Содержание
- 1 Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений: Курс лекций / Л.Б.Шнейдер. — М.: Апрель-Пресс, 2000. — С. 479-485.
- 2 Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для ву зов
- 3 Шнейдер Л.Б.. Книги онлайн
- 4 Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений
- 5 Шнейдер Л.Б. Семейная психология
- 6 Психология семейных отношений
- 7 Семейные отношения в рамках различных теоретических концепций
- 8 Шнейдер Л.Б.. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.—М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга.— 768 с.— («Gaudeamus»). 2006
Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений: Курс лекций / Л.Б.Шнейдер. — М.: Апрель-Пресс, 2000. — С. 479-485.
4. Андреева, Т. В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В.Андреева. — СПб.: Речь, 2004. – С.144-158.
5. Андреева, Т.В. Психология современной семьи / Т.В.Андреева, 2005 (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова)
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ (с изм. и доп. федеральных законов от 15.11.1997 № 140-ФЗ, от 27.06.1998 № 94-ФЗ, от 02.01.2000 № 32-ФЗ). – М. Юристпруденция, 2002. – С.3-9, 26-37. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова)
Дополнительная:
1. Бровкин, А.В. Семья и закон в вопросах и ответах / А.В.Бровкин, И.А.Еремичев, Э.Л.Страунинг. — М.: Щит-М, 2002. – С.3-121.
2. Ребенок в карусели развода: психология благополучного развода в семье с детьми / С.К.Нартова-Бочевер [и др.]. – М.: ТП, 1998. — С.3-222.
3. Словарь практического психолога / [сост. С.Ю.Головин]. – Минск: Харвест, 1997. – С.234-238.
4. Землянкая, М. Решение семейных конфликтов. Психологический практикум / М.Землянкая. — М.: ЭКСМО, 2003. – 288с.
5. Райгородский, Д.Я. Психология семьи: учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экологии и журналистики / Д.Я.Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2002. – 752с.
6. Видра, Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от терапии к надежде. По страницам научных трудов Гельмута Фигдора / Д.Видра. – М.: Институт Психотерапии, 2000. – 224с.
Семинарское занятие №8
Тема: Родительство в аспекте перинатальной психологии
Проблемный вопрос:
1. Какие факторы влияют на становление материнства?
Вопросы для обсуждения
1. Общая характеристика представлений о родительстве.
2. Психологическая поддержка в период беременности. Подготовка к родам. Психологическая готовность к материнству.
3. Психологическая готовность к отцовству. Роль будущего отца.
4. Психологическая подготовка родителей к рождению ребенка.
5. Психологическое сопровождение родительства. Родительская школа как психотерапевтическая группа.
Практические задания:
1. Подобрать практический материал по психологическому сопровождению семьи и родительства. Оформить данный материал в папку-портфолио.
2. Составьте аннотации, тезисы или конспекты трех статей, предложенных ниже:
· Авдеева, Н.М. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. — № 4. — 1997 (1992).
· Брутман, В.И. Некоторые результаты, обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных / В.И.Брутман, М.Г.Панкратов, С.Н.Ениколопов // Вопросы психологии. — № 5. – 1994.
· Брутман, В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности / В.И.Брутман, М.С. Радионова // Вопросы психологии. — № 6. — 1997 — С. 38-48.
· Брутман, В.И.Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов / В.И.Брутман, Г.Г. Филиппова // Вопросы психологии — № 1. — 2002.
· Брутман В.И.Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов / В.И.Брутман, Г.Г Филиппова, И.Ю. Хамитова // Вопросы психологии.- № 3.- 2002 — С.110-118.
· Лосева, В. Страхи вокруг беременности / В.Лосева, А.Луньков // Психологическая консультация. — 1998. — №1. — С.21-34.
Составить словарь терминов:психологическая поддержка, беременность, готовность к рождению ребенка, пренатальное материнство.
Основная литература:
1. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В.Овчарова. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – С.98-180, 308-358.
2. Овчарова, Р.В. Психология родительства / Р.В.Овчарова. – М.: Академия, 2008. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова)
3. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л.Б.Шнейдер. — М.: Апрель-Пресс, 2000. — С. 259-307.
Дополнительная:
1. Рыжков, В.Д. Практическая психология женских капризов / В.Д.Рыжков. – СПб: Лань, 1998. – С.3-256.
2. Симкин, П. Гид по беременности / П. Симкин, Д. Вэлли, Э. Кепплер. – М.: Фаир-Пресс, 2003. – С.5-301.
3. Словарь практического психолога / [сост. С.Ю.Головин]. – Минск: Харвест, 1997. – С.274-275.
4. Спок, Б. Разговор с матерью / Б.Спок. – Киев: Варта, 1990. – С.3-42. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова)
5. Райгородский, Д.Я. Психология семьи: учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экологии и журналистики / Д.Я.Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2002. – 752с.
Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для ву зов
Смотрите также

