Психология семейных отношений учебное пособие

Самое интересное и полезное на тему: "Психология семейных отношений учебное пособие" простым и понятным языком. Мы собрали полную информацию по теме и постарались раскрыть тему во всех деталях. Если появились вопросы - задавайте их в комментариях.

Содержание

О.А.Карабанова «Психология семейных отношений и основы семейного консультирования»
книга на тему

Вложение Размер
psihologiya_semeynyh_otnoshen_i_osnovy_sem_konsult_karabanova_o.a_uch_pos_2005_-320s.pdf 1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

[1]

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на 3-х Всероссийских аксиологических чтениях «Духовно-нравственное воспитание школьников и молодежи».

Работа на областной конкурс «Родная семья». Изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта в практику патриотического воспитания детей и подросков, через семейные ценности и традиции.

Заседание семейного клуба по теме:»Семейные увлечения и хобби» содержит сценарий и презентацию по данной теме. Материал будет интересен классным руководителям начальной школы.

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. (Сухомлинский В.А.).

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. — .

Семейные отношения. Как они влияют на ребёнка.

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования — Силяева Е.Г.

Название: Психология семейных отношений с основами семейного консультирования.

Автор: Силяева Е.Г.

В учебном пособии рассматриваются динамика семейных отношений в современном обществе, закономерности супружеских взаимоотношений, причины их дестабилизации, анализируются типы семейных конфликтов, социально-психологические факторы, приводящие к разводу. Особое место отводится методам социально-психологической помощи семье при дестабилизации семейных отношений.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся на факультетах педагогики, психологии и социальной работы. Может быть полезно также аспирантам, преподавателям педагогических колледжей и ВУЗов.

Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук — психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания.
В наше время включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье.
В учебном пособии дается систематизированное представление о психологии семенных отношений как разделе науки, имеющем свои теоретико-методологические позиции, закономерности, понятийный аппарат, характеризуются типичные проблемы супружеских и родительско-детских взаимоотношений.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Психология семейных отношений как раздел психологии 4
Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака 4
Социально-психологическая модель семейных отношений 13
Глава II. Супружеские отношения 26
Формирование супружеской пары 26
Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака 39
Супружеские конфликты 50
Развод как социально-психологический феномен 57
Глава III. Взаимоотношения поколений в семье 65
Основные психолого-педагогические модели родительско-детских отношений 65
Родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие 85
Семья и ребенок: возрастная динамика отношений 94
Прародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений 108
Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями 120
Глава IV. Основы семейного психологического консультирования 129
Методы социально-психологической диагностики проблем семьи 129
Основы семейного консультирования 136
Добрачное и предбрачное психологическое консультирование 159
Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми 166
Консультирование в ситуации развода 185

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психология семейных отношений с основами семейного консультирования — Силяева Е.Г. — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 — pdf
Скачать файл № 2 — doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г.

3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2005 — 192 с.

В учебном пособии рассматриваются динамика семейных отношений в современном обществе, закономерности супружеских взаимоотношений, причины их дестабилизации, анализируются типы семейных конфликтов, социально-психологические факторы, приводящие к разводу. Особое место отводится методам социально-психологической помощи семье при дестабилизации семейных отношений.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся на факультетах педагогики, психологии и социальной работы. Может быть полезно также аспирантам, преподавателям педагогических колледжей и вузов.

Формат: pdf / zip (2005, 192с.)

Скачать / Download файл

Формат: doc / zip (2002, 192с.)

Скачать / Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Психология семейных отношений как раздел психологии 4
Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака 4
Социально-психологическая модель семейных отношений 13
Глава II . Супружеские отношения 26
Формирование супружеской пары 26
Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака 39
Супружеские конфликты 50
Развод как социально-психологический феномен 57
Глава III. Взаимоотношения поколений в семье 65
Основные психолого-педагогические модели родительско-детских отношений 65
Родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие. 85
Семья и ребенок: возрастная динамика отношений 94
Прародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений 108
Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями 120
Глава IV. Основы семейного психологического консультирования 129
Методы социально-психологической диагностики проблем семьи 129
Основы семейного консультирования 136
Добрачное и предбрачное психологическое консультирование. 159
Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми 166
Консультирование в ситуации развода 185

