Психология семейных отношений курс лекций

Самое интересное и полезное на тему: "Психология семейных отношений курс лекций" простым и понятным языком. Мы собрали полную информацию по теме и постарались раскрыть тему во всех деталях. Если появились вопросы - задавайте их в комментариях.

Психология семейных отношений

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 8

[3]

Постановка проблемы семейных отношений в современной психологии 8

Проблематика психологических исследований семьи и семейных отношений 17

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ 20

Экскурс в психологию семьи и семейных отношений от древности до наших дней 20

Проблематика значимых отношений в системе психологического знания 26

ЭВОЛЮЦИЯ БРАКА И СЕМЬИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

Представления о семье и изменениях, происходящих в ней и в общественном сознании 32

Понятия «семья» и «брак 45

Формы организации брачно-семейных отношений в историческом контексте 48

Семья и брак в истории общества: качественная и количественная эволюция семейных отношений 53

Нетрадиционные (особые) семьи 68

Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений 70

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ 98

Различные категории современной семьи 98

Современная модель семьи, ее особенности 104

Психологически благополучная и неблагополучная современная семья 115

Психологическое здоровье современной семьи 123

ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 128

Реализация индивидуальных потребностей в браке 128

Многообразие семейных функций 129

Традиционные и современные функции семьи 131

Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура. 136

Анализ деформаций семейного функционирования 141

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ 144

Динамика семейных отношений 144

Периодизация семейной жизни 145

Период ухаживания 151

Молодая семья, ее задачи и особенности 162

Пожилой человек и семья 166

ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 179

Механизмы возникновения симпатии 180

Феномен любви и ее типы 182

Русский Эрос (концептуальный обзор) 190

Источники и стили любви 193

Условия сохранения эмоциональных отношений 202

Причины отрицательного отношения к себе и к семейной жизни 205

СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 208

Профили брака, типы супружеских отношений и их детерминанты 208

Адаптация супругов в семье 216

Семейные ссоры 223

Специфика супружеского конфликта 233

Феномен «прощения» в психологии супружеских отношений 239

Честь, прощение и примирение 242

Искусство прощать и искусство принимать прощение 250

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 259

До рождения ребенка: психологическая

характеристика пренатального периода 259

Факторы и условия психического риска для будущего ребенка 274

Материнство как психологический феномен 282

Семья как персональная микросреда развития ребенка 308

Проблемы детско-родительских отношений и благополучия ребенка в семье 322

Ребенок и семья 332

Соперничество детей в семье 378

ПСИХОЛОГИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ 392

Сексуальная символика русского фольклора 392

Проблема отношения полов 399

Тендерные исследования 413

Стадии психосексуального развития ребенка 431

Сексуальные расстройства 442

ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 460

ПРОЦЕССЫ РАСПАДА И ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 472

Концепции и формы распада семейных отношений 472

Факторы, разрушающие брачно-семейные отношения 474

Стадии развода 479

Контрольные тесты для проверки знаний студентов 486

Предисловие

Функционирование человека как живого существа предпо­лагает реализацию различных потребностей. Какие-то из них могут быть удовлетворены самостоятельно взрослым человеком, ка­кие-то — только совместно с кем-либо. Если с момента суще­ствования брака (объединения мужчины и женщины) значимы­ми были хозяйственная, экономическая, детородная, воспита­тельная функции, то к настоящему моменту повсеместно усили­ваются психотерапевтическая функция, функция эмоциональ­ной поддержки. Брак в его современном виде оценивается с по­зиций достижения экзистенционального смысла и выступает как психологическое отношение между супругами. При заключении брака востребованными становятся чувства. Именно любовь ве­дет к созданию семьи. Даже пресловутый «брак по расчету» пред­полагает или допускает возникновение любви («стерпится — слюбится»).

Каждый человек уникален и неповторим, оборотной сто­роной этой уникальности является фатальное одиночество. («Все мы одиноки, и нет нам прощения.») Человек приходит в этот мир один, в одиночестве же и покидает его. Кроме того, земная жизнь длится весьма недолго. Осознание уникальности своего бытия и неповторимости личностных качеств и проявлений тол­кает человека к преодолению одиночества. Нужно, чтобы кто-то понял, принял нас, необходимо быть кому-то нужным. Человек жаждет любить и быть любимым. Найти это он предполагает в браке, семье.