Таблица — Основные подходы современной семейной психотерапии

Шнейдер Л.Б. Семейная психология
Учебное пособие для ву зов. 2-е изд. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006, — 768 с.
Книга представляет собой психологический анализ семейных отношений как комплексной проблемы, при надлежащей социально-психологической и субъективно-психологической реальности. В ней раскрываются эволюция и сущ.

Контрольная работа — Социометрические техники: семейная социограмма, генограмма, екограмма, семейное пространство, семейная скульптура, ролевая карточная игра
Социометрические техники:
семейная социограмма, генограмма, екограмма, семейное пространство, семейная скульптура, ролевая карточная игра.
Мауп 4курс, Практическая психология, 2010г

Книги по семейной психологии

Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии
Методическое пособие. Москва & Санкт-Петербург «Фолиум» 1996 г. 45 c.
Введение.
Нарушение процесса воспитания в семье.
Психологические причины отклонений в семейном воспитании.
Проективный тест «семейная социограмма» и метод «семейной генограммы».
Семейная системная психотерапия.
Заключение.
.

Варга А.Я. Системная семейная психотерапия

Курсовая работа — Восстановление взаимоотношений между супругами
ПИ РАО,
2001. 33 стр.
Дисциплина — семейная психология.
Введение.
Теоретико-методологические основы восстановления взаимоотношений между супругами.
Методологическая часть.
Диагностическая часть.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
В данной работе были исследов.

Курсовой проект — Влияние семейных взаимоотношений на воспитание

Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений

Виноградов А.В. Основы семейного консультирования. Часть 2
Учебное пособие. Томск: ИЗИДО, 2002. — 108 с.
Данное учебное пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта теоретической подготовки педагогов-психологов по специальности 031000 Педагогика и психология.
Введение в предмет семейного консультирования.
Семейный диагноз.
Коррекция .
Шнейдер Л.Б.. Книги онлайн

