Психология отношения родителей и подростков

Самое интересное и полезное на тему: "Психология отношения родителей и подростков" простым и понятным языком. Мы собрали полную информацию по теме и постарались раскрыть тему во всех деталях. Если появились вопросы - задавайте их в комментариях.

Первые отношения: что нужно знать родителям подростков

Первая любовь ассоциируются с подростковым периодом. Многие родители не знают, насколько важен романтический этап в жизни молодых людей. И каким образом реагировать, чтобы избежать недопонимания с собственным ребенком.

Особенности подросткового возраста

Пубертатный период всегда считался самым сложным этапом во взаимоотношениях между ребенком и родителями. До переходного возраста все проблемы успешно решались за счет авторитета старших. Теперь юноши считают себя достаточно взрослыми, чтобы самостоятельно изменять свою жизнь. И для этого субъективного суждения есть ряд причин различного характера.

Первая любовь подростков

Первые отношения с романтическим оттенком – это важный этап взросления. Чаще всего они появляются в дружеских взаимоотношениях. В этот период молодым людям требуется особый друг, с кем можно поделиться собственными секретами, мыслями, фантазиями. Ему важно получить подтверждение собственной значимости не только внутри семьи, но и от сверстников или авторитетных для него людей.

Дружеское общение, особенно в коллективе, всегда сопровождается симпатиями и антипатиями. Преподнести свои чувства другому чужому человеку – очень непростой шаг. Молодые люди часто наталкиваются на недопонимание. Их слова и поступки могут вызывать разные реакции со стороны других людей. Именно в этот период формируется рефлексия, устанавливаются личностные границы, используются и видоизменяются различные сценарии поведения.

Начало отношений с противоположным полом – важный опыт. Пробные неумелые попытки флирта, кокетства, ухаживания, проявления симпатии учат юных исследователей тонкостям взаимоотношений. Гендерные различия приобретают особый смысл. Ведь мировосприятие мальчиков и девочек порой разительно отличаются.

Первые отношения наполнены нежными новыми чувствами. И в попытке их сохранить, молодые люди получают бесценный опыт. Они учатся понимать себя и другого человека. Проявляют заботу, корректируют свое поведение в конфликтных ситуациях, анализируют допущенные ошибки и пытаются их исправить.

Разрушение первых отношений — это всегда болезненный этап в жизни. Но этот опыт необходим. Анализируя произошедшее, они учатся на своих ошибках. При поддержке близких людей травматическое расставание оставляет только знания о том, каким образом можно избежать недопонимания. И как справляться с собственными переживаниями в подобных случаях.

Распространенные ошибки взаимодействия между подростком и родителями

Очень часто члены семьи несерьезно относятся к первым отношениям своих детей и не обращают внимание на их душевные терзания. В этом случае детки могут запутаться в своих переживаниях из-за отсутствия поддержки и своевременного совета от близких. Или уйти в ощущения собственного ничтожества и одиночества, оборвав неокрепшие социальные связи. В дальнейшем такие люди вообще отказываются от каких-либо отношений. И сохраняют статус одиночек на всю оставшуюся жизнь.

Достаточно часто современные отношения между молодыми людьми вызывают у родителей тревогу. И чтобы облегчить собственное тревожное состояние, они усиливают контроль за ребенком, порой нарушая все мыслимые границы личности. Это приводит к серьезным конфликтам в семье. Подростки становятся неуправляемым, жестким и даже жестоким. Им самостоятельно приходиться справляться и с романтическими переживаниями, и с ощущением вины перед близкими. Собственная жизнь кажется несправедливой. Ребенок оказывается перед выбором между семьей и собственными чувствами. Последствия могут быть разнообразные: побег из дома, зависимости, депрессия, суицид и др.

Рекомендации психолога родителям

В период подросткового становления ребенка родителям стоит запастись терпением и пониманием. Это время не простое для всех. Привычные тактики взаимодействия с ребенком могут не сработать и даже вызвать недопонимание и обиды. На что стоит акцентировать свое внимание близким родственникам молодежи?

  1. Поддержка и помощь. Первые отношения отличаются особой ценностью. И ребенок будет бороться за их сохранение даже с близкими людьми. Для того, чтобы мир и согласие в семье не нарушалось, следует бережно обноситься к чувствам подрастающего поколения. Им все эти переживания в новинку. Для ребенка, каким бы взрослым он не считал себя, важно получить понимание и поддержку семьи. Дом должен сохранят статус безопасного места, где ему всегда рады, его могут выслушать, предложат ценный совет, укажут на возможные ошибки и помогут найти способ их разрешения.
  2. Своевременное информирование. Современные отношения несколько отличаются от принятых двадцать-тридцать лет назад. Молодежь обладает разрозненной информацией о взаимоотношениях мужчины и женщины. Но эти знания исключительно теоретического характера. Задача родителей –объяснить, что такое сексуальное развитие и поведение. К каким последствия приводят ранние интимные связи. Какие существуют способы безопасности от нежелательной беременности и инфекций. Какую ответственность несет за свое здоровье и здоровье девушки юноша, вступая в близость.

