Психология женщины самоанализ

Самое интересное и полезное на тему: "Психология женщины самоанализ" простым и понятным языком. Мы собрали полную информацию по теме и постарались раскрыть тему во всех деталях. Если появились вопросы - задавайте их в комментариях.

Психология женщины. Самоанализ

Карен Хорни

В эту книгу включены наиболее значительные работы выдающегося ученого-психоаналитика Карен Хорни, яркой представительницы «неофрейдизма», которая бросила вызов пессимизму и терапевтическому аскетизму великого австрийца. Книги Хорни написаны легким, образным, ярким языком и понятны даже неспециалистам. Невероятно популярные в свое время, они и сегодня не утратили своей значимости. В сборник вошли «Психология женщины» — критика идей Фрейда о психологических последствиях анатомического различия между мужчиной и женщиной, а также «Самоанализ» — своеобразная платформа теории самой Хорни; эта работа — первое практическое руководство по психоанализу, помогающее людям преодолевать собственные проблемы.

Во всех работах Хорни прекрасно изображены типичные внутренние конфликты человека, а ее типология характеров — это мастерски выполненное описание людей, с которыми чуть не ежедневно сталкиваются не только психологи и психотерапевты, но и все мы в обыденной жизни.

Издательство: Питер, Серия: Мастера психологии, 2013 г.

Скачать: Самоанализ , Карен Хорни

Карен Хорни (1885-1952) известна не только как яркая представительница неофрейдизма (направления, возникшего вследствие возрастающей неудовлетворенности ортодоксальным психоанализом), но и как автор собственной оригинальной теории, а также одна из ключевых фигур в области женской психологии. Она единственная женщина-психолог, чье имя значится в ряду основателей психологической теории личности. В своей работе «Невротическая личность нашего времени» (1937), ознаменовавшей отход от классической фрейдовской теории, она сосредотачивается не на прошлых, а на существующих в данный момент конфликтах личности и включает в сферу своего внимания социальные и культурные факторы развития неврозов. Книга «Самоанализ» (1942) стала первым руководством по самоанализу, предназначенным помочь людям самостоятельно преодолевать собственные проблемы. Для психологов, психотерапевтов, социальных работников, педагогов и всех интересующихся вопросами психологии и развития личности.

Читать книгу онлайн

…Изначально психоанализ разрабатывался как метод терапии в строго медицинском значении. Фрейд обнаружил, что определенные нарушения, не имеющие видимой органической основы, — такие, как истерические приступы, фобии, депрессии, наркотическая зависимость, функциональные расстройства желудка, — можно излечить, раскрыв обусловливающие их бессознательные факторы. Со временем подобного рода расстройства получили общее название невротических.

Спустя некоторое время — в последние тридцать лет — психиатрам стало понятно, что невротические люди страдают не только от этих явных симптомов, но и от значительного нарушения всех их жизненных отношений. Они также увидели, что для многих людей характерны нарушения личности, которые не сопровождаются какими-либо определенными симптомами, прежде считавшимися признаками неврозов. Другими словами, постепенно становилось все более очевидным, что невротические симптомы могут и не проявляться, но не бывает так, чтобы отсутствовали личностные проблемы. Таким образом, неизбежно следовал вывод, что эти менее специфические проблемы и составляют суть неврозов.

Осознание этого факта оказалось чрезвычайно конструктивным в развитии психоаналитической науки — оно не только повысило ее эффективность, но и расширило сферы ее применения. Явные нарушения характера — такие, как навязчивая нерешительность, повторяющийся ошибочный выбор друзей или половых партнеров, значительные внутренние барьеры в работе, — стали такими же объектами анализа, как и грубые клинические симптомы. Тем не менее в центре интересов оказалась не личность и ее оптимальное развитие; конечной целью было понимание и возможное устранение очевидных расстройств, а анализ характера являлся лишь средством достижения этой цели. Если же в процессе такой работы человек начинал развиваться в более благоприятном направлении, то это было скорее результатом случайным и непреднамеренным.

Психоанализ был и остается методом терапии особых невротических расстройств. Но то, что его можно использовать с целью общего развития личности, делает его ценным самим по себе. Люди все чаще обращаются к анализу не потому, что страдают от депрессий, фобий или подобных им нарушений, но потому, что чувствуют, что не могут справиться с жизнью, или понимают, что что-то внутри них самих тянет их назад или вредит их отношениям с другими.

