Психология семьи детско родительские отношения

Самое интересное и полезное на тему: "Психология семьи детско родительские отношения" простым и понятным языком. Мы собрали полную информацию по теме и постарались раскрыть тему во всех деталях. Если появились вопросы - задавайте их в комментариях.

Психология семьи детско родительские отношения

Семейные отношения, в которых участвует ребенок, мы называем детско-родительскими отношениями. Они относятся к межличностным отношениям, но имеют свою специфику – они эмоционально значимы, как для детей, так и для родителей, и им присуща амбивалентность, то есть двойственность. С одной стороны, родители хотят заботиться о ребенке вне зависимости от его возраста, а с другой, они должны научить детей заботиться о себе самостоятельно. Из этого произрастает основной конфликт детско-родительских отношений – ребенок взрослеет, стремится стать самостоятельным и отделиться от родителей, в то время как они неосознанно хотят удержать ребенка возле себя.

Детско-родительские отношения постоянно меняются, окрашиваются в разные оттенки, в них устанавливается своя система взаимных чувств, определенных поведенческих стереотипов, особенного восприятия родителями личности и поступков ребенка. Собственно, в основе таких отношений и лежит субъективно-оценочное представление о детях, которое формирует и способ общения с ним, и определенные приемы воздействия на ребенка. И здесь снова можно говорить о двойственности – в родительском отношении к ребенку всегда сочетается безусловная любовь, не зависящая от внешних и внутренних обстоятельств, и все то же оценочное суждение, которое определяет систему воспитания.

Можно условно выделить три вида семьи, при которых родители по своему выражают привязанность к ребенку, свои требования к нему и осуществляют контрольнад ним.

  1. Традиционный вид семьи. В такой семье приоритетом является уважение к старшим, среди требований к ребенку превалирует подчинение. Дети, выросшие в таких семьях, хорошо социализируются, но редко бывают инициативными, редко понимают, чего хотят на самом деле, и ориентируются в принятии решений на представления о том, как должно быть по общему мнению.
  2. Детоцентрический вид семьи. В данном случае центром семьи является ребенок, и она существует только ради него. Здесь воспитание идет как бы снизу вверх – приоритетом являются желания ребенка. Ребенок может обладать высокой самооценкой, что неплохо, но иногда приводит к тому, что за пределами семьи он окажется не готов к социальной адаптации.
  3. Демократический вид семьи. В такой семье воспитание основывается на взаимном равенстве. То есть, учитываются интересы и желания родителей и ребенка, при таком воспитании дети чаще активны, уверены в себе, понимают, что такое ответственность и обязанность, при этом прислушиваются к тому, что важно для них. С точки зрения социальной адаптации у них могут возникнуть проблемы, поскольку современная социальная модель построена на «вертикальном» принципе сверху-вниз, который эти дети не признают.

Стили семейного воспитания

Среди стилей воспитания, которые влияют на детско-родительские отношения, можно отметить:

  • Демократический. Все мотивы требований взрослые обсуждают с ребенком, дают ему право выбора, поддерживают стремление к самостоятельности.
  • Авторитарный. Все решения за подростка принимаются родителями, воля ребенка подавляется. Чаще всего это приводит к бунтам в подростковом возрасте.
  • Либеральный. Ребенка оставляют «плыть по течению», нет системы правил и запретов, или они имеют непостоянный характер. Такие дети не способны устанавливать прочные эмоциональные связи, часто испытывают страх и неуверенность, не умеют принимать во внимание интересы других.
  • Хаотический. Не дает ребенку базу в понимании стабильных, прочных и упорядоченных отношениях. Непредсказуемость воспитательных методов приводит к неуверенности, тревожности, импульсивности, социальной дезадаптации.
  • Опекающий. Гиперопека характеризуется постоянным фокусом на ребенке, но не на его истинных желаниях и потребностях. При таком стиле родители всегда знают, как ребенку будет лучше, а их частая тревожность за него передается ему в виде невроза и чувства вины. Такие дети испытывают проблемы с социальной зрелостью и могут иметь неадекватную завышенную самооценку.

Какой бы стиль воспитания не применяли родители, важно главное – умение разграничить свое личное пространство и пространство ребенка. Услышать его желания и дать ему возможность развиваться в том направлении, в котором ему хочется. Не подавлять его чувства и желания, давать ему безопасно выражать эмоции, прислушиваться к нему. И при этом помогать ему взрослеть, поддерживая, направляя, но — не требуя и не указывая. Отношение родителей к ребенку формируется на детском опыте родителей, на их нереализованных потребностях, на особенностях их личности, на отношениях со вторым родителем.

Примечательно, что многие подростки дают себе слово, что их семья не будет похожа на семью родителей, что они не допустят такого количества ошибок, но когда семья все-таки формируется, они замечают, что сами стали такими, как их родители. И снова конфликтная амбивалентность – хочется как лучше, но методы воспитания, которые применяются, приводят совсем к обратному эффекту. Они просто заложены в нас с детства.

