Психология отношения психотерапия

Самое интересное и полезное на тему: "Психология отношения психотерапия" простым и понятным языком. Мы собрали полную информацию по теме и постарались раскрыть тему во всех деталях. Если появились вопросы - задавайте их в комментариях.

Психотерапия

Врачи нередко считают психотерапевтов, не имеющих медицинского образования — шарлатанами.
скачать видео

Две основные формы современной психотерапии – это клиническая (медицинская) и психологическая помощь, клиническая и психологическая психотерапия. Можно сказать, что это две совсем разные области деятельности, объединенные общим названием: «психотерапия». Медицинская и психологическая помощь имеют разные стандарты и требуют разной профессиональной подготовки.

В рамках медицинских стандартов помощь оказывается больному, пациенту, по назначению врача. Обязанность пациента посетить врача, пройти обследование и выполнить назначенные ему процедуры. Если пациент выполнял назначенные процедуры, ответственность за результаты лечения несет врач.

Строго в рамках стандартов медицинской помощи работает клиническая психотерапия. Как медицинская специальность, она работает в рамках понятий «пациент», «диагностика», «клиника», «нозология», «механизмы патологии», «лечение», «эффективность», «прогноз», далее «история болезни», «юридическая ответственность за больного» и т.п.

Стандарты психологической помощи — другие, более демократичные и менее директивные. Обязательных направлений и предписаний здесь нет, как нет и отношений «врач — больной». Здесь есть «клиент», свободный человек, который может обратиться к психотерапевту с запросом о помощи, с запросом о патронаже, и прекратить общение с психотерапевтом, когда также сочтет нужным. Позиция клиента активна: «Я решаю, нужна мне психотерапия — или нет, что мне делать, а что мне не подходит», но в этом случае и ответственность за результаты психотерапии лежит одинаково и на психотерапевте, и на клиенте. Отношения — на равных.

В рамках медицинских стандартов задача врача — избавить человека от страданий. Если врач начинает заниматься чем-то другим, он уже не врач. Стандарты психологической помощи разрешают психотерапевту заниматься любой помогающей тематикой, например улучшением семейных отношений клиента или его личностным ростом. Современная психотерапия не сводится к лечению, ее задачи гораздо шире.

Клинической психотерапией может заниматься только врач, имеющей медицинское образование. Специалист, практикующий психологическую психотерапию, должен иметь психологическое образование.

Издавна и до сих пор актуален спор между клинической и психологической психотерапией. Мнение врачей: «Психотерапия, в которой психотерапевт медицинского образования не имеет — недопустима. Психотерапией могут заниматься только специалисты, имеющие клиническую подготовку. Все остальные — шарлатаны». Мнение психотерапевтов с психологическим образованием — другое, они считают, что многим клиентам в решении их проблем они могут помочь вполне профессионально.

Здесь, в Психологосе, под психотерапией имеют в виду психологическую, а не клиническую психотерапию.

Чаще в рамках практической психологии работа с проблемами называется проще — терапия, а психотерапевт — просто терапевтом.

Психотерапия нужна клиентам, умственное, душевное и телесное состояние которых делает малореальной нормальную психологическую консультацию. Это могут быть клиенты в состоянии аффекта или легко в него впадающие, клиенты с серьезной зависимостью или депрессией, клиенты с жесткими проблемными убеждениями, тем более с установкой «Я прав — все остальные неправы и виноваты». Нередко это те, кто не хочет выходить из позиции Жертвы, клиенты с неосознаваемыми, но серьезными выгодами в своем неврозе. Сильные телесные зажимы или низкий интеллект — сюда же. А также — разнообразные дурные привычки или тяжелые невротические реакции, делающие человека малосоциальным и исключающие нормальную работу в психологической группе.

Виды психотерапии

Известно как минимум, около 450 подходов в психотерапии, больше половины из которых используется в работе с детьми и подростками. Единая систематизация столь широкого и продолжающего расширяться списка практически нереальна, и классификация видов психотерапии значительно варьирует от автора к автору. Тем не менее, поле психотерапии можно представить вполне разумным образом, если знать основные направления в психотерапии и основные подходы. Это дает возможность любую конкретную психотерапевтическую школу (гештальт-подход, НЛП, транзактный анализ либо психосинтез) отнести к конкретной ветке, направлению и подходу, соответственно знать возможности и ограничения этого подхода, какие задачи он решает, какие нет, и кому он может быть показан.

Можно привести список различных подходов (школ) в психотерапии, не соотнося их ни с основными направлениями, ни с основными подходами. Просто список, см.→

Психотерапия с маленькими детьми имеет свою специфику, как и работа с подростками и людьми пожилыми. Есть своя специфика в психотерапевтической работе с женщинами и мужчинами, при работе с жертвами терактов и катастроф, в работе с алкоголиками и зависимыми людьми. Какая? См.→

Большинство видов психотерапии соотносимо с тремя основными направлениями: психодинамическое направление, когнитивно-бихевиоральное и гуманитарное направление. См.→

По методам работы различают медицинскую, психологическую и гуманитарную психотерапию.

