Психология отношений учебное пособие

Самое интересное и полезное на тему: "Психология отношений учебное пособие" простым и понятным языком. Мы собрали полную информацию по теме и постарались раскрыть тему во всех деталях. Если появились вопросы - задавайте их в комментариях.

Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Карабанова О.А.

М.: Гардарики, 2005 — 320 с.

В учебном пособии рассматриваются проблемы генезиса, развития и функционирования семьи как целостной системы в единстве ее структурно-функциональных компонентов. Даны основные характеристики супружеских отношений (эмоциональные связи, ролевая структура семьи, особенности общения, сплоченность), гармоничных и дисгармоничных семей. Особое внимание уделено детско-родительским отношениям и проблемам воспитания детей в семье, эмоциональным отношениям родителей и детей, включая специфику материнской и отцовской любви, привязанности ребенка, параметры семейного воспитания.

Адресовано студентам психологических и педагогических вузов, специалистам, работающим с семьями, практическим психологам, педагогам, социальным работникам, а также родителям.

Формат: pdf / zip

Скачать / Download файл

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Психология семейных отношений и основы семейного консультирования — Карабанова О.А.

Название: Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.

Автор: Карабанова О.А.

В учебном пособии рассматриваются проблемы генезиса, развития и функционирования семьи как целостной системы в единстве ее структурно-функциональных компонентов. Даны основные характеристики супружеских отношений (эмоциональные связи, ролевая структура семьи, особенности общения, сплоченность), гармоничных и дисгармоничных семей. Особое внимание уделено детско-родительским отношениям и проблемам воспитания детей в семье, эмоциональным отношениям родителей и детей, включая специфику материнской и отцовской любви, привязанности ребенка, параметры семейного воспитания.
Адресовано студентам психологических и педагогических ВУЗов, специалистам, работающим с семьями, практическим психологам, педагогам, социальным работникам, а также родителям.

Психология семьи — относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Она базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейного консультирования, практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей и подростков. Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой. Именно социальный запрос на оптимизацию жизнедеятельности семьи, повышение эффективности супружества и детскородительских отношений, решение проблем воспитания детей в семье ускорил развитие и процесс институционализации данной научной дисциплины.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психология семейных отношений и основы семейного консультирования — Карабанова О.А. — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Психология отношений учебное пособие

Психология семьи. Учебное пособие

Посвящаю моей семье – мужу Александру, детям – Инессе, Майе, Ивану; зятьям – Владимиру и Виктору; внукам Александру и Агнии

© ООО Издательство «Питер», 2014

Наш мир меняется все быстрее. Семья как неотъемлемая часть мира человека откликается на все изменения, происходящие в экономике, политике, нравственности, общественной жизни. Проблемы семьи и брака так или иначе интересуют всех людей, даже тех, которые уверяют себя, что им это неинтересно.

Мы рассматриваем семью как позитивный фактор в жизни и развитии человека, как ту среду обитания, в которой он живет, развивается, преодолевает невзгоды, болезни, получает поддержку и чувствует себя счастливым и защищенным. По словам Дэвида Майерса, люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворенными жизнью по сравнению с одинокими людьми.

Впрочем, об этом было написано более полутора тысяч лет назад:

Перефразируя название известной книги Робина Скиннера и Джона Клииза, я могла бы сказать, что семья – как раз то, что помогает человеку уцелеть. Семью в этом случае можно понимать расширенно – и как родителей, бабушек и дедушек, и как мужей и жен, братьев и сестер, детей и внуков, кузенов и даже дядей с тетками – все они на разных этапах жизненного пути помогают человеку в его становлении и осуществлении полноты бытия.

В данной книге собраны материалы лекционного курса по психологии семьи и семейному консультированию, который я читала студентам и слушателям факультета психологии Санкт-Петербургского университета с 1991 г.; студентам Балтийского института экологии, политики и права; спецфакультету в Берлине в 1999 г., а также обобщены материалы исследования семей и молодежи, проводимых мной еще со студенческих лет.

Новое издание книги переработано и дополнено нами в русле стандарта третьего поколения. Как известно, с 2010 г. вузы России перешли на многоуровневую модель организации образовательного процесса в соответствии с подписанной Россией в 2003 г. Декларацией о вхождении в Болонский процесс. В связи с этим в государственных образовательных стандартах нового поколения появилась и новая лексика, например такие термины, как «компетенция», «компетентность», «модульная программа», «учебный модуль».

В соответствии с принципом модульности в учебнике выделено шесть разделов, блок-модулей, содержательную основу которых составили основные разделы психологии семьи и семейного воспитания.