Творческое наследие отечественных и зарубежных психо­логов в области семьи велико и разнообразно. Однако проблемы психологии семейных отношений рассматриваются лишь попут­но. Целостное, систематическое изложение психологии семей­ных отношений не достаточно представлено. Подспудно даже существовало пренебрежение к данной отрасли науки — как не самостоятельной и не перспективной. Это объяснялось тем, что экспериментальные методы в изучении семьи трудно применимы, личный опыт не убедителен, опросные методы не досто­верны. Психологическая мысль ориентировалась на фундамен­тальную науку, изучающую личность, деятельность, закономер­ности психического развития.

[2]

В нашей стране проблемы семьи привлекают внимание спе­циалистов в первую очередь в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний, в связи с проблемами се­мейного воспитания. Последние годы в практической психоло­гии развивается семейное консультирование по проблемам суп­ружеской жизни и коррекции детско-родительских отношений.

Содержание данной книги направлено на формирование адекватного представления о предмете и задачах психологии се­мейных отношений на современном этапе, ее основных направ­лениях, возможностях практического использования.

Автор осознает, что обсуждение психологии семейных от­ношений из-за их значимости всегда задевает за живое. Однако в данном случае автор не собирался решать личные проблемы сту­дентов и отнюдь не выступает в роли психолога-консультанта. Возможно, что знакомство с материалом данной книги позво­лит найти ответы на волнующие молодых людей вопросы, и это будет способствовать развязке каких-то проблемных жизненных ситуаций. Я буду только рада этому.

Задача же излагаемого курса — дать систематизированное обзорное представление об эволюции семейных отношений, показать характерные черты и особенности жизненного цикла семьи, выявить главные проблемы психологии семейных отно­шений.

Читайте так же:  Поднятие самооценки у женщин в психологии

Изложение материала сосредоточено на исследовании роли семьи в формировании личности, общих вопросах теории семьи и семейных отношений, семейных интеракциях, супружеских проблемах, воспитании детей, социальном и институциональ­ном контекстах семьи, функционировании семейной системы, организации и динамике семейных отношений, психологичес­ком климате семьи, вопросах психокоррекционной работы с семьей.

В книге компактно представлены основные достижения отечественной и мировой психологической науки и практики. Выбор конкретных фактов, теорий, результатов, закономернос­тей и форма их изложения подчинены центральной идее — вооружить студентов знанием базовых психологических представ­лений в области семейных отношений, что является необходи­мым условием профессионального становления, познания дру­гих людей и себя, формирования экзистенционального и функ­ционального образа Я специалиста-психолога.

Изучение данной книги безусловно должно быть дополне­но самостоятельной работой студентов по ознакомлению с основополагающими научными трудами.

Эта книга не является полностью оригинальным авторс­ким текстом и не содержит результатов собственных исследований, она была подготовлена на основе курса лекций по психо­логии семейных отношений, читавшихся автором в течение ряда лет в вузах г. Москвы.

Я выражаю искреннюю признательность студентам и вы­пускникам Московского открытого социального и Московского педагогического государственного университетов, без участия которых издание этой книги было не только невозможно, а про­сто немыслимо, а также всем моим слушателям в разных горо­дах страны, внимание которых было важным стимулом в работе над книгой.

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Психология семьи
Лекции и практикум по психологии — Психология семейных отношений

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ
( лекция)

Семья ячейка, малая социальная группа общества, форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
По данным переписи населения 88,4 процента всего населения живут в семьях.
Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура, динамика.

1. ФУНКЦИИ:
Функции семьи сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов.

Современная семья в большей степени чем советская выполняет
функцию приумножения и передачи собственности по наследству.
На разных этапах жизнедеятельности семьи актуализированы те или иные функции. В случае нарушения функций нарушается жизнедеятельность и семья переход в категорию конфликтных.

2. СТРУКТУРА СЕМЬИ

Структура семьи это число, состав и совокупность взаимоотношений между ее членами.
§ Полная неполная
§ Количество детей,
§ Сколько поколений проживает вместе
§ Имеются ли родственники 1 рода вовне (бабушки и дедушки совместно проживающие)

Анализ структуры отвечает на такие вопросы каким образом в семье реализуются те или иные функции кто осуществляет руководство, кто выполнение, как распределены между членами семьи права и обязанности.
Варианты: руководство в руках одного члена семьи, равное участие. Обязанности в руках одного члена или распределены обязанности.
Семья чаще всего ориентировано на равноправное распределение
обязанностей, а так же равное участие ее членов в решении всех семейных проблем.