Родителям важно помнить, что даже в любовных отношениях, подросток остается тем же неопытным ребенком. Ему необходимы родительская забота, своевременная помощь и совет. Понимание и поддержка со стороны близких могут оказаться бесценным сокровищем. Успешное преодоление пубертатного периода позволит ребенку переступить порог новой взрослой жизни с хорошим багажом знаний и опыта.

Родитель, подросток и отношения между ними

Очень часто в сфере детско-родительских взаимоотношений происходит то, что в подростковом возрасте ребенок переживает подростковый бунт: это выражается в стремлении к уничтожению авторитета родителей и взрослых, игнорировании их требований и правил – запускаются интенсивные процессы сепарации и индивидуации (отделения ребенка от родителей, формирование своих взглядов и системы ценностей, своего независимого Я). Данные тенденции являются в определенной степени нормой для этого возраста, так как на каждом этапе возрастного развития происходит разрешение определенных возрастных задач, возникающих перед ребенком. В подростковом возрасте это процессы связаны с формированием и построением границ своей личности, формированием своего собственного Я, способного свободно и независимо функционировать в обществе. Успешность прохождения данного возрастного этапа является залогом формирования здоровой автономной личности.

Возможность благоприятного течения возрастного кризиса в значительной степени зависит от особенностей семейной системы подростка, а также особенностей воспитательной ориентации его родителей. Налаженные отношения с ребенком: способность к установлению и поддержанию эмоционального контакта с ним, доброжелательное и уважительное отношение к его личности, стабильность и последовательность воспитательных мер родителей — все это является залогом, надежным тылом при вступлении ребенка в кризисный возрастной период.

При отсутствии условий для благоприятного прохождения возрастного кризиса ситуация в семье может принимать крайние формы. Например, ребенок категорически перестает ходить в школу, оставаясь по несколько лет в одном классе, начинает вести свой отдельный от семьи, чаще ночной образ жизни, проводя большую часть времени в компании сверстников за пределами дома и в неизвестных родителю местах. Родители теряют любые рычаги управления поведением подростка: скандалы, угрозы, запреты и ограничения, мольбы, уговоры, попытки подкупить не оборачиваются успехом – ребенок становится «потерянным» для родительского влияния и контроля.

Читайте так же:  Женщина в шляпе психология

Обращаясь к своему практическому опыту, хотелось бы освятить некоторые предпосылки потери родителями их авторитета в глазах ребенка, как следствие потери способности влиять на его поведение и образ жизни.

Первый из таких факторов – состав семьи. Описанная динамика, как показывает практика, чаще возникает в неполных семьях. Ситуация усугубляется после развода родителей, когда воспитанием, материальным обеспечением, образованием, организацией досуга приходится заниматься одному из родителей, а другой превращается в «родителя выходного дня» или вовсе постепенно самоустраняется от воспитания, перекладывая всю ответственность на плечи бывшего супруга (супруги). Из-за такой порой непосильной нагрузки родитель может потерять контакт с ребенком и полностью погрузиться в решение бытовых и материальных задач семьи. Такое вынужденное попустительство может спровоцировать чувство вины у родителя и попытки компенсировать его материальными благами, которое может принимать форму вседозволенности и подменять искренний эмоциональный контакт и привязанность в диаде «родитель-ребенок».

Следующий фактор — нарушение взаимоотношений между супругами. Конфликтующие родители, не имеющие в своем арсенале конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций, а также родители, привыкшие к громким выяснениям отношений, могут использовать детей в своей войне, как средство манипуляции друг другом. Такие родители выносят конфликты в сферу воспитания и играют в свои психологические игры, вовлекая в них детей. Ребенок, наблюдая это, научается извлекать свои выгоды и занимать поочередно одну (наиболее выгодную в конкретный момент) из противоборствующих сторон. У ребенка формируется внутриличностный конфликт, появляется амбивалентность в мотивах и поступках, что приводит к формированию деструктивных паттернов поведения и взаимоотношений.

Также важное место в нарушении взаимоотношений с подростком занимает воспитательная непоследовательность родителей, понимаемая как отсутствие целостной и структурированной системы требований и санкций, регулирующих с раннего возраста поведение ребенка. Непоследовательные родители ведут себя крайне непредсказуемо: то, что ребенку было нельзя вчера, сегодня становится можно, без каких либо обоснований; тотальный контроль и гиперопека соседствуют с попустительством и безразличием со стороны родителя. Ребенок считывает такие сигналы и поведение родителя как проявления «настроения» и научается лишь выжидать подходящий момент, чтобы добиться своего. В такой системе воспитания, у ребенка не сформируется авторитет родителей, и он не сможет доверять им, так как то, что говорит родитель сейчас, расходится с его мнением и поступками позже. Непоследовательность и хаотичность воспитательного воздействия, непредсказуемость для ребенка, а также тенденция к полярным и противоречивым посланиям являются ключевым моментом в потере родительского авторитета и влияния, плоды которого расцветают пышным цветом как раз к периоду подросткового возраста.