Методика психотерапии

Методика психотерапии включает в себе выбор формы работы (краткосрочной или долгосрочной, групповой или индивидуальной), направление работы, подбор методов, осуществление психотехнических действий и контроль эффектов. См.→

Психотерапия в человеческой жизни

Кому и когда нужна психотерапия? На какие потребности отвечает современная психотерапия? Что такое больная психотерапия? Сегодня психотерапия является не только лечением, но и бизнесом. Каким? См.→

Психотерапевтические отношения

Психотерапевтические отношения начинаются уже тогда, когда происходит первый контакт, первая встречи психолога и клиента и их выстраивает психолог. Психотерапевтические отношения можно сравнить с отношениями «доктор-пациент», «учитель-ученик». Это специфичные профессиональные отношения, которые имеют ряд правил, особенностей, преимуществ и ограничений.

Отличительные особенности психотерапевтических отношений

Как и «врачебная тайна» конфиденциальность предполагает не обсуждать клиента с другими людьми.

Безоценочное принятие клиента.

Психолог не осуждает и не одобряет поведение клиента, но уважает его чувства, право поступать каким-либо образом. Проявляет «нейтральный интерес» по отношению к системе ценностей клиента.

Ответственность за принятие решений.

Решение принимает клиент. Психолог помогает разобраться, проанализировать чувства, отношения, но решение (о разводе, уйти ли из дома, о смене работы и др.) принимает клиент. Клиент имеет право жить своей жизнью и нести ответственность за свою жизнь.

Нормы и правила общения на сеансе.

Психолог на первых встречах устанавливает нормы и правила на сеансах и впоследствии их контролирует. Эти ограничения, прежде всего, относятся к способам выражения чувств клиента в процессе общения. Так, недопустимым является проявление физической агрессии, оскорблений, неуважения.

Это доброжелательные, положительные отношения, которые помогают клиенту возможность раскрываться, безопасно сообщать о своих переживаниях, обсуждать свои проблемы.

Читайте так же:  Психология женщина трясется при разговоре

Психолог позволяет делать клиенту, что ему хочется, быть спонтанным, помогает свободно выражать свои чувства. Помогает понять клиенту свои защитные механизмы, влияющие на его чувства.

Психотерапевтическое понимание клиента.

Психолог воспринимает мир клиента его глазами, думает вместе с клиентом.

Честность и искренность психолога.

В социальном общении люди сохраняют «маски», в психотерапевтическом общении принято проявлять свои чувства и говорить о них.

Умение взаимно признавать свои ошибки в суждениях, применяемых методах.

Это применимо как к психологу, так и клиенту. Открыто обсуждать то, что было неудачным или не принесло ожидаемого результата.

Эмоциональная поддержка. Психолог проявляет к клиенту внимательное отношение, эмпатию, теплоту, чуткость, дружелюбие, тактичность, отзывчивость и уважение. Психолог уважает клиента таким, какой он есть, уважительно относится к нему как личности.

Психолог руководит процессом психотерапии, что создает безопасную обстановку на сеансах. Благодаря этому создается комфорт, снижается тревожность и клиент утоляет «эмоциональный голод».

Использование отношений с клиентом в личных целях недопустимо.

Недопустимы сексуальные отношения психолога и клиента.

Соблюдение социальной дистанции.

Социальное общение недопустимо, так как может создать проблемы в профессиональных взаимоотношениях. Психолог не позволяет узнать себя как личность. Недопустимыми являются приятельские отношения с клиентом.

Итак, психотерапевтические отношения – очень значимая часть психотерапии. От того как эти отношения выстроены, зависит прежде всего эффективность самой психотерапии.

Психология и психотерапия

Психология изучает внутренний мир и поведение не просто нормального человека, но душевно здорового человека. Если же человек переживает проблемы, душевную боль, помощью в этом занимается уже психотерапия.

Психотерапия в узком смысле, как психологическое лечение, оказание человеку ситуативной душевной помощи и поддержки в трудных для него жизненных ситуациях, есть не что-то отдельное от психологии, а является одной из частей, а именно — важной частью практической психологии, наряду с психологией обучения и психологией развития.