Как иной раз бывает, когда открывается новая перспектива, значение этого нового направления сначала переоценивалось. Не раз заявлялось, да и сейчас такое мнение по-прежнему широко распространено, что психоанализ является единственным средством, способствующим развитию личности. Излишне говорить, что это не так. Сама жизнь оказывает наиболее действенную помощь нашему развитию. Невзгоды, которые обрушиваются на нас, — необходимость покинуть свою страну, физические болезни, периоды одиночества, — но также и радости жизни — настоящая дружба и даже просто общение с приятными и хорошими людьми, работа в коллективе единомышленников — все эти факторы способны помочь нам полностью осуществить наш потенциал. К сожалению, такая поддержка имеет определенные недостатки: благоприятные обстоятельства не всегда возникают тогда, когда мы в них нуждаемся; трудности могут не только потребовать от нас активности и мужества, но и, превысив наши силы, попросту сокрушить нас. Наконец, мы можем быть слишком поглощены психологическими проблемами, чтобы использовать помощь, предоставленную самой жизнью. Поскольку психоанализ не имеет этих недостатков, хотя у него есть другие, он может законно занять свое место в качестве одного из специфических средств, служащих развитию личности.

Любая подобного рода помощь необходима вдвойне в запутанных и сложных условиях цивилизации, в которой все мы живем. Но профессиональная помощь аналитика, даже если бы ее можно было оказывать более широкому кругу людей, вряд ли доступна каждому, кто в ней нуждается. Именно поэтому вопрос о самоанализе имеет большое значение. Всегда считалось, что «познать себя» не только полезно, но и возможно. Вполне вероятно, что достижению этого могут во многом способствовать открытия психоанализа. С другой стороны, эти же открытия выявили гораздо больше возникающих при этом трудностей, чем было известно прежде. Поэтому при обсуждении возможностей психоаналитического исследования самого себя рядом с надеждой всегда должна присутствовать сдержанность.…

Психология женщины. Самоанализ

Карен Хорни

В эту книгу включены наиболее значительные работы выдающегося ученого-психоаналитика Карен Хорни, яркой представительницы «неофрейдизма», которая бросила вызов пессимизму и терапевтическому аскетизму великого австрийца. Книги Хорни, написаны легким, образным, ярким языком и понятны даже неспециалистам. Невероятно популярные в свое время, они и сегодня не утратили своей значимости. В сборник вошли «Психология женщины» — критика идей Фрейда о психологических последствиях анатомического различия между мужчиной и женщиной, а также «Самоанализ» — своеобразная платформа теории самой Хорни; эта работа — первое практическое руководство по психоанализу, помогающее людям преодолевать собственные проблемы.

Читайте так же:  Психология зрелых женщин

Во всех работах Хорни прекрасно изображены типичные внутренние конфликты человека, а ее типология характеров — это мастерски выполненное описание людей, с которыми чуть не ежедневно сталкиваются не только психологи и психотерапевты, но и все мы в обыденной жизни.

Издательство: Питер, Серия: Мастера психологии, 2015 г.

Самоанализ. Психология женщины. Новые пути в психоанализе

Эта книга сборник основных трудов ученого-психоаналитика Карен Хорни, яркой представительницы «неофрейдизма», которая бросила вызов пессимизму и терапевтическому аскетизму великого австрийца З. Фрейда.

Эта книга читается легко, несмотря на те серьезные проблемы, которые вскрывает автор. В книге много образов и примеров. Материал изложен ярким языком и понятным даже неспециалистам.

В сборник вошли несколько произведений: «Психология женщины». Эта книга была опубликована в 1967г. Здесь автор критикует идеи Фрейда о психологических последствиях анатомического различия между мужчиной и женщиной.

«Новый путь в психоанализе» — 1939г. Автор критикует основные воззрения Фрейда – теории либидо, концепции тревоги и нарциссизма.

«Самоанализ» -1942г. Здесь К.Хорни уже выдвигает свою теорию и дает первое практическое руководство по психоанализу, которое может помочь людям преодолевать собственные проблемы.

К.Хорни очень ярко и образно изображает типичные внутренние конфликты человека.

Карен Хорни (1885-1952) принадлежит к плеяде выдающихся деятелей мирового психоанализа и, наряду с Хелен Дейч, является общепризнанным основателем науки о женской психологии.

Заслуга научной постановки этой проблемы в значительной степени при-надлежит З.Фрейду (1856-1939) и его (не во всем согласной со своим учителем) последовательнице Карен Хорни.

К.Хорни родилась в Гамбурге в протестантской семье. Ее отец был капитаном норвежского флота и глубоко религиозным человеком. Мать Карен датчанка по происхождению, наоборот, отличалась свободомыслием, которое, безусловно, унаследовала дочь.

Ее решение заняться медициной – не совсем обычный выбор для женщины начала двадцатого века – было принято под влиянием матери. Окончив Берлинский университет (1913) лучшей студенткой в группе, Хорни специализируется в области психиатрии и психоанализа. В двадцать четыре года она вышла замуж за берлинского юриста Оскара Хорни. Прожив с мужем двадцать восемь лет и воспитав трех дочерей, в 1937 году из-за различия интересов Карен разводится с мужем, и с этого времени полностью посвящает себя психоаналитическому движению. Безусловно, талантливый врач и исследователь, Хорни стала доктором медицины в двадцать восемь лет, а к тридцати была уже одним из признанных преподавателей только что открывшемся Берлинском Институте Психоанализа. Уже одна из первых ее статей «О происхождении комплекса кастрации у женщин» принесла ей европейскую известность.

