Ученые психологии отношений

Самое интересное и полезное на тему: "Ученые психологии отношений" простым и понятным языком. Мы собрали полную информацию по теме и постарались раскрыть тему во всех деталях. Если появились вопросы - задавайте их в комментариях.

Мир Психологии

«Мотивация и личность»

Глава 1 Психология ученых

мотивация ученых Ученые, как и прочие представители рода человеческого, движимы множеством потребностей: общевидовыми потребностями, например, потребностью в пище; потребностью в безопасности, защите, покровительстве; потребностью в социальных связях и в любви; потребностью в уважении и самоуважении, потребностью в положительной репутации и в определенном уровне общественного положения; и наконец, потребностью в самоактуализации, то есть в воплощении заложенных в каждом из нас идиосинкратических и общевидовых потенциалов. Этот перечень потребностей широко употребим в психологии хотя бы потому, что фрустрация любой из этих потребностей приводит к психопатологии.

Менее изученными, но все же достаточно известными являются потребности когнитивного ряда ѕ потребность в познании (любопытство) и потребность в понимании (потребность в философской, теологической, ценностной теории).

И наконец, меньше всего исследованы такие человеческие потребности и стремления, как потребность в красоте, симметрии, простоте, завершенности и порядке (их можно назвать потребностями эстетического характера), а также экспрессивные потребности, потребность в эмоциональном и моторном самовыражении, по всей вероятности, непосредственно связанные с эстетическими потребностями. У меня складывается впечатление, что все остальные известные нам потребности, нужды, желания и побуждения либо служат средством, приближающим нас к удовлетворению этих основополагающих, базовых потребностей, либо невротичны по своей природе, либо представляют собой продукт научения.

Очевидно, что человек, занимающийся философией науки, движим прежде всего потребностями когнитивного ряда. Только благодаря неиссякаемому любопытству, свойственному человеку, наука достигла нынешней естественно-исторической стадии развития, только благодаря нашему настойчивому стремлению к знанию, осмыслению и систематизации она вознеслась до столь высоких уровней абстрагирования. Именно второе условие ѕ присущая только человеку потребность в осмыслении и построении теории ѕ представляет собой условие sine qua nоn для науки, потому что зачатки любопытства мы можем наблюдать и у животных.

Однако другие человеческие потребности и мотивы также играют свою роль в развитии науки. Мы довольно часто упускаем из виду, что первые теоретики науки искали в ней прежде всего практическую пользу. Бэкон (24), например, видел в науке средство борьбы с болезнями и нищетой. Даже древние греки, несмотря на приверженность платоновской идее чистого и созерцательного разума, не забывали о практической, гуманитарной устремленности науки. Зачастую главным, исходным мотивом деятельности ученого становится высокая человечность, чувство родства с человечеством, или, вернее, неистребимое человеколюбие. Многие ученые посвящают себя науке, имея в сердце ту же цель, что и врач, посвящающий себя медицине, и благую цель помощи другому человеку.

И наконец, мы должны отдавать себе отчет в том, что практически любая человеческая потребность может подтолкнуть человека на стезю научного труда, ѕ другой вопрос, станет ли он ученым в высоком смысле этого слова. Человек может рассматривать науку как образ жизни, как источник престижа, средство самовыражения или средство удовлетворения любой из бесчисленного множества невротических потребностей.

Деятельность большинства людей, как правило, мотивирована не каким-то одним, исключительным и всеохватывающим мотивом, а комбинацией множества разнонаправленных и одновременно действующих мотивов. Поэтому, осторожности ради, я склонен предположить, что любой отдельно взятый человек, работающий на поприще науки, движим не только человеколюбием, но и простым человеческим любопытством, не только стремлением к почету и уважению, но и желанием заработать деньги и т.д. и т.п.

Синергическая природа рациональности и импульсивности

Похоже, все уже согласны с тем, что глупо и бессмысленно продолжать противопоставлять разумное начало животному, ибо разум так же «животен», как потребность в пище, по крайней мере, у такого животного, каковым является человек. Побуждение, импульс не обязательно противоречит уму и здравому смыслу, ибо здравый смысл сам по себе является импульсом. Во всяком случае, мы, кажется, все больше и больше осознаем, что у здорового человека рациональное и импульсивное начала синергичны, скорее пребывают в согласии, нежели противоборствуют друг другу. В данном случае нерациональное вовсе не синоним иррационального или антирационального; скорее, мы имеем дело с предрациональным. Если же мы сталкиваемся с принципиальным несоответствием или даже антагонизмом между конативной и когнитивной сферами, можно почти наверняка предположить, что мы имеем дело с социальной или индивидуальной патологией.

Потребность в любви и уважении столь же «священна», как и устремленность к истине. Так же и «чистую» науку нельзя назвать более достойной, нежели науку «очеловеченную», но нельзя назвать и менее достойной. Человек нуждается как в первом, так и во втором, и противопоставление здесь неуместно. Научный труд может быть игрой ума, а может рассматриваться как высокое служение, причем первое не исключает второго. Насколько правы были древние греки в их безусловном уважении к разуму и логике, настолько же они ошибались, приписывая разуму исключительное значение. Аристотель не сумел понять, что человеческая природа определяется не только разумом, но и любовью.

