Психология отношения к смерти

Самое интересное и полезное на тему: "Психология отношения к смерти" простым и понятным языком. Мы собрали полную информацию по теме и постарались раскрыть тему во всех деталях. Если появились вопросы - задавайте их в комментариях.

5.4. Отношение к смерти. Понятие об эвтаназии

Отношение к смерти — одна из величайших проблем, с которой человек непременно сталкивается в своей жизни. Эта проблема далеко не разрешена, и в каждом случае решение ее представляется человеку в отдельности.

[3]

Смерть ужасала людей. Этому страху в не меньшей степени, чем все остальные, поддавались и люди высокого ума и таланта, о чем свидетельствуют мемуары, письма и другие литературные источники. Уже в древнем Риме слово “смерть” казалось зловещим. Древние римляне предпочитали выражение “он перестал жить”, немцы говорили “отозван”, а англичане — “он присоединился к большинству”.

Характерной особенностью психологического состояния в старости является постоянно присутствующее подсознательное предчувствие близкой кончины. В старости смерть теряет свои неопределенные очертания и становится близким и глубоко личным явлением.

Сама же мысль о смерти глубоко индивидуальна и обусловлена разными обстоятельствами: состоянием здоровья, социальными условиями и т. д. Об индивидуальном отношении к этому небезразличному в старости вопросу американский психолог П. Рот писала: “Проблемы времени, жизненного опыта, продолжительности и неизбежности смерти касаются старого человека различным образом. Интерпретации значения жизни и смерти также различны, как и сами индивиды”.

Установлено, что интерес к смерти усиливается в позднем возрасте после 70 лет. В основной части пожилые люди не избегают разговоров о смерти. Страх смерти, сама смерть как бы теряет свое значение в глубокой старости. По наблюдениям замечательного русского ученого И. Мечникова, “глубоких стариков перспектива смерти не только не страшит, но и привлекает и нимало не возбуждает желания бессмертия”.

По его мнению, правомерно говорить об инстинкте естественной смерти после нормальной и продолжительной жизни. Большинство исследователей отмечает, что у старых людей нет страха перед смертью, но есть страх перед физической несостоятельностью и потерей умственных способностей.

Заслуживает внимания отношение долгожителей к возможности дожить до 100 и более лет. Оказалось, что из 200 долгожителей 43 человека ответили положительно, однако с оговоркой, что их физическое состояние останется без изменения, т.е. они будут такими же активными и независимыми. Вопрос о том, хотят ли они достигнуть 100 лет, не казался им актуальным, но такая перспектива представлялась им желанной опять-таки при условии полной сохранности их физического и психического самочувствия. 17 человек вообще не задумывались над этим вопросом, считая, что менее всего продолжительность жизни зависит от их непосредственного желания. Как правило, в таких случаях долгожители ссылались на Бога: “Все в руках Божьих”.

Отрицательный ответ дали 5 человек. Эти долгожители высказывали свое желание умереть как можно скорей, чтобы остаться в памяти своих внуков и детей сохранившими до глубокой старости свое физическое и психическое здоровье. Страх перед смертью не был обнаружен ни в одном случае. Психически здоровые долгожители относились к неизбежной смерти как естественному и необходимому завершению всякой долгой жизни.

Таким образом, эти факты свидетельствуют, что страх смерти не является типичным возрастным признаком. Данные опросов, проведенных в домах для престарелых, показывают значительное совпадение в отношении стариков к смерти. Ее считают “всеобщей судьбой”, одинаково ожидающей богатых и бедных, “избавлением от физических страданий”, “закономерным завершением жизни”.

Возможно, из этого отсутствия страха перед смертью происходит поразительное само по себе чувство желательности, приятности смерти. Л.Н. Толстой, по словам его секретаря Гусева, признавался: “Почти чувствую возможность радостно умереть”.

В этом отношении очень интересны высказывания В.В. Вересаева, врача-атеиста, далекого от мистической настроенности: “Смерти я никогда не боялся, страха смерти никогда не мог понять. Но недавно почувствовал: жду ее, как большого поднимающего, ослепительно-яркого события. Вовсе не в смысле избавления от жизненной тяготы, — жизнь я люблю. Просто сама по себе смерть сияет в сумрачной дали будущего яркою точкой. Смертные муки . Так ли они страшны? А может быть при неожиданной смерти мы лишаемся такого блаженства, перед которым ничтожны все смертные муки”.

Противоположный полюс представляют те наблюдения, где в высказываниях престарелых звучит нежелание продолжать жить, неприятие и даже отвращение к собственному существованию. Как правило, это наблюдается в тех случаях, где престарелые люди осознавали свою несостоятельность как физическую, так и психическую. В беседе они сами по своей воле заводили разговор о смерти, говорили, что они стали “нагрузкой для людей”, “чувствуют себя лишними”, тяготились своим существованием. В этом отношении удивительным представляется наблюдение над одной больной 87 лет с мягко протекающим старческим слабоумием. Периодически у нее было нарушено сознание, она не осмысливала окружающего, принимала врача за свою родственницу. Когда же она приходила в себя, то эта престарелая женщина обнаруживала полное понимание своего состояния, реально его оценивала и болезненно переживала. Она говорила: “Не дай Бог дожить до такого . ничего не помню, это ужасно . прожить целую жизнь и стать как полудурок. Дали бы какие-нибудь таблетки, чтобы мы не мучились, а умерли. Ведь чувствуешь, что ты лишняя, а все тянешь”.

