Психология отношений курс лекций

Самое интересное и полезное на тему: "Психология отношений курс лекций" простым и понятным языком. Мы собрали полную информацию по теме и постарались раскрыть тему во всех деталях. Если появились вопросы - задавайте их в комментариях.

Психология взаимоотношений

Психология семейных отношений. Курс лекций

СТАДИИ РАЗВОДА

Вторник, Сентябрь 17th, 2013

Развод — это смерть отношений, вызывающая самые разнообразные, но почти всегда болезненные чувства. Р. Кочюнас в книге «Основы психологического консультирования» для описания развода воспользовался моделью Кюблер-Росс. 1. Стадия отрицания. Первоначально реальность происходящего отрицается. Обычно человек затрачивает на близкие отношения много времени, энергии и чувств, поэтому трудно сразу смириться с разводом. На этой стадии ситуация развода […]

ФАКТОРЫ, РАЗРУШАЮЩИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Понедельник, Сентябрь 16th, 2013

В современной европейской семье психологически развод — это не просто распад брачных отношений, это дестабилизация всего жизненного уклада. 475 Перечислим причины роста разводов: □ изменение функций семьи, а именно хозяйственной (экономической) стороны. Женщина может зарабатывать больше, чем мужчина, и становится как бы более независимой; □ успехи в борьбе за равноправие полов (феминизм); □ отсутствие негативных […]

КОНЦЕПЦИИ И ФОРМЫ РАСПАДА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Воскресенье, Сентябрь 15th, 2013

Семейные отношения возникли давно, и не случайно сложилось так, что в семье нужны и мать, и отец. Но, к сожалению, семейная жизнь — не всегда источник радостей, она не может всегда протекать ровно и гладко, есть немало семейных трудностей. Как и в любой динамической системе, в семье имеются периоды, называемые кризисными, во время которых обостряются […]

ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Суббота, Сентябрь 14th, 2013

Подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни — неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем еще совсем недавно считалось, что молодой человек по достижении определенного возраста уже полностью готов к созданию семьи. Однако многочисленные социологические и педагогические исследования убеждают нас в том, что это не так, и поэтому […]

Пятница, Сентябрь 13th, 2013

Формирование установки на вступление в брак и деторождение. Предназначения семьи. Готовность к браку. Образовательно-операциональная подготовка. Коммуникативные умения, владение психотехникой общения и саморегуляцией. Нравственно-ценностная подготовка.

СЕКСУАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА

Пятница, Сентябрь 13th, 2013

В основу данного подхода положена трехфазовая модель сексуальных расстройств: расстройства, связанные с нарушением фазы возбуждения, такие как импотенция и подавленное женское возбуждение, нарушения, связанные с фазой оргазма, такие как преждевременная эякуляция, замедленная эякуляция у мужчин и подавленный женский оргазм, а также с нарушением фазы влечения1. Сексуальное влечение функционально связано 443 С возбуждением и оргазмом и […]

СТАДИИ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Среда, Сентябрь 11th, 2013

Сексуальные отношения являются неотъемлемой частью жизни человека. Благополучное сексуальное развитие есть основа построения «здоровой» интимной жизни. Формирование сексуальности начинается с пренатального периода и проходит по всем жизненным фазам. В этой связи подробно рассматриваются стадии психосексуального развития и формирования сценария, которые ложатся в основу дальнейшей жизни. Многие психологические проблемы взрослого человека и сексуальные расстройства не являются […]

ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Понедельник, Сентябрь 9th, 2013

Понятие «гендер» в психологии — это социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Так как «пол» является биологической категорией, то социальные психологи часто ссылаются на биологически обусловленные гендерные различия как на «половые различия»1 при объяснении поведения, умственных способностей, личностных особенностей, анализе условий развития представителей разных полов. Термин «гендер» первоначально был […]

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ ПОЛОВ

Суббота, Сентябрь 7th, 2013

Деловой мир, мир бизнеса, традиционно считавшийся мужским, активно и успешно осваивается женщинами. Создаются различные движения, учебные программы, печатаются публикации по проблеме защиты прав женщины в политико-экономическом мире, например, движение феминисток, междисциплинарный курс «Эволюция женской личности», журнал «Psychology of Women Quarterly» в США. В нашей стране данная проблема разрабатывалась не с точки зрения восстановления прав женщины […]

СЕКСУАЛЬНАЯ СИМВОЛИКА РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА

Среда, Сентябрь 4th, 2013

Проблема отношения полов всегда была актуальна в сфере супружеских взаимоотношений. Разные авторы, размышляя на эту тему, акцентировались на разных ее сторонах: полоролевые стереотипы, половой диморфизм, психология половых различий, психология сексуальности, понятие-представление о маскулинности и феминности. В обыденной жизни люди, взаимодействуя друг с другом, накапливают богатый психологический опыт. Таким образом, первоначально знания житейской психологии существуют неотрывно […]

Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений: Курс лекций / Л.Б.Шнейдер. — М.: Апрель-Пресс, 2000. — С. 479-485.