Когнитивные и эмоциональные потребности иногда конфликтуют между собой, удовлетворение первых зачастую приводит к фрустрации вторых, но это вовсе не означает, что согласие между ними принципиально невозможно; скорее, мы имеем дело с проблемой интеграции двух классов потребностей, с проблемой координации и соразмерности. Очевидно, что стремление к абстрактному знанию, к знанию в высшей степени надчело-веческому, этакое внеличностное любопытство, может стать препятствием для удовлетворения иных, не менее важных потребностей, например, потребности в безопасности. Говоря об этом, я имею в виду не только столь очевидный пример, как изобретение атомной бомбы, но и рассуждаю о явлениях общего порядка, пытаюсь приблизиться к мысли о том, что наука сама по себе является ценностной системой. Согласитесь, что ученый, посвятивший себя надличностным изысканиям совершенной, «чистой» науки, вряд ли станет Эйнштейном или Ньютоном, скорее, его можно будет сравнить с тем ученым нацистом, который ставил свои опыты на людях в концлагерях, или с голливудским «ученым-безумцем». Более полное, гуманистическое и трансцендентное определение истины и науки вы найдете в других работах. Изыскания науки ради науки с легкостью принимают такие же уродливые формы, как и произведения «чистого» искусства.

Читайте так же:  Ревную жену к спортзалу

Плюралистическая природа науки

Функции науки можно условно подразделить, по меньшей мере, на девять классов:

  1. Постановка проблемы; интуитивный поиск, выдвижение гипотезы;
  2. тестирование, проверка, подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы; ее корректировка; выдвижение новых гипотез, повторная проверка, экспериментирование: накопление фактов, их постоянное уточнение;
  3. Организация, создание структуры, построение теории; поиск обобщений все более высокого порядка;
  4. Накопление исторического опыта, знаний;
  5. Технологическая функция: разработка и совершенствование научного инструментария, методологии, техник;
  6. Административная, исполнительная и организационная функции;
  7. Публицистические, просветительские функции;
  8. Утилитарная функция;
  9. Эмоциональные функции: радость открытия, оценка, почет, уважение, слава.

Многообразие функций науки предопределяет необходимость разделения научного труда, потому что вряд ли можно найти человека, который оказался бы в состоянии успешно исполнять столь разные обязанности. Разделение труда, в свою очередь, предопределяет потребность науки в самых разных людях ѕ с разными вкусами, пристрастиями, способностями и умениями.

Я не открою Америку, если скажу, что пристрастия являются отражением характера и личности. Это утверждение одинаково справедливо и в том случае, если говорить о выборе определенной отрасли знания (один человек предпочитает заниматься физикой, а другой ѕ антропологией), и в том случае, когда мы анализируем истоки предпочтений той или иной узкой специализации (один человек увлечен орнитологией, а другой ѕ генетикой). Этот же трюизм, хотя и не столь уверенно, мы вправе использовать, если возьмемся проанализировать причины выбора ученым конкретной научной проблематики (один занимается ретроактивным торможением, в то время как другой исследует феномен инсайта), причины выбора того или иного методического подхода, материала исследования, степени точности измерений, меры практической и гуманитарной значимости исследования и т.д. и т.п.

Каждый из нас, каждый из служителей науки дополняет собой научную общность и нуждается в других. Если бы все ученые предпочли посвятить себя физике, то наука просто остановилась бы в своем развитии. Слава богу, что существует разнообразие научных вкусов и пристрастий, разнообразие не менее широкое, чем в предпочтениях того или иного климата или в музыкальных пристрастиях. Именно потому, что одним нравится звучание скрипки, другим — тембр кларнета, а третьим — барабанная дробь, мы можем наслаждаться оркестровой музыкой. Так же и наука, наука в самом широком смысле этого слова, существует и развивается только благодаря разнообразию человеческих вкусов. Наука нуждается в разнообразии человеческого материала (не говоря уже о том, что она терпима к нему), разнообразие так же необходимо ей, как искусству, философии или политике, потому что каждый человек по-своему видит мир, ищет ответы на свои вопросы. Даже шизофреник, как ни странно, может принести пользу науке, поскольку в силу своей болезни с особой остротой воспринимает некоторые вещи.

Монистический подход — вот реальная опасность, которая угрожает науке. Он опасен уже потому, что «знание о человеке» на практике зачастую означает «знание о самом себе». Человеку свойственно проецировать личные вкусы, желания и предубеждения на универсум. Ученый, избрав себе в качестве призвания физику, биологию или социологию, уже самим фактом выбора демонстрирует нам свою особость, свое отличие от иных служителей науки в некоторых очень важных, даже фундаментальных аспектах (401). Вполне логично предположить, что физик, биолог и социолог каждый по-своему понимает сущность науки, имеет свое представление о научном методе, о целях и ценностях науки. Ясно, что к проявлениям подобного рода научного индивидуализма следует относиться с такой же терпимостью, как и к проявлениям индивидуальности в любой другой сфере человеческой деятельности.

Развитие теории отношений в отечественной психологии

А.Ф. Лазурский и В.Н. Мясищев. «психология отношений» В.Н. Мясищева служила теоретической основой успешной психотерапии неврозов и психосоматических расстройств. И имеет современных последователей.

Отношение — субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В психологии – в самом общем виде – взаиморасположение объектов и их свойств.