Новейшим “приобретением” ХХ века является проблема эвтаназии.

Эвтаназия — это право человека выбрать смерть, отказавшись от длительного, не приносящего облегчения лечения, это “право на достойную смерть”. Истоки эвтаназии лежат в глубокой древности и кроются в древних традициях некоторых человеческих племен, где считалось естественным избавление от немощных и больных.

В.В. Вересаев, размышляя на эту тему, приводит наблюдения над старыми людьми, находящимися в состоянии полного физического и психического маразма. Он глубоко сострадает окружающим их людям, осуществляющим за ними уход. Для себя эту проблему он решает однозначно: “Я хочу кричать, вопить: дайте мне право свободно распоряжаться собою! Примите мое завещание, исполните его. Если я окажусь негодным для жизни, если начнет разлагаться мое духовное существо, — вы, друзья, вы, кто любит меня, — докажите делом, что вы мне друзья и меня любите. Сделайте так, чтобы мне было достойно уйти из жизни, если я сам буду лишен возможности сделать это”.

[2]

Во Франции и США в последние десятилетия распространилась особая теория так называемого “биологического завещания”, содержание которого примерно сводится к следующему: “Прошу использовать все возможные средства, чтобы облегчить страдания, даже в том случае, если применение сильнодействующих препаратов может сократить жизнь, в качестве последнего средства прошу прибегнуть к эвтаназии”. Написанное собственноручно человеком в здравом рассудке, подобное завещание имеет юридическую силу в 21 американском штате, но в Европе оно пока не практикуется.

Читайте так же:  Литвак отношения между мужчиной и женщиной

В наш век научно-технической революции многие проблемы медицины усложняются. Меняется содержание даже такого основополагающего понятия, как гуманизм медицины, которое, по мнению некоторых ученых, следует заменить рационализмом.

Вне сомнения, всю сложность и важность этой моральной проблемы предстоит решить медицинской науке в будущем, в том числе проблему многолетнего поддержания жизни людей, неспособных к самостоятельной жизни и существующих лишь благодаря очень сложным и дорогим аппаратам, как “сердце-легкие”. Все шире распространяется мнение, что в новых условиях нерационально жестко придерживаться принципа “врач борется за жизнь больного до последнего его вздоха”.

Для нас сейчас главным является то, что при всех впечатляющих достижениях медицины реалистичность подхода не должна подменить нравственно-этического начала медицины.

Электронная библиотека

Отношение к смерти – одна из величайших проблем, с которой человек непременно сталкивается в своей жизни.

Смерть ужасала людей. Этому страху в не меньшей степени, чем все остальные, поддавались и люди высокого ума и таланта, о чем свидетельствуют мемуары, письма и другие литературные источники. Уже в Древнем Риме слово «смерть» казалось зловещим. Древние римляне предпочитали выражение «он перестал жить», немцы говорили «отозван», а англичане – «он присоединился к большинству».

Характерной особенностью психологического состояния старости является постоянно присутствующее подсознательное предчувствие близкой кончины. В старости смерть теряет свои неопределенные очертания и становится близким и глубоко личным явлением.

Сама же мысль о смерти в значительной мере индивидуальна, что обусловлено разными обстоятельствами: состоянием здо­ровья, социальными условиями и т.д. Об индивидуальном отношении к этому небезразличному в старости вопросу американский психолог П. Рот писала, что проблемы времени, жизненного опыта, продолжительности, и неизбежности смерти касаются старого человека различным образом. Интерпретации значения жизни и смерти также различны, как и сами индивиды.

Установлено, что интерес к смерти усиливается в позднем возрасте, после 70 лет. В основной своей части пожилые люди не избегают разговоров о смерти. Страх смерти, сама смерть как бы теряют свое значение в глубокой старости. По наблюдени­ям замечательного русского ученого И. Мечникова,«глубоких стариков перспектива смерти не только не страшит, но и при­влекает и нимало не возбуждает желания бессмертия. По его мнению, правомерно говорить об инстинкте естествен­ной смерти после нормальной и продолжительной жизни. Большинство исследователей отмечает, что у старых людей нет страха перед смертью, но есть страх перед физической несостоятельно­стью и потерей умственных способностей.

Заслуживает внимания отношение долгожителей к возмож­ности дожить до 100 и более лет. Оказалось, что из 200 долгожителей 43 человека ответили положительно, однако с оговоркой, что их физическое состояние должно остаться без изменения, т.е. они будут такими же активными и независи­мыми. Вопрос о том, хотят ли они достигнуть 100 лет, не ка­зался им актуальным, но такая перспектива представлялась им желанной опять-таки при условии полной сохранности их физического и психического самочувствия; 17 человек вообще не одумывались об этом, считая, что менее всего продолжитель­ность жизни зависит от их непосредственного желания. Как травило, в таких случаях долгожители ссылались на Бога: «Все в руках Божьих».