Обучение у таких верных последователей Фрейда, казалось бы, должно было способствовать безусловной приверженности идеям классического психоанализа. Однако Хорни, практически с первых ее работ, начинает активно полемизировать с создателем психоаналитической теории, и, нельзя не признать, что в ряде случаев эта полемика была достаточно продуктивной.

Причина этой неожиданной «конфронтации» яснее всего раскрывается самой Хорни. В 1926 году в работе «Уход от женственности» она писала: «Психоанализ – творение мужского гения, и почти все, кто развивал его идеи, тоже были мужчинами. Естественно и закономерно, что они были ориентированы на изучение сущности мужской психологии и понимали больше в развитии мужчины, чем женщины». С этим упреком трудно не согласиться, также как и с тем, что лишь дифференцированный подход к мужской и женской психологии открывает путь к разработке философии целостной личности. Холизм или «философия целостности», где объединяются объективное и субъективное, материальное и идеальное – составлял основу всех концептуальных подходов Хорни.

Значительную роль в жизни Карен Хорни сыграл Франц Александер, который, декларировав свой отход от психоанализа и покинув из-за этого Берлин, на самом деле талантливо имплицировал аналитические подходы в американскую социальную психологию. Во многом сходным путем шла к созданию науки о женской психологии К.Хорни.

Именно Ф.Александер в 1932 году пригласил Карен Хорни в Чикаго в каче-стве заместителя директора Чикагского Психоаналитического Института. Это был уже второй психоаналитический институт. Первый был открыт в 1930 году в Нью-Йорке. Для руководства им был приглашен из Берлина доктор Шандор Радо (1890-1972), который принес с собой дух ортодоксальности и традиций, существовавший в Берлинском Институте Психоанализа.

[3]

Ф.Александер придерживался более широких взглядов и во многом способствовал преодолению изоляции психоанализа и приходу его в университеты и колледжи США.

[2]

Проработав вместе около двух лет, Александр и Хорни признали, что их дальнейшее сотрудничество невозможно, так как у каждого был свой собственный путь. К.Хорни уезжает в Нью-Йорк, где в 1941 году организует Американ-ский Институт Психоанализа, а позднее становится редактором-основателем «Американского Психоаналитического Журнала». Ей принадлежат десятки исследований, статей и книг, среди которых наиболее известны «Невротическая личность нашего времени» и «Женская психология».

Карен Хорни расскрывает понятие комплекса кастрации у женщин. Она выделяет несколько причин возникновения комплекса кастрации у женщин:

1. комплекс зависти к пенису, «комплекс маскулинности».

2. фантазии, возникающие при прохождении идентификации, фантазии о кастрации вследствие любовных отношений с отцом.

К.Хорни пишет, что: «огромное значение этой комбинации заключается в том, что чрезвычайно важная часть подавленной женственности теснейшим образом связывается с фантазиями о кастрации. Уязвленная женственность дает начало комплексу кастрации, а этот комплекс нарушает развитие женщины. Отсюда и начинается мстительное отношение к мужчинам, которое столь часто обращает на себя внимание у женщин с выраженным комплексом кастрации».

Рассматривается то, в какой мере эволюция женщин, представленная психоанализом, оценивалась по мужским меркам и в какой мере данная картина расходится из-за этого с истинной природой женщин. Хорни рассматривает преимущество женщин с физиологической, детородной стороны, и что на этот счет у мужчин появляется зависть. Далее выделяется то, что стремление мужчин принижать значение женщин выражено явно сильнее, чем соответст-вующая потребность у женщин. Но следует учесть одно обстоятельство. Вследствие чисто мужского характера нашей цивилизации женщинам гораздо труднее было достичь сублимации, которая действительно удовлетворяла бы их естество, поскольку все обычные профессии были рассчитаны на мужчин. Это опять-таки усугубляло их чувство неполноценности, сама реальность давала новые подтверждения их неполноценности. Данная точка зрения является противоположной, односторонней.

Читайте так же:  Психология мужчины женские секреты

Объяснение фригидности по мнению К.Хорни основаны исключительно на субъективных убеждениях врачей и сексологов и поэтому никак не способствуют конкретному и исчерпывающему прояснению данной проблемы. Психоанализ как наука пошел в ином направлении – медико-психологическом исследовании индивида и его развития.

К. Хорни отвечает на вопросы: является ли фригидность изолированным и поэтому очень важным симптомом? Или же она тесно связана с действитель-ными нарушениями психологического или физического здоровья?