Психокоррекция в детско-родительских отношениях

Если Вы стремитесь к тому, чтобы развить в своих детях уверенность в собственных силах, привить им уважение к честности и доброте, научить понимать и принимать свои достоинства и недостатки, находить общий язык со всеми, а также разобраться в себе и наладить гармоничные внутрисемейные отношения, я смогу Вам помочь. Моя работа заключается в правильном формировании понимания личности ребенка, его психофизических возможностях для того, чтобы выбрать наиболее оптимальный стиль воспитания, который поможет улучшить отношения между Вами и детьми. Рассматривая различные конфликтные ситуации, мы сможем разобраться с причинами их возникновения, повысим уровень сенситивности к ребенку, выработаем более адекватное представление возможностях и потребностях Вашего ребенка, подберем подходящие для Вас и ребенка средства общения.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

Главным институтом воспитания является семья. Все, что приобретается ребенком в семье, влияет на всю его следующую жизнь. Здесь закладываются основы личности ребенка в семье, к семи годам он – уже почти сформировавшаяся личность.

«Детско-родительские отношения – это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок — родители») и сверху вниз (диада «родители — ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы» [1].

Специалисты выделяют благополучные и неблагополучные детско-родительские отношения. Благополучные детско-родительские отношения – это отношения, при которых ребенку хорошо в семье, его любят, уважают. Неблагополучные детско-родительские отношения складываются в семьях, где тревожные, все дозволяющие, жесткие родители.

Общение в семье зависит от многих причин: родители по-разному эмоциональны, отсутствует опыт взаимодействия с детьми, потому что он приобретается вместе с развитием ребенка и другие.

Встречаются различные виды отношений.

1.Сотрудничество – удовлетворяются основные потребности всех членов семьи

2.Союзнические отношения опираются на получение общей выгоды, удовлетворяющей все стороны.

3.Соревнование – в семье каждый стремится быть первым во всем, быстрее, любой ценой достигнуть собственных целей.

Читайте так же:  Совместимость гороскопа мужчина близнец женщина дева

4.Конфронтация – в семейных отношениях преобладает стремление главенствовать над другими, показывать свое превосходство.

5.Антагонизм– в семейных отношениях стороны не согласны на компромисс.

Есть разные классификации детско-родительских отношений. Гипоопека – ребенок предоставлен сам себе. Гиперопека – ребенка излишне опекают, лишают самостоятельности, все запрещают. Воспитание по типу «Золушки» – ребенка эмоционально отвергают, его не любят. Жесткое воспитание – за малейшую провинность ребенка наказывают [2].

Исследование Е.В. Крутых показало, что в полных и неполных семьях воспитанием занимаются, в основном, матери. Поэтому воспитание носит односторонний характер. Эмоциональная связь с отцами слабая или отсутствует. Также в семьях доминирует авторитарный стиль общения с детьми. В неполных семьях этот стиль сочетается с эмоциональным отвержением ребенка, родитель воспринимает его как неуспешного, неприспособленного к жизни. Мама испытывает к ребенку злость, раздражение, недоверие, неуважение.

В полных семьях отношения носят авторитарно-симбиотического характера. Ребенку сочувствуют, проявляют сверхконтроль, лишают самостоятельности, ограждают от трудностей, держат в строгой дисциплине, строгом воспитании и повышенной тревожности.

Были выделены особенности полных и неполных семей. Так, в полных семьях родители более терпимы к недостаткам своих детей. В неполных семьях к детям предъявляется повышенный контроль, непоследовательность в общении, неприятие родителями некоторых черт характера, очень высокая тревожность [3].

Родительский труд тяжел. В нем, как во всяком другом, возможны ошибки, неудачи, поражения. Воспитание в семье – это жизнь, которая должна быть гармоничной и счастливой.

1.Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие. – Череповец: ЧГУ, 2002. – 150 с. URL.: http://www.pedlib.ru/Books/6/0177/6_0177-95.shtml (03.03.2015 г.)

2.Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.

3.Крутых Е.В. Влияние стиля воспитания в семье на развитие эмоциональной сферы ребенка /Семейная политика на Кубани: содержание, проблемы и перспективы: сб. матер. региональной научно-практ. конференции (13 ноября 2008 г.) – Краснодар: ИЭиУМиСС, 2008. – 376 с.

Детско-родительские отношения и типы семейного воспитания

Понятие детско-родительских отношений

Родительское отношение это система эмоционального реагирования на ребенка его родителями, отношение к нему и способы их взаимодействия.

Психологи понимают родительские отношения как субъективную сторону отражения существующей реальности при активном взаимодействии родителей с детьми.

Взаимоотношениями считаются взаимные позиции одного человека к другому, учитывая постоянное общение. Семья в жизни ребенка является основной личностной ценностью.