В блок-модуле «Пол, гендер и семейные отношения» рассмотрены основные подходы к имеющимся различиям между мужчинами и женщинами в межличностном и семейном общении.

В блок-модуле «Гендерная социализация и подготовка к браку» освещены основные тенденции матримониального поведения молодежи, гендерной социализации, теории выбора брачного партнера, факторы, способствующие либо препятствующие построению будущих супружеских и семейных отношений.

В блок-модуле «Любовь, брак, семья» рассмотрены основные понятия, связанные с семейной жизнью, такие как цели брачного союза, жизненный цикл семьи, семейные мифы, соглашения, а также типологии любви, различные взгляды на любовь, влияние мотивации вступления в брак и стабильности отношений. Здесь же рассмотрены проблемы молодой семьи, описаны возможные трудности адаптации к совместной жизни, механизмы интеграции семьи, распределения ролей, а также особенности периода, связанного с рождением первенца.

В завершении данного блок-модуля обсуждаются такие вопросы, как устойчивость брачно-семейных отношений, факторы, которые влияют на удовлетворенность браком, а также проблемы совместимости супругов.

Читайте так же:  Женщина алкоголичка психология

В блок-модуле «Разрушительные процессы в семье» рассматриваются супружеские конфликты, внебрачные связи, а также причины и последствия разводов.

Блок-модуль «Семейная социализация и семейное воспитание» посвящен вопросам детско-родительских отношений, роли матери, отца, прародителей, сиблингов, других членов семьи в становлении личности ребенка, а также влиянию различных стилей родительского отношения, воспитания детей в семье и их последствиям. Затронуты вопросы социализации детей в различных социальных стратах, влияния семьи на творческое становление детей.

В блок-модуле «Особенности и тенденции развития современной семьи» рассмотрены социальные, демографические, социально-психологические особенности и тенденции российских семей (структура, уклад, лидерство, взаимоотношения).

Автор отдает себе отчет в том, что если бы не встречи в жизни с разными людьми, знакомство с их богатым опытом, то настоящая книга не появилась бы.

Пользуясь предоставившейся мне возможностью, выражаю особую благодарность моему научному руководителю на протяжении тридцати пяти лет, заведующему кафедрой социальной психологии профессору Анатолию Леонидовичу Свенцицкому. Хочу поблагодарить также моих преподавателей в студенческие годы: профессора А. А. Крылова (декана факультета с 1976 по 2002 г.), профессоров И. П. Волкова, В. Н. Куницыну, В. А. Якунина, Л. А. Головей, Р. О. Серебрякову, Г. С. Никифорова, Э. С. Чугунову. Большое спасибо профессору Ю. П. Платонову, ректору Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, за поддержку моих начинаний по подготовке лекционного курса семейной психологии в период заведования им кафедрой практической социальной психологии Санкт-Петербургского университета в 1989–1992 гг.

Благодарю преподавателей кафедры социальной психологии: профессора Л. А. Цветкову (проректора по направлениям «Биология», «История», «Философия», «Психология»), профессоров Л. В. Куликова, Л. Г. Почебут, доцентов Е. В. Сидоренко, В. А. Чикер, О. С. Михалюк, А. Н. Капустину, Т. Г. Яничеву, Е. Н. Газогарееву за помощь, критику и моральную поддержку в работе над лекционным курсом по психологии семьи.

Особая благодарность преподавателям моей кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развития – ее основателю профессору А. А. Реану, заведующей кафедрой академику Н. В. Бордовской, профессорам В. И. Гинецинскому, С. Н. Костроминой, Л. А. Даринской, доцентам С. И. Розуму, В. К. Макарову, Н. Н. Киреевой, Е. И. Петановой, В. А. Свенцицкой, Н. Л. Москвичевой, Г. И. Молодцовой, О. О. Жебровской, А. М. Красильникову за человеческую теплоту и поддержку.

Я выражаю огромную благодарность моей семье – родителям, мужу Александру Владимировичу Андрееву, помогавшим мне все эти годы жить и работать; а также детям: Инессе Александровне Андреевой – моему первому читателю, редактору и критику, Майе Александровне Чернышевой, постоянно вдохновлявшей меня на профессиональный рост, и сыну Ивану Александровичу Андрееву, опережающему меня в научной работе.

Блок-модуль 1. Пол, гендер и семейные отношения

Модуль 1.1. Основные подходы к психологии пола

Половые различия и семейные отношения

Знание психологических особенностей, присущих представителям разного пола, необходимо для построения нормальных семейных отношений, так как, к сожалению, многие супружеские проблемы, в особенности при адаптации молодых супругов, происходят из-за непонимания партнера.