Читайте так же:  Свободный мужчина и свободная женщина психология

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Шнейдер Л.Б.. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.—М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга.— 768 с.— («Gaudeamus»). 2006

Книга представляет собой психологический анализ семейных отношений как комплексной проблемы, принадлежащей социально-психологической и субъективно-психологической реальности. В ней раскрываются эволюция и сущность брачно-семейных отношений, особенности их возникновения, становления, стабилизации и распада, описывается характеристика брака и семьи в историческом, социально-психологическом и индивидуально-психологическом контекстах, рассматривается эмоциональная и функциональная специфика отношений членов семьи друг с другом.

Книга адресована студентам-психологам. Содержание учебного пособия направлено на формирование у студентов, специализирующихся в области семейной психологии, полноценного представления о современном состоянии проблем семьи и брака в отечественной и зарубежной психологической науке и практике.

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования

ред. Е. Г. Силяева

М.: Издательский центр «Академия»,

В учебном пособии рассматриваются динамика семейных отношений в современном обществе, закономерности супружеских взаимоотношений, причины их дестабилизации, анализируются типы семейных конфликтов, социально-психологические факторы, приводящие к разводу. Особое место отводится методам социально-психологической помощи семье при дестабилизации семейных отношений.

Может быть полезно также аспирантам, преподавателям педагогических колледжей и вузов.

глава I психология семейных отношений как раздел психологии 3

развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака 3

социально-психологическая модель семейных отношений 11

глава II супружеские отношения 23

формирование супружеской пары 23

факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака 34

супружеские конфликты 43

развод как социально-психологический феномен 49

глава III взаимоотношения поколений в семье 56

основные психолого-педагогические модели родительско-детских отношений 56

родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие 73

семья и ребенок: возрастная динамика отношений 79

прародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений 91

семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями 101

глава IV основы семейного психологического консультирования 108

методы социально-психологической диагностики проблем семьи 108

основы семейного консультирования 115

добрачное и предбрачное психологическое консультирование 134

консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми 140

консультирование в ситуации развода 156

Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук – психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания.

В наше время включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье.

В учебном пособии дается систематизированное представление о психологии семейных отношений как разделе науки, имеющем свои теоретико-методологические позиции, закономерности, понятийный аппарат, характеризуются типичные проблемы супружеских и родительско-детских взаимоотношений.

В книге реализован целостный подход к исследованию современной семьи, обобщен большой массив информации о ее жизнедеятельности. Рассматриваются тенденции развития семьи, связанные с поляризацией общества, девиантные и нетрадиционные формы семейной организации, отраженные в международной классификации новых типов семей, и другие вопросы.

Изменения в сфере супружества влекут за собой трансформацию взаимоотношений старшего и младшего поколений в семье. В учебном пособии представлены психолого-педагогические методы, а также схемы анализа отношений между родителями и детьми.

Изучение различных аспектов супружеской жизни обеспечивает всестороннее видение семейной ситуации и позволяет обосновать программу психологической помощи семье.

Психология семейных отношений и основы семейного консультирования — Карабанова О.А.

Название: Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.

Автор: Карабанова О.А.

В учебном пособии рассматриваются проблемы генезиса, развития и функционирования семьи как целостной системы в единстве ее структурно-функциональных компонентов. Даны основные характеристики супружеских отношений (эмоциональные связи, ролевая структура семьи, особенности общения, сплоченность), гармоничных и дисгармоничных семей. Особое внимание уделено детско-родительским отношениям и проблемам воспитания детей в семье, эмоциональным отношениям родителей и детей, включая специфику материнской и отцовской любви, привязанности ребенка, параметры семейного воспитания.
Адресовано студентам психологических и педагогических ВУЗов, специалистам, работающим с семьями, практическим психологам, педагогам, социальным работникам, а также родителям.

Психология семьи — относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Она базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейного консультирования, практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей и подростков. Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой. Именно социальный запрос на оптимизацию жизнедеятельности семьи, повышение эффективности супружества и детскородительских отношений, решение проблем воспитания детей в семье ускорил развитие и процесс институционализации данной научной дисциплины.