Нарушение структуры семьи это такие особенности которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Так, например если на одного члена семьи ложатся все хозяйственно-бытовые обязанности это может выступить в качестве нарушении структуры взаимоотношений, поскольку препятствует выполнению удовлетворения других потребностей из-за утраты физических сил и неравномерного распределения времени.

3. ДИНАМИКА СЕМЬИ

Э. К. Васильева выделяет 5 жизненных стадий семейного цикла:
1. Зарождение семьи с момента заключения брака до появления первого ребенка.
2. Рождение и воспитание детей, эта стадия оканчивается с момента на
чала трудовой деятельности хотя бы одного ребенка.
3. Окончание выполнения семьей воспитательной функции. Включает период с момента начала трудовой деятельности хотя бы одного ребенка до момента , когда на попечении родителей не останется ни одного из детей.
4. Дети живут с родителями или хотя бы один ребенок не имеет семьи.
5. Супруги живут одни или с детьми имеющими собственные семьи.
2 и 3 стадии несколько искусственны, поскольку не вносят качественного изменения в жизнедеятельность семьи.

4. Образ жизни семьи
5. Семейная идеология или образ мысли семьи Это понятие шире
«ценностных ориентаций». Что в семье позволительно, что нет.

МОТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК

В результате исследования мотивов вступления в брак дисфункциональных семей удалось выявить следующие: бегство от родителей, мотив долженствования (из чувства долга), одиночество, следование традиции (инициатива родителей), любовь, престиж, поиск материальных благ, месть.
Мотив бегства от родителей пассивный протест против власти родителей.
Долженствование беременность партнерши или чувство вины, которое сопровождало половую близость.
Одиночество встречается у людей переехавших на новое место жительства, у возрастных, одиночество часто является следствие экзистенциональной пустоты.

СТАДИИ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ.

Зарождение семьи. До момента появления первого ребенка молодая семья решает ряд задач психологическая адаптация супругов к условиям семейной жизни в целом и психологическим особенностям друг друга. В это период завершается ( если была добрачная связь) или осуществляется взаимная сексуальная адаптация. Значительные усилия на данном этапе прилагаются для обзаведения совместным имуществом , жильем. Складываются отношения с родственниками. Этот период так же важен для осознания и демонстрации взаимной любви, так как после рождения детей времени у супругов на демонстрацию любви станет меньше. На этом этапе после первого года жизни приходится первый пик разводов. Причина: неподготовленность к супружеской жизни, бытовые условия, вмешательство родственников.

Завершающие этап жизнедеятельности семьи. Семья прекращает воспитательную функцию. Постепенное ослабление физических сил неизбежно увеличивает восстановительную функцию семьи, отдых приобретает все более важно значение. Актуализируются проблемы здоровья. Появляются новые роли бабушек и дедушек. Завершение жизненного цикла, трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга возможностей актуализируют проблемы в признании, любви и уважении, чувства своей нужности, значимости на этом этапе начинает играть особо видную роль.

НАРУШЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬИ

Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений: Курс лекций / Л.Б.Шнейдер. — М.: Апрель-Пресс, 2000. — С. 144-176.

4. Андреева, Т.В. Психология современной семьи / Т.В.Андреева, 2005 (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова).

Дополнительная:

1. Волкан, В.Смерть в семье: как скорбят родители и дети / В.Волкан,Э.Зинтл // Журнал практического психолога, №4, 2003.

2. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н.Дружинин. — СПб.: Питер, 2008.-176с. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова)

3. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования / О.Г.Прохорова.- М.:Сфера, 2005. — 224с. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова)

4. Райгородский, Д.Я. Психология семьи: учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экологии и журналистики / Д.Я.Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2002. – 752с.

Семинарское занятие №4

Тема: Формирование супружеской пары

Проблемный вопрос:

1. Каким образом модели выбора спутника жизни могут повлиять на дальнейшие взаимоотношения в брачной паре?

Вопросы для обсуждения:

1. Предбрачное знакомство. Критерии выбора брачного партнера. Теории выбора брачного партнера. Функции предбрачного периода.

2. Мотивация брака и создания семьи.

3. Любовь, влюбленность как формы привязанности и их влияние на устойчивость брака.

4. Факторы, влияющие на прочность брачного союза.