Каждый человек в социальной среде имеет на протяжении всей своей жизни важный показатель, который называется семейно-брачным состоянием. Он отражает взаимоотношения всех членов семьи между собой. Семья служит ребенку основным окружением, благодаря которому формируется его физический, психический эмоциональный и интеллектуальный уровень развития.

Родители с первых дней жизни обеспечивают практически все его потребности, как базовые, так и дополнительные. В каждой семье существует стиль воспитания, характеризующий отношение родителей к ребенку. Фундаментальным фактором, формирующим разностороннее развитие ребенка, является воспитательная позиция родителей, задающая направление в стиле воспитания.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Лучшие родительские позиции соответствуют следующим требованиям:

  • Чувство адекватности отражает способность родителей видеть в своем ребенке индивидуальность и чутко относиться к его внутреннему миру.
  • Чувство гибкости показывает перестройку родительской позиции в неожиданных ситуациях и учитывание реакции ребенка на событие.
  • Чувство прогностичности. Такая позиция показывает, что во взаимоотношениях родителей и детей не ребенок задает направление в общении, а родители определяют направление развития новых качеств характера в ребенке.

В неблагополучных семьях, при нарушении данных позиций по одному или нескольким показателям появляются проблемы в воспитании детей.

Типы семейного воспитания

Проведённые психологические исследования показывают, что для точной оценки воспитания необходимо учитывать несколько аспектов. Поведение родителей стоит из эмоционального отношения к ребенку и поведенческой характеристики. На основе этих данных сформированы следующие типы воспитания:

  • сдержанное воспитание, характеризующееся яркими эмоциями по отношению к ребенку и чрезмерным контролем за его поведением;
  • сдержанное отношение, с поддержкой инициативы ребенка и независимости его характера;
  • поверхностное воспитание, проявляющее холодное эмоциональное отношение родителей и недостаток чувственных проявлений, при этом ребенку предоставляется личностная свобода;
  • холодное воспитание, проявляющее постоянную критичность и недовольство ребенком, придирки и частые наказания за его поступки.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

По материалам исследований Спиваковской А.С. психологами выделены следующие типы воспитания детей по степени эмоционального проявления:

  1. Первый тип семьи, построенный на принципах любви и понимания. Можно выразить формулой «Ребенок является центром моей жизни». Взаимоотношения характеризуются нежностью к детям, разнообразием развивающих занятий и заботой об их жизни и разностороннем развитии.
  2. Второй тип семьи построен на неприятии и критике ребенка.Можно выразить формулой «Нет дела до этого ребенка, я не хочу о нем заботится». Взаимоотношения характеризуется невнимательностью к детям, жестокостью и нежеланием общаться с ребенком.

Учитывая приведённые выше данные, следует уделять значительное внимание детско-родительским отношениям, составляющим основу отношений в семье и развитию личности человека.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Детско-родительские отношения

Детско-родительские отношения представляют собой семейные отношения, в которые вовлечен ребенок; подструктуру неравнозначных семейных отношений, процесс активного взаимодействия, взаимовлияния родителей и ребенка; избирательную в оценочном и эмоционально плане психологическую связь ребенка с родителем, которая выражается в эмоциях, действиях, реакциях, связанных с возрастно-психологическими, индивидуальными особенностями ребенка.

Специфика детско-родительских отношений

Выступая одним из видов человеческого взаимодействия, детско-родительские отношения характеризуются рядом особенностей, включая следующие:

  • указанный вид взаимодействия имеет чрезвычайно высокую значимость для личностного развития ребенка;
  • детско-родительские отношения имеют двойственный характер: с одной стороны, родители должны заботиться о ребенке, с другой, — должны научить его заботиться о себе самому;
  • взаимодействие находится в процессе постоянного развития, изменения в связи с необходимостью учета возрастных, психологических, индивидуальных особенностей ребенка, заканчиваются неизбежным отдалением ребенка от родителей.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Факторы влияния на особенности становления детско-родительских взаимоотношений

Специфика взаимодействия обусловлена рядом факторов, включая следующие:

  • пол ребенка;
  • возраст родителей;
  • особенности характера, темперамент родителей;
  • национально-культурная принадлежность родителей и ребенка;
  • социальный статус;
  • профессиональная принадлежность;
  • уровень общей, педагогической культуры.

Стили детско-родительского взаимодействия

Вся совокупность различных форм взаимодействия в системе отношений «родитель – ребенок» представлена тремя стилями родительского поведения:

  • авторитетный;
  • авторитарный;
  • попустительский.

