Психология отношений социология

Самое интересное и полезное на тему: "Психология отношений социология" простым и понятным языком. Мы собрали полную информацию по теме и постарались раскрыть тему во всех деталях. Если появились вопросы - задавайте их в комментариях.

Взаимосвязь психологии и социологии

Социология так же, как и психология, изучает проблемы, связанные с личностью и обществом, она заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих взаимоотношений. В то же время психология широко использует в своих исследованиях традиционные социологические приемы сбора информации, например опрос и анкетирование. Психологи и социологи совместно изучают такие проблемы, как взаимоотношения между людьми, психология экономики и политики государства, социализация личности, формирование и преобразование социальных установок и другие.

Вывод: социология и психология находятся в тесной взаимосвязи как на уровне теоретических исследований, так и на уровне использования определенных методов. Развиваясь параллельно, они дополняют исследования друг друга в изучении взаимоотношений человека и человеческого общества.

Проблема социализации

Социализация — это многогранный процесс, имеющий различные аспекты, но особого внимания заслуживают механизмы социализации, т. е. способы, посредством которых человеческий индивид приобщается к культуре и приобретает опыт, накопленный другими людьми. В качестве основных источников социализации человека выступают общественные объединения (организации), семья, школа, литература, искусство, печать, радио, телевидение.

Механизмы социализации человека изучаются в рамках теории социального научения. С точки зрения данной теории поведение человека формируется в процессе его взаимодействия, общения и совместной деятельности с различными людьми в различных социальных ситуациях, наблюдения за поведением других людей и подражания им, а также обучения и воспитания. Следует подчеркнуть, что теория социального научения отрицает исключительную значимость для формирования поведения человека биологических факторов, особенностей организма и его функционального состояния.

Вывод: теория социального научения подчеркивает роль социальных факторов, например семьи, школьного окружения. Из этого утверждения следует второе основное положение этой теории: поведение человека формируется под воздействием факторов социальной среды.

Связь психологии и социологии с другими науками

ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКИ

1. Психология и социология в системе наук.

2. Отрасли психологии.

3. Методы исследования в психологии и социологии.

ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК

Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа».

Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений.

Задачей психологии как науки является изучение механизмов и закономерностей психических явлений, а также содействие внедрению знаний психологии в практику жизни людей.

Объект социологии:общество, общность (группа) людей

Предмет социологии: социальная жизнь общества, т.е. взаимодействия людей и общностей (групп), социальные связи, социальные отношения.

Задачей социологии как науки является изучение проблем в общественной жизни, воздействие на социальные процессы.

Связь психологии и социологии с другими науками

Психология и Социологиякак самостоятельные науки тесно связаны друг и другом, как мост, который связывает мыс­ли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Психология изучает индивида (представителя человека) и дает социологии знания о психике человека; а социология изучает социум (группу индивидов) и предоставляет психологии факты об общественной деятельности людей. Связь между психологией и социологией обеспечивает соци­альная психология.

[1]

Философия.Философия есть система взглядов на мир (общество) и человека. Поэтому до недавнего времени психологию и социологию изучали на философ­ских факультетах университетов, и их некоторые разделы тесно переплетаются с философией. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль, как общая психология. На стыке философии и социологии – социальная философия.

История.Современный человек — продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействие биологических, психических и социальных факторов. Историческая психология изучает изменение психики людей в процес­се исторического развития и роль психологических качеств историчес­ких деятелей на ход истории. Антропология изучает происхождение и эволюцию человеческих рас и физического строения человека.

Педагогикапредоставляет психологии и социологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, поз­воляющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспе­чению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспе­чивают педагогическая психология и возрастная психология. Сравнение педагогических систем в различных обществах изучает сравнительная педагогика.

Естествознаниетесно связано с психологией. Развитие теоретичес­кой и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается психофизиоло­гия.

Медицинапомогает психологии лучше понять возможные меха­низмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психоло­гии находятся такие ветви психологии, как медицинская психология и психотерапия.

Технические наукитакже связаны с психологией, так как у них за­частую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются инженерная психология и психология труда.

2. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

Рис. 1. Отрасли психологии

3. Курс «Социология и психология управления» в контексте смежных научных дисциплин

«Социология и психология управления» как самостоятельное научное направление оформилось сравнительно недавно — во вто рой половине 70-х гг. XX в.
Всякое научное направление в период своего возникновения застает уже имеющиеся научные направления и формируется во взаимодействии с ними, заимствуя у них понятия, методы и сред ства решения проблем, развивая одни и отвергая другие и тем самым формируя собственную область исследования и собствен ный взгляд на нее.

Как научное направление, исследующее отношения людей в организации, «Социология и психология управления» тесно смы кается с менеджментом — наукой о социальном, администра тивно-хозяйственном управлении, В отличие от последнего, вклю-чающего политические, юридические, экономические, марке-тинговые, финансовые, технологические, стратегические и прочие аспекты социального управления, «Социология и психо-логия управления» исследует только социально-психологические аспекты отношений людей и тем самым перекликается с одной из областей менеджмента — персонал-менеджментом.
Связь научного направления «Социология и психология уп равления» со смежными направлениями, изучающими социаль- но-психологические аспекты трудовой деятельности, представле на на рис. 1.
Подводя итоги, можно определить курс «Социология и психо логия управления» как научное направление, изучающее соци ально-психологические аспекты отношений людей в организаци ях, т.е. людей, объединенных организованной совместной дея-тельностью.