Хорни выделяет феномены, которые зачастую обнаруживают вместе с фригидностью: функциональные расстройства менструации, нерегулярность цикла, состояние напряжения, раздражительности или слабости. Бессознательная, завистливая установка лишает женщину возможности разглядеть свои достоинства (даже у одарённых женщин).

К.Хорни рассматривает проблему брака. Почему люди, несмотря на все неудачные примеры, все-таки вступают в брак?

А также автор пытается объяснить предменструальное напряжение не только с медицинской точки зрения. Она пишет, что: «Этот особый период женского цикла является трудным только для тех женщин, у которых идея материнства исполнена огромным внутренним конфликтом».

Также упоминается о психологических причинах недоверия между полами. Страх перед силой страстей и сложность их контролирования в любовных отношениях, возникающий в результате конфликт между самоотдачей и самосохранением, между Я и Ты, готовность к недоверию – все это происходит из неразрешенных конфликтов детства. Каким образом возникает неприязнь к партнеру по браку? Хорни пишет: «можно избежать наиболее разрушительных диссонансов в развитии, или, по крайней мере, снизить их интенсивность. С полным правом можно сказать, что удача в браке зависит от степени эмоциональной стабильности, достигнутой обоими партнерами до брака».

Большое внимание уделяется проблеме женского мазохизма и невротической потребности в любви. Здесь говорится о неврозе характера, который начинается в раннем детстве и в той или иной мере охватывает всю личность. Чрезмерная потребность невротика в том, чтобы его любили, ценили, признавали и поддерживали, чтобы ему помогали и советовали, а также в чрезмерной чувствительности к фрустрации этих потребностей.

Очень познавательна последняя часть книги – «Самоанализ». Здесь автор излагает некоторые основные принципы, касающиеся метода. Но все-таки здесь накоплено мало реального опыта, который мог бы служить путеводителем. По мнению К.Хорни самоанализ дает возможность самореализации, развитию каких-либо талантов, которые могут быть подавлены и никак не используются, и развитию потенциальных возможностей как сильного и целостного человеческо-го существа, свободного от калечащих внутренних принуждений.

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Хорни Карен » Самоанализ

ISBN: 5318007368, 9785318007361

Карен Хорни (1885-1952) известна не только как яркая представительница неофрейдизма (направления, возникшего вследствие возрастающей неудовлетворенности ортодоксальным психоанализом), но и как автор собственной оригинальной теории, а также одна из ключевых фигур в области женской психологии. Она единственная женщина-психолог, чье имя значится в ряду основателей психологической теории личности. В своей работе «Невротическая личность нашего времени» (1937), ознаменовавшей отход от классической фрейдовской теории, она сосредотачивается не на прошлых, а на существующих в данный момент конфликтах личности и включает в сферу своего внимания социальные и культурные факторы развития неврозов. Книга «Самоанализ» (1942) стала первым руководством по самоанализу, предназначенным помочь людям самостоятельно преодолевать собственные проблемы. Для психологов, психотерапевтов, социальных работников, педагогов и всех интересующихся вопросами психологии и развития личности.

Как заниматься самоанализом?

Этот вопрос был задан мне некоторое время назад на одной из лекций по психологии отношений, и он заставил меня глубоко задуматься. Тем, кто ходит к психологу, несомненно, проще: если не умеет заниматься самоанализом, его научат. А что делать тем, кто предпочитает самостоятельные путешествия к глубинам своей души и сомневается, как это делать правильно?!

Вот только «правильно» – это особая история про каждого отдельно взятого человека (подробнее читайте в заметке «Ты никогда не ошибешься, если…»). То, что правильно для одного, может быть огромной ошибкой для другого. Прямо как:

«Что русскому хорошо, то немцу смерть…»

Однако некоторые рекомендации-таки я постаралась выделить.

Во-первых, самоанализ невозможен без рефлексии. Эти два процесса идут рука об руку.

Рефлексия – это самонаблюдение, размышление над своими переживаниями и мыслями.

Самоанализ – это анализ собственных поступков и переживаний, который отличается целенаправленностью и произвольностью процесса этого анализа.

То есть для того, чтобы что-то анализировать, необходимо еще научиться отмечать то, что впоследствии необходимо будет анализировать. Например, у Вас не складываются отношения с коллегами на работе. Вы можете сколько угодно анализировать, почему Вас никто не любит (самоанализ), но так и не придёте ни к какому результату, пока не заметите, что, когда к Вам обращаются с просьбой, Вы из чувства справедливости жестковато отвечаете, что каждый должен заниматься своим делом (рефлексия).

Во-вторых, особое внимание обращайте на раздражители. Люди, события, слова, которые заставляют Ваши эмоции взыграть, говорят о чем-то очень личном для Вас, с чем необходимо разобраться и что необходимо понять. То, что мы не любим в людях и за что уважаем их, за что осуждаем и восхваляем других, кого ставим в пример окружающим и кем восхищаемся сами, говорит гораздо больше о нас самих, нежели об окружающих.