В психологической практике психотерапевтическая, обучающая и развивающая работа достаточно тесно переплетаются, иногда используются одновременно. Тем не менее, важно эти подходы различать. Когда на развивающие тренинги попадает пациент, нуждающийся в психотерапии, страдает и сам пациент, и участники тренинга рядом с ним. Когда на психотерапевтические сессии (которые иногда неточно могут быть названы тренингами личностного роста) попадает бодрый и здоровый человек, у него:или сформируется превратное мнение о том, что такое рост и развитие личности («Это для больных!»), или он сам на некоторое время станет больным. См.→

Когда же психотерапию понимают как нечто существенно более широкое, когда психотерапия понимается как самая разнообразная деятельность, направленная на избавление человека от проблем (эмоциональных, личностных, социальных), включая консультирование, помощь в личностном росте, философствование и взаимное исследование человеческой души, то психотерапия из раздела практической психологии поднимается до уровня сопредельной науки, отношения с которой психологии еще предстоит выяснять.

Взаимоотношения психологии и психотерапии достаточно сложны. В академической психологии место психотерапии сильно преуменьшено, в практической психологии — сильно преувеличено.

Похоже, что академическая психология, по крайней мере советского периода, всегда хотела отчитаться перед правительством в том, что наши люди полностью душевно здоровы и особенных проблем не имеют. Их мышление обычно объективно отражает действительность, их понятия достаточно быстро из житейских возвышаются до научных, и только эмоции вносят субъективно-личностный компонент в эту светлую картину.

Перефразируя известное высказывание «В Советском союзе секса нет!», можно аналогично сформулировать негласный тезис академической психологии «В Советском Союзе психотерапия неактуальна!»

Что касается бурно развивающейся практической психологии, то она родилась из психотерапии и энергично раскручивает преимущественно психотерапию. Чем больше людей уверятся, что психотерапия нужна каждому, что 50 часов индивидуальной психотерапии — уже совсем прожиточный минимум, тем больше у практической психологии окажется клиентов. См.→

В области практической психологии можно работать и консультантом, и тренером, при этом главным выбором все равно остается: ты скорее психотерапевт либо скорее педагог? Ты лечишь или ты учишь? См.→

[2]

Главный выбор практического психолога: психотерапевт или психолог-педагог

В области практической психологии можно работать и консультантом, и тренером, при этом главным выбором все равно остается: ты скорее психотерапевт либо скорее педагог? Ты лечишь или ты учишь? Чаще всего сегодня этот выбор совершается в сторону психотерапии.

Вначале это представляется вполне романтично: «Я буду помогать людям в трудных ситуациях», вскоре приходит видение, что психолог-консультант легко превращается в сотрудника службы быта, ремонтирующего на скорую руку загнивающие экземпляры.

Однако с каждым годом растет понимание, что от непосредственной помощи людям с проблемами нужно переходить к профилактике, предупреждая появление проблем. Что нужно заниматься психологией развития, что именно это оказывается тем перспективным направлением, которое создаст нового человека и новое общество.. Психолог должен учиться становиться педагогом. См.→

Исцеляющие отношения в психотерапии и в жизни

Автор — Мария Долгополова

Современная академическая психология по-прежнему стоит на постулате, что человеческая психика (начиная с исследований Выготского произвольных функций) формируется через опыт отношений и взаимодействия с другими людьми. Этот текст об отношениях как важном фасилитаторе внутренних психических трансформаций.

[1]

Что может происходить в естественных условиях?

Я не согласна с теми коллегами, которые утверждают невозможность или относятся скептически к способности человека решать труднейшие психологические проблемы без профессиональной помощи. По моим впечатлениям — такое тоже регулярно случается. И я чувствую интерес подробнее описать, как это может происходить и что, в связи с этим, стоит моделировать в психотерапии.

В данном тексте я буду подразумевать под исцелением — процесс восстановления психики до большей целостности. А под исцеляющими отношениями — те отношения, в которых данный процесс происходит наиболее интенсивно. Существует радикальная позиция, что любые существенные внутренние перемены возможны только через новый опыт отношений. Я ограничусь формулировкой, что часто именно отношения запускают мощные внутренние трансформации.

Как нарушается целостность?

Процесс нарушения целостности неизбежен и естественен. То жизненное после, в котором каждый живет, невольно поддерживает, развивает в нас одни качества и способности, оставляя незадействованными другие. Некоторые свойства характера нами настолько не опробованы, что мы можем наблюдать их только в других людях, и не допускаем даже мысли, что в потенциале они могли бы быть проявлены в нас.

Читайте так же:  Почему возвращаются бывшие мужчины психология

Достаточно удачный образ целостности предложил Роберт Скиннер в книге «Семья и как в ней уцелеть» через метафору «ширмы», за которую положено все, маркированное детским опытом выживания в семье как «стыдное» и «порочное». Только, мне кажется, туда сложено не только стыдное и порочное, но и то, что просто ни разу не пригодилось на протяжении всего сенситивного (для развития этого качества) периода.