Основоположником психологии отношений в России был А. Ф. Лазурский: отношение является системообразующим фактором структуры личности. два рода проявлений личности: эндопсихические и экзопснхические. Эндопсихика — это совокупность всех взаимосвязанных и взаимозависимых психических элементов и функций. Это — «внутренний механизм человеческой личности». Экзопсихика определяется отношением личности к внешний объектам, к среде. Понятие среды — природа, материальные вещи, другие люди, социальные группы, наука, искусство, религия, душевная жизнь самого человека.

Отношения к разным категориям действительности отличаются по форме отношений, форме достижений, форме удовлетворения ими, по направленности (по знаку) (положительное — отрицательное). Фундаментом личности выступают 2 вида отношений: 1) отношения между личностью и окружающей средой 2) отношения между эндо- и экзопсихическими ее проявлениями.

Вклад В. Н. Мясищева. Исходным для пси личности — характеристика сущности человека как ансамбля общественных отношений. Общественные отношения существуют в двух формах: как объективные и субъективные отношения (или отношения личности, пси, внтр отношения). Отражая объективные общественные отношения, эти субъективные отношения «в наибольшей степени характеризуют личность каждого человека. это ядро личности». Исследуя отношения, можно понять познавательные, волевые, эмоциональные процессы, темперамент, способности и характер человека. Отношения человека определяют движу­щие силы личности, выражающиеся в целях и задачах, которые она сама себе ставит.

Концепция Б. Ф. Ломова. Главное в этой концепции: 1) характеристика общественных отношений как общего основания свойств личности; 2) анализ социально-психологического аспекта направленности личности; 3) развернутая характеристика субъективных отношений. Личность как член общества «необходимым образом включена (сознает ли она это или не сознает) в систему общественных отношений. Ее мотивы, привычки, симпатии зависят от ее объективного отношения к производству, обмену и потреблению, какими гражданскими правами она обладает, как включена в политическую и идеологическую жизнь общества».

Формы общественных отношений — личные и межличностные отношения, взаимовлияния и взаимные действия, содействия и противодействия, поступки, участие в социальных событиях, профессиональная и непрофессиональная деятельность, прямое и косвенное общение и т.д. и т. п. Личность — социальное качество индивида. Проявлениями этого качества являются действия, поступки, интеллектуальные, эмоциональные и волевые психологические свойства человека.

Процесс взаимодействия личности и системы общественных отношений осуществляется в процессе социализации и индивидуализации личности. Социально-психологические качества личности особенно отчетливо проявляются в ее направленности. По мнению Ломова, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. На базе потребностно-мотивационной сферы формируются жизненные цели личности, концепция ее собственного будущего.

Субъективные отношения личности формируются и проявляются, прежде всего, как отношения к людям. Отношения ко всем другим сферам действительности опосредуются ими.Полем формирования субъективных отношений выступают предметная деятельность, совместная деятельность и общение. Выступая как форма отражения взаимодействий и взаимоотношений людей и их регулятор, субъективные отношения являются сущностной характеристикой социальной психологии личности.

Читайте так же:  Совпадение мужчина овен и женщина дева совместимость

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Известные психологи

Институт имеет Государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности

Форма документов, выдаваемых в нашем институте, соответствует всем требованиям государства. Образец диплома/удостоверения вы можете увидеть на странице любой программы в блоке «Стоимость».

Вы можете оплатить обучение в рассрочку. Дополнительные скидки предусмотрены для групповых заявок на обучение (от 3 чел).

26 направлений обучения по педагогике и психологии, более 450 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Отто Ранк (Розенфельд) — крупный представитель психоаналитического направления психологической науки, один из ближайших учеников З. Фрейда, неутомимый исследователь, автор психоаналитической теории о травме рождения, преподаватель, доктор наук.

Франц Александер

Влиятельный американский специалист-психоаналитик и медик венгерского происхождения, один из крупнейших в мире исследователей в области психосоматики, создатель Чикагского психоаналитического общества, автор важных научных трудов – Франц Габриэль Александер.

Карл Ясперс

Всемирно известный врач-психиатр, психолог, философ немецкого происхождения, один из крупнейших представителей экзистенциального направления философии и психологии – Карл Ясперс.

Лидия Ильинична Божович

Имя Лидии Ильиничны Божович – выдающегося русского ученого времени СССР, психолога, крупного исследователя в области психологии (возрастной и развития), а также педологии, одной из учениц Льва Семеновича Выготского, профессора, доктора наук – известно сегодня во всем мире.

Петр Борисович Ганнушкин

Петр Борисович Ганнушкин – крупный русский исследователь в области психиатрии и психологии, создатель отдельного подхода к пониманию и классификации психических расстройств, результаты его работ стали основой для современных классификаций акцентуаций характера.

Дейл Карнеги

Дейл Карнеги – всемирно известный американский психолог, крупный исследователь в области психологии коммуникации и взаимодействия между людьми, успешный оратор, талантливый и очень популярный писатель, выдающийся преподаватель, автор ряда бестселлеров, побивших рекорды популярности по всему миру.

Станислав Гроф

Станислав Гроф – известнейший современный психолог, психиатр, ученый – исследователь, создатель отдельного направления психологической науки – пренатальной и перинатальной психологии, а также оригинальной психотерапевтической методики холотропного дыхания, автор многочисленных публикаций, обладатель ряда премий и наград за вклад в науку, профессор.