Огромное значение для создания в семье предпосылок благоприятного прохождения подросткового кризиса имеет отношение родителей к личности ребенка: его чувствам, особенностям его характера, к его способностям, потребностям и желаниям. Если родители склонны высмеивать особенности ребенка, его чувства, если они дразнят и смеются над его промахами и неудачами, избыточно его критикуют, а достижения и достоинства обесценивают, то ребенок может затаить обиду и злость, и все это также будет способствовать разобщенности и потери контакта и в подростковом возрасте.

Также важным фактором риска в воспитательной ориентации родителей, приводящим к нарушению взаимоотношений с ребенком-подростком, является избыточный контроль и гиперопека. Тотальное ограничение свободы ребенка, подавление его воли и самостоятельности могут усиливать проявление бунтарности в подростковом возрасте и доводить до крайности желание освободиться от родительского давления, приводя к необдуманным и рискованным поступкам, целью которых является стремление уничтожить тотальный контроль и всепроникающее родительское влияние.

Конечно, в подростковом возрасте уже сложно повернуть ситуацию вспять и превратить бунтующего и бесконтрольного подростка в того маленького послушного мальчика или девочку, каким он был раньше. Поэтому чтобы предотвратить крайние формы сепарации и подросткового бунта, родителям стоит создать все необходимые предпосылки и условия для благоприятного преодоления кризисных этапов в жизни ребенка, начиная с самого раннего возраста. Такими предпосылками являются:

— последовательность и предсказуемость воспитательной системы родителей, ее открытость и обоснованность для ребенка;

— согласованность и целостность взглядов родителей на процесс воспитания;

[2]

— способность уважительно относиться к ребенку, адекватно оценивать его достоинства и недостатки; способность слышать, быть в контакте, создавать отношения, основанные на эмоциональной близости и доверии;

— поощрение самостоятельности и инициативы ребенка.

Все это является залогом хороших взаимоотношений, и позволит сохранить контакт с ребенком, преодолеть все трудности при возникновении любых жизненных кризисов.

Взаимоотношения подростков с родителями

Основным институтом социализации детей и подростков является семья, а наиболее значимыми взрослыми – родители. Родители для детей и подростков выполняют массу важнейших психологических функций [29]:

  1. Источник эмоционального тепла и поддержки;
  2. Директивная инстанция, распорядители жизненных благ, наказаний и поощрений;
  3. Образец для подражания;
  4. Источник жизненного опыта.

Главной особенностью взаимоотношений подростков с взрослыми является их крайняя противоречивость [4].

С другой стороны, подросток, ощущая себя таким же членом общества и семьи, как и взрослые, стремится к равноправным отношениям с родителями. Чувство взрослости подростка приводит и к тому, что «взрослый теряет функцию учителя, обладающего безусловным авторитетом, и, желая или не желая того, приобретает функцию партнера, подлежащего оценке» [32]. Но для установления таких отношений подросток продолжает во многом ориентироваться на взрослых, и равноправие рассматривается им как приобщение к уже существующему миру взрослых [31]. Поэтому, как уже отмечалось, нередко стремление подростка самому стать взрослым проявляется в его подражании поведению окружающих взрослых.

С третьей стороны, у подростка сохраняется остро выраженная потребность в любви, внимании, защите, помощи и поддержке со стороны родителей [4; 42]. Без такой поддержки подростки чувствуют себя слабыми, беспомощными и незащищенными. В подростковом возрасте эмоциональная поддержка со стороны родителей «особенно важна, потому что подросток вступает в фазу интенсивного формирования Я-концепции, нередко сопровождающуюся противоречивыми переживаниями, полярными оценками, острым чувством неполноценности, неумением адекватно и конструктивно реагировать на неудачи. В этих условиях именно семья способна обеспечить базисное чувство безопасности, являясь источником постоянной оптимистической поддержки, вселяющей в подростка уверенность в своих силах, источником спокойной, взвешенной оценки качеств подростка, способствовать снижению чувства тревоги, возникающего у подростка в новых или стрессовых ситуациях» [29].

Со стороны взрослых, как правило, сохраняется прежнее отношение к подростку, как к ребенку. Подросток продолжает оставаться школьником, находиться в полной материальной зависимости от родителей, многие черты подростка остаются детскими, незрелыми. К тому же и у взрослых сохраняется привычка направлять и контролировать ребенка [5]. Поэтому родители в большинстве не замечают необходимости переменить свое отношение к нему. Однако такая необходимость существует, ведь подросток приближается к взрослой жизни, и задача взрослых – помочь ему осуществить этот постепенный переход от детства к взрослости и быть готовым к взрослой жизни.

Обычно подростки, движимые чувством взрослости, сами проявляют инициативу к изменению отношения родителей к ним. Задача родителей – не игнорировать требований подростка, а помочь ему стать взрослым и самостоятельным.