Усмотрение связи между целостностью и психическим здоровьем очень характерно для современных психологов, как теоретиков, так и практиков. Идеи возвращения здоровья через повышение психической целостности присутствовали в сознании исследователей ещё на заре появления психоанализа — первого направления психотерапии (например, одна из ранних идей Фрейда — о том, что восстановление пробелов в памяти имеет решающее значение для проработки травмы).

Случалось ли с вами такое, что вы встретили человека, связь с которым, несмотря на то, что была эпизодична, имела для вас невероятное значение?

Если в вашей жизни такое было, то это, на мой взгляд, тот опыт, который потенциально доступен любому человеку и который лучше всего напоминает хорошо сложившуюся психотерапию. Как правило, в истории таких отношений можно выделить несколько характерных этапов.

  1. Начинается все со знакомства и появления ощущения, что отношения необходимо продолжать — в них может случиться нечто очень важное.
  2. Вовлеченность в другого человека возрастает, появляется эмоциональная привязанность. Может быть страх потерять отношения или страх собственной усилившейся зависимости. Отношения могут быть переполнены ярко окрашенными положительными и негативными чувствами. Полное отсутствие негативных чувств (невозможность ощутить обиду) указывает либо на сложившуюся в течении жизни неспособность их осознавать, либо на неготовность подпустить другого слишком близко (установление дистанции для того, чтобы другой не мог ранить).
  3. Происходит активный взаимный обмен.
  4. Опыт отношений становится внутренним достоянием и ресурсом психики. Появляется ощущение наполненности. Потребность в другом становится менее интенсивной. Есть благодарность за совместно пережитые радости и обретённые дары. Обиды прощены. Может переживаться грусть от ощущения, что пришло время прощаться или отдалиться.

Как психическая целостность может быть частично восстановлена через отношения?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Приведу один из множества возможных примеров.

У А. стихийным образом оказались развиты качества — целеустремленность, продуктивность, находчивость, решительность, агрессивность и умение её тактично проявлять в социуме. Поскольку эти способности были натренированы сильно, большинство окружающих людей в близких или деловых отношениях с А. «на фоне» него самого оказывались более пассивными, нерешительными, а порой и откровенно безответственными. Любое проявление слабости А. другая сторона не может встретить поддержкой или реальной помощью (помочь А. так, чтобы это было для него ощутимо, очень сложно). А. все больше закрепляется в ощущении необходимости рассчитывать только на себя. Его внутренние убеждения обосновывают, что именно так примерно и должно быть в отношениях, ничего другого ждать от других неоправданно.

Однако, в ходе крайне непродолжительной связи с К., А. открыл в себе новые ранее неизведанные стороны — признал свою потребность быть в том числе иногда слабым, зависимым, просить и полагаться. Начиная с того момента, стало возможно создание отношений нового типа. Отношений с теми людьми, которые отчасти напоминали А. в аспекте устремленности, продуктивности, инициативности и пр., но также не стыдились своего права — нуждаться. С формированием первых таких отношений появилось внешнее подтверждение возможности развивать ранее «неуместные» качества личности. По мере этого процесса у А. стали появляться новые желания, совершенно непонятные прошлому Я. Если пытаться описать данное состояние образами — это похоже на появление полноводного ручья на территории ранее безжизненной пустыни.

В описанном примере исцеляющие отношения случились дважды — когда стало возможным признание ранее скрываемой от себя потребности (оно подготовило фундамент для перемен внешних — изменение круга общения) и когда были найдены отношения, в которых только начавшие своё становления качества были одобряемы и уместны (не пугали окружающих, соответствовали тому, с чем они были готовы иметь дело и т.д.).

Почему иногда маловероятно появление исцеляющих отношений?

Порой гораздо проще мы сходимся с теми, кого мы уже однажды встречали, независимо от того, хорошо нам было с ними или плохо.

Если речь идёт об отношениях с противоположным полом, то именно к людям, вписывающимся в знакомые и эмоционально нагружённые для нас образы, легче всего возникает интерес и влюбленность. З.Фрейд, например, считал, что в основе этого лежит наше желание «переиграть» травмы, полученные в родительской семье. От близкого общения с совсем незнакомыми людьми нас «защищает» эмоциональное равнодушие к ним и иррациональный страх-незнание — как вообще можно себя вести рядом с таким странным человеком?

Некоторым особенно плохо удаётся приглашать в свою жизнь новых, ни на кого из своего прошлого не похожих, людей. Изнутри в этом случае будет искренне казаться, что все люди более или менее одинаковые — ненадежные, или жестокие, или эксплуатирующие, или легко подверженные влиянию и собственным заблуждениям, или неуверенные в себе, или заискивающие, или ещё какие-либо…

Исцеляющие психотерапевтические отношения

Если держать в голове предположение, что новые и не похожие ни на кого из прошлого люди, допускаются нами в свою жизнь с большим трудом — к ним не возникает ни интереса, ни доверия — то понятно, какой психолог с высокой долей вероятности будет выбран. Либо — с теми же теневыми сторонами, что и у выбирающего (в этом случае остаётся надеяться, что к настоящему моменту психолог лучше «проработан», чем обратившийся); либо — похожий на людей, с которыми ему приходиться иметь дело вновь и вновь в своей реальной жизни (тогда важной частью работы будет обнаружение психологом и клиентом этого воспроизведения «сюжета»). Иногда все же бывает, что терапевт не кажется похожим изначально и не оказывается таким в дальнейшем, но, тем не менее, остаётся интересен. В последнем случае один из шагов в сторону восстановления целостности осуществляется самим фактом начала и продолжения отношений.