Социология и социальная психология

теоретическом плане различение предметов двух наук — социологии и психологии, как правило, не вызывает затруднений. Упрощенно это различение выглядит следующим образом. Социология изучает жизнь общества, его функционирование, как в целом, так и его отдельных институтов, а также их взаимодействие на основе анализа социальных процессов, выражающихся в сознании и поведении (деятельности) людей.

Предметом психологии в самом общем виде являются закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. С момента конституирования психологии в качестве отдельной научной дисциплины, который нередко относят к концу XIX

Читайте так же:  Психология разговор с мужчиной

в., значительное внимание стало уделяться лабораторному исследованию отдельных психических процессов (памяти, мышления, ощущения, восприятия). В то же время интенсифицировались процессы дифференциации психологии как науки, выделения внутри нее отдельных, относительно самостоятельных отраслей (общей психологии, занятой поиском основных закономерностей развития и функционирования психики; зоопсихологии — изучавшей психику животных; медицинской (патоклинической), ориентированной на исследование психических заболеваний и их коррекцию; возрастной психологии, занятой выявлением специфики психического развития на различных этапах онтогенеза человека и т.п.).

В этом ряду особое место заняла возникшая в середине первой половины XX

в. социальная психология. Ее возникновение связывается с именем В. Вунда (1832—1920), первым обратившим внимание на социальные проблемы психологической жизни. Однако становление социальной психологии в России (как и психологии в целом) было непростым. Дискуссии о ее предмете велись в 1920— 1930-е гг. (Г.М. Андреева, 1997).

Определяя место социальной психологии среди других наук, представляется успешным использовать междисциплинарный подход, подразумевающий не размещение социальной психологии «внутри» какой-либо одной из ее основополагающих дисциплин, будь то психология или социология, а поиск ее места путем определения «пограничных, пересекающихся» предметных полей. Таким полем, имеющим «пограничный» статус, по отношению социологии и социальной психологии является изучение больших социальных групп.

Однако такой подход следует признать лишь отчасти верным. Социально-пси- хологическая, как и социологическая трактовка применима не только к большим социальным группам, но и к деятельности средств массовой информации, организациям и сфере управления, а также к науке, искусству, политике, семье и, наконец, личности.

Следует отметить, что межличностные отношения (на которых акцентирует свое внимание социальная психология) существуют «внутри каждого вида общественных отношений. в объективной ткани общественных отношений присутствуют моменты, исходящие из сознательной воли и особых целей индивидов» (Г.М. Андреева, 1997. С. 72—73).

В таком случае теоретически различие в предмете социальной психологии и социологии представляется связанным не только и не столько со спецификой их проблемного поля, сколько с особенностями угла зрения на одни и те же социальные феномены. 1.

Социологии присущ своеобразный дедуктивный подход — от общего (социума, который является своеобразной «фигурой») — к частному (взаимодействию его членов, их непосредственным отношениям, отдельной личности как представителю больших социальных групп — этнических, профессиональных, политических, классовых и т.п.), т.е. к некому фону, обладающему значительным «зашумляющим» разнообразием. В конечном счете в личности и ее межличностных отношениях социолога интересует прежде всего проявление макросоциальных, на- диндивидуальных закономерностей, процессов. Таким образом, социолог стремится к «объективации» субъективных, имеющих как рациональную, так и эмоциональную природу межличностных отношений. 2.

Для психологии (прежде всего социальной) характерен зеркально иной подход — индуктивный: от отдельной личностипогруженной в непосредственные межличностные отношения (в рамках малой группы), имеющей индивидуализированную их картину (восприятие).

Это в данном случае — фигура, т.е. то, на что, в первую очередь, нацелено социально-психологическое исследование — отыскание закономерностей в пределах межличностного общения. Фоном же становится социальный контекст — культуральная, социально-экономическая специфика общества, с одной стороны, способствующая прояснению выявленных закономерностей на уровне малой группы, но с другой — сама подвергаемая психологизации.

Проиллюстрируем это одним примером. Значительное количество социальнопсихологических исследований посвящено изучению закономерностей каузальной атрибуции (приписыванию причин происшедшим событиям). Выявлено, что результаты этого приписывания, помимо прочего, зависят от, во-первых, позиции респондента (деятель-наблюдатель) и, во- вторых, успешности исследуемой деятельности (успех-неудача).

Можно предположить, что в различных культурно-исторических условиях чем более выражены и культивируются нормы индивидуализма, индивидуального успеха («социальный контекст»), тем более выражена будет эта закономерность. В то же время «чистые» социальнопсихологические интерпретативные схемы остаются на уровне личности и малой группы (например, наблюдатель при неуспехе наблюдаемой деятельности склонен приписывать причины этого деятелю). Таким образом, в последнем случае происходит своеобразная «психологизация» общественных отношений.

