Содержание
- 1 Психология отношений с окружающим миром
- 2 Правила общения: как выстраивать отношения с окружающими
- 3 Отношения с окружающим миром
- 4 Отношения с окружающими
- 5 Взаимодействие человека и окружающего мира с помощью индикатора своих чувств
- 6 Правила отношения к окружающим
- 7 Книги об отношениях с окружающими
- 8 Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека.
Психология отношений с окружающим миром
К Порталу » Список форумов
Часовой пояс: UTC + 2 часа
Текущее время: 09 авг 2019, 15:13 |
Информация |
---|
Запрошенной темы не существует.
К Порталу » Список форумов
Часовой пояс: UTC + 2 часа
Powered by phpBB © 2002 — 2014 phpBB Group.
[ Time : 0.021s | 4 Queries | GZIP : Off ]
Правила общения: как выстраивать отношения с окружающими
Живя в обществе, люди вступают в разнообразные отношения друг с другом. У кого-то получается сразу найти общий язык с сослуживцами, детьми, мужем, другие же сталкиваются с теми или иными трудностями. На самом деле, чтобы стать интересным собеседником или просто наладить свою жизнь с помощью общения, достаточно знать несколько правил выстраивания отношений с людьми.
Главное, что нужно помнить: всё люди разные!
Что это значит? А значит это то, вряд ли найдётся какой-то шаблон общения или «каркас» диалога.
Например, чтобы привлечь внимание ребёнка к чистоте в своей комнате, нужно сказать ему что-то вроде «убери свою комнату, видишь мама устала после работы». Какой — то ребёнок ответить на это: «Конечно, мама». А другой пожмёт плечами и подумает: «Устала сегодня, уберёт завтра». Это самый простой пример, на самом деле их масса, но главный принцип понятен: необходим персональный подход к каждому собеседнику.
Предоставить свою просьбу или информацию нужно так, чтобы получатель почувствовал свою выгоду в этом
Это тоже очень просто. Самый яркий пример — собеседование, но этот метод применим во всех областях, главное понять принцип. При прохождении собеседование на должность менеджера по продажам важно рассказать работодателю о том, что нового появится в его компании после того, как он выберет сотрудника. То есть должны прозвучать не все наилучшие качества кандидата, а лишь то, что кандидат сможет сделать для фирмы!
Можно сказать так: «У меня большой опыт работы, я обладаю большими профессиональными навыками в этой области». А можно вот так: «Я имею большой опыт в этой сфере, именно поэтому смогу предложить новые идеи для продвижения товара, доход фирмы увеличится.» После сравнения двух этих вариантов, сразу видно кого возьмёт работодатель. В первом варианте рассказано о качествах претендента на должность, а во втором о том, что именно полезного для фирмы он может сделать.
Подобный принцип можно использовать и в семейных отношениях. Например, чтобы вся семья захотела поехать на рыбалку, нужно не нахваливать прелести этого отдыха, а найти то, что нравится членам семьи на природе, что именно для них будет там интересного.
Рассмотрим ещё два варианта. Первый: «Давайте поедем завтра на речку, поймаем много рыбы, повеселимся?». И второй: «Можем поехать завтра на речку, по дороге заедем к бабушке, наверное она испечёт вкусных пирогов». Если семья не любит ездить на рыбалку, то в первом случае последует отказ, а во втором согласие. Уже понятно почему? Конечно, ведь предложение сформулировано так, что другие видят в этом свою выгоду, а значит они согласятся.
Нужно обязательно оставить выбор за человеком
Никому не нравится, когда ему приказывают, не оставляя выбора. Это очень просто проследить на примерах. Первый: » Сделай уроки немедленно, через час проверю!» Второй: «Когда тебе будет удобно, чтобы мы вместе проверили твою домашнюю работу, через час или через два?». Очевидно, что во втором случае ребёнок почувствует свою значимость, ведь его спросили. В первом же ему приказали сделать то и то в определённые сроки.
Наладить отношения с любым человеком очень просто. Главное найти индивидуальный подход, дать почувствовать выгоду из того, что предлагается и оставить выбор. Ещё один важный совет, проверенные психологи советуют всегда ставить себя на место того человека, к которому адресована просьба, информация. Это позволит понять что нужно сказать или сделать ещё для достижения цели общения.
Отношения с окружающим миром
Знания Духовные от Учителя в виде бесед через проводника Анну Тихоновну Горобец. Текст бесед печатается по согласованию с автором.
Узнать о ней вы можете в первой статье, которая называется «Анна Тихоновна Горобец».
18.08.2002. – 2ч.10м. Сегодня продолжим тему об отношениях между людьми, т. е. об отношении человека к окружающему его миру. В понятие окружающего мира входит всё, что не является им самим, в том числе и другие люди. Окружающий мир живёт сам по себе своей жизнью, а вот отношение к нему человек рождает в себе. К одному и тому же событию можно относиться по-разному: можно окунуться в него полностью, застрять в нём, и изменять себя, подстраивая своё сознание под это событие. То есть, войти в зависимость от него. Это не лучший вариант отношения человека к окружающему миру.
Правильнее и разумнее будет постараться мысленно приподняться или отстраниться от происходящего события, или возникшей ситуации, с которой вы столкнулись. «Большое видится на расстоянии». Прекрасная мысль. На расстоянии можно увидеть не только событие или ситуацию, но и их последствия. Ваша отстранённость поможет вам увидеть ситуацию со всех сторон, и сделать правильный выбор, или принять правильное решение. То, в чём вы не участвуете, проходит мимо вас, вы имеете возможность наблюдать за ним объективно, включая свой Разум, а не эмоции.