5. Ролевые представления и ролевое поведение супругов. Ролевая структура семьи. Типологии семейных ролей. Факторы, формирующие ролевые представления: социокультурные, родительская семья, индивидуальный опыт.

6. Этапы адаптации супругов – первичная и вторичная адаптация.

Практические задания:

1. Опираясь на материалы из учебного пособия «Психология семейных отношений и основы семейного консультирования» О.А.Карабановой, составьте конспект по параграфам § 8 и 9 главы 2:

· Семейное самосознание (С.88-93).

· Особенности межличностной коммуникации в семье. Нарушения общения (С.93-98).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Темы докладов:

1. Невыгодные семейные роли.

2. Основные характеристики «ловушки влюбленности».

Составить словарь терминов: брачная пара, добрачный период, предбрачный период, модели выбора спутника жизни, мотивации на брак, любовь, межличностная аттракция, психологическая совместимость, главенство в семье, ролевая структура семьи, адаптация супругов.

Основная литература:

Андреева, Т. В. Семейная психология: учеб. пособие / Т. В.Андреева. — СПб.: Речь, 2004. – С.40-59, 63-67.

2. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / [ред. Е.Г.Силяевой]. — М.: Академия, 2006. – С.26-38. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова)

3. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А.Карабанова — М.: Гардарики, 2007. – С.39-49, 60-79, 79-88. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова)

Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений: Курс лекций / Л.Б.Шнейдер. — М.: Апрель-Пресс, 2000. — С. 479-485.

4. Андреева, Т. В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В.Андреева. — СПб.: Речь, 2004. – С.144-158.

5. Андреева, Т.В. Психология современной семьи / Т.В.Андреева, 2005 (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова)

6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ (с изм. и доп. федеральных законов от 15.11.1997 № 140-ФЗ, от 27.06.1998 № 94-ФЗ, от 02.01.2000 № 32-ФЗ). – М. Юристпруденция, 2002. – С.3-9, 26-37. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова)

Дополнительная:

1. Бровкин, А.В. Семья и закон в вопросах и ответах / А.В.Бровкин, И.А.Еремичев, Э.Л.Страунинг. — М.: Щит-М, 2002. – С.3-121.

2. Ребенок в карусели развода: психология благополучного развода в семье с детьми / С.К.Нартова-Бочевер [и др.]. – М.: ТП, 1998. — С.3-222.

3. Словарь практического психолога / [сост. С.Ю.Головин]. – Минск: Харвест, 1997. – С.234-238.

4. Землянкая, М. Решение семейных конфликтов. Психологический практикум / М.Землянкая. — М.: ЭКСМО, 2003. – 288с.

5. Райгородский, Д.Я. Психология семьи: учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экологии и журналистики / Д.Я.Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2002. – 752с.

6. Видра, Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от терапии к надежде. По страницам научных трудов Гельмута Фигдора / Д.Видра. – М.: Институт Психотерапии, 2000. – 224с.

Семинарское занятие №8

Тема: Родительство в аспекте перинатальной психологии

Проблемный вопрос:

1. Какие факторы влияют на становление материнства?

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика представлений о родительстве.

2. Психологическая поддержка в период беременности. Подготовка к родам. Психологическая готовность к материнству.

3. Психологическая готовность к отцовству. Роль будущего отца.

4. Психологическая подготовка родителей к рождению ребенка.

5. Психологическое сопровождение родительства. Родительская школа как психотерапевтическая группа.

Практические задания:

1. Подобрать практический материал по психологическому сопровождению семьи и родительства. Оформить данный материал в папку-портфолио.

2. Составьте аннотации, тезисы или конспекты трех статей, предложенных ниже:

· Авдеева, Н.М. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. — № 4. — 1997 (1992).

· Брутман, В.И. Некоторые результаты, обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных / В.И.Брутман, М.Г.Панкратов, С.Н.Ениколопов // Вопросы психологии. — № 5. – 1994.

· Брутман, В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности / В.И.Брутман, М.С. Радионова // Вопросы психологии. — № 6. — 1997 — С. 38-48.

· Брутман, В.И.Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов / В.И.Брутман, Г.Г. Филиппова // Вопросы психологии — № 1. — 2002.

· Брутман В.И.Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов / В.И.Брутман, Г.Г Филиппова, И.Ю. Хамитова // Вопросы психологии.- № 3.- 2002 — С.110-118.