Реализация того или иного стиля поведения приводит к формированию отдельных психологических качеств, характеристик личности ребенка:

  • при авторитетном стиле родительских установок у ребенка формируются такие качества, как общительность, отзывчивость, высокая склонность к эмпатии, ициниативность, самостоятельность;
  • при авторитарном стиле родительского поведения формируется раздражительность, склонность к конфликтам, неспособность к преодолению проблемно-конфликтных ситуаций;
  • при попустительском стиле воспитания ребенок становится импульсивным, агрессивным, неспособным контролировать собственное поведение.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Измерения родительского отношения к ребенку

В структуре взаимоотношения между родителями и детьми отдельно выделяют родительскую установку, характеристика которой может осуществляться на основании следующих параметров:

  • чувствительность – нечувствительность, которая находит свое отражение в способности матери принимать и понимать потребности ребенка, ценить и уважать его точку зрения;
  • поддержка – игнорирование — шкала, отражающая степень эмоциональной адекватности матери, ее эмоциогенность, эмоциональность;
  • кооперативность – вмешательство — отражаются в уважении матери к индивидуальности, самостоятельности ребенка, ее склонность к поддержке инициативности, творчества ребенка либо стремление к навязыванию собственной точки зрения;
  • принятие – отвержение, которое свидетельствует о ценностной значимости ребенка для матери, его роли для семьи.
Читайте так же:  Сепарация в отношениях мужчины и женщины

Таким образом, детско-родительские отношения представляют собой сложный комплекс взаимодействий со стороны родителей и ребенка, в котором родители, с одной стороны, являются неотъемлемыми элементами социально-природной окружающей среды, с другой, — «конструкторами» поведения, агентами социализации ребенка.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Психология семьи детско родительские отношения

Семейные отношения, в которых участвует ребенок, мы называем детско-родительскими отношениями. Они относятся к межличностным отношениям, но имеют свою специфику – они эмоционально значимы, как для детей, так и для родителей, и им присуща амбивалентность, то есть двойственность. С одной стороны, родители хотят заботиться о ребенке вне зависимости от его возраста, а с другой, они должны научить детей заботиться о себе самостоятельно. Из этого произрастает основной конфликт детско-родительских отношений – ребенок взрослеет, стремится стать самостоятельным и отделиться от родителей, в то время как они неосознанно хотят удержать ребенка возле себя.

Детско-родительские отношения постоянно меняются, окрашиваются в разные оттенки, в них устанавливается своя система взаимных чувств, определенных поведенческих стереотипов, особенного восприятия родителями личности и поступков ребенка. Собственно, в основе таких отношений и лежит субъективно-оценочное представление о детях, которое формирует и способ общения с ним, и определенные приемы воздействия на ребенка. И здесь снова можно говорить о двойственности – в родительском отношении к ребенку всегда сочетается безусловная любовь, не зависящая от внешних и внутренних обстоятельств, и все то же оценочное суждение, которое определяет систему воспитания.

Можно условно выделить три вида семьи, при которых родители по своему выражают привязанность к ребенку, свои требования к нему и осуществляют контрольнад ним.

  1. Традиционный вид семьи. В такой семье приоритетом является уважение к старшим, среди требований к ребенку превалирует подчинение. Дети, выросшие в таких семьях, хорошо социализируются, но редко бывают инициативными, редко понимают, чего хотят на самом деле, и ориентируются в принятии решений на представления о том, как должно быть по общему мнению.
  2. Детоцентрический вид семьи. В данном случае центром семьи является ребенок, и она существует только ради него. Здесь воспитание идет как бы снизу вверх – приоритетом являются желания ребенка. Ребенок может обладать высокой самооценкой, что неплохо, но иногда приводит к тому, что за пределами семьи он окажется не готов к социальной адаптации.
  3. Демократический вид семьи. В такой семье воспитание основывается на взаимном равенстве. То есть, учитываются интересы и желания родителей и ребенка, при таком воспитании дети чаще активны, уверены в себе, понимают, что такое ответственность и обязанность, при этом прислушиваются к тому, что важно для них. С точки зрения социальной адаптации у них могут возникнуть проблемы, поскольку современная социальная модель построена на «вертикальном» принципе сверху-вниз, который эти дети не признают.

Стили семейного воспитания

Среди стилей воспитания, которые влияют на детско-родительские отношения, можно отметить:

  • Демократический. Все мотивы требований взрослые обсуждают с ребенком, дают ему право выбора, поддерживают стремление к самостоятельности.
  • Авторитарный. Все решения за подростка принимаются родителями, воля ребенка подавляется. Чаще всего это приводит к бунтам в подростковом возрасте.
  • Либеральный. Ребенка оставляют «плыть по течению», нет системы правил и запретов, или они имеют непостоянный характер. Такие дети не способны устанавливать прочные эмоциональные связи, часто испытывают страх и неуверенность, не умеют принимать во внимание интересы других.
  • Хаотический. Не дает ребенку базу в понимании стабильных, прочных и упорядоченных отношениях. Непредсказуемость воспитательных методов приводит к неуверенности, тревожности, импульсивности, социальной дезадаптации.
  • Опекающий. Гиперопека характеризуется постоянным фокусом на ребенке, но не на его истинных желаниях и потребностях. При таком стиле родители всегда знают, как ребенку будет лучше, а их частая тревожность за него передается ему в виде невроза и чувства вины. Такие дети испытывают проблемы с социальной зрелостью и могут иметь неадекватную завышенную самооценку.