4. Андреева, Т. В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В.Андреева. — СПб.: Речь, 2004. – С.144-158.

5. Андреева, Т.В. Психология современной семьи / Т.В.Андреева, 2005 (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова)

6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ (с изм. и доп. федеральных законов от 15.11.1997 № 140-ФЗ, от 27.06.1998 № 94-ФЗ, от 02.01.2000 № 32-ФЗ). – М. Юристпруденция, 2002. – С.3-9, 26-37. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова)

Дополнительная:

1. Бровкин, А.В. Семья и закон в вопросах и ответах / А.В.Бровкин, И.А.Еремичев, Э.Л.Страунинг. — М.: Щит-М, 2002. – С.3-121.

2. Ребенок в карусели развода: психология благополучного развода в семье с детьми / С.К.Нартова-Бочевер [и др.]. – М.: ТП, 1998. — С.3-222.

3. Словарь практического психолога / [сост. С.Ю.Головин]. – Минск: Харвест, 1997. – С.234-238.

4. Землянкая, М. Решение семейных конфликтов. Психологический практикум / М.Землянкая. — М.: ЭКСМО, 2003. – 288с.

5. Райгородский, Д.Я. Психология семьи: учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экологии и журналистики / Д.Я.Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2002. – 752с.

6. Видра, Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от терапии к надежде. По страницам научных трудов Гельмута Фигдора / Д.Видра. – М.: Институт Психотерапии, 2000. – 224с.

Семинарское занятие №8

Тема: Родительство в аспекте перинатальной психологии

Проблемный вопрос:

1. Какие факторы влияют на становление материнства?

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика представлений о родительстве.

2. Психологическая поддержка в период беременности. Подготовка к родам. Психологическая готовность к материнству.

3. Психологическая готовность к отцовству. Роль будущего отца.

4. Психологическая подготовка родителей к рождению ребенка.

5. Психологическое сопровождение родительства. Родительская школа как психотерапевтическая группа.

Читайте так же:  Девушка лев и парень лев совместимость

Практические задания:

1. Подобрать практический материал по психологическому сопровождению семьи и родительства. Оформить данный материал в папку-портфолио.

2. Составьте аннотации, тезисы или конспекты трех статей, предложенных ниже:

· Авдеева, Н.М. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. — № 4. — 1997 (1992).

· Брутман, В.И. Некоторые результаты, обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных / В.И.Брутман, М.Г.Панкратов, С.Н.Ениколопов // Вопросы психологии. — № 5. – 1994.

· Брутман, В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности / В.И.Брутман, М.С. Радионова // Вопросы психологии. — № 6. — 1997 — С. 38-48.

· Брутман, В.И.Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов / В.И.Брутман, Г.Г. Филиппова // Вопросы психологии — № 1. — 2002.

· Брутман В.И.Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов / В.И.Брутман, Г.Г Филиппова, И.Ю. Хамитова // Вопросы психологии.- № 3.- 2002 — С.110-118.

· Лосева, В. Страхи вокруг беременности / В.Лосева, А.Луньков // Психологическая консультация. — 1998. — №1. — С.21-34.

Составить словарь терминов:психологическая поддержка, беременность, готовность к рождению ребенка, пренатальное материнство.

Основная литература:

1. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В.Овчарова. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – С.98-180, 308-358.

2. Овчарова, Р.В. Психология родительства / Р.В.Овчарова. – М.: Академия, 2008. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова)

3. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л.Б.Шнейдер. — М.: Апрель-Пресс, 2000. — С. 259-307.

Дополнительная:

1. Рыжков, В.Д. Практическая психология женских капризов / В.Д.Рыжков. – СПб: Лань, 1998. – С.3-256.

2. Симкин, П. Гид по беременности / П. Симкин, Д. Вэлли, Э. Кепплер. – М.: Фаир-Пресс, 2003. – С.5-301.

3. Словарь практического психолога / [сост. С.Ю.Головин]. – Минск: Харвест, 1997. – С.274-275.

4. Спок, Б. Разговор с матерью / Б.Спок. – Киев: Варта, 1990. – С.3-42. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова)

5. Райгородский, Д.Я. Психология семьи: учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экологии и журналистики / Д.Я.Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2002. – 752с.