Отрицательный ответ дали 5 человек. Эти долгожители вы­ссказывали свое желание умереть как можно скорей, чтобы ос­таться в памяти своих внуков и детей сохранившими до глубокой старости свое физическое и психическое здоровье. Страх перед смертью не был обнаружен ни в одном случае. Психически здоровые долгожители относились к неизбежной смерти как к естественному и необходимому завершению всякой долгой жизни.

Таким образом, эти факты свидетельствуют о том, что страх смерти не является типичным возрастным признаком. Данные опросов, проведенных в домах для престарелых, показываю значительное совпадение в отношении стариков к смерти. Её считают «всеобщей судьбой», одинаково ожидающей богатых и бедных, «избавлением от физических страданий», «закономерным завершением жизни».

Возможно, из этого отсутствия страха перед смертью происходит поразительное само по себе чувство желательности, приятности смерти. Л.Н. Толстой, по словам его секретаря Гусева признавался, что почти чувствует возможность радостно умереть.

В этом отношении очень интересны высказывания В.В. Вересаева, врача-атеиста, далекого от мистической настроенности: «Смерти я никогда не боялся, страха смерти никогда не мог понять.

Противоположный полюс представляют те наблюдения, где в высказываниях престарелых звучит нежелание продолжения жить, неприятие и даже отвращение к собственному существованию. Как правило, это наблюдается в тех случаях, когда престарелые люди осознавали свою несостоятельность, как физическую, так и психическую. В беседе они сами заводили разговор о смерти, говорили, что стали «нагрузкой для людей», «чувствуют себя лишними», тяготятся своим существованием. В этом отношении удивительным представляется наблюдение над одной больной в возрасте 87 лет с мягко протекающим старческим слабоумием. Периодически у нее было нарушено сознание, она не осмысливала окружающего, принимала врача за свою родственницу. Когда же она приходила в себя, то эта престарелая женщина обнаруживала полное понимание своего состояния, реально его оценивала и болезненно переживала. Она говорила: «Не дай Бог дожить до такого… ничего не помню, это ужасно… прожить целую жизнь и стать как полудурок. Дали бы какие-нибудь таблетки, чтобы мы не мучились, а умерли. Ведь чувствуешь, что ты лишняя, а все тянешь».

Новейшим «приобретением» XX века является проблема эвтаназии.

Эвтаназия – это право человека выбрать смерть, отказавшись от длительного, не приносящего облегчения лечения, это «право на достойную смерть». Истоки эвтаназии лежат в глубокой древности и кроются в существующих издавна традициях не­которых человеческих племен, у которых считалось естествен­ным избавление от немощных и больных.

В.В. Вересаев, размышляя на эту тему, приводит наблюде­ния над старыми людьми, находящимися в состоянии полного физического и психического маразма. Он глубоко сострадает окружающим их людям, осуществляющим за ними уход. Для себя эту проблему он решает однозначно: «Я хочу кричать, вопить: дайте мне право свободно распоряжаться собою. Прими­те мое завещание, исполните его. Если я окажусь негодным для жизни, если начнет разлагаться мое духовное существо, – вы, друзья, вы, кто любит меня, – докажите делом, что вы мне друзья и меня любите. Сделайте так, чтобы мне было достойно уйти из жизни, если я сам буду лишен возможности сделать это».

Во Франции и США в последние десятилетия распространи­лась особая теория так называемого биологического завещания, содержание которого сводится примерно к следующему: «Про­шу использовать все возможные средства, чтобы облегчить стра­дания, даже в том случае, если применение сильнодействую­щих препаратов может сократить жизнь, в качестве последнего средства прошу прибегнуть к эвтаназии». Написанное собствен­норучно человеком в здравом рассудке, подобное завещание имеет юридическую силу в 21 американском штате, но в Евро­пе оно пока не практикуется.

Читайте так же:  Отношения между мужчиной водолеем и женщиной водолеем

В наш век научно-технической революции многие проблемы медицины усложняются. Меняется содержание даже такого основополагающего понятия, как гуманизм медицины, кото­рое, по мнению некоторых ученых, следует заменить рациона­лизмом.

Вне сомнения, всю сложность и важность этой моральной проблемы предстоит решить медицинской науке в будущем, в том числе проблему многолетнего поддержания жизни людей, неспособных к самостоятельной жизни и существующих лишь благодаря очень сложным и дорогим аппаратам, таким, как «сердце-легкие». Все шире распространяется мнение, что в но­вых условиях нерационально придерживаться принципа «врач борется за жизнь больного до последнего его вздоха».

Для нас сейчас главным является то, что при всех впечатля­ющих достижениях медицины реалистичность подхода не должна подменить нравственно-этического начала медицины.

Срочно?

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Возрастной аспект отношения к смерти

В нашем исследовании анализу были подвергнуты такие эмоциональные особенности личности, как: эмоциональное состояние личности на момент начала проведения эксперимента и при его окончании, наличие или отсутствие угнетенного настроения, наличие или отсутствие тревожности и т.д.

На основании сбора и анализа полученного фактического материала, после проведения первичной статистической обработки можно выявить следующие возрастные различия между возрастными группами. Для начала хотелось бы описать отношение к феномену смерти с позиции каждой возрастной группы, а затем имеющиеся сходства и различия между ними.