Какой бы стиль воспитания не применяли родители, важно главное – умение разграничить свое личное пространство и пространство ребенка. Услышать его желания и дать ему возможность развиваться в том направлении, в котором ему хочется. Не подавлять его чувства и желания, давать ему безопасно выражать эмоции, прислушиваться к нему. И при этом помогать ему взрослеть, поддерживая, направляя, но — не требуя и не указывая. Отношение родителей к ребенку формируется на детском опыте родителей, на их нереализованных потребностях, на особенностях их личности, на отношениях со вторым родителем.

Примечательно, что многие подростки дают себе слово, что их семья не будет похожа на семью родителей, что они не допустят такого количества ошибок, но когда семья все-таки формируется, они замечают, что сами стали такими, как их родители. И снова конфликтная амбивалентность – хочется как лучше, но методы воспитания, которые применяются, приводят совсем к обратному эффекту. Они просто заложены в нас с детства.

Психокоррекция в детско-родительских отношениях

Если Вы стремитесь к тому, чтобы развить в своих детях уверенность в собственных силах, привить им уважение к честности и доброте, научить понимать и принимать свои достоинства и недостатки, находить общий язык со всеми, а также разобраться в себе и наладить гармоничные внутрисемейные отношения, я смогу Вам помочь. Моя работа заключается в правильном формировании понимания личности ребенка, его психофизических возможностях для того, чтобы выбрать наиболее оптимальный стиль воспитания, который поможет улучшить отношения между Вами и детьми. Рассматривая различные конфликтные ситуации, мы сможем разобраться с причинами их возникновения, повысим уровень сенситивности к ребенку, выработаем более адекватное представление возможностях и потребностях Вашего ребенка, подберем подходящие для Вас и ребенка средства общения.

[1]

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

Главным институтом воспитания является семья. Все, что приобретается ребенком в семье, влияет на всю его следующую жизнь. Здесь закладываются основы личности ребенка в семье, к семи годам он – уже почти сформировавшаяся личность.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

«Детско-родительские отношения – это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок — родители») и сверху вниз (диада «родители — ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы» [1].

Читайте так же:  Незавершенные отношения между мужчиной и женщиной

Специалисты выделяют благополучные и неблагополучные детско-родительские отношения. Благополучные детско-родительские отношения – это отношения, при которых ребенку хорошо в семье, его любят, уважают. Неблагополучные детско-родительские отношения складываются в семьях, где тревожные, все дозволяющие, жесткие родители.

Общение в семье зависит от многих причин: родители по-разному эмоциональны, отсутствует опыт взаимодействия с детьми, потому что он приобретается вместе с развитием ребенка и другие.

Встречаются различные виды отношений.

1.Сотрудничество – удовлетворяются основные потребности всех членов семьи

2.Союзнические отношения опираются на получение общей выгоды, удовлетворяющей все стороны.

3.Соревнование – в семье каждый стремится быть первым во всем, быстрее, любой ценой достигнуть собственных целей.

4.Конфронтация – в семейных отношениях преобладает стремление главенствовать над другими, показывать свое превосходство.

5.Антагонизм– в семейных отношениях стороны не согласны на компромисс.

Есть разные классификации детско-родительских отношений. Гипоопека – ребенок предоставлен сам себе. Гиперопека – ребенка излишне опекают, лишают самостоятельности, все запрещают. Воспитание по типу «Золушки» – ребенка эмоционально отвергают, его не любят. Жесткое воспитание – за малейшую провинность ребенка наказывают [2].

Исследование Е.В. Крутых показало, что в полных и неполных семьях воспитанием занимаются, в основном, матери. Поэтому воспитание носит односторонний характер. Эмоциональная связь с отцами слабая или отсутствует. Также в семьях доминирует авторитарный стиль общения с детьми. В неполных семьях этот стиль сочетается с эмоциональным отвержением ребенка, родитель воспринимает его как неуспешного, неприспособленного к жизни. Мама испытывает к ребенку злость, раздражение, недоверие, неуважение.

В полных семьях отношения носят авторитарно-симбиотического характера. Ребенку сочувствуют, проявляют сверхконтроль, лишают самостоятельности, ограждают от трудностей, держат в строгой дисциплине, строгом воспитании и повышенной тревожности.

Были выделены особенности полных и неполных семей. Так, в полных семьях родители более терпимы к недостаткам своих детей. В неполных семьях к детям предъявляется повышенный контроль, непоследовательность в общении, неприятие родителями некоторых черт характера, очень высокая тревожность [3].

Родительский труд тяжел. В нем, как во всяком другом, возможны ошибки, неудачи, поражения. Воспитание в семье – это жизнь, которая должна быть гармоничной и счастливой.

1.Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие. – Череповец: ЧГУ, 2002. – 150 с. URL.: http://www.pedlib.ru/Books/6/0177/6_0177-95.shtml (03.03.2015 г.)