Фриц Перлз

Яркий, харизматичный, неординарный человек, бунтарь, неутомимый исследователь, психоаналитик, выдающийся психолог, родоначальник популярного в современном мире психотерапевтического направления – гештальт-терапии – все это по праву относится к Фредерику (Фрицу) Перлзу.

Мелани Кляйн

Мелани Кляйн – известнейший психолог, крупный специалист в области детского психоанализа, основательница отдельной психоаналитической школы, исследователь, автор игрового метода в психоанализе, ей также принадлежит создание и развитие теории объектных отношений.

Алексей Николаевич Леонтьев

Алексей Николаевич Леонтьев – известный во всем мире психолог, один из крупнейших советских психологов, неутомимый искатель истины, талантливый ученый, профессор и один из основателей психологического факультета МГУ, человек, обладавший выдающимися личностными качествами.

5 самых знаменитых психологов мира, о которых должен знать каждый

О психологии, или науке о душе, мир знал еще во времена античности. Именно тогда она зародилась. На протяжении многих лет эту науку меняли, развивали, дополняли.

Огромную лепту в это внесли психологи, исследовавшие внутренний мир человека. Они написали множество трактатов, статей и книг, на страницах которых поведали миру что-то новое, то, что перевернуло взгляд на многие вещи.

В этом материале estet-portal.com представляет Вашему вниманию имена самых знаменитых психологов мира, цитаты которых часто встречаются в книгах, журналах и газетах. Это те люди, которые прославились на весь мир своими открытиями и научными взглядами.

Зигмунд Фрейд – самый знаменитый психолог мира, основавший психоанализ

Об этом великом австрийском психологе, психоаналитике, психиатре и неврологе наверняка многие из Вас наслышаны. Именно его пытливость в познании природы человека и проницательный ум натолкнули его на следующую идею: причина нервного расстройства кроется в целом комплексе сознательных и бессознательных процессов, которые тесно взаимодействуют друг с другом.

Поэтому самый влиятельный психолог мира и создал психоанализ – специфический метод лечения психических расстройств, который принес Фрейду всемирное признание.

Суть психоанализа Фрейда состоит в следующем: пациент перестает контролировать свои мысли и говорит первое, что приходит ему на ум посредством ассоциаций, фантазий и снов.

На основании всего этого аналитик делает заключение о том, какие бессознательные конфликты привели к проблеме. Затем специалист истолковывает его пациенту, чтобы найти пути решения проблемы.

Этот новаторский метод лечения психических расстройств оказал огромное влияние на медицину, психологию, антропологию, социологию, литературу, а также искусство XX века.

Несмотря на то, что он критиковался и критикуется до сих пор в научных кругах, он широко используется в наше время.

Абрахам Харольд Маслоу – автор пирамиды потребностей человека

В число самых влиятельных психологов мира входит также Абрахам Харольд Маслоу. Американский психолог основал гуманистическую психологию, согласно которой человек с самого рождения стремиться к самосовершенствованию, творчеству и самодостаточности.

Иными словами, человек – творец собственной жизни, имеющий свободу выбора и развития стиля жизни, если только не мешают физические или социальные воздействия.

Среди научных работ всемирно известного мыслителя особого внимания заслуживает «Пирамида Маслоу». Она состоит из специальных диаграмм, отражающих потребности человека, которые психолог распределил по мере возрастания.

Они представлены на следующей картинке:

Такое распределение автор объясняет тем, что пока человек испытывает физиологические потребности, он не может испытывать потребности, которые находятся на самом высоком уровне. Пирамида Маслоу сегодня широко используется в экономике.

Виктор Эмиль Франкл – основоположник логотерапии

Виктор Эмиль Франкл вошел в список самых известных психологов мира неслучайно. Ведь, являясь еще и психиатром, а также философом, он создал Третью Венскую Школу психотерапии.

Среди самых популярных научных трудов мыслителя следует выделить работу «Человек в поисках смысла». Именно эта монография стала толчком к развитию логотерапии – нового метода психотерапии.

Согласной ей, стремление человека найти и реализовать свой смысл жизни в мире – это первичная мотивирующая сила.

Главная задача логотерапии, которую создал Франкл, – помочь человеку сделать свое прошлое, сегодняшнее и будущее более осмысленным, избавив таким образом его от невроза.

Угнетение этой потребности Франкл назвал экзистенциальной фрустрацией. Это психологическое состояние нередко приводит к психическим и невротическим расстройствам.

Алоис Альцгеймер – психиатр, изучавший патологии нервной системы

Фамилия немецкого психиатра и невролога наверняка известна многим из Вас. Ведь ею названо широко известное психическое расстройство, сопровождающееся нарушением памяти, внимания, работоспособности и дезориентации в пространстве. А именно – болезнь Альцгеймера.

[2]

Всю свою жизнь невролог посвятил изучению различных патологий нервной системы. В своих статьях он освещал такие темы, как шизофрения, атрофия мозга, алкогольный психоз, эпилепсия и много чего другого.