Первая возрастная категория(от 8 до 15 лет).

После проведения цветового теста М. Люшера и последующей ранговой раскладки цвета в данной возрастной группе был получен следующий первичный цветовой ряд: 31452706. Это свидетельствует, что на начало эксперимента в группе присутствовал следующий эмоциональный настрой: стремление к активной деятельности, богатым впечатлениям и переживаниям, чарующей близости и жизни наполненной множеством ярких событий и переживаний, правда при наличие застоя физических потребностей. Тревожность на данный момент отсутствует.

В рисунках присутствует «детский дух» отношения к смерти. Отсутствует абстрактное мышление. Об этом свидетельствует восприятие самой смерти (смерть с косой, предметы возможной смерти, последние минуты жизни). Цвета предпочитаемые при рисовании, это красный, синий, зеленый и желтый. Темные оттенки практически отсутствуют.

Данные теста — опросника мы решили изложить в таблице, которая приведена в приложение (см. Таблицу № 1).

Большинство из отвечающих выбирали предложенные ответы, но также были предложены и свои. Так например, на вопрос с какой музыкой вы могли бы сравнить смерть, 13% ответили, что это грустная песня без слов. На счет цвета смерти, 23% ответили, что цвет у смерти отсутствует. 20% опрошенных школьников хотят умереть совершая подвиги, и 36% считают, что проживут они столько, сколько им отведено судьбой и не им решать о возрасте. Кроме того мы просили назвать смерть другим словом. Ответов было много. Но большинство всказали идею о том , что смерть это другая жизнь.

Как завершающий тест, проводилась вторичная ранговая раскладка цвета, и был выявлен следующий цветовой ряд: 13425076

Итак, давайте посмотрим изменилось ли отношение к смерти у школьников. Как мы видим тревога отсутствует и в данном случае, но на смену неугомонной активности пришел покой и гормония, успокоение и удовлетворение. Появляется трезвое и напряженное внимание, стремление выработать свое собственное суждение, требование собственной независимости и уважения, которое они пытаются найти в близком и спокойном общении.

Вывод: В возрасте до 15 лет, человек воспринимает смерть как конец жизни, наступающий тогда, когда придет время.Сравнивает смерть с тихой и спокойной музыкой, глубоким сном, завядшем цветком, и в темных тонах. Не было выявлено наличие тревоги и угнетенного настроения.

Вторая возрастная группа (16-30) лет.

Первичная ранговая раскладка по Люшеру следующая: 13524076. Присутствует стремление к тесному союзу, основанному на гармонии и самопожертвовании. Поиск нежных, приятных и чарующих отношений. Имеется предрасположенность к чувственному реагированию. Тревога отсутствует.

Рисунки в данной возрастной группе несколько отличаются между собой, но во всех можно проследить тревожное настроение. Об этом свидетельствуют черные тона присутствующие в рисунках. Большинство опрошенных рисовали лицо, причем с иронической улыбкой. Скорее всего это свидетельствует о присутствие некоего бессознательного страха, и еще была выявлена нервозность. Почти все рисунки были выполнены штриховым, грубым закрашиванием.

Результаты анкетирования мы опять приводим в таблице № 2 (см. Приложение).

Как видно из таблицы большинство опрошенных предлагали свои ответы на вопросы, т.е. это свидетельствует о том, что человек начинает задумываться о смерти, обдумывать и принимать либо не принимать факт ее существования.

Давайте проанализируем эти ответы. Мнения касательно наличия у смерти лица разделись ровно пополам. 15 человек считают, что оно есть, а 15, что его нет. Так какое оно? Оно прекрасное, отважное с огромными глазами. Полагаясь на ответы на вопрос, что вы чувствуете, когда думаете что тоже умрете, 23% восприняли это как должную неизбежность. Один ответ мне очень понравился: последние минуты жизни сравниваются с водопадом (красиво). Каким другим словом назвали смерть представители этой возрастной группы. Смерть — бесконечный тоннель, путешествие в другое измерение.

И снова Люшер. Вторичная ранговая раскладка выглядит следующим образом: 31425076. И вновь тревога отсутствует. На смену глубокому покою приходит активность сочетающаяся с гармонией. Данная активность и полное любви единение создают предпосылки для истинного счастья. Живо воспринимают происходящее и решительно отстраняются от общепринятых взглядов. Пытаются скрыть собственную чувствительность, одиночество и обидчивость.

Вывод: В возрасте от16 до30 лет человек объективно воспринимает факт смерти. На этом возрастном этапе появляется страх при мысли о смерти и нервозностью Тревога пока отсутствует.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Третья возрастная группа (31-45) лет

Согласно Люшеру, первичная ранговая раскладка выглядит следующим образом: 31542076, что может говорить о следующем: данная возрастная группа стремится к гармонии, активной деятельности, чарующей близости и жизни богатой действиями и впечатлениями. Группа наделена богатым воображением и тонкой чувствительностью, и как следствие ищут выхода этим качествам в присутствии кого-либо столь же утонченного и устремленного.