2.Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.

3.Крутых Е.В. Влияние стиля воспитания в семье на развитие эмоциональной сферы ребенка /Семейная политика на Кубани: содержание, проблемы и перспективы: сб. матер. региональной научно-практ. конференции (13 ноября 2008 г.) – Краснодар: ИЭиУМиСС, 2008. – 376 с.

Детско-родительские отношения и типы семейного воспитания

Понятие детско-родительских отношений

Родительское отношение это система эмоционального реагирования на ребенка его родителями, отношение к нему и способы их взаимодействия.

Психологи понимают родительские отношения как субъективную сторону отражения существующей реальности при активном взаимодействии родителей с детьми.

Взаимоотношениями считаются взаимные позиции одного человека к другому, учитывая постоянное общение. Семья в жизни ребенка является основной личностной ценностью.

Каждый человек в социальной среде имеет на протяжении всей своей жизни важный показатель, который называется семейно-брачным состоянием. Он отражает взаимоотношения всех членов семьи между собой. Семья служит ребенку основным окружением, благодаря которому формируется его физический, психический эмоциональный и интеллектуальный уровень развития.

[3]

Родители с первых дней жизни обеспечивают практически все его потребности, как базовые, так и дополнительные. В каждой семье существует стиль воспитания, характеризующий отношение родителей к ребенку. Фундаментальным фактором, формирующим разностороннее развитие ребенка, является воспитательная позиция родителей, задающая направление в стиле воспитания.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Лучшие родительские позиции соответствуют следующим требованиям:

  • Чувство адекватности отражает способность родителей видеть в своем ребенке индивидуальность и чутко относиться к его внутреннему миру.
  • Чувство гибкости показывает перестройку родительской позиции в неожиданных ситуациях и учитывание реакции ребенка на событие.
  • Чувство прогностичности. Такая позиция показывает, что во взаимоотношениях родителей и детей не ребенок задает направление в общении, а родители определяют направление развития новых качеств характера в ребенке.

В неблагополучных семьях, при нарушении данных позиций по одному или нескольким показателям появляются проблемы в воспитании детей.

Типы семейного воспитания

Проведённые психологические исследования показывают, что для точной оценки воспитания необходимо учитывать несколько аспектов. Поведение родителей стоит из эмоционального отношения к ребенку и поведенческой характеристики. На основе этих данных сформированы следующие типы воспитания:

  • сдержанное воспитание, характеризующееся яркими эмоциями по отношению к ребенку и чрезмерным контролем за его поведением;
  • сдержанное отношение, с поддержкой инициативы ребенка и независимости его характера;
  • поверхностное воспитание, проявляющее холодное эмоциональное отношение родителей и недостаток чувственных проявлений, при этом ребенку предоставляется личностная свобода;
  • холодное воспитание, проявляющее постоянную критичность и недовольство ребенком, придирки и частые наказания за его поступки.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

По материалам исследований Спиваковской А.С. психологами выделены следующие типы воспитания детей по степени эмоционального проявления:

[2]

  1. Первый тип семьи, построенный на принципах любви и понимания. Можно выразить формулой «Ребенок является центром моей жизни». Взаимоотношения характеризуются нежностью к детям, разнообразием развивающих занятий и заботой об их жизни и разностороннем развитии.
  2. Второй тип семьи построен на неприятии и критике ребенка.Можно выразить формулой «Нет дела до этого ребенка, я не хочу о нем заботится». Взаимоотношения характеризуется невнимательностью к детям, жестокостью и нежеланием общаться с ребенком.

Учитывая приведённые выше данные, следует уделять значительное внимание детско-родительским отношениям, составляющим основу отношений в семье и развитию личности человека.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Детско-родительские отношения

Детско-родительские отношения представляют собой семейные отношения, в которые вовлечен ребенок; подструктуру неравнозначных семейных отношений, процесс активного взаимодействия, взаимовлияния родителей и ребенка; избирательную в оценочном и эмоционально плане психологическую связь ребенка с родителем, которая выражается в эмоциях, действиях, реакциях, связанных с возрастно-психологическими, индивидуальными особенностями ребенка.

Специфика детско-родительских отношений

Выступая одним из видов человеческого взаимодействия, детско-родительские отношения характеризуются рядом особенностей, включая следующие:

  • указанный вид взаимодействия имеет чрезвычайно высокую значимость для личностного развития ребенка;
  • детско-родительские отношения имеют двойственный характер: с одной стороны, родители должны заботиться о ребенке, с другой, — должны научить его заботиться о себе самому;
  • взаимодействие находится в процессе постоянного развития, изменения в связи с необходимостью учета возрастных, психологических, индивидуальных особенностей ребенка, заканчиваются неизбежным отдалением ребенка от родителей.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Факторы влияния на особенности становления детско-родительских взаимоотношений

Специфика взаимодействия обусловлена рядом факторов, включая следующие:

  • пол ребенка;
  • возраст родителей;
  • особенности характера, темперамент родителей;
  • национально-культурная принадлежность родителей и ребенка;
  • социальный статус;
  • профессиональная принадлежность;
  • уровень общей, педагогической культуры.
Читайте так же:  Разведенный мужчина после 40 психология

Стили детско-родительского взаимодействия

Вся совокупность различных форм взаимодействия в системе отношений «родитель – ребенок» представлена тремя стилями родительского поведения:

  • авторитетный;
  • авторитарный;
  • попустительский.