Психология взаимоотношений

Психология семейных отношений. Курс лекций

СПЕЦИФИКА СУПРУЖЕСКОГО КОНФЛИКТА

Суббота, Август 10th, 2013

В семье существуют силы сплочения, оказывающие сопротивление изменению структуры, и силы распада, толкающие к изменениям. Равновесие существует в том случае, если силы сплочения преобладают над силами распада. В духе такого подхода авторы дают определение группового (например, семейного) конфликта: «Это состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествовавшему равновесию. Конфликт — это генератор новых структур», — утверждают […]

СЕМЕЙНЫЕ ССОРЫ

Вторник, Август 6th, 2013

Семьи бывают разные: полные и неполные, благополучные и неблагополучные и др. В одних семьях обстановка спокойная и доброжелательная; в других семьях жизнь превращается в поток 224 Непрерывных ссор, ссоры становятся частью жизни семьи. Люди изматывают ссорами друг друга, страдают и болеют от них — тем не менее ссоры повторяются день за днем. Складывается впечатление, что […]

АДАПТАЦИЯ СУПРУГОВ В СЕМЬЕ

Понедельник, Июль 29th, 2013

Термин «адаптация» в широком смысле слова понимается как приспособление к окружающим условиям1. При этом особо выделяют социальную адаптацию как «интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к […]

ПРОФИЛИ БРАКА, ТИПЫ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ДЕТЕРМИНАНТЫ

Четверг, Июль 25th, 2013

Когда Зевс и Гермес, облачившись в покровы смертных, странствовали по окраинам Вифинии, все двери города оказались запертыми, никто не пожелал приютить их. На склоне холма, возвышавшегося над поразительно негостеприимным городом, они обнаружили скромную хижину Филемона и Бавкиды, бедной пожилой супружеской пары, которая приняла их с большой приветливостью. За ужином хозяева заметили, что вино в их […]

ПРИЧИНЫ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ И К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Вторник, Июль 23rd, 2013

Дэвид Бернс приводит причины отрицательного отношения к себе и жизни, которые являются «разрушителями» эмоциональных отношений. Наиболее распространенные среди них: 1. мышление категориями черно-белых крайностей; 2. склонность к высокому уровню обобщений («так происходит всегда», «вечно ты пристаешь», «никогда я этого не смогу»); 3. применение отрицательного фильтра, концентрация на неудачах, ошибках и промахах, постоянная критика; 4. преуменьшение […]

УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Пятница, Июль 19th, 2013

Эмоциональные отношения не являются постоянными и неизменными, поэтому исследователи подчеркивают необходимость разумной организации взаимоотношений в браке. С. Д. Лаптенок отмечает, что факторы, «связывающие супругов в их союзе, распределяются так (по нисходящей линии): общность духовных интересов и супружеская любовь; сексуальная совместимость; любовь к детям; супружеский долг; семейный уют и материально-жилищные условия». М. Т. Кузнецов перечисляет некоторые […]

ИСТОЧНИКИ И СТИЛИ ЛЮБВИ

Понедельник, Июль 15th, 2013

Психологи знают немногое о любви, «а то, что мы пишем о ней, — говорит З. Рабин, — создано лучшими поэтами и романистами». Такое понятие, как «любовь между мужчиной и женщиной», в дальнейшем мы будем называть просто «любовью». Дискуссионным остается вопрос об этической правомерности изучения такого интимного феномена, как любовь. В качестве парадоксального примера используют исследование, […]

РУССКИЙ ЭРОС (КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ОБЗОР)

Воскресенье, Июль 14th, 2013

Интересный обзор концепции русского Эроса проведен В. П. Шестаковым1. Приведем его подробнее. Автор пишет, что русская философия любви XIX века чрезвычайно бедна. Он указывает на единственное исключение — статью Н. Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous». В ней Чернышевский отмечает такую особенность русского характера: русский мужчина там, где ему нужно проявить решительность в отношении к […]

ФЕНОМЕН ЛЮБВИ И ЕЕ ТИПЫ

Воскресенье, Июль 14th, 2013

Понятие «любовь» — одно из немногих слов, выражающих почти абсолютную абстракцию (наряду с «истиной», «богом» и др.). То, что в понятие «любовь» люди вкладывают разное значение, не вызывает сомнений. Однако «индивидуальная» любовь имеет право на существование, как право на жизнь имеют и различные психофизические субстанции под названием «человек». Вряд ли найдется человек в летах, утверждающий, […]

МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИМПАТИИ

Пятница, Июль 12th, 2013

В своем исследовании Л. Я. Гозман выделяет этапы развития эмоциональных отношений и их детерминанты. Приведем их характеристику. Первый этап эмоциональных отношений по Гозману связан с возникновением и развитием симпатии. Вначале выступают как значимые такие свойства объекта: внешние данные, социально-демографические характеристики, поведенческие паттерны. Оценка внешности определяется степенью соответствия ее одному из существующих стандартов, одинаковых для людей, […]

Читайте так же:  Причины ревности у женщин психология

Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений: Курс лекций / Л.Б.Шнейдер. — М.: Апрель-Пресс, 2000. — С. 144-176.