Ничего в мире не стоит на месте, всё движется. И в этом заключается жизнь. Все возникшие на пути жизни человека события и ситуации, которые имеют начало, имеют и свой конец. Поэтому относиться к ним надо мудро. Это значит, постараться что-то изменить, если это в ваших силах и в этом есть необходимость. Или постараться спокойно принять то, что вы изменить не в силах. Принять как данность, как испытание вашей Веры в то, что во всём происходящем заложен смысл. Постарайтесь его отыскать, а если вы не сможете это сделать в силу ограниченности ваших знаний или сознания, это вовсе не значит, что его там нет.
Всё Мироздание живёт, соблюдая Закон Гармонии и Равновесия. И если в одном месте один из видов энергии начинает преобладать, то в другом месте он будет сокращаться. В применении к планете Земля можно наблюдать это на изменении погодных условий. Повышение температуры в одном месте планеты уравновесится похолоданием в другом. Дожди и наводнения в одном месте уравновесятся засухой и пожарами в другом. Это в глобальных масштабах.
В применении к человеку это можно наблюдать на состоянии его физического здоровья. Всякое превышение меры в любом физическом аспекте человеческой жизни чревато негативными последствиями, т. е. надо мудро соизмерять свои желания и свои возможности, чтобы ваши чрезмерные желания не сократили ваши ограниченные возможности.
Беспредельность присуща только Богу – Творцу Всевышнему, Беспредельность во всех проявленных и непроявленных мирах. Но принцип всего Его Творения – Гармония и Равновесие. Это Закон, по которому живёт всё Мироздание. Для человека ещё существует Закон причинно-следственных связей. В рамках этого Закона живёт всё человечество, независимо от его знаний и желаний.
Ограниченность знаний порождает неограниченность желаний. Эту дисгармонию можно исправить только повышением уровня знаний и расширением сознания. И знания и сознание – качества Духовные. Без Веры и Любви к Богу они не принесут блага ни человеку, ни человечеству.
Отношения с окружающими
Как научиться выстраивать гармоничные отношения с окружающими?
В каких бы то ни было ситуациях — будь то отношения с родственниками, коллегами, или же просто людьми, которых мы встречаем на жизненном пути — важно всегда помнить о двух важных вещах:
- Все, абсолютно все произошло от нас самих. Мы сами притягиваем и людей, и ситуации.
- То, как окружающие ведут себя с нами — является прямым отражением нашего поведения с ними.
Самая большая проблема — что мы всегда сосредоточены сами на себе. Мы хотим, чтобы нас любили и уважали, внимательно слушали и ценили. Но мы забываем, что другие-то хотят того же самого!
Любая ваша попытка опустить планку чужой значимости заканчивается негативом по отношению к вам.
Как мы это делаем? Например, критика, высмеивание. Многие прикрываются тем, что они всего лишь говорят правду в лицо, а умение искренне восхищаться другими и делать комплименты презрительно называют лестью. Но приникакой правды на самом деле не существует. Есть всего лишь разное видение ситуации, разные парадигмы. Это на самом деле так просто — дать человеку то, что ему нужно. И взамен он будет готов дать то, что нужно вам.
Этот же принцип используется в технике кармических семян.
Все просто в этом мире — если вы хотите, чтобы уважали вас — проявите уважение сами. Хотите чтобы любили — научитесь сами дарить любовь. И всегда помните о том, что каждому важно быть уникальным и значимым: не проявляйте пренебрежения к другим — и вы никогда не увидите его в свой адрес!
В ситуациях, когда вы сталкиваетесь с энергетическими вампирами — просто используйте блокировку от них. Но если вы находитесь в гармонии с самим собой — ни одному вампиру вы не будете по зубам.
Взаимодействие человека и окружающего мира с помощью индикатора своих чувств
Чувства нам даны для того, чтобы реагировать на окружающую среду, мир. Они как наш маячок, который ведет нас нашим путем, а не чьим-то еще.
Что-то постоянно происходит в мире — в ответ на это человек испытывает чувства определенного рода. Бывает вопрос — «а могу я никак не относится к тому, что мне наступили на ногу», «ну кто-то фыркнул мне, а мне плевать», это больше про голову. Голова нам полезна, там есть память, есть органывосприятия, анализ, мысли. Но помимо головы есть и тело, чувства, способность делать, реагировать.
Палитра наших чувств разнообразна. В человеке всегда присутствуют чувства, и если Вы не слышите сами себя, то это лишь про то, что контакт с телом разорван. Для чего? Или точнее, для кого? Для чужих мечт, целей желаний? А как же свой путь, свои желания?
Бывают жалобы: » я ничего не хочу», «я не знаю чего я хочу», » я не вижу смысла в жизни», это все про то, что связь с самим собой прервана где-то далеко и наслаиванием дел, которые нужны кому-то, но не мне.
Как проснуться? Услышать себя, услышать свои чувства. Если Вам наступили на ногу, то это раздражение, может злость, безусловно. Да, головой мы понимаем, что человек мог не специально, но чувства — это автоматическая реакция, мы что-то испытаем! И вот тут сталкиваемся с неумением управлять своей злостью.
Злость — очень сильная эмоция, это одна из основных, базовых. Это энергия для действия. Представьте, что все хорошо, все комфортно и ничего не раздражает. Зачем тогда развиваться? Идеальные условия. Любое побуждение — сопровождает оттенок этого чувства. Хочешь есть? Испытываешь неудовлетсворенность собой? Хочешь делать то, что нравится? хочешь быть независимым?
Даже переставить ногу — нужно немного быть недовольным своим положением. Таким образом, оттенок злости, неудовлетворенности, раздражения — неотъемлемый механизм для развития человека, чтобы сделать комфортным свое пребывание здесь, чтобы получить удовольствие.
А все почему? Потому что самооценка крайне чувствительна к критике: «а вдруг обо мне кто-то плохо подумает». Казалось бы, ну подумает, и что? Но вот нет. Это уже про культуру, воспитание, политику глобальную и тд.