Четкое разграничение специфики социологии и социальной психологии нуждается в конкретизации применительно к отраслям каждой из наук. Например, была предпринята попытка выявить специфику социально-психологической и социологической российских традиций в изучении семьи (В.В. Солодников, 1994). Обнаружилось отсутствие специальной психологической теории семьи «среднего уровня», а также проявилась специфическая (но далеко не всегда выраженная) озабоченность социологов репрезентативностью полученных эмпирических данных и их внимание к изучению взаимосвязей внутри социально-демографи- ческих характеристик респондентов.

В заключение следует отметить, что во взаимоотношениях социологии и социальной психологии существует несколько аспектов. Во-первых, есть общие понятия, в одинаковой степени используемые как в той, так и в другой науке. Это такие понятия, как сознание, человек (индивид), поведение (деятельность), мотив, потребности. Во-вторых, ряд понятий в социологию пришло из (социальной) психологии. Некоторые из них приобрели достаточно четкое социологическое звучание (например, стереотип), другие (установка, архетип) лишь частично и не всегда используются социологической наукой. В-третьих, социальной психологией в некоторых философских и социологических понятиях выделяются специфические формы их проявления (например, народ, население — в социологии, толпа — в социальной психологии).

Для социологии актуальна проблематика некоторых авторов, традиционно считающихся психологами, например 3.

Фрейда (1856—1939), постулировавшего противоречие человека и общества и посвятившего свою жизнь оказанию психологической помощи личности в разрешении этого противоречия.

И наконец, социальная психология обогатила социологию такими инструментами исследования, как тесты, социометрические методы, семантический дифференциал.

Большой психологический словарь. СПб., 2003.

Краткий психологический словарь. Ростов н/Д,

Современный философский словарь. М., 1998.

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1997.

Солодников В.В. Семья: социологическая и со- циально-психологическая парадигмы // СОЦИС. 1994. № 6.

Фиккарский энциклопедический словарь М., 1999.

7.1. К вопросу о «взаимоотношении» социологии и психологии

Известно, что понятие теста принадлежит области психологии. Тестирование осуществляют для измерения глубинных, не поддающихся непосредственному измерению, психологических характеристик человека.

Но несмотря на различие задач, стоящих перед социологом и психологом, тестовая традиция активно внедряется в социологию, хотя здесь множество специфических проблем. Для практического освоения соответствующих подходов необходимо эти проблемы глубоко проанализировать. Начнем с более подробного рассмотрения того, что собой представляет тестовая традиция. 7.2.

Принципы факторного анализа (ФА) 7.2.1.

Содержание тестовой традиции

Совокупность разработанных в психологии тестов весьма разнообразна. Они отличаются и по предмету исследования, и по используемым техническим приемам (см., например, [Ядов, 2003]). Мы коснемся принципиальной схемы, лежащей в основе разработки большинства психологических тестов — схемы, хорошо изученной психологами, описанной математическим языком и давшей толчок развитию мощной ветви прикладной статистики, — факторного анализа.

Опишем интересующие нас соображения на примере, заимствованном из психологии, — области, где «родились» тестовый подход и факторный анализ.

Предположим, имеются две группы вопросов-задач (наблюдаемых переменных), требующих от отвечающего на них человека способностей соответственно к логическому мышлению и к художественному воображению. Подсчитав корреляции между нашими вопросами, мы, вероятно, придем к выводу, что результаты ответов на вопросы каждой из этих групп коррелируют друге другом. Человек, получивший высокую оценку по одному из «логических» вопросов, наверное, получит такую же оценку и по второму, и по третьему. Человек, проявивший высокие способности при решении одной из задач «на воображение», вероятно, не менсс успешно решит и другие задачи подобного рода. То же будет иметь место и для низких оценок (напомним, что наличие корреляции между двумя признаками, грубо говоря, означает, что с ростом значений одного признака растут либо убывают значения другого).

Читайте так же:  Психология прикосновений между мужчиной и женщиной

Для объяснения описанных корреляций можно выдвинуть гипотезу, состоящую в том, что имеются два латентных фактора, которые условно можно назвать «логические способности» и «художественное воображение», принимающие разные значения для разных людей. И корреляции между нашими наблюдаемыми переменными объясняются действием именно этих латентных факторов: так, человек с высоким уровнем логических способностей будет, как правило, хорошо отвечать на вопросы первой группы, с низким уровнем таких способностей — плохо. Аналогичное утверждение будет справедливо и для второго фактора.

Таким образом, исходя из сформулированной гипотезы, мы предполагаем, что все наблюдаемые нами изменения значений эмпирических признаков обусловлены изменением некоторых внутренних свойств этих объектов — значений латентных факторов. Предполагается, что совокупность этих факторов едина для всех наблюдаемых признаков. Такие факторы назовем общими. Измерить их непосредственно мы не можем. Более того, мы не знаем заранее в точности, что собой эти факторы представляют, сколько их. Однако предполагаем, что в принципе они существуют и что респонденты могут быть сопоставлены друг с Другом по их значениям (подчеркнем, что сказанным мы утверждаем существование латентных переменных; напомним читателю, что для социолога подобные утверждения далеко не всегда очевидны).

Общие факторы имеют разное влияние на изменение того или Иного наблюдаемого признака. Вес общего фактора, определяющий степень его влияния на изменение данного наблюдаемого признака, будем называть факторной нагрузкой фактора на признак.