4. Андреева, Т.В. Психология современной семьи / Т.В.Андреева, 2005 (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова).

Дополнительная:

1. Волкан, В.Смерть в семье: как скорбят родители и дети / В.Волкан,Э.Зинтл // Журнал практического психолога, №4, 2003.

2. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н.Дружинин. — СПб.: Питер, 2008.-176с. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова)

3. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования / О.Г.Прохорова.- М.:Сфера, 2005. — 224с. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова)

4. Райгородский, Д.Я. Психология семьи: учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экологии и журналистики / Д.Я.Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2002. – 752с.

Семинарское занятие №4

Тема: Формирование супружеской пары

Проблемный вопрос:

1. Каким образом модели выбора спутника жизни могут повлиять на дальнейшие взаимоотношения в брачной паре?

Вопросы для обсуждения:

1. Предбрачное знакомство. Критерии выбора брачного партнера. Теории выбора брачного партнера. Функции предбрачного периода.

2. Мотивация брака и создания семьи.

3. Любовь, влюбленность как формы привязанности и их влияние на устойчивость брака.

4. Факторы, влияющие на прочность брачного союза.

5. Ролевые представления и ролевое поведение супругов. Ролевая структура семьи. Типологии семейных ролей. Факторы, формирующие ролевые представления: социокультурные, родительская семья, индивидуальный опыт.

6. Этапы адаптации супругов – первичная и вторичная адаптация.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Практические задания:

1. Опираясь на материалы из учебного пособия «Психология семейных отношений и основы семейного консультирования» О.А.Карабановой, составьте конспект по параграфам § 8 и 9 главы 2:

· Семейное самосознание (С.88-93).

· Особенности межличностной коммуникации в семье. Нарушения общения (С.93-98).

Темы докладов:

1. Невыгодные семейные роли.

2. Основные характеристики «ловушки влюбленности».

Составить словарь терминов: брачная пара, добрачный период, предбрачный период, модели выбора спутника жизни, мотивации на брак, любовь, межличностная аттракция, психологическая совместимость, главенство в семье, ролевая структура семьи, адаптация супругов.

Основная литература:

Андреева, Т. В. Семейная психология: учеб. пособие / Т. В.Андреева. — СПб.: Речь, 2004. – С.40-59, 63-67.

2. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / [ред. Е.Г.Силяевой]. — М.: Академия, 2006. – С.26-38. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова)

3. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А.Карабанова — М.: Гардарики, 2007. – С.39-49, 60-79, 79-88. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова)

Психология взаимоотношений

Функционирование человека как живого существа предполагает реализацию различных потребностей. Какие-то из них могут быть удовлетворены самостоятельно взрослым человеком, какие-то — только совместно с кем-либо. Если с момента существования брака (объединения мужчины и женщины) значимыми были хозяйственная, экономическая, детородная, воспитательная функции, то к настоящему моменту повсеместно усиливаются психотерапевтическая функция, функция эмоциональной поддержки. Брак в его современном виде оценивается с позиций достижения экзистенционального смысла и выступает как психологическое отношение между супругами. При заключении брака востребованными становятся чувства. Именно любовь ведет к созданию семьи. Даже пресловутый «брак по расчету» предполагает или допускает возникновение любви («стерпится — слюбится»).

Каждый человек уникален и неповторим, оборотной стороной этой уникальности является фатальное одиночество. («Все мы одиноки, и нет нам прощения…») Человек приходит в этот мир один, в одиночестве же и покидает его. Кроме того, земная жизнь длится весьма недолго. Осознание уникальности своего бытия и неповторимости личностных качеств и проявлений толкает человека к преодолению одиночества. Нужно, чтобы кто-то понял, принял нас, необходимо быть кому-то нужным. Человек жаждет любить и быть любимым. Найти это он предполагает в браке, семье.