Известно, что мужчины и женщины различаются набором хромосом, гормональным составом, структурой костей, сердечным ритмом. Женщины жизнеспособнее мужчин (продолжительность их жизни больше). Однако женщины быстрее устают, чаще теряют сознание. Жизнеспособность женщин подтверждается только в смысле долгосрочного прогноза. Так, когда рабочий день на британских заводах в условиях военного времени увеличился с 10 до 12 часов, число несчастных случаев среди женщин выросло до 150 %, а у мужчин осталось прежним (Добсон Д., 1992).

Психология деловых отношений. Рытченко Т.А., Татаркова Н.В.

М.: МЭСИ, 2005. — 91 с.

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области статистики в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 061700 «Статистика» и другим экономическим специальностям.

В настоящее время требования к личности специалиста с высшим образованием резко изменились. В условиях рыночной системы он должен рассчитывать на себя, свои возможности, способности, уметь адаптироваться в новой обстановке, гибко и быстро решать поставленные жизнью проблемы. Не менее важно быть специалистом по работе с людьми: уметь строить взаимоотношения, уметь слушать, избегать конфликтов, обладать высокой психологической культурой – такой человек гораздо успешнее делает свою карьеру. В связи с этим задача психологов и психологии – помочь человеку разобраться в себе, в своих сложных проблемах и находить рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительного нервно-психического напряжения.

Этому и посвящено данное учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы студентов, а также необходимое им для последующей практической деятельности. Работа соответствует учебной программе курсов по психологии, читаемых студентам всех факультетов. Состоит из 5 разделов с приложением краткого словаря основных психологических понятий.

Формат: pdf / zip

Скачать / Download файл

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Слотина Т. В.. Психология личности: Учебное пособие. 2008

Издание представляет собой современное учебное пособие по одной из наиболее актуальных психологических дисциплин. В нем рассмотрены понятия и проблемы психологии личности, приведен анализ наиболее известных зарубежных и отечественных теорий и концепций, даны определения основных понятий курса. В пособии представлено подробное описание большинства структурных характеристик личности, в числе которых — характер, роли, отношения, конструкты, установки, ответственность, свобода и т. д. В последнем разделе, посвященном основам современной психодиагностики личности, предложено авторское определение указанного понятия. Книга содержит подробный список литературы, задания и вопросы для самоконтроля. Автором разработана программа курса, темы рефератов, а также практикум, включающий в себя не только методики изучения особенностей личности, но и авторскую программу тренинга личностного роста. Пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей вузовских факультетов психологического и педагогического профилей, а также для широкого круга специалистов, интересующихся вопросами психологии личности.

Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для ву­ зов

Смотрите также

Таблица — Основные подходы современной семейной психотерапии

Шнейдер Л.Б. Семейная психология

Учебное пособие для ву­ зов. 2-е изд. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006, — 768 с.

Книга представляет собой психологический анализ семейных отношений как комплексной проблемы, при­ надлежащей социально-психологической и субъектив­но-психологической реальности. В ней раскрываются эволюция и сущ.

Читайте так же:  Парень постоянно ревнует что делать

Контрольная работа — Социометрические техники: семейная социограмма, генограмма, екограмма, семейное пространство, семейная скульптура, ролевая карточная игра

Социометрические техники:
семейная социограмма, генограмма, екограмма, семейное пространство, семейная скульптура, ролевая карточная игра.

Мауп 4курс, Практическая психология, 2010г

Книги по семейной психологии

Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии

Методическое пособие. Москва & Санкт-Петербург «Фолиум» 1996 г. 45 c.

Введение.
Нарушение процесса воспитания в семье.
Психологические причины отклонений в семейном воспитании.
Проективный тест «семейная социограмма» и метод «семейной генограммы».
Семейная системная психотерапия.
Заключение.
.

Варга А.Я. Системная семейная психотерапия

Курсовая работа — Восстановление взаимоотношений между супругами

ПИ РАО,
2001. 33 стр.

Дисциплина — семейная психология.

Введение.
Теоретико-методологические основы восстановления взаимоотношений между супругами.
Методологическая часть.
Диагностическая часть.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

В данной работе были исследов.

[1]

Курсовой проект — Влияние семейных взаимоотношений на воспитание

Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Виноградов А.В. Основы семейного консультирования. Часть 2

Учебное пособие. Томск: ИЗИДО, 2002. — 108 с.
Данное учебное пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта теоретической подготовки педагогов-психологов по специальности 031000 Педагогика и психология.