Читайте так же:  Комфортные отношения между мужчиной и женщиной

Здоровое стремление психики к целостности и исцеляющим отношениям, на мой взгляд, ставит перед психологом профессиональную задачу быть как можно более интегрированным и уметь проявлять во взаимодействии различные грани своей личности, в особенности теневые для клиента.

Так, например, рядом с «сильным» (испуганным, последовательным) клиентом важно уметь быть уязвимым (уверенным, спонтанным) и научить (не словом, но самим процессом общения) уважать свою уязвимость, тогда внутренняя ригидная критика клиента к себе в этом аспекте неизбежно пошатнётся, может уменьшиться стыд, появится желание проявиться по-новому. Это очень сложный для специалиста манёвр, потому что в обычной жизни, когда окружающие начинают проявлять неприемлемые для нас качества, мы легко впадаем в раздражение или разочаровываемся в таких людях, начинаем стремиться свести контакт к минимуму.

В отличие от реальной жизни, где должны сначала случиться перемены внутренние (скорее всего тоже при помощи каких-то отношений), а затем сложиться альтернативная среда для уместного проявления новых качеств, в психотерапии психолог может принять большое участие, как на первом, так и на втором этапе. Любые неразвитые (подавленные) качества клиента могут быть использованы для восстановления его целостности и апробации в отношениях с терапевтом. Но, конечно, стоит отдавать предпочтение тем из них, которые вызывают интерес и озабоченность у самого клиента.

Распространенные заблуждения о психологических границах

Психологические границы — это очень популярный термин в психотерапии и психологии. Попросту говоря, он обозначает пространство, которое мы считаем своим, считаем собой и так далее. Пространство в любом смысле: физическое пространство вокруг нашего тела, наши интересы и стремления, возможности и ограничения нашей личности, собственность и вещи, представления о себе как о личности с набором каких-то черт, ожидания от отношений… Ещё проще, границы — это то место, где кончается не моё и начинается моё. Или где кончается не Я и начинается Я.

Я хочу сегодня сказать пару слов о том, с какими мифами и заблуждениями можно часто столкнуться, как только речь заходит о границах личности в отношениях. При этом заметьте, мы каждый день имеем дело с установленными границами других людей, и воспринимаем это в большинстве случаев нормально. Ну, например, время работы в магазине. Необходимость платить за услуги, которые вам оказали. Право человека не рассказывать то, что он не хочет рассказывать. Желание побыть одному. И прочее.

Однако, стоит только завести разговор о собственных границах, особенно в отношениях, как тут же начинает возникать эта тема насчет эгоизма и «настоящих чувств, свободных от ограничений». Так вот давайте же об этом и поговорим, действительно ли, устанавливать собственные границы — это эгоизм?

Заблуждение № 1: Границы отталкивают от тебя других людей

Люди с границами способны находиться в отношениях, не теряя себя и не нарушая границ других.

Совсем наоборот. Границы — это ключ к установлению нормальных отношений. Более того, как бы иронично это не звучало, установленные границы позволяют тебе понять, где — ты, а где — не ты. И в итоге выбрать тех людей, общение с которыми приносит тебе комфорт и пользу.

Кроме того, четкое понимание того, чего ты хочешь, кто ты и какой ты, а также осознание своих чувств, мыслей и наличие собственной жизни, позволяет понять, что ты — отдельная уникальная самостоятельная личность со своим опытом и своими интересами. Разве подобные личности отталкивают от себя? Вовсе нет. Они способны быть в отношениях, оставаясь при этом самим собой, не влезая в чужую личность и не теряя себя.

Заблуждение № 2: У настоящей любви нет никаких границ. Возможный вариант: У настоящих чувств нет никаких ограничений

Можно часто встретить такое убеждение: «Я люблю тебя» означает, что «Я сделаю для тебя всё в любой момент».

И гораздо чаще встречается «Если ты меня по-настоящему любишь, ты должен сделать всё в любой момент«.