Читайте так же:  Психология среднего возраста женщины

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психология семейных отношений и основы семейного консультирования — Карабанова О.А. — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Карабанова О.А.

М.: Гардарики, 2005 — 320 с.

В учебном пособии рассматриваются проблемы генезиса, развития и функционирования семьи как целостной системы в единстве ее структурно-функциональных компонентов. Даны основные характеристики супружеских отношений (эмоциональные связи, ролевая структура семьи, особенности общения, сплоченность), гармоничных и дисгармоничных семей. Особое внимание уделено детско-родительским отношениям и проблемам воспитания детей в семье, эмоциональным отношениям родителей и детей, включая специфику материнской и отцовской любви, привязанности ребенка, параметры семейного воспитания.

Адресовано студентам психологических и педагогических вузов, специалистам, работающим с семьями, практическим психологам, педагогам, социальным работникам, а также родителям.

Формат: pdf / zip

Скачать / Download файл

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Е. Г. Силяева «ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ »
учебно-методическое пособие на тему

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.

В учебном пособии рассматриваются динамика семейных отношений в современном обществе, закономерности супружеских взаимоотношений, причины их дестабилизации, анализируются типы семейных конфликтов, социально-психологические факторы, приводящие к разводу. Особое место отводится методам социально-психологической помощи семье при дестабилизации семейных отношений.

Может быть полезно также аспирантам, преподавателям педагогических колледжей и вузов.

Вложение Размер
silyaeva_e._g._-_psihologiya_semeynyh_otnosheniy.doc 1023.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы в семье у детей с нарушением слуха влияют на развитие личности.В статье приведена диагностика детей с нарушением слуха.

Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.

Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.

Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.

Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.

В учебном пособии рассматриваются проблемы генезиса, развития и функ-ционирования семьи как целостной системы в единстве ее структурно-функцио-нальных компонентов. Даны основные характеристики супруже.

Из опыта работы. Проект получился интересным как младшим, так и старшим детям.

Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования

В учебном пособии рассматриваются динамика семейных отношений в современном обществе, закономерности супружеских взаимоотношений, причины их дестабилизации,
анализируются типы семейных конфликтов, социально-психологические факторы, приводящие к разводу. Особое место отводится методам социально-психологической
помощи семье при дестабилизации семейных отношений.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Может быть полезно также аспирантам, преподавателям педагогических колледжей и вузов.

Содержание.
психология семейных отношений как раздел психологии.
развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака.
социально-психологическая модель семейных отношений.
супружеские отношения.
формирование супружеской пары.
факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака.
супружеские конфликты.
развод как социально-психологический феномен.
взаимоотношения поколений в семье.
основные психолого-педагогические модели родительско-детских отношений.
родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие.
семья и ребенок: возрастная динамика отношений.
прародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений.
семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями.
основы семейного психологического консультирования.
методы социально-психологической диагностики проблем семьи.
основы семейного консультирования.
добрачное и предбрачное психологическое консультирование.
консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми.
консультирование в ситуации развода.rn

Смотрите также

Артамонова Е.И., Екжанова Е.В. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования

Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. М.: Издательский центр Академия, 2002 г. — 192 с.

В учебном пособии рассматриваются динамика семейных отношений в современном обществе, закономерности супружеских взаимоотношений, причины их д.

[3]

Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования

М.: Издательский центр «Академия», 2002.

В учебном пособии рассматриваются динамика семейных отношений в современном обществе, закономерности супружеских взаимоотношений, причины их дестабилизации, анализируются типы семейных конфликтов, социально-психологические факторы, приводящие к разводу. Особое место отводится ме.

Ответы. Вопросы к экзамену по дисциплине Психология семьи и семейного воспитания

Восточно-Сибирская Государственная Академия. г. Иркутск 2011г. Дисциплина «Психология семьи и семейного воспитания». Полные ответы на вопросы:

Читайте так же:  Психология мужчины изменившего жене

Системный подход в описании семьи. Предмет и задачи психологии семьи. Связь с другими науками.
Основные психолого-педагогические модели родительско-детских отношений. Гуманис.