В психологии есть такое понятие «проекция».

Проекция — приписывание другому или другим своих собственных ощущений, эмоций, мыслей, проблем.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Об этом стоит почитать подробнее и запомнить навсегда: мы не можем быть объективными в большинстве случаев, ведь постоянно интерпретируем то, что с нами происходит, исходя из собственного опыта, который крайне субъективен. И таким образом, раздражители, которые затрагивают наши эмоции, имеют огромное значение: они дают возможность познать себя!

Читайте так же:  Совместимость в постели женщина лев мужчина рыбы

В третьих, с самоанализом нельзя торопиться и отвлекаться. Время – один из Ваших главных помощников. Самоанализ требует Вашего предельного внимания, а для этого Вы должны быть свободны. Как Вы думаете, насколько эффективен будет самоанализ занятой матери на тему «Почему я ничего не успеваю?!» в течение 20 минутной дороги в садик сломя голову, так как она уже на 30 минут опаздывает, в процессе поедания бутерброда, так как она не успела пообедать?!

Я не хочу сказать, что Вам нужно много времени. Нет, это могут быть те же самые 20 минут, но сконцентрированные на конкретном вопросе в спокойной атмосфере, когда Вас ничто и никто не отвлекает.

Говоря о времени, нельзя не вспомнить замечательную поговорку: всему свое время – это про рефлексию и самоанализ. Когда происходит что-то, что задевает Ваши эмоции (как положительно, так и негативно), помните: НИКАКОГО САМОАНАЛИЗА, ТОЛЬКО РЕФЛЕКСИЯ. Анализ – это спокойный, рациональный разбор, что произошло, что Вы испытали, как Вы себя повели. Он невозможен, когда эмоции бушуют.

В-четвертых, Вам понадобится информация. Да, конечно, все ответы заключены в Вас самих, но чтобы их отыскать пригодится помощь и опыт других людей. Читайте достойные книги, смотрите хорошее кино, слушайте интервью, посещайте лекции и тренинги, слушайте советы своих друзей… И самое главное – примеряйте все на себя, чтобы понять: это про Вас или нет?!

Знания о человеке в самых разных областях пока еще разрозненны и могут ничего не говорить конкретно о Вас и Вашем опыте. Например, Вы где-то прочитали, что старший ребенок в семье часто страдает от невнимания родителей, из-за этого он вырастает с повышенными требованиями к себе и страдает всю оставшуюся жизнь. Ваша первая и главная задача почувствовать: в этом есть что-то про Вас или нет? Определить это можно несколькими способами:

— Вы можете сразу нутром почувствовать, что так оно и есть,

— Эта информация западет Вам в голову и будет периодически всплывать, и тогда действительно стоит задуматься: а что именно меня здесь зацепило?

— Эта информация у Вас вызовет агрессию и сильное эмоциональное отвержение, и тогда здесь точно есть что-то про Вас, осталось справиться с собственным сопротивлением и разобраться, что именно.

То есть Вы ни в коем случае не должны принимать все, что читаете, видите или слышите за чистую монету. Но Вы должны читать, видеть и слышать, чтобы получать вдохновение, пропуская все через свой внутренний фильтр «Это про меня или нет?»

Таким образом, можно вывести некоторый алгоритм рефлексии-самоанализа:

0. Определить, на чем Вы хотите сосредоточить свое внимание. Этот пункт идет у меня 0-вым в списке, так как если уж Вы дошли до вопроса «Как заниматься самоанализом», то, скорее всего, уже понимаете, зачем Вам это.

1. Рефлексировать, а именно:

1.1. Наблюдать за собой в периоды особой эмоциональности. Для этого есть три волшебных вопроса, которые вывел Ф. Перлз, основатель гельшальт-подхода в психологии: Что я чувствую? Что я ощущаю (в теле)? Что я думаю? И помните:

1.2. Фиксировать свои наблюдения о своих эмоциях, ощущениях и мыслях. Запоминать тоже можно, но это будет менее эффективно. Фиксировать можно с помощью дневников, рисунков, мимолетных записей и пр.

2. Подождать… И еще подождать… А потом еще подождать… В общем, дождаться, пока эмоции улягутся и будет время для спокойного размышления наедине с самим собой.

3. Заняться самоанализом. То есть достать свои записи о том самом периоде эмоциональной бури и начать задаваться вопросами… И тут большущий простор для фантазии: В какие моменты я чувствую/ощущаю/думаю то же самое? Когда в прошлом я сталкивался с этими чувствами/ощущениями/мыслями? Как я реагирую, когда я так чувствую/ощущаю/думаю? Как мое поведение и слова соответствовали/не соответствовали моим чувствам/ощущениям/мыслям? Что чувствуют/ощущают/думают окружающие люди, когда я так реагирую? Что чувствуют/ощущают/думают окружающие люди, когда мои действия и слова расходятся с моими чувствами/ощущениями/мыслями?