Естественно предположить, что кроме тех изменений наблюдаемых признаков, которые вызваны действием общих латентных факторов, существуют индивидуальные изменения каждого наблюдаемого признака, вызываемые, например, случайными ошибками при их измерении. Причины, вызывающие невзаимосвязанные изменения исходных признаков, называются специфическими, или характерными, факторами. Таким образом, все причины изменений наблюдаемых признаков могут быть разделены на две составляющие: группу общих факторов и специфический фактор для каждого признака.

Итак, значения общих латентных факторов для какого-либо человека определяют ответы этого человека на рассматриваемые вопросы, или, как мы будем говорить, поведение этого человека. Именно действием указанных латентных факторов определяются все корреляции между нашими наблюдаемыми переменными. Это означает, что фиксация значений латентных переменных должна привести к ликвидации связи между наблюдаемыми признаками.

Другими словами, если мы зафиксируем, скажем, значение фактора «логические способности», то связи между отвечающими этому фактору наблюдаемыми переменными исчезнут. Возьмем только тех респондентов, которые имеют блестящие логические способности. Конечно, они в основном будут хорошо отвечать на наши логические тесты. Но могут встретиться и плохие ответы: скажем, кто-то из отвечающих слишком переволновался и забыл какую-то элементарную формулу, знание которой предполагалось тестом, и т. д. Однако связи между ответами на разные логические тесты уже не будет, поскольку сбои в ответах будут определяться не логическими способностями респондентов, а случайными по отношению к таким способностям обстоятельствами.

Факторный анализ родился в психологии как способ поиска латентных факторов, подобных описанным. Именно соображения, лежащие в основе тестовой традиции, привели психологов к разработке специального аппарата, позволяющего проверять гипотезы о наличии подобных факторов: выделять во множестве наблюдаемых признаков «пучки» связанных друг с другом, усматривать за каждым таким «пучком» некоторый латентный фактор и находить его значения для каждого респондента. Собственно, факторный анализ — это просто четкое выражение идей тестового подхода (рождение ФА является хорошей иллюстрацией роли математического языка в развитии науки).

В связи со сказанным целесообразно заметить, что, хотя ФА — статистический метод и как таковой в принципе не может доказать наличие или отсутствие каких бы то ни было причинно-следственных отношений, тем не менее при его использовании мы часто имеем основания полагать, что латентная переменная олицетворяет собой причину, обусловливающую тот или иной уровень относящихся к ней наблюдаемых характеристик (хотя в практических задачах далеко не всегда бывает очевидным, что является причиной4, что — следствием).

Рассмотрение латентной переменной как некой «причины», определяющей наблюдаемое поведение респондента, заставляет пересмотреть нашу схему (см. рис. 4.1), отражающую идею одномерного шкалирования. Там у нас стрелка шла от наблюдаемых переменных к латентной. И это адекватно отражало суть соответствующего процесса — практического осуществления измерения. Но если говорить о причинной обусловленности происходящего, то стрелка должна идти в обратном направлении, поскольку в этом смысле именно латентная переменная определяет наблюдаемые переменные.

Итак, тестовая традиция неотделима от идей ФА. Опишем принципиальную схему этого метода. 7.2.2.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Читайте также:

  1. II. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
  2. Лекция 1. Социология права как отрасль социологического знания.
  3. Лекция 10. Социология культуры.
  4. Лекция 10. Экономическая социология
  5. Лекция 11. Социология образования.
  6. Лекция 11. Социология семьи и демографические процессы
  7. Лекция 12. Социология культуры
  8. Лекция 12. Социология личности.
  9. Лекция 12. Социология Эмиля Дюркгейма
  10. Лекция 13. Социология Макса Вебера
  11. Лекция 16. Экономическая социология.
  12. Лекция 17. Социология общественного мнения.

Психологическое направление в социологии возникает как реакция на сведение всего многообразия социальных явлений к биологическим, с одной стороны, и в результате появления интереса к проблемам мотивации человеческого поведения с другой.

Густав Лебон

считал, что европейское общество вступило в новый период своего развития – «эру толпы», когда разумное критическое начало, воплощённое в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием.

Лебон, изучая толпу, выделяетеё характерные черты:

ü заражённость общей идеей,

ü осознание собственной силы,

ü утрата чувств ответственности,

ü непримиримость, восприимчивость к внушению,

В толпе человек претерпевает коренную трансформацию и превращается в «человека толпы»подчиняющегося закону «психологического единства толпы».В толпе происходит уравнивание всех, сведение людей к единому уровню психологических проявлений и поведения. Толпа склонна к быстрым переменам внимания, легко и некритически воспринимает самые фантастические слухи; человек в толпе способен совершать любые акты насилия, вандализма, жестокости, которые в обычных условиях кажутся ему немыслимыми; толпа отличается повышенной эмоциональностью и импульсивностью. Толпа интеллектуально ниже индивидов её составляющих, склонна к быстрым переменам настроения, легко и не критически воспринимает любые слухи.

Лебон выделил механизмы, с помощью которых порождаются вышеназванные свойства толпы: АНОНИМНОСТЬ, ЗАРАЖЕНИЕ, ВНУШАЕМОСТЬ.

Чарльз Кули,

исследуя поведение личности в группе, выделяет:

самосознание

–это то, что я думаю о себе;

социальное сознание

–это то, что я думаю о других;

общественное сознание

–это то, что другие думают обо мне и о группе в целом

Человек имеет столько социальных «Я», сколько существует групп и лиц, о мнении которых он заботится. Не существует «Я» без соотношения с чувством «МЫ», «ОН», «ОНИ».