Книги по семейной психологии

Виноградов А.В. Основы семейного консультирования. Часть 2

Учебное пособие. Томск: ИЗИДО, 2002. — 108 с.
Данное учебное пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта теоретической подготовки педагогов-психологов по специальности 031000 Педагогика и психология.

Введение в предмет семейного консультирования.
Семейный диагноз.
Коррекция .

Реферат — Основы психологии семьи и семейного консультирования Подход Берта Хеллингера при формировании устойчивости семейной системы в период ненормативных кризисов

Билеты по психологии семьи (ответы)

Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования

Учебное пособие. — М.: Гардарики,
2005. — 320 с.

В учебном пособии рассматриваются проблемы генезиса, развития и функционирования семьи как целостной системы в единстве ее структурно-функциональных компонентов. Даны основные характеристики супружеских отношений (эмоциональные связи, ролевая структура семьи, особенно.

[2]

Н. А. Коваль, Е. А. Калинина. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОЙ ДЕЗАДАПТИВНОСТИ. 2007

В книге представлен психологический анализ развития семейнобрачных отношений на современном этапе развития общества. Изложены темы, касающиеся различных сфер семейной психологии, — эволюция семьи, выбор партнера и вступление в брак, динамика и специфика отношений членов семьи друг с другом, психологическая сущность семейной дезадаптивности, а также особенности взаимодействия в семье после развода. Рассматриваются социальнопсихологические методы изучения семьи и особенности их применения в практике психологического консультирования. Адресована студентам-психологам, социальным работникам, практическим психологам, преподавателям вузов, всем тем, кто интересуется психологией семьи и семейной психотерапией.

Становление семейной психологии как научной дисциплины

Предысторию семейной психологии можно обнаружить в древних текстах, толкующих о семье в мифологическом и назидательном плане. Апологию чувственной любви и брачно-семейных отношений продолжают раздумья философов.

На смену философским приходят этнографические и исторические исследования о происхождении и развитии семьи, которые развиваются далее в цикл психологических исследований, обращенных к настоящему и будущему семьи. В современной науке накоплен большой массив материалов, которые описывают патологические явления в семье и способы их преодо- 13

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ления. Однако, разработанного и достаточно завершенного гносеологического поля не сложилось потому, что по мере развития научного познания с основополагающим принципом объективности неформальные отношения, субъективизм, эмоциональная близость, любовь, симпатия всемерно изгонялись из этого процесса, а «супружеские узы» и в целом семья и брак становились психологическим феноменом, ускользающим от четкого означивания.

Вместе с тем к настоящему времени можно выделить следующие общенаучные направления в изучении семейной проблематики: эволюционное, функциональное, этологическое, эмпирическое и научное.

Наибольший вклад в историческую реконструкцию семейных отношений сделан швейцарским историком И.Я. Баховеном, выпустившим в свет в 1861 г. книгу «Материнское право. Исследования гинекократии старого времени и ее религиозной и правовой природы», а также шотландским юристом Дж. Ф. Макленнаном, опубликовавшим в 1865 г. исследование «Первобытный брак». Оба автора подчеркивают идею изменчивости форм брака.

Уже в античные времена имелись представления как о «патриархальности» семейного уклада, так и о наличии беспорядочной половой связи, получившей название «промискуитет». Отцом «патриархальной теории» называют Платона, который последовательно развивал идеи патриархальности, как отвечающие природе человека и позволяющие формировать исходную ячейку государства. В Средние века и в эпоху Просвещения патриархальная теория царствовала безраздельно. Идея же группового брака отмечалась в «Истории» Геродота, который указывал на общность жен у целого ряда народов.

И.Я. Баховен разработал концепцию гетеризма, через который прошли все народы в направлении моногамного брака и семьи, основанной на материнском праве и высоком положении женщин в обществе («гинекократия»). Идея матриархата и исторического развития семьи нашли поддержку у Дж. Леббока, И. Ко

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

лера, М.М. Ковалевского, Л. Штернберга, Л.Г. Моргана, Ф. Энгельса.

Исследователи пришли к мысли, что первой формой рода оказывается материнский род, основанный на коллективном хозяйстве и экзогамно-эн-догамных брачных отношениях при наблюдавшихся парных союзах.