Читайте так же:  Жена ревнует мужа к дочери

Если же этого не происходит, в отношениях между взрослым и подростком возникают конфликты: «Сопротивление взрослого вызывает у подростка ответное сопротивление в виде разных форм непослушания и протеста. … При сохранении такой ситуации ломка прежних отношений может затянуться на весь подростковый период и иметь форму хронического конфликта. … Конфликт может продолжаться до тех пор, пока взрослый не изменит отношения к подростку. … Конфликт является следствием неумения или нежелания взрослого найти подростку новое место рядом с собой. …Необходимо найти такую степень самостоятельности, которая соответствовала бы возможностям подростка, общественным требованиям к нему и позволяла взрослому направлять его, влиять на него» [5].

Таким образом, конфликты между подростками и взрослыми не являются неизбежными: «непослушание, своеволие, негативизм, упрямство отнюдь не представляют собой обязательных черт характера подростка. Лишь как следствие неправильного подхода к подростку, когда не учитываются его психологические особенности, порой возникают конфликты и кризисы, ни в коей мере не являющиеся роковыми» [20].

Оптимальной позицией родителей по отношению к подросткам считается сотрудничество: «отношения между ними строятся по определенному типу отношений взрослых – дружеских – или имеют форму содержательного сотрудничества с характерными для них нормами взаимного уважения, помощи и доверия. В процессе сотрудничества складываются новые способы социального взаимодействия подростка и взрослого, моральноэтическое содержание которых отвечает задаче развития социальной взрослости подростка и его новым требованиям к характеру взаимоотношений со взрослыми. Именно сотрудничество позволяет взрослому поставить подростка в новое положение – своего помощника и товарища в разных делах и занятиях, а самому стать для него образцом и другом. Именно такие отношения субъективно необходимы подростку и объективно необходимы для его воспитания» [5].

Следует подчеркнуть, что даже в условиях неоптимальной позиции взрослых, при наличии конфликтов в отношениях между подростками и родителями, «большинство родителей продолжает влиять на своих подросших детей, а те в большинстве случаев сохраняют любовь, преданность и уважение к родителям» [45].

В то же время современные семьи в 90% случаях характеризуются скорее неблагоприятным психологическим климатом, в 70% случаях – выраженными дефектами воспитания. По результатам современных исследований, отношение родителей к подросткам в основном безразличное, для него характерен невысокий уровень требований и контроля, которые сменяются строгостью и санкциями лишь в случаях «чрезвычайных ситуаций»; характерна отстраненность родителей, особенно отцов, от воспитания детей и подростков [21]. Это связано с отсутствием общепринятой идеологии в современном обществе и с повышенной занятостью родителей.

В результате потребности современных подростков в любви и эмоциональной поддержке семьи оказываются неудовлетворенными. А неудовлетворение столь важных потребностей, в свою очередь, приводит к нарушением психологического развития и социализации подростков: «На международном симпозиуме «Дети улицы» в Санкт-Петербурге в 1998 г. педагог и психолог А.А. Реан сообщил: «Исследования показали, что у абсолютного большинства трудных детей и подростков блокирована одна из фундаментальных потребностей человека – потребность уважении, принятии и любви. Насколько она важна, легко увидеть, она входит в пятерку базовых, наряду с физиологическими (еда, питье, сон и т.п.) и потребностью в безопасности. Школа или семья, в которой блокируется возможность удовлетворения потребности ребенка в принятии и уважении, «выталкивает» его на улицу». … Создается впечатление, что у российского социума оказалась блокированной способность к сопереживанию, сотрудничеству и самоорганизации в такой важнейшей для общества сфере, как поддержка Миром Взрослых – Мира Детства» [21].

[3]

2.2 Особенностей восприятия подростками родительских позиций матери и отца в семейных отношениях

подросток родитель самосознание конфликт

В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. В современном мире семья часто оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества; она — главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает внутренние болезненные противоречия. Связи «родитель—ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.

Влияние родителей (чаще матери) на психическое развитие ребенка пристально изучается, начиная с 20-х гг. XX в. Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей.

Результаты исследования обнаруживают сложную и неоднозначную картину восприятия подростками детско-родительских отношений и образ родительской позиции. Неблагоприятными тенденциями развития детско-родительских отношений в подростковом возрасте в современном российском обществе являются, во-первых, снижение уровня позитивного интереса со стороны матери на фоне высокой враждебности (амбивалентности эмоционального принятия подростка со стороны матери) и возрастание показателей враждебности со стороны отца. Во-вторых, недостаточное участие отца в воспитательном процессе (снижение директивности и возрастание автономности), с одной стороны, и замещение реальной помощи, заботы и поддержки со стороны матери формально-директивным стилем воспитания, с другой. В-третьих, высокая степень непоследовательности и противоречивости поведения, как матери, так и отца, непрогнозируемость их поведения, размытость воспитательных приоритетов, норм и принципов, приводящее к росту тревожности и неуверенности подростков в отношении к ним родителей.