Введение в предмет семейного консультирования.
Семейный диагноз.
Коррекция .

Шнейдер Л.Б.. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.—М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга.— 768 с.— («Gaudeamus»). 2006

Книга представляет собой психологический анализ семейных отношений как комплексной проблемы, принадлежащей социально-психологической и субъективно-психологической реальности. В ней раскрываются эволюция и сущность брачно-семейных отношений, особенности их возникновения, становления, стабилизации и распада, описывается характеристика брака и семьи в историческом, социально-психологическом и индивидуально-психологическом контекстах, рассматривается эмоциональная и функциональная специфика отношений членов семьи друг с другом.

Книга адресована студентам-психологам. Содержание учебного пособия направлено на формирование у студентов, специализирующихся в области семейной психологии, полноценного представления о современном состоянии проблем семьи и брака в отечественной и зарубежной психологической науке и практике.

Рекомендованные книги и учебники по психологии от команды BrainApps

  • чтение тематических блогов (в том числе и BrainApps);
  • чтение книг по психологии и их обсуждение;
  • прохождение курсов, тренингов;
  • посещение семинаров и вебинаров.

В этой статье наша команда собрала самые лучшие книги по психологии среди учебников, современной литературы и бестселлеров всех времен. В обзоре мы постараемся отыскать ответ на вопрос – какая книга по психологии самая лучшая, а также приведем перечень рекомендованной литературы по детской психологии, психологии отношений, психологии жестов и так далее.

Учебники по психологии, рекомендованные лучшими ВУЗами

Опросив студентов и преподавателей, мы выделили 5 учебников, рекомендованных к прочтению будущим психологам не только в рамках программы, но и для дополнительного образования.

Книги о психологии человека

Психология человека многогранная для того, чтобы изучить ее по одной книге. Мы подобрали перечень психологических книг по мотивации, позитивному мышлению, психологии богатства и денег и многое другое, что поможет вам изучить мышление и внутренний мир человека не по скучным академическим учебникам, а с живыми примерами и вдохновляющими историями.

Книги о психологии отношений, о мужчинах и женщинах

Зачастую чтение психологических книг является возможностью решить свои неудачи в личной жизни. Что со мной не так? – думает он или она и ищет ответы на вопросы в книгах о психологии отношений. Рассмотрим интересные и познавательные книги по психологии, которые помогут вам лучше понимать партнера, друга, собеседника и получать максимальные результаты.

  • Роберт Чалдини «Психология влияния» – настоящий учебник по практической социальной психологии, эффективная и познавательная книга, которая должна быть прочитана людьми, чья деятельность связана с переговорами, взаимодействием с другими людьми. Книга рекомендована для прочтения супружеским парам, так как позволяет в доступной форме увидеть способы и возможности для диалога и получения компромиссного решения.
  • Джон Грэй «Мужчины с Марса, Женщины с Венеры» – одна из самых популярных книг у людей, которые пытаются достичь гармонии в отношениях. Автор в доступной форме, с помощью наглядных примеров объяснил, насколько разное мышление у мужчин и женщин.
  • Зигмунд Фрейд «Очерки по психологии сексуальности». Эта книга – фундаментальное исследование сексуальных отношений между людьми. В ней автор рассматривает природу сексуальных извращений и отклонений, затрагивает феномен бисексуальности. Очерки актуальны в наше время, и будут интересны психологам и сексологам, а также людям, которые хотели бы наладить взаимоотношения со своим сексуальным партнером.

Литература о психологии жестов и мимики

Очень популярная и обширная часть психологической литературы связана со способами манипуляций, обманом, чтением по жестам и мимике. Мы подобрали для увлеченных наблюдателей лучшие книги по психологии жестикуляции и мимических движений.

  • Гласс Лилиан «Я читаю ваши мысли». Автор на протяжении последних лет обучала сотрудников ФБР читать и понимать язык жестов. Расшифровка невербальных сигналов не является сложной, нужна определенная внимательность и тренировка. Вскоре после прочтения книги вы сможете точно определять намерения вашего собеседника без лишних слов.
  • Джо Наварро «Я вижу, о чем вы думаете». Автор – в прошлом агент ФБР и высококлассный специалист в сфере расшифровки невербального языка. Книга познавательна тем, что рассказывает о повседневной жизни федерального агента безопасности. Читать ее следует с имеющимися знаниями в сфере психологии жестов, так как в книге много узкоспециализированных терминов и понятий.
  • Пол Экман, Уоллес Фризен «Узнай лжеца по выражению лица». Пол Экман стал прототипом популярного сериала «Обмани меня». Данная книга содержит полезные упражнения и наглядные иллюстрации.