В качестве основной причины изменчивости семейных отношений, связанной с переходом от материнского рода к отцовскому и возникновением моногамной семьи, вслед за Л.Г. Морганом и Ф. Энгельсом считают разложение коллективной собственности, обретение хозяйственной самостоятельности и появление частной собственности и наследования.

Эволюционистский подход исходит из теории изначального промискуитета, сменяющегося экзогамным материнским родом. Позднее теория экзогамного рода дополняется идеей о дуально-родовой организации, возникающей в ходе соединения двух матрилинейных экзогамных племен или фратрий. Предполагалось, что род состоял из двух половин, фратрий, в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, находили себе мужей и жен среди мужчин и женщин другой половины рода.

П.А. Сорокин указывает главные положения эволюционистского подхода:

1. почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу;

2. на первичной ступени половых отношений, наряду с временными моногамическими сношениями, господствует широкая свобода брачных сношений;

3. эволюция брака состояла в постепенном ограничении этой свободы половой жизни;

4. эволюция брака заключалась в переходе от группового брака к моногамному.

Согласно эволюционизму семейные отношения развиваются в прогрессивном направлении: от низших форм к высшим, при этом подчеркивается их социальная обусловленность, историческая предопределенность и репрезентированность в семейной жизнедеятельности и системе родства. Швейцарский психолог А. Гуггенбюль-Крейг рассматривает брак как выражение архетипического начала, более фундаментально

Читайте так же:  Совместимость мужчина овен женщина козерог в любви

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

го, чем можно было бы предполагать, судя по социальным и личным проблемам, свойственным браку!.

Психология семейных отношений учебное пособие

Психология семьи. Учебное пособие

Посвящаю моей семье – мужу Александру, детям – Инессе, Майе, Ивану; зятьям – Владимиру и Виктору; внукам Александру и Агнии

© ООО Издательство «Питер», 2014

Наш мир меняется все быстрее. Семья как неотъемлемая часть мира человека откликается на все изменения, происходящие в экономике, политике, нравственности, общественной жизни. Проблемы семьи и брака так или иначе интересуют всех людей, даже тех, которые уверяют себя, что им это неинтересно.

Мы рассматриваем семью как позитивный фактор в жизни и развитии человека, как ту среду обитания, в которой он живет, развивается, преодолевает невзгоды, болезни, получает поддержку и чувствует себя счастливым и защищенным. По словам Дэвида Майерса, люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворенными жизнью по сравнению с одинокими людьми.

Впрочем, об этом было написано более полутора тысяч лет назад:

Перефразируя название известной книги Робина Скиннера и Джона Клииза, я могла бы сказать, что семья – как раз то, что помогает человеку уцелеть. Семью в этом случае можно понимать расширенно – и как родителей, бабушек и дедушек, и как мужей и жен, братьев и сестер, детей и внуков, кузенов и даже дядей с тетками – все они на разных этапах жизненного пути помогают человеку в его становлении и осуществлении полноты бытия.

В данной книге собраны материалы лекционного курса по психологии семьи и семейному консультированию, который я читала студентам и слушателям факультета психологии Санкт-Петербургского университета с 1991 г.; студентам Балтийского института экологии, политики и права; спецфакультету в Берлине в 1999 г., а также обобщены материалы исследования семей и молодежи, проводимых мной еще со студенческих лет.

Новое издание книги переработано и дополнено нами в русле стандарта третьего поколения. Как известно, с 2010 г. вузы России перешли на многоуровневую модель организации образовательного процесса в соответствии с подписанной Россией в 2003 г. Декларацией о вхождении в Болонский процесс. В связи с этим в государственных образовательных стандартах нового поколения появилась и новая лексика, например такие термины, как «компетенция», «компетентность», «модульная программа», «учебный модуль».

В соответствии с принципом модульности в учебнике выделено шесть разделов, блок-модулей, содержательную основу которых составили основные разделы психологии семьи и семейного воспитания.

В блок-модуле «Пол, гендер и семейные отношения» рассмотрены основные подходы к имеющимся различиям между мужчинами и женщинами в межличностном и семейном общении.

В блок-модуле «Гендерная социализация и подготовка к браку» освещены основные тенденции матримониального поведения молодежи, гендерной социализации, теории выбора брачного партнера, факторы, способствующие либо препятствующие построению будущих супружеских и семейных отношений.