· Лосева, В. Страхи вокруг беременности / В.Лосева, А.Луньков // Психологическая консультация. — 1998. — №1. — С.21-34.

Составить словарь терминов:психологическая поддержка, беременность, готовность к рождению ребенка, пренатальное материнство.

Основная литература:

1. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В.Овчарова. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – С.98-180, 308-358.

2. Овчарова, Р.В. Психология родительства / Р.В.Овчарова. – М.: Академия, 2008. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова)

3. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л.Б.Шнейдер. — М.: Апрель-Пресс, 2000. — С. 259-307.

Дополнительная:

1. Рыжков, В.Д. Практическая психология женских капризов / В.Д.Рыжков. – СПб: Лань, 1998. – С.3-256.

2. Симкин, П. Гид по беременности / П. Симкин, Д. Вэлли, Э. Кепплер. – М.: Фаир-Пресс, 2003. – С.5-301.

3. Словарь практического психолога / [сост. С.Ю.Головин]. – Минск: Харвест, 1997. – С.274-275.

4. Спок, Б. Разговор с матерью / Б.Спок. – Киев: Варта, 1990. – С.3-42. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова)

5. Райгородский, Д.Я. Психология семьи: учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экологии и журналистики / Д.Я.Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2002. – 752с.

Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с

36. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.

37. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 1999.

І. Методика «Рольові очікування і домагання у шлюбі (РОД)» О. Волкової, Г. Трапезникової

За допомогою методики РОД визначають уявлення подружжя:·

про значущість у сімейному житті сексуальних стосунків, особистісної згуртованості чоловіка і дружини, батьківських обов’язків, професійних інтересів кожного з подружжя, господарсько-побутової сфери, моральної й емоційної підтримки, зовнішньої привабливості партнерів (ці показники, що відбивають основні функції сім’ї, утворюють шкалу сімейних цінностей — ШСЦ);

про бажаний розподіл ролей між чоловіком і дружиною при виконанні сімейних функцій (ці показники утворюють шкалу рольових очікувань і домагань — ШРОД).

Два набори по 36 карток з цупкого паперу (картону). На кожну картку наносять номер і текст тверджень набору. 4 картки-класифікатори з таким написом на кожній: “Цілком згодний”, “Загалом це правильно”,“Це не зовсім так”, “Це неправильно”.

Подружжю пропонується самостійно ознайомитися з набором тверджень, що відповідають їхній статі, з такою письмовою інструкцією: “Шановний(а) пане (пані)! На запропонованих Вам картках наведені різні твердження про шлюб, сім’ю, стосунки чоловіка і дружини. Вам надано чотири картки з варіантами відповідей: “Цілком згодний”, “Загалом це правильно”, “Це не зовсім так”, “Це неправильно”. Уважно читаючи кожне твердження, розподіліть усі картки відповідно до цих чотирьох варіантів відповідей. Якщо Ви цілком поділяєте твердження, покладіть картку з цим твердженням під картку “Цілком згодний”; якщо вважаєте, що твердження правильне, але з невеликими застереженнями і доповненнями — під картку “Загалом це правильно”; якщо твердження здається Вам загалом неприйнятним,але з чимось Ви згодні — під картку “Це не зовсім так”; якщо категорично не згодні з твердженням — під картку “Це неправильно”. Розподіляючи картки з твердженнями на чотири групи, намагайтеся висловлювати особисту думку, а не ту, яка побутує серед близьких і друзів. Дякуємо за участь у психологічному обстеженні”. Після виконання подружжям завдання консультант реєструє відповіді чоловіка і дружини у протоколі консультаційного дослідження (див. форму 1).

Консультаційне дослідження сімейних цінностей

Прізвище, ім’я, по батькові _______________________________

Сімейний стаж _____________________

Кількість дітей ____________________

Дата проведення заняття____________

Шкала сімейних цінностей Номер картки Оцінка балів Номер картки Оцінка балів Загальний показник балів
1 2 3 4 5 6
1. Інтимно-сексуальна 1
2
3
∑=
2. Особистісна ідентифікація зі шлюбним партнером 4
5
6
∑=
3. Господарсько-побутова 7 22
8 23
9 24
∑= ∑=
4. Батьківсько-виховна 10 25
11 26
12 27
∑= ∑=
5. Соціальна активність 13 28
14 29
15 30
∑= ∑=
6. Емоційно-психотерапевтична 16 31
17 32
18 33
∑= ∑=
7. Зовнішня привабливість 19 34
20 35
21 36
∑= ∑=

Варіант відповіді “Цілком згодний” оцінюється у 3 бали,

[1]

“Загалом це правильно” — 2 бали, “Це не зовсім так” — 1 бал, “Це неправильно” — 0 балів. У протоколі консультант підсумовує бали за кожним показником ШСЦ. За двома першими показниками одержані результати будуть підсумковими. Їх переносять в останню графу протоколу. Підсумкові бали інших показників обчислюють як напівсуму балів за підшкалами “Рольові очікування” і “Рольові домагання”.