Шнейдер Лидия Бернгардовна — специалист в области практической и прикладной психологии. Область научных интересов: экспериментальная психология, психодиагностика, психология семейных отношений, психология развития, психология профессиональной деятельности, профессиональная идентичность, психологическое консультирование.
Автор научных публикаций по проблемам подготовки студентов-практиков в высшей школе, исследованию реального сознания, образа Я студентов, а также учебно-методических программ и пособий по проблемам психодиагностика, психологическое консультирование, семейное консультирование и терапия, диагностика трудностей в обучении, тренинг общения и др., среди которых: Психология семейных отношений. М., 2000; Профессиональная идентичность. М.,2001; Экспериментальное изучение профессиональной идентичности. М., 2001; Тренинг профессиональной идентичности. М., 2001; Основы семейной психологии. М.-Воронеж, 2003; Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. М.-Воронеж, 2003; Основы консультативной психологии. М.-Воронеж, 2003.
В настоящей книге указаны причины, истоки, виды и проявления девиантного поведения детей и подростков; раскрываются возрастные особенности взаимосвязей между уровнями развития смысловой сферы, самоорганизации времени жизни и факторами девиантного поведения, а также определяются и намечаются условия и особенности формирования социально ориентированного поведения детей и подростков.
Учебное пособие предназначено для студентов социально-психологических и психологических факультетов университетов, готовящих себя к практической психологической деятельности, а также для специалистов психологов и широкого круга читателей, интересующихся вопросами психологии.
В предлагаемом пособии по психологическому консультированию отдельные компоненты практического обучения объединяются в целое на основе единой модели профессиональной идентичности. Это позволяет студентам тренироваться одновременно как в плоскости поведения, профессиональных действий, межличностных отношений, так и в когнитивной плоскости, основу чего составляет обзор консультативной психологии.
Книга представляет собой психологический анализ семейных отношений как комплексной проблемы, принадлежащей социально-психологической и субъективно-психологической реальности. В ней раскрываются эволюция и сущность брачно-семейных отношений, особенности их возникновения, становления, стабилизации и распада, описывается характеристика брака и семьи в историческом, социально-психологическом, и индивидуально-психологическом контекстах, рассматривается эмоциональная и функциональная специфика отношений членов семьи друг с другом.
Что мы переживаем сегодня — кризис семейного, или мы выходим на путь вечно семейного?
Эта книга посвящена семье, ее месту в жизни человека и общества, какой она была в прошлом и какой мы хотим ее видеть в будущем. Может ли современная семья помочь человеку выдержать напор общества или семья сама переживает жестокий кризис? Известнейший исследователь семьи Лидия Бернгардовна Шнейдер открывает нам семью в разных «ликах», показывая ее психологические изменения, рост и смысл, который играет семья в жизни человека сегодня; освещает путь, который прошла семья в человеческом обществе от самых истоков до современного состояния.
Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений

Смотрите также

Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для ву зов

Шнейдер Л.Б. Семейная психология
Учебное пособие для ву зов. 2-е изд. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006, — 768 с.
Книга представляет собой психологический анализ семейных отношений как комплексной проблемы, при надлежащей социально-психологической и субъективно-психологической реальности. В ней раскрываются эволюция и сущ.

Курсовая работа — Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка

Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования
М.: Издательский центр «Академия», 2002.
В учебном пособии рассматриваются динамика семейных отношений в современном обществе, закономерности супружеских взаимоотношений, причины их дестабилизации, анализируются типы семейных конфликтов, социально-психологические факторы, приводящие к разводу. Особое место отводится ме.

Психология семейных отношений

Дипломная работа — Особенности семейных отношений в повторном браке
Теоретические основания изучения семейных отношений в повторном браке
Эмпирическое изучение особенностей семейных отношений в повторном браке
Цель исследования – анализ особенностей семейных отношений в повторном браке.
Гипотеза исследования – супруги, состоящие в повторном браке, будут иметь различную степ.

Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования

Презентация — Семейные роли. Внутрисемейная ролевая структура
Презентация. г. Минск, содержит 18 слайдов.
Будет интересна для студентов по специальности «Социальная работа,»Психология семейных отношений».rn

Артамонова Е.И., Екжанова Е.В. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования
Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. М.: Издательский центр Академия, 2002 г. — 192 с.
В учебном пособии рассматриваются динамика семейных отношений в современном обществе, закономерности супружеских взаимоотношений, причины их д.
Шнейдер Л.Б. Семейная психология

Учебное пособие для ву зов. 2-е изд. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006, — 768 с.
Книга представляет собой психологический анализ семейных отношений как комплексной проблемы, при надлежащей социально-психологической и субъективно-психологической реальности. В ней раскрываются эволюция и сущность брачно-семейных отношений, особенности их возникновения, становления, стабилизации и распада, описывается характеристика брака и семьи в историческом, социально-психологическом и индивидуально-психологическом контекстах, рассматривается эмоциональная и функциональная специфика отношений членов семьи друг с другом. Книга адресована студентам-психологам. Содержание учебного пособия направлено на формирование у студентов, специализирующихся в области семейной психологии, полноценного представления о современном состоянии проблем семьи и брака в отечественной и зарубежной психологической науке и практике.rn
Смотрите также