Читайте так же:  Отношение других психология

Другие люди –это психологические зеркала, в которых формируется социальное «Я» человека. Личность –это совокупность психологических реакций человека на мнения о нем окружающих, его «Я» — это воспринятое зеркальное отражение, сумма тех впечатлений, которые, как ему кажутся, он производит на других.

Видео (кликните для воспроизведения).

«Я» включает:

ü Представление о том, каким я кажусь другим.

ü Представление о том, как другой оценивает меня.

ü Вытекающее из этого чувство «Я» в виде гордости или унижения.

Т.е. «Я» — это синтез социального и индивидуального в человеке.

По Габриэлю Тардуэлементарным социальным отношением является передача или попытка передачи верования или желания. Простейшая модель такого отношения – состояние гипнотического сна. Он объяснял общественную жизнь и ее процессы действием простых психических механизмов, главным из которых является подражание. Все отношения, взаимодействие основано на подражании – детей взрослым, бедных – богатым, подчиненных – начальникам. Наиболее типичным видом подражания он считал подражание низших слоев высшим.

Задачей социологии, по его мнению, является изучение законов подражания, благодаря которым общество, с одной стороны, поддерживает свое существование в качестве целостности, с другой, развивается по мере того, как в различных областях социальной действительности возникают и распространяются изобретения.

Зигмунд Фрейд

разработал метод психоанализа, который должен был разрешить основной внутриличностный конфликт человека — между потребностями, влечениями, инстинктами и социальными нормами, правилами, запретами.

Социальные нормы, запреты, ритуалы искажают, подавляют, вытесняют исходные человеческие потребности и ведут к деформации личности, неврозам, неудовлетворённости, болезням, конфликтам.

При этом фрейдисты рассматривают существующие социальные нормы и институты как необходимые условия существования человечества, предохраняющие его от самоуничтожения. Психоаналитическая техника предназначена для разрешения этой драматической ситуации, помогая человеку приспосабливаться к ней.

Эмиль Дюркгейм

Базовой теоретико-методологической концепцией Дюркгейма был социологизм. Социологизм представляет собой попытку при объяснении социального явления исключить все факторы (географические, психологические, нравственные и др.), кроме, собственно социального.

Социальные факты

–это всякий образ жизни, действия чётко определённые или нет, но способные оказывать на индивида внешнее воздействие: ритуалы, нормы, правила поведения.

При рождении человек находит социальные факты уже готовыми, они функционируют независимо от него и принуждают человека к определённому поведению.

Основным социальным фактором развития общества Дюркгейм считалсолидарность –это высший принцип, высшая ценность, которая сплачивает общество.

В неразвитых архаических, примитивных обществах существовала механическая солидарность, основанная на сходстве индивидов и выполняемых ими функций, одинаковости отношения индивида к обществу. Индивидуальное сознание полностью подчинено коллективному. В обществе, где развита эта солидарность, индивид не принадлежит себе, это буквально вещь, которой распоряжается общество.

Современное развитое общество напоминает организм с различными органами, поэтому Дюркгейм называет новый вид солидарности, возникающий в нем, органической солидарностью. Она основана на разделение труда и предполагает не одинаковость индивидов, а их различие, т.е., обусловливает индивидуальные различия в соответствии с профессиональной ролью. Каждый становится личностью.

Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем в нем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. А чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии.

Фундаментальное понятие социологии Дюркгейма – это нормальное и патологическое состояние общественных отношений. Они не отождествляются с оценками: нормальное не есть хорошее, а патологическое не совпадает с плохим. Для каждого типа социальных отношений существует своя социально допустимая норма патологии. Так, преступления и самоубийства, психические заболевания, несчастные случаи, пожары – нежелательные явления, но общество без них не существует.

Общество, в котором разрушены прежние нормы и ценности, а новые еще не утвердились, Дюркгейм называл аномийным обществом. Рост девиаций (отклонений в поведении) в таком обществе – норма.

Дюркгейм отверг объяснение самоубийствав терминах индивидуально-психологических мотивов и выдвинул сугубо социальные причины. Индивиды, имеющие целую сеть общественных связей, менее склонны к совершению самоубийства, чем индивиды, слабо связанные с жизнью группы. Для Дюркгейма было характерно раскрытие сущности самоубийства как явления, порождаемого кризисным состоянием общества.

6. ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ МАКСА ВЕБЕРА.

Центральное место в теории Макса Веберазанимает концепция понимания.Он использовал это понятие как метод раскрытия сущности всей социальной реальности, всей истории человечества. В основе его концепции понимания лежало систематическое и точное исследование, а не просто “переживание” исторических событий.

Для объяснения социальных явлений не достаточно опираться только на статистику, социолог должен понять причины, мотивы, установки человека, который совершает какое либо действие. Для этого социолог должен поставить себя на место другого человека, это может быть возможным, потому, что в схожих ситуациях большинство людей поступает одинаково.

Вебер выделил4 типа социальных действий:

Истинно социальными действиями являются только 2 первых потому, что:

1. Они совершаются осмысленно.
2. Ориентированы на реакцию других людей.