Ответ на каждый из этих вопросов будет тянуть ниточку из других вопросов. Просто будьте любопытны к себе, пытайтесь понять и помните, что Вы не знаете о себе и толики всей правды!

4. Искать информацию. Столкнувшись с тем или иным вопросом, почувствовав, что Вы в тупике, осознав, что не понимаете, куда и как двигаться дальше, ищите знаний.

5. Примерять к себе новую информацию, которую почерпнули сами в процессе самоанализа и поиска. Если она не имеет к Вам никакого отношения, смело отбрасывайте. Если же она про Вас, внедряйте новые знания в жизнь и…

6. Начинать сначала, да-да, прямо с 1-го пункта! Процессы рефлексии и самоанализа бесконечны, и пока Вы живы, Вы просто обязаны ради самого себя продолжать этот процесс самопознания.

Как всегда, мне хочется пожелать Вам удачи на этом непростом, но благодатном пути самопознания и саморазвития! И если Вы вдруг почувствуете, что Вам нужна поддержка и помощь, обращайтесь к профессиональному психологу. Он поможет подобрать для Вас индивидуальный тур к глубинам Вашей души.

P.S. В конце хочу обратиться к Вам с просьбой: если читая эту статью, Вы задумались, узнали что-то новое или просто даже улыбнулись, жмите «Спасибо» (это могут сделать только зарегистрированные пользователи) и делитесь заметкой в соц. сетях:

Все мои статьи и заметки рождаются из мыслей о том, что может быть Вам полезно. Ваши «Спасибо» и рекомендации друзьям помогают мне чувствовать, что я двигаюсь в верном направлении:-)

Психология женщины самоанализ

Карен Хорни (1885-1952) известна не только как яркая представительница неофрейдизма (направления, возникшего вследствие возрастающей неудовлетворенности ортодоксальным психоанализом), но и как автор собственной оригинальной теории, а также одна из ключевых фигур в области женской психологии. Она единственная женщина-психолог, чье имя значится в ряду основателей психологической теории личности. В своей работе «Невротическая личность нашего времени» (1937), ознаменовавшей отход от классической фрейдовской теории, она сосредотачивается не на прошлых, а на существующих в данный момент конфликтах личности и включает в сферу своего внимания социальные и культурные факторы развития неврозов. Книга «Самоанализ» (1942) стала первым руководством по самоанализу, предназначенным помочь людям самостоятельно преодолевать собственные проблемы. Для психологов, психотерапевтов, социальных работников, педагогов и всех интересующихся вопросами психологии и развития личности.

Читайте так же:  Мужчина часто меняет женщин психология

Самоанализ или психотерапия?

Некоторые люди противопоставляют самоанализ работе с психологом. Потому что самоанализ — это, мол, способ справиться со своими проблемами самому. А поход к психологу — это когда проблемы решаются сторонним человеком, специалистом.

Я хочу сказать, что для меня самоанализ и личная терапия — это два процесса, прекрасно дополняющие друг друга.

Мне кажется, что ходить к психологу без выполнения некоторой «домашней» работы по исследованию себя — бесполезная трата времени и денег. Вообще, в кабинете психолога клиент проводит час в неделю, а в остальное время предоставлен сам себе. И мне кажется, что основная психотерапевтическая работа происходит как раз в это время, наедине с собой, когда в голову лезут всякие мысли.

Впрочем, и во время сессии с психологом клиент, как правило, анализирует свою жизнь. Он делает это сам, психолог не может за другого человека осмыслить и что-то понять. В психотерапии, как и обычной жизни, очень верно утверждение, что «свои мозги в чужую голову не вставишь». Клиент во время встречи с психологом делает открытия сам. Психолог, конечно, задаёт уточняющие вопросы и делится своим видением ситуации, но только клиент решает — хочет ли он отвечать на заданный вопрос, подходит ли ему чужой взгляд на его проблему.

Так же самоанализ без психотерапии малоэффективен, часто вместо положительного результата приводит к печали и отчаянию. Недавно на форуме этого сайта увидела вопрос: «Не вредит ли самоанализ? Потому что если в своих исследованиях я нахожу что-то положительное, то просто радуюсь, а если отрицательное — то на душе становится тоскливо и настроение подавленное…» Я считаю, что уныние возникает как раз потому, что человек пытается разобраться в себе без поддержки. Ведь пока он занимается раскопками своей жизни индивидуально, открывая что-то новое в себе, он реагирует на это старыми, давно привычными способами. А когда рядом есть психотерапевт, он предлагает клиенту новое отношение к себе и тому, чтобы найдено во время самоанализа. Делая какое-то «отрицательное» открытие вместе с психотерапевтом, клиент может увидеть своё открытие другими глазами, посмотреть с другой точки зрения.