Творческое наследие отечественных и зарубежных психологов в области семьи велико и разнообразно. Однако проблемы психологии семейных отношений рассматриваются лишь попутно. Целостное, систематическое изложение психологии семейных отношений не достаточно представлено. Подспудно даже существовало пренебрежение к данной отрасли науки — как не самостоятельной и не перспективной. Это объяснялось тем, что экспериментальные методы в изучении семьи трудно применимы,

Личный опыт не убедителен, опросные методы не достоверны. Психологическая мысль ориентировалась на фундаментальную науку, изучающую личность, деятельность, закономерности психического развития.

В нашей стране проблемы семьи привлекают внимание специалистов в первую очередь в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний, в связи с проблемами семейного воспитания. Последние годы в практической психологии развивается семейное консультирование по проблемам супружеской жизни и коррекции детско-родительских отношений.

Содержание данной книги направлено на формирование адекватного представления о предмете и задачах психологии семейных отношений на современном этапе, ее основных направлениях, возможностях практического использования.

Автор осознает, что обсуждение психологии семейных отношений из-за их значимости всегда задевает за живое. Однако в данном случае автор не собирался решать личные проблемы студентов и отнюдь не выступает в роли психолога-консультанта. Возможно, что знакомство с материалом данной книги позволит найти ответы на волнующие молодых людей вопросы, и это будет способствовать развязке каких-то проблемных жизненных ситуаций. Я буду только рада этому.

Задача же излагаемого курса — дать систематизированное обзорное представление об эволюции семейных отношений, показать характерные черты и особенности жизненного цикла семьи, выявить главные проблемы психологии семейных отношений.

Изложение материала сосредоточено на исследовании роли семьи в формировании личности, общих вопросах теории семьи и семейных отношений, семейных интеракциях, супружеских проблемах, воспитании детей, социальном и институциональном контекстах семьи, функционировании семейной системы, организации и динамике семейных отношений, психологическом климате семьи, вопросах психокоррекционной работы с семьей.

[2]

В книге компактно представлены основные достижения отечественной и мировой психологической науки и практики. Выбор конкретных фактов, теорий, результатов, закономерностей и форма их изложения подчинены центральной идее — вооружить

Студентов знанием базовых психологических представлений в области семейных отношений, что является необходимым условием профессионального становления, познания других людей и себя, формирования экзистенционального и функционального образа Я специалиста-психолога.

Изучение данной книги безусловно должно быть дополнено самостоятельной работой студентов по ознакомлению с основополагающими научными трудами.

[3]

Эта книга не является полностью оригинальным авторским текстом и не содержит результатов собственных исследований, она была подготовлена на основе курса лекций по психологии семейных отношений, читавшихся автором в течение ряда лет в вузах г. Москвы.

Читайте так же:  Как перестать ревновать жену к прошлому

Я выражаю искреннюю признательность студентам и выпускникам Московского открытого социального и Московского педагогического государственного университетов, без участия которых издание этой книги было не только невозможно, а просто немыслимо, а также всем моим слушателям в разных городах страны, внимание которых было важным стимулом в работе над книгой.

Лекция 6. Межличностные отношения

Основой межличностных отношений является общение – потребность человека как социального, разумного существа, как носителя сознания.

Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей. Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают, поскольку с увеличением объема информации более интенсивными становятся процессы обмена этой информацией, увеличивается число технических средств для такого обмена. Кроме этого, возрастает число людей, профессиональная деятельность которых связана с общением, т. е. имеющих профессии типа «человек – человек».

В психологии выделяют важные аспекты общения: содержание, цель и средства.

Содержание общения – это информация, которая во время общения передается от одного живого существа к другому. У человека содержание общения гораздо шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, делятся своим опытом, умениями и навыками. Человеческое общение многопредметно и разнообразно по содержанию.

Цель общения – это то, ради чего у живого существа возникает данный вид активности. У животных это может быть, например, предупреждение об опасности. У человека целей общения гораздо больше. И если у животных цели общения обычно связаны с удовлетворением биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста и нравственного развития и др.

Средства общения – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Информация может быть передана с помощью прямого телесного контакта, например тактильного контакта руками; ее можно передавать и воспринимать на расстоянии через органы чувств, например наблюдая за движениями другого человека или слушая производимые им звуковые сигналы. Кроме этих всех данных от природы способов передачи информации, у человека есть и другие, изобретенные им самим, – это язык, письменность (тексты, чертежи, схемы и т. д.), а также всевозможные технические средства записи, передачи и хранения информации.

Общение можно разделить на несколько видов (рис. 15).

Рис. 15. Классификация видов общения

Общение людей бывает вербальным и невербальным.

Невербальное – это общение без использования языковых средств, т. е. с помощью мимики и жестов; его результат – это тактильные, зрительные, слуховые и обонятельные образы, получаемые от другого индивида.

Вербальное общение происходит с помощью какого-либо языка.