Таблица — Основные подходы современной семейной психотерапии

Контрольная работа — Социометрические техники: семейная социограмма, генограмма, екограмма, семейное пространство, семейная скульптура, ролевая карточная игра
Социометрические техники:
семейная социограмма, генограмма, екограмма, семейное пространство, семейная скульптура, ролевая карточная игра.
Мауп 4курс, Практическая психология, 2010г

Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для ву зов

Книги по семейной психологии

Варга А.Я. Системная семейная психотерапия

Курсовая работа — Восстановление взаимоотношений между супругами
ПИ РАО,
2001. 33 стр.
Дисциплина — семейная психология.
Введение.
Теоретико-методологические основы восстановления взаимоотношений между супругами.
Методологическая часть.
Диагностическая часть.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
В данной работе были исследов.

Курсовой проект — Влияние семейных взаимоотношений на воспитание

Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии
Методическое пособие. Москва & Санкт-Петербург «Фолиум» 1996 г. 45 c.
Введение.
Нарушение процесса воспитания в семье.
Психологические причины отклонений в семейном воспитании.
Проективный тест «семейная социограмма» и метод «семейной генограммы».
Семейная системная психотерапия.
Заключение.
.

Александрова Ю.В. Психологическая помощь в преодолении семейных проблем
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
В издании раскрываются такие разделы психологии семьи как семейные проблемы и виды помощи в их решении: самопомощь, совместная семейная помощь, специализированная психологическая помощь (консультирование, психотерапия, психореабилитация).
Психология семейных отношений