Выявлены определенные возрастные особенности восприятия подростками родительской позиции. В старшем подростковом возрасте обнаружено снижение показателей позитивного интереса к подростку, как со стороны матери, так и со стороны отца, свидетельствующее о том, что родители начинают восприниматься подростком как менее любящие, внимательные и заинтересованные, что приводит к переживанию старшими подростками чувства дефицита тепла, любви, внимания и заботы. Одновременно наблюдается возрастание показателя автономности отцов, которые оцениваются подростками как все менее и менее включенные в процесс воспитания, отстраненные и дистантные. Эта тенденция сочетается со снижением уровня директивности отца, изначально выходящего за пределы нормативных значений. Обнаружено, что возрастание негативных показателей образа детско-родительских отношений у подростка падает на период 14—15 лет, что позволяет рассматривать его как кризисный в развитии детско-родительских отношений в подростковом возрасте.

Выявлены существенные различия в восприятии подростками роли матери и отца в воспитательном процессе. В восприятии подростков мать более активно включена в процесс воспитания. Ей принадлежит главенствующая роль в семье, в то время как отец более пассивен и по мере взросления подростков фактически «самоустраняется» из процесса воспитания. Это распределение ролей между матерью и отцом в реализации воспитательной функции семьи с подростками находит отражение в существенно более высокой степени директивности матери, по сравнению с отцом. Выступили определенные различия в отношении возрастной динамики изменения образа родительской позиции матери и отца. Воспитательный стиль матери оценивается подростками как более устойчивый и стабильный, не претерпевающий существенных изменений с возрастом. Воспитательный стиль отца более подвержен возрастным изменениям: можно констатировать снижение показателей позитивного интереса, директивности и возрастание автономности. В то же время враждебность отца, так же, как и матери выступает как устойчивая характеристика, отражающая характер межличностных отношений между родителем и подростком, а непоследовательность определяется скорее влиянием ситуативных факторов, чем возрастом.

Читайте так же:  Психология мужчин весов в отношениях с женщиной

В результате изучения соотношения образов детско-родительского взаимодействия у родителей и младших подростков были выявлены факты их расхождения. Существенными оказались расхождения в восприятии родителями и подростками эмоциональной близости в отношениях между ними и последовательности системы родительского воспитания. Наиболее близкими и совпадающими в подавляющем большинстве случаев оказались оценки удовлетворенностью детско-родительскими отношениями и авторитетности родителей.

Центральное место в детско-родительских отношениях в семьях с младшими подростками занимает сфера эмоциональных отношений — принятие и эмоциональная близость. Именно процессы эмоционального взаимодействия определяют авторитетность родителя в семье и удовлетворенность детско-родительскими отношениями, а также особенности делового сотрудничества. Характер эмоционального принятия подростка родителем выступает как исходный пункт и основа развития сотрудничества и кооперации. Так, низкий уровень принятия обуславливает строгость родителя, жесткость санкций и дисциплины, выступая основой для снижения авторитетности родителя и общей удовлетворенности детско-родительскими отношениями. Высокий уровень принятия, напротив, способствует установлению согласия между родителем и подростком, делает родителя более гибким и, соответственно, мягким в воспитании, приводя к росту авторитетности родителя и удовлетворенности внутрисемейными отношениями.

Подростковый возраст – остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции социального развития. Отсюда и двоякое значение этого периода для становления личности человека. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, к другим людям и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

Формирование взаимоотношений со взрослыми и сверстниками является неотъемлемой частью процесса социализации подростков, и от того, насколько гармоничными они будут, зависит и то, насколько хорошо человек сможет «вписаться» в окружающее его общество, найти свое место в нем, самореализоваться. Известно, что социализация происходит на протяжении всей жизни человека, но подростковый возраст, как пограничный этап, имеет здесь свою специфику.В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости.

Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

Несмотря на внимание противодействия проявляемых по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.

Взрослый должен быть другом подростка, но другом особым, отличным от друга-сверстника. Это обусловлено не только различием социальных позиций взрослого и взрослеющего человека (один уже имеет определенный круг обязанностей и вытекающие из них права; другой еще только стремится получить эти права, имея довольно смутные представления об обязанностях), но и той особой психологической функцией, которую должен выполнять взрослый. Взрослый — друг-руководитель. Его задача — помочь подростку познать себя, оценить свои способности и возможности, найти свое место в сложном мире взрослых.

Задача взрослого — быть рядом с подростком. А это значит — вовремя прийти ему на помощь, подсказать, посоветовать, а если возникнет необходимость — более активно вмешаться в жизнь подростка. Взрослый рядом — это значит, что у подростка есть надежный и опытный друг, который умело и тактично поведет его через трудности отрочества и юности. Это значит, что подросток всегда будет чувствовать так необходимую ему в это время свободу и самостоятельность, уважение и доверие. Это значит, что его потребности, желания и интересы встретят понимание и поддержку.

Минияров В.М. Психология семейного воспитания. — Воронеж, 2000.

Мухина В.С. Возрастная психология. — М.: Академия, 1999.

Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. М., 2001.