В блок-модуле «Любовь, брак, семья» рассмотрены основные понятия, связанные с семейной жизнью, такие как цели брачного союза, жизненный цикл семьи, семейные мифы, соглашения, а также типологии любви, различные взгляды на любовь, влияние мотивации вступления в брак и стабильности отношений. Здесь же рассмотрены проблемы молодой семьи, описаны возможные трудности адаптации к совместной жизни, механизмы интеграции семьи, распределения ролей, а также особенности периода, связанного с рождением первенца.

В завершении данного блок-модуля обсуждаются такие вопросы, как устойчивость брачно-семейных отношений, факторы, которые влияют на удовлетворенность браком, а также проблемы совместимости супругов.

В блок-модуле «Разрушительные процессы в семье» рассматриваются супружеские конфликты, внебрачные связи, а также причины и последствия разводов.

Блок-модуль «Семейная социализация и семейное воспитание» посвящен вопросам детско-родительских отношений, роли матери, отца, прародителей, сиблингов, других членов семьи в становлении личности ребенка, а также влиянию различных стилей родительского отношения, воспитания детей в семье и их последствиям. Затронуты вопросы социализации детей в различных социальных стратах, влияния семьи на творческое становление детей.

В блок-модуле «Особенности и тенденции развития современной семьи» рассмотрены социальные, демографические, социально-психологические особенности и тенденции российских семей (структура, уклад, лидерство, взаимоотношения).

Автор отдает себе отчет в том, что если бы не встречи в жизни с разными людьми, знакомство с их богатым опытом, то настоящая книга не появилась бы.

Пользуясь предоставившейся мне возможностью, выражаю особую благодарность моему научному руководителю на протяжении тридцати пяти лет, заведующему кафедрой социальной психологии профессору Анатолию Леонидовичу Свенцицкому. Хочу поблагодарить также моих преподавателей в студенческие годы: профессора А. А. Крылова (декана факультета с 1976 по 2002 г.), профессоров И. П. Волкова, В. Н. Куницыну, В. А. Якунина, Л. А. Головей, Р. О. Серебрякову, Г. С. Никифорова, Э. С. Чугунову. Большое спасибо профессору Ю. П. Платонову, ректору Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, за поддержку моих начинаний по подготовке лекционного курса семейной психологии в период заведования им кафедрой практической социальной психологии Санкт-Петербургского университета в 1989–1992 гг.

Благодарю преподавателей кафедры социальной психологии: профессора Л. А. Цветкову (проректора по направлениям «Биология», «История», «Философия», «Психология»), профессоров Л. В. Куликова, Л. Г. Почебут, доцентов Е. В. Сидоренко, В. А. Чикер, О. С. Михалюк, А. Н. Капустину, Т. Г. Яничеву, Е. Н. Газогарееву за помощь, критику и моральную поддержку в работе над лекционным курсом по психологии семьи.

Читайте так же:  Отношения в педагогике в психологии

Особая благодарность преподавателям моей кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развития – ее основателю профессору А. А. Реану, заведующей кафедрой академику Н. В. Бордовской, профессорам В. И. Гинецинскому, С. Н. Костроминой, Л. А. Даринской, доцентам С. И. Розуму, В. К. Макарову, Н. Н. Киреевой, Е. И. Петановой, В. А. Свенцицкой, Н. Л. Москвичевой, Г. И. Молодцовой, О. О. Жебровской, А. М. Красильникову за человеческую теплоту и поддержку.

Я выражаю огромную благодарность моей семье – родителям, мужу Александру Владимировичу Андрееву, помогавшим мне все эти годы жить и работать; а также детям: Инессе Александровне Андреевой – моему первому читателю, редактору и критику, Майе Александровне Чернышевой, постоянно вдохновлявшей меня на профессиональный рост, и сыну Ивану Александровичу Андрееву, опережающему меня в научной работе.

Блок-модуль 1. Пол, гендер и семейные отношения

Модуль 1.1. Основные подходы к психологии пола

Половые различия и семейные отношения

Знание психологических особенностей, присущих представителям разного пола, необходимо для построения нормальных семейных отношений, так как, к сожалению, многие супружеские проблемы, в особенности при адаптации молодых супругов, происходят из-за непонимания партнера.