Інтерпретація шкали сімейних цінностей.

1. Значущість сексуальних стосунків у шлюбі. Високі оцінки (7–9 балів) означають, що чоловік (дружина) вважає сексуальну гармонію важливою умовою подружнього щастя; ставлення до дружини (чоловіка) істотно залежить від оцінки її (його) як сексуального партнера. Низькі оцінки (менш як 3 бали) інтерпретуються як недооцінка сексуальних стосунків у шлюбі.

2. Установка чоловіка (дружини) на особистісну ідентифікацію зі шлюбним партнером: очікування спільності інтересів, потреб, ціннісних орієнтацій, способів проведення дозвілля. Низькі оцінки (менш як 3 бали) припускають установку на особисту автономію.

Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений

Смотрите также

Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для ву­ зов

Шнейдер Л.Б. Семейная психология

Учебное пособие для ву­ зов. 2-е изд. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006, — 768 с.

Книга представляет собой психологический анализ семейных отношений как комплексной проблемы, при­ надлежащей социально-психологической и субъектив­но-психологической реальности. В ней раскрываются эволюция и сущ.

Курсовая работа — Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка

Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования

М.: Издательский центр «Академия», 2002.

В учебном пособии рассматриваются динамика семейных отношений в современном обществе, закономерности супружеских взаимоотношений, причины их дестабилизации, анализируются типы семейных конфликтов, социально-психологические факторы, приводящие к разводу. Особое место отводится ме.

Психология семейных отношений

Дипломная работа — Особенности семейных отношений в повторном браке

Теоретические основания изучения семейных отношений в повторном браке
Эмпирическое изучение особенностей семейных отношений в повторном браке

Цель исследования – анализ особенностей семейных отношений в повторном браке.

Гипотеза исследования – супруги, состоящие в повторном браке, будут иметь различную степ.

Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования

Презентация — Семейные роли. Внутрисемейная ролевая структура

Презентация. г. Минск, содержит 18 слайдов.

Будет интересна для студентов по специальности «Социальная работа,»Психология семейных отношений».rn

Артамонова Е.И., Екжанова Е.В. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования

Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. М.: Издательский центр Академия, 2002 г. — 192 с.

В учебном пособии рассматриваются динамика семейных отношений в современном обществе, закономерности супружеских взаимоотношений, причины их д.

Мир психологии

психология для всех и каждого

Психология семейных отношений

Семья — это малая социальная группа, члены которой объединены узами кровного родства и супружеских отношений, имеющих социальную и культурную обусловленность.

Семья — это малая группа людей, объединенных общими потребностями и общностью удовлетворения этих потребностей

Функции семьи:

— экономические — поддержание уровня материального положения, функция удовлетворения материальных потребностей на определенном уровне

— демографические — функция продолжения рода, воспроизводства населения.

Психологические функции семьи

  • коммуникативная — функция удовлетворения потребности в общении
  • функция первичного социального контроля
  • рекреативная — функция восстановления сил
  • сексуально-эротическая
  • воспитательная — передача опыта, знания, умений, навыков. Центральным моментов в рамках воспитательной функции является функция формирования личности или личностного роста.

Личность формируется всю жизнь — это сейчас общепринятая точка зрения.

Главное — насколько семья способствует формированию и развитию личности.

Дисфункциональная семья — не выполняет свои важнейшие психологические функции (прежде всего функцию личностного роста).

С 70 годов появились первые семейные консультации.

Представление о семье, как системе.

Общая теория систем впервые сформирована в рамках экологии. Биогеоценоз — яркий пример живой системы.

Семья — как некая живая система обладает несколькими базовыми свойствами:

  1. для пропитания — функция семьи необходима, и ее границы должны быть четко оформленными, но в то же время проницаемыми
  2. причинность в семье имеет не линейный, а спиралевидный или циклический характер.