Реализация того или иного стиля поведения приводит к формированию отдельных психологических качеств, характеристик личности ребенка:

  • при авторитетном стиле родительских установок у ребенка формируются такие качества, как общительность, отзывчивость, высокая склонность к эмпатии, ициниативность, самостоятельность;
  • при авторитарном стиле родительского поведения формируется раздражительность, склонность к конфликтам, неспособность к преодолению проблемно-конфликтных ситуаций;
  • при попустительском стиле воспитания ребенок становится импульсивным, агрессивным, неспособным контролировать собственное поведение.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Измерения родительского отношения к ребенку

В структуре взаимоотношения между родителями и детьми отдельно выделяют родительскую установку, характеристика которой может осуществляться на основании следующих параметров:

  • чувствительность – нечувствительность, которая находит свое отражение в способности матери принимать и понимать потребности ребенка, ценить и уважать его точку зрения;
  • поддержка – игнорирование — шкала, отражающая степень эмоциональной адекватности матери, ее эмоциогенность, эмоциональность;
  • кооперативность – вмешательство — отражаются в уважении матери к индивидуальности, самостоятельности ребенка, ее склонность к поддержке инициативности, творчества ребенка либо стремление к навязыванию собственной точки зрения;
  • принятие – отвержение, которое свидетельствует о ценностной значимости ребенка для матери, его роли для семьи.

Таким образом, детско-родительские отношения представляют собой сложный комплекс взаимодействий со стороны родителей и ребенка, в котором родители, с одной стороны, являются неотъемлемыми элементами социально-природной окружающей среды, с другой, — «конструкторами» поведения, агентами социализации ребенка.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Проблема детско-родительских отношений

Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости; он характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.

Родители – отец и мать но отношению к своим детям. Родительская семья – семья, в которой родился человек. Детско-родительские отношения – определенные типы взаимоотношений между родителями и детьми.

Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения, типы отношений «мать – ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей, черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса, семейные роли ребенка, стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе.

Понятие «родительское отношение» имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителей и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Взаимоотношения в семье – форма и условия сосуществования родственников, позволяющие в той или иной мере реализовать ее функции – воспроизводство и воспитание потомства, ведение хозяйства и удовлетворение потребностей ее членов. Взаимоотношения в семье определяются степенью взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимопонимания, накладывают отпечаток на психическое и физическое здоровье родственников, их характеры и поступки, создают более или менее благоприятные предпосылки воспитания детей.

Характер взаимоотношений в семье складывается под влиянием нескольких факторов: традиций семейного общения; социально-экономического состояния общества и его нравственно-психологической атмосферы; степени зависимости жизнедеятельности семьи от общества; формы участия супругов в личном хозяйстве и общественном производстве; от типа семьи – многодетная, малодетная; ее структуры – главенство и подчинение; психических и личностных свойств родственников; степени их совместимости, конфликтности.

Воспитательная ситуация в семье – это процесс жизнедеятельности семьи с учетом ее структуры и состава. Воспитательная ситуация в семье учитывает влияние взрослых членов семьи (отец, мать, дедушки и бабушки) на формирование личности ребенка, его характерологических особенностей, навыков, умений, привычек.

Ответственность родителей – юридические и нравственные нормы, определяющие ответственность родителей перед государством и народом за воспитание своих детей. При невыполнении родителями установленных законом норм по воспитанию своих детей государство через суд имеет право лишить родительских прав и направить детей за счет родителей в воспитательное учреждение. Ответственность родителей за воспитание детей наступает при: подстрекательстве детей к совершению ими преступлений; посылке их нищенствовать; оставлении детей без помощи и воспитания; жестоком обращении с детьми; злостном уклонении от уплаты алиментов.

Проблема отцов и детей вечна, в ней заложено зерно конфликта – отцы и дети принадлежат к разным поколениям. Среди них нет хороших и плохих, они просто разные, причем каждое поколение несет в себе свою правду, поэтому между ними никогда не может быть абсолютного единства и гармонии. Если в раннем детстве этот изначально заложенный конфликт проявляется в форме детских капризов и слез, то по мере взросления он становится все острее и драматичнее. Поначалу ребенок требует внимания, заботы и любви, но чем старше становится, тем больше настаивает на полной свободе во всех отношениях.