Психология детей – литература для родителей

Невозможно изучать психологию и не остановится на особенностях воспитания, родительства и общения с детьми. В этих сферах жизни психология помогает достичь гармонии в семье, вырастить успешного и счастливого человека и избавится от множества проблем путем воспитания. Книг по детской психологии – великое множество, но мы предлагаем вам начать именно с этих:

Самая лучшая книга по психологии – существует ли она?

Если вы действительно думаете, что есть одна-единственная книга по психологии, прочитав которую можно считать себя специалистом, то вы глубоко ошибаетесь. И все же, в заключение мы вынесли 2 книги Эрика Берна, которые способны открыть мир психологии без всяких учебников.

  • «Игры, в которые играют люди».
  • «Люди, которые играют в игры».
Читайте так же:  Свободные отношения между мужчиной и женщиной

По нашему мнению, это лучшие книги по психологии, в доступной и понятной форме объясняющие человеческие поступки. Эрик Берн объясняет механизмы действия человека с точки зрения его внутренних психологических ролей (родитель, взрослый, ребенок). Культовые книги автора разбирают множество житейских ситуаций, объясняя простому читателю психологическую составляющую практически любого поступка.

Для кого-то книга «Игры, в которые играют люди» стала лучшей по психологии отношений. Наша команда BrainApp рекомендует эту книгу к прочтению, так как она в сжатой форме коснулась многих важных вопросов.

Мы открыты к диалогу и предлагаем вам внести и свою лепту в создание списка лучших книг по психологии. Пишите в комментариях, какая книга по психологии для вас является лучшей и почему? Пишите также имена своих любимых авторов книг по психологии, обсудим вместе!

Психология общения и межличностных отношений, Ильин Е.П., 2009

Психология общения и межличностных отношений, Ильин Е.П., 2009.

Для этой высокопрофессиональной книги характерна подлинная «многоаспектность» изложения материала, что выгодно отличает ее от аналогичных изданий, которые на ее фоне заметно проигрывают. К бесспорным достоинствам книги следует отнести колоссальную проработку отечественной и зарубежной литературы, а также широчайший охват вопросов. Это настоящая энциклопедия теоретической и практической психологии общения.
Издание предназначено для психологов, педагогов, руководителей и многих других специалистов, для которых знакомство с этой книгой станет залогом успешной профессиональной деятельности.

Понятие «общение».
Как пишет А. И. Волкова (2007), в психологии отсутствует общепринятое определение общения. Как правило, дается описательное определение, указывающее на основные функции или стороны общения. В качестве примера она приводит следующее безымянное определение: «Общение — это “сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга”» (с. 50-51).

Общение как коммуникация. В англоязычной культуре слова «общение» нет, есть только слово «коммуникация». Поэтому в зарубежных публикациях речь идет только о коммуникативных процессах, и для наших читателей неизбежно возникает синонимичность понятий «коммуникация» и «общение». В нашем же языке эти понятия могут иметь различный смысл. Как отмечает В. И. Фефелова (2007), в слове «общение» заложен более личностный, духовный контакт партнеров, а «коммуникация» предполагает более деловую, рациональную смысловую направленность взаимодействия субъектов. Автор полагает, что общение — «это то, что в нашем восприятии непосредственно связано с культурой и духовностью, с произведениями русских классиков (А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и др.), с неформальными отношениями людей» (с. 34).

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психология общения и межличностных отношений, Ильин Е.П., 2009 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Проблема значимых отношений в системе психологического знания

В современной психологии известны масштабные работы, объектом которых является семья. Исторически сложилось так, что в отечественной психологической науке наиболее разработанными оказались проблемы семьи «как ячейки общества».

Семейные отношения в понимании автора осмысливаются как феномен, в котором Я и Значимые Другие сливались бы таким образом, что развязка жизни являлась бы результатом развития характера человека, его личности, и вместе с тем, гармоничного, могущественного и разумного «сопряжения» с близкими родными людьми, искусства всех членов семьи быть вместе.

Л.Я. Гозман подчеркивает в эмоциональных отношениях три ипостаси: эмоцию, имеющую своим предметом другого человека, аттитюд на другого человека и эмоциональный компонент межличностного восприятия.

Следуя этой позиции, объективация семейных отношений возможна как вокруг эмоциональных отношений членов семьи друг к другу, так и вокруг объективно существующего процесса развития семейных отношений на разных стадиях жизненного цикла се- 239

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

мьи. Полноценное изучение семейных отношений предполагает рассмотрение их в контексте воздействующих на них разнообразных причин и факторов.