Читайте так же:  Равные отношения между мужчиной и женщиной

Труды немецкого психиатра и сегодня широко используются во всем мире. Так, для того, чтобы продиагностировать болезнь Альцгеймера, используются те же методы диагностики, которые невролог применял еще в 1906 году.

Дейл Карнеги – самый знаменитый психолог мира, гуру человеческих взаимоотношений

Американский педагог-психолог, Дейл Карнеги хотел стать преподавателем, чтобы выделиться и добиться признания, ведь в юности он стыдился своей внешности и бедности.

Поэтому он решил попробовать себя в ораторском искусстве. Отдавая всего себя тренировкам и отработке речи, он добивается своего и начинает свою деятельность с преподавания сценического искусства и риторики.

Затем он создает собственный институт ораторского искусства и человеческих отношений, где обучает всех желающих навыкам коммуникации, которые он создал сам.

[3]

Дейл Карнеги был не только знаменитым педагогом, психологом, оратором-мотиватором и лектором, но и писателем. В 1936 году была опубликована его книга «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей», которая стала мировым бестселлером. В ней автор понятным языком, на основе примеров из жизни, объясняет читателям, что нужно делать, чтобы добиться уважения, признания и популярности.

Безусловно, влиятельных мировых психологов куда больше. Но мы не стали акцентировать внимание на каждом их них. А лишь выделили тех личностей, имена которых должен знать каждый.

Ведь их труды являются поистине ценными, поскольку они изменили жизни многих людей. В них изложена та информация, которую может использовать каждый человек для решения той или иной сложной ситуации, обретения ценных жизненных навыков, улучшения взаимоотношения с окружающими, а также для того, чтобы наполнить свое существование смыслом.

Вам может біть интересно: Тест для проверки памяти.

Психология отношений мужчины и женщины

Раздел «Психология отношений мужчины и женщины» — о самой значимой и волнующей для большинства теме.

Отношения даруют шанс на эмоциональную наполненность, близость и понимание глубочайшего уровня. Ничто не придает жизни большинства так же много смысла, как интимные отношения.

Любовь и отношения — самый простой путь к счастью… Но и к несчастью тоже, если не знать секретов этого тонкого искусства. Здесь их раскрываю.

Читать тексты можно в любом порядке. Можете начать знакомство с разделом со статьи «Правила отношений».

Если для понимания своей ситуации одних статей недостаточно и вам хочется копнуть глубже, можете воспользоваться моими онлайн-консультациями.

Любви и отношениям посвящен ряд выпусков и на моем youtube-канале.

100 самых выдающихся психологов ХХ века

Нашла любопытный материал, который, в частности, говорит о том, кто из российсих психологов получил известность на западе:

На рубеже ХХ и ХХI веков Стивен Хеггблум из Университета Западного Кентуки (США) с группой коллег из Университета Арканзаса (США) составили рейтинг 100 самых выдающихся психологов ХХ века.

Степень авторитетности оценивалась по 3 количественным и 3 качественным критериям. К количественным критериям относились 1) цитируемость в научных журналах, 2) цитируемость в вводных учебниках по психологии, 3) частота появления в ответах опроса, проведённого среди членов Американской психологической ассоциации (APA). К качественным переменным относились 1) избрание в качестве члена Национальной академии наук, 2) избрание в качестве президента Американской психологической ассоциации или получение премий APA за выдающийся вклад, 3) использование фамилии в качестве эпонима (от греч. epionimos — названный по имени кого либо или дающий имя кому либо, например, «парадокс Лапьера»).

На основе данных 6 критериев был составлен рейтинг 100 самых выдающихся психологов ХХ века:

РАНГ ИМЯ ПСИХОЛОГА

1 Б. Скиннер (Skinner, B. F.)

2 Жан Пиаже (Piaget, Jean)

3 Зигмунд Фрейд (Freud, Sigmund)

4 Альберт Бандура (Bandura, Albert)

5 Леон Фестингер (Festinger, Leon)

6 Карл Роджерс (Rogers, Carl R.)

7 Стэнли Шахтер (Schachter, Stanley)

8 Нил Миллер (Miller, Neal E.)

9 Эдвард Торндайк (Thorndike, Edward)

10 Абрахам Маслоу (Maslow, A. H.)

11 Гордон Олпорт (Allport, Gordon W.)

12 Эрик Эриксон (Erikson, Erik H.)

13 Ганс Айзенк (Eysenck, H. J.)

14 Уильям Джеймс (James, William)

15 Дэвид МакКлеланд (McClelland, David C.)

16 Раймонд Кэттел (Cattell, Raymond B.)

17 Джон Уотсон (Watson, John B.)

18 Курт Левин (Lewin, Kurt)

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

19 Дональд Хебб (Hebb, D. O.)

20 Джордж Миллер (Miller, George A.)

21 Кларк Халл (Hull, Clark L.)

22 Джером Каган (Kagan, Jerome)

23 Карл Густав Юнг (Jung, C. G.)

24 Иван Павлов (Pavlov, Ivan P.)

25 Уолтер Мишель (Mischel, Walter)

26 Гарри Харлоу (Harlow, Harry F.)

27 Джо Гилфорд (Guilford, J. P.)

28 Джером Брунер (Bruner, Jerome S.)

29 Эрнест Хилгард (Hilgard, Ernest R.)