Подведу итоги. Не бойтесь реагировать! Нет позитивных или негативных эмоций, это цвета красок на палитре — Вы можете взять любой. Почувствовали, что нужен зеленый — берите! Слушайте себя! Человек никогда просто так ничего не делает, не бывает «показалось», значит не показалось) А вот интенсивность цвета реакции Вашей — Вам решать. Можно строгим тоном, можно шуточной формой, можно звуком, реагируйте, общайтесь с миром! Мир с Вами общается!
Правила отношения к окружающим
Приведенные ниже и анонсированные вчера правила служат ориентиром, позволяющим вам давать людям то, в чем они нуждаются. Придерживаться их — 99% успеха
Просьба отписаться в комментариях или сказать доброе слово у себя в ЖЖ, если вам это показалось полезным. Давно хотел сваять именно этот пост.
— Поддерживайте и одобряйте людей при каждой возможности. Отзывайтесь похвалой об их успехах, даже о самых незначительных. Похвала подобна лучам солнца. Без нее человек не может расти. Похвалы никогда не бывает много.
— Давайте людям возможность всегда сохранять свое лицо. Никогда никого не унижайте и не высмеивайте. Не придавайте большого значения чужим ошибкам.
— За глаза говорите о людях только хорошее. Если вы не находите ничего положительного в человеке, лучше промолчите.
— Внимательно наблюдайте за людьми. В этом случае вы заметите их хорошие дела и ваша похвала окажется обоснованной; не будет выглядеть как лесть.
— Всегда аппелируйте к благородным чувствам и мотивам людей. Каждому приятно когда его считают порядочным и честным. Если вы хотите, чтобы человек изменился в лучшую сторону, обращайтесь с ним так, словно он уже обладает этими качествами. В этом случае он будет прилагать все усилия, чтобы не разочаровать вас.
— Как можно реже критикуйте людей. Критика должна относиться к поступкам человека, а не к нему самому. Всегда показывайте, что вы относитесь к нему по-доброму. Никого не критикуйте в письменном виде.
— Давайте человеку почувствовать собственную значимость, признавайте за ним превосходство в какой-либо области.
— Если вы допустили ошибку — извинитесь. Если ожидаете порицания от кого-то, опередите его и сами признайте свою вину.
— Предлагайте — вместо того, чтобы отдавать приказы. Таким образом вы сможете наладить сотрудничество, не провоцируя сопротивления.
— С пониманием относитесь к тому, что окружающие могут быть раздражены. Раздражение в большинстве случаев сигнализирует о том, что человеку нужны помощь и внимание.
— Говорите как можно меньше. Дайте другим шанс выговориться и будьте хорошим слушателем.
— Заставьте человека поверить, что идея принадлежит ему. Если идея хорошая, то не имеет значения, кто высказал ее первым. Каждому хочется поверить, что он действует по собственному разумению. Море главнее любого ручья, потому что находится ниже его.
— Не перебивайте говорящих даже в том случае, если вам кажется, что они не правы. Они все равно не будут вас слушать пока не выскажутся до конца.
Попробуйте все оценивать с точки зрения другого человека. Постоянно анализируйте, чем может объясняться его поведение. Все понять это значит все простить.
— Никогда не пытайтесь доказать свою правоту. Даже если вы умнее, не показывайте этого. Согласитесь, что вы, возможно, заблуждаетесь. Это сразу лишает почвы любой спор.
— Чаще делайте подарки, даже без всякого повода. проявите творческий подход. Чем разнообразнее ваши подарки, тем больше человек уверен, что вы думаете о нем.
— Если вам возражают, сдерживайте свои эмоции. выслушайте человека. Найдите в его высказываниях моменты, по которым вы придерживаетесь одинакового мнения. Будьте самокритичны. Пообещайте собеседнику подумать над тем, что он сказал, и поблагодарите его.
— Проявляйте искренний интерес к людям. Интересуйтесь ими вместо того, чтобы вызывать интерес у них. Демонстрируйте свою готовность помогать.
— Улыбайтесь. Никто так не нуждается в вашей улыбке, как человек, которому в настоящий момент совершенно не хочется улыбаться.
— Обращайтесь к человеку, называя его только полным именем. Это признак уважения к нему.
— Учитесь смотреть на мир глазами другого человека. Почаще задумайтесь о том, что ему действительно хочется.
— Постарайтесь, чтобы после общения с вами у человека улучшилось настроение.
— Умейте прощать, не будьте злопамятны.
— Не скупитесь на комплименты окружающим.
Патогенетическая психотерапия
Создателем патогенетической психотерапии является выдающийся русский психиатр и психолог Владимир Николаевич Мясищев (18931973). Свой метод он развил на основе разработанной им концепции психологии личности. В государственном архиве сохранился фундаментальный доклад В. Н. Мясищева «Проблема личности в психологии и психопатологии», с которым он выступил в июне 1935 г. Автор подчеркивал: «Личность человека рассматривается и характеризуется нами в первую очередь с точки зрения ее сознательных отношений к окружающей действительности, в отличие от обычного понимания, рассматривающего ее как систему функций». Таким образом, к середине 1930-х гг. В. Н. Мясищевым была сформулирована собственная концепция психологии личности и методов ее изучения и воздействия на нее в целях лечения или воспитания. Концепция невроза и патогенетической психотерапии были изложены В. Н. Мясищевым в двух статьях того же времени: «О патогенезе и структуре невроза» и «О генетическом понимании психоневрозов».