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 8
Постановка проблемы семейных отношений в современной психологии 8
Проблематика психологических исследований семьи и семейных отношений 17
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ 20
Экскурс в психологию семьи и семейных отношений от древности до наших дней 20
Проблематика значимых отношений в системе психологического знания 26
ЭВОЛЮЦИЯ БРАКА И СЕМЬИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
Представления о семье и изменениях, происходящих в ней и в общественном сознании 32
Понятия «семья» и «брак 45
Формы организации брачно-семейных отношений в историческом контексте 48
Семья и брак в истории общества: качественная и количественная эволюция семейных отношений 53
Нетрадиционные (особые) семьи 68
Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений 70
ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ 98
Различные категории современной семьи 98
Современная модель семьи, ее особенности 104
Психологически благополучная и неблагополучная современная семья 115
Психологическое здоровье современной семьи 123
ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 128
Реализация индивидуальных потребностей в браке 128
Многообразие семейных функций 129
Традиционные и современные функции семьи 131
Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура. 136
Анализ деформаций семейного функционирования 141
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ 144
Динамика семейных отношений 144
Периодизация семейной жизни 145
Период ухаживания 151
Молодая семья, ее задачи и особенности 162
Пожилой человек и семья 166
ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 179
Механизмы возникновения симпатии 180
Феномен любви и ее типы 182
Русский Эрос (концептуальный обзор) 190
Источники и стили любви 193
Условия сохранения эмоциональных отношений 202
Причины отрицательного отношения к себе и к семейной жизни 205
СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 208
Профили брака, типы супружеских отношений и их детерминанты 208
Адаптация супругов в семье 216
Семейные ссоры 223
Специфика супружеского конфликта 233
Феномен «прощения» в психологии супружеских отношений 239
Честь, прощение и примирение 242
Искусство прощать и искусство принимать прощение 250
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 259
До рождения ребенка: психологическая
характеристика пренатального периода 259
Факторы и условия психического риска для будущего ребенка 274
Материнство как психологический феномен 282
Семья как персональная микросреда развития ребенка 308
Проблемы детско-родительских отношений и благополучия ребенка в семье 322
Ребенок и семья 332
Соперничество детей в семье 378
ПСИХОЛОГИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ 392
Сексуальная символика русского фольклора 392
Проблема отношения полов 399
Тендерные исследования 413
Стадии психосексуального развития ребенка 431
Сексуальные расстройства 442
ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 460
ПРОЦЕССЫ РАСПАДА И ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 472
Концепции и формы распада семейных отношений 472
Факторы, разрушающие брачно-семейные отношения 474
Стадии развода 479
Контрольные тесты для проверки знаний студентов 486
Предисловие
Функционирование человека как живого существа предполагает реализацию различных потребностей. Какие-то из них могут быть удовлетворены самостоятельно взрослым человеком, какие-то — только совместно с кем-либо. Если с момента существования брака (объединения мужчины и женщины) значимыми были хозяйственная, экономическая, детородная, воспитательная функции, то к настоящему моменту повсеместно усиливаются психотерапевтическая функция, функция эмоциональной поддержки. Брак в его современном виде оценивается с позиций достижения экзистенционального смысла и выступает как психологическое отношение между супругами. При заключении брака востребованными становятся чувства. Именно любовь ведет к созданию семьи. Даже пресловутый «брак по расчету» предполагает или допускает возникновение любви («стерпится — слюбится»).
Каждый человек уникален и неповторим, оборотной стороной этой уникальности является фатальное одиночество. («Все мы одиноки, и нет нам прощения.») Человек приходит в этот мир один, в одиночестве же и покидает его. Кроме того, земная жизнь длится весьма недолго. Осознание уникальности своего бытия и неповторимости личностных качеств и проявлений толкает человека к преодолению одиночества. Нужно, чтобы кто-то понял, принял нас, необходимо быть кому-то нужным. Человек жаждет любить и быть любимым. Найти это он предполагает в браке, семье.
Творческое наследие отечественных и зарубежных психологов в области семьи велико и разнообразно. Однако проблемы психологии семейных отношений рассматриваются лишь попутно. Целостное, систематическое изложение психологии семейных отношений не достаточно представлено. Подспудно даже существовало пренебрежение к данной отрасли науки — как не самостоятельной и не перспективной. Это объяснялось тем, что экспериментальные методы в изучении семьи трудно применимы, личный опыт не убедителен, опросные методы не достоверны. Психологическая мысль ориентировалась на фундаментальную науку, изучающую личность, деятельность, закономерности психического развития.