30 Лоуренс Кольберг (Kohlberg, Lawrence)

31 Мартин Селигман (Seligman, Martin E. P.)

32 Ульрик Найссер (Neisser, Ulric)

33 Дональд Кэмпбелл (Campbell, Donald T.)

34 Роджер Браун (Brown, Roger)

35 Роберт Зайонц (Zajonc, R. B.)

36 Эндель Тульвинг (Tulving, Endel)

37 Герберт Саймон (Simon, Herbert A.)

38 Ноам Хомский (Chomsky, Noam)

39 Эдвард Джонс (Jones, Edward E.)

40 Чарльз Осгуд (Osgood, Charles E.)

41 Соломон Аш (Asch, Solomon E.)

42 Гордон Г. Бауэр (Bower, Gordon H.)

43 Гарольд Келли (Kelley, Harold H.)

44 Роджер Сперри (Sperry, Roger W.)

45 Эдвард Толмен (Tolman, Edward C.)

46 Стэнли Милгрэм (Milgram, Stanley)

47 Артур Дженсен (Jensen, Arthur R.)

48 Ли Кронбах (Cronbach, Lee J.)

49 Джон Боулби (Bowlby, John)

50 Вольфганг Кёлер (Köhler, Wolfgang)

51 Дэвид Векслер (Wechsler, David)

52 Стэнли Стивенс (Stevens, S. S.)

53 Джозеф Вольпе (Wolpe, Joseph)

54 Дональд Бродбент (Broadbent, D. E.)

55 Роджер Шепард (Shepard, Roger N.)

56 Майкл Познер (Posner, Michael I.)

57 Теодор Ньюкомб (Newcomb, Theodore M.)

58 Элизабет Лофтус (Loftus, Elizabeth F.)

59 Пол Экман (Ekman, Paul)

60 Роберт Стернберг (Sternberg, Robert J.)

61 Карл Лешли (Lashley, Karl S.)

62 Кеннет Спенс (Spence, Kenneth)

63 Мортон Дойч (Deutsch, Morton)

64 Джулиан Роттер (Rotter, Julian B.)

65 Конрад Лоренц (Lorenz, Konrad)

Читайте так же:  Этапы развитие отношений психология

66 Бентон Андервуд (Underwood, Benton J.)

67 Альфред Адлер (Adler, Alfred)

68 Майкл Раттер (Rutter, Michael)

[1]

69 Александр Лурия (Luria, Alexander R.)

70 Элеонора Маккоби (Maccoby, Eleanor E.)

71 Роберт Пломин (Plomin, Robert)

72 Стэнли Холл (Hall, G. Stanley)

73 Льюис Термен (Terman, Lewis M.)

74 Элеонора Гибсон (Gibson, Eleanor J.)

75 Пол Миль (Meehl, Paul E.)

76 Леонард Берковиц (Berkowitz, Leonard)

77 Уильям Эстес (Estes, William K.)

78 Эллиот Аронсон (Aronson, Eliot)

79 Ирвинг Джанис (Janis, Irving L.)

80 Ричард Лазарус (Lazarus, Richard S.)

81 Гэри Кэннон (Cannon, W. Gary)

82 Аллен Л. Эдвардс (Edwards, A. L.)

83 Лев Выготский (Vygotsky, Lev S.)

84 Роберт Розенталь (Rosenthal, Robert)

85 Милтон Рокич (Rokeach, Milton)

86 Джон Гарсиа (Garcia, John)

87 Джеймс Гибсон (Gibson, James J.)

88 Дэвид Румельхарт (Rumelhart, David)

89 Луис Леон Тёрстоун (Thurston, L. L.)

90 Маргарет Уошберн (Washburn, Margarete)

91 Роберт С. Вудворт (Woodworth, Robert)

92 Эдвин Боринг (Boring, Edwin G.)

93 Джон Дьюи (Dewey, John)

94 Амос Тверски (Tversky, Amos)

95 Вильгельм Вундт (Wundt, Wilhelm)

96 Герман Уиткин (Witkin, Herman A.)

97 Мэри Эйнсворт (Ainsworth, Mary D.)

98 Хобарт Моурер (Mowrer, O. Hobart)

99 Анна Фрейд (Freud, Anna)

Последнее сотое место исследователи оставили свободным, чтобы не обидеть никого из остальных выдающихся психологов, не попавших по их методологии в первую сотню.

Примечательно, что наиболее известным российским «психологом» (24-ое место) оказывается вовсе и не психолог даже, а физиолог И.П.Павлов. Известностью своей он обязан бихевиористам Дж. Уотсону и его последователям, взявшим за основу своих взглядов на психологию учение об условных рефлекасах российского ученого.

Л.С.Выготский и А.Р.Лурия, безусловно, также являются основоположниками соответствующих направлений (культурно-историческая психология и нейропсихология, соответственно). А вот представители теории деятельности особой известности, судя по этому списку, западу пока не известны. Возможно, пока не известны.

Удивляет и отсутствие ряда западных имен — не увидела никого из гештальтистов, нет основателя метода групповой псхиотерапии Дж.Л.Морено, отсутствует один из родоначальников когнитивной терапии Дж.Келли.

Весь опыт психологов мира в 21 цитате

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook

и ВКонтакте

Психология — наука с впечатляющей историей, о ней написаны тома литературы и горы исследований. Но уместить их суть можно в паре десятков цитат поистине великих людей, которые посвятили свои жизни изучению психики человека.