Подростки и родители

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Мы любим маленьких безусловно и безгранично. Стараемся сделать их жизнь комфортной и радостной. Время идет, и вот уже подростки и родители вместо нежных чувств перебрасываются колкостями — подростки протестуют, родители не понимают.


Родители и дети-подростки — причины непонимания

Пубертат наступает неотвратимо, поэтому с проблемами роста сталкиваются все, кто имеет детей. В период 12-13 лет родители получают ответную реакцию на все, что они за это время сумели или не сумели вложить в своего ребенка. Это тот культурный слой, на котором и строятся отношения между родителем и подростком, а в дальнейшем — уже между взрослым и его родителями.

Рассмотрим причины взаимного непонимания с двух разных точек и попробуем понять, что чувствует та и другая сторона:

Одновременно находится внутри семьи и стремится за ее пределы. На бессознательном уровне происходит отрыв от семьи. Если раньше чувство защищенности и безопасности обеспечивали ему родители, то теперь он стремится выйти из-под их опеки, используя наработанные свойства своих векторов.

Протест против родительских правил и их образа жизни выливается порой в противостояние двух враждебных лагерей. Конфликты подростков и родителей при неумелом руководстве вторых рискуют обрести пожизненный статус.

Гормональная перестройка организма тоже вносит свои коррективы — в зависимости от векторов. Диапазон проявлений — от резких эмоциональных перепадов в зрительном векторе, до полного ухода в себя — в звуковом.

Упрямство и непослушание подростка с анальным вектором, его критические высказывания в адрес родителей, а также амбициозные замашки обладателей кожного вектора доставят немало переживаний родителям.

Если в своей среде подростки не хотят выделяться, то в семье они могут демонстрировать самые неожиданные протестные реакции.

Тайны сексуальной жизни в это период уже часто и не тайны вовсе.

Это время, когда происходит раскрытие женственности у девочек и становление мужчины, когда девочки ищут в партнере защитника, а мальчики ранжируются между собой, пробуют себя в роли взрослого.

В этот период взаимное доверие подростка и родителей проходит испытание на прочность родительской любви.

Читайте так же:  Мужчина бык женщина крыса совместимость в любви

Для них это самый сложный период. Непослушание и протесты ранее послушного и любящего ребенка вызывают недоумение.

Запретительные меры в попытке вернуть все в прежние рамки не только не имеют успеха, но еще больше обостряют ситуацию.

В это время очень важно сохранить отношения. А сделать это можно только понимая, что происходит с ребенком. И если на физиологическом уровне родители что-то знают и могут объяснить, то на психологическом уровне происходит совсем непонятное. Разобраться в странностях поведения подростка поможет Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Где начинаются конфликты подростков и родителей

Как ни странно звучит, начинаются они там, где родители не знают своего ребенка. Любая мать и иногда отец решительно возразят против данного утверждения. Мне не раз приходилось слышать: «Я знаю своего ребенка лучше других — я же мать!» Но на деле оказывается совсем иначе: она не знает, с кем он гуляет до поздней ночи, почему отказывается обедать вместе с семьей, какие мысли в его голове.

Проблемы родителей и подростков в скрытой фазе можно наблюдать в тех семьях, где между мамой и ребенком не установлена доверительная эмоциональная связь, а также допущены ошибки в воспитании.

Именно в этот период проступают все изъяны, но на самом деле они были и раньше, просто это было незаметно и не создавало таких проблем.

Отношения родителей и подростков переходят в стадию «войны миров» порой даже тогда, когда в семье все нормально. Просто современные подростки в потоке информации не всегда могут отличить истинные ценности от ложных. Особенно это касается детей со звуковым вектором, которые в поисках смысла всего этот смысл найти не могут. Родители, занятые насущными проблемами, даже не представляют масштаб звуковых метаний подростка. Об этом можно почитать здесь.

Проблемы родителей в глазах подростка

Все семейные драмы разворачиваются на глазах детей. И это страшная реальность нашей несистемной жизни. Когда ребенок оказывается свидетелем семейных разборок, то он отдаляется от них, теряет ощущение защищенности и безопасности. Его психосексуальное развитие притормаживается, страдает успеваемость в школе, возникают трудности в детском коллективе — вплоть до того, что ребенку достается роль изгоя.

Неудивительно, почему выплески родительских эмоций в скором времени перерастают в конфликты подростков и родителей. Ведь его психическое не успевает за развитием физическим. Маленький наблюдатель семейных скандалов взрослеет внешне, чувствует естественным образом свою вседозволенность, пробует быть большим, а у него не получается. И это напряжение выливается на родителей. Проявится оно или в резкой критике отца, или в насмешках над мамой и ее опекой, или полным отстранением от семьи вплоть до ухода из дома.

Необходимость выразить свои негативные чувства толкает подростков в социальные сети. От бессилия что-то изменить они выкладывают информацию о родителях в самых неприглядных выражениях.

Достигнуть доверительных взаимоотношений возможно

Со временем связь с ребенком меняет свое качество. Большую часть начинает занимать не контроль — что поел, где был, что болит и прочее, а доверие и глубокая эмоциональная связь.