Владимир Николаевич Мясищев родился в городе Фридрихштадте (Лифляндская губерния России) в семье юриста, выпускника Императорского Харьковского университета, долгое время работавшего в Лифляндии мировым судьей. Мать В. Н. Мясищева была дочерью врача. В. Н. Мясищев рано потерял отца, и семье пришлось переехать в г. Николаев, где он окончил Александровское реальное училище в 1912 г. Разносторонне одаренный юноша поначалу стремился к музыкальной карьере, но травма руки, полученная при падении с лошади, помешала осуществить желаемое. В 1912 г. он поступает на медицинский факультет Санкт-Петербургского психоневрологического института, на первом курсе которого увлекается лекциями и семинарами профессора психологии, доктора медицины, выдающегося русского психолога А. Ф. Лазурского. В 1914 г. появилась первая научная работа
В. Н. Мясищева – «Научно-характерологический анализ литературных типов» (по трилогии Л. Н. Толстого «Детство, отрочество, юность»). Психоневрологический институт В. Н. Мясищев закончил в 1919 г., ибо ему ввиду денежных затруднений приходилось работать, прерывая учебу. В. Н. Мясищев не без гордости писал, что в 1919 г. по предложению академика В. М. Бехтерева, который его знал по студенческой работе, он приехал в Петроград и был зачислен по окончании института исполняющим обязанности ординатора на кафедру психиатрии. Работая на этой кафедре, В. Н. Мясищев одновременно являлся врачом-интерном Воспитательно-клинического института для нервно-больных детей, которым руководил В. М. Бехтерев.
В 1921 г. В. Н. Мясищев одновременно стал работать в Институте мозга, организованном В. М. Бехтеревым, вначале в качестве научного сотрудника, затем действительного члена, профессора и заведующего сектором психиатрии. В те же годы В. Н. Мясищев начал самостоятельную преподавательскую деятельность, читая курсы индивидуальной и общей психологии в Педагогическом институте им. А. И. Герцена, а с 1945 г. он состоял бессменным профессором Ленинградского университета, где читал курс психопатологии и психологии. На протяжении всей своей трудовой деятельности В. Н. Мясищев являлся сотрудником Психоневрологического института, а с 1939 г. и на протяжении около 20 лет был директором этого учреждения, носящего теперь имя В. М. Бехтерева. Клиническая практика В. Н. Мясищева протекала здесь же, в созданном им еще в 1920-е гг. отделении неврозов и психотерапии. Коллектив этого отделения, возглавляемый учеником В. Н. Мясищева Б. Д. Карвасарским, продолжает развивать учение В. Н. Мясищева, разрабатывая различные аспекты патогенетической психотерапии.
Ранние работы В. Н. Мясищева посвящены исследованию трудовой деятельности человека и трудовому воспитанию детей. Он обосновывал необходимость особой научной дисциплины – эргологии, призванной комплексно изучать процессы труда на основе данных психологии, физиологии, педагогики и других наук.
Затем последовал целый ряд его разработок в области нейрофизиологии: работы по типологии сочетательно-рефлекторной деятельности человека, работы по изучению кожно-гальванических показателей нервно-психического состояния человека. Известны также его исследования типов личности и характера. Однако непреходящее значение для психологии, медицины и педагогики имеет разработанная В. Н. Мясищевым концепция отношений личности в норме и патологии.
В. Н. Мясищев опубликовал свыше 250 работ, в том числе 3 монографии. Особую известность получил его труд «Личность и неврозы», представляющий собой собрание избранных статей, удостоенный в 1960 г. премии им. В. М. Бехтерева.
Признанием заслуг В. Н. Мясищева государством было избрание его в 1964 г. членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР, а также присвоение ему в том же году почетного звания «Заслуженный деятель науки РСФСР».
Основные концепции
Психология отношений
При изложении своей концепции В. Н. Мясищев придерживается методического принципа изучения природы – изучения ее объектов в процессе их взаимоотношения с окружающим миром. Естественно, что и человек в его свойствах и возможностях познается в соотношении с объективной действительностью. В отличие от животных в соотношении с окружающим человек выступает в роли субъекта – деятеля, сознательно преобразующего действительность. Изучение человека в его соотношении с окружающим выявляет его особые качества и позволяет раскрывать его внутренний мир.
Необходимо различать понятия соотношение и отношение. Говоря о соотношении, следует иметь в виду такую связь, в которой не выступает различие роли двух объектов связи. Понятие же отношения возникает там, где есть субъект и объект отношения. Именно у человека такой характер связи выступает с полной отчетливостью, животное же (здесь В. Н. Мясищев цитирует К. Маркса и Ф. Энгельса) не относится ни к чему и вообще не «относится» – для животного его отношение к другим не существует как отношение.
Отношения человека представляют, по В. Н. Мясищеву, сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях.
Виды отношений. Отношение как связь субъекта с объектом едино, но в многообразии отношений выступают более или менее отчетливо отдельные компоненты, которые В. Н. Мясищев называет также частичными отношениями, сторонами отношения или видами его. Эти стороны тесно связаны с характером жизненного взаимодействия, включающего самые различные моменты от обмена веществ до идейного общения. В. Н. Мясищев различает две основные стороны единого предметного отношения, которые глубоко коренятся в филогенетическом и историческом прошлом человека.
Одну сторону основного отношения представляют потребности. Потребности одними авторами рассматривались как самостоятельная психологическая категория, другими – относились к волевым проявлениям, третьими – включались в систему характеристики личности. Хотя все эти точки зрения имеют частичное основание, но наиболее правильно, по мнению В. Н. Мясищева, рассматривать потребности в системе отношений к действительности. Потребности, по В. Н. Мясищеву, представляют собой конативную (волевую) тенденцию индивида к овладению объектом. Потребности входят в сферу отношений потому, что составляющими компонентами этого понятия являются: а) субъект, испытывающий потребность; б) объект потребности; в) своеобразная связь между субъектом и объектом. В основе этой связи (отношения) лежит определенная функциональная нейродинамическая структура, проявляющаяся в тяготении к объекту и в активной устремленности к овладению им.