Начиная с этой возрастной группы, мы столкнулись с отказами относительно рисования смерти. Люди говорили, что смерть невозможно нарисовать. И действительно как ее нарисуешь. Многие говорили, что чистый лист бумаги наилучшим образом описывает все их чувства и переживания. Но были и рисунки, правда маленькие и со слабыми едва распознаваемыми очертаниями, нарисованными черным карандашом, но они были. Большее предпочтение здесь отдавалось природе, а также чему-то напоминающему тоннель. Что это боязнь смерти, уход, стремление засунуть голову в землю как страус? Да, мы ярко видим наличие всех этих качеств в данных рисунках. Наиболее ярко отражают рисунки, ответы респондентов на вопрос : «Каким другим словом вы могли бы назвать смерть»? «Смерть это конец» — отвечали они. Как отвечали они на другие вопросы показано в таблице (см. Приложение Таблица №3).

Читайте так же:  Мужчина и мама психология

Давайте посмотрим, что мы видим из этой таблицы? У смерти появилось лицо, какое оно. Оно страшное, безликое и отражающее деяния. Кроме того появился страх и при мысли о самой смерти (23%), а также мы видим , что есть и облегчение(23%). Неужели человек устал и не хочет жить в 45 лет? Это покажет нам окончательный расклад по Люшеру?

35410276. На смену стремлению к активности пришло стремление к переживаниям, стремление действовать осторожно и аккуратно, строго контролируя свои контакты с окружающими. Чувствуют себя неполноценными и обиженными, ущемленными. Ярко видно отсутствие надежды и присутствие личной тревоги.

Вывод: В возрасте от 31 до 45 лет человек боится смерти, отказывается принимать факт ее существования, старается не думать о ней, ни при каких обстоятельствах. На данном этапе возникает личностная тревога.

Четвертая возрастная группа (46-60) лет.

После проведения цветного теста первичный ранговый расклад выглядит следующим образом: 23150467. несмотря на то, что видна надежда и стремление к жизни, данной группой отвергается свобода. Да, они хотят достичь успеха. Но какой ценой. Готовы к умиротворяющему и приносящему разрядку единению. Жаждут мира и спокойствия.

[1]

Рисунки, в основном, выполнены синим и красными цветами. Правда рисовались либо люди, либо могилы и кладбища. Следовательно, люди этого возраста конкретизируют смерть, как смерть конкретного человека и его последующее место захоронения. Данные рисунки передавали чувство боли, скорби из-за неизбежности и невозможности что-то изменить.

Результаты анкетирования изложены в таблице № 4 (см. Приложение).

Смерть это пустота, отрешение и небытие. Данная возрастная группа напоминает человека, на которого вот-вот нападёт хищник, но он не старается бежать, так как знает, что и бежать некуда, хищник все равно настигнет его и растерзает. Поэтому он лежит и ждет своего часа.

Согласно вторичному раскладу цвета, который выглядит следующим образом: 51023467, по сравнению с первичным, возрастала личностная тревога. Ввиду явного сопротивления среды испытывают трудность в осуществлении притязаний на личную значимость. Им трудно находить силы для преодоления препятствий. Они измучены и утомлены из-за сложившихся проблем.

Вывод: В возрасте от 46-60 человек испытывает боль и страх при мысли о смерти. Именно в этом возрасте присутствует тревога, как ситуативная, так и личностная. Именно в этом возрасте человек установил для себя возрастную планку смерти, а именно от 60 до 80.Мы с уверенностью можем сказать, на основании полученных данных. Что эта возрастная группа является группой риска.

Пятая возрастная группа (61-76) лет

Эта заключительная возрастная группа в нашем исследовании. После первичного проведения теста М. Люшера и последующей ранговой раскладки цвета был получен следующий цветовой ряд: 14352067

Стремятся к безоблачному счастью, ради которого способны действовать на большом подъеме и с немалым самопожертвованием. Принимают активное участие во всем, что может волновать и будоражить. За всем происходящим наблюдают со стороны.

И вновь рисунки выполнены в темных тонах, отсутствует четкая картина. На рисунках видно лишь то, что с трудом можно отнести к геометрическим фигурам. С уверенностью можно сказать, что люди достигшие данного возраста знают лучше других как выглядит смерть, а именно так как они ее рисовали, что — то неопределенное, кругло — квадратное.

Мы думаем, что интересным было бы просмотреть их ответы на вопросы теста — опросника. (см. Приложение Таблица № 5).

Итак, как относятся к смерти люди в старости? С болью, но с болью не за себя, как предыдущая группа, а за мир, за то, что так мало времени осталось, что есть многое, что еще не сделано. Как мы видим здесь полностью отсутствуют свои ответы. Неужели они не смогли найти что — то лучшее, что описывает их чувства или предложенные ответы их полностью удовлетворяли. Ответить на это поможет их ответ о том , что они не думают о смерти (83%), о возрасте в котором она может их настичь(80%).Смерть воспринимается ими как само собой разумеющееся, то что неизбежно. Ведь в жизни так много прекрасного, что не стоит думать о такой проблеме, как смерть. Рано или поздно она придет. Возьмет верх над жизнью, и именно тогда все встанет на свои места, и именно тогда они подумает о таком феномене, как СМЕРТЬ.