В нашей стране проблемы семьи привлекают внимание специалистов в первую очередь в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний, в связи с проблемами семейного воспитания. Последние годы в практической психологии развивается семейное консультирование по проблемам супружеской жизни и коррекции детско-родительских отношений.
Содержание данной книги направлено на формирование адекватного представления о предмете и задачах психологии семейных отношений на современном этапе, ее основных направлениях, возможностях практического использования.
Автор осознает, что обсуждение психологии семейных отношений из-за их значимости всегда задевает за живое. Однако в данном случае автор не собирался решать личные проблемы студентов и отнюдь не выступает в роли психолога-консультанта. Возможно, что знакомство с материалом данной книги позволит найти ответы на волнующие молодых людей вопросы, и это будет способствовать развязке каких-то проблемных жизненных ситуаций. Я буду только рада этому.
Задача же излагаемого курса — дать систематизированное обзорное представление об эволюции семейных отношений, показать характерные черты и особенности жизненного цикла семьи, выявить главные проблемы психологии семейных отношений.
Изложение материала сосредоточено на исследовании роли семьи в формировании личности, общих вопросах теории семьи и семейных отношений, семейных интеракциях, супружеских проблемах, воспитании детей, социальном и институциональном контекстах семьи, функционировании семейной системы, организации и динамике семейных отношений, психологическом климате семьи, вопросах психокоррекционной работы с семьей.
В книге компактно представлены основные достижения отечественной и мировой психологической науки и практики. Выбор конкретных фактов, теорий, результатов, закономерностей и форма их изложения подчинены центральной идее — вооружить студентов знанием базовых психологических представлений в области семейных отношений, что является необходимым условием профессионального становления, познания других людей и себя, формирования экзистенционального и функционального образа Я специалиста-психолога.
Изучение данной книги безусловно должно быть дополнено самостоятельной работой студентов по ознакомлению с основополагающими научными трудами.
Эта книга не является полностью оригинальным авторским текстом и не содержит результатов собственных исследований, она была подготовлена на основе курса лекций по психологии семейных отношений, читавшихся автором в течение ряда лет в вузах г. Москвы.
Я выражаю искреннюю признательность студентам и выпускникам Московского открытого социального и Московского педагогического государственного университетов, без участия которых издание этой книги было не только невозможно, а просто немыслимо, а также всем моим слушателям в разных городах страны, внимание которых было важным стимулом в работе над книгой.
Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.
Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.
Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.
Семейные отношения в рамках различных теоретических концепций
1.1 Семейные отношения в рамках различных теоретических концепций
В настоящее время проблемам родительства уделяют больше внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю.И. Алешиной, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. В последние годы ее связи с обществом ослабли, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом, которое уже испытывает потребность в восстановлении прежних ценностей, изучении новых тенденций и процессов, а также в организации практической подготовки молодежи к семейной жизни.
Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения. Основные параметры межличностных отношений – статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость [2].
Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. В наши дни отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачность, сексуальность, прокреация (рождение, появление на свет) – уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т.д.).
Новым направлением в развитии психологии семейных отношений является разработка ее методологических основ, опора на которые позволяет избежать фрагментарности, случайности, интуитивности. Согласно основному методологическому принципу системности, семейные отношения представляют собой структурированную целостность, элементы которой взаимосвязаны, взаимообусловлены. Это супружеские, родительско-детские, детско-родительские, детско-детские, прародительско-родительские, прародительско-детские отношения.
Чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми привлекает внимание многих психологов различных школ и направлений. В этой области научная психология значительно отстаёт от практики, особенно заметен данный разрыв в отечественной психологии. Подчёркивая решающую роль отношений с близким взрослым для развития ребёнка, сами эти отношения не являются предметом исследования ни в деятельностном, ни в культурно — историческом подходе [38].
Рассмотрим несколько теоретических подходов к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений, сформулированных разными психологическими школами.
«Психоаналитическая» модель семейного воспитания. Необходимость обращения внимания на проблемы детско-родительских отношений впервые была декларирована в рамках психоаналитического подхода. Важной заслугой психоаналитического направления является то, что его основатели обращали внимание на ранний опыт взаимодействия родителей с детьми и на различные виды психической травматизации в детском возрасте (3. Холл, А. Фрейд, К. Хорни). Сведения, полученные в работах Т. Адорно, В. Шутца, Дж. Боулби, Э. Эриксона, М. Эйнсворта и др., получили широкое признание. Они подчеркивали важность ухода за детьми в раннем возрасте и гуманного к ним отношения.