(но чаще всего люди поступают традиционно или аффективно).

Важным вкладом Вебера в социологию было введение понятия “идеальный тип”. “Идеальный тип”это искусственно логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена. По Веберу, это понятие динамическое. Поскольку общество и интересы его исследователей постоянно изменяются, постольку необходимо создавать новые типологии, соответствующие изменившейся реальности.

Вебер исследовал феномены бюрократии и бюрократизации общества. Бюрократию(этот термин в социологии носит нейтральный характер) Вебер рассматривает через призму рациональности, высшим воплощением которой бюрократия и является. Рациональность, в конечном счете, оказывается именно той закономерностью, которая пробивает себе дорогу, вопреки воле и желанию людей, но которым она грозит лишением свободы в дальнейшем. Бюрократия может угрожать либерально-буржуазным свободам и демократии, однако без бюрократической машины не может существовать ни одно общество.

| следующая лекция ==>
Коммунистическая |

Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 807 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Социальные отношения

Понятие «социальные отношения» в отечественной научной литературе употребляется в двух основных вариантах: 1)

в широком смысле, когда им обозначается все относящееся к обществу в отличие от природных явлений (т.е.

в узком смысле социальные отношения рассматриваются как часть общественных явлений, которые стоят в едином ряду с другими, однопорядковыми их разновидностями — экономическими, политическими, духовно-идеологическими. Такой подход коррелирует с делением общества на сферы экономической, социальной, политической и духовной жизни (Г.С. Арефьева, B.C. Барулин, Б.А. Чагин).

Существует несколько вариантов трактовки социальных отношений во втором узком смысле. В о — п е р В Ы X, их суть ВИДЯТ в том, что они соединяют людей в социальные общности (Г.В. Осипов). Согласно этой точке зрения отношения между людьми, образующими какую-то одну социально-профессиональную группу, выражают схожесть интересов объединяемых соответствующими признаками людей.

Читайте так же:  Характер женщины стрельца по отношению к мужчине

Во-вторых, довольно распространено представление, что социальными являются отношения, складывающиеся по поводу равенства-неравенства, деятельности социальных субъектов по поводу их неодинакового положения в обществе и роли в общественной жизни (Т.И. Заславская).

В-третьих, имеются трактовки социальных отношений, которые определяются как вид или класс общественных отношений, которые складываются между разными социальными субъектами — индивидами, их различными общностями и объединениями, а также между индивидом и социумом любого масштаба — по поводу схожести или различий в социальном статусе, в возможностях удовлетворения жизненных потребностей и способах жизнедеятельности (А.И. Кравченко, Н.И. Лапин).

При анализе этих точек зрения следует сделать небольшое уточнение. Человек все-таки никогда не действует полностью осознанно, различные эмоции (симпатии, антипатии), физическое состояние (например, усталость, эйфория от удачи), склад характера и темперамент, социальные факторы: образование, профессия и ряд других оказывают влияние на установление и ведение отношений в группах (Ю.Г. Волков, 2003).

Социальные отношения могут быть только взаимными, но необязательно позитивными, положительными с обеих сторон. Если стороны по-разному воспринимают и оценивают друг друга, например, одна сторона навязывает дружбу, предлагает совместную деятельность, а другая агрессивно отказывается, провоцирует скандалы — это также социальные отношения. Социология различает три самых общих типа взаимоотношений: кооперацию (сотрудничество), конкуренцию (соперничество) и конфликт.

При кооперации участники взаимодействия имеют согласованные ценности, их деятельность не противоречит ни установкам, ни поведению других и она осуществляется с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон. Соперничество основано на желании одной стороны установить властные отношения. Власть (способность одних контролировать действия других, даже вопреки желания вторых) имеет определяющее значение в жизни человека и общества. Соперничество нередко сравнивают с соревнованием, когда различные субъекты участвуют в сопоставлении своих действий и их результа тов по согласованным правилам, признающим права соперника и придерживающимся установленных формальных требований и нравственных установлений. Конкуренция —- основа социально-экономических, рыночных отношений — это борьба за преимущества (капитал, власть, доход) в условиях, когда возникают чувства неприязни, озлобления к сопернику, ненависти, страха, а также желание во что бы то ни стало опередить конкурента. При конфликте наблюдается открытое, прямое противостояние, иногда с оружием в руках (см. Социальный конфликт).

Среди социальных отношений выделяют также отношения социальной зависимости. Одна сторона (индивид, группа) выступает при этом доминирующей, именно совершение ею каких-то действий обязательно влечет за собой действия другой стороны. Часто на практике возникают двойственные взаимозависимые отношения: между молодыми и старшими членами семьи, между студентами и преподавателями, между странами-соседями.

Социальная зависимость основывается и на различии положения в группе. Индивиды с низкой позицией зависимы здесь от индивидов или групп, которые имеют более высокий статус; подчиненные зависят от руководителя. Зависимости могут проявляться как явные, но могут быть также и латентными (скрытыми). Так, ребенок, конечно, зависит от родителей, но и родители в своей жизнедеятельности учитывают интересы детей.