Подростки и родители взаимоотношения строят подобно тому, как строители прокладывают тоннель в горах. Только точный расчет позволяет состыковаться в нужном месте безошибочно. И только знание свойств ребенка позволит мудрому родителю не допустить отклонения от заданной цели.

[1]

Возможен ли переход из детства во взрослую жизнь без стрессов? Отвечу утвердительно, исходя из опыта воспитания двоих сыновей. Если вы научитесь делиться с детьми своими переживаниями, тактично не требуя от них вывернуть себя перед вами наизнанку, если ваши интересы выйдут за пределы узкого мирка вашей кухни или работы, если вы будете меняться на протяжении всех лет, как растет ваш ребенок, — то он признает вас за «своего», и не только пубертат пройдет без проблем, но и в дальнейшей взрослой жизни ваши дети станут вашей опорой. Моим сыновьям 38 и 30 лет.

Поведение родителей— ключ к отношениям с подростком

Казалось бы, странная тема! Ведь по большей части поведение подростков чаще беспокоит родителей, а не наоборот! Но тем не менее — поведение родителей и отношение подростков к ним часто объясняет все подростковые метания в пубертате. Являясь невольным наблюдателем и участником жизни семьи с самого рождения, подросток уже впитал в свое бессознательное модели поведения мужчины и женщины, их отношение друг к другу, отношение к ребенку и много еще чего, о чем взрослые даже не подозревают.

Составляющие психику вектора в зависимости от их развитости сыграют свои определенные роли в тандеме родители и дети-подростки.

Ставший уже классикой пример с кожным и анальным вектором. Скорость против «тормоза». Кто из нас, родителей, удержался от искушения подгонять медлительного ребенка, когда он пытался что-то нам обстоятельно рассказать? Малыш не стал быстрым, а вот обиду затаил. Один раз, второй, и рано или поздно это бабахнет.

А запрет на слезы? Ведь жестокость подростка часто имеет корень в запрете проявлять чувственность. И таких нюансов очень много.

Да, они взрослеют. Да, они уходят жить своей жизнью, хотим мы этого или нет. Но какие отношения останутся после этого непростого периода — зависит от нас.

«…Когда я вижу, что дочери нужно побыть в себе, одной, я оставляю ее. Порой она запирает дверь и сидит наедине с собой или занимается какими-то важными для нее занятиями. Конечно, мне бы очень хотелось, чтобы в комнате был идеальный порядок и она была бы открытой, искренней, общительной и все бы мне про себя рассказывала. Однако ее векторный набор говорит о другом — у нее своя природа, сложная, порой непонятная, но это ее, уникальная натура, и моя задача познать ее и почувствовать.

Как понять дочь и быть с ней в контакте? Необходимо настраиваться на нее, так как она это делает со своей гитарой, чтобы получился нужный звук. Вы слышали, как звучит гитара, когда она настроена и на ней играет опытный гитарист, который чувствует и любит свой инструмент?

Так вот, ноты по которым играть — это Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Может, и не сразу получается контакт, но когда освоишь нотную грамоту, настроишь гитару — зазвучит такая мелодия, не оторваться. »

«…Ему стало понятно то, что с ним происходило и почему, все прояснилось за нецелый час нашего разговора. Он спросил меня, как и откуда я все это знаю. «Сынок, эти знания я получила на лекциях по Системно векторной психологии». «Мам, передай им от меня большое спасибо, нет, просто огромное!» Переполненный чувствами и эмоциями, утомленный, он вырубился, а когда через полчаса проснулся, то уже напевал себе под нос какую-то мелодию. А еще несколько часов назад он был не в состоянии связной речи. Вот такую силу имеет это знание.

С тех пор наши отношения стали особенными, полными взаимопонимания, мы можем часами разговаривать о жизни, о смысле и предназначении, о политической обстановке и манипулировании, он задает вопросы и как губка впитывает все мои ответы и рассуждения. Недавно мне сказал: «Ты знаешь, а ведь мало кто из моих друзей может вот так разговаривать со своими родителями, как мы с тобой» и еще: «Благодаря тебе и твоей поддержке я понимаю, чем мне надо заниматься в жизни»…»

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана — это высшее образование для родителей. И начать можно с бесплатных онлайн-лекций. Регистрация здесь.

Читайте так же:  Мужчина лев женщина крыса совместимость

Автор Надежда Астахова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Системно-векторная психология

25 Фев, 2018 Комментариев: 3 Просмотров: 1425
Теги: Отношения и семья психология

Психология подростка: почему он вас не слышит?

Воспитание подростка — одно из самых сложных испытаний для родителей. В этом беспокойном возрасте дети хотят независимости. На попытки ими руководить часто реагируют криком, хлопают дверьми и запираются в своей комнате. Большинству взрослых прекрасно знакомы подобные ситуации, но они не представляют, как с ними справиться.

Исследование, проведенное психологами Калифорнийского университета в Риверсайде, помогает пролить свет на то, как связаны домашние конфликты и проблемное поведение подростков и как родители могут справиться с этими конфликтами.