В русле психоаналитического направления приобрела известность трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца [44]. По его мнению, для каждого индивида характерны три межличностные потребности: потребность включения, потребность в контроле и потребность в любви. Нарушение этих потребностей может приводить к психическим расстройствам.
«Бихевиористская» модель семейного воспитания. Корни данного направления уходят в бихевиористскую психологию (Дж.Уотсон, Б.Ф.Скиннер). Основной упор в модели делается на технику поведения и дисциплину ребенка.
Среда рассматривалась как непосредственное окружение ребенка, обстановка, складывающаяся из конкретных жизненных ситуаций, которые в свою очередь состоят из наборов различных стимулов и могут быть разложены на цепочки раздражителей. Внешние, средовые воздействия определяют содержание поведения ребенка, характер его развития. Отсюда главное – особая организация окружения ребенка.
Центральная проблема концепций социального научения, возникших на основе классического бихевиоризма, – социализация как процесс превращения изначально асоциального гуманоидного существа в полноценного члена человеческого общества, как продвижение от биологического состояния к социальному. Проблема приобретения нового социального поведения – основная. Как происходит социализация, т.е. передача форм поведения, норм, мотивов, ценностей, эмоциональных реакций? Основной ответ – это результат научения.
Радикальный представитель бихевиоризма Б. Скиннер признавал два основных типа поведения: респондентное (как ответ на знакомый стимул) и оперантное, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Таким образом, по мнению Скиннера, свободы воли личности не существует, поведение отдельного человека находится под контролем социального окружения. Разработанный им метод последовательных приближений, или формирования, основан на подкреплении поведения, когда оно становится похоже на желаемое (жетонная система вознаграждения).
Р. Сире использовал психоаналитические понятия (подавление, регрессия, проекция, идентификация) и принципы теории научения для анализа влияния родителей на развитие ребенка. Он рассмотрел формирование психологической зависимости младенца от матери в диадическом взаимодействии, складывание различных форм зависимого поведения (поиск позитивного и негативного внимания, стремление к постоянному подтверждению, прикосновение, присутствие рядом и др.), а позже – в дошкольном и школьном возрасте – этапы преодоления детских вариантов зависимости. Мать и отец выступают как основные подкрепляющие посредники, выявляющие поведение, которое необходимо изменить, помогающие усвоить более зрелые формы поведения.
А. Бандура – необихевиорист, представитель социально-когнитивного направления в изучении личности, отвечая на вопрос о механизмах социализации, особую роль отводил научению посредством наблюдения, подражания, имитации, идентификации и путем моделирования. Для него родительское поведение – преимущественно модель для извлечения некоторых общих черт, правил поведения, образец для подражания ребенка в попытках выстроить собственное поведение. Подкрепление необходимо для сохранения поведения, возникшего на основе подражания.
Главные идеи организации воспитания как бихевиоральной (поведенческой) терапии состоят в том, что родители рассматриваются, с одной стороны, как элементы среды, с другой – как агенты социализации и «конструкторы» поведения ребенка. Чтобы модифицировать поведенческие реакции ребенка, надо научиться анализировать поведение в терминах стимулы, последствия, подкрепления, опереться на обусловленное проявление любви к ребенку [43].
Представители бихевиористского направления полагают, что проявление родителями теплых и нежных чувств к ребенку должно быть обусловленным. Однако критики считают, что поскольку ребенок учится действовать только за вознаграждение, это становится его системой ценностей, и желательные формы поведения он демонстрирует только тогда, когда это выгодно.
Таким образом, описанные выше направления ориентированы на различную практику работы с родителями, имеют различные цели, задачи, установки, а также различные уровни сложности. Использование одних моделей невозможно без знания терминологии и теории – бихевиористская модель, трансактный анализ; другие модели в значительной мере общественно направлены, ставят своей целью построение демократических взаимоотношений с детьми и уделяют много внимания элементам конкретного взаимодействия.
«Гуманистическая» модель семейного воспитания. Одним из первых, кто исследовал взаимодействия взрослого с ребенком, по праву можно считать А. Адлера [43]. По А.Адлеру, человек – существо социальное, развитие личности рассматривается в первую очередь через призму социальных отношений. В теории личности, разработанной А.Адлером, подчеркивается, что у каждого человека есть врожденное чувство общности, или социальный интерес (т.е. естественное стремление к сотрудничеству), а также стремление к совершенству, в котором реализуется уникальность личности и творческие свойства человеческого «я». Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». А. Адлер подчеркивал равенство между родителями и детьми, как в области прав, так и в области ответственности, равенство, но не тождественность. Основным принципом семейного воспитания, по А. Адлеру, является взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребенка он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье.