Подобные убеждения распространяются на дружбу, отношения, любовь, брак, родственные связи и прочее. На практике эта идея может проявляться в том, что мы даём в долг деньги, которые копили на что-то важное для самих себя; что мы делимся какой-то глубокой информацией о себе с людьми, которые могут теоретически эти секреты вольно или невольно раскрыть; что мы позволяем кому-то плохо обращаться с нами, потому что им якобы требуется выпустить пар; что мы не идём заниматься спортом, потому что кому-то понадобилось особенное блюдо на ужин и так далее.

В итоге, якобы «во имя любви» причиняется тот или иной ущерб, растет недовольство друг другом и отношениями, и, в конце концов, отношения разрушаются. На самом деле, для пользы отношений гораздо лучше вовремя сказать «нет». Сказать «нет» и возможно ненадолго расстроить человека, но зато в долгосрочной перспективе вашим отношениям от этого станет лучше.

Можно и нужно строить здоровые границы в браке или в отношениях, а также особенно важно выстраивать границы со сложными людьми. Об этом можно прочитать в «Как выстраивать границы в отношениях»

Заблуждение № 3. Установка своих границ — это эгоистично

Границы в отношениях можно и нужно устанавливать мирно и конструктивно.

Если мы даём окружающим понять, как мы устроены, чего мы хотим, куда мы идём — это позволяет им взаимодействовать с нами более эффективно, ради пользы для обеих сторон. Конечно, может случиться такое, что мы не оправдаем какие-то ожидания других людей. Может случиться такое, что их это расстроит. Ну что же, такова жизнь, что люди не всегда оправдывают наши ожидания.

Заблуждение № 4. Устанавливать свои границы — это грубо. Или — это наказание.

Зачастую, люди неправильно воспринимают процесс установления границ — в качестве наказания для окружающих, или в грубой форме. Скорее всего такие впечатления происходят от другого. Когда у кого-то со слабыми границами заканчивается терпение, и он больше не может выносить, что его постоянно используют в чужих интересах, что его никто не слышит и не принимает в расчет, то он вполне может проявить чрезмерно негативную реакцию.

Читайте так же:  Отношения между мужчиной и женщиной в постели

К примеру, как маятник: если его сдерживать в крайнем положении, то стоит только отпустить, как он тут же качнется в противоположную крайнюю позицию. На самом деле процесс установления границ, если он происходит в нужное время (а не когда уже поздно), совсем не требует подобных бурных реакций. Более того, крепкие границы даже не требуют слов.

О границах в отношениях «психотерапевт-клиент»

Смотрим фильм «А как же Боб?» вместе с психологом

«А как же Боб?»

  • США, 1991
  • Режиссер: Фрэнк Оз
  • В главных ролях: Билл Мюррей, Ричард Дрейфус

[3]

Предлагаем посмотреть и обсудить с психологом комедию о смешном случае в профессиональной практике психотерапевта, повлекшем за собой отнюдь не смешные последствия.

Лео Марвин – преуспевающий психотерапевт, автор бестселлера, звезда телеэкрана… В его практике множество успешных случаев, но тут порог кабинета переступает пациент по имени Боб. Боб Уайли – сложный пациент, и не только из-за своих собственных проблем: он создает проблемы для самого психотерапевта.

Марвин мечтает об отдыхе и уезжает в отпуск, но не тут-то было. Боб едет за ним, навязчиво пытается проникнуть в его жизнь, знакомится с семьей, устанавливает дружеские отношения с женой, играет с сыном и флиртует с дочерью. В итоге жизнь психотерапевта начинает катиться под откос и у него самого возникают психологические трудности.

Зритель в растерянности, вроде бы Боб ведет себя некорректно и неблагодарно, но он так обаятелен и мил, что сердиться на него сложно. Психотерапевта жалко, но! Не его ли собственные ошибки повлекли за собой вереницу проблем?

Признаки терапевтических отношений

Терапевтические отношения (контакт между психотерапевтом и клиентом) – глубокие, доверительные, обладающие психологической интимностью. Да, может показаться, что это близкие отношения, но они принципиально отличаются от дружеских или родственных.

Первый признак

Во-первых, они не симметричны: психотерапевт знает секреты своего клиента, а тот не должен знать никакую личную информацию о специалисте. Личный материал специалиста будет вносить искажения и влиять на психологическую работу. Кроме того, клиенту будет сложнее ему доверять. Когда клиент имеет дело с «психотерпевтом», а не с личностью, он меньше боится оценивания, может быть более открытым. Это исключает нечто личное в отношениях. Помощь психотерапевта – профессиональная услуга.

Второй признак

Во-вторых, отношения психотерапевта и клиента регламентированы этическими правилами. Личного контакта, встреч вне психотерапевтических сеансов не должно быть. Смешение личного и профессионального приводит к нарушению терапевтического процесса, терапия перестает быть эффективной и обрастает дополнительными сложностями.

Любовные, дружеские, приятельские отношения между психотерапевтом и клиентом недопустимы.

И фильм «А как же Боб?» наглядно показывает почему.