Вот так, на мой взгляд, и происходит личная терапия: клиент приходит к терапевту с находками из своего самоанализа и вместе с психологом сначала учится видеть задним числом свои привычные способы реагирования на сложные ситуации. А дальше — с помощью терапевта он учится загодя отлавливать свои привычные реакции и заменять их новыми.


Так что самоанализ важен и необходим, а когда он подкрепляется ещё и личной терапией — это ведёт к позитивным изменениям!

Психология женщины самоанализ

В эту книгу включены наиболее значительные работы выдающегося ученого-психоаналитика Карен Хорни, яркой представительницы «неофрейдизма», которая бросила вызов пессимизму и терапевтическому аскетизму великого австрийца. Книги Хорни, написаны легким, образным, ярким языком и понятны даже неспециалистам. Невероятно популярные в свое время, они и сегодня не утратили своей значимости. В сборник вошли «Психология женщины» — критика идей Фрейда о психологических последствиях анатомического различия между мужчиной и женщиной, а также «Самоанализ» — своеобразная платформа теории самой Хорни; эта работа — первое практическое руководство по психоанализу, помогающее людям преодолевать собственные проблемы. Во всех работах Хорни прекрасно изображены типичные внутренние конфликты человека, а ее типология характеров — это мастерски выполненное описание людей, с которыми чуть не ежедневно сталкиваются не только психологи и психотерапевты, но и все мы в обыденной жизни.

Психология женщины самоанализ

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 252 571
  • КНИГИ 575 582
  • СЕРИИ 21 294
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 527 003

Изначально психоанализ разрабатывался как метод терапии в строго медицинском значении. Фрейд обнаружил, что определенные нарушения, не имеющие видимой органической основы, — такие, как истерические приступы, фобии, депрессии, наркотическая зависимость, функциональные расстройства желудка, — можно излечить, раскрыв обусловливающие их бессознательные факторы. Со временем подобного рода расстройства получили общее название невротических.

Спустя некоторое время — в последние тридцать лет — психиатрам стало понятно, что невротические люди страдают не только от этих явных симптомов, но и от значительного нарушения всех их жизненных отношений. Они также увидели, что для многих людей характерны нарушения личности, которые не сопровождаются какими-либо определенными симптомами, прежде считавшимися признаками неврозов. Другими словами, постепенно становилось все более очевидным, что невротические симптомы могут и не проявляться, но не бывает так, чтобы отсутствовали личностные проблемы. Таким образом, неизбежно следовал вывод, что эти менее специфические проблемы и составляют суть неврозов.

Осознание этого факта оказалось чрезвычайно конструктивным в развитии психоаналитической науки — оно не только повысило ее эффективность, но и расширило сферы ее применения. Явные нарушения характера — такие, как навязчивая нерешительность, повторяющийся ошибочный выбор друзей или половых партнеров, значительные внутренние барьеры в работе, — стали такими же объектами анализа, как и грубые клинические симптомы. Тем не менее в центре интересов оказалась не личность и ее оптимальное развитие; конечной целью было понимание и возможное устранение очевидных расстройств, а анализ характера являлся лишь средством достижения этой цели. Если же в процессе такой работы человек начинал развиваться в более благоприятном направлении, то это было скорее результатом случайным и непреднамеренным.

Психоанализ был и остается методом терапии особых невротических расстройств. Но то, что его можно использовать с целью общего развития личности, делает его ценным самим по себе. Люди все чаще обращаются к анализу не потому, что страдают от депрессий, фобий или подобных им нарушений, но потому, что чувствуют, что не могут справиться с жизнью, или понимают, что что-то внутри них самих тянет их назад или вредит их отношениям с другими.

[1]

Как иной раз бывает, когда открывается новая перспектива, значение этого нового направления сначала переоценивалось. Не раз заявлялось, да и сейчас такое мнение по-прежнему широко распространено, что психоанализ является единственным средством, способствующим развитию личности. Излишне говорить, что это не так. Сама жизнь оказывает наиболее действенную помощь нашему развитию. Невзгоды, которые обрушиваются на нас, — необходимость покинуть свою страну, физические болезни, периоды одиночества, — но также и радости жизни — настоящая дружба и даже просто общение с приятными и хорошими людьми, работа в коллективе единомышленников — все эти факторы способны помочь нам полностью осуществить наш потенциал. К сожалению, такая поддержка имеет определенные недостатки: благоприятные обстоятельства не всегда возникают тогда, когда мы в них нуждаемся; трудности могут не только потребовать от нас активности и мужества, но и, превысив наши силы, попросту сокрушить нас. Наконец, мы можем быть слишком поглощены психологическими проблемами, чтобы использовать помощь, предоставленную самой жизнью. Поскольку психоанализ не имеет этих недостатков, хотя у него есть другие, он может законно занять свое место в качестве одного из специфических средств, служащих развитию личности.