Последователем А. Адлера был педагог Р.Дрейкурс, который развил и конкретизировал взгляды ученого, внедрил практику консультаций и лекций для родителей. Задачи воспитания родителями своих детей он видел в — уважении уникальности, индивидуальности и неприкосновенности детей с самого раннего возраста; понимании детей, проникновении в их образ мышления, умении разбираться в мотивах и значении их поступков; выработке конструктивных взаимоотношений с ребенком; нахождении собственных приемов воспитания с целью дальнейшего развития ребенка как личности. Он способствовал разработке идеи «семейного совета» как одного из средств, которое помогает установить атмосферу любви и доверия в доме. Цель психологической помощи родителям, по Дрейкусу, — помочь им и детям усвоить как можно больше подходящих типов взаимодействия. Взаимодействие должно строиться на основе принципа равных ценностей и взаимного уважения. Основная задача семейного воспитания – помочь ребенку стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.
Большая заслуга в описании и применении методов адлерианской терапии принадлежит в нашей стране Е.В. Сидоренко. В своих работах она отмечает следующие способы вербального взаимодействия взрослого с ребенком, которые приводят к построению демократических отношений с детьми:
o констатирующие описания;
o воспроизведение действий и слов ребенка;
o воодушевляющие высказывания;
o честные и открытые ответы [35].
В 50-х годах в США возникло направление групповой работы с родителями, основанное X. Джайноттом, американским детским психотерапевтом, и получившее в литературе название «модель группового психологического консультирования». Его концепция гуманизации воспитания основана на идее развития эмоциональной сферы родителей с помощью осознания ими своих подлинных чувств, ценностей и ожиданий. Согласно Джайнотту, общение родителей с детьми должно базироваться на трех основных принципах.
— во-первых, во всех ситуациях родители должны стремиться поддерживать позитивный образ «Я» у ребенка.
— во-вторых, следует говорить о ситуации, поступке ребенка, избегая личностных негативных оценочных суждений.
— в-третьих, взрослый в общении всегда должен выступать инициатором предложения кооперации [14].
Главные идеи семейного психотерапевта В. Сатир связаны с пониманием семьи как центра формирования новых людей, поэтому нужно учиться быть родителями. Ключевые понятия, которыми пользуется автор: семья удачная, успешная и проблемная; сложность семейного взаимодействия; семейная система открытая и закрытая; родитель-лидер и родитель-босс. По мнению В. Сатир, родительско-детские отношения должны строиться по законам эффективного личностного общения. Родитель должен быть не начальником, а лидером, который призван научить ребенка общим способам самостоятельного разрешения проблем. Воспитание должно быть направлено на выработку у ребенка ценнейших интеллектуальных личностных качеств: уникальности, отзывчивости, силы, сексуальности, участия, доброты, реалистичности, ответственности, самостоятельности, рассудительности.
Идеи гуманистически направленной психологии нашли отражение и в отечественной психологии. Основой данного направления у нас явились идеи М.М. Бахтина о диалогической природе человеческого общения, человеческой личности. Этот подход к изучению человека используется сейчас Л.А. Петровской, А.У. Харашем, Г.А. Ковалевым, О.Е. Смирновой, А.Ф. Копьевым и другими [35].
Шнейдер Л.Б.. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.—М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга.— 768 с.— («Gaudeamus»). 2006
Книга представляет собой психологический анализ семейных отношений как комплексной проблемы, принадлежащей социально-психологической и субъективно-психологической реальности. В ней раскрываются эволюция и сущность брачно-семейных отношений, особенности их возникновения, становления, стабилизации и распада, описывается характеристика брака и семьи в историческом, социально-психологическом и индивидуально-психологическом контекстах, рассматривается эмоциональная и функциональная специфика отношений членов семьи друг с другом.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Книга адресована студентам-психологам. Содержание учебного пособия направлено на формирование у студентов, специализирующихся в области семейной психологии, полноценного представления о современном состоянии проблем семьи и брака в отечественной и зарубежной психологической науке и практике.
Источники
Качалов Кризис — Лучшее Время Для Роста. План 111 Мероприятий Роста / Качалов, Игорь. — М.: АСТ, 2015. — 352 c.
Спок, Бенджамин Ребенок и уход за ним / Бенджамин Спок. — М.: Машиностроение, 2008. — 496 c.
Гангор, Марк Смех — лучший помошник в браке. Секреты жизни, любви и брака / Марк Гангор. — М.: София, 2014. — 288 c.

Доброго времени суток. Меня зовут Юлия и в настоящее время уже более 8 лет работаю психологом. Являюсь экспертом и хочу помочь всем посетителям сайта решать их задачи и проблемы.
Все данные для портала собраны с целью донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако, чтобы применить все — необходима обязательная консультация с профессионалами.