Большинство невербальных форм общения у человека является врожденным; с помощью них человек добивается взаимодействия на эмоциональном уровне, причем не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многие из высших животных (например, обезьяны, собаки, дельфины) так же, как и человек, обладают способностью невербального общения с себе подобными. Вербальное общение присуще только человеку. Оно располагает гораздо более широкими возможностями, чем невербальное.

Функциями общения, по классификации Л. Карпенко, являются следующие:

контактная – установление контакта между партнерами по общению, готовности к приему и передаче информации;

информационная – получение новой информации;

побудительная – стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;

координационная – взаимное ориентирование и согласование действий по организации совместной деятельности;

достижение взаимопонимания – адекватное восприятие смысла сообщения, понимание партнерами друг друга;

обмен эмоциями – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний;

установление отношений – осознание своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей общества;

оказание влияния – изменение состояния партнера по общению – его поведения, замыслов, мнений, решений и прочего.

В структуре общения выделяют три взаимосвязанные стороны:

1) коммуникативная – обмен информацией между общающимися индивидами;

2) интерактивная – взаимодействие между общающимися индивидами;

3) перцептивная – взаимное восприятие партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Когда говорят о коммуникации в общении, то, прежде всего, имеют в виду, что в процессе общения люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, чувствами и пр. Однако в коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, как в кибернетическом устройстве, а активный обмен ею. Главная особенность заключается в том, что люди в процессе обмена информацией могут влиять друг на друга.

Коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, и обмен знаниями, идеями, чувствами и т. д. предполагает, что такая деятельность организованна. В психологии выделяют два вида взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт).

Итак, общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В процессе межличностного общения люди сознательно или неосознанно влияют на психическое состояние, чувства, мысли и поступки друг друга. Функции общения весьма разнообразны, оно является решающим условием становления каждого человека как личности, осуществления личных целей и удовлетворения ряда потребностей. Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей и является важнейшим источником информации для человека.

Курс лекций «Психология семьи. От зависимых отношений и дисфункции к здоровью».

Открыт набор на курс «Психология семьи. От зависимых отношений и дисфункции к здоровью».

Курс в первую очередь необходим людям, столкнувшимся с проблемами зависимости и созависимости в своей семье. Полученные знания будут полезны тем, кто понимает серьезность этих проблем и хочет помочь в их решении себе, своим близким и друзьям. Так же курс важен для всех, кто стремится построить здоровые семейные отношения, основанные на подлинной любви, открытости и взаимопонимании.

Может показаться странным, но подавляющее большинство живущих и живших на земле людей являются, в определенном смысле, наркоманами, потому что используют, как наркотик, различные средства, меняющие эмоциональное состояние, способствующие облегчению душевной боли, отвлечению и уходу от внутренних проблем. Таким средством может стать алкоголь, какой-то другой химический наркотик, но может стать и азарт, и секс, и власть, и деньги; в наркотик могут превратиться отношения с другим человеком, и работа, и даже превратно понятая религия.

Но почему люди так упорно ищут наркотик? Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо выяснить, что такое созависимость, которая свойственна подавляющему большинству людей и распространена так широко, что люди даже стали считать ее нормой человеческого существования, а вовсе не патологией.

Читайте так же:  Мужчина называет себя папой психология

Симптомы созависимости наиболее ярко и полно проявляются у человека в его отношениях, прежде всего, с ближайшими родственниками. Поэтому в нашем курсе мы уделяем первостепенное внимание проблемам дисфункциональной семьи, которая является и причиной, и следствием зависимого и созависимого поведения. Мы рассматриваем все нарастающее явление одиночества и неспособности создавать близкие отношения. Мы говорим о путях выздоровления человека в семье и других человеческих сообществах и группах.

Вирджиния Сатир, известный американский психолог:

«. Семья — это микрокосмос всего мира. Семейные отношения напоминают организацию совместной деятельности двух предприятий, объединивших свои усилия для производства единого продукта. Хорошо налаженные семейные отношения — это вопрос выживания, вопрос первостепенной жизненной важности. Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами. Если мы приложим все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее гуманистическое воспитание, мы обеспечим себе более безопасный и человечный мир вокруг. Семья может стать местом формирования истинных людей».

Л е к ц и я 1. Межличностные отношения и общение

1. Общение как фундаментальная категория психологической науки.

2. Понятие общения. Общение и деятельность. Общение и коммуникация.

3. Виды потребностей в общении.

4. Виды, формы и цели общения.

5. Функции и этапы общения.

1. А р х и п о в а, В. Ф. Психология межличностных отношений: учеб. пособие / В. Ф. Архипова, А. В. Голумидова. – Владимир: Изд-во Владимир. гос. ун-та, 2005.