Проанализировав данные, полученные от 220 родителей и их детей подросткового возраста, авторы исследования обнаружили интересную закономерность. Оказалось, что подростки ошибочно оценивают реакцию родителей в конфликтных ситуациях, считая ее значительно более резкой и негативной, чем подразумевали сами родители. Например, родитель всего лишь советует: «Выбрось это из головы!» — а ребенок уже чувствует себя отверженным и ненужным.

То, как отец реагирует на негативные эмоции подростка, может усилить или приглушить его агрессивное поведение

Впрочем, это непонимание зачастую взаимное, что может вести к печальным последствиям. Так, если родители воспринимают повышенную чувствительность подростка как что-то негативное, это увеличивает риск развития склонности к правонарушениям. Если метод наказания кажется подростку слишком суровым, он с большей долей вероятности будет огрызаться, сбегать из дома и нарушать семейные правила.

В результатах исследования есть четкое гендерное разделение. Например, когда матери неправильно интерпретируют гнев подростка и реагируют на него негативно, ребенок, скорее всего, будет спорить, убежит или замкнется в себе. А вот с отцами в такой ситуации подростки чаще ведут себя агрессивно.

«Отношения подростков с отцами меньше изучены, чем с матерями, но точно известно, что реакция отца на негативные эмоции подростка может усилить или приглушить его агрессивное поведение», — объясняет Мисаки Нацуаки, одна из авторов исследования и адъюнкт-профессор психологии Калифорнийского университета.

Здесь играют роль несколько факторов. Во время взросления у подростков бурлят гормоны, вызывая эмоции, которые кажутся невероятно яркими. Причем, как правило, дети уверены, что кроме ровесников никто не поймет их и не поможет. В результате, не в силах найти общего языка с родителями, подросток пытается отстаивать свои интересы через агрессию. На самом деле он просто хочет быть услышанным.

Подростки, даже при всех скачках своего настроения, могут понимать и принимать разные точки зрения

В то же время родителям нужно разобраться с собственным переходным периодом и тревогой, потому что подростковые годы ребенка — не лучшее время для мам и пап. Последние исследования даже связывают подростковый период с материнской депрессией. Подростки стараются стать более независимыми, бросают вызов ограничениям, а взрослые в ответ могут чувствовать обиду и реагировать слишком бурно. Как правило, родители видят себя более заботливыми и великодушными, чем на самом деле. Поэтому они часто недооценивают влияние своих слов и действий на детей.

Хотя конфликты между родителями и детьми — часть любой семейной жизни, отношения с подростками можно улучшить, если дать им возможность поделиться своим мнением о родительских решениях. «Когда подросток замыкается в себе, родителям нужно выяснить, что именно сын или дочь услышали, а потом обсудить любые различия во взглядах на воспитание», — говорит Нацуаки.

По ее словам, важно помнить, что подростки, даже при всех скачках своего настроения, могут понимать и принимать разные точки зрения. Этим они отличаются от эгоцентричных детей младшего возраста: они способны на более сложное комплексное мышление. Даже когда случаются размолвки, подростки склоняются к логическим рассуждениям, несмотря на все доказательства обратного.

Нацуаки утверждает, что откровенный разговор о разнице восприятия между детьми и их семьями поможет родителям и подросткам лучше узнать друг друга, а значит, стать ближе: «Когда родители дают подросткам возможность высказать свое мнение, это помогает улучшить их навыки логической аргументации, что в свою очередь влияет на психологическое здоровье и счастье в будущей жизни».

«Мой сын-подросток бросил учебу, не работает и ворует у домашних»

Отчаявшаяся мать написала письмо в газету The Guardian с просьбой подсказать, как ей быть с трудным подростком. Юноша не учится, почти не работает, и его снова поймали на краже. Отец сказал, что не хочет жить под одной крышей с вором. На письмо матери отвечает психотерапевт Анджела Эванс.

Решиться на невероятное: как воплотить любую мечту в жизнь

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

«Просто возьми и сделай» — кажется, самый распространенный «рецепт успеха», которым мы делимся с каждым. Но когда это советуют нам, выясняется, что он не работает. Что дает сбой и как решиться сделать шаг к самой невероятной цели? Коучи иногда предлагают своим клиентам технику Уолта Диснея.

Источники


  1. Воронова, Мария Клиника измены. Семейная кухня эпохи кризиса / Мария Воронова. — М.: Астрель, Полиграфиздат, Neoclassic, 2011. — 352 c.

  2. Юрчук, В. В. Женское искусство околдовывать, соблазнять и обирать мужчин / В.В. Юрчук. — М.: Современное слово, 2008. — 480 c.

  3. Бельше, В. Любовь в природе. Популярная история возникновения и развития любви в животом мире / В. Бельше. — М.: Типография Г. Лисснер и А. Гешель, 2009. — 580 c.
  4. Банана, Ватсьяяна Кама с утра для игрушечных обезьянок / Ватсьяяна Банана. — М.: Питер, 2014. — 641 c.
Психология отношения родителей и подростков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here