Вторую сторону основного отношения представляет эмоциональное отношение. На ранних (примитивных) стадиях эволюции отношения имеют недифференцированный характер. В процессе развития на уровне еще не сознаваемых отношений высокоорганизованного животного (собака, обезьяна) вычленяется вторая сторона первоначального двуединого (эмоционально-волевого) отношения – эмоциональное отношение. У человека оно проявляется в привязанности, любви, симпатии и их противоположностях – неприязни, вражде, антипатии.
Эмоциональная сторона отношений рассматривалась в психологии в рамках категории чувств. По мнению В. Н. Мясищева, область чувств (эмоций) охватывает три разнородные группы явлений – эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Дружба, любовь или неприязнь и ненависть не могут быть отнесены ни к эмоциональным реакциям (таким, как гнев, страх, тоска), ни к эмоциональным реакциям (таким, как удовольствие или неудовольствие).
В каждом психологическом факте в той или иной степени включены три аспекта, или три компонента, душевной деятельности – познавательный, волевой и эмоциональный, а в различных видах процессов психической деятельности, состояний и отношений они выступают различно. В. Н. Мясищев одной из важных проблем психологии считал разработку вопросов структуры в области психических образований, в частности в области отношений.
Некоторые отношения могут выступать как относительно самостоятельные образования; это интересы, оценки, убеждения. В. Н. Мясищев ссылается на исследования, в которых интерес рассматривается как особый вид отношения, в частности отношения к образованию, работе и т. д.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Ответственное отношение к своим обязанностям является выражением морально-правовых отношений человека: оно, вырастая из требований родителей, учителей, начальников, становится долгом, совестью. Моральное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов, на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой. Этот внутренний процесс приводит к образованию оценочных отношений, формирующихся в связи с этическими, эстетическими, юридическими и другими критериями поступков и переживаний человека.
Система требований в сочетании со знанием действительности, особенно общественной, формируют убеждения человека, которые не только являются представлением о том, какова фактически существующая действительность, но и выражают представление о том, какой она должна быть. В соответствии с убеждениями формируются эмоциональные реакции и активная (волевая) готовность бороться за осуществление сложившихся убеждений в жизни.
В. Н. Мясищев неоднократно обращал внимание на недостаточную разработанность проблемы отношения, а также на ее отграничение и связь с близкими, но не тождественными понятиями. Сюда относится направленность, которая представляет собой доминирующее, то есть господствующее и определяющее отношение. В. Н. Мясищев пользовался также термином значимость. Преимущественно в социальной психологии встречается термин ценностная ориентация, соответствующий понятию оценочных отношений. Достаточно широкое распространение получил термин позиция, которым иногда пользовался и В. Н. Мясищев. Понятие установки Д. Н. Узнадзе, то есть готовности человека к определенной реакции – бессознательной и основанной на потребности, также является близким. Во всех этих понятиях, указывает В. Н. Мясищев, нет полной согласованности, но видны поиски целостного и обобщающего подхода к исследованию человека в связи с окружающей его по большей части социальной средой.
Книги об отношениях с окружающими
Книги об отношениях с окружающими
Оглавление
Девора Зак
«Нетворкинг для интровертов»
Современный мир требует от нас постоянного общения, участия в социальной жизни, контактов в социальных сетях. В деловом мире умение завязывать и поддерживать контакты для максимально эффективного решения производственных и бизнес-задач – один из «столпов» успеха.
А в обычной жизни с помощью такой сети социальных контактов можно решать обычные жизненные задачи: от поиска водопроводчика до поиска партнера для жизни. Это и называется «нетворкинг»: создание своей сети социальных контактов, выстраивание доверительных и долгосрочных отношений с людьми и взаимопомощь в профессиональных и жизненных вопросах.
Отлично, если общение с людьми – одно из ваших любимых занятий. Скорее всего вы – экстраверт. Но что делать тем, для кого общение сводится к двум-трем близким друзьям, кто не любит вечеринок и устает от постоянных контактов? И мы говорим не о людях, которые боятся общения в силу разных факторов и склонны к социальной тревоге.
Эта книга – для интровертов, то есть для тех, кого сама природа не особо задумала для множественных и частых общественных контактов. В ней вы найдете способы, как, сохраняя свою внутреннюю гармонию, все-таки выстраивать необходимые и развернутые социальные отношения.
Генри Клауд, Джон Таунсенд
«Дети: границы, границы»
Что запрещать или разрешать детям? Когда? А, главное — зачем? Как найти баланс между контролем над ребенком и приучением его к самостоятельности? Как приучить ребенка к ответственности? Эта книга поможет вам шаг за шагом в ежедневной жизни выработать у ребенка способность самому отвечать за себя и управлять своей жизнью.
Авторы рассматривают удивительный парадокс: как научить ребенка быть свободным, выстраивая, принимая и уважая свои и чужие границы. Книга не учит «воспитанию детей». Она помогает родителям или другим взрослым (от бабушек до учителей) вести себя с ребёнком так, чтобы он сам осваивал свою жизнь и впитывал принципы ответственности, управления своей жизнью и умения владеть собой.
В книге уделено внимание основным проблемам, с которыми сталкиваются дети и воспитывающие их взрослые: от простого непослушания до хулиганских выходок. И сделан акцент на том, что какая бы ни была проблема у вашего ребенка, начинать вам придется с себя. Но это может быть увлекательным процессом: жить рядом с ребенком и учиться жить вместе с ним. Прекрасного вам путешествия!
Адель Фабер, Элейн Мазлиш
«Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»
«Мы говорим с ними на разных языках!» Так оно и есть! Только вспомните, сколько раз вы говорили своему ребенку что-то, а он все равно делает так, как считает нужным. Или сколько раз он или она разражались плачем, крича «Ты меня не слушаешь! Ты меня не понимаешь!» Или просто обижались и молча уходили со слезами или со злостью? А вы оставались со своим бессилием что-то донести до него?