М.Боуэн — один из основоположников семейных систем. «Все люди по жизни являются фрагментами тех семейных систем, в которых они когда-то были включены».

Структура семьи.

1. Границы — внешние и внутренние должны быть проницаемыми и в то же время четко оформленными. Если нарушены границы между родительской и детской подсистемой:

  • размыты — родители меняются местами — в психологическом плане у детей начинаются неврозы, психосоматические заболевания и депрессии (ребенку не под силу справляться с такой формой)
  • излишне жесткие границы — родители не могут, не хотят оказать ребенку помощь. И как следствие — ранняя алкоголизация, наркомания, уход из дома, примыкание к группировкам.

Границы обусловлены семейными правилами, которые должны быть достаточно подвижными и гуманными.

2. Семейные подсистемы:

  • горизонтальные — объединение членов семьи с равным семейным статусом — подсистема детей, родителей, прародителей
  • вертикальные — объединение членов семьи с различным семейным статусом — мать и ребенок, прародители и внук
  • семейные треугольники — это любая подсистема внутри семейных отношений, образованных тремя членами семьи.

В простейшей нуклеарной семье — один семейный треугольник это мама, папа и ребенок.

В расширенной семье — их может быть гораздо больше.

Психология / Семейная психология / Шнейдер

Психология семейных отношений. Курс лекций

Шнейдер Л. Б.
Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512с. (Серия «Кафедра психологии»).

Данное учебное пособие составлено на основе курса лекций по психологии семейных отношений, читавшихся автором в течение ряда лет в вузах Москвы и других юродов России.
Опираясь на богатый теоретический материал, в том числе на самые свежие данные, автор освещает весь спектр проблем семейных отношений: от истории семейной психологии до подготовки молодого поколения к семейной жизни. Широкий комплекс анализируемых проблем и глубокий уровень их проработки позволит студентам сформировать адекватное и исчерпывающее представление о современном состоянии данной отрасли психологического знания, как в теоретическом, так и практическом плане.
Книга адресована студентам-психологам, может быть полезна практическим психологам, преподавателям вузов, а также всем интересующимся проблемами семьи и семейных отношений.

В исследованиях А.А. Кроник и Е.А. Кроник изучалось влияние значимых других на черты характера. Связь между влиятельностью другого человека и его местом в иерархии значимых фактически линейная. Приведенные данные подтвердили, что большее влияние оказывает другой человек на особенности характера, заостряя одни черты и смягчая другие, чем более один человек зависит от другого, тем значимее роль другого в жизни.
Я и Другой Вы, если он влияет на меня сильнее, чем я на него;
Ты, если я влияю на него сильнее, чем он на меня.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Охарактеризуйте методы эмпирического исследования семьи в отечественной и зарубежной психологии.
2. Оцените сильные и слабые стороны научного подхода к изучению брачно-семейных отношений.
3. Охарактеризуйте основные концептуальные подходы к изучению семьи и семейных отношений.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Аккерман Д. Любовь в истории. Ларю Дж. Секс в Библии. М., 1995.
АНТОНОВА. И., Медков В. М. Социология семьи. М., 1996.
Гуггенбюль-Крейг А. Брак умер – да здравствует брак! СПб., 1997.
Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М.,1991.
Кроник А. А., Кроник Е. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. М., 1989.
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.
Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.
Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М. – В., 1999.
Саймон Р. Один к одному: Беседы с создателями семейной терапии. М., 1996.
Семья: Книга для чтения. Кн.1. М., 1991. Фуко М. История сексуальности, т. III: Забота о себе. Москва, 1998.
Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. М., 1997.

В большинстве же рисунков идеальная семья – это «все вместе», включая иногда бабушек и дедушек (рис. 2).

Рис. 2
Интересно, что на этом рисунке дистанция между супругами, а также супругами и детьми приблизительно одинакова.
Во второй группе рисунков «идеальной» семьи взаимодействие и расстояние между фигурами заметно различается, однако в этих случаях объединяются не супруги, а родитель – ребенок, как это сделано на рис. 3.

Существенным отличием конфликтной семьи от идеальной становится увеличение дистанции между супругами. Типичным примером можно считать рисунки 7-8, выполненные также одним автором.

Рис. 9
Приведенный рисунок интересен также тем, что здесь семья как условное целое более четко разделяется на две части – детскую и родительскую. Эта тенденция нашла отражение примерно в 30% рисунков и хорошо представлена пространственно на рис. 10.