Известно, что мужчины и женщины различаются набором хромосом, гормональным составом, структурой костей, сердечным ритмом. Женщины жизнеспособнее мужчин (продолжительность их жизни больше). Однако женщины быстрее устают, чаще теряют сознание. Жизнеспособность женщин подтверждается только в смысле долгосрочного прогноза. Так, когда рабочий день на британских заводах в условиях военного времени увеличился с 10 до 12 часов, число несчастных случаев среди женщин выросло до 150 %, а у мужчин осталось прежним (Добсон Д., 1992).

Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования

Учебное пособие. — М.: Гардарики,
2005. — 320 с.

В учебном пособии рассматриваются проблемы генезиса, развития и функционирования семьи как целостной системы в единстве ее структурно-функциональных компонентов. Даны основные характеристики супружеских отношений (эмоциональные связи, ролевая структура семьи, особенности общения, сплоченность), гармоничных и дисгармоничных семей. Особое внимание уделено детско-родительским отношениям и проблемам воспитания детей в семье, эмоциональным отношениям родителей и детей, включая специфику материнской и отцовской любви, привязанности ребенка, параметры семейного воспитания.
Адресовано студентам психологических и педагогических вузов, стам, работающим с семьями, практическим психологам, педагогам, социальным работникам, а также родителям.

Предмет и задачи психологии семьи.
Культурно-историческая природа семьи.
Основные характеристики семьи. Супружеские отношения.
Детско-родительские отношения.
Ненормативные кризисы семьи.
Основы семейного консультирования.rn

Смотрите также

Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования

Книги по семейной психологии

Ответы. Вопросы к экзамену по дисциплине Психология семьи и семейного воспитания

Восточно-Сибирская Государственная Академия. г. Иркутск 2011г. Дисциплина «Психология семьи и семейного воспитания». Полные ответы на вопросы:

Системный подход в описании семьи. Предмет и задачи психологии семьи. Связь с другими науками.
Основные психолого-педагогические модели родительско-детских отношений. Гуманис.

Виноградов А.В. Основы семейного консультирования. Часть 2

Учебное пособие. Томск: ИЗИДО, 2002. — 108 с.
Данное учебное пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта теоретической подготовки педагогов-психологов по специальности 031000 Педагогика и психология.

Введение в предмет семейного консультирования.
Семейный диагноз.
Коррекция .

Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования

Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. — 320 с.

В учебном пособии рассматриваются проблемы генезиса, развития и функционирования семьи как целостной системы в единстве ее структурно-функциональных компонентов. Даны основные характеристики супружеских отношений (эмоциональные связи, ролевая структура семьи, особенности о.

Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования

М.: Издательский центр «Академия», 2002.

В учебном пособии рассматриваются динамика семейных отношений в современном обществе, закономерности супружеских взаимоотношений, причины их дестабилизации, анализируются типы семейных конфликтов, социально-психологические факторы, приводящие к разводу. Особое место отводится ме.

Артамонова Е.И., Екжанова Е.В. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования

Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. М.: Издательский центр Академия, 2002 г. — 192 с.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В учебном пособии рассматриваются динамика семейных отношений в современном обществе, закономерности супружеских взаимоотношений, причины их д.

Источники


  1. Солодников, В. Социология социально-дезадаптированной семьи (+ CD-ROM) / В. Солодников. — М.: Питер, 2019. — 463 c.

  2. Жизель, Аррюс-Ревиди Незрелые родители и взрослые дети / Аррюс-Ревиди Жизель. — М.: Питер, 2015. — 864 c.

  3. Сергей Дольче Вита для двоих. Идем дальше / Сергей, Дина Волсини. — Москва: РГГУ, 2013. — 483 c.
  4. Ричард, Витфилд. Анни Лайоннет Как выйти замуж и остаться там. Великолепные отношения. Управление эмоциями. Как сохранить семью, или Когда лучше развестись (комплект из 4 книг) / Ричард Витфилд. Анни Лайоннет, И. А. Удилова. И. И. Петрова Петрова, Александр Кичаев. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 658 c.
Психология семейных отношений учебное пособие
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here