Отношение к смерти и его влияние на личность онкологических больных

799

Привычно мы смотрим на смерть как на абсолютное зло и нам трудно принять мысль о том, что она может оказывать позитивное влияние на жизнь. Между тем, подобная точка зрения – отнюдь не редкость. Танатология – относительно новая научная область, возникшая в связи с возрастающей значимостью проблемы умирания и смерти и находящаяся в самом начале своего развития. Здесь утверждается, что реальность смерти, особенно остро осознаваемая в условиях неизлечимой болезни, не просто существенно изменяет человеческую жизнь. Как это ни парадоксально, на фоне приближения человека к смерти, в нем нередко пробуждаются признаки «роста личности».

Ссылка для цитирования

Смерть, как и рождение, принадлежит жизни.

Шаг состоит из подъема и опускания стопы.

Истина в том, Митч, – сказал Морри, – что стоит научиться умирать,

как научаешься жить.

Привычно мы смотрим на смерть как на абсолютное зло и нам трудно принять мысль о том, что она может оказывать позитивное влияние на жизнь. Между тем, подобная точка зрения – отнюдь не редкость. Танатология – относительно новая научная область, возникшая в связи с возрастающей значимостью проблемы умирания и смерти и находящаяся в самом начале своего развития. Здесь утверждается, что реальность смерти, особенно остро осознаваемая в условиях неизлечимой болезни, не просто существенно изменяет человеческую жизнь. Как это ни парадоксально, на фоне приближения человека к смерти, в нем нередко пробуждаются признаки «роста личности». Это проявляется, прежде всего, в изменении восприятия жизни. Р.Кочюнас выделяет ряд свидетельств подобного изменения (Кочюнас, 1999):

1) происходит переоценка приоритетов жизни – теряют свое значение те из них, которые теперь оцениваются как мелочи, несу-щественные детали и подробности;

2) возникает чувство освобождения – не делается то, чего делать не хочется; теряют свою силу категории долженствования («должен», «обязан», «необходимо») и пр.;

3) усиливается сиюминутное текущее ощущение и переживание процесса жизни;

4) обостряется значимость элементарных жизненных событий (дождь, листопад, смена времен года, времени суток, полная луна на небе);

5) общение с любимыми людьми становится более глубоким, более полным, насыщенным;

Читайте так же:  Ошибки женщин в отношениях с мужчинами список

6) уменьшается страх оказаться отвергнутым, возрастает желание и возможность рисковать.

../../Поиск жизненных ресурсов через осознавание смерти: опыт психологического консультирования на тему смерти в рамках гештальт-подхода

Смерть — это событие, избежать которое не сможет ни один человек на земле. Всему на свете приходит конец — это одна из жизненных истин. Смерть постоянно сопровождает нас на нашем пути жизни, начиная со смерти любимых кошек и собак, потом бабушек и дедушек, затем родителей. Поэтому смерть — это чрезвычайно личное событие в жизни каждого человека, которое несет для него свое значение, изменяющееся от одного человека к другому, и, несмотря на ее пугающий смысл для нас, смерть продолжает оставаться неотъемлемой частью жизни.

Многие философы и психологи XX в., занимающиеся исследованием влияния факта смерти на жизнь, отмечают, что именно неизбывность смерти придает жизни значение. Наиболее емкими, на наш взгляд, являются слова американского психолога Л.М. Гудмана: «Все, что отличает нас от животных, — прямое следствие ответа на вызов смерти. От постройки постоянных жилищ и изобретения средств передвижения, чтобы достигать отдаленных мест все быстрее и быстрее, до концепций и создания высочайших произведений искусства — все основано на нашем знании о смерти». [15, с. 98].

Однако анализ современной литературы по психологии смерти демонстрирует неравномерный интерес к теме смерти, как хронологически на протяжении истории психологической науки, так и тематически, по тому, какие конкретно аспекты в феномене смерти освящены в публикациях. В настоящее время в танатопсихологии (психологии смерти) можно выделить три основных направления изучения смерти и аспектов, связанных с ней:

  • изучение влияния осознания факта собственной смертности и конечности на личность человека ( Анцыферова Л.И., Мэй Р., Фейфел Г., Ялом И., Франкл В. и др. );
  • разработка методов работы с терминальными больными, а также с пожилыми людьми, психологическое сопровождения и приготовление к смерти (Гнездилов А.В., Калиш Р., Кемпер И., Кюблер-Росс Э., и др.);
  • изучение переживаний предсмертных состояний при временной (клинической, обратимой) смерти (Гроф С., Гуревич П.С., Калиновский П., Моуди Р., Уотсон Л. и др.).

Проблема принятия смерти другого или сопровождение умирающего, а также экспериментальное исследование предсмертных состояний, так или иначе освящены в литературе, как зарубежной, так и отечественной, однако вопросам влияния феномена смерти на жизнь личности в целом в литературе по танатологии отводится незначительное место. Наиболее разработанной эта тема является в зарубежной психологии, а именно в ее прикладных аспектах психодинамического и экзистенциального направлений в психотерапии. В трудах З. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Эриксона, О. Ранка, Э. Фромма, Р. Мэя, В. Франкла, Г. Фейфела, И. Ялома, Ф. Перлза категории смерти отводится существенное место. Здесь смерть рассматривается с двух основных позиций.

