условия. Это четко прослеживается в предметах хозяйственного и домашнего обихода, в национальной одежде и пище, декоративном искусстве, в празднествах, в семейном и общественном быту.
О длительных и тесных связях свидетельствует также и словарный фонд кавказских языков. В каждом языке встречается масса слов, заимствованных у близких и далеких соседей. К тому же, народы Северного Кавказа владели языками соседей. Особенным даром полиглота отличались абазины.
Все сказанное свидетельствует о том, что при всей раздробленности и разобщенности постепенно складывались условия, объективно способствовавшие укреплению добрососедских отношений и дружбы между народами. Показателем этих дружественных связей, взаимовлияния и взаимоотношения материальной и духовной культуры являлось сходство быта и нравов, социальных и общественно-политических институтов.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источники
Немов, Р. С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния / Р.С. Немов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 892 c.
Хухлаева, О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция. Учебник и практикум / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. — Москва: Наука, 2015. — 424 c.
Солодников, В. Социология социально-дезадаптированной семьи (+ CD-ROM) / В. Солодников. — М.: Питер, 2019. — 463 c.- А.А. Шутценбергер Практические занятия по психогенеалогии. Раскрыть семейные секреты, отдать долги предкам, выбрать свою собственную жизнь / А.А. Шутценбергер. — М.: Класс, 2016. — 128 c.
Доброго времени суток. Меня зовут Юлия и в настоящее время уже более 8 лет работаю психологом. Являюсь экспертом и хочу помочь всем посетителям сайта решать их задачи и проблемы.
Все данные для портала собраны с целью донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако, чтобы применить все — необходима обязательная консультация с профессионалами.