Психология личности человека — что о ней нужно знать?

В психологической науке личность является главным объектом изучения, ей посвящен большой раздел общей психологии, именуемый «психология личности». Прикладные психологические науки также активно изучают те или иные аспекты человека.Кроме того, в современном обществе понятие личности, ее характеристики, свойства привлекают большое внимание не только профессиональных психологов, но и обычных людей.

Такое внимание людей к данному разделу вполне объяснимо, ведь каждого интересуют вопросы, связанные с тем, как общаться с другими людьми, понимать их, понимать себя, ориентироваться в обществе, состоящем из совершенно разных людей, каждый из которых является личностью со всеми присущими особенностями.

Базовыми характеристиками любой личности являются темперамент и характер.Темперамент представляет собой набор динамических характеристик психофизиологической деятельности человека. Темперамент определяет скорость, интенсивность протекания психофизиологических процессов у человека, пластичность и устойчивость эмоционального состояния, степень общей психической активности и т.д.

Знание типологии и специфики того или иного вида темперамента необходимо для понимания специфики личности того человека, с кем он общается, вступает в переговоры, так как психофизиологические особенности определяют поведение человека не меньше, а может быть даже больше, чем разум.

Не менее важным аспектом в личностной психологии является характер, представляющий собой набор стойких, преимущественных свойств человека, определяющих его поведение и отношения с окружающими. Каждый человек в своей речи постоянно употребляет данное слово, говоря о характере того или иного человека, определяя характер как «трудный», «сложный», «покладистый», однако мало кто задумывается о научной классификации характеров, глубине изучения данного вопроса.

В психологии характер как элемент личности изучается достаточно серьезно, здесь имеются серьезные концепции, разработаны научно обоснованные классификации характеров, определены норма и патология. Причем это не просто теоретические концепции, но и четкие прикладные наработки, позволяющие выявлять патологию характера, осуществлять коррекцию, отсекать личности с патологическим характером от деятельности, связанной с повышенным риском для окружающих (например, при решении вопроса о выдачи лицензии на хранение и ношение оружия, призыве в армию и т.д.).

Для обычного человека понимание характера, умение правильно определить характер конкретного индивида, с которым он так или иначе взаимодействует, позволит грамотно выстроить конструктивные отношения с ним либо, напротив, позволит вовремя принять для себя решение о прекращении отношений с проблемным человеком.Помимо данных аспектов, в психологии личности много внимания уделяется таким характеристикам человека, как воля, способности, потребности и мотивация, а также есть еще много всего интересного и полезного.

Изучать психологию человека невероятно занимательно и полезно, ведь каждый человек ежедневно взаимодействует с немалым количеством людей. Далее Вы найдете множество статей по данной тематике, получите немало полезных знаний, которые обязательно Вам пригодятся в жизни.

Психологическая теория отношений

Одной их крупных теорий отечественной психологии является теория отношений, истоки которой прослеживаются еще со времен Античности. Основные этапы разработки теории отношений в отечественной психологии можно увидеть в психологических концепциях В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского, М.Я. Басова, В.Н. Мясищева. Идея отношения является фундаментальной научной идеей. Ее значение для психологического познания состоит в том, что в целостном объекте изучения объединяются как минимум две соотносящиеся стороны, описание которых невозможно вне их связи друг с другом.

При создании своих концепций, где в качестве одной из центральных была категория отношения, Н.Л. Грот, В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, М.Я. Басов, В.Н. Мясищев опирались на идею отношения организма к среде Г. Спенсера. Н.Я. Грот (1852 – 1899) впервые преобразовал эту идею Спенсера в исходный методологический принцип, среди возможных направлений развития которого он отдал предпочтение трактовке отношения как психического взаимодействия организма со средой.

В.М. Бехтерев употребляет понятие «отношение» на всех этапах научного творчества, в итоге дополнив идею Спенсера определением «активности» и показав, что помимо приспособления существует другая сторона связи организма со средой, состоящая в возможности изменения внешних условий в соответствии с внутренними. Отношение выступает как развивающееся в филогенезе и в онтогенезе. Аппаратом отношения Бехтерев считал нервную систему, а его главным руководящим фактором у человека — личность, т.е. высший уровень развития психического. На уровне личности отношение становится индивидуальным, целесообразно-активным и самодеятельным.

Читайте так же:  Психология личности некрасивой женщины

Ряд исследователей указывают, что именно А.Ф. Лазурскийпервым в отечественной психологии поставил проблему отношений личности. В его совместной статье с С.Л. Франком «Программа исследования личности в ее отношениях к среде» понятие «отношение» наделяется конкретно-психологическим, эмоционально-потребностным наполнением, выражающим себя в склонностях, потребностях, интересах, формах типичных реакций личности. Авторы предлагают классификацию отношений в зависимости от категорий объектов среды (отношение к вещам, отношение к природе и животным, общее отношение к отдельным людям, общее отношение к социальной группе, отношение к государству, отношение к труду, отношение к нравственности и т.д. – всего 15 видов).