Проблемы отношений со «значимыми другими» давно находятся в поле внимания психологов. Человеку небезразлично, что другие имеют представление о нем, и очень важно, что они признают его. В своем воображении человек пытается представить, как его воспринимают другие люди, и соответственно этому строит взаимодействие с ними.

Получается, что «Я-идентичность» и «Другой» неотделимы друг от друга. Человеческий поступок как собственный, так и чужой оценивается с позиции множества значимых других, и действие осознается по меркам и эталонам ценного и должного!. Человек ведет себя, во многом ориентируясь на нормы референтных групп, в них формируется его совесть. М.М. Бахтин утверждает, что становление души всегда начинается с обращения к нам других людей. Следующий шаг в становлении души — это открытая способность «почувствовать себя дома в мире других людей», обрести любовь к этому дому, к тому, что хранит «дословность» человека и этим сохранением делает возможным «подлинность человека».

«Социальное Я» (У. Джемса) — «зеркальное Я» (Ч. Кули) — «обобщенный другой» (Дж. Мида) — «референтная группа» (Г. Хаймона, Р. Мертона) — «значимый собеседник» (А.А. Ухтомского) — вот та последовательность психологического изучения роли других людей в достижении человеком идентичности. Те, кто участвуют в этом процессе, выполняют самые главные роли в жизни каждого человека, являются «значимыми другими»2.

К. Ясперс подчеркивал «близость обладающих самобытием людей» (курсив, — К.Я.) как лучшее, что может быть нам даровано сегодня. «Эти люди служат друг другу гарантией того, что бытие есть»3. А.А. Бруд-ный пишет об этом так: «В процессе общения человек осознает свою индивидуальность, личность обретает

1 КроникА.А., КроникЕ.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. М., 1989.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М, 1994. С. 40.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

самое себя. Конечно, человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека, но он и сам становится зеркалом для других людей. Они отражаются в его сознании, населяют его, субъективно реальные даже в случае своего физического отсутствия. Родные (и, прежде всего родители) и близкие люди, с которыми человека связывает общая судьба, прочно входят в его внутренний мир. В дневнике И. Пущина сохранилась примечательная запись о покойных декабристах: «Когда, где и как, я не помню, и даже теряюсь, когда тщусь понять, — но внутри ощущаю, что с иными не совсем расстался». И это знакомое многим чувство не есть феномен индивидуального сознания, но нечто большее, связанное с сущностной сторо1 ной соучастия индивида в духовной жизни общества»1. Надо ощутить себя необходимой частью действительного мира и увидеть себя в других людях.

Читайте так же:  Психология отношений гороскопы

Истоки отечественных традиций в исследовании значимых других отношений, персонализации определены взглядами С.Л. Франка, А.Ф. Лазурского, В.Н. Мя-сищева, Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, А.А. Ухтомского, А.А. Бодалева, А.В. Петровского, В.А. Петровского, АГ. Асмолова, подчеркивавших важность отношений человека к окружающим его явлениям и людям. Отечественными исследователями понятие «психологическое отношение» определяется как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, как система, которая складывается в ходе истории развития человека, выражает его личный опыт, определяет действия и переживания. Существует определенная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера: сначала отношения к людям превращаются в коммуникативные черты, затем из отношений к другим у человека формируются так называемые рефлексивные черты характера — Я как целая система сознательных отношений к самому себе. В современной психологии значимые отношения обсуждаются в плане референтности, пер-сонализации и личностных вкладов. А.А. Кроник дает

1 Брудный А.А Психологическая герменевтика: Учебное пособие. М., 1998. С. 28.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

такое определение значимости: «Значимость — это свойство людей, вещей, идей, всего существующего в мире, сделать нас добрее или злее, правдивее или лживее, прекраснее или безобразнее, т. е. приближать к истинному жизненному предназначению или отдалять от него» 1. По Кронику образование «Значимости» происходит при наличии целевой (для того, чтобы) и причинной (потому, что) характеробразующих связях, которыми он называет связи, в которых проявление (или формирование) определенного свойства характера одного человека зависит от проявления какого-либо свойства характера другого человека2.

Психологическим измерителем значимостей являются чувства, а среди них одно из центральных мест отведено нравственным чувствам. Образ отца и матери, с которыми в значительной степени может отождествляться человек, позиция обобщенного другого, смутный образ «идеала» — все это пристрастные системы отсчета и оценки поступка, «мировозренчес-кие миры», обладающие каждый своей ценностной системой интерпретации.