Читайте так же:  Психология для женщин которые не могут забеременеть

Любая подобного рода помощь необходима вдвойне в запутанных и сложных условиях цивилизации, в которой все мы живем. Но профессиональная помощь аналитика, даже если бы ее можно было оказывать более широкому кругу людей, вряд ли доступна каждому, кто в ней нуждается. Именно поэтому вопрос о самоанализе имеет большое значение. Всегда считалось, что «познать себя» не только полезно, но и возможно. Вполне вероятно, что достижению этого могут во многом способствовать открытия психоанализа. С другой стороны, эти же открытия выявили гораздо больше возникающих при этом трудностей, чем было известно прежде. Поэтому при обсуждении возможностей психоаналитического исследования самого себя рядом с надеждой всегда должна присутствовать сдержанность.

Цель этой книги — подвергнуть серьезному рассмотрению данный вопрос, обсудив должным образом связанные с ним проблемы. Я попыталась также изложить некоторые основные принципы, касающиеся метода, но в этой области накоплено мало подлинного опыта, который мог бы служить нам путеводителем, а потому главная моя задача состояла скорее в том, чтобы поставить вопрос и стимулировать усилия в направлении конструктивного самопознания, а не предложить какие-либо ясные ответы.

Попытки конструктивного самоанализа могут иметь большое значение в первую очередь для самого человека. Они дают ему возможность осуществить себя. Под самоосуществлением я понимаю не только развитие каких-то особых талантов, которые, возможно, подавлены у данного человека и никак не используются, но и, что еще более важно, развитие его потенциальных возможностей самопроявления в качестве сильного и цельного человеческого существа, свободного от калечащих внутренних принуждений. Но с этим связан и более широкий вопрос. Неотъемлемой частью демократических идеалов, за которые мы боремся в наши дни, является убеждение, что каждый человек призван полностью осуществить свои потенциальные возможности. Способствуя этому, психоанализ не может избавить людей от бед и страданий, но он может, во всяком случае, прояснить истоки трений и взаимонепонимания, ненависти, страхов и обид, слабостей и уязвимых сторон, причиной и следствием которых являются эти беды и страдания.

В двух предыдущих книгах мною представлены основы теории неврозов, разрабатываемой в данной работе. Я бы охотно отказалась от изложения этих новых подходов и формулировок, но мне кажется неразумным упустить хоть что-нибудь, что может быть полезно для самопознания. Но я постаралась изложить материал как можно более просто, не искажая его сущности. Необычайно сложная природа психологических проблем — факт, скрывать который не нужно и невозможно, и, понимая всю степень этой сложности, я стремилась не увеличивать ее громоздкой терминологией.

Я пользуюсь этой возможностью, чтобы выразить свою благодарность мисс Элизабет Бет за глубокое понимание, с которым она помогала мне структурировать материал. Мне хочется поблагодарить моего секретаря, мисс Мэри Леви, за ее неутомимые усилия. Я хочу выразить также благодарность моим пациентам, которые разрешили мне опубликовать их опыт самоанализа.

Возможность и желательность самоанализа

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Каждый аналитик знает, что анализ протекает гораздо быстрее и эффективнее при «сотрудничестве» со стороны пациента. Говоря о «сотрудничестве», я не имею в виду вежливое и услужливое принятие всего, что предлагается аналитиком. Я не отношу к «сотрудничеству» и сознательное желание пациента рассказать о себе; большинство пациентов, которые обращаются к аналитику по собственному желанию, рано или поздно осознают и принимают необходимость высказываться с предельной откровенностью. Скорее я имею в виду способ самовыражения, который столь же мало подчиняется сознательному контролю пациента, как и выражение композитором своих чувств в музыке. Если какие-то внутренние силы препятствуют композитору в выражении своих чувств, то он просто не способен работать; он непродуктивен. Точно так же и пациент, несмотря на все его желание сотрудничать, становится непродуктивным, как только его усилия наталкиваются на некоторое «сопротивление». Но чем чаще периоды, когда он способен свободно выражать себя, чем больше он может биться над решением своих проблем, тем большее значение имеет совместная работа пациента и аналитика.

Источники


  1. Зубова, А. В. Семейная дипломатия. Между невесткой и свекровью… / А.В. Зубова. — М.: Феникс, 2015. — 224 c.

  2. Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 304 c.

  3. Теплицкий, А.Ю. Зеленый коридор. Таможенные правила. Трудовое законодательство. Жилищное право. Семейное право. Нотариат / А.Ю. Теплицкий, А.Б. Гурович, Е.Г. Карпова. — М.: Л. ИКА Здравствуйте, 2011. — 128 c.
  4. Немов, Р. С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния / Р.С. Немов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 892 c.
Психология женщины самоанализ
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here