2. Б о р о з д и н а, Г. В. Основы психологии и педагогики / Г. В. Бороздина. – Минск: Изд-во Гревцова, 2009.

3. Г о р я н и н а, В. А. Психология общения: учеб. пособие / В. А. Горянина. – М.: Академия, 2002.

4. С т а н к и н, М. И. Психология общения: курс лекций / М. И. Станкин. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2003.

1.1. Общение как фундаментальная категория психологической науки

Без общения как без воздуха человек не может существовать. Общение дает человеку возможность раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях.

Общение для человека – его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. На первый взгляд кажется, что содержание понятия «общение» всем понятно и не требует особых разъяснений. А между тем общение – это очень сложный процесс взаимодействия людей. Проблемами общения занимаются представители разных наук.

Общение является важнейшей категорией психологической науки. Общение – одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой).

Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Ру­бинш­тейна, М. М. Бахтина и других психологов, которые рассмат­ривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Общение – сложный и весьма многогранный процесс. Б. Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, как информационный процесс, как отношение людей друг к другу, как процесс их взаимного влияния друг на друга, как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. Определение Б. Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу.

И действительно, понять общение только в одном аспекте прак­тически невозможно.

Социологическая концепция общения формирует методологию понимания места и роли социальных институтов общества в организации общения как важного механизма социального управления.

Психологический подход определяет общение как специфическую форму деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологический анализ общения раскрывает механизмы его существования. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, вне реализации которой замедляются, тормозятся, а иногда и деформируются социальное бытие личности, ее взаимоотношения с обществом. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших факторов, определяющих личностный смысл в формировании личности. В связи с этим психология рассматривает потребности в общении как процесс взаимодействия личности и социокультурной среды. Причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.

В философской литературе проблему общения исследует ряд ученых. Б. Д. Парыгин считает, что «общение является необходимым условием существования и социализации личности». Л. П. Буева отмечает, что благодаря общению человек усваивает формы поведения. М. С. Каган рассматривает общение как «коммуни­кативный вид деятельности», выражающий практическую активность субъекта».

В. С. Коробейников определяет общение как «взаимодействие субъектов, обладающих определенными социальными характерис­тиками». «С философской точки зрения, – пишет В. М. Соковин, – общение – это возникшая на определенной ступени развития жизни форма передачи информации, включенная в трудовую деятельность и являющаяся ее необходимой стороной. Это также форма общественных отношений и социальная форма общественного сознания».

Анализируя современную литературу, можно выделить следую­щие аспекты изучения общения:

[1]

1) информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в процессе которой осуществляется обмен информацией);

2) интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);

3) гносеологический (человек выступает как субъект и объект социального познания);

4) аксиологический (изучение общения как процесса обмена ценностями);

5) нормативный (выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании, реального функционирования стереотипов поведения);

6) семиотический (общение выступает как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем – с другой);

7) социально-практический (праксиологический) аспект общения, где процесс рассматривается в качестве обмена деятельностью, способностями, умениями и навыками.

Исходя из того, что общение существует как полисистема, его формирующая функция осуществляется через приобретение личностью социокультурных ценностей и реализацию себя как творческой, уникальной индивидуальности в процессе социального взаимодействия с другими людьми.

Читайте так же:  Психология отношений кризисы

Определение общения осложняется наличием нескольких подходов к толкованию самого понятия «общение». Некоторые авторы рассматривают общение как социально- и личностно-ориентированный процесс. В нем не только реализуются личностные отношения, но и проявляются установки на социальные нормы.

Процесс общения обосновывается часто как процесс передачи нормативных ценностей. В этом просматривается объяснение термина «общение» как «социального процесса, через который общество влияет на индивида». Если соединить два положения, то можно увидеть, что в них общение выступает как коммуникативно-регулятивный процесс, через который не только передается сумма социальных ценностей, но и регулируется процесс их усвоения всей социальной системой.

А. А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми».

Общение представляет важнейшую жизненную потребность человека, удовлетворение которой обеспечивает его индивидуальное существование и развитие (формирование личности). По мнению многих исследователей, поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе в значительной степени определяется его об­щением со взрослым: «с кем поведешься – от того и наберешься». Постепенно внешние формы взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы, а также в самостоятельную произвольную внешнюю деятельность ребенка.