А.А. Бодалев понимает под отношением «психологический феномен, сутью которого является возникновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности. интеграции всех состоявшихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих актов на него»3.

Тогда о валентности отношения — положительной (симпатия), отрицательной, противоречивой или безразличной — сигнализирует мотивационно-эмо-циональный компонент. То есть если облик, слова, дела другого человека соответствуют ценностям личности, отвечают ее потребностям, к этому человеку формируется общее положительное отношение. Если же одна из этих ценностей и стоящая за ней потребность имеют для личности наиглавнейшее значение, и если другой человек совершает поступок, отвеча-

1 КроиикА.А., КроникЕ.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. М., 1989. С. 29 — 30. 3 Там же. С. 92.

Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 122.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ющий поддержанию этой ценности, к нему устанавливается положительное отношение, которое иррадирует на все стороны его внешнего и внутреннего облика, нивелируя отрицательное отношение к каким-то характеристикам.

Однако при таком подходе другой человек является только объектом (познания, оценки, воздействия), и живая реальность человеческих субъект-субъектных отношений ускользает от научно-психологического анализа. Е.О. Смирнова, опираясь на методологию гуманитарного знания, делает различия между отношением «Я — Ты» и отношением «Я — Он».

В отношениях типа «Я — Он» другой является для человека внешне противопоставленным, эмпирическим существом, определенным через совокупность конкретных свойств и качеств. Эти качества могут быть познаны, оценены (т. е. вызывать симпатию, антипатию, восхищение, презрение) и использованы в своих интересах. В отношениях «Я — Ты» другой принципиально не сводим к каким-то конечным, определенным характеристикам, он причастен к субъекту, слит с ним изнутри — то есть существует в сознании и самосознании субъекта онтологически, еще до реальной встречи, как обобщенный представитель рода, лишенный всякой определенности. Эти два типа отношений, два начала, соглас1но Смирновой, «постоянно перетекают

Но, собственно, отношения «Я — Ты» и есть подлинные отношения любви и близости, примером которых служит общение матери и младенца, и которую С.Л. Рубинштейн охарактеризовал как чувство «хорошо, что ты существуешь в мире».

[2]

Собственное «я» человека также может восприниматься как объект, как совокупность конкретных качеств, которые включают социальный статус, представление о своих особенностях, знания, оценку собственных способностей, образ, который мы хотим создать у других. В то же время, оно может быть целостным, неразложимым на части, непосредственно связанным с бытием, с другими людьми, незавершенным и до конца не опре-

1 Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в Раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994, № 6. С. 10.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

деленным. Отношение к себе колеблется между двумя этими пределами: внутренний другой, с одной стороны, несет функцию оценки и ожидания определенных действий (и тогда человек «смотрит на себя глазами другого»), а с другой — является субъектом обращения и диалога (тогда человек «смотрит в глаза другому»)!. Преобладание той или иной позиции во внутреннем диалоге определяет характер отношения к себе и к конкретному другому человеку в личной жизни.

Приверженцы психологии гуманитарного знания наитеснейшим образом связывают понятие личности и понятие человеческих отношений. Так, С.Л. Рубинштейн говорил: «Сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к люд2ям, к другому человеку он способен устанавливать» . А Б.С. Братусь замечает, что критериями нормального развития личности являются, в частности: «отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода человек (центральное системообразующее отношение); способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения. »3.

Читайте так же:  Муж думает что я ревную

Соглашаясь с А.А. Кроником и Л.Я Гозманом, что «основными координатами» пространства межличностных отношений являются статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений и свободный или вынужденный способ создания семейной пары, обратим в дальнейшем внимание на структуру и динамичный характер семейных, в частности супружеских, отношений.

Ю.М. Жуков, Л. А. Петровская, О.В. Соловьева. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений.- М.: Наука, — 255 с.. 1994

Данное учебное пособие представляет собой первый опыт осмысления проблем. областей и методов практической работы, ведущейся социальными психологами России в настоящее время. Для студентов психологических и социологических факультетов университетов, факультетов социальной работы вузов, а также для психологов-практиков.

Общая психология

Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учебному курсу «Общая психология». В нем с учетом современных достижений психолого-педагогической науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности.

Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом. Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений.