Особенно ярко это проявляется в период, когда дети вступают в переходный возраст. Именно тогда конфликты из скрытых форм переходят в открытые и воплощаются в противостоянии детей и «надоевших предков». В дело вступает подростковая среда, стихия улицы, которая по-своему влияет на детей, усиливая их претензии к родителям. Она по большому счету формирует вкусы, стереотип поведения, любимые занятия, язык, взгляды на жизнь, далеко не во всем совпадающие с мнением старших. Родители, без которых маленькие дети не могли ступить ни шагу, раздражают, но в то же время они нужны как обслуга и спонсоры.

Взрослея, молодежь пробует изменить уклад жизни и навязывает свой порядок, в котором родителям отводится второстепенная роль. Сына может не устраивать авторитарность отца, которую он терпел в детстве, скупость матери, ограничивающей его в карманных расходах, придирчивость обоих родителей к внешнему виду или манере разговаривать. Детям кажется, что они слишком долго подчинялись родительскому диктату, а теперь пришел час их свободы.

Конфликт между поколениями, живущими под одной крышей, предопределен и неизбежен. Весь вопрос в том, в какой форме он проходит. В гармоничной семье умные уравновешенные родители сумели выстроить отношения, где у каждого свое место, роль и назначение. В этом случае различные взгляды детей и родителей будут дополнять друг друга и работать на общие цели: давать каждому возможность реализовать свою мечту, запять какое-то место в обществе.

В семье, где у родителей преобладают такие черты, как раздражительность, авторитарность, неспособность понять и принять другого человека, конфликт из скрытой формы легко перерастает в открытую. Он может быть бурным, острым и вялотекущим, хроническим. Если конфликт затягивается на длительное время, без перспективы договориться, родители и дети наносят друг другу психологические травмы, что в дальнейшем делает примирение маловероятным. Происходит разрыв связей между детьми и родителями.

Понятия «родительская позиция» и «родительская установка» используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка менее однозначна.

Читайте так же:  Почему мужчина любит сзади психология

Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения.

  • 1. Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») (А. Я. Варга, 1987).
  • 2. Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение (В. Н. Дружинин, 1996).
  • 3. Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.
  • 4. Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа (А. С. Макаренко).
  • 5. Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские, отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся».
  • 6. Позитивная модель поведения – гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются нс автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий (В. Сатир, 2000).

Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении видеть, понимать и уважать его индивидуальность, Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития.

Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.

Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на измене общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и, прежде всего, личность самого родителя как субъекта взаимодействия:

  • 1) его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);
  • 2) возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);
  • 3) темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);
  • 4) религиозность;
  • 5) национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);
  • 6) социальное положение;
  • 7) профессиональная принадлежность;
  • 8) уровень общей и педагогической культуры.

Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через тс роли, которые играет ребенок. По мнению А. С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения [1] . Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.

Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» – это объект для проявления взаимного недовольства супругов- родителей. «Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «беби» с очень ограниченными правами. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.

Выделяются и другие роли: «ребенок-обуза» «ребенок- раб», «ребенок-любовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «отношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах своей любви); «ребенок как оружие» в борьбе с супругом; ребенок – «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью) [2] .

Нарушения семейной среды, семейной атмосферы можно классифицировать с точки зрения удовлетворения важнейших, по мнению З. Матейчека, человеческих потребностей – в активном контакте со средой и в активном контроле внешней действительности. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируются от обособленности до зависимости.

  • 1. Ультраустойчивая, эмоционально безучастная среда формирует социальную гипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку речевого и психического развития.
  • 2. Изменчивая эмоционально безучастная среда провоцирует гиперактивность: беспокойство, рассредоточенность, неравномерность, запаздывание психического развития.
  • 3. Ультраустойчивая среда в сочетании с эмоциональной зависимостью влечет за собой избирательную гиперактивностъ, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.
  • 4. Изменчивая среда, эмоциональная зависимость развивают общую социальную гиперактивность, поверхностность контактов и чувств ребенка.

Подобная модель социальной среды используется для интерпретации нарушений воспитания в детских домах и в семьях.

Выделяют также три типа отношений: симпатия – антипатия, уважение – пренебрежение, близость – дальность (А. С. Спиваковская). Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви.

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком): «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения): «Мой ребенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю».

Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция): «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».

Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция): «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция): «Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим людям».

Преследование (антипатия, неуважение, близость): «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!»

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция): «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».

Источники


  1. Тасуева, Татьяна Королева мужских сердец, или Из мышек в кошки! (комплект из 2 книг) / Татьяна Тасуева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 480 c.

  2. Вачков, И.В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек / И.В. Вачков. — М.: Ось-89, 2016. — 176 c.

  3. Тетерников, Лев Искусство любить. Тантра для современного человека / Лев Тетерников. — М.: Амрита, 2012. — 240 c.
  4. Общая психология. Курс лекций. Учебник. — М.: Владос, 2007. — 448 c.
Психология семьи детско родительские отношения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here