Жизненно важное значение общения ярко проявляется в следующем примере. В 30-х гг. XX в. в США был проведен эксперимент в двух клиниках, в которых находились дети с труд­ноизлечимыми заболеваниями. Условия в обеих клиниках были сопоставимыми: квалифицированный персонал, внимательный уход, адекватное медикаментозное лечение. Различие состояло лишь в том, что в одной больнице родственников к малышам не пускали – опасались инфекции, а в другой – пошли на нарушение предписаний и в определенные часы пускали в специально отведенную для встреч комнату. В этой комнате они могли немного пообщаться или поиграть с ребенком. Через несколько месяцев сравнили показатели эффективности лечения. В первой клинике коэффициент смертности приблизился к одной трети, а во второй – за это время не умер ни один ребенок! Детям в прямом смысле слова помогло выжить общение с близкими и дорогими людьми. Общение может, как мы видим, служить и лекарством, и профилактическим средством, поддержи­вающим иммунитет, сохраняющим жизненные силы.

Роль общения в формировании личности ребенка, превращении его из представителя вида «человек» в человека разумного хорошо иллюстрируют классические примеры, касающиеся детей-«маугли». Ребенок, выращенный животными, вне общества, вне символической квазиреальности не становится человеком в полном смысле этого слова.

Общение играет психотерапевтическую подтверждающую роль в жизни человека любого возраста. Постоянная потребность человека в подтверждении своего «я» со стороны окружающих делает челове­ческое общение чем-то существенно большим, нежели простой информационный обмен, минимально необходимый для самозащиты и выживания.

Еще в начале XX в. английский философ, психолог и педагог У. Джеймс говорил, что для человека нет более страшного наказания, чем находиться в обществе и быть не замечаемым другими людьми. Насмешка, осуждение, неприятие – все эти формы социального наказания болезненны, невыносимы. Наказание психологическим неподтверждением не просто тяжело переносится – оно разрушительно для личности. Другой человек (особенно социально значимый – родственник, знакомый) играет в нашей жизни огромную роль: через подтверждение или неподтверждение нашего психологического существования он управляет нашей самооценкой, эмоциональным самочувствием и даже психическим здоровьем. В качестве примера достаточно вспомнить самое жестокое наказание, придуманное подростковой группой для тех, кто смеет быть не как все. Это не оскорбления. Это бойкот. Бойкот будит в подростке-жертве самые дремучие силы страха и унижения, подвергает его психику, его самолюбие огромному часто просто невыносимому испытанию.

Культура преобладающего большинства современных народов предполагает существование обязательно­го минимума подтверждений. Этот минимум заложен в языке, закреплен писаными и неписаными правилами хорошего тона и морального поведения. «How do you do?», «Bon jour», «Здравствуйте!» – все эти речевые формулы-приветствия различных народов несут в себе психологический, подтверждающий смысл, суть которого в следующем: «Ты существуешь для меня, ты мне не безразличен, я интересуюсь тобой и желаю тебе добра». Тот же важный смысл вкладывается в элементарные нормы взаимоотно­шений, которые в нашей культуре именуются воспитанностью: увидев знакомого человека, надо оказать ему некоторый знак внимания – кивнуть, улыбнуться, прикоснуться. Даже если вы по пятнадцать раз кряду сталкиваетесь с ним в служебных коридорах, надо сделать нечто указывающее: ты для меня существуешь.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Общение людей всегда социально в том смысле, что оно в той или иной степени определяется особенностями того общества, в котором осуществляется. Вместе с тем термин межличностное общение подчеркивает его эмоциональный характер, ценностное сходство партнеров и ограниченную значимость социальных рангов и ролей. Вступая в межличностное общение, люди ориентированы на свои внутренние цели и ценности. Их отношение к партнеру формируется здесь и сейчас, в ходе контакта на основе демонстрируемого им поведения и взглядов. Само содержание общения, его формы могут гибко меняться и приспосабливаться к тому образу партнера, который формируется в процессе контакта. Общение будет стремиться к продолжению, если формирует у партнеров взаимную симпатию.

Источники


  1. Садовская, В.С. Основы коммуникативной культуры. Психология общения. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.С. Садовская. — М.: Юрайт, 2013. — 506 c.

  2. Дж. Кинг Необузданные гормоны: С юмором о женских проблемах (пер. с англ. Рубцова В.) Серия: Популярная психология / Дж. Кинг. — Москва: Гостехиздат, 1998. — 288 c.

  3. Тасуева, Татьяна Королева мужских сердец. Мужчина и Женщина. Мужчина vs Женщина (комплект из 3 книг) / Татьяна Тасуева и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 784 c.
  4. Уитон, А. Закон о прощении. Источник любви (комплект из 2 книг) / А. Уитон, Свагито Р. Либермайстер. — М.: ИГ «Весь», 2012. — 640 c.
Психология отношений курс лекций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here