На помещенных здесь рисунках может быть отмечен как интересный еще и такой момент. Школьники изображают, как правило, большую семью, лишь в шести случаях из сорока на рисунке присутствует один ребенок. В то же время лишь в двух случаях нашел отражение сложный характер традиционной русской семьи, которая включала не только детей и родителей, но и старшее поколение, других родственников.
Любопытна в связи с этим идея автора рисунка 11, где старшее поколение служит как бы фоном и не ясно – живые люди или портреты?
Приведенный рисунок соответствует схеме, которая, как уже отмечалось, полагается традиционной для русской семьи: «Муж – Дети – Жена». Однако такая схема прослеживается лишь в 15% изображений, т. е. реже, чем в представлениях об идеальной семье.
Можно предполагать, что представления подростков об истории семьи, традиционной русской семье достаточно схематичны и опираются в основном на два содержательных признака – многодетность и высокий удельный вес бытовых функций (жена на рисунках часто готовит, дети за столом, у мужа в руках какое-либо орудие труда).

Рис. 12
В десятой части рисунков мать приближена к детям (см. рис. 13). Во всех остальных случаях (около 70% рисунков) дистанция между членами семьи достаточно велика (рис. 14). Кроме того, иерархия в этих семьях остается в подавляющем большинстве случаев не совсем ясной.

Курс лекций «Психология семьи. От зависимых отношений и дисфункции к здоровью».

Открыт набор на курс «Психология семьи. От зависимых отношений и дисфункции к здоровью».

Курс в первую очередь необходим людям, столкнувшимся с проблемами зависимости и созависимости в своей семье. Полученные знания будут полезны тем, кто понимает серьезность этих проблем и хочет помочь в их решении себе, своим близким и друзьям. Так же курс важен для всех, кто стремится построить здоровые семейные отношения, основанные на подлинной любви, открытости и взаимопонимании.

Может показаться странным, но подавляющее большинство живущих и живших на земле людей являются, в определенном смысле, наркоманами, потому что используют, как наркотик, различные средства, меняющие эмоциональное состояние, способствующие облегчению душевной боли, отвлечению и уходу от внутренних проблем. Таким средством может стать алкоголь, какой-то другой химический наркотик, но может стать и азарт, и секс, и власть, и деньги; в наркотик могут превратиться отношения с другим человеком, и работа, и даже превратно понятая религия.

Но почему люди так упорно ищут наркотик? Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо выяснить, что такое созависимость, которая свойственна подавляющему большинству людей и распространена так широко, что люди даже стали считать ее нормой человеческого существования, а вовсе не патологией.

Симптомы созависимости наиболее ярко и полно проявляются у человека в его отношениях, прежде всего, с ближайшими родственниками. Поэтому в нашем курсе мы уделяем первостепенное внимание проблемам дисфункциональной семьи, которая является и причиной, и следствием зависимого и созависимого поведения. Мы рассматриваем все нарастающее явление одиночества и неспособности создавать близкие отношения. Мы говорим о путях выздоровления человека в семье и других человеческих сообществах и группах.

Вирджиния Сатир, известный американский психолог:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

«. Семья — это микрокосмос всего мира. Семейные отношения напоминают организацию совместной деятельности двух предприятий, объединивших свои усилия для производства единого продукта. Хорошо налаженные семейные отношения — это вопрос выживания, вопрос первостепенной жизненной важности. Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами. Если мы приложим все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее гуманистическое воспитание, мы обеспечим себе более безопасный и человечный мир вокруг. Семья может стать местом формирования истинных людей».

Источники


  1. Жикаренцев, Владимир Движение Любви. Мужчина и Женщина / Владимир Жикаренцев. — М.: Эксмо, Валери СПД, 2016. — 192 c.

  2. Организация и методика налогового консультирования: Учебно-методическое пособие / ред. Т.А. Демишева. — М.: Учебный центр МФЦ, 2011. — 160 c.

  3. Холмогорова, А. Б. Клиническая психология. В 4 томах. Том 1. Общая патопсихология / А.Б. Холмогорова. — М.: Академия, 2010. — 464 c.
  4. Чуковский, Корней От двух до пяти / Корней Чуковский. — М.: Детская литература. Москва, 2008. — 981 c.
Психология семейных отношений курс лекций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here