Как же нам договориться? Ведь никто из родителей сознательно не хочет причинять боль своим детям. Все мы хотим, чтобы дети чувствовали себя счастливо и радостно в общении с нами. И да, конечно, мы хотим, чтобы они научились порядку, дисциплине, ответственности, заботе о других и многим другим полезным в жизни вещам.
Что нужно для того, чтобы мой ребенок меня услышал? Оказывается, надо научиться говорить так, чтобы ваши слова не напоминали критику, приказы, нравоучения или оскорбления. И научиться слушать так, чтобы ваш ребенок чувствовал вашу поддержку, любовь и заботу. Любое свое послание вы сможете выражать так (словами или без слов), что оно дойдет до ребенка и поможет ему справиться с его сложной ситуацией. А вам поможет слышать и понимать своего ребенка. И воспитывать его.
Книга состоит из отличных практических упражнений, которые объединены в единую систему. Шаг за шагом, выполняя упражнения и прямо в книге делая их анализ, вы будете менять свои отношения с ребенком. И становится вместе счастливее!
Роберт Чалдини
«Психология влияния»
Желание влиять, получать внимание, иметь власть над умами и сердцами людей — базовая эмоциональная потребность каждого человека. Мы хотим быть замеченными, интересными, нравиться другим людям, производить на них впечатление.
И в реализации данного желания каждый действует так, как умеет. Но далеко не всегда это умение приводит к результату – к получению того самого внимания, качество которого могло бы порадовать и вдохновить на новые подвиги. В чем причина? Почему одни люди являются любимчиками окружающих, а другие, как ни стараются, не могут вызвать даже улыбки и симпатии? Однозначного ответа здесь нет и быть не может. Скорее, это зависит от целого спектра причин.
И все же, существуют способы научиться влиять на других людей, чтобы они оказывали вам свое внимание. Чтобы думали, говорили о вас и хотели чаще бывать с вами.
Это похоже на манипуляцию ? Отчасти, да. Но если в основе ее лежит желание не только получить, но и дать: те же внимание, знание, поддержку, то тогда манипуляция превращается в действенный способ выстраивать отношения с окружающими. Учиться взаимодействовать в том мире, в котором вы живете благодаря пониманию и готовности выйти за собственные пределы. О том, как это сделать, что важно знать и зачем применять, вы узнаете из книги «Психология влияния».
Гэвин Кеннеди
«Договориться можно обо всем»
В книге доступным живым языком описываются принципы и техники ведения эффективных переговоров в различных ситуациях. Что немаловажно, автор разбирает типичные ошибки и различные психологические барьеры, возникающие у людей при попытках получить желаемое.
Несмотря на то, что книга описывает реалии Америки, в ней можно найти множество практических советов, которые с успехом могут быть применены и в России.
Владимир Ромек
«Тренинг уверенности в межличностных отношениях»
Ребенок рождается на свет с потребностью быть принятым таким, какой есть. Когда родители принимают его индивидуальность, поддерживают в его начинаниях, дают ему поддержку и приятие, ребенок вырастает уверенным в себе человеком, с чувством собственного достоинства, уважительно относящимся к себе и окружающим, открыто идущим на контакт и любящим общение с людьми.
Но как быть, если на пути взросления уверенность в себе была подорвана по разным причинам? Когнитивно-поведенческая терапия дает возможность человеку самостоятельно, используя материалы книг-тренингов, решать свои проблемы. В этой книге представлен тренинг, который позволит вам восстановить свою уверенность и научиться навыкам уверенного поведения в ситуациях межличностного общения с близкими, родными, друзьями, коллегами, знакомыми, малознакомыми и незнакомыми людьми. Вы сможете открыто выражать свои чувства, желания и просьбы, научитесь обращаться за помощью и говорить «нет» , избавитесь от стыда , застенчивости и тревоги в общении с людьми.
Дж.У.Биик
«Тренинг преодоления социофобии»
Одиночество – одна из проблем современного человека. Мы так привыкаем жить в своей капсуле, что общение с другими людьми, а иногда и просто нахождение в обществе, рождают тревогу или страх. Ученые называют такое состояние социальной тревогой, или социальным страхом.
Если вы нервничаете в присутствии других людей, боитесь того, что о вас могут подумать другие, скованы и не уверены в ситуациях общения, стесняетесь, боитесь критических замечаний, вам неудобно есть на людях или посещать общественный туалет, вы не знаете, что делать на вечеринках, считаете себя скучным собеседником, боитесь выступать на публике, чувствуете себя «чужим» в коллективе, ваш круг общения ограничен — то вы имеете дело с социальной тревогой.
Теоретические сведения о когнитивно-поведенческой терапии социофобии из этого издания дадут вам понимание своей проблемы и способов выхода из нее. Но одних только знаний недостаточно для того, чтобы ваша жизнь изменилась. Вам придется что-то делать. В книге вы найдете по шагам расписанное руководство о том, что именно вам нужно делать (и как вам нужно менять свое мышление), чтобы общение с людьми начало приносить вам не страх, тревогу, волнение и стыд, а радость, удовольствие и уверенность в себе.
Хорхе Букай
«Я хочу рассказать вам о…»
Истории о жизни и смерти, любви и ненависти, отношениях и их отсутствии, рассказанные аргентинским психотерапевтом Хорхе Букаем, проникают в самое сердце и заставляют читателя задуматься над тем, что для него действительно дорого.
Как известно, жизненная мудрость воспринимается намного легче, если она приходит к нам в форме притч и сказаний. Через них мы учимся видеть и воспринимать все то, к чему не готовы в реальной жизни. «Сказка ложь, да в ней намек…» — вот какой посыл содержится в этой маленькой, но очень ценной книжке. Намек на то, что жизнь шире всех наших представлений о ней, которые рассыпаются, как только человек становится готовым выйти за их черту. И это становится сделать гораздо легче, когда перед тобой есть примеры других героев, пусть и сказочных!