Учимся строить границы

Да и в любых других отношениях тоже должны быть определенные границы. Как бы ни были близки между собой люди, между ними остается символическая граница, у каждого свое символическое пространство. Например, в семье у каждого своя зубная щетка.

Отношения без границ, контакт-слияние, называются симбиотическими. Желание выстроить такой тип контакта говорит об инфантилизме, потому что именно так устроены отношения между матерью и маленьким ребенком: одна сплошная совместность и единение. Абсолютное совпадение во взрослом возрасте невозможно, да и ненужно. Можно любить близкого человека, дорожить им и при этом выставлять определенные ограничения в общении: например, в какие часы удобно звонить.

Отношения без символических границ только кажутся заманчивыми своей близостью. В реальности слияние разрушает отношения взрослых людей. Нечеткая или нарушенная граница может поставить под угрозу отношения, что и происходит в фильме «А как же Боб?»

Психодинамика, психодинамический подход

Под термином «психодинамика» обычно понимают движение, разворачивание, рост и затухание, взаимодействие и борьба сил внутри психики человека. Тогда психодинамический подход — это подход, согласно которому видимые человеку происходящие в его психике процессы определяются не внешними обстоятельствами, не разумом или волей человека, а самостоятельной динамикой (взаимодействием и борьбой) сил внутри психики.

«Мы хотим не просто описывать и классифицировать явления, а стремимся понять их как проявление борьбы душевных сил, как выражение целенаправленных тенденций, которые работают согласно друг с другом или друг против друга. Мы придерживаемся динамического понимания психических явлений». — З. Фрейд, Введение в психоанализ.

Психодинамический подход исходит из предположения, что в психике человека есть собственные движения и взаимодействия энергий, не сводимые к физиологическим или социальным влияниям.

Исторически, все началось с психоанализа, исходящего из динамического понимания психических явлений «… как проявления борьбы душевных сил, как выражения целенаправленных тенденций, которые работают согласно друг с другом или друг против друга» (3. Фрейд, 1915).

В психодинамическом подходе работали К. Юнг, А. Адлер, О. Ранк, Г. Салливан, К. Хорни, Э. Фромм и очень многие другие. Сегодня в практической психологии в рамках этих подходов работают (среди наиболее известных школ и направлений) трансактный анализ, психодрама (как ее разновидность — системные расстановки) и телесно-ориентированная психотерапия. Стремление к превосходству, комплекс неполноценности — это также понятия психодинамического подхода. Отечественная личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия, основанная на психологии отношений В.Н. Мясищева — разновидность психодинамической психотерапии. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия — аналогично. Если перечислять все школы и направления, то список следующий →

Психодинамический подход не всегда дает четкие ответы о причинах происходящего и закономерностях протекания, нередко нас устраивают общие указания на направления поиска таких механизмов. Если у нас раз за разом, иногда во сне, иногда наяву, всплывают странные образы и воспоминания, как будто мы стоим на краю обрыва и никак не можем решить сделать шаг вперед, хотя чувствуем, что у нас могут появиться крылья — мы можем предположить, что такие картины могут быть связаны с такими-то подавленными желаниями. Разбираясь, когда и зачем вы подавляли эти желания и что теперь эти подавленные желания делают с вами, вы оказываетесь внутри психодинамического подхода.

Психодинамический подход допускает, что какие-то моменты нашего поведения в принципе не могут получить простых объяснений.

Если мы предполагаем, что в нас живут идеи наших предков, что мы проживаем очередную свою жизнь из вереницы своих жизней, то свои странные прозрения мы будем истолковывать в связи с этими предположениями. Это тоже психодинамический подход, хотя и не имеющий отношения к какой-либо науке.

Читайте так же:  Весы мужчины характеристика совместимость с женщиной

Динамика внутренних энергий не обязательна глубинная, она может лежать на поверхности, быть элементарной для понимания. «Действие равно противодействию», «Чем больше давишь, тем больше сопротивление. «

Важно понимать: что простые динамики — не синоним «неважного». Динамика отвлечения внимания или закономерности возникновения усталости — вещи исключительной важности, хотя отнести их к глубинным динамикам сложно.

С другой стороны, глубинные динамики — не синоним чего-то непременно важного и значительного. Во время аутотренинга высшей ступени в сознании человека начинают происходить цветовые разряды. В них есть некоторая закономерность, мы можем предположить, что это связано с динамикой каких-то внутренних, видимо глубинных энергий, но отражает ли это что-то важное либо является только «внутренним шумом» — сказать трудно.

Не все динамики диктуют человеку его поведение. При том, что классический психоанализ описывает случаи, когда поведение человека жестко управлялось внутренними динамиками, было необходимым следствием внутренних импульсов и состояний, в юнгианстве и гуманистическом подходе чаще оказывается, что несмотря на влияние глубинных динамик, внешнее поведение человека может вполне отвечать обстоятельствам, быть социально адекватным и в разумных рамках.