Во-первых, смерть считается неотъемлемой частью человеческого существования, существующая параллельно с жизнью человека. Смерть — это экзистенциальный феномен присущий человеку по факту того, что он человек.


Во-вторых, особенно ярко это представлено в трудах психологов-экзистенциалистов, смерть считается фактором развития личности. Психологи психодинамического направления больше акцент делают на глубинных инстинктах смерти, психологи-экзистенциалисты, вторя одному из своих идейных философских предшественников М. Хайдеггеру, рассматривают смерть как шанс, выпавший человеку, для изменения и развития.

Как отмечает И. Ялом, отношение человека к смерти как психологический феномен обладает огромной зоной влияния на всю его жизнь. Ялом постулирует, что, осознавая конечность своего бытия, не избегая этого вопроса, человек не стал бы попусту тратить свое время и энергию на усложнение проблемы, которую можно разрешить «малой кровью» [27].

Смерть — это до сих пор неисследованный психологический феномен, потому что так называемый называемый «околосмертный» опыт все-таки не есть опыт реальной смерти. Однако любое упоминание о смерти в повседневной жизни вызывает сопротивление у человека. Смерть — не самая приятная темя для разговора и, если уж и говорят о смерти, то только на сугубо научном формальном (чаще — медицинском) языке. Разговор о смерти в обыденной жизни вызывает дискомфорт. Нам намного легче говорить о смерти в безличной форме, например «все люди смертны», чем переходить на язык «Я» и сказать «когда-нибудь умру и я».

Одним из преимуществ Гештальт-терапии, основанной Ф.С. Перлзом, является тот факт, что она обращена не только к людям, страдающим от психических расстройств и болезней, но и к тем, «кто испытывает трудности перед лицом экзистенциальных проблем (конфликт, разрыв отношений, одиночество, траур, депрессия…)» [3, с. 2]. Расширение зоны осознавания как цель Гештальт-терапии в совокупности с ее экзистенцианально-гуманистическими корнями, на наш взгляд, являются необходимым и достаточным базисом для рассмотрения вопроса смерти и реального его решения на уровне практической разработки в консультативном процессе.

Генеалогическое дерево Гештальт-терапии уходит своими корнями в самые разнообразные подходы и теории, причем не только психологические, но а также философские и религиозные. В связи с этим Гештальт-терапия не могла оставить в стороне такой важный момент человеческой жизни как ее логический конец, как смерть. Основатель Гештальт-терапии Ф.С. Перлз пишет, что человеческая жизнь приобретает подлинный характер после поворота лицом к смерти. Смерть у Перлза понимается не только в прямом смысле физического уничтожения: переживание смерти — один из пяти уровней, который человек должен пройти на пути к зрелости. Первый уровень называется уровнем клише — он состоит из стереотипных ритуалов (например, ритуалы приветствия при встрече). Второй уровень называется синтетическим уровнем. На этом уровне личность играет роли — роль «хорошего мальчика (девочки)», роль «крутого мужчины» или «роковой женщины» — и тем самым личность постоянно притворяется тем, кем не является на самом деле [20,21].

За синтетическим уровнем находится уровень тупика, и этот уровень возникает тогда, когда личность уже не может или не хочет больше притворяться. Тупик — это то, перед чем становится личность, если убрать все ее роли. Если тупик пройден, то за ним открывается четвертый уровень — уровень смерти, или уровень внутреннего взрыва(сжатия). Он переживается как смерть или страх смерти. Если человек остается в контакте с этим уровнем, то проявляется пятый уровень — внешний взрыв, т. е. проявление подлинного «Я». Перлз описал четыре основных типа взрыва на уровне смерти: взрыв подлинного горя при работе с потерей или самой смертью, взрыв оргазма у сексуально заблокированных людей, взрыв гнева и взрыв радости. Все эти виды взрывов связаны с истинной личностью человека, и они есть та символическая смерть, вследствие которой индивид отказывается от сдерживающих его развитие факторов [21].

По Перлзу, переход от одного уровня к другому есть процесс взросления человека, где зрелость понимается как «переход от опоры на окружающих к опоре на самого себя» [21, с.31]. И осознание смерти есть необходимое условие для осуществления этого процесса.

Читайте так же:  Он женат она замужем психология отношений

Консультативная работа на тему смерти может идти в различных направлениях, одними из которых может быть работа со смертью близкого человека (ситуация потери), а также проработка личной философской концепции смерти и страха перед собственной смертью. Однако, несмотря на ситуацию утраты, личность неосознаваемо страшится, что когда-то придет и его черед. Поэтому, в работе с людьми в ситуации потери акценты все равно смещались на отношении человека к смерти и рассмотрение этого феномена для осознания трудностей и проблем жизни.

Ассимилируя опыт работы со студентами в контексте вопросов смерти, осуществляемого на базе центра психологической безопасности Таганрогского государственного радиотехнического университета (ТРТУ), можно сделать следующие выводы в контексте значимости темы смерти для молодых людей.

Во-первых, действительно, даже в ситуации потери, т.е. смерти кого-то из окружения, у человека актуализируется страх собственной смерти.