Стивен Р.Кови
«Третья альтернатива»
Последняя книга мастера. Суть ее в том, что в любых отношениях между людьми не две стороны: «Я «и «Ты», а три — «Я», «Ты» и «то, что между нами», а именно — скрытая, невидимая глазу часть отношений доступная только в случае, если обе стороны готовы «включить» понимание и захотеть узнать о причинах происходящего. Книга учит видеть ситуацию в целом, расширять собственное восприятие, избегая усеченного оценочного мышления «хороший-плохой», что помогает развиваться всем участникам процесса.
Если у Вас возникли вопросы, Вы можете задать их нашим консультантам:
Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с консультантом, то оставите свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный консультант — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на форуме .
Копирование материалов сайта без ссылки на источник и указания авторства – запрещено!
Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека.
Методическим принципом изучения мертвой и живой природы является изучение ее объектов в процессе их взаимоотношения с окружающим миром. Естественно, что и человек в его свойствах и возможностях познается в соотношении с объективной действительностью.
Сложнейшие и наиболее динамические отношения человека к окружающему миру выражаются в его психической деятельности. Объективное психологическое исследование требует поэтому изучения соотношений человека с окружающей действительностью. У человека в силу общественно-трудовой истории развития, в отличие от животных, соотношения с окружающим имеют особый характер. В соотношении с окружающим человек выступает в роли субъекта-деятеля, сознательно преобразующего действительность. Изучение человека в его соотношении с окружающим выявляет эти особые качества и позволяет при объективном изучении человека раскрыть его внутренний мир.
Нельзя не указать, что понятие соотношение имеет в виду такую связь, в которой не выступает различие роли двух объектов связи. Понятие же отношения, строго говоря, возникает там, где есть субъект и объект отношения. Именно у человека такой характер связи выступает с полной отчетливостью. Сознательное отношение представляет собой лишь высший уровень отношения к действительности, и в самом осознании этого отношения существует ряд ступеней, проходимых человеком в процессе развития. Изучая человека с позиции его отношений, мы устанавливаем его содержательные связи с окружающей общественной действительностью. Нельзя относиться вообще. Отношения обязывают к рассмотрению их объектов.
Являясь продуктом природного и общественно-исторического развития человека, его отношения к действительности требуют не только психологической характеристики, но и физиологического и общественно-исторического объяснения. Природная основа этих отношений объясняется сравнительной биологией, физиологией и особенно учением И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Основой общественно-исторического понимания отношений человека являются исторический материализм и освещаемые им факты и положения общей истории развития человечества, истории культуры и научной антропологии.
Учитывая огромную и решающую роль индивидуального опыта в развитии деятельности и отношений человека, нельзя не подчеркнуть в то же время, что отношения человека обусловлены общественно-историческим опытом, который является основой богатейшего внутреннего мира человека. Этот опыт, представляя систему временных связей человека, определяет и опосредствованный характер его реакций на воздействия окружающего мира и его как бы инициативное и самостоятельное поведение. Изучая деятельность человека, мы не должны забыть о человеке как о личности, а изучая личность, нельзя забывать о том, что изучать ее можно только в деятельности. Исследование деятельности представляет функциональный, или процессуальный, план. Изучение личности представляет собой потенциальный план анализа изучаемого.
Вопрос о свойствах ставился в психологии обычно в плане свойств характера или личности. Так вопрос, конечно, должен ставиться, но нужно указать, что свойства обнаруживаются и в процессах, и в отношениях, и в состояниях человека. Поэтому в вопросе о свойстве личности пересекаются разные планы психологических категорий. Так, свойство устойчивости — неустойчивости относится к отношениям, к состояниям, к характеру деятельности. Свойства отношений, состояний и деятельности выступают как свойства личности. Это, с одной стороны, подчеркивает центральный характер понятия личности, а с другой стороны, требует, чтобы понятие психологических свойств применялось с достаточной точностью и определенностью.
К вопросу о видах отношений.
Существуют различные виды отношений, вернее, стороны единого предметного отношения, определяемые многосторонней возможной реакцией человека и многосторонностью объектов.
Отношение как связь субъекта с объектом едино, но в многообразии отношений выступают то более, то менее отчетливо отдельные компоненты, которые можно назвать частичными отношениями, или сторонами отношения, или видами его. Эти стороны тесно связаны с характером жизненного взаимодействия, включающего различнейшие моменты от обмена веществ до идейного общения.
Основные стороны отношения глубоко коренятся в филогенетическом и историческом прошлом человека. Они прежде всего различаются положительным и отрицательным характером активных реакций человека, представляющим основу избирательной объективной направленности его психической активности. От самого простого положительного или отрицательного хемотаксиса через инстинкты до сложных влечений и потребностей человека мы устанавливаем качественное многообразие этих жизненных тенденций. В этом ряде эволюционных ступеней советская психология подчеркивает их качественное различие и общественно-историческую, а не просто биологическую природу потребностей человека.
Потребности представляют одну сторону основного отношения. Скорее всего ее можно определить как конативную (от латинского слова «conare» — стремиться, домогаться) тенденцию овладения.
Понятие потребности давно существует и имеет, как известно, значение не только для психологии. Мы относим это понятие к отношениям потому, что основными, так сказать, конституирующими компонентами этого понятия являются: а) субъект, испытывающий потребность, б) объект потребности, в) своеобразная связь между субъектом и объектом, имеющая определенную функциональную нейродинамическую структуру, проявляющуюся в переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им.
Как известно, потребности одними авторами рассматривались как самостоятельная категория, другими относились к волевым проявлениям, третьими включались в систему характеристики личности. Все это имело частичное основание, но наиболее правильно рассматривать потребности в системе отношений к действительности.