При характеристике социальных отношений следует иметь в виду как субъективную, так и объективную их основу. Так как взаимодействие между людьми, социальными группами и социальными общностями в значительной мере характеризуется осознанными актами поведения (деятельности), в процессе которых возникают явления и процессы, носящие сугубо субъективные черты — депривация (см. Депривация), фрустрация (см. Фрустрация), аномия (см. Аномия), стигма. Однако в этих отношениях происходит процесс их объективизации — они становятся важным, а нередко и решающим фактором развития и функционирования всей общественной жизни. Этот процесс связан с тем, что во многом социальные отношения опосредуются в первую очередь экономическими отношениями, определяющими основу любого общества.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что социальные отношения — это осознанные совокупности повторяющихся значимых для людей взаимодействий. Если индивиды соотносят свои взаимодействия по своему смыслу друг с другом и придерживаются образцам соответствующего поведения, тогда можно говорить об установлении между ними социальных отношений. Взаимодействия (контакты и единичные действия) становятся социальными отношениями благодаря ценностям и ценностным ориентациям (см. Ценностные ориентации), на которые индивиды и группы людей ориентируются и хотели бы их достичь.

Волков Ю.Г. Социальность // Социологическая энциклопедия. М., 2003. Т. 2. С. 489—490.

Осадная Г. И. Социология социальной сферы. М., 2003.

Осипов Г.В. Социальное. Отношения социальные // Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 510, 689-690.

Социологический энциклопедический словарь. М., 1998.

Волков Ю.Е. Социальные отношения и социальная сфера // СОЦИС. 2003. № 4. С. 45-52.

Гидденс Э. Социология. М., 1999. Что может социология сказать о наших действиях? С. 33-34.

Образ жизни, социальная сфера // Социологическая энциклопедия: В 2 т. М.: Мысль, 2003. Т. 2. С. 72-74, 467-468.

Социология психологии

Методы социальной психологии. Факторы формирования личности человека. Социологические и психологические причины возникновения малой группы. Психологические процессы в малой группе. Уровни групповой структуры. Межличностное восприятие и совместимость.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.05.2012
Размер файла 24,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат на тему:

2. Методы социальной психологии

3. Факторы формирования личности человека

4. Психологические процессы в малой группе

6.Список использованных источников:

Что же такое социальная психология?

— это область психологии, изучает механизмы сознания и поведения социальных общностей, групп, индивидов, их межличностных отношений, социальную детерминированность и роль этих механизмов в различных сферах общества и разных ситуациях;

— это область психологии, призвана изучать те психологические явления и законы, которые возникают как результат общения людей друг с другом;

— это научное исследование поведения человека под влиянием, присутствия, поведения и продуктов деятельности других людей, одного или группы, в прошедшем, настоящем и будущем.

Обобщая данные определения, можно сказать:

Социальная психология — это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей.

Опираясь на это определение, можно утверждать, что предметом социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в социальные общности.

2. Методы социальной психологии

В современной науке термином «методология» (от греч — Путь исследования или познания) обозначают три разных уровня научного знания.

1. Общая методология — это совокупность общих принципов, способов организации (построения) и стандартов достоверности научного знания. Примерами таких принципов могут быть принципы детерминизма, соответствия, дополнительности, развития и т.п.

2. Частная методология — совокупность частных принципов, постулатов, посылок и т.п., применяемых в конкретной области знания.

3. Методические приемы — совокупность методик исследования, терапии, развития и т.п.

Читайте так же:  Что делать если девушка ревнует

Для научного исследования с позиций современной методологии науки характерны: 1) наличие конкретного объекта исследования; 2) дифференцированное решение эмпирических (выявление фактов, разработка методов измерения), логических (вывод одних положений из других, установление связей между ними) и теоретических (выяснение причин, констатация принципов, формулирование гипотез и законов) познавательных задач; 3) четкое различение между установленными фактами и гипотезами; 4) объяснение и прогнозирование фактов и явлений.

Каждая из перечисленных характеристик имеет свою специфическую реализацию в социальной психологии. Так, в качестве объекта исследования классический бихевиоризм принимает лишь элементы поведения, когнитивизм — образы, ценности, установки и т.п. Социально-психологические теории не имеют такой логической строгости и определенности, как в естественных науках (типа физики). Методологические, эмпирические и логические задачи в социальной психологии зачастую взаимно переплетены и с трудом поддаются дифференциации. Приведенные примеры показывают, что совокупность общенаучных критериев применима к социальной психологии с большими оговорками.

В 40-е годы американский социолог Р.Мертон предложил выделять в структуре социологии теории трех уровней: 1) общие (всеохватывающие теории). 2) теории среднего уровня и 3) эмпирические обобщения. Теории среднего уровня — это совокупность эмпирически проверяемых гипотез и положений, выступающих как посредник между малыми рабочими гипотезами и, всеобъемлющими спекуляциями. Примерами таких теорий в социальной психологии являются теории: фрустрации — агрессии Миллера и Лолларда, когнитивного диссонанса Л.Фестингера; конкуренции и кооперации Дойча; социальной власти Картрайта и Френча.

Своеобразие социальной психологии связано, прежде всего о особенностями объектов приложения социально-психологических методов. Такими объектами, в первую очередь, являются: личность отдельного человека, группы людей, взаимодействие между ними. Если мы хотим, например, получить какую-либо информацию, то следует учитывать индивидуально-психические особенности, состояние, ценностные ориентации, отношение к опросу обследуемого и т. п. моменты, их влияние на качество получаемой информации. Все это необходимо иметь в виду и в случае применения методов управления, обучения, развития, и т.п.