Ученые вводят в своей «Программе» понятия эндо– и экзопсихики. Лазурский использует эти понятия и в дальнейшей своей работе, понимая под эндопсихикой внутренние взаимосвязи психических элементов и функций, а содержание экзопсихики определяя отношением личности к внешним объектам, к среде, к природе, материальным вещам, другим людям, социальным группам, духовным благам — науке, искусству, религии, и к душевной жизни самого человека 1 . К характеристикам экзопсихики, меняющимся в зависимости от психического уровня, Лазурский отнес сознательность, идейность, богатство проявлений, координацию психических элементов и показал, что развитие эндопсихики обусловлено ее взаимодействием с окружающей средой. Однако активностью и ролью субъекта этого взаимодействия, центра, ядра психики Лазурский наделил не экзо-, а эндопсихику. Идея отношений личности к среде не стала у Лазурского предметом специальной дальнейшей разработки, а осталась подчиненной цели исследования эндопсихики.

Ближайший ученик А.Ф. Лазурского Михаил Яковлевич Басов(1892 – 1931) продолжает исследовать систему «организм — среда», представив ее как развивающуюся. Басов выделяет в этой целостной системе три подсистемы: организм, среду и деятельность. Исследователь рассматривает сложные отношения между этими подсистемами, работает над созданием языка описания этих сложных отношений, вводя новые понятия и показывая взаимопревращения соответствующих им явлений. Следуя логике психологического анализа системы «организм — среда», он приходит к трактовке ее основного отношения как деятельности. Ответственность за осуществление и структурирование деятельности он возлагает не столько на организм, сколько на среду, которая задает цели деятельности. Басов вводит понятие жизненно значимых, средовых отношений и делает шаг к конкретно-психологическому наполнению понятия «отношение».

Другой ученик А.Ф. Лазурского, Владимир Николаевич Мясищев(1893 – 1973), начиная с 1930 г. создает ядро психологии отношений. Он объединяет понимание отношения, имеющего эмоционально-потребностную природу, намеченное Лазурским и Франком, с принципом отношения организма к среде в объективной психологии Бехтерева. Таким образов, он выделяет внешнюю и внутреннюю стороны отношения. Внешняя сторона именуется как реакция, внутренняя сторона — как сущность отношения, собственно отношение. В задачи объективной экспериментальной психологии Мясищев вводит изучение и самой внутренней, субъективной стороны отношений. Внутренняя сторона отношения рассматривается им через сопряжение с деятельностью вегетативной нервной системы. Ученый характеризует отношение избирательностью, сближает его с установкой. В связи с изучением отношений к социуму он говорит также о форме, степени и направлении отношений.

Заслугой Мясищева является введение принципа целостности в психологию отношений, согласно которому отношение может быть обусловлено эндогенно и экзогенно и должно рассматриваться во всей совокупности взаимодействующих сторон и влияющих факторов. Принцип целостности Мясишев дополняет принципом развития (генетизма), или структурно-генетического понимания. Данная логика изучения отношения приводит к тому, что единицей анализа становится личность, организованная по внутренним структурным законам целого, определяемая Мясищевым в работе 1930 г. как «динамический, множественно обусловленный постоянно развивающийся процесс, в котором каждый данный момент уходит корнями в прошлое». Немного позднее ученый определил личность уже как систему отношений, введя в трактовку личности признак сознательности: «Сознательная личность, общественный индивид представляет собой, прежде всего, сложную динамическую систему отношений, обусловленную всей историей общественного развития человека». Таким образом, психологическим ядром личности является индивидуально-целостная система ее субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности.

Мясищев наметил многозначность понятия «отношение», которое имело по крайней мере пять авторских смыслов. Отношение рассматривается:

1) как связь субъекта и объекта, т.е. в соответствии с принципом отношения организма к среде;

2) как интегральная «позиция» субъекта;

3) как предмет психологии, поскольку психическое определено как система отношений;

4) как целостные свойства личности;

5) как обозначающее конкретную проблематику или специальный раздел психологии, включающий изучение целей, стремлений, интересов, оценок, идеалов, потребностей, убеждений, т.е. личностных смыслов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

На заключительном этапе научной деятельности Мясищев выделяет аффективный, когнитивный и конативный компоненты отношения. Система отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия. Конативную (волевую) тенденцию индивида к овладению объектом представляют потребности. В основе связи (отношения) между субъектом, испытывающим потребность, и объектом потребности лежит определенная функциональная нейродинамическая структура, проявляющаяся в тяготении к объекту и в активной устремленности к овладению им. Мясищев был одним из первых ученых, кто пытался использовать понятие «отношение» в связи с изучением поведения. Отношение представляется как регулятор общей динамики избирательного поведения, противостояния «силам поля». Трактовка отношений имеет у Мясищева и выраженный признак энергетизма: «Отношение — сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень силы эмоции, степень напряжения желания или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности».

Источники


  1. Качалов Кризис — Лучшее Время Для Роста. План 111 Мероприятий Роста / Качалов, Игорь. — М.: АСТ, 2015. — 352 c.

  2. Норна, Ирина Освобождение от иллюзий. 7 секретов счастливой женщины (комплект из 2 книг) / Ирина Норна , Наталья Матвеева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 544 c.

  3. Ковалев, А. Г. Психология семейного воспитания / А.Г. Ковалев. — М.: Народная асвета, 2015. — 256 c.
Ученые психологии отношений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here