Во-вторых, существует мнение, что молодые люди в силу своего возраста не думают о смерти, а направлены скорее в будущее. Pollak (1980) в обзоре эмпирических исследований тревоги смерти обнаружил большое число различных коррелятов данного показателя. Возраст, пол, религиозность являются переменными, которые в значительной роли могут определять уровень тревоги смерти. Так, Justin (1988) отмечает, что большинство подростков никогда не обсуждают вопросы, связанные с умиранием, со своими семьями. Также часто молодые люди обычно характеризуются чувством собственного «бессмертия», тогда как пожилые люди предположительно ближе к смерти.

Однако есть ряд исследований, иллюстрирующих повышенный интерес детей до 5 лет к вопросам, связанным со смертью и умиранием [9,19,27]. Нами в свою очередь было проведено пилотажное исследование, направленное на выявление осознаваемой тревоги смерти у студентов ТРТУ в возрасте от 17 до 25 лет, в исследовании принимали участие 72 студента различных специальностей университета, распределение по гендеру — 55 мужчин (76,4%) и 17 женщин (23,6%). В качестве методов исследования использовались беседа, анкетирование и элементы арт-терапии. В результате были получены следующие материалы: 86,1% респондентов (62 человека) отмечают в себе осознаваемую тревогу смерти. В процессе консультативной работы (как в группе, так и индивидуально) эти данные также получили свое подтверждение. Несмотря на бытующее мнение о том, что молодые люди о смерти не думают, нами были получены данные, говорящие об обратном.

В психологии и философии есть различные теории, описывающие закономерности развития жизни человека: одни говорят, что наша жизнь развивает по спирали, другие — что жизнь это прямая линия. Используя метафору жизни как дороги, по которой мы идем, где начало пути — это наше биологическое рождение, конец пути — это смерть, мы предлагали участником тренинга, посвященного вопросам жизненного пути упражнение, которые позволяет клиенту осмыслить протяженность своей жизни и тот факт, что дорога — не бесконечна.

Этот шаг работы является ресурсным и для того, чтобы человек научился смотреть на себя и свою жизнь с позиций его достижений, осознавая свои паттерны обесценивания себя. Многие отмечают, что такая близость смерти способствовало осознаванию, что жизнь не стоит на месте. В связи с этим представление жизни как дороги с отметкой на ней актуального возраста и года вперед является многоплановым и затрагивает самые различные стороны человеческой жизни, используя главный феномен — феномен смерти, так как наше отношение к смерти во многом определяет отношение к жизни. Мысля себя бессмертным, мы забываем о двигающей силе смерти, о ее подстегивающей роли в нашей жизни. Но парадокс в том, что озабоченные ее приходом, мы опять-таки забываем о жизни, бросая все свои силы на гонку за достижениями, чтобы прославиться в потомках и остаться бессмертными в их памяти. Тем самым мы теряем возможность взять паузу и посмотреть на мир вокруг — на красоту природы, на лица любящих нас людей, почувствовать вкус пищи в процессе трапезы (именно трапезы, а не еды!) и наслаждаться текущим моментом, в котором проявляется красота человеческой Жизни.

В этом снова и снова проявляется ресурс для жизни через осознание своей смертности. Каждый в этом осознавании берет что-то для себя: кто говорит об отложенных на «потом» делах, кто-то наоборот, о постоянной гонке, кто-то акцентируется на своих достижениях, на поиске и принятии себя, для кого-то важно что-то успеть изменит или завершить, но при этом каждый участник моих групп нашел, что сказать в контексте осознавания Жизни-Смерти, и практически все, о чем они говорили, касались базовых проблем личности, осознать которые помогла Смерть.

Смерть является важной детерменантой развития личности человека, а развитие — есть непрерывный процесс созидания и разрушения, в течение своей жизни человека сталкивается как с приобретениями, так и с потерями. Тогда смерть — это комплексный феномен, который сосуществует параллельно с нашей жизнью. Смерть — это не только физическое прекращение существования, смерть может быть интеллектуальной — при остром состоянии психоза, социальной — при потере связи с другими людьми и своей социальной значимости, духовной — при потери этических убеждений и принципов. Т. Йоманс рассматривает душевное страдание как психологическую смерть — когда человек умирает как носитель старого способа бытия и возрождается как новый [12].

Список используемых источников

[1] Данная идея о представлении жизни в виде прямой линии и отметка на ней актуального возраста клиента описана в книге И.Ялом «Экзистенциальная психотерапии»

Восковская (Шутова) Л.В.,

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Опубликовано в: Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. N 14 (69). — 39 с., с. 296-301.

Источники


  1. Семья. Книга для чтения. Книга 2. — М.: Издательство политической литературы, 2008. — 528 c.

  2. Зацепин, В. О жизни супружеской / В. Зацепин. — М.: Молодая Гвардия, 2012. — 144 c.

  3. Чопра, Маллика Все, о чем ребенок хочет спросить… и спрашивает. Мысли многодетной мамы вслух, или полуночные записки на подгузниках. Самое главное, чему стоит научить ребенка / Маллика Чопра , Дарья Федорова. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 624 c.
  4. Психология и психотерапия семейных конфликтов. — М.: Бахрах-М, 2014. — 736 c.
Психология отношения к смерти
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here