Оглавление

  • Предисловие автора
  • Часть 1 Введение в общую психологию
    • Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
    • Глава 2. Психология в структуре современных наук
    • Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции
    • Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека
    • Глава 5. Психологическая теория деятельности
    • Глава 6. Неосознаваемые психические процессы
  • Часть 2 Психические процессы
    • Глава 7. Ощущение
    • Глава 8. Восприятие
    • Глава 9. Представление
    • Глава 10. Память
    • Глава 11. Воображение
    • Глава 12. Мышление
    • Глава 13. Речь
    • Глава 14. Внимание
    • Глава 15. Воля
    • Глава 16. Эмоции
    • Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью
  • Часть 3 Психические состояния и их регуляция
    • Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма
    • Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний
  • Часть 4 Психические свойства личности
    • Глава 20. Личность
    • Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности
    • Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности
    • Глава 23. Способности
    • Глава 24. Темперамент
    • Глава 25. Характер

    Читайте еще:

    ГЛАВА 3 ПАМЯТЬ. ВОЗРАСТ И ОБРАЗ МЫСЛЕЙОдно из главных опасений стареющих людей – это страх перед старческим слабоумием. Все чаще вы слышите жалобы такого рода: «Сегодня я уже два раза терял очки. Это же невозможно! Я уже выживаю из ума». Будьте так милостивы, не употребляйте слов «впадаю в детство» или «выживаю из ума», потому что.

    Приложение I Хронология технического анализаКомпьютерная метеорологическая модель Эдварда Лоренца стала предметом повышенного внимания. После завершения работы над ней в 1960 году он проводил много времени в своей лаборатории в Массачусетском Технологическом институте, исследуя климатические модели. Принцип модели Лоренца на самом деле.

    Глава 3. Начальство, которое мы выбираемТолько помни: совершенство навевает скуку, а жизнь есть движение и развитие. Поэтому в новом тысячелетии даже строгий мир «профессиональной красоты» стал гораздо больше внимания обращать на оригинальные исключения из надоевшего «общего правила». Сегодня главное – иметь собственный стиль. Мода и.

    [3]

    ЗаключениеИтак, если мы хотим, чтобы наши предприятия, основа экономики нашего сообщества, были успешными, нам придется многому обучить работающих на них людей. Но первое, что необходимо сделать, — это привить им отношение к своему предприятию как к родному Дому и одновременно нашей крепости.

    На другом сеансе Дебби неожиданно спросила меня: «Почему мне все время кажетсяПодобные сны часто снились ему во время каникул. Этот сон наглядно подчеркивал исключительную важность его поездок на терапевтические сеансы на поезде. Помимо этого, он демонстрировал, насколько пациенту трудно находиться в этом доме (на сеансе, наедине с собственными мыслями), устройство.

    9. Вред негативизмаВсе было бы иначе, если бы Стиву были известны некоторые особенности подросткового возраста. Ему не мешало бы знать, почему все подростки реагируют по существу одинаково и что они инстинктивно чувствуют себя обиженными, хотя и по разным причинам.

    Свои оценки в баллах занесите в «Габлицу ответов» (номер ячейки в таблице соответствует номеру высказывания)Другое дело, равнозначен ли интерес-любопытство интересу-отношению, интересу-склонности. А. Г. Ковалев пишет по этому поводу, что у маленьких детей интерес выступает первоначально в форме любопытства. Но эта направленность на объект носит временный характер и может быть названа предынтересом.

    Глава 3. Пятый мирВсе, что сейчас происходит с нашими детьми, с нами и с окружающим нас миром, внутренне связано, как синхронизированные движения единого эволюционного прыжка. Чтобы помочь вам понять это и научить вас отличать то, что действительно ценно, от того, что может оказаться вовсе не связанным с Новыми.

    Глава 7. Отношения между социотипами.Общение привлекает тем, что дает вам чувство собственной значимости, основанное на некотором превосходстве над партнером. При неоправданных поступках или высказываниях с его стороны вы непроизвольно пресекаете отклонения от поставленной цели, кажущиеся вам недопустимыми. Опасаясь, что партнер.

    Выделяй цитату —
    отправляй в соцсети.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для авторизированных — цитаты запоминаются автоматически.

Источники


  1. Артем, Толоконин Секреты успешных семей. Взгляд семейного психолога / Толоконин Артем. — М.: Вектор, 2014. — 886 c.

  2. Сергей, Александрович Муратов Встречная исповедь. Психология общения с документальным героем 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов / Сергей Александрович Муратов. — М.: Юрайт, 2016. — 773 c.

  3. Рогов, Е. И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2014. — 820 c.
  4. Джон, Таусенд 21 способ сделать семейную жизнь счастливой / Таусенд Джон. — М.: Триада, 2007. — 682 c.
Психология отношений учебное пособие
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here