Некоторые внутренние динамики оставляют возможность человеку или его окружению осуществлять некоторую деятельность (мягкие динамики), другие по сути диктуют то, как человек будет себя вести (жесткие динамики).
Классический психоанализ описывает случаи, когда поведение человека управлялось жесткими динамиками, было следствием внутренних импульсов и состояний.
В других подходах внешнее, социальное поведение человека вполне отвечало внешним обстоятельствам, было адекватно и в рамках, но внутренние динамики представляли интерес как выражение происходящего во внутреннем мире, мире чувств и отношений. Это — юнгианство и гуманистический подход.

Откуда у психологов и клиентов психологов интерес к динамикам внутренних энергий человека? — Как ни странно, это не простой вопрос. Знание закономерностей в науке дает (по крайней мере теоретически) возможность предсказывать течение исследуемых процессов, однако в психологической работе это практически не востребовано. Зигмунд Фрейд и его последователи верили, что понимание клиентом его внутренней ситуации, осознавание им внутреннего конфликта его снимает, однако это предположение не подтвердилось: осознание может повлиять, а может и не повлиять на то, что происходит внутри нас.

«Принцип маятника» — цикличность смены психических состояний. Динамика известна, понятна, но осознавание этой динамики ее меняет мало. «Принцип трех дней» — если вы обиделись, прервали отношения и хотите, чтобы ваше появление «вновь» было максимально переживательным, то звонить нужно на третий день после обеда. Работает известная психодинамика: на первый день ваше появление еще не ждут, на второй ждут, но не горячо, а на четвертый уже вас позабудут и ждать не будут. Поэтому объявляться и звонить нужно на третий день. Так вот, знание этих закономерностей мало влияет на ваши переживания — психодинамика работает вне зависимости от нашего знания о ней.

Однако нужно учесть, что многим клиентам становится легче просто от того, что они получили объяснение происходящего, даже если реально у них не изменилось ничего. Кроме того, нельзя исключать простое любопытство и желание многих людей покопаться в себе.

Глубинный психодинамический подход

Так сложилось, что совсем элементарные вещи, типа адаптации внутреннего темпоритма к изменению ритма жизни или общению собеседника, хотя и являются типичным проявлением динамики внутренних энергий, обычно считаются «сами собой разумеющимися» и теории, использующие их, к психодинамическому подходу обычно не относят. Солидное звание «психодинамический подход», имея в виду глубинный психодинамический подход, чаще присваивают теориям, описывающих неочевидные и не проверяемые явления, обычно относимые к бессознательной жизни человека.

Согласно глубинному психодинамическому подходу, настоящие направляющие и движущие процессы нашей душевной жизни являются бессознательными, от нас скрыты. Мы склонны считать себя вполне осведомленными относительно мотивов и причин своего поведения, но в глубинном психодинамическом подходе это ставится под сомнение. Скорее предполагается, что выбор того или иного стиля поведения, склонность к той или иной работе, особенности нашего романтического идеала, привычки и сексуальные предпочтения часто складываются не в силу нашего сознательного и контролируемого выбора, а лишь осмысливаются и оформляются сознанием — будучи уже сформированными скрытыми душевными процессами.

При этом, в психодинамическом подходе априорно не утверждается, что глубинная динамика — это обязательство столкновение первичных сексуальный влечений с принципом реальности. Это могут быть самые разнообразные влечения как подросткового периода так и еще более разнообразные социально неприемлемые влечения и убеждения, сформировавшиеся уже у взрослого человека. В этом случае разобраться в этих конфликтах, осознать их — задача психодинамического подхода, но фрейдизм здесь ни при чем.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Динамическая (психодинамическая) психотерапия известна также под названием психоаналитической психотерапии, ориентированной на инсайт терапии, эксплоративной психотерапии. Этот подход в психотерапии исходит из того, что психическая жизнь человека — это только поверхность, под которой лежит огромное, как у айсберга, основание — бессознательное. А бессознательное живет конфликтами, борьбой внутренних сил. Задача психотерапевта — помочь клиенту осознать эту динамику, осознать свое бессознательное. Подробнее смотри →

Источники


  1. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнейдер. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. — 928 c.

  2. Кей, Э. Любовь и брак. Эволюция любви / Э. Кей. — Москва: Наука, 2015. — 247 c.

  3. Пинт, Александр Люблю — ненавижу, Или любовь как она есть / Александр Пинт. — М.: ИГ «Весь», 2011. — 737 c.
  4. Гримак, Л. П. Общение с собой: Начала психологии активности / Л.П. Гримак. — М.: Издательство политической литературы, 2016. — 320 c.
Психология отношения психотерапия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here