На ранних (примитивных) стадиях развития отношения носят еще недифференцированный характер. В процессе развития на уровне еще не сознаваемых отношений высокоорганизованного животного (собака, обезьяна) вычленяется вторая сторона эмоционально-волевого отношения — эмоциональное отношение. У человека оно проявляется в привязанности, любви, симпатии и их противоположностях — неприязни, вражде, антипатии.
Эмоциональная сторона отношения, наиболее ярким примером которой является любовь и вражда, относилась в психологии к категории чувств. Однако надо учесть, что область чувств (или эмоций) охватывает три разнородных группы явлений — эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Последние и представляют в значительной степени то, что называется обычно чувством, но это до сих пор еще не уяснено и генетически достаточно не освещается.
Соответственно только что сказанному одной из важных проблем психологии вообще, и психологии отношений, в частности, является дальнейшая разработка системы понятий и вопросов структуры в области психических образований, в частности, в области отношений.
Ряд отношений выступает у человека как относительно самостоятельные образования. Сюда прежде всего следует отнести интересы, оценки и убеждения.
Рассматривая интерес как особый вид отношения, мы подвергли вопрос о нем специальной разработке в исследовании нашего сотрудника В. Г. Иванова (1956а, 1956б), изучавшего интересы учащихся с позиций отношений, осветившего генез интересов и давшего некоторую их систематизацию. В последнее время некоторые авторы преодолели односторонний функциональный характер понимания интереса и начали с успехом рассматривать его как отношение (Теплов Б. М., 1948; Иванов П. И., 1954; Архипов А. П., 1958). В ряде работ вопросы интереса стоят в тесной связи с проблемой мотивации поведения (Леонтьев А. Н., 1945, 1947; Божович Л. И., 1951 а, б).
В работе В. Г. Иванова проблема интереса освещается в связи с учебными предметами. Однако современные задачи политехнизации школы настойчиво выдвигают вопросы формирования интереса к различным видам промышленного труда. Как показывает работа А. Ф. Эсаулова (1956), для учащихся с выраженным профессиональным интересом характерно яркое эмоциональное отношение к профессии, а формирование этого интереса связано с активным и успешным включением в соответствующую внеклассную и внешкольную деятельность.
Усилие в отношении к учебным обязанностям представляет частную форму усилий человека, вытекающих из ответственного отношения к своим обязанностям, характеризующим морально-правовые отношения человека. Ответственное отношение к своим обязанностям, вырастая из требований родителей, учителей, становится долгом, совестью.
Воспитание представляет процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого. В этом двустороннем процессе воспитатель может обнаруживать требовательное, снисходительное, любовное, неприязненно-внимательное, пренебрежительное и справедливое или пристрастное и тому подобное отношение к ученику, а ученик — отвечать ему уважением, любовью, боязнью, враждебностью, недоверием, скрытностью, откровенностью, искренним или показным отношением. Взаимоотношение играет существенную роль в характере процесса взаимодействия и, в свою очередь, представляет результат взаимодействия. Те переживания, которые возникают в процессе взаимодействия, укрепляют, разрушают, реорганизуют отношения. Критический перелом в отношениях представляет «взрыв», который столь ярко описал А. С. Макаренко и сделал его существенным звеном в перевоспитании личности.
В условиях свободного взаимодействия могут проявляться истинные отношения, но в условиях, тормозящих или подавляющих, в условиях несвободы и зависимости одного человека от другого отношения во взаимодействии не проявляются, а скрываются и маскируются. Сущность лицемерия заключается в том, что не истинные отношения вскрываются во взаимодействии, а, наоборот, внешняя форма взаимодействия не отвечает внутреннему содержанию отношений. В характере взаимодействия сказываются отношения — это понятно, но этот характер зависит не только от отношений, а и от внешних обстоятельств и положения взаимодействующих. Таким образом, хотя существует тесная связь между процессом взаимодействия людей и их взаимоотношениями, но оба эти понятия неидентичны и не заменяют друг друга. Взаимоотношение является внутренней личностной основой взаимодействия, а последнее — реализацией или следствием и выражением первого.
Моральное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой. Этот внутренний процесс приводит к образованию оценочных отношений, формирующихся в связи с этическими, эстетическими, юридическими и другими критериями поступков и переживаний человека.
Соответственно формированию этических оценок и связанной с этим критикой себя и других возникает требовательность, или требовательное отношение, к окружающим и к самому себе.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
В этих условиях формируется у школьника система требований к взаимоотношениям людей, к отношению к труду, к себе, к своим обязанностям. Первостепенную роль в этом процессе играет школьный коллектив. Новые отношения, в частности, новые требования, возникают на основе предыдущих. Такие качества ученика, как инициатива, усидчивость, настойчивость (или, наоборот, пассивность, нетерпеливость, бездеятельность), имеют одним из своих источников ответственное и требовательное отношение к труду, формируются в процессе непрерывного упражнения в выполнении тех требований, которые предъявляются ученику (педагогами), и тех, которые он предъявляет себе сам. Они относятся столько же к его поведению и деятельности, сколько к его отношению: например, отношению к труду, уважению педагогов, вниманию к людям, внимательному отношению к своим обязанностям и т.п.
Источники
Фромм, Аллан Азбука для родителей / Аллан Фромм. — М.: Лениздат, 2014. — 320 c.
Роджерс, Карл Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений / Карл Роджерс. — М.: Этерна, 1995. — 750 c.
Руденко, А. М. Психология в схемах и таблицах / А.М. Руденко. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.- Гилберт, Элизабет Самая лучшая жена / Элизабет Гилберт. — М.: Рипол Классик, 2009. — 935 c.
Доброго времени суток. Меня зовут Юлия и в настоящее время уже более 8 лет работаю психологом. Являюсь экспертом и хочу помочь всем посетителям сайта решать их задачи и проблемы.
Все данные для портала собраны с целью донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако, чтобы применить все — необходима обязательная консультация с профессионалами.