Существуют различные классификации социально-психологических методов. Н.И. Шевандрин использует следующую типологию. Методы:

1) феноменологизации и концептуализации;

2) исследования и диагностики;

3) обработки и интерпретации;

4) коррекции и терапии:

5) мотивирования и управления;

6) обучения и развития;

7) конструирования и творчества.

[2]

Между перечисленными методами социальной психологии нет жестких границ, они взаимосвязаны, взаимопересекаются, дополняют друг друга. Скорее следует говорить об акценте в той или иной группе методов на решение определенного круга задач. Так, например, чтобы научить использованию методов психологии, необходимо, кроме применения собственно социально-психологических методов обучения, знать, наличный уровень знаний студента, его индивидуально-психологические особенности, доминирующий стиль деятельности и т. п., а для этого требуется применение методов исследования и диагностики, обработки и интерпретации. Зная личностные особенности человека, степень их соответствия целям и задачам обучения, мы, возможно, будем вынуждены как-то скорректировать эти особенности, а значит — использовать методы терапии и коррекции, а также методы мотивирования и управления. При этом может понадобиться сконструировать среду общения и проявить творческую спонтанность в приложении указанных методов к реальной жизненной ситуации.

Методы феноменологизации и концептуализации позволяют произвести предварительную работу по выделению и первоначальной категоризации, интересующих нас социально-психологических феноменов и проблем. Вычленение указанных феноменов осуществляется в соответствии с имеющимися социальными потребностями, а предварительная концептуализация — путем соотнесения с имеющимися моделями и теориями.

К группе методов исследования и диагностики можно отнести: наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности, моделирование. При организации наблюдения важно ответить на вопросы: Что наблюдать? Как фиксировать результаты? В случае опроса большое значение играет желание испытуемых искренне отвечать (мотивация), их осведомленность и интеллектуальный уровень, учет воздействия на опрашиваемых ситуации обследования. Лабораторный эксперимент представляет собой искусственно созданную модель действительности; при этом важно отобрать наиболее существенные факторы, уметь перенести полученные результаты на поведение обследуемых в обыденной жизни. В качестве продуктов деятельности могут выступать различные документы, сочинения, контрольные работы и т.п. При этом эффективность метода зависит от объема информации и оптимальности выделения единиц анализа. Моделирование, в свою очередь, требует построения моделей исследуемых явлений и анализа их на ЭВМ.

Группа методов обработки и интерпретации. Для обработки полученных данных чаще всего используются статистические методы (нахождение средних значений, отклонений от среднего, значения связи между переменными, уровня значимости, достоверности, выявление факторов и т.п.). Такие методы позволяют вскрыть имеющиеся закономерности, представить информацию в обобщенном и наглядном виде. Важную роль играют методы интерпретации, которые придают содержательно-психологический смысл полученным данным.

[3]

Выбор методов диагностики и обработки определяется целью исследования и ограничениями (по времени, ресурсам, профессиональной компетентности и т. п.), учет которых необходимым для более точного измерения.

Методы групповой терапии и коррекции позволяют улучшать и развивать различные личностные и групповые характеристики, умения, навыки и т.п. Выделяют группы: телесной терапии, встреч, терапии искусством, гештальттерапии. поведенческого тренинга, психодрамы и др.

В социальной психологии разрабатываются различные методы мотивирования и управления, позволяющие побуждать субъектов к деятельности и организовывать ее для отдельных личностей и групп.

Методы обучения и развития личности (или группы) призваны задействовать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия для повышения эффективности усвоения конкретных знаний, умений, навыков (например, по физике, делопроизводству или управлении людьми). Указанные методы обеспечивают рост уровня межличностной компетентности, развитие личностных особенностей членов группы (уверенное поведение, межличностная коммуникация или нравственный потенциал) или самой группы в целом. Целенаправленное использование взаимного влияния людей является революционным достижением социальных наук в XX веке и широко используется с целью обучения и развития (дискуссионные методы, деловые игры, тренинги межличностной чувствительности и личностного роста и т. п.).

Видео (кликните для воспроизведения).

Методы конструирования и творчества позволяют задействовать потенциал группового взаимодействия с целью алгоритмизированного (по заданной совокупности правил) или полностью спонтанного порождения чего-либо нового (решения конфликтной ситуации, разработки технического устройства, методики обучения и т.п.).

3. Факторы формирования личности человека

Источники


  1. Одергон, Арлин Отель Война. Психологическая динамика вооруженных конфликтов / Арлин Одергон. — М.: Энигма, 2008. — 512 c.

  2. Архипова, Елена Кризисы семейной жизни / Елена Архипова. — М.: Фарес, 2008. — 112 c.

  3. Корнева, Людмила Нужны ли нам мужчины? Для умных женщин: замужних, еще незамужних и уже незамужних. Мужчинам читать не рекомендуется / Людмила Корнева. — М.: БХВ-Петербург, 2006. — 128 c.
  4. Сысенко, В. А. Супружеские конфликты / В.А. Сысенко. — М.: Мысль, 2011. — 176 c.
Психология отношений социология
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here